Меры социальной поддержки работников педагогической сферы. Льготы сельским учителям Социальные выплаты педагогам

Законодательная база есть!

Государственная социальная политика представляет собой совокупность принимаемых решений по вопросам социальной поддержки и практических мероприятий, способствующих осуществлению этих решений.

К решениям в области социальной поддержки относятся федеральные и региональные законы, а также нормативные акты органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзных и других общественных организаций. Они имеют целью повышение уровня жизни обучающихся и работающих в образовательных учреждениях как членов общества, объектов государственной социальной политики.

Федеральный закон от 8 августа 2004 г. №122-ФЗ известен прежде всего тем, что отменил многие имевшиеся в федеральном законодательстве социальные выплаты и льготы и тем самым вызвал определенные пессимистические настроения. Однако вместо пессимизма следует внимательно изучить происшедшие изменения, выяснить продолжающие действовать государственные гарантии и льготы, уровни власти, в настоящее время принимающие решения по вопросам социальной поддержки, реальные финансовые источники и вместе с профсоюзными и другими общественными организациями определить направления и методы конкретных действий с целью обеспечения социальных гарантий и льгот в соответствии с продолжающим действовать законодательством, нормативными актами органов исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, соглашениями о социальном партнерстве и коллективными договорами.

Требования обучающихся и работников образовательных учреждений в обязательном порядке должны опираться на основополагающую законодательную базу. И прежде всего исходить из конституционных гарантий социальной поддержки граждан.

Конституция РФ определила, что:

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7);

Каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность образования (ст. 43);

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ст. 37);

Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2);

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24).

Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ установлено, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан, принимает меры по реализации молодежной политики (ст. 16).

Конкретные социальные гарантии и льготы определены соответствующими законами и нормативными актами. Они установлены раздельно для обучающихся и работников образовательных учреждений. При этом учитывается специфика, например для учащихся по дневной (очной) форме обучения и для сочетающих обучение и работу, для проходящих переподготовку и получающих новую специальность по направлению службы занятости населения. Также учитывается специфика гарантий и льгот для основного состава образовательного учреждения - педагогов (воспитателей) и вспомогательного состава, для совместителей, для работающих во вредных условиях и опасных для здоровья.

Поскольку социальные гарантии и льготы весьма многообразны, то мы остановимся на наиболее характерных для системы образования.

Конкретные социальные гарантии и льготы обучающихся и работников образовательного учреждения находят отражение, например, в Трудовом кодексе РФ, законах об образовании и высшей школе, федеральных и региональных целевых программах, в уставе образовательного учреждения, генеральном, региональном и отраслевом соглашениях, коллективном договоре, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические, финансовые отношения.

В первую очередь гражданин должен выяснить, какие социальные гарантии и льготы касаются непосредственно его в действующем уставе образовательного учреждения и коллективном договоре. После этого он осознанно оформляет свои социально-трудовые отношения с администрацией образовательного учреждения.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 13) предусмотрено, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: учредитель, его компетенция; организационно-правовая форма; порядок приема обучающихся (воспитанников), регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся (воспитанников) и (или) их родителей (законных представителей); права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Для всех обучающихся

Статья 50 этого закона «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» определяет следующее:

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов;

Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатно профессиональное образование по направлению государственной службы занятости;

Обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитии и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки;

Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением;

Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.

Статьей 28 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что ведению Российской Федерации подлежит установление порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита.

В статье 5 Закона РФ «Об образовании» указано, что государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

На 2005 год в федеральном бюджете по подпрограмме «Одаренные дети» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» выделяется 30,0 млн. рублей.

Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Определенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады (ст. 11 федерального закона о высшей школе).

Поддержка незащищенных

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для находящихся в их ведении и муниципальных образовательных учреждениях.

Подробно социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей и подростков с отклонениями в развитии, для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, изложены в Законе РФ «Об образовании» (в статьях 5, 16, 50, 51), в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в статьях 11, 16).

Например, для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Студентам дадут больше денег

Определенная специфика имеется в социальной поддержке студентов высших учебных заведений. Так в статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что:

Студенты федеральных государственных вузов, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 400 рублей в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ; студенты вузов вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения;

Студентам очной формы обучения федеральных государственных вузов выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета; федеральным государственным вузам выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения;

Студентам вузов предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда вуза; размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии;

За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты вузов получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом вуза;

Студенты вузов имеют право переводиться с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Наряду с этим в статье 42 Закона РФ «Об образовании» определено, что в пределах имеющихся внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам.

В преамбуле федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ указано, что социальные гарантии и льготы обеспечиваются в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На практике это обеспечивается за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным бюджетом, например, в 2005 году увеличиваются расходы на стипендии на общую сумму 4 млрд. рублей. Намечается в течение года повысить стипендии дважды на сто рублей: с 1 апреля и с 1 сентября. Около 420 млн. руб. направляются на финансирование санаториев-профилакториев, подведомственных Федеральному агентству по образованию. Более 1,1 млрд. руб. будет направлено на оздоровительные мероприятия для студентов. Кроме того, 40 млн. руб. выделяются на оснащение студенческих спортивно-оздоровительных лагерей.

Около трех тысяч учреждений начального профессионального образования и более четырехсот техникумов и колледжей передано в ведение субъектов РФ. Были скорректированы расходы федерального бюджета на образование на 2005 год. Из него 22 млрд.руб. переданы регионам. При этом Минфин России предусмотрел резерв около 5 млрд. руб. для оказания нуждающимся регионам по итогам первого квартала текущего года.

Прочее: проездные, учебники, пособия

Увеличивают объемы финансирования бюджеты субъектов РФ на обеспечение социальной поддержки учреждений образования. Так, в Санкт-Петербурге установили льготную стоимость проездного билета для учащихся и студентов. В Москве из городского бюджета финансируется бесплатное обеспечение учащихся школьными учебниками, а также оздоровительные мероприятия для детей в период школьных каникул. В Липецкой области установили повышенный размер пособия родителям на детей.

Внимание, учителя!

Законодательство Российской Федерации предусматривает социальные гарантии и льготы работникам образовательных учреждений. В Законе «Об образовании» понятие «социальные гарантии и льготы» заменено на другую формулировку - «социальная поддержка».

Закон РФ «Об образовании» определил следующее:

Ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; установление социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования (ст.28);

К компетенции образовательного учреждения отнесено: установление своим работникам заработной платы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст.32);

Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодически бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителей (ст.51);

Педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация (ст.55). Педагогам учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, денежная компенсация будет выплачиваться соответственно по решению органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Причем ее размер устанавливается также на местах.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади; размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов РФ (ст.55).

При этом надо иметь в виду, что с 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

Вузовские вести

По отношению социальных гарантий и льгот работников образовательных учреждений высшего профессионального образования в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено следующее:

Научно-педагогические работники вуза имеют право: пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений вуза в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором; на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности (ст.20);

Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не ранее чем один раз в пять лет научно-педагогических работников федеральных, государственных вузов и научно-педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст.21);

К компетенции федерального государственного органа управления образованием относятся разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их труда (ст.24).

Решая вопросы обеспечения социальной поддержки работников образовательных учреждений, можно руководствоваться предусмотренным статьей 28 федерального закона о высшей школе правом федеральных государственных вузов самостоятельно определять направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Следует иметь в виду, что в случае необходимости возможно использовать санкции, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, например, в статьях 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению».

Ответственность при невыплате свыше двух месяцев зарплаты, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат определена статьей 145 Уголовного кодекса РФ. Но при этом требуется доказать корыстную или иную личную заинтересованность в этом руководителя учреждения, предприятия или организации.

За что бороться

Целесообразно продолжать совершенствовать действующее законодательство в направлении закрепления социальных гарантий и льгот, включая систему образования. Прежде всего это следует осуществлять в отношении конкретизации закрепляемых за различными уровнями власти видов социальных гарантий и льгот, финансовых источников, четко прописанного в законах механизма восполнения недостающих на эти цели средств из бюджетов более высокого уровня власти, персональной ответственности должностных лиц за несоблюдение предусмотренных законами норм социальной поддержки и несвоевременную, не в полном объеме выплату гражданам полагающихся им средств.

Решать это требуется комплексно, как это сейчас практикуется, путем подготовки и рассмотрения сразу пакета соответствующих нормативных актов. Такие поправки должны иметь прямое действие, для чего содержать четко сформулированный механизм практической реализации вносимых изменений и дополнений. Подобный подход к нормотворчеству следует строго соблюдать одновременно органами власти на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Например, в Бюджетном кодексе РФ считаю необходимым: в статье 65 «Формирование расходов бюджетов» указать, что расходные обязательства должны обеспечивать гарантированные государством нормы социальной поддержки граждан, включая бюджетные учреждения, оказывающие образовательные и другие социальные услуги; статью 75 «Трансферты населению» дополнить записью о механизме межбюджетных трансфертов для обеспечения на всех уровнях власти в полном объеме финансирования обязательных социальных выплат населению, в том числе стипендий, компенсаций и др.

С 1 января 2006 года вводится в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Уже сейчас необходимо внести уточнения в этот закон, чтобы он имел прямое действие. Имеется в виду финансовое обеспечение не только общедоступного и бесплатного образования соответствующего уровня, но и социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений. С использованием для этого системы трансфертов и создаваемых субъектами РФ фондов муниципального развития.

В Трудовом кодексе РФ следовало бы: в статье 1 включить в число основных задач трудового законодательства не только вопросы организации и оплаты труда, но и социальные гарантии и льготы; в статье 23 раскрыть понятие «и иных непосредственно связанных с ними отношений», указав прежде всего меры социальной поддержки. Эти вопросы должны быть тщательно прописаны в части заключительных соглашений и коллективных договоров.

Более детально требуется проработать вопросы социальных гарантий и льгот обучающихся и работников образовательных учреждений в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, в статье 51 Закона РФ «Об образовании» запись о том, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, следует более конкретизировать. Это касается заключения договора и прикрепления контингента к соответствующим учреждениям здравоохранения и в части ежегодной диспансеризации. В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» следует указать, что в смете доходов и расходов образовательных учреждений предусматриваются расходы на осуществление законодательно гарантированных мер социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации

Условия труда и социальная поддержка учителей

Для учителей законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предусмотрены особый порядок предоставления отпусков, выплата компенсаций и некоторые льготы. И об этом следует помнить.

  1. Продолжительность рабочего дня учителя сокращена Норма часов педагогической работы, за выполнение которой установлена ставка заработной платы учителя (должностной оклад), составляет от 18 до 36 часов в неделю.

Причем статьей 333 Трудового кодекса РФ и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено следующее: для педагогических работников образовательных учреждений устанав-ливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. А за часы работы сверх установленных норм производится дополнительная оплата в соответствии с получаемой ставкой в одинарном размере (см. постановление Правительства РФ от 3.04. 2003 г. № 191).

К тому же, учитель может работать по совместительству. Продолжительность такой работы в течение месяца устанавливается по каждому трудовому договору и по соглашению сторон (учитель и работодатель). При этом она не может превышать:

– половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

– 16 часов работы в неделю для тех педагогов, у которых половина месячной нормы рабочего времени по месту основной работы составляет менее 16 часов в неделю. Об этом сказано в постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41.

Итак, продолжительность рабочего времени учителя не должна превышать 36 часов в неделю. Исходя именно из этого условия, и составляется рабочий график педагога.

2)Отпуск работников педагогического труда длиннее

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работнику, составляет 28 календарных дней. Основание – статья 115 Трудового кодекса РФ. Но для педагогов, в том числе учителей, законодательством предусмотрено предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска. Его продолжительность устанавливается Правительством РФ и составляет от 42 до 56 календарных дней (ст. 334 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, педагоги имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Но не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяют учредители и (или) устав Учреждения (ст. 335 Трудового кодекса РФ).

Минобразования России своим приказом от 7 декабря 2000 г. № 3570 утвердило Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (далее – Положение). Но его нормы распространяются только на организации, для которых Минобразования России – учредитель (или выполняет полномочия учредителя).

Согласно Положению за находящимся в длительном отпуске работником сохраняется его место работы (должность). Возможность оплаты такого отпуска за счет внебюджетных средств определяется уставом образовательной организации.

3) Педагогические работники могут пойти на пенсию досрочно

Пенсия по старости назначается ранее установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).

Список должностей и учреждений, а также периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Среди прочих в этом списке указана профессия учителя. Согласно статье 10 Закона № 173-ФЗ, в страховой стаж для исчисления пенсии включаются периоды работы и (или) иной деятельности на территории России. Но при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Очередной оплачиваемый отпуск также включается в страховой стаж. Ведь работник состоит в трудовых отношениях, и со всех полученных им сумм должны производиться отчисления, в том числе в Пенсионный фонд РФ.

4) Педагогам положена компенсация затрат на покупку литературы

Для педагогических работников предусмотрена возможность получения ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Цель предоставления такого права – содействие обеспечению педагогов соответствующей литературой (пункт 8 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).

Так, педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования выплачивается компенсация в размере 150 руб. А в других федеральных государственных образовательных учреждениях – в размере 107 руб.

Для педагогов образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, компенсация выплачивается по решению органа госвласти субъекта РФ (он же и устанавливает ее размер). Для муниципальных образовательных учреждений – по решению органа местного самоуправления.

5) Предусмотрены льготы по коммунальным услугам

В пункте 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образова-нии» предусмотрена возможность предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений льгот по коммунальным услугам. Так, к этим льготам относится право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках или поселках городского типа.

Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, предусмотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.

Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.

Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).

Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.

А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям. Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.

6) Поддержка молодых учителей

Премьер-министр России Владимир Путин, выступая на Форуме сельской интеллигенции в Белгородской области, сообщил, что в 2011 г. более семисот выпускников педагогических вузов получили материальную поддержку в размере 500 тыс. рублей. Поддержка молодых учителей – это пока пробный проект, направленный на поддержку учителей, работающих в сельской местности. Премьер отметил, что региональные власти должны оказывать помощь в получение жилья молодым учителям, приехавшим работать в село.

7) Заработная плата

Первая составляющая , из которой состоит заработная плата учителей, - минимальная ставка заработной платы в зависимости от квалификационной категории.

Вторая составляющая , из которой складывается зарплата учителей, - компенсационные выплаты, за работу в общеобразовательных школах– за вредность, например, учителям-химикам – от 8% до 12% , за работу в компенсационных классах, за работу на дому и др.

Наконец, третья составляющая , направленная на повышение зарплаты учителей, – выплаты стимулирующего характера (за сложность, напряженность и особый режим работы (за проверку тетрадей, классное руководство и др.) и выплаты по результатам работы – за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, за качество выполняемых работ.

В коллективном договоре прописываются условия, при которых размеры заработной платы могут устанавливаться выше минимальных размеров. Здесь же прописываются все виды выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе и персональные выплаты. Принципиально важно, чтобы распределение осуществлялось не поровну, а действительно по результатам работы.

Персональную ответственность за своевременное и правильное определение размеров заработной платы работников учреждения несут их руководители.

Комментарии

Социальные льготы для учителя

Ну о прибавке я не задумываюсь т.к. это новый обман! Хочу Вам напомнить историю из прошлого. 2010-год, год Учителя. Что мы имеем? Ничего. Ноутбуки учителям где то на СЕВЕРЕ. 2011 -й год, год повышения зарплат учителям на 30% и доведения зарплаты до среднего уровня в регионе. Ну прошлый год я очень хорошо помню, даже и не пытаюсь забывать такое. 1 июня наш оклад проиндексировали на 6,5 %-это аж на 302руб.25 коп. больше. С 1 сентября нам проиндексировали нам еще раз оклад на 11% т.е. еще на 544 рубля оклад увеличился. Суммарно получается 544+302=846 рублей. Зарплата учителя увеличилась всего на 846 руб. Ладно, сделали. Теперь на всю страну наше правительство и местные СМИ во всю трубят, что учителям прибавили 30%. Вопрос, а где же они 30, если всего получается 17,5? Ответ был таков, что якобы 30 % прибавки получат педагоги дошкольных учреждений, а школьные педагоги должны радоваться, что и им хоть что то прибавили. Далее. Я являюсь классным руководителем и мне приходится общаться с родителями напрямую. Так вот когда речь зашла о дополнительных платных услугах, родители сказали в ответ, что нам-учителям все мало и так мы хорошо живем и еще платные услуги предлагаем. Вот нас дурят и туманят глаза народу. Мы становимся жертвами с разных концов вопроса.

Педагогическая деятельность причислена к категории тяжёлых работ, поэтому учителя пенсионеры имеют право на социальную помощь, посредством которой государство старается компенсировать затраты жизненных ресурсов, которые неизменно сопровождают преподавательский труд.

Особое внимание уделяется при этом учителям, работающим в сельской местности, куда, как правило, молодые специалисты отправляются без энтузиазма.

Учителей в сельских школах традиционно не хватает, и государство старается мотивировать выпускников педагогических вузов разного рода льготами, которые могут представлять собой компенсации, пособия, субсидии и другие меры социальной поддержки.

Кто имеет право

Преподаватель, отработавший в образовательной сфере 25 лет, может рассчитывать на льготные пенсионные выплаты по выслуге лет, которые назначаются учителю бессрочно. При этом для начисления льгот необходимо соблюдение ряда условий.

Прежде всего, учительская профессия должна присутствовать в списке льготных. Препятствием к получению льгот может оказаться ситуация, когда учитель преподаёт в образовательном учреждении, которое не причислено к категории льготных.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На законодательном уровне перечень учебных заведений и преподавательских профессий, которые являются льготными, регламентирован правительственным документом №173-ФЗ, согласно которому, право на пенсию по выслуге лет имеют:

  • директора и завучи школ, лицеев, гимназий и т. д.;
  • классные руководители;
  • преподаватели базовых предметов;
  • преподаватели труда и физкультуры;
  • логопеды и дефектологи;
  • воспитатели детских садов;
  • школьные психологи;
  • учителя музыки.

Преподавание при этом должно осуществляться в:

  • общеобразовательных школах, лицеях, учреждениях дополнительного образования;
  • балетных или музыкальных школах;
  • гимназиях с углублённым изучением отдельных дисциплин;
  • кадетских корпусах, военно-морских училищах;
  • интернатах для несовершеннолетних, детских домах;
  • яслях, детских садах;
  • школах санаторного типа.

Какие льготы положены учителям пенсионерам

Социальная поддержка учителей пенсионеров предусматривает льготные условия выхода на пенсию, компенсацию расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и т. д.

По коммунальным услугам

Учителя пенсионеры, проживающие в сельской местности, имеют возможность:

  • не платить за пользование центрального или автономного отопления, если в качестве горючего используется природный газ;
  • платить за электроэнергию по льготному тарифу. Размер помощи в этом случае рассчитывается региональными властями на основании нормативов потребления электричества на квадратный метр жилой площади;
  • покупать в случае необходимости твёрдое топливо по льготным расценкам, если жильё не отапливается централизованно.

Следует принять во внимание, что каждый из предусмотренных типов компенсаций выплачивается только после того, как будет погашена полная стоимость услуги, т. е. по принципу обратной выплаты – сначала учитель платит 100% тарифа за услугу, а после этого ему возвращаются потраченные средства полностью или частично.

Ввиду низких норм причитающегося газа и твёрдого топлива, правительством рассматривается сегодня возможность замены этих льгот денежными выплатами в размере 1200 рублей.

Заслуженным

Получить звание «Заслуженный учитель» можно после 20 лет преподавательской деятельности, если будет признан личный вклад в:

  • обеспечение высокого уровня образования;
  • внедрению методик, способствующих полному раскрытию потенциала учащихся;
  • подготовку победителей школьных олимпиад;
  • создании научных трудов и уникальных методических разработок.

Заслуженные учителя имеют право на дополнительную надбавку к заработной плате. Размер этого вида помощи зависит от региона проживания, но в среднем эта цифра составляет 18-20% оклада.

Помимо доплаты к заработку, региональные власти могут по собственной инициативе назначать дополнительные льготы заслуженным учителям, проживающим в их регионе.

По выслуге лет

Отработав 25 лет в образовательном учреждении, учитель получает право на пенсию по выслуге лет. Чтобы рассчитывать на пенсионные выплаты в этом случае, преподаватель должен набрать индивидуальный пенсионный коэффициент, равный 13,8 (по состоянию на 2019 год).

Следует помнить, что, если после начисления пенсионных выплат по выслуге лет учитель продолжает работать в образовании, он не теряет права на эти выплаты: продолжение преподавательской деятельности в этом случае может повлиять лишь на индексацию выплат.

В льготный стаж зачисляются периоды:

  • непосредственного выполнения служебных обязанностей;
  • пребывания на больничном;
  • тарифных и дополнительных оплачиваемых отпусков;
  • отпусков по уходу за ребёнком (если такой отпуск начался до 06.10.1992 года).

Среди требований к начислению пенсии по выслуге лет – соблюдение нормы проведённого на работе времени. В 2019 году этот показатель составляет минимум 6 часов в неделю и 240 часов в год. Преподаватели средних профессиональных учебных заведений должны отрабатывать минимум 360 часов в год.

От соблюдения такого требования освобождены учителя сельских школ и преподаватели младших классов – при начислении пенсии по выслуге лет количество отработанных часов для них не подсчитывается.

На время аттестации

Учитель пенсионер проходит аттестацию на общих основаниях, т. е. подаёт заявку в аттестационную комиссию, которая в течение 30 дней должна принять решение о присвоении квалификационной категории.

Такая категория имеет силу 5 лет, после чего её необходимо подтверждать. Если преподаватель пенсионного возраста уведомил руководство о намерении уйти на заслуженный отдых после окончания учебного года, ему продолжает выплачиваться заработная плата в соответствии с квалификационной категорией всё это время.

Куда обращаться

По вопросам оформления льготной пенсии учителям следует в отделение Пенсионного фонда по месту проживания.

Сделать запрос можно одним из существующих сегодня способов:

  • явиться лично в Пенсионный фонд с пакетом подготовленных документов;
  • через доверенное лицо, имеющее соответствующие нотариально заверенные полномочия;
  • через интернет-портал «Госуслуги. В этом случае потребуется регистрация на сайте госуслуг и открытие «Личного кабинета».

Для оформления льгот сельским учителям следует обращаться в учебное заведение, в котором проходила трудовая деятельность педагога.

Порядок оформления льгот

После того, как пенсионер подал запрос на получение льгот и получил на него положительный ответ, учебное заведение заключает договор с коммунальным предприятием, оказывающем услуги по месту проживания заявителя.

На основании этого договора коммунальное предприятие будет ежемесячно присылать в учебное заведение счета для погашения.

Если в семье пенсионера есть и другие льготники, то получить социальную помощь по коммунальным услугам можно будет только одному из них, и на кого оформлять льготы – решать самим претендентам.

Требуемые документы

Если учитель намерен оформить льготную пенсию, он должен подготовить пакет документов, включающий:

  • , заполненное в соответствии с установленными требованиями. Бланк заявления можно получить в отделении ПФ по месту проживания;
  • общегражданский паспорт в качестве документа, подтверждающего личность заявителя;
  • трудовую книжку, в которой указана должность претендента;
  • свидетельство о рождении;
  • военный билет (для заявителей-мужчин);
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • документацию, подтверждающую право на льготную пенсию (в случае необходимости);
  • справку о заработной плате за любые 5 лет подряд до 2002 года.

В каких случаях могут отказать

Получить отказ на запрос о предоставлении льгот учитель пенсионер может в случае неполного пакета представленных документов или неправильного оформления какой-либо из бумаг.

В ряде случаев пенсионеру может быть отказано в льготе по ошибке, например, когда сельскому учителю не начисляется льготная пенсия по причине несоблюдения нормативов рабочего времени: в этом случае отказ будет незаконным.

То же самое касается случаев, когда все условия для начисления льготной пенсии соблюдены, но заявителю не исполнилось 45 лет – выплаты по выслуге лет могут быть назначены в любом возрасте.

Таким образом, учителя пенсионеры могут воспользоваться такими видами социальной помощи, как льготная пенсия, скидки на коммунальные услуги, денежные выплаты и др. Наиболее весомая поддержка предусмотрена для сельских учителей и обладателей звания «Заслуженный учитель».

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами, но не позднее 1 января 2005 г.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, "изобрели" свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (далее – Закон № 246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что "при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

  • вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации работникам школы отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;
  • при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены."

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - удостоверение о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании") определено, что "педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…"

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом № 122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом № 122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 4 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 6 ст. 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" Закона № 246, т. к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т. к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т. к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.

Льготное пенсионное обеспечение

Еще один вид социальной гарантии, установленной государством в отношении педагогических работников – .

В последние десятилетия в период проведения пенсионной реформы государством уделяется внимание и сфере пенсионного обеспечения работников образования за выслугу лет. Такой вид социальной гарантии – одна из мер, предпринимаемых государством в целях удовлетворения именно государственных интересов, которые включают в себя:

  • привлечение к работе в образовательных учреждениях максимального количества специалистов;
  • обеспечение стабильной ситуации с педагогическими кадрами в просвещении;
  • повышение материального благосостояния педагогических работников и др.

В связи с тем, что в период экономических реформ в процессе изменения пенсионного законодательства законодателями были допущены отступления от общих принципов преемственности и стабильности правового регулирования данных правоотношений, право на получение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью нередко существенно нарушается подзаконными актами и решениями органов социального обеспечения.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» (далее – Постановление № 516), Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

Однако по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., т. е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О, если на момент вступления в силу Постановления № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г.), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она за этим обратилась.

Складывающаяся судебная практика в целом положительно влияет на развитие отношений в сфере образования и реализацию прав участников образовательного процесса, но обращение в суд и судебное разбирательство представляют собой достаточно длительную процедуру и требуют тщательной подготовки, что создает определенные трудности для человека, права которого были нарушены.

  • Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)
  • Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»
  • Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
  • Закон РФ от 25.09.1992 № 3543­1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Закон Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг"
  • Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"
  • Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  • Постановление Минтруда России от 03.10.2002 № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" и "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа"»
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"
  • Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках"

Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников

Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования

Работа педагога относится к категории социально необходимых и требует больших усилий. Действующее законодательство Российской Федерации гарантирует учителям ряд льгот. Какого рода льготы и за что они предоставляются, следует разобраться подробней.

В первую очередь необходимо упомянуть о пониженных требованиях к рабочему времени, а также более длительный отпуск. Для одной ставки предусмотрена рабочая неделя от 18 часов, это ровно вполовину меньше, чем у других специальностей. При этом педагог может работать по совместительству в этой же сфере. Что касается отпуска, то он продлевается до 60 календарных дней. Также учителям, работающим в городе 10 лет без выхода в отпуск, согласно 335 статье ТК, предоставляется возможность 1 раз (в 10 лет) взять отпуск на 365 календарных дней. При этом за работником сферы образования остается место работы. Выдача отпускных производится согласно правилам, установленным данным учебным заведением. После того как педагог накопит 25 лет профессионального стажа, он имеет право досрочно выйти на пенсию.

Также учителям положены периодические бесплатные медосмотры. Отдельной категорией льгот является снижение оплаты за услуги ЖКХ не только сельским, но и работающим в городе учителям. Стоит отметить, что субсидия на жилье может предоставляться городским учителям, если педагогом будут представлены факты, подтверждающие плохие условия проживания. Учителям, вышедшим на пенсию, продолжают начисляться льготы на снижение оплаты коммунальных услуг даже после окончания трудовой деятельности. Бесплатный проезд предоставляется только педагогам, работающим в сельской местности, и не распространяется на учителей в городе.

Молодым педагогам также положены льготы. Молодой учитель может получать денежное пособие:

  1. Если преподаватель прибыл на работу сразу же после окончания обучения (перерыв не более 3 месяцев).
  2. Если молодой специалист закончил ВУЗ с отличием и сразу же приступил к работе (повышенный оклад).
  3. Если при составлении трудового договора молодой специалист берет на себя обязательство отработать в данном учебном заведении больше трех лет.

При прибытии на работу молодые учителя в городе не обязаны проходить вступительное испытание или какую-либо неоплачиваемую стажировку. Также если молодой педагог хочет взять ипотечный кредит, ему предоставляется льгота по снижению годовой процентной ставки.

От чего зависит заработная плата педагогов в 2018-2019 году

Суммарная заработная плата работников сферы образования состоит из двух компонентов. Первым является минимальная ставка, которая зависит от квалификационного уровня педагога. Вторым компонентом являются своего рода стимулирующие выплаты. Их также называют сверхкомпенсационными или просто дополнительными начислениями.

Дополнительные выплаты

Всем учителям, помимо основных окладов, могут выплачиваться следующие дополнительные компенсации:

  • за должность классного руководителя;
  • преподавателям химии выплачиваться компенсация за работу во вредных условиях;
  • за дополнительную работу в специализированных классах;
  • за режим работы;
  • дополнительная материальная помощь (по объективным причинам).


 

Возможно, будет полезно почитать: