Обсуждение (чтения) законопроекта в Государственной Думе. Принятие федерального закона

Главное, что надо знать о втором чтении закона об изменении пенсионной реформы, - представители всех политических партий парламента поддержали поправки президента России и пропустили документ на третье рассмотрение. Оно пройдет уже завтра, 27 сентября. Результат второго чтения однозначный: 385 депутатов проголосовали «за» без единого противника или воздержавшегося.

Всего на этом этапе к законопроекту добавилось 324 поправки, в числе которых и предложения президента страны Владимира Путина . Во время второго чтения депутаты воспользовались шансом еще раз обсудить саму реформу и ее детали. Федеральное агентство новостей наблюдало за ходом думских дискуссий, которые в эти дни определяют судьбу россиян на многие десятилетия вперед.

Более трехсот поправок к сложному законопроекту изучал, рассматривал и обсуждал думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов вплоть до даты второго чтения. Его председатель Ярослав Нилов почти четыре часа провел на ногах за трибуной и, несмотря на личное мнение представителя ЛДПР, старался объективно донести до коллег позицию комитета.

Поправки от президента, депутатов, членов Совета Федерации, законодательных собраний регионов разделили: одни принять, о других - поспорить. В первую группу вошли в том числе поправки президента России, одобренные большинством депутатов.

«Все-таки есть то, что нас объединяет. Правильно, Владимир Вольфович?» - спросил Володин у Жириновского после того, как экраны показали 385 голосов «за» президентские правки к закону и ни одного голоса «против».

Среди одобренных поправок президента в закон вошли предложения:

Повысить пенсионный возраст для женщин до 60 лет (в первом чтении предлагался возраст 63 года);

Гарантировать досрочный выход на пенсию многодетным россиянкам (мать троих детей уйдет на заслуженный отдых на три года раньше срока, женщина с четырьмя детьми - на четыре года раньше, с пятью и более - выйдет на пенсию в 50 лет);

Обеспечить возможность оформления пенсии на 6 месяцев раньше для тех, кто уже планировал уйти на заслуженный отдых в ближайшие два года;

Увеличить максимальное пособие по безработице для людей предпенсионного возраста (с 4900 до 11280 рублей);

Сократить стаж, который обеспечивает досрочный выход на пенсию (37 лет для женщин и 42 года для мужчин);

Выплачивать уже с 1 января 2019 года надбавку 25% пенсионерам в деревнях со стажем не менее 30 лет работы в сельскохозяйственной отрасли;

Предоставить работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты;

Кроме того, ранее Госдума одобрила закон об уголовном наказании за увольнение возрастных сотрудников. Из принципиальных поправок, которые добавили депутаты и члены Совета Федерации, выделяются предложения сохранить действующие нормы для накопления пенсий с возможностью единовременной выплаты, возможность выйти на заслуженный отдых на полгода раньше получателям социальных пенсий, уточнение процедуры взаимодействия между ПФР и органами государственной власти.

Еще около 70 вариантов изменений в закон депутаты вынесли на отдельное голосование и воспользовались случаем, чтобы еще раз высказаться по поводу пенсионной реформы от своего лица или от имени партии. Сразу скажем, что за четыре часа ни одна из поправок так называемой «второй таблицы», куда попали отклоненные комитетом предложения, не была принята.

«Многие эти поправки выходят за рамки концепции либо за рамки предмета регулирования, - объяснил Ярослав Нилов. - Многие касаются отдельных категорий страховых пенсий или предложения льготных категорий, по которым уже высказалось правительство».

После первых же нескольких выступлений стало понятно, что нет смысла «просить» за жителей сел, Дальнего Востока и Крайнего Севера, учителей, врачей и творческих работников, - все пункты, совпадающие по теме с инициативами президента, не прошли отбор комитета и правительства.

Если только предложение депутата касалось организации новой льготной категории и грозило нарушить принципы кредитования, Нилов от лица комитета сразу об этом напоминал, а в некоторых случаях отмечал, что иногда парламентарии предлагали нормы даже более жесткие, чем президент.

За российские территории с суровым климатом депутаты переживали активнее всего.

«Оставьте прежний возраст для Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, - призывала Вера Ганзя от КПРФ. - У нас и так уезжают люди из Сибири и с Востока, а так мы только увеличим отток».

Олег Шеин от «Справедливой России» прокомментировал целый пакет поправок к закону: и пожелание отложить принятие реформы до 2035 года, и идею вернуть страховой период, и восстановление индексации пенсий для работающих пенсионеров, и регламентацию самозанятых россиян. Сразу несколько заявлений политик завершил словами, что обещанной индексации в 7% в следующем году мы не увидим, на что Володин был вынужден призвать к ответу министра труда и социальной защиты Максима Топилина .

«Я неоднократно говорил, что правительство подготовило вместе с федеральным бюджетом проект бюджетного фонда, - объяснил министр. - Индексация все шесть лет пенсий неработающим пенсионерам составит в среднегодовом выражении по 1000 рублей, эта позиция закреплена в бюджете на три года.

Это позволит нам за шесть лет достичь средней пенсии в 20 тысяч рублей. Никаких других цифр и обоснований с момента внесения законопроекта правительство не давало. Что касается вашего заявления о том, что не будет 7% в следующем году, еще раз отвечу: индексация 7% заложена».

Депутаты от КПРФ также выступили с рядом комментариев по своим поправкам в законопроект. К слову, некоторые из них попробовали устроить флешмоб на заседании и появились в футболках с перечеркнутыми числами 63 и 65. Правда, Володин попросил их на депутатскую зарплату купить более подходящие костюмы.

Коммунисты еще раз высказались в пользу сельских жителей, россиян Сибири и Дальнего Востока и укорили правительство в отсутствии точных расчетов для принятия закона. После эмоционального выступления Николая Коломейцева Володин вновь призвал ответить от правительства Максима Топилина.

«Был ли другой путь, кроме того, что мы рассматриваем?» - уточнил он у министра.

«В представлении законопроекта в первом чтении в ходе обсуждения в рабочей группе с участием профсоюзов и экспертов на общественных слушаниях мы рассматривали варианты, - прокомментировал Топилин. - Этот вариант оказался единственно возможным, способным обеспечить рост пенсий выше инфляции для неработающих пенсионеров.

Все остальные варианты разрушают страховую систему. Чтобы создать предпосылки для роста пенсий с учетом демографической перспективы, нам необходимо именно сегодня принять это решение. Ситуация на рынке труда сейчас является наиболее благоприятной для этих преобразований: по данным Росстата, безработица сейчас снизилась до рекордных показателей».

После многочисленных депутатских заявлений по поводу возрастных изменений в законопроекте министру пришлось выступить еще раз и объяснить, почему правительство выбирает пенсионный возраст, который оказался сегодня на футболках депутатов КПРФ.

«Мы исходим из того, что дополнительно одобрено право выхода на досрочную пенсию для тех, кто уже мог бы выйти в ближайшие два года. Это позволяет создать комфортный переходный период до 2028 года, - заявил министр.

Мы апеллируем не к продолжительности жизни, а к периоду жизни после достижения пенсионного возраста. У нас он каждый год увеличивается. Чтобы создать ресурсы в пенсионной системе для повышения уровня пенсий, такие параметры, как пять лет, нами рассматриваются как необходимые».

«У нас уже были моменты, когда за спиной у народа принимали решения, которые нас потом оставили без страны, - прокомментировал желание депутата Володин. - Так что давайте принимать решения поименно, открыто, и каждый должен свою позицию обосновать перед своими избирателями».

Через несколько минут на экраны вывели результаты голосования. Итоги второго чтения законопроекта об изменении пенсионного законодательства таковы: 326 голосов «за», 59 депутатов «против» и один воздержался.

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения проектов законов предполагает ряд стадий законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая вступлением проекта федерального закона в силу после его официального опубликования.

После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет формирует специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ с компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрения законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит в течение 14 дней со дня его представления. Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в трех чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

Первое чтение законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений:

  1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
  2. отклонить законопроект;
  3. принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение четырех месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом, включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений:

  1. возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет;
  2. принять законопроект во втором чтении;
  3. отклонить законопроект и снять его с рассмотрения;
  4. вернуть законопроект к процедуре первого чтения;
  5. принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены).

После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками. По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 5 апреля 1994 г. № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов».

Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания, но и все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

1. Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ, именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования.

2. Акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

3. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).

В 104, а также в 105 статье Конституции РФ, указано, что любой законопроект должен приниматься по четко отработанной структуре. В данном случае, обязательным условием считается принятие законопроекта в государственной думе. Обратим ваше внимание на то, что такое принятие основывается исключительно на трех чтениях.

Сколько именно чтений проходит законопроект?

  1. В первом чтении в обязательном порядке производится процесс решения вопроса о передачи того или же иного законопроекта в профильную комиссию;
  2. Второе чтение определяет процесс детального обсуждения и изучения законопроекта. Именно на данном этапе, в случае необходимости, будут вноситься определенные изменения и ряд дополнений;
  3. В третьем чтении будет произведен процесс голосования за весь проект с уже внесенными в него поправками и изменениями. На данном этапе возможно внесение лишь редакционных изменений.
То есть, как вы видите, каждый процесс имеет свои определенные особенности. Сам текст документа изначально прорабатывают юристы. Но, очень важно, чтобы был создана специальная профильная комиссия, а законопроект был изучен таким образом, чтобы были максимально исключены все негативные аспекты в виде двоякого понимания и двоякой трактовки тех или же иных норм.

Особенности проведения чтений

Первое чтение – заседание пленарного типа нижней палаты. В данном случае, происходит процесс обсуждения общей концепции законопроекта. Кроме всего прочего, именно данный этап характерен тем, что он включает в себя внимательные аспекты изучения всех основных положений документа. Также производится процесс формирование своеобразной оценки соответствию конституционным нормам и федеральному законодательству. На основании проведенной работы проект может быть передан в специализированный профильный комитет, который и занимается вопросом его модернизации (внесения изменений) и подготовкой ко второму чтению.

Что касается второго чтения, то в данном случае, формируется процесс работы с определенными поправками. В данном случае, составляется две таблицы. В оной формируются сами поправки, которые были приняты в качестве своеобразных рекомендаций, в другой таблице формируются поправки к отклонению. Нередко бывают ситуации, когда предлагается разработка третей таблицы, которая в своем составе содержит данные по изменениям, которые не были приняты профильным комитетом.

Третьей чтение – процесс окончательного голосования. То есть, это этап, который предполагает процесс принятия законопроекта в качестве закона. Все поправки должны быть рассмотрены до этого момента. В нашей стране, по требованию большинства депутатов, законопроект может быть снова возвращен на стадию второго чтения. Если же законопроект набрал нужное количество голосов, он считается принятым.


Согласно ст.136 ТК заработная плата выплачивается каждый полмесяца, в тот день, который изначально должен быть определен трудовым распорядком, а также трудовым договором. То...


Очень часто у нас появляются вопросы, связанные с получением наследства. Существует по закону не одна очередь наследования, если человек умер и не составлял завещания на...

И определённая стадия его обсуждения. Как правило, по каждому внесённому законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идёт детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идёт голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки.

Первое чтение

Второе чтение

Второе чтение представляет собой работу с предложенными поправками. В России они обобщаются ответственным комитетом в две таблицы, в одну из которых сводятся поправки, рекомендованные к принятию, в другую - к отклонению. Может быть предложена и третья таблица, включающая поправки, по которым профильный комитет не принял решения. При отсутствии возражений, нижняя палата голосует по каждой из таблиц в целом. В противном случае по каждой из поправок, вызвавших возражения, проводится отдельное голосование. По итогам второго чтения законопроект может быть либо принят, либо отклонён .

Третье чтение

Третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. В зависимости от страны, могут допускаться редакционные правки. В России по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращён к стадии чтения .

Принятие закона - подписание закона главой государства и официальное опубликование

В соответствии со ст.107 Конституции РФ Президент России в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент РФ вправе отклонить или возвратить закон. Президент отклоняет ФЗ, если не согласен с его содержанием (право вето), а возвращает в случае, если нарушен порядок или процедура его рассмотрения и принятия. Возможность последнего подтвердил КС РФ, отметив, что ФЗ возвращается в соответствующую палату, где была нарушена процедура принятия ФЗ7.

В случае возвращения закона главой государства он рассматривается парламентом с того момента, где была нарушена процедура его принятия.

Особенной является процедура принятия ФКЗ, как и законов о поправках в Конституцию РФ, которые принимаются квалифицированным большинством голосов каждой из палат парламента (2/3 Думы и 3/4 СФ) и подлежат обязательному подписанию Президентом РФ в течение 14 дней. Таким образом, в отношении них Президент РФ не имеет права отлагательного вето.

Опротестованный закон вместе с посланием направляется главой государства парламенту, который может:

Принять возражения Президента, внести соответствующие изменения в закон и вновь направить его главе государства;

Отклонить возражения главы государства, одобрив закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов.

Согласно этому акту в России применяются только те ФЗ, которые официально опубликованы в «Российской газете», «Парламентской газете» и Собрании законодательства РФ. Публикация закона осуществляется в течение 7 дней с момента подписания Президентом РФ, закон вступает в силу по общему правилу по истечении 10 дней со дня опубликования, если иное не предусмотрено в законе.

Таким образом, подписание закона главой государства состоит не только в том, что глава государства подтверждает свое согласие с законом, но и в том, что закон принят в порядке должной правовой процедуры.

Примечания

  1. Иванец Г. И. , Калининский И. В., Червонюк В. И. Чтение законопроекта // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. - М. :


 

Возможно, будет полезно почитать: