Морозов И.Д. Соотношение правового статуса государственной корпорации с правовым статусом публично-правовой компании: общее и особенное

Согласно последним изменениям законодательства все юридические лица разделены на две своеобразные категории по отдельному признаку: корпоративные и унитарные организации. О таком виде унитарных некоммерческих организаций, как публично-правовые компании, читайте в предложенном материале .

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) изменения внесены в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Сразу же оговоримся, что впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, пока не изменены.

Итак, в целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ разграничивает всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Главный критерий разграничения в данном случае - основная цель деятельности, и абсолютно не имеет значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.


Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, что ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

Потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

Товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

Общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

Учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

Автономных некоммерческих организаций;

Религиозных организаций;

Публично-правовых компаний.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (смотрите пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

В силу статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Следует отметить, что какой-либо дополнительной регламентации в ГК РФ деятельность публично-правовых компаний не получила.

Однако, по нашему мнению такие компании есть не что иное, как государственные корпорации.

Государственная корпорация учреждается на основе федерального закона. Для создания каждой государственной корпорации необходимо издание специального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Данная норма закреплена на основании пункта 3 статьи 213 ГК РФ, согласно которому некоммерческие организации, за некоторым исключением (кроме учреждений), являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Имущество государственной корпорации может формироваться также за счет:

Доходов, получаемых от использования своего имущества и ведения деятельности;

Федерального и иного имущества, передаваемого государственной корпорации в ходе ведения ее деятельности;

Других законных поступлений.

По общему правилу пункта 2 статьи 56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.

На основании данной нормы в части 3 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) закреплено, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Иное может быть предусмотрено федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Данное положение предопределено тем, что государственная корпорация является некоммерческой организацией и, соответственно, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

На официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации. При этом установлено, что для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 ГК РФ, то есть учредительного договора или устава. Иначе говоря, в качестве учредительного документа государственной корпорации выступает федеральный закон, предусматривающий создание государственной корпорации.

В специальном законе, на основании которого создается государственная корпорация, определяются:

Наименование государственной корпорации;

Цели деятельности государственной корпорации;

Место нахождения государственной корпорации;

Порядок управления деятельностью государственной корпорации (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);

Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;

Порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Такой специальный закон имеет приоритет по отношению к Закону о некоммерческих организациях, поскольку согласно пункту 4 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях его положения применяются к корпорациям, только если иное не предусмотрено названной статьей и законом о создании корпорации.

Государственная корпорация имеет следующие полномочия:

Распоряжаться имущественным взносом Российской Федерации в соответствии с уставными целями;

Заключать сделки и принимать решения об участии в капитале российских и зарубежных компаний, работающих в данной сфере.

Статус государственной корпорации позволяет ей представлять интересы государства, а также выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты.

Пунктом 3.1 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях регламентировано, что федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (высший орган управления государственной корпорации).

В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

Утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);

Утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

Определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

Принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

Из общего анализа специальных федеральных законов о создании таких юридических лиц следует, что органами управления государственных корпораций являются наблюдательный совет, правление, генеральный директор.

Органом внутреннего финансового контроля государственной корпорации является ревизионная комиссия.

Наблюдательный совет - высший орган управления. В его состав, как правило, входят представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, генеральный директор, являющийся членом наблюдательного совета по должности, который не может быть его председателем.

Члены наблюдательного совета назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет. За исключением генерального директора, члены наблюдательного совета работают не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.

К основным полномочиям наблюдательного совета относятся:

1) утверждение:

Направлений деятельности корпорации на очередной год;

Организационной структуры;

Положения о правлении;

Положения о ревизионной комиссии;

Годового отчета;

Показателей деятельности;

Аудиторской организации;

Финансового плана доходов и расходов, а также направлений использования прибыли;

2) принятие решений:

О создании филиалов и открытии представительств;

О назначении на должность и освобождении от должности членов правления и членов ревизионной комиссии;

О создании резервного и иных фондов и порядке их формирования и использования;

О заключении существенных сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения имущества корпорации;

3) заключение трудового договора с генеральным директором;

4) заслушивание отчетов генерального директора.

Правление корпорации - коллегиальный исполнительный орган. В состав правления входят определенное количество членов, генеральный директор и его заместители.

Деятельностью правления руководит генеральный директор. По его представлению наблюдательный совет принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления.

К полномочиям правления относятся подготовка и представление на утверждение наблюдательного совета:

Предложений о направлениях деятельности на очередной год;

Годового отчета;

Финансового плана доходов и расходов;

Предложений о показателях деятельности;

Положений о ревизионной комиссии;

Предложений о направлениях использования прибыли.

Генеральный директор является единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Генерального директора назначает на должность и освобождает от должности Президент Российской Федерации.

Генеральный директор:

Действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями, другими организациями;

Возглавляет правление и организует реализацию его решений;

Издает приказы и распоряжения по вопросам текущей деятельности;

Назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с наблюдательным советом;

Распределяет обязанности между своими заместителями;

Представляет в наблюдательный совет предложения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления;

Принимает на работу и увольняет работников корпорации;

Выдает доверенности, открывает банковские счета в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Отчитывается о деятельности корпорации перед Президентом и Правительством в порядке и сроки, которые определяются Президентом;

Утверждает размер и формы оплаты труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает решения по иным вопросам.

3 июля Президент РФ подписал закон о публично-правовых компаниях, внесенный в Государственную Думу еще в 2013 году. В начале октября закон вступил в силу.

ЧТО ТАКОЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ КОМПАНИИ (ППК)?

ППК - новый вид юридических лиц. Из определения, содержащегося в статье 2 закона, следует, что ППК - это унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в порядке, установленном законом, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества. Для появления ППК нужен специальный закон или указ Президента РФ, устав ППК утверждается Правительством. Такой порядок создания роднит ППК с уже существующими государственными корпорациями и государственными компаниями - кстати, тоже некоммерческими организациями.

Один из вариантов создания ППК предусматривает создание путем реорганизации государственной корпорации, государственной компании, акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация. Закон называет исключение из этого правила: нельзя реорганизовать в ППК такие госкорпорации, как Внешэкономбанк, «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», а также нельзя создавать ППК путем реорганизации в форме преобразования госкорпорации.

В пояснительной записке сказано, что в соответствии с пунктом 1 плана-графика мероприятий по преобразованию и ликвидации государственных корпораций и государственной компании «Автодор», утвержденного Председателем Правительства РФ 29 декабря 2010 г. № 6793п-13 существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы.

В ППК также предполагалось преобразовать государственные корпорации Внешэкономбанк и «Агентство по страхованию вкладов». Изначально предполагалось, что в ППК будут преобразованы все госкорпорации, однако впоследствии от этого плана отказались. Еще в 2009 году Счетная палата проверила деятельность госкорпораций и пришла к выводу, что «отсутствие должного контроля за их деятельностью в ряде случаев приводит к неэффективному использованию переданного им государственного имущества». Тогда же Президент РФ сказал в своем Послании, что форма госкорпораций в современных условиях в целом бесперспективна. Правда, тогда непонятно, зачем создавать иную практически аналогичную форму.

Сейчас в отношении каждой госкорпорации и госкомпании действует отдельный федеральный закон. Устранение недостатков правового регулирования функционирования этих организационно-правовых форм потребовало бы внести изменения в каждый из этих законов, а также подзаконные акты. Правительство РФ пришло к выводу, что нужно создавать унифицированные правила деятельности государственных корпораций (государственных компаний), определяющие общие подходы и требования к созданию, регистрации, организации деятельности, реорганизации и ликвидации государственных корпораций (государственных компаний).

Закон о ППК предполагает, что базовые правила для ППК установлены законом, однако в решении о создании ППК могут содержаться дополнительные правила. Так, в решении о создании ППК должны быть отражены следующие сведения: наименование, цели деятельности, функции и полномочия публично-правового характера, место нахождения, разрешенные виды деятельности, источники формирования имущества ППК, порядок распоряжения имуществом, направления расходования средств, в том числе полученных от коммерческой деятельности ППК, порядок формирования органов управления ППК и другие. В решении о создании ППК могут содержаться дополнительные права, не предусмотренные законом. Законом же предусмотрены лишь такие права, как право создавать филиалы и представительства, право создавать другие коммерческие и некоммерческие организации, право быть участником ассоциаций, союзов.

ППК по умолчанию является некоммерческой организацией, то есть получение прибыли не может быть ее основной целью. Однако у ППК есть право заниматься также коммерческой деятельностью, если это предусмотрено решением о ее создании и уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.

Законами о создании ППК и актами Президента РФ может быть предусмотрено осуществление Президентом РФ отдельных полномочий в отношении ППК.

ОТ КОГО ППК ПОЛУЧИТ ИМУЩЕСТВО?

Закон предусматривает несколько вариантов формирования имущества ППК. Во-первых, имущество может поступить в виде имущественного взноса от учредителя ППК - Российской Федерации. Во-вторых, имущество может перейти в порядке правопреемства в результате преобразования юрлиц в ППК. Также закон предусматривает в качестве источников добровольные имущественные взносы, доходы от коммерческой деятельности и иные источники.

Имущество переходит в собственность ППК. Часть имущества по решению наблюдательного совета ППК может быть безвозмездно передана в собственность РФ. Интересен механизм, по которому федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении о создании публично-правовой компании, вправе требовать, действуя от имени ППК, возмещения убытков, причиненных ППК по вине ее органов управления.

КЕМ УПРАВЛЯЕТСЯ ППК?

С органами управления ППК в целом все стандартно. Высшим органом управления ППК является наблюдательный совет. Председатель и члены ППК назначаются Правительством РФ или Президентом РФ, это определяется в решении о создании ППК. Членами наблюдательного совета могут быть также лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, либо государственные гражданские служащие или муниципальные служащие. Основные стратегические решения принимаются наблюдательным советом. Генеральный директор ППК назначается на должность решением Правительства РФ по представлению председателя наблюдательного совета. Закон расписывает полномочия органов управления ППК.

Важным положением о ППК является обязательность наличия документов планирования деятельности ППК: стратегии развития публично-правовой компании, определяющей основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты деятельности ППК на срок не менее пяти лет, и годового финансового плана (бюджета). Данное положение корреспондирует с аналогичными требованиями к госкомпаниям и госкорпорациям иметь долгосрочную программу деятельности и финансовый план.

За эффективностью выполнения стратегии развития следит наблюдательный совет. Закон о ППК также предусматривает помимо аудита создание системы внутреннего контроля. Положения закона о внутреннем контроле, внутреннем аудите и аудите отчетности ППК весьма подробны, в отличие от отдельных законов о госкомпаниях и корпорациях.

Для ППК предусмотрена строгая система отчетности. Годовой отчет публично-правовой компании направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство РФ, Счетную палату РФ, Общественную палату РФ, публикуется в Интернете. Правовых последствий направления отчета в органы власти закон не называет: получается, что отчет направляется просто для информации.

В пояснительной записке к законопроекту о ППК декларировалось, что «законопроект направлен на решение проблемы использования временно свободных средств публично-правовых компаний». Однако этому вопросу посвящена всего одна статья, а решение основных вопросов отдается Правительству РФ. Инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предлагается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов (объектов инвестирования). Перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием, а также порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств и порядок их предоставления и раскрытия предлагается определять в порядке, установленном Правительством РФ.

Вообще, закон содержит целый ряд отсылочных норм к подзаконным актам Правительства РФ, без принятия которых реализация закона будет затруднительной. Однако можно сказать, что закон в принципе не будет работать, пока не будут приняты отдельные законы или указы о создании ППК.
На практике работа ППК будет зависеть не столько от содержания нового закона, сколько от того, кто именно будет управлять компанией и какое имущество будет передано ей.

Важным в новом законе является также определение порядка совершения отдельных видов сделок. Во-первых, уставом ППК может быть предусмотрено обязательное согласование сделки свыше определенного размера, а также по другим критериям. Во-вторых, закон описывает случаи личной заинтересованности в сделке генерального директора или иного лица из руководства ППК. В описанных случаях сделка согласовывается с наблюдательным советом. Кстати, закупка товаров, работ и услуг для нужд ППК будет производиться по специальному закону (223-ФЗ), по которому «отовариваются» госкорпорации и другие юрлица с участием государства.

ЧЕМ БУДУТ ЗАНИМАТЬСЯ ППК?

В законе сказано, что ППК может быть создана в целях проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики, реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера. Следует помнить о том, что ППК по определению некоммерческие организации, то есть не занимаются извлечением прибыли. Они должны осуществлять свою деятельность в интересах государства и общества. Логично предположить, что ППК будут заниматься примерно тем же, чем сейчас занимаются госкорпорации и госкомпании.

ВЫВОДЫ

1. В отличие от федеральных государственных унитарных предприятий собственность ППК не является государственной, это также роднит ППК с госкорпорациями. Это означает, например, что в случае претензий к Российской Федерации за границей имущество ППК нельзя будет арестовать как государственное.

2. На работников ППК распространяются ограничения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ для работников госкорпораций, которые во многом пересекаются с ограничениями для госслужащих. В этом также проявляется публичный характер новой организационно-правовой формы юрлиц.

3. Публично-правовая компания не может быть признана банкротом (в отличие от акционерного общества с государственным участием).

4. Учитывая изложенные выше отличия ППК от других форм юрлиц с государственным участием, а также строгий контроль деятельности ППК по новому закону, можно сказать, что ППК - весьма защищенная форма использования государственного и иного имущества в публичных целях.

5. Поскольку правительство заявляет о том, что госкорпорации не будут заменены публично-правовыми компаниями, то можно предположить, что в ППК могут реорганизовать акционерные общества, единственным участником которых является Российская Федерация (как, например, РАО РЖД). Однако достоверных сведений о таких планах в отношении акционерных обществ нет. ППК могут быть созданы и не в порядке реорганизации других юрлиц. Так или иначе, пока не будут созданы первые ППК, полная ясность в специфике и назначении нового вида юрлиц вряд ли появится.

В России существует такой вид организаций, как публично-правовые компании. В 2016 году уточнили их статус и другие особенности. В чем назначение и функции таких организаций.

Публично-правовые компании - это унитарные некоммерческие организации

В 2014 году в рамках реформы главы 4 ГК РФ «Юридические лица» законодатель ввел новое понятие в кодекс: «публично-правовая компания». Публично-правовая компания - это вид некоммерческой организации . С 1 сентября 2014 года согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ можно создавать такие компании. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ компании данного вида относится к унитарным юридическим лицам. То есть по ГК РФ публично-правовая компания:

  • ведет деятельность не с целью извлечения прибыли,
  • является организацией, учредители которой не могут быть ее участниками и не получают права членства.

В 2016 году издали специальный ФЗ о публично-правовых компаний, в котором подробно перечислили особенности работы. 2 октября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07. 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В законе конкретизировали понятие и более подробно описали специфику деятельности (ч. 1 ст. 2 закона № 236-ФЗ).

Согласно этому закону Российская Федерация создает такие организации по установленным правилам и наделяет их функциями и полномочиями публично-правового характера. Цель подобной компании - действовать в интересах государства и общества.

Публично-правовая компания - пример некоммерческой организации, которую создают законом или указом

Закон о публично-правовых компаниях содержит указания о том, как создают такую организацию и как ею управляют. Такую компанию могут учредить, то есть создать с нуля. Также в данную форму юридического лица можно реорганизовать некоторые другие юрлица:

  1. Государственные компании.
  2. АО, единственным учредителем которых является Российская Федерация.
  3. Государственные корпорации. Здесь есть исключение: для создания публично-правовой компании нельзя реорганизовать Внешэкономбанк, «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос».

Чтобы создать компанию, требуется Федеральный закон или указ Президента. Других оснований закон не предусматривает. Учредительным документом публично-правовой компании является ее устав.

В ФЗ о публично-правовых компаниях перечислили функции и полномочия таких юрлиц

Согласно закону № 236-ФЗ назначение публично-правовых компаний - это, в частности:

  1. Осуществление государственной политики в выбранной сфере деятельности.
  2. Предоставление государственных услуг.
  3. Управление имуществом, которое находится в собственности РФ.
  4. Модернизация и развитие экономики государства.
  5. Контроль, управление и другие общественно полезные функции в той или иной сфере и отрасли экономики.
  6. Реализация государственных проектов и программ особо важного назначения. В том числе программ в области социально-экономического развития регионов РФ.

Имущество публично-правовой компании формируют либо за счет имущественного взноса РФ, либо за счет активов того юридического лица , которое реорганизуют для создания компании. Это обязательный источник. Кроме того, могут быть дополнительные:

  • добровольные взносы;
  • прибыль от работы компании;
  • иные поступления, на которые нет законодательного запрета.

Когда компания получает имущество, оно становится ее собственностью. При этом публично-правовая компания обязана использовать полученные активы для выполнения поставленных задач и в рамках своих функций. Кроме того, в компании существует наблюдательный совет, который обладает правом передать часть активов в собственность РФ.

Научный руководитель: Рябова Е.В., кандидат юридических наук, доцент

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

Одна из тенденций современного развития мировой экономики проявляется в том, что, несмотря на тип экономики, во многих государствах важное место в системе предоставления жизненно-необходимых услуг занимают предприятия и организации, которые полностью или частично принадлежат государству. При этом в каждом из государств используется собственный подход к определению термина «государственная корпорация» («государственная компания») и формированию критериев для отнесения того либо иного юридического лица к категории «государственное».

В Российской Федерации в качестве полноправных субъектов гражданского оборота государственные корпорации получили свое легальное закрепление в 1999 г. путем принятия поправок в текст Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ). В Закон была введена специальная ст. 7.1, из которой следует, что: «государственная корпорация – это не имеющая членства некоммерческая организация, которая учреждена Российской Федерацией на основе имущественного взноса и создана для осуществления социальных, управленческих либо иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается в соответствии с федеральным законом».

Однако, с момента появления в российском законодательстве нормы, предусматривающей возможность создания юридического лица в организационно-правовой форме государственной корпорации, до 2007 г. законодателем она применялось только дважды – при учреждении Агентства по реструктуризации кредитных организаций и Агентства по страхованию вкладов. Пик массового создания государственных корпораций пришелся на 2007 г. Государство образовало шесть таких структур – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «Внешэкономбанк», «Роснанотех» («Роснано»), «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Росатом». В последующем ряд из них был упразднен либо реорганизован, в результате чего на конец 2017 г. в отечественной экономике функционируют шесть государственных корпораций (Агентство по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Внешэкономбанк», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос») и одна государственная компания «Автодор», по своему статусу практически идентичная государственной корпорации.

Если проанализировать все озвученные в юридической литературе мнения, то мы можем выделить следующие специфические черты, присущие правовому статусу государственной корпорации, отличающие ее от корпорации, в ее обычном гражданско-правовом понимании:

Государственные корпорации наделены целым комплексом властных полномочий, в частности, правом нормативно-правового регулирования, что, как следует из общей теории права, является исключительной прерогативой государственных органов власти;

У государственных корпораций отсутствуют учредительные документы (уставы), их функции выполняет федеральный закон. Как результат, появление парадоксальной с правовой точки зрения ситуации: юридические лица, имея одну организационно-правовую форму, осуществляют свою деятельность не на основании Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), как обычные юридические лица, а в соответствии с положениями разных законов а, значит, не всегда по одинаковым правилам ;

Реорганизация или ликвидация государственной корпорации возможна лишь на основании специального федерального закона. Правила, регламентированные в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), в отношении госкорпораций не применяются;

В отношении деятельности государственных корпораций действует целый ряд исключений из общих правил, которые применяются ко всем юридическим лицам. Например, на Агентство по страхованию вкладов, которое в системе обязательного страхования вкладов признается страховщиком, не распространяются общие требования о лицензировании страховой деятельности.

Если обратить внимание на представленный (далеко не полный) перечень особого правового статуса государственных, то наиболее важным элементом следует признать наделение их отдельными властными полномочиями, что никак не корреспондирует правовому статусу всех остальных юридических лиц. Автор поддерживает точку зрения Д.В. Новака о том, что «государственные корпорации должны рассматриваться в качестве группы юридических лиц, цель создания которых – «решение общих дел». Для достижения указанной цели государство может их наделять отдельными властными полномочиями» .

Значение государственных корпораций в системе отечественной экономики экспертами оценивается неоднозначно. Одни их критикуют, предлагая «упразднить, преобразовать данную организационно-правовую форму в иные формы юридических лиц без наделения специальным статусом и привилегиями» . Другими, напротив, озвучивается мнение об эффективности деятельности таких организаций . При этом практически все из них сходятся во мнении о недостаточности правовой регламентации статуса государственных корпораций.

Мы полагаем, что растущая потребность в совершенствовании всего законодательного массива, регламентирующего правовой статус государственных корпораций, дала толчок для развития идеи о создании публично-правовых компаний и принятии специального закона, обобщающего их регулирование.

Новая организационно-правовая форма юридического лица – «публично-правовая компания» – в правовой оборот официально была введена в 2014 г. путем принятия поправок в ст. 50 ГК РФ , а Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 236-ФЗ) уже были определены правовое положение указанных организаций, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. 29 июля 2017 г. был принят Федеральных закон, предусматривающий создание первой публично-правовой компании, цель которой – осуществление защиты прав участников долевого строительства .

Как закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ, публично-правовая компания – это унитарная некоммерческая организация, которая создается в РФ и ведет деятельность в интересах государства и общества. Для этих целей организация наделяется функциями и полномочиями публично-правового характера, т.е. властными функциями и полномочиями, которые обычно присущи органам государственной власти (см., например, ч. 5 ст. 66, ст. 125 ГК РФ). Создается публично-правовая компания либо указом Президента РФ, либо на основании Федерального закона. Кроме того, она может быть создана путем реорганизации: акционерного общества со 100-процентным участием РФ; государственной компании; некоторых государственных корпораций.

По верному утверждению О.В. Романовской, анализ Федерального закона № 236-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что государство активно занимается поиском форм собственного участия в предпринимательской деятельности, нацеленной на реализацию публичных функций (когда государственные ресурсы вкладываются в развитие того или иного сектора экономики, благодаря чему появляется некоторая прибыль, но которая, в свою очередь, не является самоцелью). Публичные функции с течением времени видоизменяются, что предопределяет изменение и форм участия в их реализации .

При этом, можем предположить, что основная цель, которую преследовал законодатель при разработке Федерального закона № 236-ФЗ, заключалась в унификации законодательного регулирования деятельности государственных корпораций, а также государственных компаний, разрозненного по специальным законам, узко направленным на регламентацию деятельности каждой государственной корпорации в отдельности . Ввиду схожести конструкций, в научной среде высказывалось мнение о том, что публично-правовая компания является ни чем иным как новым названием государственной корпорации .

Исходя из содержания Пояснительной записки к законопроекту, следует, что публично-правовые компании должны стать тем знаменателем, к которому должны быть приведены государственные корпорации и государственные компании . В том числе разработчиками законопроекта особо указывается, что согласно Плану-графику, утвержденному Председателем Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 6793п-13, существующие в настоящее время государственные корпорации и государственная компания «Автодор» должны быть либо преобразованы, либо реорганизованы, либо ликвидированы. Вместе с тем, согласно Плану-графику в форму публично-правовой компании предполагается преобразовать только государственные корпорации «Внешэкономбанк» и Агентство по страхованию вкладов. Но ведь этими организациями перечень государственных корпораций не исчерпывается.

В самом Федеральном законе № 236-ФЗ какие-либо уточнения, касающиеся статуса государственных корпораций, отсутствуют. В ГК РФ, несмотря на внесение изменений, связанных с введением в законодательство новой организационно-правовой формы юридического лица – публично-правовой компании, положения, относящиеся к государственным корпорациям, изменены не были. Это означает, что правовой статус государственных корпораций по-прежнему определяют: статья 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ и федеральные законы о создании конкретных государственных корпораций.

С учетом имеющегося к настоящему времени законодательного массива, возникает вполне закономерный вопрос о соотношении государственных корпораций и публично-правовых компаний.

Первое на что следует обратить внимание, это цели создания данных юридических лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона № 7-ФЗ целью создания государственных корпорация является осуществление управленческих, социальных и иных общественно полезных функций. Этим положением, по словам Ю.А. Тарасова и Г.С. Игнатенко, существенно ограничивается сфера их применения в качестве инструмента государственной экономической политики . Из ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ следует, что публично-правовая компания может быть создана в случае необходимости «проведения государственной политики, предоставления государственных услуг, управления государственным имуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в конкретных сферах и отраслях экономики, для реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе социально-экономического развития регионов, а также в целях выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера». Следовательно, публично-правовые компании нацелены на решение гораздо более широкого круга задач, чем государственные корпорации.

Для достижения поставленных целей на публично-правовые компании возлагается широкий круг правомочий. В частности, они наделяются правами по созданию филиалов и представительств, приобретению активов, созданию коммерческих и некоммерческих организаций, правом на принятие участия в российских и иностранных организациях и правом членства в ассоциациях и союзах (ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 236-ФЗ). У государственных корпораций (равно как и государственных компаний) такие полномочия отсутствуют.

Признает различия между государственными корпорациями и публично-правовыми компаниями и законодатель. Об этом свидетельствует отсутствие цели на преобразование существующих государственных корпораций в новую форму. В ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 236-ФЗ закреплено положение о том, что уже существующие государственные корпорации не подлежат реорганизации в публично-правовые компании. При этом новые государственные корпорации не создаются.

Однако, несмотря на наличие указанных выше и иных особенностей, большинство юристов сходятся во мнении, что публично-правовые компании по своей сути представляют собой не что иное, как новую версию такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация (с некоторым расширением их функций) . Подтверждает этот вывод и факт разработки и принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации», направленного непосредственно на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и прозрачности их деятельности путем введения новой организационно-правовой формы. Последние по замыслу разработчиков закона должны быть преобразованы в публично-правовые компании, но, скорее всего, будет не все так просто. Государственные корпорации, имея одну организационно-правовую форму, существенно различаются объемом прав и обязанностей, в первую очередь, в сфере выполнения государственно-властных полномочий. Наиболее яркой индивидуальностью в указанной сфере отличается корпорация «Росатом». Как верно подмечено О.В. Романовской, «при всей шлифовке статуса «Росатома» (в целях исключения ее из перечня органов государственной власти), ее публично-правовое предназначение (а точнее, ее государственный статус) не может быть скрыт витиеватыми фразами об отношении государственной корпорации к некоммерческим организациям. Исходя из этого, поиск оптимального сочетания властных и частноправовых форм участия государства в экономической сфере не исчерпан. По-видимому, публично-правовая компания – только определенный этап развития института государственного участия в экономике» .

Резюмируя вышеизложенное, можем предположить, что развитие законодательства о государственных корпорациях, равно как и публично-правовых компаний не закончено. При этом, неоспоримым следует признавать факт наличия специфики правового статуса таких юридических лиц, вытекающего из большого объема реализуемых ими публичных функций. В сущности, государственная корпорация (как и публично-правовая компания) должна быть отнесена к юридическим лицам публичного права, проблема заключается в том, что с точки зрения законодательства такой категории не существует. К тому же, в условиях отсутствия единообразного понимания сути «юридического лица публичного права» крайне некорректным представляется определение сущности создаваемой организационно-правовой формы через указанное понятие. То есть, отнесение Федеральным законом № 236-ФЗ публично-правовой компании к юридическим лицам публичного права не решило проблему регулирования уже фактически существующих лиц данной категории. Автор придерживается мнения о том, что функционирование в правовой системе России юридических лиц, полноценное правовое регулирование которых не может осуществляться в соответствии с нормами гражданского права, свидетельствует в пользу закрепления на законодательном уровне разделения юридических лиц на лиц частного права и лиц публичного права, с оговоркой, что статус и деятельность публичных юридических лиц должны регулироваться специальным законодательством.


Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4808.
  2. Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4767.
  3. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4169; 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4816.
  4. Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2304.
  5. Федеральный закон от 08.07.1999 № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3473.
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 14.11.2017) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 2017. № 47. Ст. 6846.
  7. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Документ опубликован не был. [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс.
  8. Абрамова М.Г. Государство и бизнес: возможно ли эффективное партнерство? (на примере системы страхования вкладов в Российской Федерации) // Безопасность бизнеса. 2014. № 3. С. 11-14.
  9. Аюшеева И.З. К вопросу об организационно-правовых формах некоммерческих организаций // Власть Закона. 2016. № 4. С. 68.
  10. Винницкий А.В. Публичная собственность. М.: Статут, 2013. С. 563-567.
  11. Курбатов А. Реформа гражданского законодательства: чего ожидать юридическим лицам публичного права? // Legal insight. 2011. № 1. [Эл. ресурс]. URL: https://zakon.ru/publication/reforma
  12. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. № 3. [Эл. ресурс]. URL: http://www.mvgp.ru/arhive/5/49/ (дата обращения: 28.12.2017).
  13. Романовская О.В. Публично-правовые компании: новеллы в системе юридических лиц // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2017. Т. 5. № 1(17). [Эл. ресурс]. URL: http://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/romanovskaya_ov_17_1_03.pdf (дата обращения: 28.12.2017).
  14. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, 2014. [Эл. ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1626584/ (дата обращения: 28.12.2017).
  15. Серова О.А., Антропцева И.О., Иванов А.В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный). [Эл. ресурс]. СПС КонсультантПлюс, 2016.
  16. Тарасов Ю.А., Игнатенко Г.С. Публично-правовая компания – новая организационно-правовая форма юридических лиц в Российском законодательстве // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 6(69). С. 257.
Количество просмотров публикации: Please wait

2 октября вступят в силу нормы, позволяющие создавать в России юридических лиц особой организационно-правовой формы – публично-правовые компании (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ " " (далее – закон о публично-правовых компаниях). Ими будут называться унитарные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на основании специального федерального закона, или создаваемые в силу указа президента. Соответственно, в роли учредителя таких организаций может выступать исключительно государство ().

Между тем такие организации могут быть также созданы и путем реорганизации уже существующих государственных корпораций и компании, а также акционерных обществ, где единственным участником является Россия, за некоторым исключением. Так, не могут стать преобразованными в публично-правовую компанию госкорпорации "Внешэкономбанк", "Агентство по страхованию вкладов", "Ростех", "Росатом" и "Роскосмос". Такие ограничения прямо закреплены в законе ().

Таким образом, можно предположить, что препятствий законодательного характера для преобразования, например, АО "Роснано" или госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в форму публично-правовой компании нет.

НАША СПРАВКА

Унитарными называются такие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Помимо публично-правовых компаний к унитарным относятся ГУП и МУП, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организаци и религиозные организации ().

Для чего будут создаваться публично-правовые компании

Среди основных целей создания и функционирования публично-правовых компаний законодатель выделяет несколько. Эти организации будут учреждаться для:

МНЕНИЕ

Саяфарова Снежана, юрист Коллегии адвокатов "Юков и партнёры":

"Как отмечают разработчики закона о публично-правовых компаниях, он направлен, в первую очередь, на создание более эффективного механизма регулирования деятельности госкорпораций и госкомпаний. Ранее такой контроль осуществляется точечно, посредством принятия законов о создании той или иной корпорации, что является довольно обременительным и трудоемким процессом, так как любое изменение положений о госкорпорации или госкомпании требовали принятия по каждому частному случаю федерального закона. Закон о публично-правовых компаниях позволяет снять эту проблему посредством закрепления общих правил для всех публично-правовых компаний. При этом более детальное регулирование будет осуществляться не только федеральными законами о создании конкретной организации, но и актами президента и правительства, вносить изменения в которые значительно проще".

  • проведения государственной политики;
  • предоставления государственных услуг;
  • управления государственным имуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов;
  • выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера ().

Перечисленные цели говорят о том, что, как инструмент реализации государственной политики, публично-правовые компании способны выполнять намного более широкий спектр задач по сравнению с деятельностью ныне действующих госкорпораций и госкомпаний, которые учреждаются в целях осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Напомним, правовой статус этих юридических лиц закреплен Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ " ".

Следует отметить, что приведенный в законе перечень прав не является закрытым – вновь образуемая публично-правовая компания сможет быть наделена дополнительными правами, предусмотренными актом об ее создании ().

Добавим, что публично-правовые компании будут являться заказчиками в сфере регламентированных закупок и осуществлять их на основании от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 " ". А положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом компании ().

Как будет осуществляться управление публично-правовыми компаниями

В первую очередь авторы закона предусмотрели возможность осуществления Президентом РФ различных полномочий в отношении публично-правовых компаний напрямую. Правда, конкретных полномочий в законе о публично-правовых компаниях не названо, они могут быть определены опять же в учредительных документах, в ходе создания компании (). Отметим, для госкорпораций и госкомпаний возможность непосредственного участия в их деятельности президента не предусмотрена. В связи с этим можно сделать вывод, что самые затратные и ответственные государственные проекты будут реализовываться именно такими публично-правовыми организациями – деятельность которых будет контролировать глава страны.

Органами непосредственного управления публично-правовой компании будут выступать наблюдательный совет и также генеральный директор. В то же время, решением о создании публичного юрлица может быть предусмотрено создание правления публично-правовой компании ().

Председатель и члены наблюдательного совета назначаются правительством, при этом сам орган управления наделяется довольно широкими полномочиями, среди которых:

  • утверждение стратегии развития компании;
  • утверждение бюджета и годового отчета компании;
  • выработка рекомендаций для других органов управления компании;
  • утверждает порядок использования доходов и т. д. ( , ).

При наблюдательном совете будет сформирован также комитет по аудиту, в задачи которого входит, в том числе, контроль финансовой дисциплины в публично-правовой компании. Одновременно члены наблюдательного совета наделяются довольно широкими индивидуальными правами. Так, они смогут получать информацию о деятельности компании, знакомиться со всеми без исключения документами организации, в том числе касающимися ее финансовой деятельности. Они будут вправе также оспаривать сделки и требовать применения последствий их недействительности ().

Между тем генеральный директор, также назначаемый на должность правительством, будет выполнять функцию единоличного исполнительного органа публично-правовой компании. К его компетенции будут относиться вопросы руководства текущей деятельностью организации ().

Экономическая эффективность деятельности

Также законодатель урегулировал вопросы использования временно свободных средств публично-правовых компаний. Так, инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предписывается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. А перечень разрешенных активов, порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием будет определять правительство ().

Публично-правовые компании как новый тип некоммерческих организаций будут представлять собой довольно сложные юридические образования, наделенные компетенцией, далеко выходящей за пределы возможностей обычных бизнес-структур, в том числе и компаний с государственным участием. Создание и деятельность таких организаций потребует особо взвешенного подхода.

Как отмечают разработчики закона, документ был принят во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина в целях пересмотра подходов к созданию и функционированию государственных корпораций и создания унифицированных правил их деятельности. Поэтому можно предположить, что со временем такая организационно-правовая форма компаний с государственным участием станет преимущественной.



 

Возможно, будет полезно почитать: