Крупнейшие техногенные катастрофы XXI века. Общие сведения об авариях на химически опасных объектах Крупнейшие химические катастрофы

1. Город Бхопал (Индия, 1984 год) – в ночь со 2 на 3 декабря на значительную часть города с населением 800 000 человек распространилось стелющееся (высота слоя 5 метров) облако, состоящее из аэрозоля метилизоцианата (МИЦ). В результате интоксикации погибло около 2500 человек уже в первые сутки.

Тяжелые поражения глаз, лёгких и печени у нескольких тысяч человек появились в течении 1-2 лет. Всего пострадало около 335 000 человек, из которых 85 000, можно считать, получили тяжелые отравления. У значительной части населения в 12-и километровой зоне выявлены генетические повреждения. Было отмечено массовое заражение водоисточников и поражение сельскохозяйственных культур в радиусе десятков километров. Общей ущерб оценен индийской стороной в 15 млрд долларов.

Причины аварии и особенности поражающего действия. На заводе фирмы «Union Carbide» (площадь – 6.8 га, 650 рабочих, производство пестицидов на основе карбаматов мощностью около 7 000 т/год) произошло попадание воды в полузаглубленный резервуар, где хранилось около 45 тонн МИЦ. Интенсивный выброс продолжался около 1.5 часа.
Причины поражения людей: отсутствие оповещения, системы контроля утечки сильнодействующих ядовитых веществ на объекте, метеоданных, средств защиты и противохимической подготовки населения, а также благоприятные условия распространения облака в ночные часы.

Ликвидация последствий аварии:
— создана правительственная комиссия;
— в радиусе 25 км район был оцеплен войсками и полицией;
— созданы специализированные медицинские центры (750 медработников) и отряды добровольцев, которые работали в очаге аварии;
— медицинская помощь была оказана 400 000 человек, а 20 000 были госпитализированы.
— на заводе в течении 4 дней (в конце декабря 1984 года) проводилась нейтрализация оставшихся 15 т МИЦ. В этот период было организовано проведение повторной эвакуации 300 000 человек;
— завод закрыт, отделение фирмы «Union Carbide» расформировано.
При штаб-квартире НАТО была организована специальная группа по изучению поражающих свойств МИЦ. Под видом врачей её сотрудники выезжали в город Бхопал.
Авария на заводе фирмы «Union Carbide» в индийском городе Бхопал является крупнейшей техногенной катастрофой в мире.

Примечание:
— метилизоцианат (МИЦ) – ингаляционно опасное сильнодействующее ядовитое вещество с выраженным комбинированным действием. Его токсичность в 5 раз выше, чем у фосгена; раздражающее действие ощущается человеком при концентрации 0.0006 мг/л. Первые симптомы: сильное раздражение верхних дыхательных путей, быстрое удушье, временная слепота. Одна из коварных особенностей МИЦ выявлена в ходе ликвидации последствий аварии. А именно: врачи отмечали, что люди, получившие первую помощь после отравления, выйдя на улицу, где в малых концентрациях присутствовал МИЦ, через некоторое время погибали;
— аварии с аналогичными последствиями возможны на предприятиях по производству химических средств защиты растений, полиуретанов и производствах, где используется изоциановая кислота. Такие же последствия характерны для мощных выбросов хлора и фосгена;
— общее количество производственных предприятий данного типа в странах мира превышает 500, а в странах бывшего СССР их до 40.

2. Город Севезо (Италия, 1976 год) – в группе реакторов, в которых осуществляется синтез трихлорфенола, произошло разрушение одного аппарата, и его содержимое выделилось в атмосферу в течение 20 минут. Облако указанного продукта, в котором содержалось около 4 кг диоксина, распространилось на площади более 18 км2 с населением около 37 000 человек. Диоксином было поражено несколько сотен человек. Погибло много сельскохозяйственных животных. Общий ущерб экономике района оценивался в 20 млн долларов. После восстановления завод продолжил работу.

Опасность происшедшего не сразу была оценена, но спустя несколько дней, после установления наличия диоксина, была проведена частичная эвакуация и было принято решение на ликвидацию последствий аварии. Мероприятия осуществлялись службами полиции и гражданской обороны при активном участии военных химиков НАТО.
По данным 6 метеостанций было осуществлено оперативное прогнозирование границ зон, а в результате химической разведки были выявлены три зоны: зона А – площадью 1 км2, плотность заражения до 20 000 мкг/м2; зона В – площадь 3 км2, плотность – до 50 мкг/м2; зона Р – площадью 14 км2, плотность – ниже 5 мкг/м2. Было установлено, что на площади 115 га необходимо собрать и захоронить жилые дома, посевы, деревья, кустарники и траву с верхним слоем грунта, которые не подлежали дегазации. На остальной территории, которая была объявлена запретной зоной и огорожена, дегазация проводилась в течение 8 лет. Это было чрезвычайно трудоёмкое мероприятие, которое выполнялось нетрадиционными методами: термической обработкой, снятием верхнего слоя грунта, а также применением мощных автопылесосов. Зараженные материалы специальным автотранспортом вывозились в ФРГ на захоронение. Для анализа проб на диоксин была создана специальная лаборатория.

Примечание:
— диоксин – наиболее токсичное из полученных на сегодняшний день веществ (смертельная доза его изомеров составляет от 0.0006 до 0.1 мг/кг). Это вещество рассматривается как одно из потенциальных наиболее опасных боевых отравляющих веществ. Проявление эффектов действия этих сильнодействующих ядовитых веществ замедленно и напоминает радиоактивное поражение;
— хлорированные углеводороды циклического ряда (диоксин образуется как побочный продукт) производятся на полнопрофильных нефтехимических комбинатах, на заводах гербицидов, лакокрасочной и парфюмерной промышленности. Общее количество объектов данного типа велико, однако, незначительная единичная мощность аппаратов, присутствие диоксина в качестве примеси определяют сравнительно низкую вероятность таких аварий. Вместе с тем их последствия всегда чрезвычайно опасны.

3. Город Горький (СССР (ныне – город Нижний Новгород, Россия), 1966 год) – на станции разлива жидкого хлора в цистерны произошёл вылив 28 т жидкого хлора. Облако испарившегося газа распространилось на район города с населением 100 000 человек. Была проведена частичная эвакуация. Количество легкопоражённых составило 2740 человек, им оказана амбулаторная помощь, госпитализировано – 1 863 человек.

4. Город Янгстаун (США, 1978 год) – ночью повреждена железнодорожная цистерна с жидким хлором. От мгновенной интоксикации погибло 8 человек, а около 70 были доставлены в больницы, причем многие из них в крайне тяжёлом состоянии. Срочно из прилежащих объектов было эвакуировано 2 500 человек. К ликвидации последствий аварии были привлечены войска Национальной гвардии.

5. Город Торонто (Канада, 1979 год) – ночью произошло крушение поезда, перевозившего химические продукты. Были повреждены цистерны, содержащие 90 т хлора, 225 т стирола, 742 т пропана, 366 т едкого натра и 136 т толуола. Произошел взрыв и пожар, который, несмотря на усилия пожарных, продолжался в течении 6 дней. Из цистерн с хлором началась утечка газа. В атмосферу поступило 70 т хлора и значительное количество токсичных продуктов горения.
Менее чем за сутки было эвакуировано около 200 000 жителей. Для постоянного контроля химической обстановки на следе распространения зараженного воздуха использовались две мобильные системы, предназначенные для определения смесей сильнодействующих ядовитых веществ в атмосфере. Организация ликвидации последствий аварии была проведена на высоком уровне. Пораженных практически не было.

6. Город Ярославль (СССР (Россия), 1988 год) – ночью в 150 м от железнодорожного моста через Волгу произошла авария поезда № 2502. С рельсов сошли 3 цистерны с гептилом (компонент ракетного топлива), из которых одна перевернулась и началось истечение продукта на насыпь со скоростью 100 л/час. Всего вылилось 740 литров, из которых 60% было собрано в ёмкости в ходе локализации очага аварии. Ликвидацией последствий аварии руководила постоянная чрезвычайная комиссия областного исполнительного комитета (правительства области).
Из зоны радиусом 100 м на основании прогноза было эвакуировано население (3 000 человек). Химическая разведка до прибытия войсковых подразделений проводилась органолептическим способом, что явилось недостатком. В зимнее время (февраль) дегазация гептила кашицей ДТС-ГК проходила неполностью. Дополнительно была организована термическая обработка грунта, зараженного гептилом, которая также оказалась неэффективной. Всего обработано 1 500 различных проб объектов внешней среды. На всех работах было задействовано: 1 170 человек, в том числе 35% военнослужащих; инженерной техники – 22 единицы; автомобильной и специальной техники – 131 единица. Личный состав в очаге аварии использовал изолирующие (КИП-8, ИП-4) и фильтрующие (ГП-5, ПРВ-У) противогазы и комплекты защиты кожи (Л-1, КЗИ-2 и ОЗК). Было вывезено 150 м3 зараженного грунта в два места захоронения.
58 человек госпитализировано, у 18 человек установлено острое отравление. Ликвидация последствий аварии длилась 6 суток.

7. Город Фликсборо (Великобритания, 1974 год) – на заводе капролактана в результате разрыва трубопровода в атмосферу было выброшено 40 т циклогексана, который испарившись, образовал облако (200 м в диаметре при скорости ветра 7 м/с). Через 45 с облако, встретившись с источником пламени, взорвалось. По мощности взрыв был эквивалентен заряду 50 т ТНТ.
На площади 4.5 га возник сплошной пожар. Повреждены были хранилища сильнодействующих ядовитых веществ в резервуарном парке (1 км от завода).
Завод был практически полностью уничтожен. Взрывом было убито 29 и ранено 36 человек. За пределами завода 53 человека получили серьёзные ранения и сотни – лёгкие, значительный ущерб был нанесён около 2 000 зданий. Автомобили в радиусе 600 м восстановлению не подлежали.
Было привлечено 250 пожарных, которые работали в изолирующих противогазах и защитной одежде из-за утечки аммиака и др. сильнодействующих ядовитых веществ. 23 пожарных были поражены.

8. Город Сиракузы (Италия, 1971 год) – в резервуарном парке, расположенном в припортовой полосе, возник пожар. Причина – взрыв резервуара, содержащего 109 т уксусного альдегида, из-за отказа в системе азотного дыхания.
Пожар быстро охватил два резервуара с 8 000 аммиака, два – с 500 т уксусного альдегида, пять – с 5 000 т акрилонитрила. Образовалась мощная зона загазованности; в радиусе 3 км была проведена эвакуация, прервано железнодорожное и морское сообщение. Пожар и зона химического заражения были ликвидированы через 6 суток.

9. Города Кейбот и Биг-Спрингс (США, 1979 год) – на магистральном аммиакопроводе произошёл разрыв трубы (отверстие 46х10 см). В результате вытекло 700 т жидкого аммиака, из которого образовалось газовое облако, распространившееся на площади 4 000 га. Район аварии был лесистым. От действия облака аммиака листья обесцветились, а в близи на площади 4.3 га лес почернел Во всех 35 прудах зоны заражения погибла рыба.
Аммиакопровод по сигналу автоматизированной системы был перекрыт на протяжении 15.5 км. Проведена срочная эвакуации жителей. Жертв не было.

10. Город Базель (Швейцария, 1986 год) – пожар на складе химического концерна «Сандоз», где хранилось 900 т сильнодействующих ядовитых веществ, привёл к сбросу в воду реки Рейн 30-40 т токсичных продуктов. Заражённая вода со скоростью 3.7 км/ч двигалась вниз по течению и на 6-й день достигла города Бонн (ФРГ). Произошла гибель рыбы, флоры и фауны. Забор воды даже для технических нужд был временно прекращен.
На 280 км от места аварии реке Рейн был нанесён серьёзный экологический ущерб. К ликвидации последствий аварии привлекались различные службы, в том числе Гражданская оборона Швейцарии, Франции и ФРГ. Действия по локализации очага предотвратили сброс остальных сильнодействующих ядовитых веществ, а также повреждение склада фосгена, находящегося в 250 м от пожара.

11. Город Верона (Италия, 1977 год) – в результате выхода из строя очистных сооружений длительное время в воды реки Адиджи сбрасывались сильнодействующие ядовитые вещества, обладающие широким спектром токсического действия, способностью накапливаться в организме, а также устойчивостью в окружающей среде (различные галогенированные ароматические соединения).
Когда факт поступления в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ был установлен и определены их источники, местные органы власти немедленно запретили использование подземных и поверхностных вод.
Масштабы последствий аварии: вдоль течения реки до впадения в Адриатическое море были заражены выше допустимых уровней сотни водозаборных колодцев (в среднем 60-70 м глубиной). Производство высококачественных химических продуктов было закрыто (мощность установок галогенирования – 2 500 т/год).
После локализации вредных сбросов (установка угольных фильтров) была организована широкая программа ликвидации последствий аварии, которая включала:
— сбор продуктов утечки и промышленных вод;
— дегазация продуктов сжиганием и кислотной нейтрализацией;
— химический контроль путём отбора проб сетью стационарных и мобильных пунктов.
Наряду с ликвидацией последствий аварии, проводились исследования:
— поведение сильнодействующих ядовитых веществ в почве;
— переход сильнодействующих ядовитых веществ в растения;
— токсикологического действия на человека и животных;
— эпидемиологической ситуации среди рабочих завода и населения, проживающего в зараженном районе.
Весь комплекс работ продолжался около 3 лет.
В результате, вместо собственно ликвидации последствий аварии, с участием международной помощи были получены практические рекомендации, которые были обобщены на специальном совещании рабочей группой по критериям химической безопасности Всемирной организацией здравоохранения при содействии Министерства здравоохранения Италии. Разработанные методы мониторинга (наблюдения и контроля) и борьбы с загрязнением почвы и подземных вод используются в качестве руководящих документов в ряде стран пи возникновении подобных аварий.

В настоящее время стремительно увеличивается ассортимент химических веществ, применяемых в быту, промышленности, сельском хозяйстве. Многие из них вредны и токсичны. При аварии с выбросом аварийно-химических опасных веществ в зону поражения попадают люди, животные, растения, водоемы, почва, воздух, причем не только в районе бедствия. Последствия катастроф распространяются и на близлежащие территории. Далее рассмотрим подробнее, что происходит при аварии с выбросом опасных химических веществ. Примеры некоторых случаев также будут описаны в статье.

Школьный курс

Еще в общеобразовательном учреждении дети узнают о тех предприятиях, на которых могут произойти аварии с выбросом опасных химических веществ. ОБЖ (8 класс) знакомит учеников не только с основными причинами катастроф. Дети получают базовые знания о том, как нужно себя вести при таком ЧП. Однако это не вся информация, которую нужно знать об аварии с выбросом опасных химических веществ. ОБЖ - это и в рамках нескольких уроков нельзя охватить всю проблему. А она стоит сегодня достаточно остро и имеет международный масштаб.

Общая характеристика предприятий

Как выше было сказано, опасные химические соединения достаточно широко используются человеком сегодня. Если говорить о промышленности, то наиболее крупные запасы сконцентрированы на оборонных, металлургических, нефтеперерабатывающих, целлюлозно-бумажных предприятиях. Безусловно, используются токсичные соединения и в химической промышленности. Также определенный объем вредного сырья присутствует на мясомолочных заводах, в холодильниках, на торговых базах и складах. Токсичные соединения можно обнаружить на объектах ЖКХ. Все эти предприятия представляют серьезную угрозу. На них всегда существует вероятность аварии с выбросом опасных химических веществ.

Основные вредные соединения

Наиболее широко в промышленных масштабах используются:


Как правило, большинство токсичных соединений находятся в виде жидкости либо газа. При хранении, применении, перевозке в производственных целях газообразные вещества приводят в жидкое состояние путем сжатия. Этот процесс используется для уменьшения объема сырья. Однако вероятность аварии с выбросом опасных химических веществ только увеличивается.

Классификация катастроф

При аварии с выбросом опасных химических веществ создается зона поражения. Токсичные соединения имеют способность быстро перемещаться в воздухе. Так, при аварии с выбросом опасных химических веществ соединения, двигаясь с приземным потоком ветра, могут распространиться на десятки километров. При этом на своем пути они поражают все вокруг. Аварии с выбросом аварийно химических опасных веществ подразделяются на категории в зависимости от масштаба зоны заражения. Так, могут произойти частные, региональные, объектовые, местные, глобальные катастрофы. К последней категории относят аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ в мире. Примеры этих катастроф показывают, насколько серьезна проблема использования токсичных соединений человеком.

ПДК и "токсодоза"

Первая аббревиатура означает токсических веществ. Также вместе с этим понятием используется и термин "токсодоза" (токсическая доза). Эти определения характеризуют свойства вредных соединений. Максимально допустимое содержание - это такая концентрация, которая при ежедневном влиянии на организм людей на протяжении продолжительного периода не вызывает заболеваний либо патологических изменений, которые могут быть выявлены с использованием современных диагностических методов. ПДК относится к рабочему восьмичасовому дню. Этот показатель не используется для оценки вреда при аварии с выбросом В мире достаточно широко используется понятие "токсодоза". Этот показатель отражает объем соединений, способный вызвать токсический эффект.

Особенности

Следует сказать, что аварии с выбросом опасных химических веществ (фото некоторых катастроф представлены в статье) отличаются ограниченным периодом действия вредных компонентов. Величина ущерба окружающей среде и человеку будет зависеть от масштаба и токсичности соединений. При аварии с выбросом опасных химических веществ (примеры в мире - тому подтверждение) создается не только угроза здоровью, но и зачастую жизни людей.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ: примеры ЧП за рубежом

В 2012 году, 17 января, стало известно о катастрофе в г. Брюль на одном из заводов по производству оборудования. В результате аварии произошла химическая реакция, образовалось облако хлора. В катастрофе пострадало 39 человек. Из них в больницу было отправлено 16. Всего с завода было эвакуировано 300 сотрудников. 27 июня 2011 года в США, на одном из перерабатывающих предприятий, принадлежавших крупнейшему производителю мяса Tyson Foods, произошла авария, в результате которой получили 170 работников. Как отмечали местные СМИ, причиной катастрофы стало случайное смешение разных токсичных соединений. В момент ЧП на предприятии присутствовало около 600 сотрудников. Госпитализировано было 173 человека.

Транспортные ЧП в разных странах

20 мая 2012 года около немецкой ж/д станции Мюльхайм сошел с рельсов товарный состав, перевозивший химикаты. В результате ЧП разлилось большое количество хлорацетата натрия, битума и нефтяного гудрона. В радиусе 0.5 км были эвакуированы люди, а сама железнодорожная ветка была временно закрыта. В 2011 году, 11 июля, неподалеку от г. Дебелец (Болгария) перевернулась автоцистерна, следовавшая из Турции. В результате аварии произошла утечка винилбензола. Около 2.5 тысяч человек было эвакуировано из зоны поражения. В том же году неподалеку от Букингемского дворца из грузовика выпала цистерна с химикатами. В результате этой катастрофы эвакуация людей произведена не была. Однако власти оцепили местность в радиусе 25 метров.

Статистика по РФ

В период с 1985-го по 1990-й на отечественных предприятиях произошло порядка 120 крупных катастроф. Эти происшествия были связаны с хранением, транспортировкой и использованием в производстве токсичных соединений. В течение 1994 года было зафиксировано около тысячи катастроф этого типа. В России сегодня функционирует порядка 3 000

Зарегистрированные случаи в РФ

Аварии с выбросом опасных химических веществ, примеры которых будут описаны далее, произошли по разным причинам. В целом катастрофы случаются вследствие технических ошибок, механических повреждений, разгерметизации емкостей, столкновений с транспортом. В 2013 году стало известно об аварии в Липецке. Катастрофа произошла на местном металлургическом комбинате. В результате выброса сорного бензола в ходе аварии погибло 2 человека. ЧП не сопровождалось горением и взрывом. В ходе спасательной операции сотрудники комбината были эвакуированы. Не было зафиксировано и угрозы для жизни населения близлежащих районов.

Происшествия в 2012 году

К сожалению, аварии с выбросом опасных химических веществ в России (примеры их можно встретить в литературе чаще, чем описание ЧП в других странах) не являются редкостью. Так, в 2012 году было зафиксировано несколько крупных катастроф:


в 2010 году

22 ноября случился прорыв трубопровода на одном из хладокомбинатов на севере Москвы. В нем находился аммиак. ЧП произошло вследствие разгерметизации трубы. При этом сработала автоматическая защита, в результате чего подача аммиака была прекращена. Сотрудники предприятия были эвакуированы. В катастрофе пострадавших не было. В Екатеринбурге 21 октября случился выброс одоранта (химически опасного соединения). Ветром пары отнесло в стороны г. Березовский и Калиновки. Специалисты оперативно обнаружили участок утечки и перекрыли его. Используя раствор марганца, спасатели также произвели нейтрализацию соединения в почве. Угрозы для людей не было. В ночь с 14-го по 15-е февраля в г. Краснокамске на ЗАО "Проихимпермь" производился перелив растворителя. Во время проведения работ разорвался шланг. В результате этого на площадку вылилось 2 м 3 растворителя. Под уклоном соединение ушло сквозь канализационный коллектор на очистные сооружения и далее в водохранилище. В результате этого ЧП без воды осталось более 50 тысяч человек, так как снабжение было отключено на время устранения последствий катастрофы.

Транспортные аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ в России: примеры

В 2012 году, 6 февраля, в Новосибирской области на ст. Болотная произошла утечка гидрата аммиака из ж/д цистерны. Во время стоянки вытекла четверть объема содержимого. Часть аммиака разлилось по пути следования. Вместе с грузовым составом протекающая цистерна прибыла на ст. Химзаводская Куйбышевской ж/д. Там ее отцепили и отправили в тупик. Годом ранее, в 2011-м, в начале ноября, перевернулась автоцистерна с Из общего объема (12 т) вытекло около 200 л. Прибывшие пожарные смыли раствор. Горловина цистерны была загерметизирована. На станции Челябинск (Главный) в том же году, в ночь на 1 сентября в одном из вагонов было обнаружено задымление. При проверке было выявлено, что в нем находился бром в стеклянных емкостях. Несколько из них разбилось. Сотрудниками станции в оперативном порядке вагон был перевезен на безопасное расстояние. Было выставлено оцепление. В тот же день разлив брома был полностью ликвидирован. По данным следственного комитета, от выброса паров пострадало 132 человека, 52 из них были направлены в больницу.

В заключение

Это далеко не все аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ в России. Примеры, приведенные в статье, это только официально известные случаи. Некоторые катастрофы не получили огласки. Вероятно, это связано с небольшими их масштабами. Однако стоит сказать, что каким бы он ни был, в любом случае токсичные соединения наносят непоправимый вред как людям, так и окружающей среде. Аварии с выбросом опасных химических веществ в России - одна из основных проблем, стоящих перед правительством. Наиболее остро стоит вопрос обеспечения защиты населения от токсического воздействия. Для повышения безопасности объектов, чтобы предотвратить аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ, в России должна быть усовершенствована система подготовки персонала, модернизировано оборудование, ужесточены правила поведения на таких предприятиях.

Экологические катастрофы имеют свою специфику - во время них может не погибнуть ни одного человека, но при этом будет нанесён очень значительный урон окружающей среде. В наше время виновником экологических катастроф является в основном человек. Рост промышленного и сельскохозяйственного производств приносит не только материальные блага, но и медленно убивает нашу среду обитания. Поэтому в людской памяти надолго запечатлеваются самые большие экологические катастрофы в мире.

1. Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»

Плававший под багамским флагом однокорпусный танкер «Престиж» был построен на японской верфи Hitachi для перевозки сырой нефти и спущен на воду в 1976 году. В ноябре 2002 года проходя через Бискайский залив, танкер попал возле берегов Галисии в сильный шторм, в результате чего получил трещину длиной 35 м, из которой стало вытекать около тысячи тонн мазута в сутки.
Испанские береговые службы не позволили грязному судну зайти в ближайший порт, поэтому его попытались отбуксировать в Португалию, но и там был получен аналогичный отказ. В конце концов, неприкаянный танкер отбуксировали в Атлантику. 19 ноября он затонул окончательно, расколовшись на две части, которые погрузились на дно на глубину порядка 3700 м. Поскольку устранить поломку и откачать нефтепродукты было невозможно, то в океан попало свыше 70 000 кубометров нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более тысячи километров, это нанесло местной фауне и флоре колоссальный ущерб.
Для Европы этот случай стал самым катастрофическим разливом нефти за всю историю. Ущерб от него оценили в 4 млрд евро, над ликвидацией его последствий трудились 300 000 волонтёров.

2. Крушение танкера «Эксон Валдез»

23 марта 1989 года из терминала в аляскинском порту Валдиз отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», который направлялся в калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно из Валдиза, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот уже к тому времени был «навеселе». В море были айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, оповестив об этом береговую охрану. Получив разрешение от последней, он поменял курс, а в 23 часа покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника и матроса, которые перед этим уже отстояли свои вахты и нуждались в 6-часовом отдыхе. Фактически танкером управлял автопилот, руководствовавшийся навигационной системой.
Перед уходом капитан проинструктировал помощника, что через две минуты после прохождения траверза острова нужно изменить курс. Помощник передал этот приказ матросу, но либо он сам запоздал, либо запоздало его исполнение, но в половине первого ночи 24 марта танкер врезался в Блайт-риф. В океан в результате катастрофы вылилось 40 000 кубометров нефти, а экологи считают, что значительно больше. Загрязнению подверглись 2400 км береговой линии, что сделало эту аварию одной из самых значительных экологических катастроф в мире.


На протяжении истории человечества сильнейшие землетрясения не раз наносили людям колоссальный урон и были причиной огромного числа жертв среди населе...

3. Чернобыльская катастрофа

О крупнейшей в истории человечества аварии на АЭС, произошедшей в Чернобыле, наверное, слышал каждый. Её последствия видны и ныне, и ещё много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор, а в окружающую среду были выброшены тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга - подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно.
Официально считаются погибшими от аварии порядка 200 человек, непосредственно принимавших участие в её ликвидации, их жизни унесла лучевая болезнь. Громадный урон понесла природа всей Восточной Европы. Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю, разносимые ветром. Свою долю в трагичность разворачивающихся событий вокруг ЧАЭС внесло стремление властей не предавать широкой огласке произошедшее, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и деревень, не попавших в отчуждаемую 30-километровую зону, беспечно остались на своих местах.
В последующие годы среди них наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рожали тысячи уродцев, и это наблюдается до сих пор. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местности властям пришлось эвакуировать свыше 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС. В ликвидации этой аварии и её затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек, были потрачены колоссальные средства. Территория, непосредственно примыкающая к ЧАЭС, до сих пор является запретной зоной, поскольку непригодна для проживания.


Изредка в океане возникают волны цунами. Они очень коварны - в открытом океане совсем незаметны, но стоит им приблизиться к береговому шельфу, г...

4. Авария на АЭС Фукусима-1

Катастрофа произошла 11 марта 2011 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями.
Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить тысячи местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.

5. Бхопальская катастрофа

Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный урон природе штата, но и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма от Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, использующиеся в сельском хозяйстве.
Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было изменить в сторону более опасной и сложной, для которой не требовалось бы более дорогое импортное сырьё. Но ряд неурожаев привёл к тому, что спрос на продукцию завода снизился, поэтому его владельцы решили продать завод летом 1984 года. Финансирование работающего предприятия было свёрнуто, оборудование постепенно изнашивалось и перестало соответствовать нормам безопасности. В конце концов, в одном из реакторов перегрелся жидкий метилизоцианат, произошёл резкий выброс его паров, которыми был разорван аварийный клапан. В атмосферу за считаные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, которые образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра.
В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало, поэтому в первый же день, надышавшись ядовитым газом, умерло 5000 человек. Но ещё на протяжении ряда лет после этого отравленные люди продолжали умирать, а общее число жертв той аварии оценивается в 30 000 человек.

6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz

Одна из самых страшных экологических катастроф, нанёсшая невероятный ущерб природе, произошла 1 ноября 1986 года в благополучной Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построенный на берегу Рейна возле Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, то в Рейн попали порядка 30 т пестицидов и соединений ртути. Вода в Рейне приобрела зловещий красный цвет.
Власти запретили жившим на его берегах жителям покидать свои жилища. Ниже по течению, в некоторых немецких городах пришлось перекрыть централизованную подачу воды, а жителям питьевую воду привозили в цистернах. В реке погибла практически вся рыба и другая живность, некоторые виды были безвозвратно утрачены. Позднее была принята программа до 2020 года, целью которой было сделать воды Рейна пригодными для купания.

7. Исчезновение Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.


В настоящее время в России действуют 13 гидроэлектростанций, чья мощность превышает 1000 МВт, а также свыше сотни менее мощных ГЭС. Наш рейтинг состав...

8. Авария на химзаводе в Фликсборо

В британском городе Фликсборо находился завод «Нипро», который производил аммиачную селитру, а на его территории хранились 4000 т капролактама, 3000 т циклогексанона, 2500 т фенола, 2000 т циклогексана и ещё много других химпрепаратов. Но различные технологические ёмкости и шаровые резервуары имели недостаточную заполненность, из-за чего возрастала опасность взрыва. Кроме того, под высоким давлением и при высокой температуре в заводских реакторах находились различные легковоспламеняемые материалы.
Администрация стремилась повысить производительность завода, но это снижало эффективность средств пожаротушения. Инженеров компании часто заставляли закрывать глаза на отступления от технологического регламента, пренебрегать нормами безопасности - картина знакомая. Наконец, 1 июня 1974 года завод содрогнулся от мощного взрыва. Мгновенно производственные помещения были объяты пламенем, а ударная волна от взрыва пронеслась по окружающим населённым пунктам, разбивая вдребезги окна, срывая с домов крыши и калеча людей. Тогда погибло 55 человек. Мощность взрыва оценили в 45 т в тротиловом эквиваленте. Но хуже всего, что взрыв сопровождался возникновением большого облака токсичных паров, из-за чего властям пришлось срочно эвакуировать жителей некоторых соседних населённых пунктов.
Ущерб от этой техногенной катастрофы оценили в 36 млн фунтов - это было самое дорогое для британской промышленности чрезвычайное происшествие.

9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha

В июле 1988 года на платформе Piper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа, произошла большая катастрофа. Её последствия усугубили нерешительные и непродуманные действия персонала, из-за которых из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Ещё некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не затухал, а ещё больше разгорался. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и большим ущербом окружающей среде.


Тюрьма является жутким местом, куда определяют осуждённых судом преступников, а иногда и невиновных людей. Ни одна страна не может обойтись без тюрем,...

10. Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывалось огромное количество нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно - эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на наш канал в

Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 13 самых страшных катастроф мира. Среди них - происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле, по вине человека и по не зависящим от него причинам, широко известные и такие, о которых знает не очень большой круг людей.

Крушение суперлайнера «Титаник»

Дата/время : 14.04.1912 - 15.04.1912

Первичные жертвы : не менее 1,5 тыс человек

Вторичные жертвы : неизвестно

Британский суперлайнер «Титаник», который называли «самым роскошным кораблем» своего времени и «непотопляемым», приобрел мировую известность. К сожалению - печальную. В ночь с 14 на 15 апреля в ходе своего первого рейса суперлайнер столкнулся с айсбергом и пошел ко дну через два с лишним часа. Катастрофа сопровождалась многочисленными жертвами среди пассажиров и экипажа.

10 апреля 1912 года лайнер вышел в свой последний рейс из порта Саутгемптон в американский Нью-Йорк, имея на борту почти 2,5 тысячи человек - пассажиров и членов экипажа. Одной из причин катастрофы стало то, что на пути следования лайнера оказалась напряженная ледовая обстановка, однако капитан «Титаника» Эдвард Смит почему-то не придал этому значения даже после получения многочисленных предупреждений о плавающих айсбергах от других кораблей. Лайнер двигался почти на предельной для себя скорости (21-22 узла); есть версия, что Смит выполнял неофициальное требование компании «Уайт Стар Лайн», владевшей «Титаником» - в первом же рейсе получить «Голубую ленту Атлантики», приз за самое быстрое пересечение океана.

Поздней ночью 14 апреля суперлайнер столкнулся с айсбергом. Ледяная глыба, которую вовремя не заметил впередсмотрящий, пропорола пять носовых отсеков корабля по правому борту, которые начали заполняться водой. Проблема оказалась в том, что конструкторы не рассчитывали на возникновение 90-метровой пробоины в корабле, и здесь вся система живучести оказалась бессильна. К тому же, на «сверхбезопасном» и «непотопляемом» корабле не оказалось в наличии достаточного количества спасательных шлюпок, а те, что были, в большей своей части оказались нерационально использованы (на первых шлюпках уплывало по 12-20 человек, на последних по 65-80 при вместимости в 60 человек). Итогом катастрофы стала гибель, по разным данным, от 1496 до 1522 пассажиров и членов экипажа.

Сегодня останки «Титаника» покоятся на глубине около 3,5 км в Атлантике. Корпус судна постепенно разрушается и окончательно исчезнет на рубеже XXI и XXII столетий.

Взрыв 4-го энергоблока Чернобыльской атомной электростанции

Дата/время : 26.04.1986

Первичные жертвы : 31 человек из состава дежурной смены ЧАЭС-4 и пожарных расчетов, прибывших на тушение пожара

Вторичные жертвы : 124 человека перенесло острую лучевую болезнь, но выжило; до 4 тысяч ликвидаторов, умерло в течение 10 лет после ликвидации; от 600 000 до миллиона пострадало от устранения последствий радиоактивного заражения и пребывания на зараженных территориях либо по ходу движения радиоактивного облака

Авария на Чернобыльской атомной электростанции - техногенная катастрофа на территории Украины, между городами Припять и Чернобыль. В результате взрыва 4-го энергоблока ЧАЭС в атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных веществ, которые привели к заражению окрестных территорий и формированию радиоактивного облака, прокатившегося по территории СССР, Европы и дошедшего до США.

Авария произошла из-за нескольких факторов - поспешности со стороны руководства ЧАЭС, недостаточной компетенции дежурной смены ЧАЭС-4, ошибок в проектировании и постройке реактора РБМК-1000 и самого блока АЭС. На утро 26 апреля на ЧАЭС-4 планировались испытания реактора, которые должны были продемонстрировать возможность работы системы охлаждения реактора в промежуток между глушением реактора и запуском аварийных дизель-генераторов. Однако из-за некоторых факторов испытание перенесли на ночь с 26 на 27 апреля, из-за чего его проводила неподготовленная и не предупрежденная заранее смена, а в реакторе за 10 часов работы на «холостом ходу» скопился газ ксенон.

Все это в сумме привело к тому, что когда реактор искусственно заглушили, его мощность сначала упала ниже критической отметки, а затем начала лавинообразно расти. Попытки активировать АЗ-5 (аварийную защиту) вместо ликвидации внештатной ситуации сработали, как дополнительный катализатор повышения температуры реактора, и в результате произошел мощный взрыв. Непосредственно при взрыве погиб только один человек, еще один умер через несколько часов от полученных травм. Остальные жертвы получили ударные дозы радиации в процессе тушения пожара и первичной ликвидации последствий, из-за чего еще 29 человек умерли в течение последующих месяцев 1986 года.

Население сначала 10-километровой, а затем и 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС было отселено. Отселенным людям говорили, что они вернутся обратно через три дня. Однако на самом деле назад не вернулся никто. Ликвидация последствий взрыва на ЧАЭС заняла больше года, обошлась в миллиарды рублей, через ЧЗО в 1986-1987 годах прошли 240 тысяч человек. Город Припять был полностью заброшен, срыты сотни деревень и сел, Чернобыль-4 является ныне частично населенным городом - там живут военные, полиция и сотрудники оставшихся трех блоков ЧАЭС.

Террористический акт 9/11

Дата/время : 11.09.2001

Первичные жертвы : 19 террористов, 2977 полицейских, военных, пожарных, медиков и гражданских

Вторичные жертвы : 24 человека пропало без вести, точное количество раненых неизвестно

Террористические акты 11 сентября 2001 года (более известные, как 9/11) - самый масштабный террористический акт в американской истории. Серия из четырех скоординированных террористических атак унесла около трех тысяч жизней и причинила грандиозные разрушения атакованных зданий.

Согласно официальной версии событий, утром 11 сентября четыре группы из в общей сложности 19 террористов, вооруженные только пластиковыми ножами, захватили четыре пассажирских авиалайнера, направив их на цели - башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Пентагон и Белый дом (либо Капитолий) в Вашингтоне. Первые три самолета поразили объекты, что произошло на борту четвертого, доподлинно неизвестно - согласно официальной версии, пассажиры вступили в схватку с террористами, из-за чего самолет упал в штате Пенсильвания, не дойдя до своей цели.

Из более чем 16 тысяч человек, находившихся в обеих башнях ВТЦ, погибли не менее 1966 человек - в основном те, кто находился в местах атаки самолетов и на этажах выше, а также в момент обрушения башен оказывал помощь пострадавшим и проводил эвакуацию. 125 человек погибли в здании Пентагона. Погибли также все 246 пассажиров и членов экипажей захваченных самолетов вместе с 19 террористами. В процессе ликвидации последствий теракта погиб 341 пожарный, 2 парамедика, 60 сотрудников полиции и 8 сотрудников «скорой помощи». Итоговое количество погибших только в Нью-Йорке составило 2606 человек.

Террористический акт 9/11 стал настоящей трагедией в США, погибли также граждане еще 91 государства. Теракт спровоцировал вторжение США в Афганистан, Ирак, позднее - в Сирию под флагом борьбы с терроризмом. Споры об истинных причинах теракта и ходе событий в этот трагический день не утихли до сих пор.

Авария на Фукусиме-1

Дата/время : 11.03.2011

Первичные жертвы : 1 человек погиб от последствий радиационного заражения, около 50 человек умерло в ходе эвакуации

Вторичные жертвы : до 150 000 человек эвакуировано из зоны радиоактивного заражения, более 1000 из них умерло в течение года после катастрофы

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать до ста пятидесяти тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Дата/время : 27.03.1977

Первичные жертвы : 583 человека - пассажиры и экипаж обоих авиалайнеров

Вторичные жертвы : неизвестно

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, стало столкновение двух самолетов на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение « Донья Пас» с танкером « Вектор»

Дата/время : 20.12.1987

Первичные жертвы : до 4386 человек, из которых 11 - члены экипажа танкера «Вектор»

Вторичные жертвы : неизвестно

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке, 1971 год

Дата/время : осень 1971 - конец марта 1972 года

Первичные жертвы : официально - от 459 до 6000 умерших, неофициально - до 100 000 летальных случаев

Вторичные жертвы : по различным данным, до 3 млн человек, которые могли так или иначе пострадать от отравления

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу», оказались не понятными.

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потеря зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило, согласно официальным данным, около ста тысяч человек, из которых погибло от 459 до 6 тысяч (неофициальные данные демонстрируют другие картины - до 3 млн пострадавших, до 100 тысяч летальных случаев).

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Дата/время : 1958-1961 года

Первичные жертвы : не менее 1,96 млрд воробьев, о человеческих жертвах неизвестно

Вторичные жертвы : от 10 до 30 млн китайцев, погибших от голода в 1960-1961 годах

В рамках экономической политики «Большого скачка», в Китае под руководством коммунистической партии и Мао Цзэдуна проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Дата/время : 06.07.1988

Первичные жертвы : 167 человек из персонала платформы

Вторичные жертвы : неизвестно

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Дата/время : 1960 - наши дни

Первичные жертвы : неизвестно

Вторичные жертвы : неизвестно

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Дата/время : 20.04.2010

Первичные жертвы : 11 человек из персонала платформы, 2 ликвидатора аварии

Вторичные жертвы : 17 человек из персонала платформы

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю.

Извержение вулкана Мон-Пеле

Дата/время : 8.05.1902

Первичные жертвы : от 28 до 40 тысяч человек

Вторичные жертвы : доподлинно не установлено

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни не менее 28 тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Дата/время : 02.05.2008

Первичные жертвы : до 90 тысяч человек

Вторичные жертвы : не менее 1,5 млн пострадавших, 56 тысяч пропавших без вести

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.

Современное развитие технологий предоставляет нам огромное количество новых возможностей. К сожалению, в этом мире ничего не бывает бесплатно, ведь использование некоторых способов получения энергии или ресурсов, а также усовершенствования производства, таят в себе потенциальную опасность.

Как правило, крупнейшие техногенные катастрофы в мире связаны с человеческой беспечностью, несоблюдением правил безопасности, однако некоторые из них связаны с испытаниями новых видов вооружений.

Видео: ТОП техногенных катастроф мира

Ядовитое облако в Севесо

В итальянском городке Севесо когда-то проживало семнадцать тысяч жителей. Он располагался в долине реки По, у подножия холмов, в окружении зеленых лесов и полей. Живописная местность привлекала большое количество туристов из Милана. Однако главным предприятием был химический завод, на котором работало большинство жителей.

10 июня 1976 года на заводе произошел взрыв, который сопровождался мощным выбросом в атмосферу одного из самых страшных ядов, известных человеку – диоксина. Химикат образовал облако, которое нависло над городом, а со временем яд начал опускаться на сады и жилые дома.

У людей, которые вдыхали яд, наблюдались такие симптомы как приступы тошноты, развитие болезней глаз с ослаблением зрения. Сейчас Севесо является городом-призраком, в котором уже много лет никто не живет, его называют итальянской Хиросимой. Для того чтобы обеззаразить почву необходимо было потратить много лет. Последствия выброса химикатов были усугублены тем, что владельцы завода не сразу сообщили врачам причину ухудшения самочувствия жителей города.

Причиной аварии, было несоблюдение температурного режима – температура химической реакции была завышена, поскольку не соблюдались инструкции по охлаждению.

Авария на Трехмильном острове

28 марта 1979 года произошла одна из самых крупных техногенных катастроф мире и истории ядерной энергетики. Атомная электростанция «Три-Майл Айлэнд» (Трехмильный остров), располагалась на реке Саскэхуанна возле города Гаррисберга, в штате Пенсильвания.

В ночь с 27 на 28 марта второй энергоблок работал на 97% мощности. Незадолго до того как случилась авария все системы работали в штатном порядке. Однако было известно о существовании двух проблем:

  • Через затвор одного из клапанов компенсатора давления постоянно протекал теплоноситель. Из-за этого температура в сбросном трубопроводе была выше нормы, а избыток среды приходилось сливать каждые восемь часов.
  • Трубопровод выгрузки ионообменной смолы был закупорен, и рабочие пытались его продуть при помощи воды и сжатого воздуха.

Эти проблемы привели к тому, что операторы столкнулись с внезапной остановкой реактора, и при этом наблюдались два отклонения от стандартного сценария, которому следовал персонал.

Из-за разрушения оболочек ТВЭЛов произошел выброс радиоактивных материалов, а именно газов ксенон-133 и иод-131. Из-за того, что фильтрующие элементы не менялись вовремя, большое количество радиоактивных газов попало в атмосферу.

Несмотря на то, что серьезных человеческих жертв удалось избежать, эта авария заставила пересмотреть нормы безопасности эксплуатации ядерных объектов.

Происшествие в Лав-Канал

В окрестности города Ниагара-Фоллз, штата Нью-Йорк, располагался населенный пункт под названием Лав-канал. Изначально он строился как «Город мечты» — место, где должны были использоваться самые экологичные материалы, именно так его представлял предприниматель Уильям Лав.

К сожалению, из-за великой депрессии строительство пришлось остановить, и вместо прекрасного города долгие годы были только пара домов и гигантский котлован, который использовался для сброса химических отходов. В 1953 году эту помойку просто зарыли землей и забыли о ней. Через некоторое время, было принято решение закатать территорию под асфальт и начать возводить новый жилой район.

Первые дети пошли в школу района в 1957 году, а их родители, даже не подозревая о том, что находится у них под ногами и удивлялись странным лужам, которые возникали возле домов. В 1976 году анализы воды показали огромное содержание бензола, диоксинов и других ядовитых веществ. Начали рождаться дети с гидроцефалией, учащались случаи заболевания раком и астмой. Около 60% жителей района имели врожденный дефект.

Из-за того, что этот район предназначался для малоимущих людей, большинство жителей не могли уехать, даже после того, как они осознали всю опасность проживания на этой земле. Только спустя несколько лет при помощи привлечения СМИ, ученых и общественных деятелей удалось привлечь к этой проблеме внимание правительства США. Сейчас Лав-канал является городом-признаком, до сих пор напоминая об одной из самых страшных техногенных катастроф мира.

Взрыв на заводе AZF в Тулузе

21 сентября 2001 года в Тулузе произошел чудовищный взрыв, который стал причиной гибели тридцати человек и ранения тысяч людей, уничтожения огромного количества зданий и сооружений.

Из-за сих пор неизвестной причины произошла детонация трехсот тонн нитрата аммония, который находился в ангаре, принадлежавшем химическому заводу AZF. На месте взрыва осталась воронка диаметром до пятидесяти метров и глубиной примерно в пять метров.

Были серьезно повреждены производственные сооружения, несколько тысяч человек получили телесные повреждения разной тяжести. В течение следующих одиннадцати лет AZF, были вынуждены выплатить два миллиарда евро пострадавшим.

Мощность взрыва, причиненный ущерб и огромное количество пострадавших делают это происшествие одной из самых ужасных техногенных катастроф мира.

Химическая катастрофа в Бхопале

3 декабря 1984 года произошла одна из самых известных техногенных катастроф – Бхопальская трагедия. Из-за аварии, которая произошла на заводе американской компании «Union carbide» погибло более восемнадцати тысяч человек.

Официально причина этой трагедии до сих пор не установлена. Существует множество разных версий, среди которых нарушение техники безопасности, халатность и целенаправленный саботаж. Тем не менее, точно было установлено, что руководство компании давило на сотрудников завода, заставляя сокращать расходы, в том числе и за счет мер безопасности, что не могло не повлиять на вероятность появления этой катастрофы.

Катастрофа Саяно-Шушенской ГЭС

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, несомненно, является одной из самых больших технических катастроф в мире. Это происшествие считается самым крупным происшествием за всю историю гидроэнергетики и её последствия сказались не только на социальной и экономической обстановке в регионе, но и на экологии акватории прилегающей к электростанции.

В результате тщательного расследования было установлено, что авария возникла в результате многократной дополнительной нагрузки на гидроагрегат, из-за чего развились усталостные повреждения узлов крепления. Дополнительная нагрузка вызвала разрушение шпилек, которые держали крышку турбины, вследствие чего произошла разгерметизация водоподводящего тракта гидроагрегата.

Парламентская комиссия, в своем итоговом докладе отметила также такие факторы как злоупотребление служебным положением руководством станции, низкий профессионализм и ответственность сотрудников.

Помимо гибели семидесяти пяти человек авария вызвала попадание в Енисей масла из ванн подпятников гидроагрегатов, что привело к возникновению пятна растянувшееся на сто тридцать километров. Сумма экологического ущерба оценивается в 63 миллиона рублей.

Болезнь в Минамате

Под названием «Болезнь Минамата» подразумевают синдром, который вызывает отравление метилртутью и другими органическими соединениями ртути. Впервые это заболевание было обнаружено в городе Минамата, префектуры Кумамото в 1956 году.

Его симптомы:

  • Парестезия в конечностях;
  • Нарушения моторики;
  • Ухудшения речи;
  • Ослабление слуха и зрения;
  • Нарушения сознания;
  • Паралич.

Также это заболевание вызывает летальный исход.

Впервые врачи столкнулись с этим заболеванием в апреле 1956 года, когда к ним поступила пятилетняя девочка с симптомами, которые свидетельствовали о неизвестной нервной болезни. Постепенно начали обнаруживать аномалии в поведении животных, а также аналогичные симптомы среди жителей рыбацких деревень. Болезнь унесла жизни четырнадцати человек.

Дальнейшее расследование позволило обнаружить, что причиной возникновения патологий являлось сильное заражение метилртутью морепродуктов, которыми питались пострадавшие. После этого был проведен химический анализ воды, который позволил обнаружить повышенное содержание ртути, свинца, таллия, селена, мышьяка. Все эти металлы попадали в воду из-за продолжительного выброса ртути в воду компанией «Chisso». Важным моментом является то, что микроорганизмы, которые жили на дне моря, перерабатывали ртуть, превращая её в метилртуть, которая обладает большей токсичностью и накапливалась в организме. Это происшествие является одной из самых больших техногенных катастроф мира.

Авария на Чернобыльской АЭС

События, произошедшие 26 апреля 1986 года, по праву считаются крупнейшей техногенной катастрофой в мире, и одним из самых значительных событий в истории атомной энергетики.

В настоящее время существует множество версий катастрофы в Чернобыле, которые появлялись в результате расследований проведенных государственной комиссией СССР в 1986 и 1991 годах, консультативной группы INSAG.

Наиболее вероятными факторами, способствовавшими аварии на АЭС, считаются:

  • Конструктивные недостатки АЭС;
  • Замалчивание серьезности ситуации в первые дни происшествия;
  • Желание сотрудников провести эксперимент «любой ценой»;
  • Вывод из работы исправных технологических защит, которые могли бы вовремя отключить реактор.

Из-за аварии на Чернобыльской АЭС от лучевой болезни умерло 134 сотрудника и члена спасательных команд, которые находились на станции во время взрыва. Кроме того, мощный выброс радиации привел к развитию огромное количество случаев онкологических заболеваний, в частности рака щитовидной железы. Также зафиксировано множество патологий у новорожденных.

Из сельскохозяйственного оборота было выведено примерно пять миллионов гектаров земель, а вокруг электростанции была создана зона отчуждением радиусом в тридцать километров. Пришлось похоронить сотни небольших населенных пунктов, а также город Припять.

Кроме того, последствия аварии серьезно сказались на экологической обстановке в районе. Наибольшая концентрация цезия-137 была обнаружена в верхнем слое почвы, из которого он попадает в грибы и растения, через которые загрязнение передается птицам и животным. Радиоактивные осадки выпали в отдаленных районах, таких как Мордовия, Чувашия и Ленинградская область.

Авария на АЭС Фукусима

Катастрофу на АЭС Фукусима, которая произошла 11 марта 2011-го года, трудно назвать в чистом виде техногенной катастрофой, ведь она была вызвана природным катаклизмом, а именно землетрясением и вызванным им цунами. Именно это вызвало отказ системы электроснабжения, который остановил процесс охлаждения реактора с последующим выбросом радиоактивных веществ.

Отсутствие достаточного охлаждения вызвало сильное повышение давления пара, с последующим сбросом в гермооболочку. Для того чтобы не допустить разрушение герметичной оболочки пришлось сбрасывать пар в атмосферу. Со временем давление все-таки удалось сбросить, но при этом большое количество водорода проникло в обстройку реакторного отделения.

Кроме того, из-за аварии в морскую воду попало большое количество цезия-137 и иода-131. Из-за этого радиоактивность воды возросла в 4385 раз. Дополнительному распространению заражения поспособствовало то, что морские рыбы переносили в себе радиоактивные материалы.

Для того чтобы обеззаразить почву понадобится еще несколько лет и достаточно большие финансовые вливания. Уже сейчас специалисты оценивают стоимость восстановительных работ в сумму более одного миллиарда долларов, и со временем эта сумма будет только расти.



 

Возможно, будет полезно почитать: