Основные принципы современного международного права: понятие, характеристика. Система принципов международного права

Основные принципы современного международного права можно определить как его общепризнанные нормы, имеющие наиболее важное значение для обеспечения нормального функционирования межгосударственной системы и, следовательно, для решения международных проблем. Такое определение нашло подтверждение в решении Международного Суда 1974 года по спору между США и Канадой о границе в заливе Мэн, в котором указывается, что слова принципы и нормы выражают одну и ту же идею, а именно, что термин "принципы" означает правовые принципы, т.е. "он включает нормы международного права", и что "употребление термина "принципы" оправданно, поскольку речь идет о более общих и фундаментальных нормах".

Эпитет "основные" означает, что речь идет о принципах общего международного права, которое является основой всей системы международного права, в отличие от отдельных отраслей международного права, где также имеются свои принципы.

Императивный принцип международного права определен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года как "императивная норма общего международного права", "которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер" (ст. 53).

От принципов права следует отличать принципы правосознания – субъективные представления людей, общественных движений, политических партий и т. п. о том, как должны регулироваться те или иные общественные отношения. Принцип права – это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.

Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в одностороннем порядке "поправить" общественную практику с помощью нарушения принципов.

Принципы международного права формируются обычным и договорным путем. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию.

Однако обращение к универсальным международным договорам не дает возможности обнаружить в них перечень тех или иных принципов международного права. В доктрине по этому вопросу нет единого мнения. Можно утверждать, пожалуй, лишь следующее: основные принципы международного права являются универсальными и не включают отраслевых принципов; основные принципы международного права имеют характер общепризнанных; основные принципы международного права являются нормами jus cogins.

Как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 года, "добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и добросовестное выполнение государствами обязательств, принятых в соответствии с Уставом, имеют важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности и для достижения других целей Организации Объединенных Наций".

Характерной особенностью принципов международного права является их универсальность. Это значит, что все субъекты международного права обязаны строго соблюдать принципы, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Это значит также, что принципы международного права являются критерием законности всей системы международно-правовых норм. Действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами. Принципы, таким образом, являются фундаментом международного правопорядка.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН носят характер jus cogens, то есть являются обязательствами высшего порядка, которые не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.

Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Устав о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

При толковании и применении принципов международного права важно помнить, что все они взаимно связаны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

В науке международного права господствует мнение, что основные принципы международного права имеют императивный характер. Это, по-видимому, близко к действительности, хотя пока и никем конкретно не доказано. Основные принципы современного международного права закреплены, прежде всего, в Уставе ООН. Однако некоторые из них сформулированы в нем очень кратко. Поэтому по инициативе ряда европейских государств в 60-е годы в ООН была проведена работа по кодификации основных принципов. Она завершилась принятием в 1970 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Декларация содержит семь принципов:

1) принцип неприменения силы или угрозы силой;

2)принцип мирного разрешения международных споров;

3)принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;

4) обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН;

5) принцип равноправия и самоопределения народов;

6) принцип суверенного равенства государств;

7) принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН и Декларацией о принципах международного права.

Это не значит, конечно, что в международном праве только семь основных принципов. Декларация не ставила своей задачей дать полный их перечень.

В Заключительном акте Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. содержится десять основных принципов. К перечисленным в Декларации 1970 года добавлены принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, уважения прав человека и его основных свобод.

Возрастание роли международных отношений в обществе и появление новых жизненно важных, глобальных проблем ведут к увеличению числа основных принципов международного права. Например, с повышением международного значения проблемы охраны окружающей среды в международном праве возник и развивается важный принцип охраны окружающей среды как принцип общего международного права.

В связи с понятием основных принципов международного права необходимо упомянуть о концепции "основных прав и обязанностей государств". Комиссия международного права ООН по поручению Генеральной Ассамблеи разработала и представила ей в 1949 году проект Декларации прав и обязанностей государств, состоящий из 14 статей. Этот проект, не получив окончательного одобрения Генеральной Ассамблеи, был разослан на отзыв правительствам; отзывов поступило очень мало, и Генеральная Ассамблея к нему более не возвращалась. Да в этом и нет необходимости, поскольку основные права и обязанности государств как субъектов международного права определяются основными принципами международного права.

Классификация основных принципов имеет скорее доктринальный, чем прикладной, характер, однако она является важнейшим методом их исследования, установления периодов развития, соотношения друг с другом, выявления нормативной базы, ее достаточности. Она может быть осуществлена по ряду оснований: по форме объективирования, по историко-политическим признакам, по объекту и важности защищаемых отношений как для сообщества в целом, так и для государств, по характеру взаимосвязей самих принципов.

1. Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юридической силе. Некоторые традиционно признанные и находящиеся в стадии становления принципы с успехом реализуются именно в форме обычая. Ряд как традиционно признанных, так и находящихся в стадии становления принципов с успехом реализуются именно в форме обычая. К первым относятся принципы территориальной целостности, нерушимости границ государств, ко вторым - принципы разоружения, защиты окружающей среды.

2. По признаку историческому принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства, так называемые "доуставные принципы", "уставные принципы", пришедшие в систему международного права после второй мировой войны, "послеуставные" - новейшие - принципы международного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды. Таким образом, начинает хронологический ряд принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, а завершает - принцип, обязывающий субъектов международного права сотрудничать в защите окружающей среды.

Существенный вклад в развитие основных принципов международного права внесли Великая Октябрьская революция 1917 г. и Организация Объединенных Наций.

3. По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, могущие также быть названными системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид классификации показывает, каким принципам должно быть уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы.

4. Особую роль в системе основных принципов играют так называемые функциональные принципы: они пронизывают всю систему международного права, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой международного права, являются неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестного соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров, сотрудничества, равноправия (равенства). Остальные принципы представлены такими, как принцип уважения прав и основных свобод человека, всеобщего и полного разоружения, нерушимости и неприкосновенности границ, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государств, и др.

5. По объекту сотрудничества выделяют три группы принципов: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.

В последней четверти XX в. утвердились новые, послеуставные принципы, заставляющие переосмыслить взаимосвязи между самими принципами, в частности, выделить такие, которые являются важнейшими в системе принципов. В связи с этим в первую группу, по сути, возглавляющую все принципы, должны быть включены принципы уважения прав и основных свобод человека, равноправия и самоопределения народов и наций, международной защиты окружающей среды, наиболее тесно связанные с системообразующими факторами нашей цивилизации. Принципы второй и третьей групп, различаясь между собой, по существу, являются служебными относительно принципов первой группы. Принципы второй группы включают принцип запрещения применения силы и угрозы силой, территориальной целостности государства, нерушимости государственных границ, всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, обеспечивая сотрудничество государств по поддержанию мира и безопасности; принципы третьей группы включают собственно принципы сотрудничества государств, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств, мирного разрешения международных споров, добросовестного выполнения международных обязательств.

Перечисленные классификации не исключают друг друга; каждая из них свидетельствует о многогранности такого явления, как основные принципы международного права, и о необходимости учета всех его сторон в процессе нормотворчества - кодификации и прогрессивного развития принципов.

Принципы находятся в развитии, их содержание постоянно совершенствуется. Динамизм принципов проявляется, во-первых, в создании новых универсальных договоров или обычаев, конкретизирующих и дополняющих уже сложившиеся нормы; во-вторых, в создании новых основных принципов международного права, соответствующих новому пониманию задач, стоящих перед цивилизацией в целом. Так, принцип уважения прав и основных свобод человека, закрепленный в самой общей форме в универсальных положениях ст. 1 Устава ООН, конкретизирован и развит в Пактах о правах человека 1966 г., защищающих широкий перечень прав человека - политических, гражданских, экономических, социальных, культурных; в настоящее время завершается формирование принципа всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принципа международного сотрудничества государств по охране окружающей среды.

Классификация основных принципов условна, ибо все они взаимосвязаны, и каждый принцип имеет значение для всей межгосударственной системы. Тем не менее, классификация практически полезна, так как регулирующая роль отдельных принципов проявляется преимущественно в различных сферах международных отношений.

С этой оговоркой принята следующая классификация основных принципов международного права:

1)принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем;

2)принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности;

3)общие принципы международного сотрудничества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основные принципы международного права – это общепризнанные нормы, без которых не может существовать межгосударственных отношений. Принцип права - это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития. Соблюдение принципов международного права является строго обязательным. Принципы международного права формируются обычным и договорным путем.

В науке нет определенной классификации принципов международного права, но классификация весьма полезна, так как разные признаки проявляются в различных областях международных отношений.


ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА


Похожая информация.


Основные принципы современного международного права - это основополагающие, императивные, универсальные нормы международного права, отвечающие закономерностям развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов международного права и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения.

Можно полагать, что основные принципы современного международного права в совокупности возглавляют всю систему международного права. Эти принципы регулируют наиболее важные для данной ступени цивилизации межгосударственные отношения; специфика круга субъектов связана с тем, что основные принципы обязательны для всех субъектов международно-правовой системы, независимо от их участия в создании и признании этих принципов; особенности нормотворчества выражаются в том, что принципы объективируются в универсальных договорах или обычаях; наконец, в целях обеспечения соблюдения принципов применяются меры ответственности, связанные с ограничением суверенитета государства и дополнительной ответственностью возглавляющих государство руководителей, глав военных ведомств, политических партий и др.

Основные принципы международного права - это юридическая категория, как и другие нормы международного права. Однако они обладают такими особенностями, которые позволяют им занять особое место в системе норм международного права:

они обязательны для всех без исключения государств и других субъектов международного права. Исходя из этой особенности, положения Устава ООН (п. 6 ст. 2) дают право органам ООН обеспечивать, чтобы все государства независимо от их членства в ООН действовали в соответствии с требованиями принципов;

они пользуются приматом относительно всех остальных норм системы международного права: ст. 103 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. разъясняют, что отклонение от нормы, содержащей принцип международного права, недопустимо и что она может быть отменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. Следствием указанных положений является признание норм, не соответствующих принципам, недействительными, не влекущими правовых последствий и не пользующимися защитой международного права;



принципы в исключение из общих правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, что позволяет им воздействовать на любую норму, возникшую ранее самого принципа, вплоть до ее отмены и непризнания связанных с ней последствий;

только деяния, нарушающие принципы международного права, рассматриваются как международные преступления. Следствием этого является применение к нарушителям таких мер воздействия от имени сообщества государств, которые перечислены в ст. 5, 6, 40-47 Устава ООН и включают разрыв экономических, дипломатических и иных отношений, вплоть до применения вооруженной силы;

принципы могут быть правовой основой для регулирования межгосударственных отношений при отсутствии прямого регулирования.

Классификация основных принципов имеет скорее доктринальный, чем прикладной, характер, однако она является важнейшим методом их исследования, установления периодов развития, соотношения друг с другом, выявления нормативной базы, ее достаточности. Она может быть осуществлена по ряду оснований: по форме объективирования, по историко-политическим признакам, по объекту и важности защищаемых отношений как для сообщества в целом, так и для государств, по характеру взаимосвязей самих принципов.

1. Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юридической силе. Некоторые традиционно признанные и находящиеся в стадии становления принципы с успехом реализуются именно в форме обычая. Ряд как традиционно признанных, так и находящихся в стадии становления принципов с успехом реализуются именно в форме обычая. К первым относятся принципы территориальной целостности, нерушимости границ государств, ко вторым - принципы разоружения, защиты окружающей среды.

2. Попризнаку историческому принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства, так называемые "доуставные принципы", уставные принципы, пришедшие в систему международного права после второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы международного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды. Таким образом, начинает хронологический ряд принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, а завершает - принцип, обязывающий субъектов международного права сотрудничать в защите окружающей среды*.



* Прогнозируется включение в систему принципа соблюдения законов и обычаев войны (см. гл. XXII "Международное право в период вооруженных конфликтов").

Существенный вклад в развитие основных принципов международного права внесли Великая Октябрьская революция 1917 г. и Организация Объединенных Наций.

3. Постепени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, могущие также быть названными системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные именно с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид классификации показывает, каким принципам должно быть уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы.

4. Особую роль в системе основных принципов играют так называемые функциональные принципы: они пронизывают всю систему международного права, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой международного права, являются неотъемлемой частью их действия. Это принципы добросовестного соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров, сотрудничества, равноправия (равенства). Остальные принципы представлены такими, как принцип уважения прав и основных свобод человека, всеобщего и полного разоружения, нерушимости и неприкосновенности границ, невмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государств, и др.

5. Первая классификация основных принципов по объекту сотрудничества была предложена профессором Н.Т. Блатовой. Она вычленила три группы принципов: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.

В последней четверти XX в. утвердились новые, послеуставные принципы, заставляющие переосмыслить взаимосвязи между самими принципами, в частности, выделить такие, которые являются важнейшими в системе принципов. В связи с этим в первую группу, по сути, возглавляющую все принципы, должны быть включены принципы уважения прав и основных свобод человека, равноправия и самоопределения народов и наций, международной защиты окружающей среды, наиболее тесно связанные с системообразующими факторами нашей цивилизации. Принципы второй и третьей групп, различаясь между собой, по существу, являются служебными относительно принципов первой группы. Принципы второй группы включают принцип запрещения применения силы и угрозы силой, территориальной целостности государства, нерушимости государственных границ, всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, обеспечивая сотрудничество государств по поддержанию мира и безопасности; принципы третьей группы включают собственно принципы сотрудничества государств, суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела государств, мирного разрешения международных споров, добросовестного выполнения международных обязательств.

Перечисленные классификации не исключают друг друга; каждая из них свидетельствует о многогранности такого явления, как основные принципы международного права, и о необходимости учета всех его сторон в процессе нормотворчества - кодификации и прогрессивного развития принципов.

Принципы находятся в развитии, их содержание постоянно совершенствуется. Динамизм принципов проявляется, во-первых, в создании новых универсальных договоров или обычаев, конкретизирующих и дополняющих уже сложившиеся нормы; во-вторых, в создании новых основных принципов международного права, соответствующих новому пониманию задач, стоящих перед цивилизацией в целом. Так, принцип уважения прав и основных свобод человека, закрепленный в самой общей форме в универсальных положениях ст. 1 Устава ООН, конкретизирован и развит в Пактах о правах человека 1966 г., защищающих широкий перечень прав человека - политических, гражданских, экономических, социальных, культурных; в настоящее время завершается формирование принципа всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принципа международного сотрудничества государств по охране окружающей среды.

ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой имеет давнюю историю становления. На многостороннем уровне и в виде юридической нормы идея отказа от применения вооруженной силы была реализована в договорах Версальской системы, Статуте Лиги Наций, Пакте Бриана - Келлога "Об отказе от войн в качестве орудия национальной политики" 1928 г.

В настоящее время запрет на применение силы или угрозы силой закреплен в Уставе ООН - универсальном договоре, что свидетельствует о превращении нормы многосторонней в норму универсальную. Устав ООН содержит также систему норм, призванных гарантировать соблюдение требований принципа (см. гл. VII Устава). Некоторые элементы принципа, связанные с ответственностью, содержатся в Уставах международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио.

Содержание принципа существенно дополняется и развивается в морально-политических нормах совместных заявлений государств, резолюциях и декларациях Генеральной Ассамблеи ООН, в проектах разрабатываемых универсальных договоров. Так, Декларация "О принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств в соответствии с Уставом ООН" 1970 г., Декларация "Об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях" 1987 г. уточняют обязанности государства-агрессора, с одной стороны, и права сообщества государств - с другой. Важнейшая резолюция Генеральной Ассамблеи "Об определении агрессии" 1974 г. содержит согласованный перечень составов деяний, рассматриваемых как агрессия. Подготавливаемый Комиссией международного права Генеральной Ассамблеи ООН проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества содержит, кроме состава агрессии, положения о наказании агрессора и его пособников.

Не являясь источниками принципа, указанные акты свидетельствуют о необходимости совершенствования его содержания, определяют направления его развития, способствуют становлению обычая, подтверждая косвенным образом наличие единых позиций государств.

Объектом защиты принципа запрещения применения силы или угрозы силой являются общественные отношения, связанные с ненарушением мира, с соблюдением права сообщества, отдельного индивида на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решать спорные вопросы с применением силы.

Круг субъектов принципа идентичен кругу субъектов международного права в целом, но относительно объекта и совершаемых в нарушение принципа деяний он распадается на две группы - жертва агрессии и сообщество государств, а также виновное государство и его пособники. Ими считаются согласно сложившейся практике государства, оказавшие агрессору финансовую помощь, предоставившие свою территорию для формирования банд наемников, размещения военных баз, транзита в военных целях и др.

В соответствии с принципом государства берут на себя обязательства не применять друг против друга первыми вооруженные силы в нарушение Устава ООН, независимо от того, выражается ли это во вторжении на территорию государства, или ее оккупации, или бомбардировке, или нападении вооруженными силами на военные сухопутные, морские или воздушные силы вне пределов государства, в формировании и засылке вооруженных банд и др.

Все члены сообщества обязаны участвовать в санкциях против агрессора по решению компетентных международных органов (например, Совета Безопасности ООН) или в силу договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору.

Государство - жертва агрессии имеет право на индивидуальную и коллективную - по договорам или в рамках универсальных и региональных политических организаций - самооборону, на применение материальных и нематериальных санкций к агрессору, его пособникам, на привлечение к уголовной ответственности индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании, ведении военных действий. Любое государство имеет право обратить внимание сообщества на нарушение международного права, выразившееся в перечисленных действиях.

Особую роль в реализации принципа играет Совет Безопасности ООН. Определив, что применение силы государством является актом агрессии (ст. 39 Устава ООН), он заключает соглашения с государствами – членами ООН о предоставлении в его распоряжение воинских формирований, техники, средств обслуживания и пр. Ратифицированные в соответствии с конституционной процедурой каждого государства, эти соглашения приобретают характер источника международного права (ст. 43 Устава ООН).

Российская Федерация в 1995 г. приняла Закон "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", ст. 2 которого говорит об участии Российской Федерации в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, осуществляемых по решению Совета Безопасности, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. В ст. 11 специально оговаривается, что правовым основанием для Российской Федерации является особое соглашение с СБ ООН о выделении российских контингентов и помощи, как это отмечается и в ст. 43 Устава ООН.

Новым механизмом по соблюдению принципа является институт мер доверия, впервые предложенный в 50-х годах президентом США Эйзенхауэром в виде концепции "открытого неба" - инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД над территориями друг друга по взаимной договоренности. Он получил юридическое закрепление в Договоре по открытому небу 1992 г., участниками которого являются 24 государства-члена ОБСЕ, в том числе Российская Федерация. В виде моральных норм он нашел отражение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Стокгольмской конференции по мерам доверия, безопасности и разоружения в Европе 1986 г. Государства-участники обязуются не проводить военных учений вблизи границ друг друга, установить зоны безопасности вдоль границ, обмениваться наблюдателями на военных учениях и при уничтожении запрещенных договорами видов вооружений. Все эти меры уменьшают опасность внезапного применения вооруженных сил и обеспечивают доверие государств в военной области.

Принцип территориальной целостности государств, защищающий право государства на целостность и неприкосновенность его территории, является важнейшим средством обеспечения суверенитета государства. Территория есть основное условие существования государства, сфера действия его суверенитета. Государственная территория защищается национальными и международными средствами.

Устав ООН (п. 4 ст. 2) запрещает применение силы против территориальной целостности государств в виде вторжения, аннексии, оккупации, любых попыток расчленения государственной территории, если это не связано с применением международных санкций.

Принцип начал свое формирование параллельно с образованием национальных государств на месте бывших феодальных княжеств, государств-городов и пр. Однако еще в течение долгого времени территория оставалась "призом", целью войн, в связи с чем трудно было говорить именно о наличии принципа, т.е. императива, обязательного для всех государств. Допуская применение силы, международное право тем самым допускало и законность территориальных приобретений.

Становление принципа запрещения применения силы или угрозы силой привело логически к признанию незаконности оккупации, аннексии, других способов отторжения территории. Показательна в связи с этим судьба мюнхенского соглашения 1938 г., позволившего Германии под угрозой вторжения и уничтожения Праги присоединить к своей территории Судетскую область Чехословакии. Договоры СССР - ФРГ, ПНР -ФРГ, СССР - ЧССР, заключенные в период с 1970 по 1977 г., признали его ничтожным с самого начала и не влекущим правовых последствий.

Принцип ныне существует в обычно-правовой форме, однако косвенные подтверждения его существования и действия находятся в двусторонних договорах политического характера, в региональных документах, в частности, уставных документах политических региональных организаций. Так, преамбула и ст. 2 Хартии Организации африканского единства говорят о том, что целями Организации является защита территориальной целостности, естественных ресурсов государств Африки; ст. V Пакта Лиги арабских государств также затрагивает проблему защиты территориальной целостности государств - членов Лиги.

Морально-политические нормы резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции и решения Совета Безопасности ООН также содержат ссылки на принцип и его согласованные на моральном уровне формулировки, идентичность которых свидетельствует о едином представлении о содержании принципа и практике его применения.

Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., ст. IV которой, озаглавленная "Территориальная целостность государств", гласит, что "государства-участники будут уважать территориальную целостность друг друга... Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будут признаваться законными".

Одним из важнейших подтверждении существования принципа территориальной целостности государств является признание законности обращения к применению силы в случае посягательств на территорию государства, признание нарушения принципа casus belli, т.е. достаточным поводом к военным действиям.

Государству принадлежат находящаяся в пределах его границ сухопутная, морская, воздушная территории, ее недра, другие естественные ресурсы.

Отношения между государствами, связанные с защитой их права на принадлежащие им территории, являются объектом принципа территориальной целостности государств. Применительно к данной проблеме в качестве территории государства рассматриваются военные базы, по договору расположенные на территории иностранного государства, территории дипломатических и консульских представительств. Спорным является вопрос об отнесении к государственной, или, точнее, квазигосударственной, территории сухопутных, морских и воздушных сил или морских и воздушных флотов государства, однако применительно к данному принципу и с учетом применяемых мер защиты их можно считать одним из видов условной территории.

Круг субъектов принципа определяется, как во всех таких случаях, общими закономерностями действия принципов, представляя собой круг субъектов международного права в целом.

Обязанности государств, политических универсальных и региональных организаций, других субъектов заключаются в следующем: они не должны посягать прямо или косвенно, при помощи силы или угрозы силой на государственную территорию, ее части или естественные ресурсы. Они должны воздерживать от любых действий, могущих прямо или косвенно нанести существенный ущерб территории государства или ее составным частям или ресурсам.

Государства имеют право на целостность своей территории и ее частей; в случае нарушения своих прав они могут применить принудительные меры, допускаемые международным правом, могут обратиться в Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею ООН, региональные организации, созданные в соответствии со ст. 52-54 Устава ООН.

Понятие территориальной целостности не противоречит правомерным территориальным изменениям, предпринимаемым государствами по договоренности и с согласия населяющего их народа, выраженного посредством плебисцита.

Международному праву известны случаи нарушения территориальной целостности государства в качестве санкции за совершение международного преступления; так, в результате второй мировой войны был установлен особый режим управления Западным Берлином, территория Германии была разделена на зоны, управляемые от имени четырех держав-участниц антигитлеровской коалиции.

Принцип нерушимости государственных границ определяет сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в связи с границами. Значение отношений, связанных с границами, определяется тем, что они есть границы распространения государственного суверенитета, границы действия государственного правопорядка. Вопросы о границах занимают достаточно большое место в важнейших договорах современности, но им не уступают и те, что давно уже стали только вехами истории. С давних времен считалось, что нарушение границы является casus belli - поводом к законной войне. Воздушные, морские, сухопутные границы охраняются всей мощью государства, его дипломатическим аппаратом, а также его политическими союзническими договорами.

Учитывая всеобщность, единообразие, длительность практики государств по охране государственных границ, следует констатировать наличие в международном праве принципа нерушимости государственных границ.

В писаной форме он, как указано, отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных политических организаций.

Его понимание государствами отражено в таких морально-политических нормах, как нормы Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.), декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в Декларации принципов, касающихся дружественных отношений государств (1970г.).

В Договорах СССР - ФРГ, ГДР - ФРГ и других, заключенных в период с 1970 по 1973 г., в Соглашениях о границах стран СНГ государства признают нерушимыми установленные границы, обязуются воздерживаться от их нарушения, которое является, по общему мнению, непосредственной угрозой всеобщему миру и безопасности.

Объектом защиты принципа нерушимости государственных границ являются все виды сотрудничества государств по обеспечению их безопасности и защите - заключение договоров по их делимитации и демаркации, коллективная самооборона, разрешение пограничных споров и создание соответствующих механизмов реализации этого принципа.

Субъектами принципа являются все субъекты международного права, что характерно для всей группы принципов.

Права государства, определяемые императивами принципа, заключаются в требовании абсолютной неприкосновенности установленных границ, незаконности их изменения без согласования и под каким-либо давлением, с применением силы или угрозы силой. Этим же определяются и обязанности государств - неукоснительное соблюдение установленных в соответствии с международным правом границ, разделительных или демаркационных линий, включая линий перемирия, на период перемирия, до заключения постоянно действующего договора, в связи с чем такие линии могут рассматриваться как временные границы, разрешение споров о границах только мирными средствами, неоказание содействия государствам, нарушающим установления принципа об обеспечении безопасности границ.

Государства обязаны не нарушать установленные внутренними и международными нормами правила о режиме границ. Так, режим охраны границы Российской Федерации, установленный Законом "О государственной границе Российской Федерации" 1993 г., предусматривает строго визовый въезд на территорию России, Шенгенское соглашение 1990 г., заключенное 9 государствами Европы, напротив, установило принцип безвизового пересечения границы гражданами государств - участников Соглашения. Правом государства является установление или снятие таможенных и иных ограничений, связанных с прохождением границы физическими лицами, транспортными средствами, товарами.

В отношении границ также действует институт мер доверия, выражающийся в запрете передвижения войск или проведения учений вблизи границ, создания зон безопасности и др., в установлении транспарентности (прозрачности) границ для отдельных видов товаров, услуг. Такой режим установлен между некоторыми странами СНГ.

Нарушение границ считается международным преступлением, в связи с чем возможно применение самых жестких ответных мер, предусмотренных, в частности, в ст. 39-47 Устава ООН: применение вооруженных сил, других санкций чрезвычайного характера, вплоть до ограничения суверенитета виновного государства.

Принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем начал свое становление с морально-этической идеи, проводником которой был канцлер России князь М. Горчаков, позже - приват-доцент Санкт-Петербургского университета Ф. Мартенс, Николай II, российский император, считавший, что созываемые по его инициативе I и II мирные конференции 1899-1907 гг. послужат прежде всего делу разоружения. Далее в доктрине и на уровне морально-политических норм работала Лига Наций, продолжает свою деятельность в этом направлении и ООН, добившаяся блестящих результатов в использовании правовых средств достижения всеобщего, т.е. для всех субъектов, и полного, т.е. в отношении возможно большего числа объектов, видов вооружений, разоружения.

Формирование принципа всеобщего и полного разоружения как правовой нормы началось с принятия конкретных договоров по разоружению, например, Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г., а также с включения в Устав ООН статей о праве Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН обращаться к государствам-членам с рекомендациями по поводу разоружения и регулирования вооружений. Полная же формулировка принципа в том виде, в каком он существует в настоящее время, сложилась из содержания преамбул практически всех договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении. Особое значение среди них имеют универсальные - открытые для всех государств - договоры. Первым среди них является Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., подтвердивший, что "главной целью является скорейшее достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем в соответствии с целями ООН".

Последующие источники принципа - договоры 1968, 1971, 1972, 1977, 1980, 1993 гг. о нераспространении ядерного оружия, о неразмещении ядерного оружия на дне морей и океанов за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств, об уничтожении и запрещении применения бактериологического оружия, о запрещении обычного оружия неизбирательного действия, о запрещении химического оружия, "погодного" оружия и другие договоры, связанные с демилитаризацией или нейтрализацией отдельных видов территории планеты Земля (Вашингтонский договор об Антарктике 1959 г., Договор о космосе 1967 г., договоры Тлателолко 1968 г. и Раротонга 1985 г. об установлении безъядерных зон в Латинской Америке и Южной части Тихого океана, договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 г.), подкрепляют главное требование принципа о достижении всеобщности круга субъектов принципа, наиболее полного охвата объектов конкретного разоружения, а также о непрекращающемся процессе достижения договоренностей о разоружении, вплоть до достижения конечной цели, поставленной принципом.

Объектом защиты принципа разоружения являются общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности государств, всей планеты, человечества, т.е. безопасности в самом широком смысле слова. Гонка вооружений, ее пагубные последствия связаны практически со всеми глобальными кризисными точками нынешнего этапа цивилизации - экологией, экономикой, правами человека, особенно правами четвертого поколения, такими, как право на жизнь в безъядерном мире, право на жизнь в экологически чистом мире.

Объектом сотрудничества государств по реализации принципа разоружения, т.е. объектом в узком смысле слова (предметом), являются конкретные виды вооружений, действия государств или требование воздержания от каких-либо действий, связанных с разоружением. В самом обобщенном виде можно назвать следующие: ликвидация обычных вооружений, ликвидация средств доставки вооружений (стратегического оружия), ликвидация военных баз на чужих территориях, нейтрализация, демилитаризация, немилитаризация территорий, включая территории, являющиеся общечеловеческим достоянием, создание действенных мер эффективного контроля за соблюдением достигнутых договоренностей.

Права государств состоят в участии в договорном процессе, участии в договорах по разоружению, использовании механизмов защиты, устанавливаемой этими договорами, в праве на обращение к международным процедурам в случае нарушения принципа со стороны других участников, в участии в инспекциях и праве требовать проведения таких инспекций в отношении предполагаемых нарушителей и применения международных санкций к нарушителям принципа и их пособникам.

Обязанности государств, как следует из формулировки принципа, состоят в неуклонении от участия в процессе достижения договоренностей о всеобщем и полном разоружении, в соблюдении достигнутых договоренностей, подчинении требованиям о проведении инспекций, как это обусловлено, например, Договором о нераспространении ядерного оружия 1968 г., или Вашингтонским договором об Антарктике 1959 г., или Договором о космосе 1967 г. Существенной обязанностью является неувеличение военных бюджетов и обеспечение их транспарентности.

Механизм соблюдения договоров по разоружению складывается из трех основных элементов: 1) национальных средств и методов разоружения и контроля за разоружением со стороны других участников, 2) средств и методов, предусмотренных самим договором для данного вида вооружений, 3) универсальных институтов, например, Совета Безопасности ООН, к которому апеллирует большинство договоров, конвенций по разоружению.

Принцип разоружения как новейший принцип является одним из самых динамичных в системе принципов. Задача государств, их обязанность перед человечеством состоит в заключении договоров о запрещении еще существующих вооружений, из которых складывается то, что называется "военная сила", а также в запрещении вооружений, которые могут быть изобретены в будущем.

Принцип мирного разрешения международных споров является функциональным принципом международного права. Он представляет собой совершенный метод, систему способов и механизмов, обеспечивающих мирное сотрудничество субъектов системы во всех областях. В качестве универсальной нормы принцип существует с 1945 г., будучи включенным в Устав ООН, хотя как многосторонняя норма он применялся уже после Гаагских конференций 1899-1907 гг., был подтвержден в качестве таковой Пактом Бриана - Келлога 1928 г., обсуждался и рекомендовался Лигой Наций.

Источником принципа являются Устав ООН (п. 3 ст. 2, ст. 33-37), Статут Международного суда ООН, уставы региональных политических организаций, положения огромного числа международных договоров, регулирующих различные отношения государств.

Конкретизация принципа, согласованное понимание и толкование его положений, а также соображения по поводу его развития предпринимаются через систему актов Генеральной Ассамблеи ООН, ее деклараций и резолюций, таких, как Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств (1970 г.), Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г., и региональных актов, например, Итоговый документ Совещания в Валлетте "Принципы урегулирования споров и положения процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров" 1991 г.

Права государств, других субъектов системы международного права, устанавливаемые принципом, состоят в том, что они имеют право: выбирать средства и способы разрешения конфликта; требовать, чтобы стороны, участвующие в конфликте, не уклонялись от поисков способов мирного разрешения противоречий; требовать выполнения принятых решений; прибегать к помощи международных организаций, в частности, ООН, ОАЕ, ОАГ, ОБСЕ.

Обязанности государств, обусловленные задачами принципа, состоят прежде всего в том, чтобы государства - участники спора: не прекращали процесс мирного урегулирования и поисков взаимоприемлемых способов; при разрешении спора исходили из учета интересов или баланса интересов спорящих сторон; в процессе мирного урегулирования воздерживались от любых действий, могущих нанести ущерб поискам путей мирного разрешения спора; выполняли принятое в согласованном порядке решение.

В случае, если спор имеет серьезный характер и если его продолжение может угрожать интересам безопасности сторон и всеобщему миру, Совет Безопасности ООН может рекомендовать сторонам принять конкретную процедуру урегулирования, а в случае отказа обратиться с призывом к сообществу государств применить уставные санкции против нарушителей по ст. 40-41 Устава ООН.

Особенностью содержания принципа мирного разрешения международных споров является входящий в его структуру достаточно обширный перечень способов мирного разрешения межгосударственных противоречий. Один только Устав ООН содержит их около десятка. Кроме упомянутых ранее, ст. 33 называет двусторонние переговоры, добрые услуги, посредничество, являющиеся традиционными, и новые - обращение к региональным органам, обследование.

Все известные региональные организации имеют органы мирного разрешения споров - комиссии, комитеты, суды. Так, ОАЕ (Организация африканского единства) имеет комиссию по посредничеству, примирению и арбитражу; Лига арабских государств - юридический комитет, кроме которого споры может разрешать также Совет Лиги; Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе имеет Суд по примирению и арбитражу и Комиссию по примирению.

Принцип суверенного равенства государств, или, как его иногда называют

Понятие основных принципов международного права

Характерной особенностью межд права явл наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание межд. права и обладающие высшей юр. силой. В дипломатической практике их обычно именуют принципами межд отношений. В рамках межд. права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др.

Для принципов международного права характерно:

Универсальность;

Необходимость признания всем мировым сообществом;

Наличие принципов-идеалов;

Взаимосвязанность;

Авангардность;

Иерархичность.

Декларация о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами называет следующие принципы:

Неприменение силы или угрозы силой;

Мирное разрешение споров;

Невмешательство;

Сотрудничество;

Равноправие и самоопределение народов;

Суверенное равенство государств;

Добросовестное выполнение обязательств по межд праву.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека.

Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соотв с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.

Юридическая природа основных принципов международного права

Основные принципы международного права являются общепризнанными нормами высшего порядка, которые образуют фундамент международного права и призванные обеспечить стабильное и эффективное функционирование международной системы.

Основными они именуются потому, что являются принципами общего международного права и распространяются на всех субъектов международного права, в отличие от отраслевых международно-правовых принципов.Общепризнанно, что основные принципы международного права - это императивные нормы (Jus cogens), т.е. отклонение от них ни индивидуально, ни по соглашению субъектов международного права недопустимо. Именно это обеспечивает их универсальный характер, а в конце концов и стабильность и эффективность функционирования международной системы.Это означает, что любое нарушение основных принципов международного права любым субъектом международного права приводит к причинению серьезного ущерба законным интересам других субъектов.Вследствие того, что современное международное право - относительно молодая система права, ее основные принципы € критерием правомерного поведения в тех сферах международных отношений, которые еще не урегулированы конкретными международно-правовыми нормами.Отсюда следует, что соблюдение основных принципов международного права совершенно обязательно для всех его субъектов.

Основные принципы международного права закреплены в:

1. Уставе ООН (преамбула, ст. 1 и 2).В ст.2 зафиксировано семь основных принципов.

2. Толкование основных принципов дается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1970

3. В Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном руководителями 33 европейских и двух североамериканских государств 1 августа 1975, является Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Эта Декларация содержит уже десять принципов международного права, а не семь, как в ст.2 Устава ООН. Однако и этот перечень основных принципов международного права не является исчерпывающим.Сегодня международное сообщество крайне нуждается в принятии принципа экологической безопасности, но из-за различных, в основном субъективные причины этот принцип, к сожалению, пока не получил юридического закрепления.

Следует отметить, что в Декларации 1970 г. подчеркивается необходимость при толковании и применении основных принципов международного права учитывать их взаимосвязанный характер, а также необходимость рассматривать их в контексте всех других принципов.Итак, недопустимо вырывать из общего контекста любой из основных принципов международного права и сводить его в абсолют в ущерб другим принципам.

Понятие основных принципов

Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов. Принципы доказали свою жизненную силу и значение.

В дипломатической практике рассматриваемые принципы обычно именуются общепризнанными принципами международных отношений, поскольку они обладают не только юридическим, но также политическим и моральным авторитетом. Принципы являются универсальными, т.е. общеобязательными, нормами. Они принимаются международным сообществом в целом.

Высший юридический авторитет принципов находит выражение в том, что они отнесены к категории императивных норм (jus cogens - императивное право). Как известно, большинство норм международного права являются диспозитивными. Это значит, что по взаимному соглашению два государства и более могут по соглашению отклоняться от них в своих взаимоотношениях, например установить друг для друга более свободный режим прохода через свои территориальные воды. Отклонение от императивных норм недопустимо даже по соглашению отдельных государств в их взаимоотношениях, поскольку такие нормы порождают обязательства в отношении международного сообщества в целом. Противоречащие императивным нормам договоры являются ничтожными (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Императивные нормы обеспечиваются особым путем. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими (erga omnes - между всеми). В решении Международного Суда ООН по делу о компании "Барселона Тракшн" указывалось на необходимость проводить различие "между обязательствами государств в отношении международного сообщества как целого и теми, что возникают в отношении другого государства... По своей природе первые затрагивают все государства. Учитывая важность затрагиваемых прав, все государства могут считаться юридически заинтересованными в их защите, они являются обязательствами erga omnes".

Принятый Комиссией международного права ООН проект Кодекса преступлений против мира и безопасности отнес к категории императивных норм принципы и нормы, запрещающие агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления против человечества.

Немалое число юристов считают, что не все основные принципы являются императивными нормами. В доказательство ссылаются на то, что некоторые принципы противоречат друг другу, например, принцип уважения прав человека - принципу невмешательства, принцип самоопределения - принципу территориальной целостности. Действительно, принцип самоопределения не обладает императивным характером. Что же касается указанных противоречий, то они в значительной мере являются кажущимися. Дело в том, что содержание принципов представляет единое целое и должно рассматриваться в комплексе. Декларация принципов 1970 г. подчеркнула значение этого аспекта: "При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов".

Основные принципы закреплены Уставом ООН и зачастую так и именуются - "принципы Устава ООН". Их содержание раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г. Значение принципов в мировом порядке XXI в. раскрыто в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. В ней говорится, что принципы доказали свой всевременной и всеобщий характер. "...Их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми".

Согласно Декларации 1970 г., основными принципами являются: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства, сотрудничества, самоопределения народов, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Определение основных принципов и раскрытие их содержания явилось важным шагом в упрочении основ международного сообщества. Было сделано максимум возможного в то время. Однако вскоре стало ясно, что содержащийся в Декларации перечень основных принципов не является исчерпывающим.

Прежде всего обращает на себя внимание отсутствие в ней такого принципа, как уважение прав человека. Как известно, Устав ООН поставил задачу вновь утвердить веру в основные права человека. В самой Декларации подчеркивается важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на уважении основных прав человека. Поэтому уже в 1975 г. Декларация принципов, являющаяся частью Заключительного акта СБСЕ, указала в качестве одного из основных принципов уважение прав человека и основных свобод.

Перечень принципов был также дополнен еще двумя - территориальной целостности и нерушимости границ. Будучи первоначально закреплены на региональном уровне, эти принципы приобрели всеобщее значение, что не раз подтверждалось Генеральной Ассамблеей ООН. Они стали общепризнанными обычными нормами. Значение этого положения не раз подчеркивалось Международным Судом ООН.

Комплекс основных принципов развивается не только путем включения в него новых принципов, но и в результате расширения содержания уже имеющихся. Содержание принципов характеризуется как стабильностью, так и динамизмом, учетом потребностей сообщества в условиях глобализации. При этом содержание каждого принципа развивается с изменением других принципов. Этот аспект имеет особое значение для принципов в силу общего характера их содержания. Между принципами нет какого-либо формального соподчинения, но реальное значение принципов неодинаково. Очевидно, первое место принадлежит принципу неприменения силы, а принцип мирного разрешения споров его дополняет. Более того, от соблюдения принципа неприменения силы зависит эффективность и всех иных принципов.

Активный процесс становления и развития содержания комплекса основных принципов свидетельствует о значении, придаваемом сообществом упрочению его нормативных основ. Никогда в прошлом ничего подобного не наблюдалось. Наличие развитого комплекса принципов - характерная черта современного международного сообщества и его права.

Существенным моментом в развитии комплекса основных принципов является углубление их демократизма. Демократические идеи постепенно пронизывают всю организацию сообщества и систему его права. Процесс достиг такого уровня, что сегодня можно говорить о принципе демократии, оказывающем серьезное влияние на содержание остальных принципов, а главное - имеющем первостепенное значение для обеспечения нормальной жизни международного сообщества. Велико его влияние и на государственно-правовые системы. Современный мировой порядок мыслим лишь как демократический. Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции "Содействие утверждению демократического и справедливого международного порядка". Коснемся отдельных принципов.

Функции основных принципов международного права

Функции принципов международного права:

1) стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права, посредством создания нормативных рамок. Заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок

2) развивающая - закрепление нового появившегося в практике международных отношений. Суть состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике межд. отношений.

Принципы международного права можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по форме закрепления различают принципы писанные и обычные, что не влияет на их юридическую силу;

б) по историческому признаку их подразделяют на доуставные, уставные и послеуставные (новейшие);

в) по степени важности защищаемых отношений, можно говорить о принципах, обеспечивающих общечеловеческие ценности и принципах, связанных с интересами государств;

г) по объекту сотрудничества выделяются:

Принципы, обеспечивающие мир и безопасность;

Принципы сотрудничества;

Принципы защиты прав человека, наций и народов.

Тема 12. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Пилипенко, А. А. Финансовое право: Учеб. пособие. – Минск: Книжный Дом, 2007.

Круглов, В. А. Финансовое право: Учеб. пособие // Орлова, Е. И. – Минск: Вышэйш. школа, 2005.

Бойко, Т. С. Финансовое право: Учеб. пособие // Лещенко, С. К. – Минск: Книжный Дом, 2006.

8. Ханкевич, Л. А. Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие. – Минск: Молодежное науч. о-во, 2005.

1. Понятие, система, основные принципы международного права.

2. Субъекты международного права. Правосубъектность. Признание в качестве субъектов международного права.

3. Источники международного права. Право международных договоров.

4. Общие положения международного частного права. Коллизионные нормы международного частного права. Правовые режимы. Субъекты международного частного права.

5. Понятие и основные принципы международного гуманитарного права. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы.

Международное право(лат. jus gentium, jus inter gentes; англ. international law) - чаще всего это понятие применяется для обозначения международного публичного права как системы юридических принципов и норм, регули­рующих отношения между государствами, а также с участием других субъектов международно-правовых отношений, в сфере межгосударственного сотрудни­чества и определяющих их взаимные права и обя­занности.

В античности не существовало международного права как единой системы регулирования межгосударственных отно­шений. Однако уже в Древней Греции и в Древнем Риме были выработаны правила, обеспечивающие упорядочение международных связей, например, всеобщая обязанность соблюдать мир во время панэллинских торжеств, межгосударственные договоры, неприкосновенность послов и другие, имевшие, как правило, религиозный характер.

В XVI в. испанский юрист В. де Виктория ввел в оборот термин «право между народами» (лат. jus inter gentes), происходящий от понятия римского права«право людей» (лат. jus gentium).

В современном взаимозависимом мире интеграционные процессы, контакты между людьми и государствами стали объективной необходимостью. Наличие таких глобальных проблем, как угроза ядерной войны, международный экономический кризис, экологические, энергетические проблемы, борьба с организованной преступностью требуют все более согласованных и активных действий мирового сообщества, четкой правовой регламентации международных отношений. Соответственно, возрастает роль и значение международного права, возникают новые сферы международного регулирования, возрастает его влияние на национальное право государств - субъектов международных отношений.


Международное право в современном его понимании представляет собой совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

Исходные компоненты международного права – международно-правовые нормы. Эти нормы группируются в определенные относительно обособленные комплексы, которые обычно называют отраслями и институтами международного права. В основе выделения отраслей и институтов международного права лежит объект регулирования (например, международное морское право, право международных организаций). Наряду с этим есть отрасли и институты, общие для всего международного права. На этой основе построена система международного права.

Система международного права включает в себя 2 части:

1. Основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие значе­ние для всего международно-правового регулирования, и общие для международного права институты. К ним относится комплекс норм о международной правосубъект­ности, о международном нормотворчестве, о международно-правовой от­ветственности и т. д.

2. Отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм.

В числе основных отраслей международного права:

· право международных договоров,

· право внешних сношений,

· право международных организаций,

· международное гуманитарное право,

· международное уголовное право,

· право вооруженных конфликтов,

· международное морское, воздушное, космическое право,

· международное экономическое право и т. д.

Принципы международного права - это универсальные нормы международного права, регулирующие отношения, объект которых пред­ставляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами. Содержание каждого принципа базируется на нормах Устава ООН и конкретизируется в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. и в Заключительном акте Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

Взаимосвязь принципов отмечена в Декларации 1970 г.: «Каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов».

В Декларации сформулированы следующие 10 принципов международного права:

1. Суверенное равенство государств

2. Невмешательство во внутренние дела

3. Равноправие и самоопределение народов

4. Неприменение силы или угрозы силой

5. Мирное урегулирование споров

6. Нерушимость границ

7. Территориальная целостность государств

8. Уважение прав человека и основных свобод

9. Сотрудничество государств

2. Добросовестное выполнение международных обязательств

1. Суверенное равенство государств

Принцип суверенного равенства государств вытекает из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Согласно Декларации 1970 г. и Заключительному акту 1975 г. все го­сударства «являются равноправными членами международного сообщест­ва независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера».

2. Невмешательство во внутренние дела

Ни одно государство или группа государств не имеют права вмеши­ваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе, таким образом, преимуществ любого рода. Запрещается организация или поощрение под­рывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого государства.

Не считаются внутренними делами такие действия, которые по своей сущности и целенаправленности представляют угрозу миру и безопасно­сти, грубо попирают общепризнанные международные нормы.

3. Равноправие и самоопределение народов

Устав ООН говорит о цели развития дружественных отношений «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Постепенно в практике ООН он утвердился в качестве правовой базы про­цесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств.

Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам подтвердила и юридически закрепила право всех наро­дов свободно устанавливать свой политический статус, осуществлять эко­номическое, социальное и культурное развитие, свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. Декларация о принципах международного права 1970 г. определила, что способами осуществления права на самоопределение являются создание суверенного государства, присоединение к государству или объединение с ним, установление любо­го другого политического статуса, свободно избранного народом.

4. Неприменение силы или угрозы силой

Устав ООН провозгласил: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы си­лой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

Допускается правомерное обращение к вооруженной силе: во-первых, в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение, во-вторых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии.

5. Мирное урегулирование споров

В соответствии с данным принципом государства обязаны стремить­ся к скорейшему и справедливому разрешению своих споров путем пере­говоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору. При урегулировании спора должны применяться такие средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора. Государства разрешают свои споры на основе суверенного равенства и свободы выбора средств мирного разре­шения споров.

6. Нерушимость границ

Государства рассматривают все границы друг друга и границы всех государств как нерушимые. Они обязуются воздерживаться сейчас и в бу­дущем от любых посягательств на эти границы, а также от любых требова­ний или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

7.Территориальная целостность государств

На государства возлагаются следующие обязательства:

· уважать тер­риториальную целостность каждого из государств;

· воздерживаться от лю­бых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН про­тив территориальной целостности, политической независимости или един­ства любого государства-участника;

· воздерживаться от превращения тер­ритории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобрете­ния с помощью применения силы или угрозы силой.

8. Уважение прав человека и основных свобод

Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уваже­ния, а именно всеобщего уважения прав и основных свобод, и не только их уважения, но и соблюдения. Нормативное содержание принципа вырабатывалось в рамках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов - об экономических, со­циальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также других деклараций и конвенций.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. гласит: государства-участники «бу­дут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, по­литических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития».

9. Сотрудничество государств

Одной из целей ООН является осуществление международного со­трудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уваже­ния к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Декларация о принципах международного права 1970 г. подчеркива­ет, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны, независимо от различий в их политической, экономической и социальной системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействовать международной экономической ста­бильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...».

10. Добросовестное выполнение международных обязательств

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложение основ­ных принципов международного права, зародился и долгое время действо­вал как принцип соблюдения международных договоров.

В преамбуле Устава OOН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников между­народного права».

Смысл данного принципа заключается в обязанности государств и других субъектов международного права соблюдать и вы­полнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, выте­кающие из общепризнанных принципов и норм международного права.

Принципы международного права в теории международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего, для государств и международных организаций.

Необходимо подчеркнуть, что не следует путать принципы международного права и принципы правосознания. Последние представляют собой субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как в идеале должны регулироваться те или иные общественные отношения, в то время как принцип права представляет собой нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.

Принципы международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем. Принципы призваны выполнять две функции:

1) стабилизационную - помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;

2) фиксирующую - закреплять все новшества практики международных отношений.

Характерной чертой принципов международного права является их универсальность, которая понимается как распространение на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Таким образом, принципы международного права являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.

Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

При толковании и применении принципов международного права принято применять системный подход, т.е. важно помнить, что все они взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Представляется целесообразным рассмотреть каждый из принципов международного права, входящих в систему принципов международного права.

Предыдущая


 

Возможно, будет полезно почитать: