НОД в старшей группе конспект занятия: «Экскурсия в музей Русской народной игрушки. Конспект экскурсии в школу с детьми старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: формирование представлений детей о многообразии животного мира, развитие познавательного интереса.

Задачи

Образовательные: расширять знания детей об обитателях зоопарка; учить понимать зависимость между внешним видом животного, средой его обитания, особенностями питания; закреплять в активном словаре названия животных; уточнить знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, светофор); актуализировать знания о профессиях сотрудников зоопарка и об их обязанностях; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине).

Воспитательные: закреплять знания правил дорожного движения и правил поведения в общественных местах; прививать любовь к окружающему миру; воспитывать дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему; развивать композиционные умения, учить располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке; развивать творческое воображение, внимание, фантазию.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке», К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе», А. Клыков «Лисица», Т. Скребицкий «Заяц», “Белка”; рассматривание альбома «Дикие животные»; отгадывание загадок о диких животных.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, наложенные силуэты животных (по 1 на стол), картинки с изображениями животных, палочки Кюизенера, изображения вольеров (2 на каждый стол), заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка), карандаши, стенд для рисунков, стенд для плаката, плакат (солнце, тучка, под изображениями — полоска из двухстороннего скотча), билеты.

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

(Дети стоят с воспитателем посередине комнаты, на экране слайд 1)

Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.

Загадка

Я привык на юге жить.

Я умею говорить!

День-деньской могу летать,

Разным звукам подражать.

Кто такой я? Угадай!

Разноцветный —

Дети: — Попугай!

(Щелчок — раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)

Воспитатель: — Верно, это попугай, его зовут Жак, и он приглашает нас посетить интересное место, где мы сможем познакомиться с удивительными жителями разных стран. Как вы думаете, куда нас зовет Жак?

(Ответы детей)

— Верно, в зоопарк!

(Слайд 2)

Воспитатель:

В зоопарке шум и гам,

Вон сидит гиппопотам,

А напротив в клетке

Попугай на ветке.

Там пантера и лисица,

Обезьяна, крокодил,

Бродит важная тигрица,

Спит сердитый гамадрил.

Встал я возле странной клетки,

Ноги есть, а тела нет.

Да ведь это же жирафа!,

Сверху шлёт большой привет!

— Давайте же отправимся на экскурсию вместе с нашим новым другом. Зоопарк находится недалеко, мы дойдем туда пешком. Становитесь за мной и в путь!

(Щелчок — звучит музыка, дети идут по парам за воспитателем, проходят круг по комнате, останавливаются. Слайд 3)

ІІ. Основная часть.

1. Актуализация знаний о правилах дорожного движения.

Воспитатель: — Дети, чтобы попасть в зоопарк, нам нужно перейти дорогу? Как вы думаете, где это безопаснее всего сделать?

(Слайд 4. Щелчок – картинка с детьми, перебегающими дорогу)

— Посмотрите, правильно ли ребята поступают?

(Ответы детей)

— А где же нужно переходить дорогу?

(Ответы детей)

— Правильно, нам нужно идти по пешеходному переходу.

(Щелчок – картинка с детьми, переходящими дорогу по переходу)

— Ребята, но посмотрите на дорогу внимательно: сможем ли мы перейти через дорогу сейчас? Почему?

(Слайд 5. Щелчок – светофор горит красным)

Ответы детей.

(Щелчок — зеленый светофор)

Воспитатель : — А теперь мы можем перейти дорогу?

Дети : -Да!

Воспитатель:

Подмигнул мне светофор:
-Проходи, ребёнок!
Ну какой здесь будет спор?
Свет горит – зелёный!
Смело я иду, друзья,
Прямо по полоскам.
А машины все стоят
Здесь, у перекрёстка!
(Щелчок — звучит музыка, дети идут за воспитателем)

Воспитатель: — Вот мы и у зоопарка (слайд 6).

2. Задание «Билеты в зоопарк»

— Прежде, чем войти, нам нужно купить билеты. Где мы можем это сделать?

(Ответы детей)

— Билеты можно купить в кассе, а продаст нам их сотрудник зоопарка – билетер (щелчок – изображение билетера). Чтобы получить билеты, нам нужно выполнить два задания.

Первое задание: ответьте на вопрос — кто еще, кроме билетера в кассе, работает в зоопарке? (Слайд 7: по щелчку появляются изображения сотрудников зоопарка, дети смотрят на слайд и называют)

(Ответы детей – директор, ветеринар (врач, который лечит животных), смотрители – ухаживают за животными и кормят их, уборщики, водитель – привозит корм, перевозит животных), экскурсовод, сторож и др.)

Воспитатель: — Молодцы, ребята. Нам осталось выполнить второе задание: давайте подумаем, как нужно вести себя в зоопарке.

(Слайд 8)

Анализ картинок (картинки появляются по щелчку).

Вывод (делают дети): нельзя кормить животных тем, что с собой принесли, нельзя без взрослых подходить к клеткам, трогать животных, можно кормить продуктами, которые продаются в специальных магазинчиках на территории зоопарка, приближаться к животным можно только со взрослыми.

Воспитатель: — Ребята, вот наши билеты (раздает детям билеты), сохраните их – они нам еще пригодятся. А теперь мы можем пройти в зоопарк.

(Слайд 9)

Работа в группах .

Дети проходят за столы, садятся по 4-5 человек.

3. Задание «Кто где живет»

Воспитатель : — Ребята, в зоопарке живут животные и птицы из самых разных уголков нашей планеты.

На каждом столе лежат картинки: наложенные силуэты — 5 животных дальних стран, 5 животных, которые живут у нас, и цветные картинки с изображениями этих животных и 2-3 других, силуэтов которых нет.

Воспитатель: — Посмотрите, у вас на столах лежит картинка с силуэтами животных, и цветные картинки с изображениями животных и птиц. Угадайте, что за звери спрятались на картинке с силуэтами. Отберите их из цветных картинок и разделите на 2 группы: в одну сторону отложите животных, которые живут в дальних странах, а в другую тех, которых можно встретить в нашей стране.

(дети выполняют задание)

— Назовите зверей, которые живут в далеких от нас местах (обезьяна, лев, слон, попугай, жираф).

(Слайд 10, картинки появляются по щелчку)

Верно, эти животные обитают в других странах, увидеть мы их можем по телевизору, в кино, на картинках или в зоопарке.

— А теперь назовите животных, которых можно встретить у нас в лесах, полях, степях (медведь, лиса, заяц, сова, лось).

(Слайд 11, картинки появляются по щелчку)

— Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас пришло время немного отдохнуть!

4. Физкультминутка

(Слайд 12, музыка по щелчку звучит и останавливается)

По зоопарку мы шагаем
(Маршируют на месте)

И медведя там встречаем
(Раскачивание туловища)

Этот мишка косолапый
Широко расставил лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
(Руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу)

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
(Дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)

Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.
(Бег на месте на носках)

Вот волчата спинку выгнули
(Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнули.
(Легкий прыжок вверх)

Подражаем мы зайчишке
(Ладони на голову, подскоки)

Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра,
Заниматься нам пора.
(Вернуться на места)

5. Задание «Строим клетки для животных» (с использованием палочек Кюизенера)

Воспитатель: — Дети, в зоопарке случилась неприятность: поломались некоторые клетки, и животные могут разбрестись кто куда, и даже убежать из зоопарка. Давайте поможем работникам зоопарка и построим новые прочные клетки.

— Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и картинки с изображениями животных (на каждого ребенка 2-4 животных, вырезанных по силуэту, в пропорциональных размерах). Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания).

(Слайд 13)

Дети выполняют работу.

6. Задание «Подбери соседей»

Воспитатель: — Ребята, как называются животные, которые питаются мясом? (Хищники). Каких хищников вы знаете?

– Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Травоядные). Назовите известных вам травоядных животных.

— Могут ли эти хищники и травоядные жить в одном вольере в зоопарке? Почему?

На столах перемешаны картинки травоядных и хищных животных (хищники — тигр, волк, медведь, крокодил, травоядные – зебра, бегемот, олень, белка), 2 изображения вольеров.

— Давайте подберем обитателям нашего зоопарка хороших соседей. Посмотрите на картинки у вас на столах. Поселите травоядных в один вольер, а хищников – в другой.

Дети выполняют задание

— Давайте проверим, как вы справились с заданием.

(Слайды 14, 15, картинки появляются по щелчку)

— Молодцы, все справились с заданием. Теперь обитатели зоопарка будут жить дружно!

7. Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок»

Воспитатель: — Вот и подходит к завершению наша экскурсия по зоопарку. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.).

— Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика (слайд 16, музыка звучит и останавливается по щелчку)

В зоопарк пойдем скорей
Много разных там зверей
(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
И колючие ежи
(растопырить пальцы как иголки ежей)
И клыкастые моржи
(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)
Зайцы трусливые
(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)
Птицы красивые
(помахать кистями скрещенных рук)
Даже крокодилы есть!
Впрочем, всех не перечесть!
(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев — это «крокодилова пасть»)

Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.

ІІІ. Заключительная часть

Вот и вечер наступает

Зоопарк наш засыпает,

Засыпает до утра,

Нам уже домой пора.

Воспитатель: — Дети, где мы с вами сегодня побывали? Кого мы сегодня видели? Что нового узнали?

— Понравилось вам наша экскурсия? Ребята, возьмите свои билеты, подойдите к плакату (солнышко и тучка) и прикрепите билетик к солнышку, если занятие вам понравилось, или к тучке, если не очень понравилось.

— Спасибо! Мне с вами было очень интересно!

(Слайд 17)

(презентация открывается полностью, с музыкальным файлами, при скачивании)

Скачать презентацию

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя Детский сад «№124»

НОД в старшей группе

Подготовила:

Воспитатель:

Крючкина И.Ю.

Севастополь

201 6

НОД в старшей группе

Конспект занятия «Экскурсия в музей Русской народной игрушки»

Цель:

    формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции;

    уточнить и расширить представления детей о русских народных игрушках, формировать знания о народном творчестве;

    закрепить знания дошкольников о русской народной деревянной игрушке – Матрёшке (Семёновская, Полхов-Майданская);

    познакомить с историей Богородского промысла;

    расширить знания детей о Дымковских, Филимоновских игрушках;

    развивать речь, умение отвечать на поставленные вопросы, внимание, память;

    прививать духовно-нравственные ценности подрастающего поколения;

    воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Материалы для занятия:

Выставка игрушек – дымковских, филимоновских, богородских, матрёшек Семёновских, Пасхов-Майданских.

Предварительная работа: беседа, рассматривание русских народных игрушек.

Словарная работа: активизировать речь детей словами экскурсовод, матрёшка, народный промысел, дымковская, филимоновская, богородская игрушки.

Ход занятия

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло на занятие, давайте поздороваемся с гостями (здороваются)

А теперь поприветствуем друг друга

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей «Русской народной игрушки»

Кто знает, что такое МУЗЕЙ (ответы детей)

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением предметов.

Скажите, люди каких профессий работают в музее (ответы детей) и какую роль они выполняют?

1. Как называют профессию человека, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах? (экскурсовод)

Кто такой экскурсовод? – экскурсовод тот, кто проводит экскурсии.

2. Кто ещё работает в музее?

Научный сотрудник + собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, интернете, документах).

3. Кто такой смотритель? Смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.

4. Реставратор – человек, который ремонтирует изделия, которые находятся в музее.

5. Охранник – человек, который охраняет музей

6. Уборщик – тот, кто убирает музей (моет и т.д.)

Но прежде, чем мы начнём нашу экскурсию, надо решить, кто будет экскурсоводом.

Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Тогда начнём нашу экскурсию

Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее

    не кричать и не шуметь,

    не трогать экспонаты руками.

    Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой

    По залам музея следует передвигаться бесшумно

    Громко разговаривать недопустимо

    В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Правила мы повторили, теперь можно начинать экскурсию.

Вокруг себя повернись, и в музее очутись

Русская народная игрушка, почему она так называется?

(народная игрушка – игрушка, сделанная руками человека, она самобытна, интересна своей уникальностью, теплотой, сделана с любовью)

1 стол – подойдём к первому столу

(дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание на Дымковские игрушки)

Как называется эта игрушка? (Дымковская)

А вы знаете, почему она так называется?

Дым идёт из труб столбом

Точно в дымке всё кругом

Голубые дали и село большое 1 слайд

Дымково назвали.

Рассказ воспитателя

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к ярмарке. Зимой. Вся слобода в дыму, от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от печки лёгкой дымкой. Возможно от этого возникло название «Дымково», а игрушки стали называть «дымковские».

Миша, расскажи технологию изготовления Дымковской игрушки.

(лепили игрушки из красной глины, затем просушивали в течение 20-25 дней, а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведённым коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками. Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зелёный, оранжевый)

Что же это за игрушки. Давайте рассмотрим

Посмотри, как хороша

эта девица-душа

Щёчки алые горят,

удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво

А барышня – так красива!

Водоноска

За студёною водицей

Водоноска-молодица,

Как лебёдушка плывёт

Вёдра красные несёт

На коромысле не спеша

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса.

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите пышный хвост

У него совсем непрост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться

Если гриву упустил.

Уточка – Марфуточка

Бережком идёт.

Уточек – Марфуточек

Купаться ведёт.

Через горные отроги

Через крыши деревень

Красноногий желторогий

Мчится глиняный олень.

Воспитатель. - Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны как берёзки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Краски какого цвета использовали мастера при росписи Дымковской игрушки? (красный, желтый, голубой, зелёный, оранжевый)

Как одним словом можно сказать про эти цвета?

(яркие, нарядные, праздничные, весёлые, радужные, красивые)

2 стол – перейдём ко второму столу

А рядом поселились филимоновские игрушки

Такие яркие, весёлые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют

А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать он горазд, а и веселиться умеют. А что за веселье без игрушки, без забав? (дети слушают свист свистушек)

Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России. Родина промысла – деревня Филимоново. Существует легенда о том, что жил дед Филимон и делал игрушки из глины:

    Людей : солдат, барынь, мальчика на петухе, всадника на коне, солдат с гусем

    Животных: оленя, коровы, коня, барана, козла, собаку, кота, барана

    Птиц: петуха, наседка с цыплятами, павлина, уток

    Многофигурные композиции : чаепитие, тройка, карусель и т.д.

Какие традиционные цвета?

(жёлтый, оранжевый, красный, белый, синий, бежевый)

Филимоновскую игрушку расписывают не кисточкой, а гусиным пером. В отличие от дымковской все филимоновские игрушки – свистульки, даже барышни и кавалеры. Все эти фигурки обладают короткими или длинными ногами, маленькими головами, вытянутыми шеями. За многоцветием радуги, любители называют филимоновские свистульки «солнышко», «маленькой радугой».

Русский народ богат любовью своей к родной земле, детям своим. Вот для них, для детишек и придумали народные мастера всякие игрушки да забавы, и делали их из разных материалов.

Игра «Из чего сделана игрушка?» (игра на словообразование)

Игрушка, сделанная из глины – какая она? (глиняная)

Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает:

Игрушка, сделанная из дерева – ребёнок бросает мяч назад и говорит «деревянная»

Из соломы – соломенная

Из камня – каменная

Из бумаги – бумажная

Из резины – резиновая

Из пластмассы – пластмассовая

Из металла – металлическая

Из стекла – стеклянная

Из тряпочек – тряпичная

3 стол. А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области. Эти игрушки сделаны из липы.

Берёт мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву.

Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка мёдом лакомится, вот дрова рубит. Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки и вот уже медведь барабанит, медведь с мужиком в кузнице работает – молоточками стучат.

А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют

Чудесные игрушки, правда? Много радости они людям приносят и те большое спасибо мастерам богородским говорят

4 стол. А что здесь под платком накрыто вы узнаете если отгадаете загадку

Словно репка она крутобока

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может три, а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская… матрёшка

Загадка: Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка (матрёшка)

Воспитатель открывает платок – под платком стоят матрёшки.

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе у детей были матрёшки. Это настоящая русская красавица. Кукла с секретом. Что за секрет у матрёшки? (ответы детей)

Воспитатель: Разломлю я пополам:

Интересно, что же там?

Там ещё одна матрёшка

Улыбается, смеётся

Ростом разные подружки

А похожи друг на дружку

Русские красавицы

Вам ребятам нравятся.

Вон сколько много матрёшек

А давайте сначала отдохнём, прежде чем познакомимся с этими игрушками.

Физминутка «Матрёшечка-Матрёшка»

Воспитатель: Ну, ребята, не зевайте

А в кружочек все вставайте

Хотите поиграть немножко?

Нарядись тогда матрёшкой

(из детей выбирают трёх матрёшек, им на голову завязывают платочки, они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»)

Эх, Матрёшечка, Матрёшка,

Аленький платочек, сарафан в цветочек!

Мы тебя кормили, мы тебя поили

На ноги поставили, танцевать заставили!

Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь

После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрёшках, сопровождая показом матрёшек.

Фигурки матрёшки вырезана из деревянного бруска. Выбирают липу, ольху, берёзу. Вначале делается самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Какие виды матрёшек стоят на столе? (Семёновская, Полхов-Майданская)

Давайте в одну сторону мы поставим Семёновских матрёшек, а в другую сторону Полхов-Майданских.

В городе Семёнов изготавливают и расписывают Семёновскую матрёшку. Её отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка – цепь небольших бутонов, кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой Семёновской матрёшки.

В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой хохломы. Основой композиции в росписи Семёновской матрёшки считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов – красный, синий и жёлтый цвет.

Полхов-Майданские матрёшки

По форме они удлинённые, с небольшой головой. На голове у них яркие платочки – полушалки с цветами, поверх сарафана – фартучек, да не простой

(показ матрёшки)

Посмотрите и расскажите, каким узором украшают фартучки художники Полхов-Майдана? (цветы, ягоды, листочки, бутоны)

Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод. Есть у мастеров Полхов-Майдана секрет: сначала они рисуют чёрной тушью контуры цветов, листьев, ягод, красиво располагают их по всему фартучку матрёшки – в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками.

В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики

Кажется, что Матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок. Но, на самом деле ей чуть больше 100 лет – в 2000 году, 2016 г. –матрёшке исполнилось 116 лет. В любом случае ни Василий Петрович Звёздочкин – известный токарь, который выточил Матрёшку, ни Сергей Малютин – известный художник, и не подозревали, что создают шедевр – Русский сувенир – Матрёшку

Ласково, как можно сказать? Матрёна, Матрёшечка, Матрёнушка.

Дополнительно известно, что прообразом послужили ярко пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла Русская матрёшка, её форма напоминает яйцо.

Ну что, понравилась вам в нашем музее игрушки?

А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать

Спасибо за внимание!

Под музыку входит девочка, одетая в матрёшку с угощением:

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета

Так не много и не мало

Символом России стала!

Дети под музыку уходят из зала.

Цель. Формировать представления дошкольников о горо-де, уточнить знания детей о правилах поведения на улице, воспитывать чувство ответственности за свой город.

Ход занятия

Воспитатель с детьми рассматривают фотографии цент-ральных зданий города как ориентиров предстоящей прогулки.

В о с п и т а т е л ь. Вы любите совершать прогулки по ули-цам нашего города? Что такое улица? (Дома, стоящие в ряд.) Какие улицы есть в нашем городе? Название улицы и номер дома - это адрес. для чего существует адрес? (Ответы детей.) Сегодня мы с вами прогуляемся по центральной улице нашего города. Как называется центральная улица города? (Ответы детей.)

По ходу экскурсии воспитатель задает вопросы.

В о с п и т а т е л ь. На какие части делится улица? (Проез-жая часть, газон, тротуар.)

Проезжая часть - дорога, по которой движется транспорт.

Какое движение на этой дороге? (Одностороннее или двусто-роннее.) Как движутся автомобили?

Газон - это озелененная полоса вдоль проезжей части.

Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.) А какие деревья посажены на улицах? Как нужно относиться к природе? (Рассуждения детей.)

Тротуар - это пешеходная часть улицы. Как узнают пе-шеходы, что именно здесь надо переходить улицу? (На дороге нарисованы широкие белые полосы.) А если пересекается сразу много улиц, как это место можно назвать? (Перекресток.)

Воспитатель подводит детей к зданию библиотеки.

Какое здание справа от нас? (Библиотека.) Кто был в биб-лиотеке? Как вы думаете, что там внутри? Чем отличается биб-лиотека от книжного магазина? Зачем нам нужны библиотеки?

Воспитатель подводит детей к магазину.

На нашем пути встречается много магазинов. Вы часто с родителями ходите в магазины? Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины? (Продуктовые, книжные, овощные, обувные и т. д.) Кто работает в магазине? (Продавцы, грузчики, кассир, уборщик.)

Обратить внимание детей на участок рядом с магазином: озеленение, порядок, наличие урн для мусора. Воспитатель под-водит детей к пешеходному переходу.

На какой свет мы будем переходить дорогу? Вспомните правила поведения пешеходов на улице.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет - предупрежденье:

Жди сигнала для движенья.

С. Михалков

Воспитатель подводит детей к зданию аптеки.

Что это за учреждение слева от нас? А как вы узнали, что это аптека? Что мы в ней приобретаем? (Лекарства.) Кто ра-ботает в аптеке? (Аптекарь, уборщик.)

(На обратном пути воспитатель просит детей назвать зда-ния, о которых они говорили, вспомнить названия улиц.

После экскурсии во второй половине дня воспитатель прово-дит с детьми беседу.)

В о с п и т а т е л ь. Какие здания встретились сегодня на нашем пути? Какие бывают дома? Из какого материала они изготовлены? (Кирпичные, панельные, деревянные.)

Дома бывают разные:

Зеленые и красные, Высокие и низкие, Далекие и близкие, Панельные, кирпичные, Вроде бы обычные. Дошкольные, лечебные. Торговые, учебные, Театры и жилые -Красивые такие! Полезные, прекрасные -Дома бывают разные.

Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, кото-рые встретились им на пути следования.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Москве»

ЦЕЛИ :

дать представление о плане и карте местности;

закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы , истории создания Московского Кремля ;

развивать речь, мышление, кругозор;

воспитывать интерес к истории Отечества.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Мультимедийный проектор, экран, компьютер;

Презентация "Достопримечательности Москвы . Московский Кремль ";

Музыкальное сопровождение - подбор песен о Москве ;

Репродукции картин русских художников

Карта Москвы и метрополитена .

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение и заучивание стихов и пословиц о Москве ;

Рассматривание иллюстраций;

Беседы о городе Москва ;

Пополнение мини-музея Москвы в группе ;

Настольно-печатные игры по теме

Ход ЗАНЯТИЯ:

Мы с вами сегодня поговорим о Родине.

А кто вспомнит и расскажет стихотворение о Родине.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою.

Глубже морей, оно выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок и я!

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окном

И на щечке родинка -

Это тоже Родина.

Воспитатель: А что мы называем словом «Родина»?

Дети: это страна, где мы родились или наши родные и т.д.

Воспитатель:

А как называется наша страна?

А какая наша страна Россия?

Как называется мы с вами граждане России?

А какой главный город в России?

А почему он главный город?

Кто-нибудь из вас был в Москве?

А хотите там побывать?

Тогда отправляемся в столицу. А на чём мы можем добраться туда очень быстро?

Да в Москву поедем на автобусе. Получите свои билеты. Проходите на свои места.

Воспитатель

Добрый день уважаемые пассажиры. Просьба всем пристегнуться. Звучит песня «А я иду, шагаю по Москве»

Воспитатель-стюардесса:

Прослушайте информацию о Москве. В старину люди говорили: «Град Москва - всей Руси глава». Это значит - много на Руси древних и прекрасных городов, а столица одна. А как всё начиналось? Князь Юрий Долгорукий основал небольшое поселение, в него вошло несколько деревень, расположенных по берегам реки Москвы. Поэтому и называлось поселение Москва. Жители занимались ремеслами, выгодно торговали. Ведь находилась Москва на пересечении больших дорог. Товары везли и по воде и по суше. Москва быстро росла и развивалась. Сегодня Москва - один из самых больших и красивых городов нашей страны. И со всех стран мира едут туристы в Москву, любуются архитектурой города. О Москве слагали былины, сказки, пословицы, поговорки, песни. Её называют: «Матушка- Москва», «Москва белокаменная», «Москва златоглавая», «Золотая Москва», «Дорогая столица», «сердце нашей Родины». А какие поговорки вы знаете о Москве?

Дети:

Москва - столицей народ гордится.

Москва - всем городам мать.

Кто в Москве не бывал - красоты не видал.

Москва, что гранит - никто не победит.

За Москву - мать не страшно умирать.

На чем можно путешествовать по городу ? (Дети перечисляют виды городского транспорта) . Итак, мы отправляемся в путешествие по Москве на автобусе , занимайте места! Вы узнаете много интересного о нашем городе, познакомитесь с его достопримечательностями. Знают ли вы, что такое "достопримечательность"?

Слайд №3. "Памятник Юрию Долгорукому".

Воспитатель : Посмотрите : мы проезжаем памятник Юрию Долгорукому. Чем известен этот человек? (Этот князь основал Москву ) . Город Москва был основан более восьмисот пятидесяти лет назад на берегах двух рек. Кто скажет, каких? (Москвы-реки и Неглинной ) .

Слайд №4 «Большой театр» (звучит музыка Чайковского из балета «Щелкунчик» )

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что за здание мы проезжаем? (Большой Театр) . Чем знаменит этот театр? (Он прославился на весь мир своими оперными и балетными постановками : «Щелкунчик» , «Лебединое озеро» и другими). Я вам советую обязательно побывать на спектакле.

Слайд№5 «МГУ» Слайд №6 «Воробьевы горы»

Воспитатель : Мы проезжаем красивое высотное здание со шпилем. Кто знает, что это за здание? (Университет, поступить в который мечтают почти все выпускники школ) . Находится университет на Воробьевых горах, где есть смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Москвы .

Слайд №7 «Лужники» (спортивный марш)

Воспитатель : Недалеко от университета расположен самый главный стадион Москвы . Для чего построили стадион? Здесь проходят спортивные соревнования, матчи, тренируются спортсмены. Я приглашаю юных спортсменов на физминутку.

(Физминутка)

Воспитатель : Поторопитесь : наш автобус отправляется, экскурсия продолжается.

Слайд №8"Поклонная гора" (звучит музыка «Священная война» )

Воспитатель : В Москве есть такие места , которые мы посещаем с особым волнением. Одно из таких мест - это Мемориальный комплекс "Поклонная гора", возведённый в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь находится музей Великой отечественной войны, храм, знаменитая статуя Победы, а также фонтаны слез.

Слайд №10 "Храм Христа Спасителя" (колокольный звон)

Воспитатель : Наш автобус движется дальше. Посмотрите, какое красивое и величественное сооружение. Это храм Христа Спасителя, знаменитый тем, что возведен в наши дни вместо снесенного когда-то собора. Долгие годы на этом месте находился бассейн под открытым небом.

Слайд №11. "Третьяковская галерея"

Воспитатель : Москва - культурный центр России. Ни в каком другом городе нет столько музеев, театров, художественных галерей. Мы проезжаем Третьяковскую галерею. Названа в честь коллекционера картин Третьякова. В ней собраны картины самых знаменитых русских художников. Я предлагаю здесь сделать остановку и посетить некоторые залы музея.

(на стендах представлены репродукции картин русских художников Васнецова «Аленушка» , «Три богатыря» , Шишкина «Утро в сосновом лесу» , Левитана «Золотая осень» ). Воспитатель предлагает вспомнить автора картины и название.

Воспитатель : Садимся в автобус и отправляемся в самое сердце Москвы . Вы уже, наверное, догадались, куда?

Слайд № 12 Памятник Пушкину

Мы проезжаем мимо памятника великому русскому поэту, который родился в Москве , любил ее всем сердцем и посвятил ей немало поэтических строк :

«"Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва , я думал о тебе!

Москва . как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! ".

Слайд №13. Красная площадь «Московский Кремль »(Гимн Москвы )

Воспитатель : Наконец мы подъезжаем к главной достопримечательности Москвы - Московскому Кремлю . Именно Кремль является символом России. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится наша страна, работает наше правительство во главе с президентом. А в Большом Кремлёвском дворце проходят концерты и новогодние елки для ребят.

Воспитатель : Ребята, вы наверняка слышали такую поговорку : "Москва не сразу строилась "? Московский кремль не всегда имел такой вид, он многократно перестраивался. Кто знает историю Кремля? Я вам ее сейчас напомню. Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Понравился князю удобный для обороны холм - место слияния двух рек : лесной речки Неглинной и большой Москвы-реки . Пусть, думал Юрий Долгорукий, небольшая крепость в лесу сторожит дальние земли Суздаля. Обнесли воины холм земляным валом - забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Шли годы. Все чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву "белокаменной. Иван III решил перестроить Кремль, и был построен новый Кремль. Постепенно Кремль становился таким, каким мы привыкли его видеть .

Слайд №14 - 17.

Слайд №18. "Соборная площадь. Колокольня Ивана Великого"

Воспитатель : На территории Кремля расположена самая древняя площадь Москвы - Соборная . Над ней возвышается колокольня Ивана Великого. А рядом - еще два исторических памятника, прославивших Москву . Слайд №19. "Царь-колокол", Слайд №20 "Царь-пушка"

Воспитатель : Знаете ли вы, сколько всего кремлевских башен? (20)

Слайд №21 №22 "Тайницкая и Царская башни"

(Тайницкая башня самая старая , в ней было два тайника : тайник-колодец и тайник - подземный ход к речному берегу, самая молодая Царская башня).

Слайд № 23 " Башни Троицкая и Кутафья"

(Самая высокая Троицкая башня - восемьдесят метров. Самая маленькая Кутафья).

Слайд №24"Спасская башня" (бой курантов)

Воспитатель : А эту башню узнаёте? Конечно, это Спасская башня с огромными часами, по которым вся страна сверяет время. Как называются эти часы? (Куранты)

Воспитатель : Как вы думаете, почему площадь, на которой находится Кремль, назвали Красной? (Ответы детей) Слайд №25 «Красная площадь» . Красная площадь - главная площадь Москвы. Красная площадь - значит красивая. Давным-давно русские люди все красивое называли словом «красное», например, красное солнышко, красна девица. Вот и самую красивую площадь в Москве называют «Красной», но сначала ее называли торговой. Сейчас на этой площади проходят военные парады, праздники

Наше путешествие подошло к концу . Сегодня мы познакомились только с малой частью достопримечательностей Москвы . Что вам понравилось больше всего? Куда бы вы хотели поехать с родителями в ближайший выходной?

Физминутка: «Самолет»

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет!

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед,

Полетел наш самолет.

Руки ставим все вразлет.

Появился самолет.

Мах крылом туда-сюда

Раз и два, раз и два

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два

Опустите руки вниз

Самолет остановись!

Вот мы и вернулись в свой город.

Воспитатель: Ребята, а в каком городе мы побывали? Кто основал Москву? А что означает слово Москва?

Воспитатель: Во все времена граждане нашей страны восхищались Москвой, любили ее. И неважно, что мы с вами не живем в Москве, а любим ее, как все россияне. Потому что Москва - это наша столица.

Воспитатель: Евтушенко Е.В.

Цель: Наблюдение за изменениями в природе зимой.

Задачи:

  1. Формировать умение наблюдать за зимними изменениями в природе;
  2. Уточнять и расширять знания о характерных признаках зимы;
  3. Развивать умение детей видеть красоту зимней природы, замечать богатую цветовую гамму снежного покрова и т.д.
  4. Прививать бережное отношение к окружающей природе.

Предварительная работа: беседы о правилах поведения во время экскурсии, технике безопасности в природе.

Ход экскурсии.

В: - Ребята, а какое сейчас время года? А в какое еще время года мы с вами ходили на экскурсию в этот парк? (Осенью)

А как мы с вами ласково называли осень? Вспомните? (Золотая)

А почему мы ее так называли? (ответы детей)

В: Отгадайте загадку

Скатерть бела, все поле одела

(Ответы детей)

В: - И правда, посмотрите, как будто одеялом все кругом укрыто. И деревья, и земля, поэтому все кругом стало бело.

В: Правильно. А вот еще одна загадка…

Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет

(ответы детей)

По дороге в парк воспитатель обращает внимание детей, на окружающую природу, как изменился парк. Повсюду снег лежит белый, кругом от снега светло, что по такому снегу хорошо бы покататься на лыжах, на санках, поиграть в снежки и т.д.

В парке обратить внимание ребят как вокруг красиво! Ровным слоем снег укрыл и деревья, и кусты и землю. Как переливается и искрится он на солнце!

В: -Дети, посмотрите вокруг и скажите, на что похожи деревья? (на сугробы)

Подойдите поближе к деревьям и скажите, на что похожи их ветки? (на кружева)

Затем детям предложить посмотреть в глубину парка обратить их внимание на цвет снега - в глубине парка он темный.

Отметить, что снег в глубине парка кажется темным, потому что туда не доходит свет. А рядом снег белый, потому что здесь много света.

В: Ребята, послушайте стихотворение Сергея Есенина. Вот как он говорит о зиме…

«Белая береза, под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром…»

Предложить детям присесть и потрогать снег, слепить снежки, рассмотреть свои следы на снегу.

В: - Посмотрите на снег и скажите, с чем можно его сравнить? (с ватой, белой бумагой, с белой краской) .

Какого цвета тень у дерева на снегу? (серая) . Объяснить почему (потому что с одной стороны солнце ярко светит, а с другой – нет) .

Обратить внимание детей на то, как дерево окружили розовые лучики. Прямые как стрелы – это лучи солнца, они ровные и расходятся в разные стороны. Все деревья и растения укрыты снегом и будут спать до весны. Снег защищает их от холода и ветров в зимний период, как теплое одеяло. Снег укутал деревья, как будто в шубу одел; снег мягкий, пушистый, деревья похожи на большие сугробы.

Предложить детям раскопать снег и найти травку, рассмотреть. Объяснить почему она сохранилась (снег укрыл ее от мороза) . И снова закопать снежком.

В: - Куда исчезли все насекомые? Куда они спрятались? (ответы детей) . Если дети затрудняются – объяснить, что все насекомые спрятались в коре деревьев или глубоко в почве, в опавших листьях.

В: - Посмотрите, какой сейчас красивый снег. И белый, и розовый, и голубой!

В заключении подвести итог, что снег легкий, искристый, мягкий, белоснежный, скрипучий, пушистый. От света он голубой, белый, в тени – серый, а на солнце – блестит, переливается, словно звездочки.

Поиграть с детьми в подвижную игру «Затейники» .

Предложить ребятам походить по снегу, послушать как под ногами хрустит, скрипит. А потом попросить прислушаться к тишине в зимнем парке, насладиться его красотой и попрощаться с ним.



 

Возможно, будет полезно почитать: