Конспект логопедического занятия рыбы. Занятие на тему «Рыбы» в средней группе

Тема: «Речные рыбы»

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающие:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

Тема: «Речные рыбы»

Цель: Обобщить материал по теме: «Рыбы».

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

2. Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

3. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.

Развивающие:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

Материалы и оборудование : картинки с изображение речных,морских,аввариумных рыб; карточки с речными рыбами.

Ход занятия:

Внести крупный атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета.

Логопед: Ребята, что на атласе обозначает голубой и синий цвета?

Дети: Это вода: океаны, реки, озёра.

Логопед: А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)

Рыба живет в воде. На суше жить не может. Глаза есть, да не мигает. «Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники). Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает). Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль). Одежда из «монеток». Из каких монеток эта одежда? (это чешуя). Рыба живет в воде. Где может жить рыба? (в аквариуме, в море и т. д.). Как называются рыбы, живущие в море (морские), в реке..., в аквариуме...

Затем дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, жабры, туловище, хвост, плавники. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыба.

Логопед: Давайте посмотрим картинки и определим, что это за рыба.

Сом - крупнейший хищник наших водоемов. У него удлиненное тело, покрытое мелкой плотно сидящей чешуей, огромная голова. пасть оснащена щетками мелких, но острых зубов, пара длинных усов на верхней челюсти и четыре покороче - на нижней. Сом способен заглотнуть добычу, иногда мало уступающую ему по объему и весу (однако это ему удается крайне редко, чаще всего пищей служат мелкая придонная рыбешка, моллюски и раки).

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала мо¬жет менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.

Щука - одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскирован¬ная, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она не¬подвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими ос¬трыми зубами.

Логопед: А теперь, я загадаю вам загадки и проверю как вы запомнили.

На дне один

Лежит плоский блин. (Камбала.)

Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает. (Щука.)

Живу глубоко,

Плыву легко.

Зубастая, большая,

Я рыба морская. (Акула.)

Логопед: Ребята, а каких вы еще знаете рыб, обитающих в речке? (карп,сазан,язь,лещ,плотва и.тд)

Вы брали когда-нибудь рыбу в руки? Какая она на ощупь? (скользкая)

Физминутка:

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

То помашут плавниками,

То закружатся кругами (движения по тексту).

Логопед: Я сейчас вам буду называть рыбок, а вы скажите какая из них лишняя и почему

Плотва, окунь, лещ, кит

Акула, медуза, дельфин, сом

Игра «На дне». Координация речи с движением, развитие общей моторики. Логопед. Вставайте в круг. Вспомним игру «На дне».

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спину.)

Свои домики везут. Рогами шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево-вправо.)

На рыбок глядят. Рыбки плывут, (Передвигаются мелкими шажками, опустив руки, двигая только ладонями.)

Плавничками гребут. Влево, вправо поворот, (Плавные повороты туловища влево, вправо и на оборот.)

А теперь наоборот.

Рисуем рыбку

Итог: Что нового узнали? О чём говорили?


Екатерина Дунда
Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа)

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги, учить верно формулировать вопросы и задавать их, побуждать к составлению развернутого сложноподчиненного предложения, учить составлять рассказ, коллективный рассказ, учить согласовывать прилагательное с существительным.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: помещение группы, столы, магнитная доска, компьютер, проектор, колонки, презентация, аудиозапись с шумом моря, рыбка с чешуйками (несколько чешуек отличаются цветом – разные оттенки синего, картинки морских и речных обитателей, картинки моря, реки; ракушки, камни, весы с чашами, бутылочка с сюрпризом, жетоны, конверты с заданиями. Отрывок из мультфильма «В поисках Дори».

Планируемый результат:

Речевое развитие – умеют делить слова на слоги, умеют задавать вопросы и отвечают полным ответом, умеют согласовывать прилагательные с существительным, умеют составлять короткие рассказы.

Социально-коммуникативное развитие – умеют работать в команде, умеют договариваться, легко общаются с взрослым, задают вопросы.

Художественно-эстетическое развитие – проявляют интерес к русскому фольклору и загадкам; стремятся к самостоятельной творческой деятельности.

Физическое развитие – легко выполняют основные движения

Ход занятия:

Звучит шум моря.

Воспитатель: Ребята, что это? Вы узнали этот шум?

Дети: Да. Это море.

Воспитатель: А что такое море? А какие другие водоемы вы знаете?

Дети: Море – это….А еще есть озера, реки, болота и т. д.

Воспитатель: Какие из них с соленой водой, а какие с пресной водой?

Дети: ….

Воспитатель: Посмотрите, ребята. К нам заплыла загадочная рыбка. А в чем её загадочность? Что это за блестящие штучки на теле рыбки?

Дети: у нее необычные чешуйки.

Воспитатель: Правильно. На чешуйках у рыбки загадки. Отгадайте загадки! Кто отгадает - набирает себе команду. Но в команде может стать капитаном только самый внимательный и активный участник.

Эта рыба - хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. (акула)

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! - грозит. - Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Он в самом омуте живет,

У него огромный рот,

Вы слыхали о таком?

Ну конечно, это (сом)

Опасней всех она в воде,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом - такая злюка!

Конечно, это (щука)

Воспитатель: Молодцы! Детки, которые отгадали загадки, набирайте себе команду и плывите в свой водоем! Но будьте внимательны! Выберите тот водоем, в котором вы обитаете! Есть два моря и две реки! (Уточнить у команд, в каких они живут водоемах либо сразу, либо спросить, почему выбрали тот или иной водоем).

Дети занимают столы с изображением моря или реки.

Воспитатель: Нашли свои водоемы! Молодцы! Ребята, а у рыбки есть сюрприз! Вот он в бутылочке. Но получить мы его сможем, только если пройдем несколько испытаний. Каждый раз, выполняя задание правильно – мы будем получать жетон. Вот если наши жетоны перевесят эту бутылочку, то мы сможем открыть её.

Если команда-соперник не может ответить на вопрос, вы можете рассказать вместо них и тоже получить жетон. Для этого у вас на столах лежат флажки – любой из вас зная ответ, может взять его и махнуть. Рыбка любит тишину, поэтому команда, которая будет шуметь и мешать - будет лишаться жетона. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Смотрите, на столах лежат конверты с номерами. Какой откроем?

Дети: с номером 1.

Воспитатель: открываем! Каждый возьмет по одной рыбке, которая обитает в вашем водоеме. Будьте внимательны и помогайте друг другу.

Дети выбирают картинки, сверяют их с силуэтами на картинке с водоемом

Воспитатель: Кого ты выбрал и почему? (обращается к ребенку)

Ребенок: Я выбрала акулу, потому что она обитает в море.

Воспитатель: Раздели это слово на слоги! (дети обязательно прохлопывают части слова)

Ребенок: а-ку-ла. И т. д все дети

Воспитатель: Молодцы! Все команды справились и получают свои жетоны. Теперь вы можете открыть другой конверт. Какой?

Дети: с номером 2

Воспитатель: Второе испытание - в конверте морской обитатель. А вот какой он? Вы рассказывайте, а я буду проверять - принимает рыбка ваши ответы или нет. Дети перечисляют прилагательные.

Медуза – какая она? Медуза - прозрачная, опасная, медленная, светящаяся.

Акула – какая она? Акула - опасная, зубастая, хищная, быстрая.

Скат – какой он? Скат - электрический, плоский, длинный.

Морские звезды – какие они? Они разноцветные, хищные, колючие, ядовитые.

Воспитатель: Дети, вы справились. Молодцы! Вот ваши жетоны. Давайте, отдохнем. Рыбка приглашает нас поиграть с ней:

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб) .

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны) .

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния) .

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем) .

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо) .

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи) .

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила) .

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают) .

Воспитатель: Теперь мы можем открыть конверт номер?

Дети: номер 3

Воспитатель: Узнайте, кого загадала нам рыбка! Я помогу рыбке провести это испытание - каждой команде загадаю какого-нибудь морского или речного обитателя. Вы можете задавать вопросы (3-4, на которые я отвечаю: да или нет. Потом вы совещаетесь и называете. Команда, угадавшая обитателя – получает жетон!

1 команда – осьминог

2 команда – краб

3 команда – рак

4 команда – дельфин

(Дети задают вопросы. Совещаются. Дают ответ. Воспитатель открывает картинки).

Воспитатель: Молодцы! Команды получают свои жетоны. Ну, и последний конверт №4! Откройте его скорее!

Воспитатель: Так, что же это?

Дети: Части пазла.

Воспитатель: А где же другие части? У каждой команды только одна часть. Что же делать?

Дети: может соединить части всех команд?

Воспитатель: Молодцы! Конечно, только вместе, дружно можно преодолеть все трудности. Так даже лучше! Наши жетоны все вместе точно перевесят бутылочку с сюрпризом. Дети собирают пазл – схема для рассказа.

Дети: это схема

Воспитатель: Что же хочет рыбка?

Дети: Она хочет, чтобы мы рассказали ей про обитателей водоемов.

Воспитатель: Верно. Нам нужно при помощи схемы составить рассказ об обитателе, которого вы выбрали. Первое предложение – кто это, второе – где обитает, третье – чем питается, и четвертое – что вы знаете еще об этом обитателе водоема.

Например, это рак. Он живет в реке. Он питается водорослями и свежими водными растениями. Рак опасен. Он может сильно прижать палец своими клешнями. У него тело покрыто панцирем.

(Дети составляют рассказы).

Воспитатель: Команды вновь получают свои жетоны.

Воспитатель: Какие вы знайки! Всё знаете про морских и речных обитателей.

А есть что-то, что вы узнали только сегодня?

Дети: ….

Воспитатель: А что вы хотели бы сами рассказать сегодня дома о жизни морских и речных обитателей? Кому?

Дети:

А теперь предлагаю вам, объединить наши жетоны и взвесить их. Посмотрим – выиграли мы сюрприз или нет. (Дети собирают все жетоны и помещают на другую чашу весов. Жетоны перевешивают.)

Дети: ура!

Воспитатель: Открываем! Здесь билетик на просмотр мультфильма «В поисках Дори!» Давайте поблагодарим рыбку за такой замечательный сюрприз.

Дети: спасибо, рыбка!

(Дети усаживаются смотреть мультфильм).

Елена Мазанова
Конспект логопедического занятия «Рыбы» (подготовительная группа для детей с ОНР)

Предварительная работа :

А) Логопеда : называние пресноводных рыб по предметным картинкам, сравнение сходных по внешнему виду рыб, подбор действий и признаков к предмету по изучаемой теме, составление словосочетаний и простых распространённых предложений.

Б) Воспитателей : чтение рассказов об изучаемых рыбах из книги Шорыгиной «Рыбы , какие они?» , знакомство с повадками, условиями обитания и питания пресноводных рыб, рисование щуки, изготовление совместной работы по аппликации и оригами «Наш водоём» .

Цели :

1. Закрепление умения обобщения и классификации по теме «Рыбы » .

2. Уточнение номинативного и предикативного словаря.

3. Развитие умений словообразования : притяжательные прилагательные.

4. Развитие умений согласования количественных и порядковых числительных с существительными.

5. Развитие умений фонематического, слогового анализа и синтеза .

6. Развитие умений употребления в речи простых распространенных предложений различной структуры.

7. Развитие слухового внимания и логического мышления.

Оборудование :

1. Предметные картинки

2. Предметные демонстрационные картинки

3. Изображение объёмных кувшинок (по кол-ву детей ) .

4. Схемы слогов и звуков для анализа (наборы по кол-ву детей ) .

5. Демонстрационная картинка с изображением рыбака.

6. Схема на доске на котелке для звукового и слогового анализа .

7. Демонстрационные предметные картинки с изображением птиц и животных : лиса, волк, бурый и белый медведь, цапля, журавль, аист, чайка, рысь …

8. Изображение двух ведёр с цифрами : 1 и 2 (для слогового анализа ) .

9. Предметные силуэтные раздаточные картинки с изображением пресноводных рыб (20 – 25 штук) .

10. Шнурки по количеству детей .

Ход занятия:

I. Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, куда я собралась? (на рыбалку) Как вы догадались? (у Вас в руках удочка, ведро, Вы надели джинсы. Майку и кепку, на ногах сапоги) Хотите, я возьму вас с собой? (дети хором : Да) А вы знаете, что нужно взять? (дети называют предметы необходимые на рыбалке) Сейчас определим, кто может со мной отправиться на рыбалку. Присаживайтесь. (Дети садятся на свои места)

Есть у меня один знакомый рыбак (логопед выставляет на доску изображение рыбака, он тоже говорил, что знает, что нужно брать с собой, отправляясь на рыбалку и вот, что из этого получилось :

«За город начал рыбак собираться.

Удочку взял, чтобы рыбу ловить.

Взял дождевик, чтобы им укрываться

Взял самовар, чтобы чай кипятить.

Взял он кровать, чтобы спать на кровати.

Взял он ковёр, чтоб на нём загорать.

Взял он дрова, чтоб ему не искать их.

Взял чемодан, почему бы не взять?»

Почему же вы смеётесь?

Задание : подойдите к столу и возьмите по одной карточке с изображением предмета необходимого нам для рыбалки.

Предметные картинки : палатка, удочка, сети, карандаши, школьный ранец, ведро …

Хорошо! Я вас всех беру с собой. В путь. (Звучит песенка «С утра сидит на озере …» , дети рассаживаются на свои места)

II. Основная часть.

1. Уточнение номинативного словаря по теме «Рыбы » .

Задание : подумайте и назовите, какая рыба может водиться в нашем водоёме? (дети называют, логопед выставляет на доску картинки)

Сюжетная картина : «Водоём» .

Предметные картинки : карась, щука, лещ, судак, сом, ёрш.

2. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Как много рыбы в нашем водоёме . Пора приступать к их ловле.

ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ОТВЕЧАТЬ ЧЁТКО И ТОЧНО. СЛУШАТЬ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ, НЕ ПЕРЕБИВАТЬ ИХ - В ВАШИХ ВЕДЁРКАХ БУДУТ ПОЯВЛЯТЬСЯ РЫБКИ.

(дети берут в руки «удочки» , логопед подходит к каждому по очереди).

Задание : назовите первый и последний звук в названии рыбы , тогда она окажется у вас.

Например : карась – К …. СЬ (аналогично с остальными рыбами) .

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Я поздравляю вас с первым уловом. У каждого уже есть по одной рыбке. Я предлагаю вам вспомнить гимнастику для пальчиков «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка – озорница.

Я хочу тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка, раз – и уплыла!

Вот, какие весёлые рыбку в нашем водоёме!

4. Развитие умений слогового анализа и синтеза .

Первая рыба поймана. Нужно правильно разложить её по ведёркам.

Задание : назовите рыбу, определите количество слогов в слове .

Если в слове один гласный, «бросим» рыбку в ведро с цифрой 1, если в слове 2-е гласных – в ведро, на котором написана цифра 2.

Образец ответа : щука – в этом слове 2-е гласных, бросим щуку во второе ведро…

(Дети по цепочке называют слова по слогам и «бросают» своих рыбок).

ЛЕЩ КАРАСЬ

ЁРШ СУДАК

5. Подбор действий к предметам.

Мы разложили рыбу по вёдрам. Подумайте и скажите, что можно сделать с рыбой?

Образец ответа : рыбу можно пожарить, сварить, посолить, запечь, закоптить, замариновать …

Отлично! Мы с вами будем варить на костре рыбный суп. Кто помнит, как он будет называться? (уха) .

Для этого я приготовила волшебный котёл.

(логопед выставляет на доску изображение котла – схемы для )

6. Развитие умений слогового и звукового анализа .

Для приготовления вкусной ухи я возьму лишь часть нашего улова.

Задание : достаньте из ваших волшебных кувшинок схемы слогов и символы звуков . Назовите рыбу, выложите схему из слогов (анализ, затем из звуков (анализ) .

Образец : СОМ ЩУ - КА СУ - ДАК

(Дети выкладывают схемы на столе, логопед на пособии «Котелок» на доске).

Например :

7. Образование притяжательных прилагательных.

нужно немного подождать, пока наша замечательная уха будет готова. Я предлагаю вам ещё немного поиграть. Игра называется «Чей, чья?»

(логопед выставляет схему образования притяжательных прилагательных)

Задание : рассмотрите схему и скажите : чей хвост? (щучий, сомовий)

чья голова? (щучья, сомовья)

ЧЬЯ ГОЛОВА?

ЧЕЙ ХВОСТ?

8. Закрепление употребления в активной речи простых распространённых предложений с употреблением однородных членов.

На запах вкусной ухи к нашему костру спешат птицы и животные, которые не прочь отведать угощение. Кто может к нам присоединиться?

(дети называют животных и птиц, логопед раздаёт детям картинки с изображением названных героев).

Задание : угостите наших гостей – животных и птиц.

Образец : Я угощу рыбой пеликана и бурого медведя. А вы?

(ответы по цепочке) .

Приблизительный перечень предметных картинок : лиса, волк, медведь, пеликан, кошка, аист, рысь, цапля.

9. Согласование числительных с существительными.

Задание : посчитайте оставшийся улов и скажите, кто, сколько и каких рыб отнесёт домой?

Образец : Я отнесу маме трёх сомов и двух лещей.

III. Итог :

Задание : нанижите ваш улов на шнурок. Назовите рыб по порядку.

Образец ответа : сначала сом, за сомом карась, за карасём ёрш …

Молодцы! Наша рыбалка закончена. Пора домой.

Дети выходят под музыку «С утра сидит на озере любитель-рыболов …»

Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».

Задачи:

Коррекционные:

  • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме: названия рыб (акула, щука, ёрш, рыба-молот, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ), названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя); обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»), деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).
  • развивать связную речь: составление предложений, исправление допущенных ошибок;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
  • развивать наблюдательность, мышление;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • активизировать познавательную деятельность:

Образовательные:

  • учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • упражнять в образовании родственных слов; относительных прилагательных, употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • закреплять падежные окончания и формировать предложно – падежные конструкции
  • совершенствовать естественно-научные представления

Воспитательные:

  • повышать активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
  • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

Предварительная работа: знакомство детей с видами рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.

Разучивание игры на развитие мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, загадки, игры), мяч;

Раздаточный материал — картинки для игры «Прятки», цветные карандаши.

Организация образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Логопед: — Здравствуйте, ребята. Ребята, а вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, а и животные и даже рыбы.

Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по-рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд навстречу другому, так и поздороваемся. (Здороваются).

II. Основная часть

Логопед: Ребята, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – нибудь в гости сходила. Вы хотите, погостить еще у кого- то?

Сегодня я предлагаю всем отправиться в гости к рыбам.

— Как вы думаете, на чем можно отправиться в это путешествие? (дети перечисляют)

Логопед: Совершенно верно, тогда в путь! Занимайте места в нашей «подводной лодке». Поплыли!

(Видеовставка моря — слайд № 2)

На Земле - четыре океана-

Омывают континенты, страны.

Суши меньше в нашем мире, чем воды,

Под водой растут волшебные сады.

Они дивных обитателей полны

Разных формы, цвета и величины.

— Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! (слайд № 3)

— А где же дома у рыб? (слайд № 4)

Логопед: Волны и кораллы, и песок морской

Для рыбешек разных милый дом родной!

Логопед: Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы - нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам - они услышат нас, а они прошепчут нам свои, так и познакомимся. (Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут этих рыб? Разговаривают рыбы почти беззвучно. Но, вы сможете узнать, как их зовут, если внимательно послушаете и отгадаете мои загадки. (Показ слайдов с загадками № 5-12)

Дети отгадывают название рыбы.

Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

Колюч, да не ёж

Кто же эта рыба? (Ёрш)

Меня все и всегда узнают без труда.

Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь-краснопёрка)

Ну а братец мой морской

Ходит красный день — деньской. (Морской окунь)

Логопед: — Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (пресноводные)

— А тех, которые живут в море? (Морские) Отгадайте, кто это.

На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

Живу глубоко, плыву легко,

Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

— А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай…

Посмотрите, какие необычные рыбы встречаются в море. Вы их знаете? (рыба-пила, рыба-игла, рыба-зебра) (слайды № 13-16)

— Как вы думаете, почему их так назвали?

Отгадайте, о ком эта загадка:

К нам из сказки приплыла,

Там царицей была.

Это рыбка не простая.

Эта рыбка… (золотая)

Ярко – красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый меч он носит

И зовется … (меченосец)

Логопед: — Ребята, как назвать одним общим словом рыб, которые живут в аквариуме? (аквариумные) — Каких аквариумных рыбок вы ещё знаете?

— Ребята, существует очень много видов рыб, но всех их объединяет что-то общее.

Игра «Назови части рыб» (показ слайда № 17)

Загадка про рыбью чешую:

Логопед: У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Помогите отгадать,

Как одежду ту назвать? (рыбья чешуя) (слайд № 18)

— Ребята, а откуда берутся рыбы? (слайд № 19)

— Правильно. Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Но есть рыбы, у которых сразу рождаются детёныши — мальки. Например, акула и некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др.

— А без чего не могут жить все рыбы? (Без воды) — И все они как перемещаются? (плавают) Давайте встанем и покажем, как плавают рыбки.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

Рыбке весело играть. дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка хвостиком махнула, (Изображают хвостик)
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)

Артикуляционные упражнения:

1. «Рыбка» - вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

2. «Рыбки разговаривают» - дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

Открывает рыбка рот,

Но не слышно, что поёт.

3. «Щука» - показать зубы, оскалиться.

Щука — хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная.

Дыхательное упражнение «Большой и маленький».

Исходное положение - стоя.

Взрослый: — В водоёмах водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и на выдохе произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

Мимические упражнения:

1.Испугаться при виде акулы.

2.Обрадоваться золотой рыбке.

3.Огорчиться уплывшей рыбке.

Игры с мячом: «Семейка слов»

Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. — Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Логопед: Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Логопед: А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед: Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед: Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед: Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Логопед: Чей хвост у рыбы?

5- ребёнок. Рыбий.

Логопед. Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

— Я буду бросать вам мяч и называть рыб, а вы будете ловить мяч и называть эту рыбку ласково.

Сельдь — селёдочка; окунь — окунёк; щука — щучка; ёрш — ёршик; сом – сомик; сазан – сазаньчик, лещ- лещик и т.д.

Логопед предлагает детям занять свои места и продолжить путешествие. (Слайд № 20)

— Посмотрите, ребята, на море поднялся сильный ветер, начался шторм и перемешал всех жителей своего подводного царства. Помогите, навести там порядок.

Игра «Четвертый лишний» (слайды № 21-23)

Логопед показывает слайды с предметными картинками, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка и др. Логопед просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Игра «Нелепицы» : (Слайд № 24)

— Ребята, а вы знаете, как называются морские камушки? (галька) Посмотрите на наших морских камушках что-то написано. Но морские волны перемешали все камушки .(Слайд № 25) Я попробовала собрать гальку одинакового цвета и прочитать. И вот что у меня получилось. Послушайте предложения и помогите исправить допущенные ошибки. (слайды № 26-31)

Рыбка поймала золотая старик. (Старик поймал золотую рыбку)

Лещ охотится за щукой. (Щука охотится за лещом)

Аквариум живёт в сомик. (Сомик живёт в аквариуме).

Логопед: Молодцы, ребята. Как хорошо у вас получается. А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности. (слайд № 32)

Упражнение «Прятки» (раздаточный материал)

Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами. Расскажите, как рыболов использует эти предметы.

III. Итог: Вы помогли мне навести порядок в подводном царстве.

Логопед: Друзья, нам тоже пора отправляться домой.

В гостях хорошо, а дома лучше! А какие у нас были сегодня приключения!

Где же мы были?

Дети: Мы были в подводном царстве! (слайд № 33)

Логопед: Что в морском царстве с вами произошло?

Дети рассказывают, что было на занятии: каких рыб видели и т.п.

Логопед: На занятии вы меня порадовали своими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось. Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.

Алёна Хамова
«Весёлые рыбки». НОД в подготовительной группе по теме «Рыбы. Водоём»

Цель : обобщение знаний о рыбах.

Программное содержание :

Образовательные задачи :

Обогащать и активизировать словарь по теме «Рыбы . Водоём » .

Закреплять знания о рыбах, их видах, о водоёмах .

Закреплять умения обобщать и классифицировать.

Закреплять умения составлять и решать задачи.

Уточнить представления о свойствах предметов (в данном случае об объёме) .

Закреплять умения сравнивать предметы по объёму.

Развивающие задачи :

Развивать коммуникативные навыки (умение активно вступать в речевое взаимодействие, умение отвечать на заданные вопросы; умение рассуждать, сравнивать и делать выводы).

Развивать познавательный интерес.

Развивать психические процессы : восприятие, внимание, память, мышление.

Развивать координацию движений на основе согласования действий со словами физминутки.

Развивать мелкую моторику на основе пальчиковой гимнастики

Воспитательные задачи :

Совершенствовать произвольность регуляции поведения и концентрацию на деятельности.

Развивать чувство партнёрства и сотрудничества.

Закреплять навыки культурного поведения в общении друг с другом.

Материал : мяч, аквариум, условные мерки, игрушки – рыбки , декоративные камушки клеёнка, полотенца, алгоритм развития рыб, карточки к заданиям, кружки – для счёта мерок.

Предварительная работа : чтение книги Т. Шорыгиной «Рыбы . Какие они?» , отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.

Организационный момент :

Доброго вам дня, дорогие ребята. Подарим друг другу частицу тепла и доброты. Возьмёмся за руки, закроем глаза. Сделаем глубокий вдох, выдох. Откроем глаза. Скажем, друг другу все вместе «Я желаю тебе добра» . (Дети повторяют фразу) .

Ребята, вы любите секреты? У меня для вас есть коробка с секретом. (потрясти коробку) . Что в ней, вы узнаете, когда выполните задание.

Игра «Поставь точки по адресам. Соедини по точкам» .

Прошу всех сесть на свои места за столы. Вам необходимо поставить точки по известным адресам-координатам, затем соединить их и вы узнаете, что в коробке. А Сева – соединит все точки от 1до 12 и тоже откроет секрет. Возьмём карандаши, начинаем работать. Будьте внимательны. (Воспитатель диктует координаты точек, а дети их отмечают в соответствующих клетках.)

Что у вас получилось, кто угадал, что лежит в коробке?

Интересно ребята для чего нам эти рыбки , что мы можем с ними делать? (предложения детей.) Ваши предложения мне очень нравятся. Но больше всего мне понравился вариант с аквариумом. Как вы думаете. Мы можем оформить аквариум в группе ?

Но для этого, давайте все вместе вспомним всё то, что мы знаем о рыбах.

Предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос – ответ» . (игра с мячом)

Какие животные называются рыбами?

Где живут рыбы ?

Какие бывают рыбы ?

Какие части тела есть у рыб?

Чем покрыто тело рыб?

Что помогает рыбам плавать?

Чем питаются рыбы ?

Алгоритм развития рыб

Ребята, всё живое вокруг нас растёт и развивается. И рыбы конечно не исключение. Предлагаю вам составить алгоритм развития рыб. Для этого вам нужно выбрать себе пару (воспитатель раздаёт каждой паре конверт с заданием) . Располагайтесь на ковре как вам удобно. Выполняем задание.

Кто из вас готов рассказать этапы развития рыб. Мы составили алгоритм развития рыб из икринок. Но существуют и живородящие рыбы . Тогда какие части алгоритма будут лишними? Молодцы. Так развиваются рыбы .

Игра «Чей дом»

У каждого из нас есть дом и у рыб тоже. Вспомним ребята, где живут рыбы (дети называют) . Если рыба живёт в море, то она, если в аквариуме-, если в пресной воде- …

Назовите водоёмы с пресной водой ? (река, озеро, пруд) .

Для вас на столах лежать дома рыб. Ваша задача расселить всех рыб по своим домам.

Молодцы, всех рыб расселили.

Пальчиковая игра «Рыбка »

Рыбка плавает в водице ,

Рыбке весело играть

Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

Рыбка , рыбка , озорница,

Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

Медленно сжимают ладони

Рыбка спину изогнула

Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла

Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула ,

Рыбка быстро уплыла

Снова «плывут» .

Как известно рыбы быстрые , юркие, шустрые. Предлагаю поиграть с рыбками и отдохнуть .

Физминутка :

"Рыбка ".

Рыбка рыбке говорила ,

Плавничками шевелила :

"Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять :

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка".

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Игра «Логические таблицы»

Воспитатель приглашает детей за стол.

-Рыбы решили сыграть с нами в прятки. Рассмотрите таблицы, каких рыб не хватает? Подберите из предложенных каточек и разложите на свои места.

Молодцы, всех рыб нашли.

Игра «Составь и реши задачу»

Рассмотрите внимательно задание. Вам необходимо составить по карточкам задачу, решить её. Напомню, что у каждой задачи есть условие и вопрос. Ребята, кто из вас желает задать свою задачу ребятам, а они её решат?

Молодцы, составили и решили задачи.

Игра «Родственные слова»

Подберите картинки с родственными словами к слову рыба и назовите эти слова.

(На ковре воспитатель раскладывает картинки, дети выбирают, называют слово и объясняют его.)

Молодцы, подобрали слова-родственники к слову рыба.

«Аквариум»

Ребята, мы поговорили про рыб, поиграли с ними. Теперь предлагаю вам создать аквариум.

Скажите, пожалуйста, какой формы бывают аквариумы?

Какой формы наш аквариум?

Какие аквариумы бывают по объёму, по тому, сколько вмещается в него воды?

Как вы думаете, что нам нужно, что бы заполнить аквариум водой ? (вода, мерки)

В аквариум необходимо налить 16 мерок воды. Вас 8 человек. По сколько мерок воды каждый из вас должен налить в аквариум, чтобы было поровну? (по 2 мерки) .

Мерки все разные. Нам нужно выбрать одинаковые мерки по объёму. Как вы думаете, что необходимо для этого сделать? (сравнить мерки, выбрать одинаковые) . Выполняем.

(Дети сравнивают мерки методом переливания воды, находят одинаковые.)

Мерки определили. Теперь каждый из вас нальёт по 2 мерки воды в аквариум, при этом откладывая на стол за каждую мерку 1 кружок. Сколько всего мерок налили в аквариум? Чему равен объём аквариума?

Поселим рыбок. Ульяна, Настя, Вероника – украсят аквариум камушками, осторожно не бросая их. А все остальные ребята – запустят рыбок в аквариум. (Дети любуются аквариумом.) .

Итог : Мы с вами ребята выполнили все задания и теперь у нас есть аквариум. Подарим друг другу аплодисменты. Ребята, мне очень интересно, какой секрет может быть в коробке, но это узнаем в следующий раз. Всем спасибо.

Публикации по теме:

Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро» Беседа с детьми по экосистеме «Водоём, река, озеро». Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у детей желание.

Домашнее задание «Рыбы» Родителям: рассказать ребенку о рыбах, где живут (в морях, океанах, реках, прудах, озерах, аквариумах.); рассказать.

Конспект интегрированного НОД по художественному творчеству. Пластилинография «Аквариумные рыбки» подготовила воспитатель Козаева Т. В..

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Рыбки играют, рыбки сверкают» Интегрированное занятие в средней группе Рыбки играют, рыбки сверкают…. Цель: развитие творческих способностей детей через продуктивную.



 

Возможно, будет полезно почитать: