Право оперативного управления. Оперативное управление имуществом это


Под правом оперативного управления следует понимать возможность учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Конструкция оперативного управления получила глубокую научную разработку в трудах А.В. Венедиктова. Научный интерес к данной проблеме в тот период был обусловлен необходимостью определения юридической природы имущества, которое находилось в социалистической государственной собственности, но было закреплено за субъектами гражданского оборота. Впоследствии данная конструкция была законодательно закреплена ст. 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ст. 94 ГК РСФСР 1964 г.
В настоящий момент право оперативного управления имеет ряд отличий от рассмотренного выше права хозяйственного ведения. Во-первых, в отличие от права хозяйственного ведения, субъектом права оперативного управления могут быть как коммерческие организации (казенные предприятия), так и не коммерческие (учреждения). При этом необходимо иметь в виду, что учреждения могут создаваться как государственными и муниципальными образованиями, так и гражданами и юридическими лицами (включая иностранных юридических лиц и граждан).
Во-вторых, различается объем прав на имущество, находящееся у субъекта на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Объем прав на имущество, находящееся на праве оперативного управления, намного меньше и ограничивается не только законом, но и заданиями собственника и назначением имущества.
Из указанного обстоятельства вытекает третье различие между указанными правами. Суть его заключается в том, что собственник вправе изъять у субъекта права оперативного управления излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако изъятие должно быть мотивировано, поскольку бремя доказывания правомерности этих действий, как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 г., возлагается на орган, принявший данное решение. Подобного права собственника в отношении имущества, находящегося у предприятия на праве хозяйственного ведения, ГК РФ не предусматривает.
В-четвертых, федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. устанавливает, что ипотека может быть установлена на указанное в законе имущество, которое принадлежит залогодателю на праве собственности или на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 6). Следовательно, предметом договора ипотеки не может быть имущество, закрепленное за субъектом на праве оперативного управления.
В-пятых, если в отношении права хозяйственного ведения ГК РФ устанавливает запрет на самостоятельное распоряжение только недвижимым имуществом, то в отношении субъекта права оперативного управления требования закона намного более жесткие. Казенное предприятие не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться самостоятельно не только движимым, но и недвижимым имуществом собственника без его согласия, кроме случаев реализации произведенной продукции. При этом допускается ограничение и этой возможности посредством принятия законов и подзаконных актов. Для учреждения установлены еще более жесткие рамки.
В соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ данный вид некоммерческих юридических лиц лишен возможности распоряжения закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, независимо от согласия собственника. Исключением из этого правила является распоряжение денежными средствами, полученными от приносящей доход деятельности, которые учитываются на отдельном балансе (при условии предусмотренной учредительными документами возможности заниматься такой деятельностью). В случае приобретения за счет таких денежных средств определенного имущества, оно не может быть изъято собственником даже в случае использования не по целевому назначению. Следовательно, как отмечалось в научной литературе, указанная норма «… по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения». Во всех остальных случаях учреждение вынуждено просить собственника осуществить от своего имени отчуждение принадлежащего ему имущества либо выступить в роли арендодателя.
Представляется, что приведенная выше конструкция в полной мере относится лишь к не бюджетным учреждениям, собственником имущества которых выступают граждане и юридические лица. Применительно к бюджетным учреждениям Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что доходы такого учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (п. 2 ст. 42). Следовательно, возможность распоряжения даже самостоятельно заработанными средствами для государственных бюджетных учреждений не предусмотрена.
Таким образом, право оперативного управления казенного предприятия по содержанию несколько шире права оперативного управления учреждения, которое вправе распоряжаться лишь одним видом движимого имущества – денежными средствами, выделенными ему по смете для использования по целевому назначению.
В законах субъектов Российской Федерации зачастую предпринимается собственное толкование вышеизложенных норм ГК РФ в части установления правомочий учреждения по распоряжению закрепленным за ним имуществом. Так, уже упоминавшимся законом Волгоградской области от 6 декабря 1999 года № 335-ОД «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области» предусматривается, что имущество, находящееся в областной собственности, может быть закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением решением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (п. 1 ст. 25).
Для выполнения своих уставных задач закон наделяет государственные учреждения Волгоградской области правом совершать необходимые действия по распоряжению закрепленным за ними имуществом, не противоречащие действующему законодательству и уставам указанных учреждений. Закон устанавливает, что государственные учреждения не вправе совершать любые разрешенные законом сделки с недвижимым имуществом и объектами, не завершенными строительством, в том числе связанные с их приобретением, а также продажу автотранспорта и других транспортных средств без согласия комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, а также сделки, связанные с отчуждением иного имущества без согласия соответствующего отраслевого органа исполнительной власти Волгоградской области (п. 2 ст. 27).
Приведенным нормам корреспондирует закрепленное в ст. 10 того же областного закона полномочие комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области по даче согласия на «осуществление … государственными учреждениями гражданско-правовых сделок с закрепленным за ними имуществом…», а также ряд иных норм областного закона.
Таким образом, из приведенного закона Волгоградской области следует иной объем прав учреждения по распоряжению закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, чем предусмотренный ГК РФ и Бюджетным кодексом РФ. Учитывая, что согласно ст. 71 Конституции РФ, гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, приведенные нормы областного закона следует рассматривать как не соответствующие Конституции РФ и федеральным законам. 422 08.03.2019 3 мин.

Каждый человек имеет право на собственность. Если речь идет про оперативное управление недвижимости, то каждое физическое лицо или организация может распоряжаться в конкретных целях коммунальными, казенными предприятиями, религиозными организациями. При этом за каждым из них закреплены определенные обязательства, при невыполнении которых право на управление может быть отобрано.

Остановимся подробнее на том, что обозначает этот термин, и кто обладает правом оперативного управления имуществом (ПОУИ)

Предмет

По аналогии с правом хозяйственного владения, право оперативного управления включает определенный круг лиц, за которым закреплены свои обязанности. Состав права оперативного влияния немного уже, чем состав права хозяйственного ведения. Лица, которым было предоставлено право владения, могут также распоряжаться имуществом, пользоваться в рамках, которые оговорены законом.

Таким образом, гораздо шире права по распоряжению полученного имущества у его владельца. Советник или организация, выступающая от его имени, имеют право во внесудебном порядке лишить права собственности на управление и распоряжение им. Также за владельцем сохраняется право требовать защиту, а также предоставлять доказательную базу, что оно используется по назначению.

На видео-право оперативного управления имуществом:

На основании предоставленной информации можно определить понятие оперативного управления недвижимостью. Это вещное право ограниченного характера, которым может быть наделено лицо или организация для осуществления там своей хозяйственной деятельности. Применять переданное имущество можно только в тех рамках, которые закреплены в законе.

Кто может им пользоваться

Владелец обладает правом по своему желанию реализовывать в отношении принадлежащей ему недвижимости различные мероприятия, которые не противоречат закону и остальным правовым актам. Согласно закону владелец имеет право забирать его, предавать его во владение другим лицам, при этом оставаясь его владельцем, передавать его в залог и выполнять обмен.

Как осуществляется , подробно указано в данной статье.

В чём заключаются личные и имущественные права и обязанности супругов, подробно указано в данной

Кроме этого владелец обладает правом применять его в целях предпринимательства для систематического получения денежной прибыли от его применения. Таким правом владению физические и юридические лица.

Процесс закрепления

Для того чтобы закрепить свое право на владение недвижимости, переданной государственному учреждению или юридическому лицу, то стоит провести процедуру регистрации в установленном порядке. Для этого требуется подать заявление, в котором должна быть отображена информация о регистрации (ПОУИ), которое расположено в федеральном владении.

Подавать это заявление необходимо в суд. После рассмотрения дела вносится подтверждающее решение относительно исследуемого. Владельцу выдают выписку про регистрацию из реестра федерального имущества. При этом в Едином государственном реестре право на имущество и сделок собственником подобного имущества признается Российская Федерация.

Процесс прекращение

Переданное имущество для оперативного управления должно быть задействовано в целях, для которых оно было создано. Если имущество используется не по назначению, то оно может быть отнято собственником имущества. Он имеет право на то, чтобы распорядиться им по собственному желанию. Однако для этого собственник обязан предоставить доказательную базу относительно ненадлежащего использования.

Вся процедура по отмене права на оперативное управление ведется государственным органом, предоставляющим полномочия собственника. Выполнять самостоятельное изъятие имущества недопустимо. Если такая ситуация будет иметь место, то ее будут рассматривать в суде. Например, согласно результатам проверки эксплуатации нежилых помещений комиссия сделала вод о том, что для повышения эффективности управления федеральным имуществом стоит изъять его из оперативного управления как неиспользуемое.

Если возникает спорная ситуация о правомерности изъятия имущества, то физическое лицо, у которого собираются забрать имущество, может применять эти права, чтобы защитить свои интересы.

Всё про то что собой представляет понятие гражданского права как отрасли права, указано в данной

Интересным будет узнать всё про объекты и субъекты авторских прав. Вся информация находится в данной

Каждый желающий может воспользоваться (ПОУИ). После принятия подтверждающего решения за ним закрепляются определенные обязательства, при невыполнении которых собственник имеет право отобрать его обратно. Если же правила эксплуатации нарушены не были, то юридическое лицо или организация может использовать недвижимость для осуществления предпринимательской деятельности.

Действующими правовыми актами определяется ограничение в вещных правах на праве оперативного управления. Если говорить более простыми словами, это выглядит так: у государства имеется в собственности некоторые имущественные ценности, которые передаются во владение другому государственному учреждению. Получившая организация может пользоваться данным имуществом, но права собственности на него все равно остаются за государственным органом.

В этой статье

Особенности оперативного управления

Когда имеет место оперативное управление имуществом, то владелец собственности использует ограниченные права на нее. У него есть право владеть, использовать и распоряжаться собственностью. Но границы таких действий ограничиваются нормативными положениями. Следует понимать, что под таким управлением могут находиться казенные предприятия, собственником имущества которых и выступает государство. При этом государственный орган здесь может иметь прямое взаимодействие либо же использовать муниципальные органы власти.

Основное ограничение заключается в том, что нет возможности распоряжаться имуществом, если непосредственный собственник не даст на это согласие. Что же не попадает под запрет, так это возможность реализации произведенной на предприятии продукции.

Действия собственника при оперативном управлении:

  • Именно собственником определяется цель деятельности при создании бюджетного учреждения. Все сведения отображаются документально в учредительных бумагах. Все указания также исходят от собственника, который решает вопросы о распределении доходов данного учреждения.
  • Но изъять имущество у казенной организации у собственника прав нет. Изъятию могут подлежать лишь излишки, которые не используются либо применяются не по определению.

Ограничения, которые определяются за субъектами оперативного управления:

  • В некоторых ситуациях за организацией остается право решать вопрос о реализации производимой продукции. Но в некоторых ситуациях, если это прописано в договоре, обладает таким преимуществом также собственник.
  • Отчуждать самостоятельно имущество организации не имеют права без согласия собственника. То же самое относится и к , которое было приобретено на средства, поступившие по смете.

Когда предприятие получает от собственника денежные средства, то расходоваться они могут лишь согласно со сметой, которая была утверждена непосредственно собственником.

Задачи и цели управления

Все основные задания, которые предполагают использование оперативного управления, сводятся к тому, чтобы производство получилось наиболее прибыльным. Но, кроме этого, можно выделить основные моменты:

Целями деятельности в управлении в данном случае является обеспечение максимальной эффективности работы. То есть в идеале прибыль должна быть максимальной, а затраты при этом сведены к минимуму.

Но при возникновении проблем может происходить понижение качества производимой продукции, что влечет за собой непредвиденные и не совсем приятные последствия.

Возникновение и прекращение прав на оперативное управление

Когда учредение получило в распоряжение имущество от владельца, за ним признаются все права на оперативное управление таким имуществом. Иное же может быть установлено законодательством или прочими решениями собственника.

Когда речь идет о недвижимости, то владеть на праве оперативного управления им учреждение начнет с момента ее государственной регистрации.

Поскольку управление над собственностью носит вещный характер, то учреждение будет не только пользоваться имуществом, но также нести некоторые обязательства по его содержанию. То есть за , будет нести ответственность то казенное предприятие, на чьем балансе оно числится.

Между собственником ценностей и принимающей стороной должен быть заключен договор на право оперативного управления имуществом.

Также законодательными актами либо другими нормативными документами может быть принято решение о прекращении прав над имуществом, находящимся в управлении у конкретной организации. Прекратить данную процедуру можно и по решению собственника, что должно быть оговорено в соответствующих документах.

И после изъятия всего имущества либо его излишков собственник может распоряжаться им по собственному усмотрению.

Стоит отметить, что все организации, занимающиеся оперативным управлением, облагаются налогами на прибыль. Причем не имеет значения тот факт, какого рода деятельность они осуществляют: только уставную либо еще и коммерческую. Помимо прибыли налогом будет облагаться и имущество предприятия.

Стоит понимать, что при наличии оперативного правления любая передача имущества должна быть учтена соответствующим образом. И такие учреждения выступают налогоплательщиками с точки зрения закона.

Системы правления и хозяйственной деятельности на сегодняшний день успешно применяются, хотя и являются несколько устаревшими. Нужны они для того, чтобы сохранить максимальную эффективность производства, получая при этом прибыль.

1.Правом оперативного управления в настоящем Кодексе признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в пределах, установленных настоящим Кодексом и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

2.Собственник имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектом хозяйствования, осуществляет контроль за использованием и сохранением переданного в оперативное управление имущества непосредственно или через уполномоченный им орган и имеет право изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также не используемое имущество и имущество, используемое им не по назначению.

3.Право оперативного управления охраняется законом в соответствии с положениями, установленными для защиты права собственности.

1-3. Появление в отечественном законодательстве права оперативного управления связано с плановой экономикой. Исконно категория права оперативного управления использовалась для отношений государственной собственности, однако потом она начала приспосабливаться не только к государственной, но и к другим формам собственности. Эта конструкция в массовом юридическом сознании очень популярна.

Право оперативного управления определяют как такое, которое финансируется за счет собственника, особое вещественное право юридического лица (организации) владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества.

Право оперативного управления — это основанное на праве собственности другого лица и предоставленных ему полномочиях право владения, а также ограниченные права пользования и распоряжения имуществом в целях и пределах, установленных собственником.

Как и право полного хозяйственного ведения, право оперативного управления является производным от права собственности и более ограничено в сравнении с ним. Кроме того, оно уже, чем право полного хозяйственного ведения. Если право полного хозяйственного ведения содержит три правомочия — владение, пользование и распоряжение, то право оперативного управления охватывает одновременно лишь два — владение и пользование или владение и распоряжение.

В любом случае лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, не имеет права распоряжаться им по своему усмотрению, а может это делать лишь в пределах, установленных собственником.

Ответственность по своим долгам лицо, в оперативном управлении которого находится имущество, несет лишь в пределах последнего. В остальных ответственность субсидиарно несет собственник такого имущества.

Право оперативного управления в советском гражданском праве было закреплено раньше, чем право полного хозяйственного ведения, и длительное время было единственным средством осуществления права государственной собственности.

Однако с принятием Закона «О собственности» и появлением права полного хозяйственного ведения имущество на праве оперативного управления, как правило, закреплялось за учреждениями (хотя в некоторых случаях на таких принципах имущество может принадлежать также предприятиям и организациям).

Таким образом, фактически состоялось деление права полного хозяйственного ведения и права оперативного управления также и за субъектным составом.

ГК Украины не предусматривает ни права полного хозяйственного ведения, ни права оперативного управления. Это можно объяснить тем, что их планировалось заменить такими категориями, как «право собственности юридических лиц» и «владение». С другой стороны, ГК действует вместе с ХК Украины, в котором среди вещественных прав упоминаются право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т. п., а имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и будет подлежать закреплению за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 73 ХК Украины).

Таким образом, пока еще они продолжают существовать в отечественном законодательстве как категории вещественного права.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, не являющихся собственниками. В данном материале постараемся разобраться с тем, что представляют собой право хозяйственного ведения и право оперативного управления, в чём их различия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294-295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом ) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления , не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения . Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления , если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Не ограничено

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.



 

Возможно, будет полезно почитать: