Основы функционирования товарных рынков. Выводы Из чего состоит товарный рынок

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине: « Инфраструктура товарного рынка »

для студентов I и II образования специальности

061500 «Маркетинг»

МОСКВА – 2007 г.

Лекция 1. Формирование инфраструктуры товарного рынка

Основным объектом коммерческо-хозяйственных взаимоотношений между субъектами рынка является товар в виде конкретного изделия, материала, услуги, идеи и др.

Товар – продукт труда (с физиологическими, материальными, финансовыми, временными затратами), предназначенный для определенных потребителей, то есть изготовленный с целью продажи нуждающимся в нем.

Сфера обращения по существу является товарным рынком, где проявляются все признаки рыночных отношений: действие законов стоимости, спроса и предложения, конкуренция, демонополизация экономики, самостоятельность предпринимательской деятельности, функционирование рыночной инфраструктуры.

Товарный рынок – это обобщенное понятие, подразделяющее систему рынков, воплощенных, главным образом, в рынки товаров потребительского и производственного назначения.

Товарный рынок имеет следующие основные признаки:

Наличие товаров и предоставление услуг на всех уровнях товаропродвижения;

Массовый характер коммерческо-хозяйственных взаимоотношений партнеров;

Самостоятельность в выборе продавцом, посредником, покупателем соответствующего партнера исходя из коммерческо-хозяйственных приоритетов и потенциальных возможностей;

Конечный результат взаимоотношений партнеров воплощается в акте купли-продажи товара.

Товарный рынок выступает в качестве альтернативы одному из признаков административно-командной системы – фондовому распределению товара. Практика рыночной экономики показывает, что товарный рынок обладает несомненными достоинствами:

Стимулирует внедрение современных технологий, разработку новых изделий, материалов и производство только той продукции, которая найдет покупателя;

Объединяет интересы продавцов и потребителей естественным образом, без всякого давления на какую-либо из сторон;

Заинтересовывает товаропроизводителей в удовлетворении потребностей, выраженных через спрос;

Препятствует монополизации в производстве и обращении товаров;

Освобождает экономику от товарного дефицита, противоречащего интересам общества;

Расширяет возможности субъектов предпринимательской деятельности;

Эффективно решает проблемы экономики (уровень жизни, качество продукции, эффективность производства и обращения, рациональная структура потребления).

Товар сам посебе не может «найти» своего покупателя, поэтому для рационального товаропродвижения на рынке необходимо осуществить мероприятия по информационному, финансовому, юридическому, трудовому, транспортному и складскому обеспечению этого процесса.

Важнейшим условием функционирования товарного рынка является формирование и развитие его инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойное продвижение товаров от изготовителей до потребителей.

Термин «инфраструктура» (от лат. inbra – основание, фундамент и structura – строение, взаиморасположение) означает комплекс соответствующих составляющих, применительно к товарному рынку – внутреннее строение, основа коммерческо-хозяйственных отношений в нем.

Инфраструктура товарного рынка - комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений, задача которых сводится к рационализации товаропродвижения, рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Благодаря наличию инфраструктуры деловые взаимоотношения субъектов товарного рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Функции инфраструктуры товарного рынка:

Содействие субъектам товарного рынка в реализации их экономических интересов;

Организационное оформление коммерческо-хозяйственных отношений деловых партнеров;

Обеспечение юридического, финансового, страхового, контрольного обслуживания;

Изучение конъюнктуры рынка, товаров, конкурентов посредников, потребителей;

Собственно торговая или коммерческо-хозяйственная деятельность;

Посредничество в реализации товаров, налаживании коммерческо-хозяйственных связей;

Оказание соответствующих услуг субъектам товарного рынка;

Использование возможностей транспорта, средств связи складского хозяйства, топливно-энергетического комплекса.

Эти функции должны выполняться соответствующей разветвленной структурой предприятий, организаций, учреждений – участников товарного рынка.

Инфраструктура товарного рынка в нашей стране продолжает формироваться в процессе относительно длительной эволюции коммерческо-хозяйственных отношений между субъектами рынка.

Положительно и весьма важно, что с развитием рыночной экономики в России элементы инфраструктуры товарного рынка не навязываются кем-либо, а являются объективным порождением складывающихся коммерческо-хозяйственных отношений между субъектами товарного рынка.

Как видно, элементы инфраструктуры товарного рынка составляют широкий спектр разноплановых равноправных организаций и систем, представляющих различные сферы экономики страны.

Рыночные отношения требуют соблюдения пропорциональности между становлением, развитием товарного рынка и его инфрастуктуры, поскольку даже частичное отсутствие и нарушение этой взаимосвязи отрицательно сказывается на коммерческо-хозяйственных связях, деятельности конкретных субъектов товарного рынка.

В зависимости от формы собственности элементы инфраструктуры товарного рынка – соответствующего предприятия, организации подразделяются на:

1. Государственные (являются федеральной собственностью субъектов Российской Федерации).

2. Муниципальные (собственность городских, сельских, окружных, районных образований).

3. Федеральные (обеспечивают жизнедеятельность товарного рынка и народного хозяйства страны в целом).

4. Частные (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кооперативы, индивидуально-семейная деятельность).

5. Смешанные (основанные на объединении имущества, находящегося в государственной, муниципальной, частной собственности, а также собственности иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц).

Тесты для контроля

    Основной объект коммерческо-хозяйственных взаимоотношений между субъектами рынка:

а) договор поставки;

б) мобильная связь;

г) складское хозяйство.

2. Сфера обращения является:

а) товарным рынком;

б) местом встречи изготовителя с покупателем;

в) цехом по ремонту тары, поддонов;

г) складом комплектующих изделий.

3. Признаки товарного рынка:

а) массовый характер взаимоотношений коммерческих партнеров;

б) энергетическое обеспечение производства;

в) наличие товаров на всех уровнях товаропродвижения;

г) рациональная эксплуатация машин и механизмов.

4. Товаром является:

а) минеральная вода, наполненная в сосуд из естественного источника;

б) рыбное блюдо, изготовленное и употребляемое самим рыболовом;

в) бутылка с минеральной водой;

5. Товар предназначен для потребления:

а) производственного;

б) заочного;

в) духовного;

г) еженедельного.

6. Достоинствами товарного рынка являются:

а) препятствия монополизации на рынке;

б) рационализация деятельности властных структур;

в) освобождение экономики от товарного дефицита;

г) снижение производственных затрат.

7. Основные законы рыночной экономики:

а) совместимости;

б) стоимости;

в) спроса и предложения;

8. Термин «инфраструктура» означает:

а) фундамент;

б) основание и строение;

в) сочетание твердости и упругости;

г) распределение задач и функций.

9. Элементы инфраструктуры товарного рынка:

а) организации по оказанию услуг;

б) органы внутренних дел;

в) информационные организации;

г) службы материально-технического снабжения.

10. Инфраструктура товарного рынка в стране в настоящее время сформирована полностью:

ОТВЕТЫ

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах. В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности: - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8); - вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34); - определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71); - не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.- *(источник № 656) Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Незавᴎϲимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.). Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации. Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 657) (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополᴎϲтической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации. Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации- *(источник № 658). Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц- *(источник № 659). Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений. В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции- *(источник № 660). Во-вторых, на отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"- *(источник № 661) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках). Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия. Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц- *(источник № 662) и группу лиц. Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права- *(источник № 663). Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"- *(источник № 664) содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. 26-27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"- *(источник № 665) определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"- *(источник № 666) устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций. При характерᴎϲтике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"- *(источник № 667), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"- *(источник № 668) и др. Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"- *(источник № 669) (далее - Закон о естественных монополиях). Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа- *(источник № 670). Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба- *(источник № 671), определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте- *(источник № 672). Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы- *(источник № 673) во взаимодействии с другими органами власти и организациями. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения моно­полистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется систе­мой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирова­ния определены Конституцией РФ (ст.8, п.2 ст.34, ст.74). Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отноше­ния, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, явля­ются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (далее - Закон о кон­куренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон по­нимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денеж­ных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, вклю­чает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, Функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются спе­циальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Федеральный антимонопольный орган проводит государственную поли­тику по содействию развитию конкуренции, по предупреждению, ограниче­нию и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного орга­на определены Законом о конкуренции и Положением о МАП России, ут­вержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N° 793. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные управления, Положение о которых было утвержде­но приказом МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441.

Рынок -- многогранное понятие. Можно отметить два основных подхода к его определению. Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания: рынок рассматривается как способ организации общественного производства, поведения хозяйствующих субъектов, мышления. Второй подход акцентирует внимание на его конкретном экономическом содержании: рынок рассматривается как механизм, объединяющий спрос и предложение для обеспечения процессов купли-продажи товаров в данное время и в определенном месте. Исходя из этого основными элементами рынка являются: субъекты (продавцы, покупатели, поставщики, посредники и др.), объекты (товары, услуги, платежные средства и др.), отношения (обмен, партнерство, конкуренция и др.), среда (природная, социальная, культурная и др.).

Важнейшим базовым отношением субъектов рынка являются взаимодействия по поводу обмена товара на эквивалентную в смысле выгоды ценность. Эквивалентность при этом устанавливается в форме взаимного соглашения продавца и покупателя. В идеале такое соглашение достигается при полной взаимной удовлетворенности участников обмена. В основе этого процесса лежит идея удовлетворения потребностей.

Потребность -- надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. На рынке потребности проявляются в виде спроса. Он представляет собой форму проявления потребности в товаре, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.

Вполне естественно, что каждое отдельное предприятие интересует спрос на его собственные товары. Говорить о спросе безотносительно к конкретному рынку бессмысленно. Поэтому в практическом маркетинге абстрактное понятие рынка не применяется. Рынок всегда конкретен. Товарные рынки разнообразны, среди них нет двух одинаковых. Для каждого из них характерно свое сочетание факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения. Таким образом, прежде чем принимать какие-либо маркетинговые решения, предприятие должно определить -- что для него является рынком. Только через четкое понимание рынка того или иного товара можно определить всю совокупность субъектов и объектов, функционирующих в данной сфере обмена, т.е. выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, условия торговли, реализуемые товары, что чрезвычайно важно для организации эффективной маркетинговой деятельности.

Выбор рынка базируется на различных аспектах его структурирования. Поэтому в маркетинге классификация рынков осуществляется с использованием широкого круга признаков. Отметим лишь наиболее важные, имеющие первостепенное значение для целей практического использования.

Классификация рынков

В зависимости от соотношения спроса и предложения различают рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых усилиу: в условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. И ему, следовательно, абсолютно нецелесообразно заниматься какими-либо исследованиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.

Совершенно другая ситуация характерна для рынка покупателя. Он возможен при превышении предложения над имеющимся спросом. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепции маркетинга.

С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:

местный (локальный);

региональный (внутри страны);

национальный;

региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т.д.);

мировой.

Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния или особенностей предлагаемого товара. Немаловажное значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры. Переход с одного уровня рынка на другой является формой диверсификации и обычно осуществляется в процессе ожесточенной конкурентной борьбы.

Товарные рынки различаются по характеру конечного использования товара. По данному признаку выделяют: рынок потребительских товаров, рынок товаров производственного назначения, рынок услуг. Все они далее могут классифицироваться по ряду признаков. Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д. Специфика исследования рынка потребительских товаров связана с тем, что они рассчитаны на множество индивидуальных потребителей. Большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, запросов, предпочтений и поведения потребителей.

Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Особое значение в исследованиях подобных рынков придается изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товаров.

Рынок услуг является одним из самых перспективных и охватывает широкий спектр деятельности: от транспорта, туризма, связи до страхования, кредитования, образования. Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг, -- это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы. Рынок услуг имеет ряд специфических черт, которые определяют особый подход к маркетинговой деятельности.

В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми.

Розничный (потребительский) рынок -- это рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: на нем действуют различные по величине доходов, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения. Соответственно у каждой из этих групп свои запросы, требования к товарам (их качеству, цене и т.п.), своя реакция на появление определенного товара, на рекламу. Поэтому предприятию следует определить целесообразность работы с каждой группой потребителей рынка, который оно собирается обслуживать.

Оптовый рынок, или рынок предприятий, -- это рынок лиц или организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. В соответствии с этим можно говорить о следующих разновидностях оптового рынка: 1) рынок предприятий, закупающих товары для их последующей переработки; 2) рынок промежуточных продавцов; 3) рынок государственных учреждений.

Рынок предприятий, закупающих товары для их последующей переработки (производства других товаров), характеризуется крупными, но немногочисленными покупателями, их сравнительной географической концентрацией, организацией закупок с использованием профессионалов (агенты по снабжению, отделы материально-технического обеспечения и т.п.).

Особенностью рынка промежуточных продавцов является то, что он представлен главным образом предприятиями розничной и оптовой торговли. При взаимодействии с предприятиями-посредниками следует принимать в расчет их особенности, связанные со спецификой стоящих перед ними задач.

Рынок государственных учреждений состоит из организаций, осуществляющих закупку товаров для обеспечения выполнения своих функций, обусловленных решением различных социальных, политических и других вопросов. Характерная особенность рынка государственных учреждений (школы, больницы, армия и т.п.) состоит в том, что закупки производятся за счет государственного и местных бюджетов. Значительная доля всех покупок приходится на правительство. Диапазон закупок, осуществляемых от имени государственных учреждений, чрезвычайно широк и включает приобретение продукции, начиная с товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции и заканчивая различными видами вооружений. Еще одной чертой данного рынка, которую необходимо принимать во внимание при взаимодействии с государственными учреждениями, является повышенное внимание и контроль за этой сферой деятельности со стороны общественности.

Таким образом, оптовый рынок имеет большую емкость, чем розничный; он характеризуется сравнительно небольшим числом субъектов, действующих на нем, преобладанием крупных партион-ных закупок и значительной ориентацией на потребительский рынок. Наиболее существенной особенностью, которую стоит учитывать при выходе на рынок предприятий, является тот факт, что от их имени покупки осуществляет конкретный человек, на принятие решений которым оказывает влияние множество факторов, являющихся объектом изучения маркетинга.

Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения организационной структуры. Последняя определяется условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями и обусловливает деление рынков на закрытые и открытые.

Закрытый рынок -- это рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими сугубо коммерческого характера. На таком рынке доминируют различные меры и формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.

Открытый рынок -- сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей не ограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость отношений между ними.

В зависимости от конъюнктурной оценки различают следующие рынки: развивающийся, сокращающийся, стабильный, нестабильный, стагнирующий. Каждый из них определяет особенности политики использования финансовых ресурсов и краткосрочных инвестиций. При благоприятной ситуации предприятие реализует атакующую стратегию, вкладывает средства в расширение ассортимента товаров и наращивание объемов их производства. Неблагоприятная конъюнктура ориентирует на оборонительную тактику ресурсосбереже-ния и выжидания, а иногда и ухода с данного рынка.

Конъюнктурная оценка состояния рынка органично сочетается с качественной. Для более четкого и наглядного представления о классификации рынков по качественной структуре обратимся к рисунку 1.

Рисунок 1. Качественная структура рынка: а -- весь рынок; б -- потенциальный рынок

Потенциальный рынок составляет здесь 10% жителей (страны, региона, области и т.п.). В его состав входят покупатели, которые проявляют интерес к приобретению товара. Между тем одного желания недостаточно, необходимо располагать средствами для покупки. Платежеспособные же покупатели должны иметь доступ к товарам, способным удовлетворить их потребности. Если перечисленные условия выполняются, можно говорить о действительном рынке. Из числа его покупателей следует исключить тех, которые по тем или иным причинам (законодательные ограничения, состояние здоровья) не реализуют свою заинтересованность на квалифицированном рынке. Последний на рисунке 1 составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного. Предприятие активно обслуживает 10% покупателей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия товаров, предлагаемых, в том числе, и конкурентами.

Освоенный рынок образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия. В нашем примере они составляют лишь 5% потенциального рынка и 50% обслуживаемого.

Подобная классификация полезна для планирования маркетинга: будучи неудовлетворенным размерами продаж, предприятие рассматривает перспективы и выбирает инструменты расширения рынка -- и прежде всего за счет обслуживания его части.

С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:

целевой, т.е. рынок, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;

бесплодный, т.е. не имеющий перспектив для реализации определенных товаров;

основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть товаров предприятия;

дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема товара;

растущий, т.е. имеющий реальные возможности для роста объема продаж;

прослоенный, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения его при определенных условиях в активный рынок (однако он может стать и бесплодным).

Таким образом, проведение классификации по определенным признакам позволяет углубить маркетинговые исследования конкретного товарного рынка, имеющие целью определение условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса на товары и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка его конъюнктуры.

2. Сущность и значение товарной политики

Для осуществления успешной деятельности на рынке необходима детально разработанная и хорошо продуманная товарная политика. Дело в том, что решения по товару являются главенствующими в рамках разработки и реализации комплекса маркетинга.

Основная задача товарной политики состоит в разработке направлений оптимизации товарной номенклатуры и определении ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом .

Ассортимент -- набор товаров, формируемый по определенным признакам. Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

· для определенной области применения (бытовая радиоэлектронная аппаратура, обувь, одежда и т.д.);

· реализации в конкретных торговых предприятиях (универмаги, универсамы, супермаркеты, специализированные магазины и т.д.);

Ассортимент товаров конкретизируется по их видам, разновидностям, наименованиям и т.д.

Вид -- совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Достаточно часто вид товаров определяется по их внешнему виду, а для продуктов питания -- дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике. Так, виды сахаристых изделий -- карамель и конфеты -- отличаются в первую очередь внешним видом и консистенцией (структурой). Они имеют как общее назначение -- удовлетворение потребностей в ощущении приятного сладкого вкуса, так и индивидуальное -- потребность в разной консистенции.

Разновидность -- совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, например, различают две разновидности карамели -- леденцовая и с начинкой.

Наименование -- совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией и технологией производства. Наименование товаров может быть номинальным и марочным .

Номинальное наименование -- именное обобщенное название товара, выпускаемого разными производителями (например, хлеб «Бородинский», «Суражский», «Нарочанский» и др.).

Марочное наименование -- (товарная марка) индивидуальное название товара, выпускаемого определенным предприятием (например, игристое вино «Абрау-Дюрсо», автомобили «Мерседес» и т.п.).

Конкретная марка, модель или размер товара, представляемые на рынке предприятием, называются ассортиментными позициями.

Как правило, предприятие предлагает набор взаимосвязанных ассортиментных позиций, который образует ассортиментную группу Совокупность товаров отдельной ассортиментной группы в маркетинге достаточно часто рассматривают как товарный ряд или товарную линию.

Товарная номенклатура включает все ассортиментные группы, предлагаемые конкретным предприятием. Например, для нефтеперерабатывающего предприятия бензин А-76 является ассортиментной позицией. Набор выпускаемых двигательных топлив (бензин А-76, бензин А-93, бензин А-95, дизельное топливо) образует ассортиментную группу «топливо». Товарная же номенклатура предприятия состоит из нескольких ассортиментных групп: «топливо», «масла и смазки», «ароматические углеводороды» и т.п.

В основе товарной политики предприятий маркетинговой ориентации лежит определение оптимального ассортимента товаров. Это означает включение в товарную номенклатуру тех товаров, производство и сбыт которых, с одной стороны, ориентированы на потребности рынка, а с другой -- положительно влияют на обеспечение экономической эффективности деятельности предприятия в целом, приносят ему прибыль и способствуют достижению других целей.

Отсутствие детально проработанной товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за влияния случайных или кратковременных изменений постоянно действующих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые в таких случаях оперативные маркетинговые решения нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы. Напротив, хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации.

При формировании товарной политики предприятия, прежде всего, исходят из двух взаимодополняющих и взаимоисключающих принципов: синергизма (или внутренней взаимосвязи) и стратегической гибкости (или конгломерата).

Осуществление эффективной товарной политики связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, предприятие должно рационально организовать работу в рамках существующей товарной номенклатуры и, во-вторых, заблаговременно осуществлять разработку новых товаров. Поэтому формирование и реализация товарной политики предусматривает решение принципиальных задач, связанных:

· с управлением ассортиментом товаров;

· разработкой и внедрением на рынок новых товаров;

· товарной маркой, упаковкой, маркировкой;

· организацией сервисного обслуживания товаров.

Начать следует с того, что товарный рынок с одной стороны является сферой товарного обмена, а с другой хозяйственной деятельностью, системой организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение товара потребителю от производителя.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу товарного обмена, отличающуюся наличием отношений в виде купли-продажи товара и места проведения конкретной хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товара.

В основном товарный рынок представлен тремя составными элементами, это товарное предложение, спрос населения и цена товара.

Товарное предложение определяется массой товаров, которые направлены на реализацию. Его основным источником являются производство товаров в целом по стране, импортные закупки и товарные запасы.

Спрос характеризуется платежеспособной потребностью населения страны. Данный элемент товарного рынка определяется запросами потребителей и величиной, которую они способны оплатить.

Денежное выражение стоимости товара называется ценой товара. Стоимость от цены отличается некоторыми факторами. Во-первых, стоимостным выражением денег, на которое влияет стоимость золота, через которое выражается стоимость иных товаров, а также количество денег, находящихся в обращении и не соответствующих количеству замещаемого ими золота. Помимо этого различия появляются в потребительной стоимости и качестве товара. Потребительские свойства определяют соотношение цен между отдельными товарами, их видами и разновидностями. Помимо этого условия реализации товара зависят от изменения спроса и предложения, что влияет на конъюнктурные колебания цен. В целом товарный рынок классифицирует факторы, влияющие на формирование цены, на факторы I и II порядка (рис. 1).

Основные показатели функционирования товарного рынка

Деятельность любого товарного рынка определяется несколькими основными показателями. К ним относят:

  • Емкость товарного рынка, которая представляет собой максимально возможный объем реализации товара в условиях данного уровня платежеспособности спроса, розничных цен и товарного предложения.
  • Динамика развития товарных рынков страны по отдельным отраслям, которые объединены в единый товарный рынок страны.
  • Степень диверсифицированности товарного рынка, под которой подразумевается степень охвата данным видом товара географической, этнической и платежеспособной особенности населения страны.
  • Качество товара, которое реализуется на рынке. Это параметр определяется совокупностью свойств товара. В основном потребители предъявляют к товарам повышенные требования в плане безопасности потребления, упаковки, соблюдения экологических норм, маркировки и обеспечения послепродажного обслуживания.
  • Конкурентоспособность товаров на рынке, т.е. способность конкретного товара соответствовать тем требованиям, которые сложились на рынке в конкретный период времени.

Классифицировать товарный рынок можно по нескольким характеристикам. Одной из них можно назвать географический признак (рис. 2), по которому выделяют товарные рынки отдельных регионов, которые, как правило, представлены подсистемой рынков отдельных стран или их группировок. Товарный аспект в этой классификации не выделяется, так как она представлена совокупными рынками, состоящими из отдельных товарных рынков.


На основании товарно-отраслевых признаков товарный рынок классифицируют на рынки сырья и полуфабрикатов, рынки готовых изделий и рынки услуг. Каждая из групп в свою очередь разбивается на другие подклассы вплоть до уровня рынка отдельного товара (рис. 3).

К примеру, товарный рынок промышленного сырья состоит их рынков стали, стальных труб, проката, платины, никеля, алмазов, драгоценных металлов, медикаментов и т.п. В рынке топлива, как правило, отдельно выделяется рынок нефти и нефтепродуктов, поскольку эти товары являются предметом торгов на нефтяных товарных биржах.

Нефтепродукты относятся к той категории товаров, которая называется экономистами «совместной», другими словами любой товар из этой категории получается только в результате производства других.

Особенности товарного рынка нефти и нефтепродуктов

Каждый товарный рынок зависит от его участников, которые выполняют определенные функции. Рассмотрим это на примере международного рынка нефти. В настоящее время к его участникам относят:

  • Нефтяные компании, которые занимаются разведкой, добычей, переработкой и реализацией сырой нефти и продуктов ее переработки. Помимо этого, некоторые нефтяные компании торгуют правами на нефть и нефтепродукты посредством фьючерсов, опционов и обменов фьючерсов на реальный товар.
  • Нефтеперерабатывающие заводы, которые выступают в роли покупателей сырой нефти и поставщиков (продавцов) продуктов нефтепереработки на товарный рынок.
  • Независимые торговые компании, которые работают не только на реальном, но и на других видах рынка.
  • Финансовые инвестиционные компании, торговые дома и банки, работающие на новых видах рынков.
  • Частные и коллективные инвесторы, которые работают на новых видах рынков и стремятся заработать на удачном вложении средств во фьючерсные и опционные контракты на нефтепродукты и нефть.

Цены на рынке нефти в настоящее время определяются работой рыночных механизмов ценообразования. При этом индивидуальные интересы потребителей, независимых производителей и стран ОПЕК зависимы от рынка и не могут повлиять на функционирование рынка.

Нефтяная промышленность по-прежнему обладает интернациональным характером, а основная масса нефти реализуется путем долговременных соглашений. Цена в этом случае определяется механизмом наличных сделок «спот» и зависят отдельно от каждой поставки.

В процессе работы компании научились минимизировать финансовые риски, которые появляются из-за нестабильности цен, посредством применение срочных товарных сделок, которые заняли сейчас на рынке преобладающее большинство. Прибыль получается компаниями путем использования факторов, сложившихся в силу объективных обстоятельств (развитие спот-рынков, развитие фьючерсной и форвардной торговли, подъем в торговле нефтью и нефтепродуктами).

Стоит отметить, что нефтяные компании, занимающиеся рыночной торговлей, нельзя назвать однородными в плане проводимой ими политики. Наиболее успешные предприятия пользуются новыми рынками, а другие только начали продвижение на них. Есть и те, которые консервативно игнорируют новые рынки, отказываясь от участия на них. При этом все крупные компании ставят приоритет на разведку и добычу нефти.

Изучая товарный рынок, следует отдельное внимание уделить определению типа структуры рынка и классификации его отдельных элементов в плане условий и характера проводимых сделок.

Структура рынка представляет собой совокупность условий, которые определяют его особенности функционирования. Степень и характер монополизации товарного рынка играет немалую роль в формировании его структуры. Различают следующие основные варианты:

  • монополия, характеризуется одним продавцом и неограниченным числом покупателей;
  • монопсонш, при котором на одного покупателя приходится неограниченное число продавцов;
  • олигопсония, определяется несколькими покупателями и неограниченным числом продавцов;
  • полипопия и полипсония, характеризуются приближением к состоянию неограниченной конкуренции.

На основании фактической концентрации предложения товара, которое является важнейшим фактором монополизации, товарный рынок по структуре различают на следующие виды:

  • монополистический товарный рынок, когда доминирует один поставщик;
  • олигополистический товарный рынок, когда господствует группа крупнейших продавцов;
  • атомистический товарный рынок, когда присутствует невысокая концентрация предложения товара, что приводит к обостренной конкурентной борьбе.

Данная классификация структуры товарных рынков несколько абстрактна, поскольку в любом случае на рынке присутствует немало функциональных форм, которые различаются степенью монополизации и конкурентной борьбы.

Условия функционирования рынка более точно можно дифференцировать на основании различий во взаимоотношениях между продавцами и покупателями. На основании этих отношений можно определить особенность монополизации и государственного регулирования конкретного элемента рынка, метода и формы реализации товаров (рис. 4). Таким образом, товарный рынок можно подразделить на открытый и закрытый сектор.

Закрытый сектор товарного рынка является той частью товарного рынка, где контрагенты взаимодействуют через отношения, которые не носят сугубо коммерческий характер. Закрытый товарный рынок различают на следующие сегменты:

  • внутрифирменные поставки, характеризуются товарооборотом между филиалами, головными и дочерними предприятиями крупной монополии;
  • субпоставки мелких и средних независимых предприятий, которые выступают подрядчиками крупных монополий в рамках кооперирования и специализации;
  • специальная торговля в виде поставок товаров по программам помощи и специальным межправительственным соглашениям;
  • встречная торговля, которая охватывает взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка представляет собой совокупность сегментов, характеризующихся операциями коммерческого характера. Открытый товарный рынок представлен следующими основными сегментами:

  • краткосрочные сделки, которые заключаются на период до 1-1,5 лет;
  • оптовая и розничная торговля;
  • операции на свободном рынке, где отсутствуют ограничения свободной конкуренции.

Так называемый «свободный» товарный рынок в свою очередь подразделяется на рынок «спот», «черный рынок» и биржевую торговлю.

Стоит отметить, что долгосрочные коммерческие сделки занимают промежуточное положение между открытым и закрытым сектором товарного рынка. Они представляют собой форму товарообмены, которая характеризуется устойчивыми товарными связями (от 2 до 25 лет) и определяется формами преференциальных экономических соглашений, т.е. торговля ведется на основе долгосрочных коммерческих контрактов.




товарный рынок — это сфера товарного обмена, где проявляются отношения по поводу купли-продажи товаров и имеет место конкретная хозяйственная деятельность, связанная с реализацией товаров.

Составными элементами товарного рынка являются :

Товарное предложение — представляет собой массу товаров, предназначенных для реализации. Основными источниками товарного предложения являются производство товаров в стране, товарные запасы, импортные закупки.

Спрос — это платежеспособная потребность населения страны. Спрос отличается от запроса (желания) на величину, способную быть оплаченной потребителями.

Цена товара — представляет собой денежное выражение его стоимости.

Можно выделить следующие уровни детализации в классификации:

обще групповой: продукты питания; вино-водочные и табачные изделия; продовольственные товары; предметы длительного пользования; услуги;

групповой по группам товаров (услуг): радиотовары; одежда; мебель и т.д.

видовой по видам товаров в каждой группе: телевизоры; радиоприемные устройства; пальто мужские; платья легкие и т.д.

Существует множество различных признаков классификации товарных рынков.

Например, территориальный охват . По этому признаку товарный рынок можно подразделить на: внутренний (совокупный), внешний (мировой), региональный (экономический район, республика, город и т.д.).

можно классифицировать на рынки готовых изделий, рынки сырья и полуфабрикатов, рынки услуг.

Товарные рынки могут различаться по характеру конечного использования товара : рынки товаров потребительского назначения (ТНП) и рынки товаров производственного назначения.

по способности товаров удовлетворять потребности определенных групп потребителей : рынок мужской, женской одежды; рынок товаров для фотолюбителей, туристов, рыболово, охотников и т.п.

по срокам использования товаров: товары длительного пользования, среднего срока пользования, краткосрочные (одноразовые).

С учетом фактической концентрации предложения (производства и сбыта) товара, являющейся важнейшим фактором монополизации товарных рынков, различают следующие структуры рынка:

монополистический рынок, характеризующийся доминированием одного поставщика;

олигополистический рынок, характеризующийся господством группы крупнейших продавцов;

атомистический рынок, характеризующийся невысокой концентрацией предложения товара, а следовательно, обостренной конкурентной борьбой.

Закрытый сектор товарного рынка (закрытый рынок)
представляет часть товарного рынка, в которой продавцы и покупатели взаимодействуют посредством отношений, не носящих сугубо коммерческого характера.

К основным сегментам закрытого рынка относят внутрифирменные поставки (товарооборот между филиалами, дочерними и головными предприятиями крупных монополий), субпоставки мелких и средних формально независимых фирм, выступающих подрядчиками крупных монополий в рамках специализации и кооперирования, специальная торговля в форме поставок товаров по программам помощи, особым межправительственным соглашениям, встречная торговля, охватывающая взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка — это совокупность сегментов, для которых характерны операции коммерческого характера. К основным сегментам открытого сектора можно отнести краткосрочные сделки, заключаемые на период до 1-1,5 лет, оптовую и розничную торговлю и операции на свободном рынке, на котором отсутствуют ограничения свободной конкуренции. «Свободный рынок» представлен биржевой торговлей: рынком «спот», на котором реализуется наличный товар с немедленной отгрузкой; «черным рынком».

Промежуточное положение между закрытым и открытым секторами занимают долгосрочные коммерческие сделки. Эта форма товарообмена обусловлена практикой устойчивых торговых связей (от 2 до 25 лет) и дополняется формами преференциальных экономических соглашений, т.е. это торговля на основе долгосрочных коммерческих контрактов.



 

Возможно, будет полезно почитать: