Основные поколения и группы прав. Классификация прав человека по сферам их действия Все группы прав человека

Лекция 21. Права человека и гражданина в России

21.1. Характеристика прав человека и прав гражданина

Важнейшей задачей современного государства является реализация интересов людей, которая возможна через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством, воплощенных в правах человека.

Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекаю-щие из самой природы человека возможности пользоваться элементар-ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод-ного существования личности в обществе.

Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политичес-ких правах (1966); Международном пакте об экономических, социаль-ных и культурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах.

Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации - полноправного члена международного сообщества - ориентируется на эти стандарты.

Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Правам человека присущи следующие признаки:

- они возникают и развиваются на основе природной и социаль-ной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

- складываются объективно и не зависят от государственного при-знания;

- принадлежат индивиду от рождения;

- являются непосредственно действующими;

- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

- признаются высшей социальной ценностью;

- выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

Представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

- их признание, соблюдение и защита являются обязанностью го-сударства.

Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на до-стойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически воз-можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра-вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су-ществовать независимо от их государственного признания и законода-тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Определенный набор естественных прав в той или иной мере существовал на ранних этапах го-сударственной организации человечества. Так, в социально-политической мысли древности уделялось зна-чительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

Но только в эпоху буржуазных революций идея прав человека была воспринята обществом и впервые закреплена в таких документах как Декларация независимости США (1776), Декларация прав человека и гражданина Франции (1789) и др.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод права человека и гражданина разделяют на три поколения:

- первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII — XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных , т.е. выражающих независи-мость личности в определенных действиях от власти государства, обо-значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовы-ражения индивида (право на жизнь, сво-боду и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

- второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX века под влиянием борьбы народов за улучшение своего соци-ально-экономического положения, за повышение культурного стату-са, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными , так как их реализация, в отличие от реа-лизации прав первого поколения, требует целенаправлен-ных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешатель-ства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

- третье поколение охватывает права коллективные или солидар-ные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле-жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (право на мир, благоприятную окружаю-щую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономи-ческое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридичес-ки обязательных норм.

В зависимости от содержания различают следующие права:

Гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин-ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

Политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине-ние, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

Экономические (право частной собственности, на предпринима-тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

Социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет-ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок-ружающую среду и др.);

Культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогрес-са; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государ-ству имеются следующие права:

Права российских граждан;

Права иностранных граждан;

Права лиц с двойным гражданством;

Права лиц без гражданства.

Основные права и свободы гражданина - прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст.17, п.2 Конституции РФ). Принципиальным является также положение о том, что осуществление основных прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, что имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это бы привело к эгоистическому своеволию, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов. В том случае, когда права и свободы человека нарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц, государство предоставляет возможность защищать эти права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в т.ч. государственными.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации, в которую входят 47 статей.

21.2. Личные права и свободы

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на междуна-родно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских ).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы га-рантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обра-щения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятствен-ного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступа-ет как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть ре-ализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:

Право на жизнь (ст.20) - первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;

Право на достоинство личности (ст.21) - предполагает, что госу-дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не ума-ляли его достоинство;

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), под кото-рыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);

Право на неприкосновенность жилища (ст.25);

Право свободно определять и указывать свою национальную при-надлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);

Право на свободу совести (ст.28);

Право на свободу мысли и слова (ст.29).

В Конституции определены положения, конкретизирующие реализацию личных прав и свобод. Так, например, запрещены пытки, насилие или другие унижающие человеческое достоинство обращения и наказания. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.

Человек может быть арестован только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.

Ограничения права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения.

Каждый имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставить соответствующие возможности.

Неприкосновенность жилища может быть нарушена только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Никто в России не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным путем.

21.3. Политические права и свободы

Полити-ческие права и свободы н аряду с личными (гражданскими) принадлежат к первому поколе-нию прав человека: они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности политических прав и свобод:

Тесно связаны с личными правами, поскольку последние напол-няют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную непри-косновенность, свободу передвижения, в то же время сами поли-тические права выступают гарантией и условием реализации отдель-ных личных прав и свобод граждан);

В отличие от личных прав, которые могут принадлежать каждому человеку, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в общест-ве, в объединении граждан друг с другом;

Связаны с осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити-ческим содержанием;

Являются способом привлечения каждого гражданина к полити-ческому народовластию, как на уровне государ-ственной власти, так и местного самоуправления.

К политическим правам граждан Российской Федерации относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:

Свобода мысли и слова (ст.29), которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;

Право на информацию (ч.2 ст.24, ч.4 ст.29);

Право на объединение (ст.30);

Право на проведение публичных мероприятий (ст.31);

Право на участие в управлении делами государства (ст.32);

Право на обращения в государственные органы и органы местно-го самоуправления (ст.33).

В России гарантируется свобода средств массовой информации, запрещена цензура. Свобода мысли и слова ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Гарантируется свобода деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

Единственным условием на свободное проведение публичных мероприятий является мирный характер мероприятия и запрет на оружие.

Граждане Российской Федерации обладают активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным) избирательным правом, имеют право участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, а также право на участие в правосудии (например, работа в качестве присяжных заседателей).

Право на обращение в органы власти имеют не только граждане, но и общественные организации, а также учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане имеют право направлять коллективные обращения. В действующем законодательстве закреплена обязанность должностных лиц принимать эти обращения и рассматривать в порядке и сроки, установленные законом.

Успешные реформы в современной России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать формирующаяся новая сис-тема политического народовластия демократической российской госу-дарственности.

21.4. Экономические, социальные и культурные права

Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Особенностью данных прав является единство материального содержания, общесоциальная направленность, обусловленная принципом справедливости, необходимость более детальной конкретизации в те-кущем законодательстве.

Некоторые права оказались совершенно новыми для российской правовой системы, например, право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности.

Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие сво-боду предпринимательской и иных форм трудовой де-ятельности:

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34);

Право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37);

Здесь стоит выделить права, связанные с гарантией нормального физиологического развития личности и разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров:

Право на труд и на вознаграждение за труд (ч.3 ст.37);

Право на отдых (ч.5 ст.37);

Право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30).

Устанавливаются ограничения для предпринимательской деятельности, если она направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а свободное частное владение землей не должно наносить урон окружающей среде и нарушать законные интересы друг их лиц.

Конституция запрещает принудительный труд, а также требует создания условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Человек имеет также право на защиту от безработицы, что включает в себя законодательство по обеспечению занятости, оплату пособия по безработице. Для разрешения коллективных трудовых споров используются законные способы, в том числе право на забастовку.

Каждый человек имеет право на отдых: федеральным законом устанавливается продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ст.7 Конституции определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, обеспечивают нормальное фи-зиологическое развитие личности, способствуют достижению социального партнерства в обществе. К социальным правам относятся следующие:

Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);

Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);

Право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущи-ми гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), вклю-чая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную ин-формацию о ее состоянии (ст.42).

В соответствии с Конституцией родители имеют равное право и равную обязанность воспитывать своих детей, а дети, достигшие 18 лет и являющиеся трудоспособными, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Для должностных лиц, скрывающих обстоятельства, создающие угрозу для здоровья и жизни людей, предусмотрена ответственность в соответствии с федеральным и законами.

Социально-культурная составляющая прав и свобод способствует духов-ному развитию граждан. Среди культурных прав Конституция России провозглашает следующие:

Право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплат-ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);

Право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);

Свобода литературного, художественного, научного, техническо-го и других видов творчества (ч.1 ст.44);

Свобода преподавания (ч.1 ст.44);

Право на доступ к культурным ценностям, на участие в культур-ной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);

Право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44).

В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. Основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы) является обязательным. В 10, 11 классы предполагается прием учащихся по их желанию. Граждане имеют право получить образование на родном языке. Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений. Для обеспечения высокого уровня образования законодательно закреплено введение государственных образовательных стандартов, включающий федеральный и национально-региональный компоненты.

Свобода творчества не означает свободу от соблюдения требований общежития. Не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую и национальную рознь.

Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений. С правами на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям связана обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

21.5. Реализация прав и свобод в России

Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55):

Защита основ конституционного строя;

Защита нравственности;

Защита здоровья;

Защита прав и законных интересов других лиц;

Обеспечение обороны страны;

Обеспечение безопасности государства.

Как замечает Э.Шнайдер, данный пункт статьи «не содержит указаний на то, в каком объеме в вышеназванных сферах могут быть ограничены основные права». Содержится только общее положение о том, что ограничение должно действовать в той мере, в какой это необходимо в конкретных случаях.

Исследователями обычно рассматриваются три возможных варианта реализации прав и свобод граждан в современной России: возвращение назад (в советское прошлое), сохранение создавшейся ситуации и движение вперед, под которым подразумевается движение в европейском направлении, т.е. европейский путь развития страны. Эти пути разделяются соответствующими группами ожиданий или ориентаций. Первый путь отстаивают ретрограды - те, кто хочет возвращения общества в старое состояние: патерналистское, социалистическое, коммунистическое; второй путь - те, кто настроен консервативно и кого устраивает нынешняя ситуация; третьего пути придерживаются те, кто хочет, чтобы Россия стала европейской страной.

Путь назад маловероятен для современной России. Однако, по какому пути пойдет дальше страна - это вопрос, по которому еще не определились в России политики и общество. После 11 сентября 2001 года выбор одного из двух возможных вариантов развития России стал более отчетливым. По крайней мере, в сфере внешней политики - это европейский путь. Это интеграция в европейские институты, интеграция в мировые экономические, политические институты, это союз с западными государствами.

Но, с другой стороны, в сфере внутренней политики пока существуют тенденции консервативного пути. И если первый выбор, европейский путь можно назвать выбором в пользу демократии и гражданского общества, то второй путь характеризуется понятием «управляемая демократия». Под ней подразумеваются манипулируемые средства массовой информации, манипулируемая политическая система, манипулируемые выборы, т.е. имитация демократических институтов. Так решения парламента предопределены с высокой долей вероятности исполнительной властью. При проведении выборов властью активно используется административный ресурс. Средства массовой информации, зачастую, не дают объективной оценки происходящих политических событий. Поэтому опасность такой имитационной или управляемой демократии сохраняется с достаточно высокой долей вероятности.

Если в условиях демократии права человека являются основой существования гражданского общества, то в условиях управляемой демократии - они ценностью не являются. В век информационных технологий конкуренцию может выдержать только тот, кто свободен в принятии решений, кто имеет полную информацию. Поэтому от того, какой путь будет избран - европейский или путь управляемой демократии - зависит будущее России.

В ситуации, когда у всех одинаковые естественные права, но нет арбитра, не может быть справедливости. То есть человек оказывается судьей в своем собственном деле. А в таком случае конфликт может быть разрешен только силовым, несправедливым образом. Поэтому без государства реализовать естественные права невозможно.

В обозначенном аспекте у государства две функции. С одной стороны, необходимо очертить границы осуществления права, которые всем известны и одинаковы для всех, что достигается законом, устанавливаемым парламентом. С другой стороны, существует необходимость рассудить, т.е. возможность в случае конфликта апеллировать к третьей стороне, к судье, а не быть судьей в своем собственном деле.

Права человека - это то, что мы в данный момент считаем важным, с точки зрения человеческого достоинства. Эти параметры подвижны, изменчивы. В рамках конституционализма имеются реальные механизмы, которые позволяют в этом плане влиять на власть.

С точки зрения О.Ю.Малиновой существует непреложная истина: мы обладаем всеми правами человека, которые сами осознаем. Если общество плохо осознает эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.

На одном из форумов при обсуждении тем прав человека А.Ю.Сунгуровым были сформулированы вопросы, ответы на которые не являются очевидными, но без понимания которых невозможно решение проблем прав человека в России:

1. Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?

2. Если едины, то как это согласуется с представлениями Ш.Монтескье «О духе законов»? И не является ли такой подход европоцентристским, подходом: «Мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья». Не является ли это трансформацией колонизаторского подхода, когда мы говорим о развивающихся странах?

3. Если едины эти понятия, то тогда оправданы гуманитарные интервенции. Но опыт Косово показывает сомнительную эффективность такого подхода.

4. Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно-тоталитарных режимов?

5. Возможно, имеет смысл говорить о применимости понятия «права человека» лишь к конкретному историческому времени, но кто его точно может определить для конкретных регионов или социальных групп?

6. Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран? Как вообще соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека?

7. Как соотносятся между собой понятия «право», «закон» и понятие «права человека», не имеем ли мы здесь терминологическую путаницу, когда одно слово относится к разным понятиям? Как сочетается соотношение индивидуальных прав человека и коллективных с правами человека, обозначенными в Европейской декларации по правам человека?

21.6. Деятельность института Омбудсмена в России

В современной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен - это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На федеральном уровне работает уже третий в новейшей российской истории Уполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П.Лукин. Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31 субъекте Российской Федерации.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:

нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников - предоставление ими качественных публичных услуг населению;

предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;

снижение уровня коррупции.

Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.

Основные понятия: второе поколение прав человека, культурные права и свободы, личные (гражданские) права, негативные права, омбудсмен, первое поколение прав человека, позитивные права, полити-ческие права и свободы, права гражданина, права человека, реализация прав и свобод человека и гражданина, социальные права и свободы, третье поколение прав человека, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, экономические права и свободы.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается разница между правами человека и правами гражданина?

2. Когда появилось первое поколение прав человека?

3. С какими переменами в обществе связано появление третьего поколения прав человека?

4. Какой критерий лежит в основе названия прав человека: негативные права, позитивные права?

5. В чем заключается основное назначение личных (гражданских) прав?

6. В чем заключаются особенности политических прав и свобод?

7. Перечислите экономические права и свободы, закрепленные в российской Конституции.

8. Каким образом осуществляется в России защита от безработицы?

9. Что гарантируют социальные права человеку и когда они появились?

10. Что означает общедоступность основного общего и среднего профессионального образования и какое образование в России считается обязательным?

11. В какой мере могут быть ограничены права человека и гражданина в России?

12. Какие возможны варианты реализации прав и свобод граждан в современной России?

13. Завершите фразу О.Ю.Малиновой: «существует непреложная истина - мы обладаем всеми правами человека, которые сами _____».

14. Ответьте на вопрос А.Ю.Сунгурова: «Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?»

15. С какими целями учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?

16. Каковы основных направления деятельности уполномоченных по правам человека?

Литература:

Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 1994.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности: Пер. с франц. М., 1993.

Малько А.В . Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2000.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004.

Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005.

Политология: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001. С.480.

Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С.121.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.42.

Малинова О.Ю. Права человека как нормативный идеал, сумевший развиться в правовой институт // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004. С.58.

Сунгуров А.Ю. «Вредные вопросы» о правах человека. Вместо введения // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004. С.8-9.

Политика: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001. С.396.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ // URL: http://www.ombudsman.gov.ru/institut/a-fkz.shtml

Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005. С.7.

Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005. С.9.

Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны как государства, так и иных субъектов.

Второе поколение составляют социально‑экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.

Считается, что если первое поколение прав воплотило ценности либерального общества – свободу личности от произвольных действий государства, то второе поколение прав отражает ценности социально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.

Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.

Применяются и другие классификации прав человека, например, в главе 2 Конституции РФ использована классификация в зависимости от сферы применения тех или иных прав человека и гражданина.

В юридической литературе широко используется классификация, предложенная отечественным государствоведом Л.Д. Воеводиным. Он подразделил права и свободы человека, а также их обязанности на три группы : в сфере личной безопасности и частной жизни; в области государственной и общественно‑политической жизни; в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Данная классификация выделяет самостоятельный подинститут (субинститут) в институте прав человека, который регулирует конкретную область жизни и деятельности человека.

Первую группу прав составляют естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Их иногда называют личными, или гражданскими, правами, и они определяют автономность личности , ее свободу от государственной власти. Эти права защищают личность от произвольного вмешательства государства в жизнь человека. В эту группу входят право на жизнь, на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни, право на национальную идентификацию (национальную принадлежность), свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести.

Вторую группу прав образуют политические права, которые предназначены для непосредственного участия граждан данного государства в управлении обществом, способствуют развитию политической активности личности, гарантируют равный доступ к государственной службе. Эти права принадлежат только гражданам конкретного государства. К ним относятся: свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении государственных дел, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право петиций, избирательные права.


Третья группа (социально‑экономические) прав обеспечивает материальные и духовные потребности личности и включает право частной собственности, свободу экономической деятельности, свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовку, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.

Право на жизнь закреплено в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и в ст. 20 Конституции РФ.

Право на жизнь является абсолютным правом , т. е. оно не подлежит никаким ограничениям. Только государство может в отдельных случаях применять смертную казнь за особо тяжкие преступления против жизни и по приговору суда. В России смертная казнь является временной мерой и не применяется к трем категориям преступников: к лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет; к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора суда 65 лет; к женщинам. Обвиняемый, которому может быть назначена смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных, что служит гарантией беспристрастного рассмотрения дела. После вступления нашей страны в Совет Европы наложен мораторий на применение смертной казни. Согласно заключению Конституционного Суда РФ этот мораторий не противоречит Конституции РФ.

Надо отметить, что смертная казнь сохранена почти в 90 государствах мира.

Государство должно также гарантировать безопасность своих граждан при чрезвычайных и военных обстоятельствах, например при актах внешней агрессии, межнациональных конфликтах, стихийных бедствиях, насильственном изменении конституционного строя и массовых беспорядках, сопровождающихся насилием.

Применение огнестрельного оружия работниками правоохранительных органов строго регламентируется законом. Запрещено применять оружие в нашей стране в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения.

Право на охрану чести и достоинства личности также принадлежит к абсолютным правам, поскольку никакие обстоятельства, в том числе чрезвычайное или военное положение, не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. Запрещается подвергать человека пыткам, бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению или наказанию. Разновидностью пытки мировое сообщество обоснованно считает длительное или незаконное содержание под стражей. Разновидностью насилия и жестокости являются принудительные медицинские, научные и другие опыты и эксперименты над людьми. Поэтому для проведения какого‑либо опыта необходимо, во‑первых, добровольное согласие лица на проведение эксперимента; во‑вторых, понимание им последствий эксперимента; в‑третьих, чтобы лицо было совершеннолетним и полностью дееспособным.

Неприкосновенность личности, частной жизни и жилища по своей значимости сопоставима лишь с правом на жизнь, так как отсутствие свободы человека, возможности проявления своей воли, действовать в соответствии со своими желаниями и интересами лишает любые права смысла. Оказание медицинской и психиатрической помощи возможно по общему правилу с согласия пациента. Гражданин России обладает правом на необходимую оборону, т. е. он вправе защищать свою личную неприкосновенность от преступных посягательств путем причинения посягающему вреда.

Личная неприкосновенность может быть нарушена незаконным арестом, заключением под стражу и содержанием под стражей. Все эти действия в отношении личности регламентируются законодательством, на практике нередко нарушаемым.

Неприкосновенность частной жизни предполагает, что каждый человек вправе строить свою жизнь вне служебной и деловой сферы, свои взаимоотношения с другими людьми по собственному желанию, не нарушая при этом законодательство, права и интересы других людей и не создавая опасности для окружающих. Гарантией права неприкосновенности частной жизни служит охрана личной и семейной тайны. Конституция РФ не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, закрепляет право личности на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).

Другой гарантией неприкосновенности частной жизни служит право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Это право может быть ограничено только по решению суда.

Неприкосновенность жилища также служит гарантией права на неприкосновенность частной жизни. Поэтому проникновение в жилище вопреки воле проживающих там лиц, в том числе тайное, открытое, обманное или насильственное, считается нарушением неприкосновенности жилья. Аналогично расценивается прослушивание или наблюдение за происходящим в жилище с помощью технических или иных средств. Законодательством предусмотрены случаи, когда проникновение в жилище помимо воли проживающих лиц считается законным: 1) для обнаружения, пресечения или раскрытия преступления или задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 2) для устранения опасности, возникшей вследствие стихийного бедствия, аварии, взрыва, пожара и иных подобных причин.

Право на национальную идентификацию означает право каждого человека определять свою этническую принадлежность, указывать или не указывать свою национальность. Граждане Российской Федерации, относящиеся к определенной этнической общности, имеют право на получение основного общего образования на национальном языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей государства.

Свобода передвижения зафиксирована статьей 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и включает в себя: во‑первых , право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах территории государства, где лицо находится на законных основаниях; во‑вторых , право покидать страну, в том числе свою собственную, и возвращаться в нее; в‑третьих , недопустимость ограничения данного права, кроме интересов охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

В соответствии с нормами международного права свобода передвижения ограничивается в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение, и др.

Свобода совести и свобода вероисповедания вытекают из провозглашения России светским государством. При рассмотрении типологии государств давалась подробная характеристика светского государства. Институт прав человека предполагает, что каждый человек может иметь как религиозные, так и атеистические убеждения. Соответственно он вправе осуществлять религиозные обряды, воспитывать своих детей в религиозном духе, создавать и участвовать в деятельности религиозных объединений. В настоящее время право человека на свободу совести и правовое положение религиозных объединений регулируются в России Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с послед. изм.).

Переходя к политическим правам , отметим особую значимость свободы мысли, слова и информации, которая является, с одной стороны, компонентом частной жизни человека, а с другой – важным аспектом свободной личности. Конституцией РФ (ст. 13) признаются идеологическое разнообразие, многопартийность; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый человек может иметь различные убеждения и взгляды на те или иные события, по‑разному их оценивать, но не вправе навязывать свои убеждения другим. Данная свобода имеет три ограничения:

1) выражая свое мнение, следует уважать права и репутацию других лиц;

2) связанные с охраной государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения;

3) запрещаются пропаганда и агитация, разжигающая национальную, расовую, религиозную или иную социальную вражду и ненависть, в частности проявления фашизма и другого экстремизма.

Неразрывно связано с данной свободой право на информацию, которое состоит в свободе искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Государственные информационные ресурсы объявлены в нашей стране открытыми и общедоступными , за исключением информации, составляющей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, которые отнесены законодательством к информации ограниченного доступа.

Перечень такой информации определяется федеральными законами.

В России установлена свобода массовой информации, что предполагает отмену цензуры, т. е. необходимости согласования средствами массовой информации распространяемых сообщений и материалов, в том числе с государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями. Не допускается также наложение запрета на эти материалы или их части.

Право на объединение согласно Конституции РФ принадлежит каждому: гражданам России, иностранцам, лицам без гражданства. Вместе с тем политические права принадлежат только российским гражданам, поэтому политические партии вправе создавать только граждане России, поскольку они ставят своей главной целью овладение государственной властью.

Право на объединение включает в себя право: а) добровольно создавать общественные объединения по интересам или для достижения общих целей; б) вступать в существующие объединения; в) воздерживаться от вступления в какие‑либо организации; г) беспрепятственного выхода из любых объединений.

Государство определяет правовое положение общественных объединений, устанавливает пределы их деятельности и вместе с тем создает условия для их нормального функционирования, не вмешиваясь в деятельность последних, если они не нарушают закон.

Законодательство ограничивает создание общественных объединений в государственном аппарате: не допускается образование политических партий, религиозных и иных организаций, за исключением профсоюзов. Аналогичные ограничения предусмотрены для судей, прокуроров, следователей, органов внутренних дел. Военнослужащим разрешается состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, но участвовать в их деятельности возможно, только не находясь при исполнении военной службы.

Право на проведение публичных мероприятий включает следующие формы: собрания, митинги, уличные шествия, пикетирование. Данное право обусловлено рядом требований:

1) не должны нарушаться права и свободы других лиц, общественный порядок, должна обеспечиваться сохранность частной собственности, окружающей природы и др.;

2) должны преследоваться мирные цели, т. е. исключается угроза общественной безопасности, нормальному функционированию предприятий, в том числе предприятий транспорта, а сами граждане имеют право собираться только без оружия.

Право на участие в ведении государственных дел предусмотрено статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966). Содержание данного права составляют:

право участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей;

право избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании;

допуск к государственной службе в своей стране на условиях равенства.

Что касается равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе, то обязательными условиями поступления на службу в России являются: наличие российского гражданства; достижение 18‑летнего возраста; обладание полной дееспособностью, свободное владение государственным языком.

Существуют и специальные требования к поступлению на службу, например наличие определенной профессии или специальности, запрещение государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью и т. д.

Право на участие в отправлении правосудия принадлежит только российским гражданам. Оно реализуется в двух формах: занятие должности судьи; участие в качестве заседателя (присяжного, народного, арбитражного). Требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи, предусмотрены Федеральным законом от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», к судьям Конституционного Суда РФ – Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», к арбитражным судьям – Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах Российской Федерации».

Определенные требования предъявляются и к заседателям. Возрастной ценз для них определен в 25 лет, исключается наличие судимости и др.

Право петиций – это письменные или устные обращения граждан в государственные или муниципальные органы, которые содержат в себе коллективное или личное мнение, оценки, требования, просьбы, пожелания и т. д. Считается, что право на петицию является одной из форм участия граждан в управлении делами общества и государства.

Выделяют следующие формы обращений:

а) предложение – обращение граждан, направленное на улучшение организации и деятельности, учреждения различных структур государственного аппарата и др.;

б) заявление – обращение по поводу подтверждения принадлежащего гражданину права или конкретного статуса;

в) ходатайство – просьба признать какое‑либо право или совершить определенное действие;

г) жалобу – обращение в связи с нарушением прав лица или созданием препятствий для реализации его прав и интересов.

Все обращения надлежит разрешать в срок до одного месяца, а не требующие дополнительной проверки – до 15 дней. Жалобы и заявления военнослужащих и их семей рассматриваются в федеральных органах в течение 15 дней, а в местных органах – безотлагательно, но не позднее 7 дней.

Надзор за соблюдением установленных сроков возложен на органы прокуратуры.

К третьей группе прав человека относится право частной собственности, обеспечивающее экономическую свободу личности. Его содержание определяется следующими моментами: во‑первых , каждый человек может иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; во‑вторых , государство гарантирует право наследования имущества; в‑третьих , лишение имущества возможно только по решению суда; в‑четвертых , принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно лишь при предварительном и равноценном возмещении имущественных потерь собственности; в‑пятых , российские граждане вправе иметь в частной собственности землю и другие природные ресурсы. При этом реализация права частной собственности оговорена двумя условиями: не должны наноситься ущерб окружающей среде и нарушаться права и законные интересы других лиц.

Свобода экономической деятельности закреплена в нашей стране в ст. 34 Конституции РФ и расшифровывается как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Экономическая деятельность должна осуществляться в определенных правовых пределах, которые устанавливаются законодательством. Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, объявлена на конституционном уровне недопустимой. Во многих государствах действует развитое антимонопольное законодательство. Имеется оно и в России.

Право на свободу труда означает, что каждый человек вправе решать вопрос о своей трудовой деятельности, в том числе не заниматься ею. Иначе говоря, обязанности трудиться в нашей стране не установлено.

Свобода труда предполагает:

а) свободный выбор по своему желанию рода деятельности и профессии, соответствующих способностям, наклонностям и образованию лица;

б) запрет на принудительный труд, т. е. тот, который возлагается на человека под угрозой наказания. Международные акты содержат перечень работ, которые не могут расцениваться как принудительные. Это обязательная военная служба, работа по приговору суда, выполнение гражданских обязанностей, мелкие работы общинного характера, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств;

в) обязанность работодателя обеспечить здоровые и безопасные условия труда;

г) защиту от безработицы;

д) право на забастовку, которое ограничивается при введении чрезвычайного положения в стране, а также для некоторых категорий государственных служащих, в частности работников правоохранительных органов.

Право на социальное обеспечение предполагает возможность получения гарантированной государственной пенсии или пособия. При этом размер пенсии или пособия зависит от многих факторов, в том числе и от уровня материального благосостояния общества. В статье 39 Конституции РФ указаны обстоятельства, при которых каждый вправе рассчитывать на социальное обеспечение: достижение пенсионного возраста; наступление болезни или инвалидности; потеря кормильца; для воспитания детей и др. Поскольку данный перечень является открытым, государство по мере роста благосостояния общества и своих возможностей может предусмотреть и иные обстоятельства.

Право на жилище относится к важнейшим социальным благам и входит в понятие «достойный жизненный уровень человека». Обязанность обеспечить жизненный уровень населения возлагается на государство и муниципальные органы. Данное право означает, что никто не может быть произвольно лишен жилища. В нашей стране малоимущим и нуждающимся в жилье лицам оно может быть предоставлено бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является комплексным и включает в себя право на медицинскую помощь и право на благоприятную окружающую среду. Последнее право означает право человека получать от соответствующих органов достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право требовать от физических и юридических лиц соблюдения эколого‑правовых нормативов; право на возмещение вреда, причиненного здоровью неблагоприятным воздействием окружающей природной среды.

Государство обязано обеспечивать населению, проживающему на его территории, экологическую безопасность, устанавливая нормативы качества природной среды, предотвращая или ликвидируя экологические катастрофы или бедствия, возмещая вред здоровью или имущественные потери в случае возникновения экологических бедствий.

Право на образование призвано способствовать духовному и культурному росту как отдельного человека, так и общества в целом. В Российской Федерации установлено обязательное основное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Что касается высшего образования, то оно осуществляется на конкурсной основе.

Завершает группу прав человека в культурной сфере право на культурную деятельность и свободу творчества. В юридической литературе содержание данного права раскрывается через право:

а) на личную культурную самобытность, т. е. свободный выбор нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей;

б) на приобщение к культурным ценностям, т. е. доступ к государственным музеям, библиотекам, архивам и т. д.;

в) на гуманитарное и художественное образование, в том числе выбор его форм и видов;

г) собственности на историко‑культурные ценности, в том числе на коллекции, собрания, здания, сооружения и т. д.;

д) создавать творческие союзы, гильдии, иные культурные общественные объединения;

е) на свободу творчества, которая может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. При этом государство должно обеспечивать защиту авторских прав, интеллектуальной собственности, оказывать помощь в развитии творчества.

Многообразие сфер и аспектов проявления субъективных прав и свобод обусловливает их различный характер и возможность классификации по определенным критериям. Остановимся на основных из них.

I. По сферам общественных отношений различают:

а) личные (гражданские) права - это возможности человека, предоставленные для обеспечения ее физической и морально-психологической индивидуальности.

Они служат гарантией индивидуальной автономности и свободы, средством защиты субъектов от произвола со стороны государства и других людей.

Среди них - право на жизнь, уважение к достоинству каждого, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища; тайна переписки и телефонных разговоров, свобода передвижения и свободный выбор места жительства (статьи 29-31, 35, 51-55 Конституции Украины), их назначением является обеспечение возможностей физического существования и духовного развития человека.

Это - естественные права человека, которые признаются и закрепляются государством, гарантирующие ей определенный уровень свободы и обеспечивают фактическую возможность распоряжаться собой, гарантируют невмешательство в индивидуальную жизнь.

Личная свобода гарантирует осознание социальной ценности человека и соответствующее отношение к другим людям, к обществу в целом. Правовое закрепление этой свободы дает возможность не только обеспечить осознанное отношение к ней субъекта, но и помешать абсолютизации обособленности человека.

Гражданские права и свободы возникают от рождения.

Они неотчуждаемы, т.е. не могут быть ограничены или отменены органами власти; не могут быть переданы или подарены другим субъектам; лицо не может отказаться от этих прав.

Именно по указанной группы прав в Конституции Украины установлены требования, согласно которым не должны приниматься законы, которые отменяли или изменяли бы гражданские права.

Это является важной гарантией незыблемости достоинства и свободы человека;

  • б) Политические права - возможности гражданина на участие в процессе принятия и реализации политических решений, деятельности элементов политической системы, формирования представительных органов власти. Именно к этой группе прав относятся права на:
  • а) Право свободу объединения в политические партии и общественные организации,
  • б) Право на участие в управлении государственными делами;

Право на собрания, митинги, шествия, демонстрации, на обращение в органы государственной власти и самоуправления, право каждого на свободу мысли и слова, право на свободное выражение взглядов и убеждений (статьи 34-40 Конституции Украины).

Приведенная группа прав обеспечивает возможности человека быть субъектом властных отношений.

Политические права и свободы человека определяют уровень политической свободы в обществе и обеспечиваются общественным и государственным строем.

Они связаны с формами реализации народовластия и политическим самоуправлением.

Границами осуществления политических прав является гармоничное сочетание общественных потребностей и личных интересов граждан. Осуществление политических прав имеет коллективный характер, поскольку способствует управлению государством.

Основным назначением этой группы прав являются:

  • - Обеспечение возможности граждан участвовать в управлении государством;
  • -Влияние на деятельность, как органов государства, так и органов местного самоуправления;
  • - Обеспечение участия граждан в деятельности общественных объединений;
  • - Использование прав на свободу мысли, слова, мировоззрения и убеждений, которые отражают действительный уровень демократичности общества и препятствуют авторитарного влияния на него со стороны государства;
  • в) Экономические права - это возможности распоряжаться предметами материального характера и получать средства для существования и развития. Таковы:
  • а) право частной собственности,
  • б) право на предпринимательскую деятельность,

в) право на пользование объектами права собственности украинского народа, государственной и коммунальной собственности.

Таким образом, назначением этой группы прав является содействие развитию инициативы в реализации способностей человека, получении средств существования путем свободного выбора работы и участия в производстве материальных благ.

Это - центральная разновидность прав и свобод, обеспечивают возможность:

  • - Создавать материальные ценности;
  • - Иметь собственность и распоряжаться ею;
  • - Обеспечивать материальные условия для существования и развития человека;
  • - Пользоваться природными объектами, относящихся к общегосударственной и коммунальной собственности и собственности украинского народа;
  • - Удовлетворять свои интересы в сфере интеллектуальной, научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • г) Социальные права - возможности гражданина быть полноценным субъектом общественных отношений и обеспечения ему необходимых для развития и существования условий.

К этой группе относятся права: на труд, на забастовку, на отдых, социальную защиту, на жилье, достаточный жизненный уровень, на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование, право на безопасную окружающую среду.

Именно названные права определяют обязанности государства обеспечить каждому минимум средств к существованию, социальной обеспеченности и экологической безопасности.

Целью социальных прав являются:

  • - Обеспечение возможности зарабатывать себе на жизнь, на которую гражданин свободно соглашается и которую выбирает;
  • - Распоряжение субъекта своими способностями к творческой и продуктивной работы;
  • - Защита собственных экономических и социальных интересов путем забастовки;
  • - Предоставление возможности для отдыха;
  • - Обеспечение помощи государством в случаях, условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством;
  • - Материальное обеспечение, социальное обслуживание, установление особых режимов по реализации социальных прав граждан;
  • - Обеспечение возможности на строительство жилья, приобретение его в собственность и аренду;
  • - Обеспечение достаточного для развития жизненного уровня, благоприятной окружающей природной среды;
  • д) Культурные права - это возможности сохранения и развития национальной самобытности человека, его духовного обогащения.

Среди них - право на образование; свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, право на результаты интеллектуальной деятельности, право на свободу мысли и слова, право на информацию, право на свободу мировоззрения и вероисповедания.

Именно указанная группа прав непосредственно влияет на уровень духовного развития личности и обеспечивает необходимые условия для создания и использования духовных достижений человечества.

По своей сути культурные права является мерой духовности, которую государство гарантирует лицу с учетом условий жизни и деятельности граждан и общества.

Духовные права обеспечивают:

  • - Возможность получения определенного уровня образования;
  • - Защита интеллектуальной собственности граждан;
  • - Развитие научных и технических исследований;
  • - Свободу личности от идеологического контроля, право самостоятельно определять для себя систему моральных и духовных ценностей;
  • - Возможность получать полную, непредвзятую, объективную информацию;
  • - Свободу мировоззрения и вероисповедания;
  • - Гарантированное использование достижений как национальной, так и мировой культуры.
  • а) физические права, обеспечивающие сохранение и развитие человека как составляющей социальной структуры общества и государства. Именно такой характер имеют право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения, выбор места жительства, право на безопасную окружающую среду.
  • б) духовные права, которые обеспечивают реализацию нематериальных потребностей человека, связанных со сферой духовно-культурных отношений. Среди них - право на имя, честь, достоинство, на справедливый суд.

III. По статусу, т.е. степенью распространенности права классифицируются на:

а) общие, относятся в равной степени всем гражданам независимо от их социальной, профессиональной или иной принадлежности.

Именно такими являются конституционные права, которые реализуются на принципах равенства всех субъектов общественных отношений.

б) специальные права, которые отражают специфику статуса различных групп населения.

Они дополняют, развивают и конкретизируют общие права и не могут им противоречить.

Такими, к примеру, являются права молодежи, пенсионеров, военнослужащих, депутатов и т.п.

IV. По способу закрепления различают:

а) конституционные (основные) права, установленные и гарантированные основным законом государства, и имеют фундаментальный характер.

Они определяют реальную сущность государства, уровень развитости демократических институтов и положение человека в государстве;

б) Отраслевые, предусмотренные текущим законодательством и которые являются конкретизацией основных прав человека.

Они принимаются на их основе и подробнее определяют возможности субъектов в определенной сфере отношений. Так, права, предусмотренные КЗоТ Украины, расширяют и конкретизируют конституционное право на труд.

V. Согласно эволюции развития прав человека разделяют на:

  • а) права первого поколения, то есть политические, гражданские и личные права, провозглашенные первыми буржуазными революциями во Франции, Англии и США и закреплены соответствующими декларациями;
  • б) права второго поколения как комплекс социально-экономических прав, которые стали результатом воплощения общечеловеческих ценностей и социально-демократических идей и были закреплены в документах ООН;
  • в) права третьего поколения - это комплекс коллективных прав, выдвинутых странами, освободившимися от зависимости и определившие свою политику как миролюбивое, суверенную, независимую, основанную на принципах самоопределения и территориальной целостности.

В современной юридической литературе появились идеи о возможности выделения в отдельную группу прав четвертого поколения - прав человечества.

Среди них называют право на мир, экологические, информационные права, право на ядерную безопасность.

Основным назначением названных прав является обеспечение процесса выживания человечества как биологического вида, сохранение цивилизации и последующей социализации человечества.

VI. В зависимости от содержащихся в правах аспектов свободы их классифицируют на:

а) негативные права, определяемые как возможности человека требовать защиты от любого влияния, в том числе и государственного.

Они предотвращают нежелательным вмешательством в свободу личности, и является основой индивидуальной свободы.

Эти права абсолютные и обеспечивают возможности независимости от власти (свобода вероисповедания, права на собственность, личную свободу и неприкосновенность, свободу слова и т.д.), а также возможности на участие во власти (избирательное право, право обращаться в органы государства и органов местного самоуправления, на участие в управлении государственными делами);

б) положительные права обеспечивают возможности субъектов на улучшение своего положения и повышение культурного статуса.

Они обеспечиваются государством и зависят от степени ее развития и сущности. Как правило, эту группу составляют экономические, культурные и социальные права.

К ним относятся право на образование, свободу творческой деятельности, право на социальную безопасность, на охрану здоровья и безопасную окружающую среду.

Реализация положительных прав сложнее, поскольку связывается с наличием достаточных ресурсов государства.

Наполнение этих прав зависит от национального дохода страны и особенностей политического режима.

VII. По характеру субъектов различают:

  • - Права граждан государства;
  • - Права иностранцев;
  • - Права лиц без гражданства;
  • - Права лиц с двойным гражданством.

VIII. По социальному статусу:

  • - Права человека, принадлежащие субъекту от рождения, гарантируются обществом;
  • - Права гражданина, которые предоставляются, гарантируются и охраняются государством, к которой принадлежит человек.

Практический опыт свидетельствует, что существует единство, взаимосвязь и взаимозависимость всех видов прав и свобод.

Это определяет невозможность признания приоритета одной группы прав (например, политических) над другими.

Наличие комплекса прав и свобод является залогом верховенства интересов личности над интересами государства и демократичности общества.

Так, политические права составляют органическую основу системы демократии и выступают как средство контроля за властью.

Культурные права предоставляют возможность реализовать духовные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществлять личные и политические права. Социальные и экономические права создают материальные и общественно ориентированные условия о реальности категории «правовой статус».

Классификация прав граждан

Замечание 1

Права гражданина - это общая воля народа, которую обязано обеспечить государство.

Гражданские права - это права человека, которые закреплены в действующем законодательстве. Такими правами могут обладать граждане государства, также иностранцы и лица без гражданства. Права граждан гарантируют защиту государства, в предусмотренных законодательством случаях.

Одним из общепринятых критериев систематизации прав и свобод человека и гражданина считается аспект политической и правовой связи индивида с государством.

В согласовании с данным аспектом связи права и свободы разделяют на личные и гражданские.

Под юридическим статусом граждан понимают комплекс личных прав, законных интересов и правовых обязанностей граждан. То есть права гражданина напрямую зависят от его юридического статуса (гражданства). Гражданство - это юридический статус, закрепленный в удостоверяющем личность документе. Статус гражданина определяет институт гражданства, и его особую правовую связь с государством. Такая взаимосвязь означает содействие государства в осуществлении гражданских прав, защиту прав от незаконного ограничения.

Различие между личными правами гражданина и правами человека заключается в том, что любой гражданин является человеком, но не каждый человек - это гражданин данного государства, эти понятия отличаются по своему объему. Иностранцы и лица без гражданства также имеют право пользоваться гражданскими правами, например, такими правами, как право на образование, право на правосудие, на труд и др.

Граждане обладают преимуществом, которое заключается в наличии у них совокупности прав индивидуального характера. К таким правам относится право вести деятельность в государственном аппарате, право избирать и быть избранными в структуры государственной власти или заниматься определенными видами деятельности и т. д. Гражданские права делятся на политические, экономические, социальные и т. д.

Основные права гражданина и человека:

  1. Политические права. Отражают возможность участия граждан в делах государственной важности. Политические права и свободы призваны укрепить правовую связь гражданина и государства. Таким образом, любой гражданин имеет право занимать государственную должность, участвовать в выборах как кандидат и как избиратель, проводить митинги и т.п.
  2. Экономические права. Заключаются в возможностях, с осуществлением которых связывается возмещение личных интересов отдельных и коллективных субъектов в сфере производства и потребления, вещных благ. К экономическим правам относятся права на частную собственность, право на осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, право на выбор труда, также как право на выбор любой профессии, права на свободу выбора и т. д.
  3. Социальные прав. Предоставление государством возможности на свободную жизнь, возможности обеспечить достойное существование, права на социальную защиту материнства, детства, обеспечение социальных выплат по возрасту, права на защиту в ряде случаев непредвиденных обстоятельств болезни, инвалидности, также бесплатное получение среднего образования и т. д.
  4. Национально-культурные и духовные права. Это возможности, с осуществлением которых связывается охрана национальной особенности этнических групп, проживающих на территории РФ, одинаковый доступ граждан к духовно-культурному наследию. К духовным правам также относятся право на равенство, независимо от национальности, право говорить на родном языке; право на свободу совести и свободу вероисповедания и т. д.
  5. Экологические права. Это права, которые обеспечивают гражданам благоприятные условия для жизнедеятельности. К экологическим правам относится право на благориятную окружающую среду.

Классификация прав и свобод человека в России

Нормативно Конституция Российской Федерации не разделяет права человека и гражданина на отдельные группы, но для удобства теоретического анализа всего спектра международных и конституционных норм конституционно-правовой институт прав можно подвергнуть следующей классификации:

  • личные, или гражданские права;
  • политические права;
  • социально-экономические и культурные права.

Личные права и свободы человека являются правами каждого человека, не связанные с принадлежностью гражданства. Такие права считаются неотъемлемой частью человека от самого рождения. Данные права необходимы для охраны жизни, достоинств и свободы человека. Права человека - это неразделимые, социально обусловленные и гарантированные государством возможности для субъекта пользоваться всеми благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Права человека представляют собой комплекс правомочий, которые отражают естественные начала, обеспечивают особенность и оригинальность человека в личных отношениях с другими субъектами общественных отношений. К личным правам человека и гражданина относятся:

  • право на жизнь – неразделимое право каждого человека, независимо от правового статуса, то есть никто не может умышленно лишить жизни человека, таким правом человек наделяется с первых минут жизни, запрет на дискриминацию, жестокого обращения;
  • право на сохранение достоинства личности – право на уважение личности независимо от социального или юридического статуса человека и его внутренней ценности;
  • право на свободу и личную неприкосновенность - данное право означает, что человек имеет право действовать по своей воле, без всяких ограничений;
  • право на личную и семейную тайну, неприкосновенность частной жизни - это право человека не афишировать личные подробности и семейные тайны;
  • право на свободу передвижения - человек независимо от гражданства имеет право жить на любой территории любой страны и др.;
  • право на жилище – никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц;
  • право на национальную и культурную самоидентификацию;
  • право выбора языка для общения;
  • свобода совести и вероисповедания – право на веру в Бога и выбор религии;
  • право на свободное мышление, свобода мысли и слова – право свободно мыслить, иметь свои собственные убеждения в том или ином вопросе;
  • право на судебную защиту.

Личные права определяются жизненными потребностями человека, как социального существа. В качестве общепринятых понятий и правил международного права является соблюдение всех личных прав человека, что признается международным сообществом. Личные нормы устанавливаются в обязательном порядке для всех государств, независимо от их социально-экономического строя. Личные права субъекта являются индивидуальными для каждого. Они охраняются Конституцией и иным правовыми актами. Российская Федерация берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под ее юрисдикцией.

Политические права человека и гражданина включают: право на образование политических объединений, свободу собраний, право обращений, право на участие в управлении делами государства, право на свободу получения информации и доступ к средствам массовой информации.

К социально-экономическим и культурным правам относятся: право свободно осуществлять предпринимательскую деятельность, право частной собственности, право на охрану материнства, семьи, детства и отцовства, трудовые права, право на жилище и социальное обеспечение, право на охрану здоровья, на образование, право свободного творчества, право участвовать в культурной жизни.

Замечание 2

Деление прав и свобод на права гражданина и права человека связано, прежде всего, с дуализмом политического и гражданского общества. Человек, как член гражданского общества, имеет с другими людьми равные права, но как член политически организованного общества – обладает равными правами только с гражданами данного государства, он обладает большими правами в своей стране, чем те лица, которые к этому государству не принадлежат.

Иногда права человека и гражданина подразделяют на коллективные (или солидаристские) и индивидуальные. Большинство индивидуальных прав могут реализоваться и коллективно, в то время, как коллективные права индивидуально осуществить невозможно. К коллективным правам относятся: право на объединение (ст. 30 Конституции), свобода митингов, собраний, шествий и демонстраций (ст. 31), право на забастовку (ст. 37), права национальных меньшинств и коренных малочисленных народов (ст. 69), право петиции и др.

Права человека и гражданина можно разделить на основные и дополнительные (с их помощью возможно осуществить основные права). Например, право гражданина участвовать в управлении государством реализуется через право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, государственные органы, поступать на государственную службу и др.

Вышеназванные группы прав от­носятся не только к различным сферам жизнедеятельности челове­ка, но и к различным историческим эпохам по времени своего воз­никновения. Существует подразделение прав человека на поколения, под которыми понимают основные этапы их развития, связанные с формированием представлений о содержании прав.

Ученые выделя­ют четыре поколения прав человека (см. интеллектуальную кар­ту 17-02).

К первому поколению прав традиционно причисляются граж­данские (личные) и политические права, завоеванные в результате буржуазных революций в Европе и Америке и закрепленные в прак­тике и законодательстве целого ряда государств. В каталог прав пер­вого поколения входят права на свободу мысли, совести и религии; равенство перед законом; жизнь, свободу и безопасность личности; свободу от произвольного ареста, задержания и изгнания; рассмотре­ние дела независимым и беспристрастным судом и др. В юридиче­ской литературе эти права ассоциируются с негативной свободой - свободой от вмешательства иных лиц и государства в осуществление прав и свобод человека.

Важным политическим правом первого поколения является из­бирательное право, т. е. право избирать и быть избранным. В XIX в. в странах Европы был распространен имущественный ценз, отстранявший от участия в выборах лиц, не имевших имуще­ства установленного размера; как правило, он определялся исхо­дя из размера прямого налога. В развитых странах имуществен­ный ценз стали отменять в начале XX в. Во Франции всеобщее из­бирательное право было провозглашено в результате революции 1848 г., однако уже в 1850 г. были установлены его ограничения. В России всеобщее избирательное право было введено Времен­ным правительством и подтверждено правительством большеви­ков. Между тем в Конституции РСФСР 1918 г. существовали кате­гории лиц, лишенных избирательных прав: служившие до револю­ции в карательных органах, использовавшие наемный труд для извлечения прибыли и др. В Конституции СССР 1936 г. институт «лишенцев» уже отсутствовал: избирательного права были лише­ны только психически больные люди и отбывающие наказание по решению суда.

К числу важнейших политических прав принадлежит право на объединение (свобода союзов или ассоциации). В Германии сво­бода союзов была установлена на общегосударственном уровне в 1908 г., однако германское законодательство подвергало ограни­чениям создание союзов политической направленности. Во Фран­ции свобода союзов была введена законом от 1 июля 1901 г. Он отменил прежнее довольно строгое законодательство об ассоциа­циях, требовавшее разрешение на их создание и предусматривав­шее закрытие их правительством без указания мотивов и права обжалования. По новому закону союзы могли создаваться свобод­но, без особого разрешения правительства и даже без предвари­тельного заявления. Подача заявления признавалась необходи­мой для союзов, желающих обладать юридической правоспособ­ностью. В России свобода союзов была введена Временным правительством.

Права первого поколения признаются международными и нацио­нальными документами, неотчуждаемыми и не подлежащими огра­ничениям. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколений - всего лишь социальные притязания, направленные на перераспределение национального до­хода в пользу социально слабых.

Второе поколение прав - это социально-экономические и культур­ные права.

Они оформились в ходе борьбы народов за улучшение сво­его экономического положения и повышение уровня культуры во второй половине XIX - начале XX в. В отличие от прав первого поко­ления с закрепленным за ними статусом негативной свободы эти пра­ва именуются позитивными. Это означает, что для их реализации тре­буется активная позиция государства. Для осуществления социаль­ных прав государству требуется создавать социальные программы и контролировать их реализацию. К правам второго поколения относи­лись права на труд, социальное обеспечение, отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, участие в культурной жизни об­щества и др.

Идейными вдохновителями закрепления этого поколения прав были социалисты. Немалую роль сыграли и представители так назы­ваемого старого (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. Д. Градовский и др.) и нового (П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, В. М. Гессен и др.) либерализма, призывавшие к реформированию российского общества на принципах свободы и социального равенства.

В передовых странах Западной Европы регламентация соци­ально-экономических прав и свобод была осуществлена до середи­ны XIX в. - начального этапа провозглашения прав второго поко­ления. Так, Франция осуществляла социальные функции уже в XIX в., выделяя средства на содержание приютов, увеличение заня­тости, организацию народного образования и т. д. Право частной собственности закрепляли практически все конституции капитали­стических стран, принятые в XX в. Указывалось, что собственность должна выполнять социальную функцию. Например, Основной за­кон ФРГ 1949 г. утверждал, что пользование собственностью «должно одновременно служить общему благу» (ч. 2 ст. 14). А Кон­ституция Японии 1947 г. гласила: «Право собственности определя­ется законом с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию» (ч. 2 ст. 29). Широкий набор прав второго поколе­ния (права на труд, отдых, образование, медицинскую помощь) был закреплен в Конституции СССР 1936 г.

Социально-экономические, а также культурные права были закреплены сначала во Всеобщей декларации прав человека, а затем в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Третье поколение прав человека стало формироваться после Вто­рой мировой войны. Природа этих прав порождает дискуссии.

Некоторые авторы (Р. А. Мюллерсон, Е. А. Лукашева) признают их коллективными правами, которые могут осуществляться не отдель­ным человеком, а коллективом, основываются на солидарности субъ­ектов этих прав. К правам третьего поколения причисляют права на мир, независимость, самоопределение, территориальную целост­ность, суверенитет, социальное и экономическое развитие, достой­ную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человече­ства, а также на коммуникацию. Основы этих прав заложены в меж­дународных документах (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам I960 г., международные пакты 1966 г. и др.). Эти права принадлежат каждому человеку и каждому народу, челове­честву в целом. Примером может служить право на самоопределение, которое, будучи коллективным, осуществляется по воле не отдельно­го человека, а целой общности.

По мнению ряда ученых (С. В. Поленина и др.), третье поколение прав человека охватывает права категорий граждан (детей, женщин, молодежи, престарелых, инвалидов и т. д.), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей для осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в поддержке госу­дарства.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. Некоторые авторы причисляют к нему информационные права, под ко­торыми понимается право свободно искать, получать, передавать, про­изводить и распространять информацию об окружающей среде, о пра­вовых явлениях и процессах и др. Кчетвертому поколению прав неред­ко относятся права человечества (на мир, ядерную безопасность, мирное изучение космоса, экологические и проч.).



 

Возможно, будет полезно почитать: