Надзор прокуратуры за уголовно исполнительными органами. Прокурорский надзор в местах лишения свободы

Конкретизация задач органов прокуратуры в данной сфере правовых отношений, критерии и условия определения приоритетов их деятельности, направлений, форм и методов организации работы осуществляется в нормативных правовых актах Генерального прокурора РФ. В нормативном Приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" конкретизируются задачи и направления деятельности органов прокуратуры.
Для повышения действенности надзора за исполнением законов его осуществление возлагается как на прокуроров соответствующего субъекта Российской Федерации, городов и районов, так и на специальных прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Прокурорам по надзору за соблюдением в уголовно-исполнительной системе поручено Генеральным прокурором РФ осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрацией учреждений уголовно-исполнительной системы, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов данной системы; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в исправительных учреждениях.
Специализированными прокуратурами осуществляется предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительных учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, если вышестоящим прокурором не принято другое решение.
Специализированные прокуроры поддерживают государственное обвинение в территориальных судах по делам, за расследованием которых они осуществляли надзор; участвуют в рассмотрении судами гражданских дел, а также в рассмотрении дел арбитражными судами в порядке, установленном соответствующими приказами и указаниями Генерального прокурора.
Организация прокурорского надзора в рассматриваемой сфере правовых отношений регламентируется рядом приказов, указаний Генерального прокурора, утверждаемых им положений и инструкций.
Приказом № 8 Генерального прокурора РФ "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" (1997 г.) важное значение придано организации проверок состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах. В качестве приоритетных задач обращено внимание на необходимость искоренения фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водворения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содержания, соответствующих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.
При этом на прокуроров возложено исполнение организационно-управленческих функций по анализу практики надзора за исполнением уголовных наказаний, с учетом данных o результатах деятельности органа прокуратуры в иных сферах, при выполнении иных видов деятельности прокуратуры.
При организации работы на данном участке прокурор учитывает, что следственные изоляторы должны ими проверяться не реже одного раза в месяц. При организации надзора за исполнением Закона об оперативно-розыскной деятельности особое внимание уделяется законности проводимых мероприятий по своевременному выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными и лицами, заключенными под стражу. При организации надзора среди постоянных приоритетов выделяется законность приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также органами управления уголовно-исполнительной системы.
Законность правовых актов любых органов управления, на которые распространяется прокурорский надзор, является самостоятельным предметом прокурорского надзора, который в данном случае может осуществляться независимо от поступления сведений о допущенных при этом нарушениях. Тем более это актуально в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, когда возможности защиты прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в виде лишения свободы, существенно ограничены.
Для успешного осуществления надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах устанавливается четкое взаимодействие между специальными прокуратурами по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и территориальными прокуратурами, особенно в вопросах борьбы с преступностью.
Для обеспечения организации и осуществления надзора за соблюдением законов в данной сфере правовых отношений в структуре аппаратов органов прокуратуры действуют соответствующие подразделения. В составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации функционирует управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.
Работа управления организуется по зонально-предметному принципу, в соответствии с текущими и перспективными планами Генеральной прокуратуры РФ, основанных на результатах перспективного (стратегического) и текущего (оперативного) анализа состояния законности и работы по ее укреплению.
Управление контролирует выполнение нижестоящими прокурорами приказов и указаний Генерального прокурора РФ, решений Коллегии, координационных и оперативных совещаний при Генеральном прокуроре РФ по вопросам обеспечения законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Прокуроры данного управления непосредственно осуществляют надзор за исполнением законов в деятельности центральных органов управления уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, следственных изоляторов центрального подчинения МВД РФ.
Управление Генеральной прокуратуры осуществляет надзор за законностью издаваемых Министерством юстиции нормативных правовых актов по вопросам исполнения уголовных наказаний. Управление организует деятельность нижестоящих специализированных и территориальных прокуратур, а также непосредственно осуществляет при выезде его работников на места надзор за соблюдением законов об охране конституционных прав осужденных и заключенных под стражу; о режиме отбывания наказания, о трудовом использовании осужденных и возмещении ими материального ущерба, причиненного в результате совершения ими преступлений, а также об охране труда и правил техники безопасности, по другим вопросам, входящим в содержание предмета прокурорского надзора при его осуществлении в данной сфере правовых отношений.
В Управление Генеральной прокуратуры РФ поступают жалобы и заявления лиц, содержащихся под стражей, на действия и решения администрации мест лишения свободы, следственных изоляторов, нижестоящих прокуроров, а также копии протестов, представлений прокуроров, иные данные, характеризующие состояние законности в уголовно-исполнительной системе, работу прокуроров. Периодически проводятся обобщения состояния этой работы, на основе которых готовятся обзоры, указания, совместные инструкции с Минюстом, МВД, другими правоохранительными органами. С учетом состояния законности в данной сфере осуществляется контроль за работой органов прокуратуры, оказание им практической и методической помощи. Выявляется и распространяется положительный опыт работы, организуются учебно-методические мероприятия, стажирование работников нижестоящих органов прокуратуры, специализирующихся в работе по надзору за соблюдением законов в уголовно-исполнительной системе. В управлении Генеральной прокуратуры заслушиваются отчеты территориальных и специализированных прокуроров о работе в данной сфере; результаты проверки их работы с выездом на места заслушиваются на заседаниях Коллегии Генеральной прокуратуры РФ.
Надзор за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в следственных изоляторах, в прокуратурах субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующими отделами, группами прокуроров, старшими помощниками (помощниками) прокуроров субъектов Федерации, на которых возложено исполнение надзорных и других функций (координация и др.) в сфере обеспечения законности при исполнении уголовных наказаний. В зависимости от количества поднадзорных объектов (колоний, следственных изоляторов и др.), численности содержащихся в них лиц, состояния законности, а так же штатных возможностей прокуратуры работа в прокуратуре субъекта Федерации на этом участке организуется по зональному, предметному или зонально-предметному принципам.
Вопросы осуществления надзора за соблюдением законов в изоляторах временного содержания (ИВС) лиц, подозреваемых в совершении преступлений, Генеральным прокурором РФ отнесены к ведению прокуроров, входящих в состав подразделений по надзору за следствием и дознанием. Они также отнесены на районном, городском уровне к ведению прокуроров города, района или их заместителей в соответствии с распределением между ними обязанностей.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск РФ предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В предусмотренных законом случаях в них могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.
Надзор за законностью содержания задержанных в ИВС Погранвойск осуществляется соответствующими подразделениями военной прокуратуры. На военных прокуроров возложен надзор за соблюдением законов при использовании гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Такое содержание возможно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и порядок несения гарнизонной и караульной службы в Вооруженных Силах РФ.
Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. Организационная структура дисциплинарных воинских частей определяется Министерством обороны РФ. Надзор за соблюдением законов в таких подразделениях осуществляют соответствующие военные прокуроры (гарнизонов, соединений, округов и т.д.).

Еще по теме § 4. Организация прокурорского надзора в сфере исполнения наказаний:

  1. О.С. Капинус и др.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики, 2010
  2. § 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  3. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах" от 26 февраля 1997 г. № 8
  4. Т е м а 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ (ОБЩИЙ НАДЗОР)
  5. Т е м а 11. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ
  6. § 5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  7. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 22 мая 1996 г. № 30
  8. Т Е М А 10. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ
  9. Прокурорский надзор в административно-публичной сфере
  10. Глава VII ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРОВ
  11. Винокуров А.Ю.. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями: пособие, 2012
  12. Д.В. Григорьев и др.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, 2010
  13. Н.В. Крючкова, А.В. Паламарчук, А.Е. Русецкий. Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения: пособие, 2012
  14. Черепанова И.В.. Прокурорский надзор за исполнением законов о внешней трудовой миграции: лекция, 2012
  15. § 1. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  16. Баскакова С.И.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, 2010
  17. 16.1. Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве
  18. § 1. Предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
  19. Т е м а 9. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И ДОЗНАНИЕ

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

В соответствии со ст.22 УИК РФ и приказа Генерального прокурора РФ «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и прокурорами субъектов Федерации, городов и районов, находящихся в подчинении у Генеральной прокуратуры РФ. Проверки соблюдения законов в местах лишения свободы осуществляется прокурором систематически, то есть, не зависимо от наличия сигналов о нарушении законов. В ходе выявления нарушений, они должны быть устранены непосредственно при их обнаружении. При этом в случае опротестования прокурором приказа или распоряжения администрации учреждения, который противоречит закону, действие опротестованного акта приостанавливается администрацией до рассмотрения протеста. Полномочиям прокурора в сфере прокурорского надзора за исполнением закона в учреждениях и органах УИС относятся:

  • право посещать в любое время учреждения и органы;
  • право опрашивать задержанных, заключённых под стражу, осуждённых лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  • право знакомиться с документами;
  • право знакомиться с оперативными материалами.

Помимо этого прокурор вправе проверять соответствие правовых актов учреждений и органов УИС законодательству РФ, а так же отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных лиц и выносить постановление о немедленном освобождении каждого содержащегося под стражей без законных оснований. Право прокурора посещать в любое время учреждения и органов исполнительной системы, предусмотрено статьёй 32 ФЗ «О прокуратуре РФ». Так согласно данной статье Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчинённые им прокуроры, а так же прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях имеют право без разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Помимо этого закон не ограничивает прокурора временем посещения указанных учреждений, так как прокурор сам определяет время посещения. Так же прокуроры наделяются правом проверять законность содержания лиц в изоляторах временного содержания (ИВС), проводить проверки в нерабочее время и незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность содержания. Проверка законности и обоснованности содержания в следственных изоляторах проводится не реже одного раза в месяц. Периодичность же проверок в других учреждениях и органах не определена. Право опрашивать задержанных, заключённых под стражу, осуждённых лиц и подвергнутых мерам принудительного характера, так же относится к полномочиям прокурора. При помощи данного полномочия прокурор может выявить любые нарушения законов УИС.

В прокурорском надзоре существует несколько оснований, которые выявляют сущность данных требований прокурора, которые заключаются в следующем:

  • прокурор, может требовать от администрации органов и учреждений УИС соблюдения правил режима и условий содержания, привлечения осуждённых к труду и других условий;
  • прокурор может, исходя из конкретных ситуаций, установить время для исполнения своих требований;
  • требования прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией;
  • обжалование администрацией требований прокурора не приостанавливает их исполнение, так же предусматривается форма требований прокурора, они могут быть выражены как в устной, так и письменной форме, но в основном в целях контролирования требования издаются в письменной форме.

Помимо этого к полномочиям прокурора относится проверка соответствия законодательству РФ приказов, распоряжений и постановлений администраций органов и учреждений УИС. Здесь следует отметить, что прокурор может проверять соответствие закону правовых актов учреждений не только при поступлении жалоб и заявлений о их противозаконном характере, но и по собственной инициативе. Так же в представлении прокурора может быть поставлен вопрос о необходимости привлечения конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов к дисциплинарной и материальной ответственности. Помимо этого при выявлении в действиях администрации и учреждений и органов УИС признаков преступления прокурор вправе вынести постановление о возбуждении уголовного дела. При этом, возбудив дело, он должен принять все меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Одним из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства провозглашен принцип законности (ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), который, в частности, не допускает установления нормативными актами более низкого, чем закон, уровня ограничений прав осужденных, помимо тех, которые установлены законом. В настоящее время осужденные ограничены в правах только в том объеме, в каком это предусмотрено законом. Все остальные ограничения незаконны и подлежат безусловной отмене.

Важно отметить, что в Российской Федерации не только продекларирован названный принцип, но и выстроена система контроля за его соблюдением.

Наряду с судебным, ведомственным, общественным контролем за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) по исполнению уголовных наказаний особая роль принадлежит органам прокуратуры.

Надзор за исполнением законов администрацией пенитенциарных учреждений является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, для реализации которой созданы и функционируют соответствующие службы. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации это управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, в прокуратурах субъектов Российской Федерации - соответствующие отделы или специально выделенные для этой работы прокуроры. Имеются и специализированные прокуратуры, занимающиеся исключительно надзором за соблюдением законов в исправительных и лечебно-профилактических учреждениях. Такая организация прокурорского надзора, образно говоря, не позволяет оставлять осужденного или лицо, содержащееся под стражей, один на один с администрацией исправительного учреждения или следственного изолятора, ставя между ними как бы независимого арбитра для разрешения в рамках закона конфликтных или спорных ситуаций. В целом по стране в сферу надзора за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства вовлечено около 700 прокурорских работников.

Уникальность прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов в учреждениях и органах УИС, заключается, во-первых, в том, что она является надведомственной, а значит, независимой организацией, подчиняющей свою деятельность исключительно закону и требующей в силу своей компетенции от других организаций, должностных лиц и граждан безусловного исполнения требований закона.

Во-вторых, прокуратура обладает широким спектром возможностей выявлять нарушения законности, в том числе посредством рассмотрения жалоб граждан, беспрепятственного посещения надзирающими прокурорами исправительных учреждений и следственных изоляторов, проведения документальных проверок деятельности администрации учреждений УИС, истребования необходимой информации, заслушивания объяснений.

Кроме того, прокуроры обладают властными полномочиями по отношению к поднадзорным учреждениям и организациям. Их требования об устранении выявленных нарушений законности обязательны для должностных лиц учреждений и органов УИС; при наличии оснований они вправе возбуждать административное производство в отношении должностных лиц, допустивших нарушения закона, а также направлять материалы в отношении их в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности.

Отличительной особенностью прокурорского надзора является также и то, что он позволяет оперативно восстанавливать нарушенные права заключенных. Многие нарушения устраняются непосредственно в процессе проверок пенитенциарных органов и учреждений, другие, отмеченные в специальных актах прокурорского реагирования - протестах и представлениях, соответственно в 10-дневный и 30-дневный сроки. При этом прокуроры не только выявляют нарушения и требуют их устранения, но также вскрывают причины таких нарушений, что создает условия для недопущения их впредь.

Прокурорский надзор является гарантом соблюдения требований закона на стадии исполнения наказаний в Российской Федерации, который в настоящее время рассматривается как одна из составных частей функции защиты конституционных прав и законных интересов лиц, находящихся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, а также граждан, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы. Его активизация, которая наблюдается в последнее время, и жесткий контроль за устранением выявленных нарушений законности сегодня позитивно сказываются на обеспечении безусловного исполнения национального законодательства, международных договоров и обязательств, взятых Российской Федерацией в уголовно-исполнительной сфере.

Изменение уголовно-исполнительной политики в сторону ее гуманизации и демократизации предполагает выдвижение на передний план правозащитной функции прокуратуры, возрастание роли прокурорского надзора, решительный отход от типичных, повторяющихся из года в год недостатков в осуществлении надзора: проявление формализма, неиспользование в полном объеме предоставленных прокурорам законом властно-распорядительных полномочий, нетребовательность в вопросах устранения нарушений законности и привлечения к ответственности виновных должностных лиц, оставление без реагирования фактов несвоевременного рассмотрения представлений прокурора, отсутствие контроля за устранением администрацией пенитенциарных учреждений выявленных прокурором нарушений законности.

В своей деятельности прокуроры, осуществляющие надзорные функции в уголовно-исполнительной сфере, руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", другими законами, регламентирующими правоотношения в области уголовного принуждения, а также ведомственными нормативными правовыми актами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, основным из которых является Приказ от 16 января 2014 г. N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

В соответствии с данным Приказом прокурорам необходимо при проверках состояния законности в указанных учреждениях особое внимание обращать на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным со стороны сотрудников УИС, необоснованного водворения в штрафные помещения, на обеспечение гуманных условий содержания.

Анализ состояния законности и практика прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей лиц в следственных изоляторах в 2015 году свидетельствуют о наличии в УИС многочисленных проблем с соблюдением гарантированных законом прав и интересов осужденных и заключенных под стражу.

По состоянию на 1 января 2016 г. в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (далее - СИЗО и ПФРСИ), содержалось более 117,7 тыс. человек (94% от лимитной емкости), в исправительных и лечебных учреждениях (далее - ИУ) отбывали наказание 527,3 тыс. человек (81% от вместимости), на учете в уголовно-исполнительных инспекциях (далее - УИИ) состояли 268 тыс. человек.

Количество лиц, содержащихся в СИЗО и ПФРСИ, в истекшем году увеличилось незначительно, на 500 человек, в то же время в исправительных учреждениях число осужденных сократилось на 26,3 тыс., а в УИИ - более чем на 166 тыс. человек. На наполняемость учреждений и органов уголовно-исполнительной системы повлияло принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Постановления "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов". Указанная амнистия применена к 36208 осужденным к лишению свободы и к 98323 лицам, отбывающим наказание без изоляции от общества.

В 2015 году органами прокуратуры уделялось особое внимание обеспечению должного правопорядка в пенитенциарных учреждениях, а также защите конституционных прав граждан в местах принудительного содержания.

В этих целях прокурорами проведено 49,1 тыс. проверок (2014 г. - 48,1 тыс.), выявлено 174,6 тыс. нарушений закона (2014 г. - 184,2 тыс.), внесено 23,5 тыс. представлений об их устранении (2014 г. - 23,4 тыс.), по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 32,9 тыс. должностных лиц (2014 г. - 31,7 тыс.). На незаконные правовые акты принесено 6767 протестов (2014 г. - 6873). По постановлениям прокуроров возбуждено 1,5 тыс. производств об административных правонарушениях (2014 г. - 1,5 тыс.), с целью восстановления нарушенных прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, направлен в суд 1341 иск (2014 г. - 1319).

Органами прокуратуры в 2015 году восстановлены нарушенные права в отношении более 100 тыс. граждан, находящихся в местах лишения свободы, в том числе на охрану здоровья, улучшение коммунально-бытовых условий, обеспечение безопасности при содержании под стражей и отбывании уголовных наказаний.

Надо отметить, что работа управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний в последние годы активизировалась. В отличие от предыдущих лет каждая наша проверка и обобщение (анализ) в 2015 году оканчивались внесением актов прокурорского реагирования. Во многом этому способствовало повышение требований со стороны руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Особое внимание нами уделялось важнейшим направлениям надзора: соблюдению прав и свобод заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы; исполнению требований закона о режиме содержания, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, трудоиспользовании осужденных, исполнению законов в отношении осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

В соответствии с распределением обязанностей работниками управления осуществлялся контроль за работой прокуратур субъектов Российской Федерации, анализировались и обобщались материалы о состоянии законности и прокурорского надзора, в том числе по закрепленным предметам, проводились проверки поднадзорных органов и учреждений, в том числе центрального аппарата ФСИН России, принималось участие в разработке законопроектов и предложений по совершенствованию организации работы и повышению эффективности надзора, рассматривались и разрешались обращения граждан, в том числе государственных и общественных деятелей.

Всего работниками управления в 2015 году осуществлены 74 проверки учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в ходе которых выявлено более 1,1 тыс. нарушений закона. На личном приеме принято свыше 500 лиц, содержащихся в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.

По итогам проверок в управлении подготовлено и за подписью руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации направлено прокурорам субъектов Российской Федерации 9 информационных писем, в Минюст России и другие министерства и ведомства - 10, министру юстиции Российской Федерации и директору ФСИН России внесено 17 представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 400 должностных лиц УИС.

Управлением на постоянной основе анализируются вступившие в силу постановления Европейского суда по правам человека, которыми констатировано нарушение ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в пенитенциарных учреждениях Российской Федерации. По итогам этой работы прокурорам субъектов Российской Федерации систематически направляются информационные письма.

Особое значение нами придается взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями (ОНК), в становлении и развитии которых органы прокуратуры оказали существенную помощь. Мы ориентируем прокурорских работников на местах практиковать обмен информацией, совместные совещания, проверки, оказывать членам ОНК необходимую правовую, методическую и практическую помощь.

Работники управления активно принимают участие в проводимых Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации мероприятиях по обсуждению вопросов, связанных с совершенствованием законодательства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Деятельность прокуратуры в прошлом году способствовала укреплению законности и правопорядка в органах и учреждениях УИС.

Вместе с тем в исправительных учреждениях по-прежнему имеются серьезные проблемы, негативно влияющие на выполнение задач и целей уголовного принуждения.

Прокурорами выявляется значительное количество нарушений закона в сферах материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных и заключенных под стражу, их охраны и изоляции, трудоиспользования осужденных, обеспечения безопасности.

Одним из направлений по решению указанных выше проблем видится повышение эффективности ведомственного контроля за деятельностью пенитенциарных учреждений со стороны территориальных и центрального органа УИС. Представляется, что необходимо повысить также персональную ответственность должностных лиц, курирующих те направления деятельности, где выявляются нарушения закона. С этой целью мы будем требовать от прокуроров субъектов Российской Федерации регулярно проводить проверки исполнения требований закона об осуществлении ведомственного контроля в территориальных органах УИС.

Кроме того, работники управления ориентируют надзирающих прокуроров систематически проводить в учреждениях и органах УИС внезапные контрольные проверки с целью установления жесткого контроля за фактическим устранением ранее выявленных нарушений закона.

Надзорная деятельность прокуратуры в органах и учреждениях УИС должна быть направлена на безусловное соблюдение прав и законных интересов лиц, вовлеченных в сферу уголовного принуждения.

  • ПОЛНОМОЧИЯ
  • ПРОКУРОР
  • ПРОКУРАТУРА
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В данной статье рассматриваются полномочия прокурора в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за соблюдением законности в СИЗО.

  • Личность осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы: теоретико-прикладной аспект
  • Виктимологические аспекты женской преступности: постановка проблемы
  • Проблема прокурорского надзора за предварительным следствием
  • Избирательная комиссия как субъект административной ответственности

Прокурорский надзор это специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, которая реализуется от имени Российской Федерации, заключающаяся в проверке точности соблюдения Конституции РФ, исполнения законов, которые действуют на территории государства.

Одним из направлений деятельности прокуратуры, согласно ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является осуществление функции надзора за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, которые исполняют наказания и применяют назначенные судом меры принудительного характера задержанных в отношении задержанных, также лиц, заключенных под стражу.

Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере заключается не только в обеспечении предусмотренных законодательством России прав осужденных, лиц подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арестованных, но и требований защиты прав человека в сфере пенитенциарной политики, содержащихся в международных правовых актах.

Важность прокурорского надзора за исполнением законов администрацией следственных изоляторов (далее СИЗО) определена, прежде всего, тем, что их деятельность основана на необходимости в определенных ограничениях прав граждан (в том числе личной неприкосновенности и свободы передвижения и др.).

Возможностей отстаивания своих прав, у лиц, содержащихся под стражей гораздо меньше, чем у лиц, которые находятся на свободе, а возможность нарушения прав данной категории граждан со стороны сотрудников СИЗО, наоборот выше. В связи с этим, прокурорский надзор в таких случаях является действенной гарантией обоснованности и законности ограничения прав лиц, находящихся в следственных изоляторах.

Сутью данного направления деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением законности деятельности администраций СИЗО, по исполнению соответствующих решений органов и должностных лиц уголовного судопроизводства.

Администрация СИЗО должна выполнять требования и постановления прокурора, по вопросам соблюдения правил порядка содержания под стражей и отбывания наказания, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством и ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Правовой статус лиц, которые содержатся в СИЗО, определён в ст.36 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и в Уголовно исполнительном кодексе РФ (далее УИК РФ).

Согласно ч.1 ст.10 УИК РФ, государство охраняет и уважает права, свободы и законные интересы осужденных, а также обеспечивает личную защиту и правовую безопасность законность при применении средств исправления, а также при исполнении наказаний.

Прокуроры во время проведения проверок законности в следственных изоляторах, обязаны обращать особое внимание на факты произвола, унижения человеческого достоинства, необоснованного применения мер дисциплинарного характера, жестокого обращения со стороны сотрудников СИЗО, а также на обеспечение гуманных условий содержания, и соответствующих минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Считаем весьма важным изучение прокурорами практики реализации в СИЗО социальных прав, пребывающих там граждан, таких как право на образование, общение с родственниками и т.д.

Прокуроры во время проверки состояния законности в СИЗО обязаны обращать внимание на соблюдение законности применения специальных средств, газового и огнестрельного оружия, а также применения физической силы сотрудниками СИЗО и иными сотрудниками правоохран6ительных органов, которые привлекаются для обеспечения правопорядка в соответствии с ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными нормативными правовыми актами.

Применение специальных средств относится к числу крайних мер, не соблюдение которых является грубым нарушением. Также, строго ограничено и применение огнестрельного оружия. В случае применения оружия сотрудником, администрация СИЗО немедленно обязана, уведомить надзирающего прокурора. После чего он проверяет законность и обоснованность применения оружия (проводя ознакомление с материалами и заключениями служебного расследования, которое обычно проводят сотрудники территориального органа уголовно-исполнительной системы).

Повышенное внимание прокурор уделяет подразделениями специального назначения, созданных при региональных управлениях ФСИН, главной функцией которых является обеспечение порядка в СИЗО и исправительных учреждениях. Прокурор следит за тем, чтобы деятельность данных подразделений проходила в рамках законов.

В соответствии со статьей 17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», обвиняемые и подозреваемые имеют право на личную безопасность даже в местах заключения под стражей. При какой-либо угрозе, сотрудники мест содержания под стражей должны немедленно принять меры по обеспечению безопасности такого лица. Вопросы личной безопасности лиц, содержащихся под стражей, также входят в контрольную функцию надзирающего прокурора.

При проверке следственных изоляторов, выявляются различные нарушения закона (в том числе и по медико-санитарному и бытовому обеспечению подозреваемых). Следует отметить, что данные нарушения законодательства, носят систематический характер, что подтверждает проведенный анализ ежегодных докладов Генерального прокурора РФ. Кроме этого, в сотрудники СИЗО также часто нарушают законность, незаконно применяя к обвиняемым и подозреваемым специальные средства, неправомерно налагая на них дисциплинарные взыскания и т.д.

Конечно, нарушения законности могут быть выявлены в процессе судебного или ведомственного контроля, но стоит отметить, что преимуществом прокурорского надзора является в его независимости от государственных органов власти. Например, надзорные функции суда реализуются только по инициативе заинтересованных лиц, по мере того, как поступают соответствующие материалы. Надзорная же функция прокурора отличается оперативностью, которая не нуждается в особой процедуре, обязательной для судопроизводства. Прокурор при необходимости может провести проверку внезапно, без предупреждения сотрудников СИЗО, для того, чтобы они не успели скрыть свои нарушения. Кроме этого, определены жёсткие сроки изучения органами прокуратуры писем, в которых указываются нарушения законности.

Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением законности, возможен в тех местах, где невозможен судебный контроль. Кроме этого, особенности форм реализации надзорных полномочий наделяют прокуратуру возможностью проводить проверки, как по обращениям граждан, так и по собственной инициативе.

Полноценная реализация Прокуратурой своих полномочий, вкупе с внутриведомственным, общественным и судебным контролем, способна обеспечить соблюдение законности в деятельности СИЗО уголовно-исполнительной системы России.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016).
  3. Федеральный закон от 17 января 1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
  5. Абхалимов В.И., Булычев Е.Н.. 2016. Т. 3. № 55. С. 227-232.
  6. Булычев Е.Н. Принцип допустимости необходимых ограничений прав человека и Конституция Российской Федерации / Правовое государство: теория и практика. 2015. № 1 (39). С. 84-88.
  7. Булычев Е.Н. Принцип равенства и право задержанного по подозрению в совершении преступления на телефонный разговор / Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: Материалы VI международной научно-практической конференции. Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. 2016. С. 238-241.
  8. Воронин О.В. О современной сущности прокурорского надзора / Вестник Томского Государственного Университета. Право. 2015.№6.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в соответствии со ст. 22 УИК РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. Более детальная регламентация прокурорского надзора в сфере исполнения уголовных наказаний содержатся в Федеральном законе «О прокуратуре РФ».

В вопросах организации и осуществления прокурорского надзора важное место занимает то положение закона (п. «б» части 1. ст. 24 УИК РФ.) соответствии с которым, при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации;

2) прокуроры субъектов Российской Федерации и подчинённые им прокуроры;

3) прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях. Выделение в штатах прокуратуры специальных прокуроров, надзирающих за уголовно-исполнительной системой (специализация) продиктовано необходимостью более тщательного надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний, чем, наряду с другими доводами, подтверждается важность этой сферы государственной деятельности.

В рамках единого прокурорского надзора выделяются его отрасли, среди которых важное место занимают:

1) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных;

2) в местах предварительного заключения под стражу;

3) надзор за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний;

4) надзор за законностью при применении иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Не менее важным является вопрос об определение полномочий прокурора в осуществлении надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. В соответствии с требованиями ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на данной территории, имеют право посещать в любое время учреждения и органы, исполняющие наказания.

В процессе личных посещений прокурор:

1) непосредственно знакомится с деятельностью администрации;

2) проверяет документы, на основании которых осужденные лишены свободы;

3) знакомится с документами на осужденных, оперативными материалами, проводит личный прием осужденных;

4) рассматривает поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принимает необходимые меры и сообщает о своем решении лицам, их подавшим. Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат;


5) проверяет на предмет соответствия законодательству приказы, постановления, распоряжения, издаваемы руководителями исправительных учреждений. Отменяет незаконно наложенные дисциплинарные взыскания.

Формой реагирования прокурора на предупреждение нарушений законности является санкционирование некоторых действий, исходящих от должностных лиц. Так, санкции прокурора необходимы при решении вопросов:

1) о введении режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК РФ);

2) о задержании осужденного, уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничения свободы (ч. 2 ст. 48 УИК РФ);

3) о задержании осужденного, уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение (ч. 11 ст. 97 УИК РФ).

5) об оставление осужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 139 УИК РФ) и др.

Формой процессуального прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Должностные лица обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении и принять меры к немедленному устранению нарушений.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на нарушение законности является принесение протеста. Протест приносится прокурором в адрес должностных лиц, персонально издавшим несоответствующие закону приказы, распоряжения или постановления. Протест подлежит обязательному рассмотрению не раньше чем в десятидневный срок с момента его поступления.

Должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказания, обязаны приостанавливать действие опротестованного документа.



 

Возможно, будет полезно почитать: