Представительный орган муниципального образования. Представительный орган поселения Список состоит из представительного органа местной администрации

Система МСУ – это совокупность органов управления и должностных лиц МО, избранных или назначенных на основе устава МО, принимающих самостоятельно и под свою ответственность решения по предметам местного значения и в объеме компетенции.

В систему МСУ в соответствии с ФЗ о МСУ входят следующие органы и должностные лица: представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых населением МО; глава МО; администрация МСУ (исполнительно-распорядительный орган); руководитель администрации МСУ.

Представительный орган МО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах населением, проживающим на территории МО.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района может:

1) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства в порядке, определяемом законом;

2) избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО, направляется главе МО для подписания и обнародования. Глава МО, являющийся руководителем местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган МО с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава МО отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом МО. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа МО, он подлежит подписанию главой МО в течение семи дней и обнародованию.

Организацию деятельности представительного органа МО в соответствии с уставом МО осуществляет глава МО, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, – председатель представительного органа МО.

И.Ф. Фасеев, ведущий советник аппарата
Комитета Государственной Думы
по вопросам местного самоуправления

"Практика муниципального управления" 2008 №6.

Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность формирования представительного органа муниципального района делегированием в его состав представителей органов местного самоуправления поселений. Однако при реализации этого положения зачастую возникает множество вопросов и проблем, разрешить которые помогут следующие разъяснения.

До принятия Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) представительные органы всех муниципальных образований формировались путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Пунктом 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ предоставлена возможность формирования представительного органа муниципального района из представителей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района. В этом случае представительный орган муниципального района будет состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых представительными органами поселений. При этом главы поселений будут входить в состав представительного органа муниципального района по должности, а депутаты представительных органов поселений делегироваться в состав представительного органа муниципального района представительными органами поселений.

Порядок перехода к формированию
представительного органа по принципу делегирования

Порядок перехода к формированию представительного органа муниципального района по принципу делегирования в его состав представителей поселений определен в ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

Для перехода к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселений необходимо, чтобы представительный орган одного из поселений, входящих в состав муниципального района, выдвинул своим решением соответствующую инициативу. В указанном решении должна быть предложена норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также названа дата начала работы сформированного таким образом представительного органа муниципального района. Указанная дата не может приходиться на период правомочности действующего представительного органа муниципального района (сформированного путем избрания на муниципальных выборах). Т. е. сформированный по принципу делегирования представительный орган муниципального района может начать свою работу (приобрести правомочность) не ранее окончания срока полномочий действующего представительного органа муниципального района (абз. 2 ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Для приобретения законной силы инициатива о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселений должна быть поддержана представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, в течение одного года со дня ее выдвижения.

При этом формирование представительного органа муниципального района путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании может быть изменено на формирование по принципу делегирования не ранее чем через два года со дня приобретения правомочности представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ (на муниципальных выборах).

Если инициатива о переходе к формированию представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ (по принципу делегирования) поддержана в течение одного года представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, то выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.

Если указанная инициатива поддержана после назначения выборов в представительный орган муниципального района, то она не может быть реализована, т. к. в законодательстве РФ не содержится правовых оснований для отмены решений о назначении выборов, за исключением нарушения порядка принятия данных решений, принятия их неуполномоченным органом или нарушения сроков назначения выборов.

Абзацем 3 ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что порядок формирования представительного органа муниципального района по принципу делегирования закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. Однако в соответствии с положениями ч. 3 ст. 28 и ч. 4 ст. 44 этого закона проект нормативного акта о внесении изменений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию не менее чем за 30 дней до его рассмотрения и должен выноситься на публичные слушания. Кроме того, действующим законодательством предусмотрена государственная регистрация изменений, внесенных в устав. Понятно, что за один месяц процедура внесения изменений в устав не может быть реализована.

Таким образом, в положениях Федерального закона № 131-ФЗ имеется противоречие между нормами, определяющими порядок приведения устава муниципального района в соответствие с решениями представительных органов поселений о формировании представительного органа муниципального района, и нормами, определяющими порядок внесения изменений в устав муниципального образования. До устранения указанного противоречия норм Федерального закона № 131-ФЗ, по нашему мнению, следует в соответствии с абз. 3 ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в течение одного месяца со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района принять за основу проект решения представительного органа о внесении соответствующих изменений в устав муниципального района, и далее продолжить рассмотрение указанного проекта с внесенными изменениями в соответствии с положениями ст. 28 и ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ.

Порядок делегирования представителей поселений
в представительный орган

Глава поселения входит в состав представительного органа муниципального района по должности, независимо от способа замещения должности главы поселения, определенного уставом поселения: путем избрания на муниципальных выборах или избрания из состава депутатов представительного органа поселения.

Количество депутатов, делегируемых представительными органами поселений в состав представительного органа муниципального района, определяется решением представительного органа поселения, выдвинувшего инициативу о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселений.

Количество представителей поселений в представительном органе муниципального района Федеральным законом № 131-ФЗ не ограничено. Однако при определении количества представителей поселений в представительном органе муниципального района следует учитывать, что представительство каждого поселения должно быть равным (независимо от численности в нем населения) и общее число представителей (депутатов) поселений должно быть не менее 15 (ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Порядок делегирования представителей поселений в представительный орган муниципального района определяется поселениями самостоятельно и может быть закреплен в уставе поселения или установлен решением представительного органа поселения.

В уставе поселения, решении представительного органа поселения или ином нормативном правовом акте, определяющем указанный порядок, должны быть предусмотрены срок полномочий представителя, порядок выдвижения нового представителя в состав представительного органа муниципального района в связи с окончанием (в т. ч. досрочным) полномочий депутата представительного органа поселения, порядок сложения полномочий представителя по его собственной инициативе и др. основаниям. Также может быть предусмотрена ротация (замена, обновление) представителей поселения в представительном органе муниципального района (за исключением представителя, замещающего должность главы поселения).

В Федеральном законе № 131-ФЗ не определен порядок перехода от формирования представительного органа муниципального района путем делегирования к формированию представительного органа муниципального района путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах, хотя на практике такая ситуация также возможна.

Поскольку решение о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования принимается представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, обратное решение (о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах) должно приниматься представительными органами не менее чем одной трети поселений, входящих в состав муниципального района, т. к. именно в таком случае теряется легитимность ранее принятого решения.

При наличии такого волеизъявления представительных органов поселений представительный орган муниципального района должен назначить выборы в представительный орган муниципального района, определить численный состав депутатов представительного органа муниципального района и прекратить свои полномочия со дня первого правомочного заседания вновь избранного представительного органа муниципального района.

Если решение о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем избрания в его состав представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах принято представительными органами не менее чем одной трети поселений, входящих в состав муниципального района, но выборы в представительный орган муниципального района не назначены, то указанные выборы могут быть назначены по решению суда в соответствии с Федеральным законом от 26. 11.96 № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и Федеральным законом от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Выбор способа формирования представительного органа

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района: на основе прямого голосования на муниципальных выборах или путем делегирования в районный представительный орган глав и депутатов поселений. При этом решение о выборе одного из предусмотренных способов зависит только от представительных органов поселений.

Оценивая положительные и отрицательные стороны этих двух способов формирования представительного органа муниципального района следует отметить, что переход к формированию представительного органа муниципального района по принципу делегирования приведет к усложнению бюджетного процесса не только в муниципальном районе, но и поселениях, т. к. в соответствии с положениями ч. 4

ст. 53 и ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальных районах, в которых формирование представительных органов осуществляется по принципу делегирования, расходы бюджетов на решение вопросов местного значения, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14, 16 ч. 1 ст. 15, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района. При этом размер указанных субвенций определяется представительным органом муниципального района по единому для всех поселений нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг.

Поселения же, входящие в состав муниципального района, в котором представительный орган избирается на основании всеобщих равных и прямых выборов населением, таких отчислений в бюджет района не производят.

Кроме того, следует учитывать, что за счет указанных субвенций в соответствии с ч. 4 ст. 53 и ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ решаются такие достаточно затратные вопросы местного значения муниципального района как:

  • содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений;
  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями;
  • организация оказания медицинской помощи в пределах компетенции муниципального района;
  • опека и попечительство;
  • организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов.

В условиях, когда вышеперечисленные вопросы местного значения являются достаточно затратными, а подавляющее большинство сельских поселений в настоящее время не имеет значимых собственных доходов, такая бюджетная система приведет к дополнительному изъятию средств из бюджетов городов и поселков и к встречным финансовым потокам, поскольку в бюджетах муниципальных образований значительную долю составляют различного рода дотации, субвенции и финансовая помощь из региональных бюджетов.

Кроме того, при принятии решения о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселения следует учитывать, что глава муниципального района в этом случае может избираться как на муниципальных выборах, так и из состава представительного органа муниципального района (по решению представительного органа муниципального района), но не вправе возглавлять исполнительно-распорядительный орган района в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ. Глава администрации в этом случае должен назначаться по контракту по результатам конкурса, проводимого в соответствии с положениями ч. ч. 2-7 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, с участием в конкурсной комиссии членов, назначенных органами государственной власти субъекта РФ.

Вместе с тем надо учитывать, что назначение руководителя исполнительно-распорядительного органа по контракту может дать позитивный результат в основном в городах. Это обусловлено тем, что в городах есть городское коммунальное хозяйство, сопоставимое по ресурсам с крупной промышленной корпорацией (предприятием), для управления которой требуются специальные управленческие знания и опыт. Поэтому в городах такое разделение полномочий, когда руководитель администрации управляет городским хозяйством, а представительный орган и глава муниципального образования занимаются стратегическими (социально-экономическое развитие, определение приоритетов) и политическими вопросами (взаимодействие с населением, органами государственной власти субъекта РФ), может быть весьма эффективным и оправданным. Не случайно глава администарции, назначаемый по контракту, на профессиональном сленге называется "сити-менеджер".

В районах же, как правило, ситуация совершенно иная. Единого коммунального хозяйства здесь нет. Каким образом будут складываться отношения между органами местного самоуправления района и поселений в условиях, когда депутаты представительных органов поселений и главы поселений будут выступать одновременно и районной властью и поселковой, трудно спрогнозировать. В условиях недостатка ресурсов может быть много конфликтов. Кроме того, велика вероятность того, что главы поселений, занимаясь в своих поселениях текущей работой, а поселковые депутаты, концентрируясь на своих местных проблемах, не смогут эффективно работать в представительном органе муниципального района.

Другая проблема, которая непременно может возникнуть в таких муниципальных районах, в состав которых входит также и город, состоит в том, что изначально представительство городского поселения и сельских поселений в представительном органе будет несбалансировано. Это связано с тем, что и от города с населением 15-40 тыс. жителей, и от каждого из 5 и 10 сельских поселений с общим числом жителей в несколько раз меньшим в представительном органе района будет по равному числу представителей.

Кроме того, при формировании представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ возможно возникновение конфликтов и проблем, связанных с выражением интересов органов местного самоуправления поселений в представительном органе муниципального района. Как должны голосовать представители поселения, если они, например, не согласны с решением представительного органа поселения по вопросу, рассматриваемому в представительном органе района? Вправе ли представители поселения, из которых сформирован представительный орган муниципального района, голосовать по собственному усмотрению или обязаны голосовать строго в соответствии с решениями органов, представителями которых они являются? Все эти, а также многие другие вопросы могут быть в той или иной степени урегулированы нормативными актами поселений. Однако вряд ли это позволит избежать конфликтов.

Принципиальными недостатками такой системы являются подмена представительства населения в представительном органе муниципального района на представительство органов местного самоуправления, устаревшая по современным представлениям двухступенчатая схема формирования представительного органа муниципального района вместо избрания в орган народовластия представителей населения прямым голосованием, сложность функционирования и взаимодействия всей системы органов местного самоуправления в муниципальном районе в совокупности.

Как правило, в органах государственной власти субъектов Федерации сторонники формирования представительных органов муниципальных районов путем делегирования руководствуются следующим:

  • введение таким образом "квазивертикали" исполнительной власти вследствие обязательности в таком случае назначение главы администрации района по контракту с участием в этом процессе органов государственной власти;
  • снижение затрат (как материальных, так и организационных) для проведения муниципальных выборов в представительный орган муниципального района;
  • уменьшение ответственности за финансовое обеспечение решения ряда затратных вопросов местного значения районов путем перекладывания ее на бюджеты поселений.

Сторонники такого подхода среди депутатов представительных органов и глав поселений, как правило, видят потенциальные преимущества этого способа в том, что:

  • они смогут принимать более широкое участие в решении вопросов местного значения муниципального района (хотя достижение такого же участия возможно и путем выдвижения своих кандидатур от поселения на выборах в представительный орган муниципального района);
  • они смогут решить наболевшие проблемы своих поселений "став одновременно и районной властью", к которой у них накопилось много претензий (однако здесь велика вероятность оказаться у того же "разбитого корыта", поскольку наиболее расходные вопросы местного значения муниципального района в этом случае должны финансироваться за счет субвенций из бюджетов поселений, а в большинстве муниципальных районов бюджетный средства формируются за счет дотаций из региональных бюджетов).

Следовательно, принятие решения о формировании представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений является очень ответственным шагом и должно основываться на анализе преимуществ и недостатков такого способа с учетом реальных возможностей и ресурсов поселений, а также анализе возможных последствий такого решения.

Прежде чем, принимать такое решение органам местного самоуправления поселений целесообразно создать рабочую группу, которой поручить рассмотреть финансовые возможности поселений и района, рассмотреть кадровый потенциал для работы в представительном органе района, проект регламента работы сформированного таким образом представительного органа муниципального района, примерный (модельный) проект бюджета района и бюджетов поселений, смоделировать процедуру рассмотрения и принятия сформированного таким образом районного бюджета. Тогда с открытыми глазами, зная проблемы с которыми предстоит сталкиваться и решать, можно принимать решение, имея заранее заготовленные управленческие наработки. В противном случае, можно сломать хорошо ли, плохо ли работавшую структуру, с большой опасностью, что взамен, фактически, ничего нового не будет создано.

Выносы (на поля статьи)

Федеральный закон № 131-ФЗ для представительных органов муниципальных районов предлагает два альтернативных варианта: либо представительный орган избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо формируется из глав поселений и из депутатов представительных органов поселений с равной независимо от численности жителей нормой представительства.

В cформированном в соответствии с п. 1. ч. 4 ст. 35 представительном органе муниципального района должно быть равное число представителей от каждого поселения, входящего в состав муниципального района, независимо от численности населения в нем.

Порядок делегирования представителей поселений в представительный орган муниципального района регулируется уставом поселения и не может регулироваться уставом муниципального района или правовыми актами представительного органа муниципального района.

Реализация полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района в значительной степени зависит от взаимоотношений с органами местного самоуправления поселений.

Поселениям необходимо закрепить в своих уставах положения, регулирующие вопросы, связанные с дачей согласия на изменение порядка формирования представительного органа района, вынесением предложений о численности представителей от каждого поселения в представительном органе района, порядке выборов представителей поселения в представительный орган района, участием населения в рассмотрении и принятии решений по вышеназванным вопросам.

Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже 1 раза в 3 месяца.

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Подробнее о представительном органе поселения

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Представительный орган муниципального района:

    1. может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района , и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
    2. может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от 6. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
      • 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
      • 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
      • 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
      • 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
      • 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
      • 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

    1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
    2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
    4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
    6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
    7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
    8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
    9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения ;
    10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Прекращение полномочий представительного органа муниципального образования

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

    1. в случае принятия указанным органом решения о самороспуске в порядке, определенном уставом муниципального образования;
    2. в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
    3. в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3 , 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;
    4. в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
    5. в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Организационно-правовые формы деятельности представительного органа муниципального образования

Деятельность представительного органа местного самоуправления осуществляется в различных организационно-правовых формах, которые включают:

    • сессии;
    • работу постоянных и временных комиссий, комитетов, депутатских групп, фракций и т.п.;
    • работу каждого отдельного депутата.

Сессии

Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит термина "сессия". Однако в научном и познавательном плане употребление его допустимо.

Сессию можно считать основной организационной формой деятельности представительного органа, она включает в себя его заседания (можно также сказать - пленарные заседания), а также работу комиссий, комитетов и иных подразделений, объединенных единой повесткой. Именно повестка сессии позволяет отличить одну сессию от другой.

Виды сессий:

    • очередные;
    • внеочередные.

Очередные сессии созываются обычно один раз в два-три месяца на один-два дня или дольше, в зависимости от уровня муниципального образования и важности обсуждаемых вопросов.

Внеочередные сессии собираются для решения вопросов, не терпящих отлагательства до очередной сессии.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Сложно понять замысел этого предложения, поскольку далее следует требование: "Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов". Видимо, Закон допускает, что конкретный устав закрепит еще более высокую планку.

В Законе установлено, что заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Главенство сессии как коллективной формы работы депутатов, и прежде всего их заседания (пленарного заседания), определяется следующими факторами:

    1. только в рамках заседания могут быть решены наиболее важные вопросы жизнедеятельности муниципального образования;
    2. принципом коллективности в ее работе.

Открывает первое заседание первой сессии обычно старейший по возрасту депутат. Это может также делать председатель территориальной избирательной комиссии, глава муниципального образования, председатель оргкомитета по созыву сессии. Временный председательствующий ведет заседание до избрания председателя представительного органа муниципального образования.

Постоянные и временные комиссии

Кроме избрания председателя представительного органа на первой сессии формируются постоянные комиссии и иные органы. Постоянные комиссии создаются решением представительного органа на срок его полномочий на основе устава муниципального образования, регламента представительного органа или соответствующего положения. Чаще всего образуются комиссии:

    1. по бюджету, местным налогам и сборам и контролю за их исполнением;
    2. по экономическому развитию и жизнеобеспечению населения;
    3. по социальной политике и т.п.

Комиссия создается в составе ее председателя и членов.

Персональный и численный состав определяется решением представительного органа, обычно не может быть менее трех человек. В связи с тем что депутатов в представительном органе муниципального образования немного, на местах допускается их вхождение в две, но не более, постоянные комиссии. Кое-где в состав комиссий могут избираться с правом совещательного голоса работники администрации - специалисты в соответствующих направлениях деятельности комиссии, а также руководители органов территориального общественного самоуправления.

Постоянные комиссии представительного органа по его решению могут быть в любое время переформированы, упразднены, переименованы, изменены по составу.

Основные задачи комиссий:

    1. предварительная подготовка вопросов по своему направлению для предстоящего рассмотрения на заседании муниципального представительного органа, в том числе подготовка проектов правовых актов;
    2. содействие реализации принятых на сессии решений;
    3. контроль за исполнением принятых представительным органом решений.

По общему правилу постоянные комиссии не обладают самостоятельными полномочиями в том смысле, что не могут принимать решения, обязательные для граждан и организаций. Но комиссии могут запрашивать информацию, необходимую для своей деятельности, вносить предложения, давать рекомендации в пределах своей компетенции, приглашать для дачи пояснений должностных лиц местного самоуправления.

Временные комиссии могут создаваться представительным органом муниципального образования в том же порядке, что и постоянные комиссии, с одним отличием: назначение временной комиссии состоит в решении определенного вопроса, после чего ее полномочия прекращаются.

В муниципальных образованиях представительным органом и постоянной комиссией могут создаваться также рабочие группы - обычно для подготовки вопроса к заседанию, анализа практики и осуществления задач, определенных в решении о создании рабочей группы. В состав рабочей группы наряду с депутатами могут входить работники администрации, научные и практические работники. Подотчетна и подконтрольна рабочая группа органу, ее создавшему.

Депутатские объединения

Депутатские объединения в представительных органах муниципальных образований - это чаще всего депутатские группы и депутатские фракции.

Депутатские группы могут создаваться как по социальному, так и по территориальному признаку.

Группы, созданные по социальному признаку (ветеранов, молодежи, представителей бизнеса, хозяйственников и др.), представляют, по необходимости отстаивают в представительном органе соответствующие интересы.

Депутатские группы, создаваемые по территориальному признаку, могут включать депутатов представительного органа, избранных в смежных округах, например депутатов представительного органа муниципального района (при прямых выборах), избранных на территории того или иного поселения. В группу могут входить депутаты представительных органов двух муниципальных уровней (поселение и район), поскольку территории их округов так или иначе совпадают. Такие депутатские группы стараются представлять интересы своей территории в каждом из представительных органов - поселения и района. Кроме того, такие, образно говоря, объединенные депутатские группы стремятся представлять интересы своих территорий и населения при рассмотрении вопросов на вышестоящих уровнях власти. Кстати, не исключается участие в подобных территориальных депутатских группах также и депутатов представительных органов государственной власти субъектов РФ.

Депутатские фракции могут образовываться в представительных органах крупных муниципальных образований. Поскольку практически к участию в выборах на всех уровнях публичной власти теперь из всех общественных объединений допускаются лишь политические партии, то и во фракции депутаты объединяются по признаку принадлежности к определенной политической партии. Фракция объединяет депутатов, избранных как по партийным спискам (ряд муниципальных образований проводит выборы депутатов только по партийным спискам), так и в избирательных округах (если они выдвигались партийными организациями). Фракции регистрируются в представительном органе, с тем чтобы консолидировано отстаивать обозначенные в программе своего объединения задачи. Преимущество фракции заключается в дополнительных возможностях, закрепленных в регламенте представительного органа. Обычно это право выдвигать кандидатов на те или иные посты, право на обязательное предоставление слова для выступления от имени фракции при обсуждении вопросов повестки дня, возможность представить содоклад и т.д.

Порядок формирования

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район , городской округ).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Исключительная компетенция

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
  10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Финансирование деятельности

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Досрочное прекращение полномочий

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Правовые акты и литература

  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (официальная публикация)

Эффективное функционирование правовой системы, установленной в стране, обеспечивают Представительные, исполнительные, судебные институты осуществляют принятие и реализацию нормативных актов. Также они формируют условия для надлежащей охраны прав и защиты интересов граждан. По мнению многих исследователей, приоритетное значение в системе имеют законодательные (представительные) органы. Такая позиция обусловлена тем, что именно эти институты облекают в нормы главные направления внешней и внутренней политики, обеспечивая верховенство правовых положений в обществе. Рассмотрим далее, какие существуют представительные органы в стране, каковы их задачи и порядок формирования.

Общие сведения

Принцип разделения власти на три направления был закреплен в Конституции, принятой в 1993 году. Его суть заключается в том, что каждой ветви отводятся определенные вопросы, устанавливаются рамки компетенции, в пределах которых она может их решать. Так, в частности, разрешение споров, признание неконституционности тех или иных правовых документов, вынесение приговоров осуществляют судебные Представительные институты разрабатывают и принимают нормативные акты, утверждают бюджет и так далее. Эти вопросы находятся в ведении Федерального Собрания и региональных структур.

Парламент

Он выступает в качестве Высшего нормотворческого института в стране. В Федеральное Собрание входят: Госдума РФ и Совет Федерации. Первая структура осуществляет разработку, обсуждение и принятие норм. В некоторых случаях правовой документ изучается в Совете Федерации. При этом последний может отклонить утвержденный проект. Совет Федерации, таким образом, выступает как координирующий и контролирующий институт. Его деятельность необходима для уменьшения политических разногласий, принятия оптимальной редакции предлагаемой нормы.

Формирование

Образование представительных органов осуществляется на выборной основе. Избрание депутатов происходит по пропорциональной системе. В голосовании участвуют все граждане страны. В ходе предвыборной кампании политические партии предоставляют списки кандидатов. Места в Госдуме распределяются в соответствии с официальными итогами голосования.

Структура

Высшие представительные органы в комплексе формируют единый институт, принимающий ФЗ. В соответствии с ними утверждаются региональные правовые документы. Эта функция возложена на представительные органы субъектов РФ. Они, в свою очередь, именуются по-разному. Это могут быть:

  • Курултаи.
  • Думы (областные, городские и проч.).
  • Хуралы.
  • Советы и так далее.

Кроме этого, функционируют и территориальные органы. Они также наделены правом утверждать нормативные акты. Эти документы могут раскрывать суть ФЗ, регламентирующих решение вопросов совместного ведения регионов и РФ, или касаться проблем, относящихся исключительно к компетенции субъектов.

Палаты парламента

Представительные органы занимают ключевое положение в структуре административного аппарата России. Высшие институты регулируют вопросы, относящиеся к обеспечению нормальной жизнедеятельности всего общества в стране. Правовой статус палат парламента закрепляется в Конституции. В нормотворческой деятельности эти федеральные органы имеют приоритетное значение. Между тем в стране утверждать правовые акты могут и иные, в том числе судебные структуры и президент. Это, однако, нисколько не умаляет силы и значения палат парламента.

Нюансы

Представительные органы - это такие институты, которые формируются по воле народа. ФС имело такой статус с 1993-го по 1995-й. В настоящее время по своей сути не является представительным институтом власти. Это связано с тем, что назначение сенаторов осуществляет президент страны. При этом Госдуму можно назвать представительным органом только частично. Дело в том, что, к примеру, в 6-й ее созыв избрание депутатов осуществлялось по спискам. Таким образом, население голосовало не за конкретного кандидата, а за всю партию. Состав выдвигаемого политического объединения, однако, может измениться и после его избрания. В результате происходит "текучка" депутатов. Одни из них, заявляя самоотвод, уходят, а на их место приходят другие, о которых граждане даже не знают. По мнению ряда специалистов, сомнительной следует считать и исключительно законодательную функцию Думы. Дело в том, что депутаты имеют право опосредованно контролировать работу Счетной Палаты, председателя ЦБ. Они также могут направлять запросы в прокуратуру, назначать уполномоченного по правам, вызывать на заседание министров. Эти нюансы оказывают существенное влияние на зависимость ветвей госвласти друг от друга. Таким образом, Высшие нормотворческие федеральные органы обладают широкими возможностями. Обе палаты парламента наделены контрольными функциями в рамках своей компетенции.

Территориальные органы

Правовой статус этих институтов также закрепляется в Конституции. В полномочия представительного органа региона входит, кроме нормотворческой деятельности, работа по формированию и прочих структур, а также контроль их функционирования. Взаимодействие с институтами других ветвей осуществляется по-разному в той или иной административной единице страны. Существуют также отличия в формах организации самого процесса принятия законов, процедур рассмотрения и разрешения тех или иных проблем.

Специфика

Местные представительные органы самостоятельно решают вопросы, которые касаются информационного, материально-технического, правового, финансового и организационного обеспечения их деятельности. Все необходимые расходы на это утверждаются внутри институтов. Затраты на обеспечение деятельности предусматриваются отдельной строкой регионального бюджета.

Компетенция

Среди основных вопросов, которые решают региональные институты, следует отметить:

  • Формирование порядка, на основании которого будут проводиться выборы в органы самоуправления, осуществляться их деятельность в пределах, установленных в Конституции.
  • Установление сборов и налогов, отнесенных в соответствии с ФЗ к ведению регионов, порядка их удержания.
  • Принятие программ социального и экономического развития, предложенных исполнительными структурами.
  • Утверждение заключения и расторжения соглашений и договоров регионального уровня.
  • Установление режима управления и распоряжения собственностью на подведомственной территории.
  • Определение порядка созыва и проведения референдумов.
  • Утверждение плана по управлению регионом, установление структуры высших исполнительных органов субъекта.

Нормотворческая инициатива

Ее имеют соответствующие органы самоуправления, депутаты и определенные должностные лица. Право на инициативу предоставляется согласно положениям Конституции и Уставам регионов и другим институтам и структурам. В их числе, в частности, могут быть общественные организации и объединения. Это право могут получить и граждане, которые проживают на конкретной территории.

Рассмотрение предложенных проектов

Разработанные нормативные акты, предоставленные лицами, занимающими высшие должности в регионе, изучаются в первоочередном порядке. Рассмотрение законопроектов, в которых предусматриваются расходы, покрытие которых предполагается осуществлять из бюджета субъектов, осуществляется в течение не менее 2 недель (14 календарных дней).

Порядок утверждения актов

Процедура принятия устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Процесс имеет свою специфику. В частности:

  1. Принятие Устава субъекта, дополнений и поправок к нему производится большинством голосов. При этом оно должно составить не меньше 2/3 от всего числа депутатов.
  2. Законопроекты рассматриваются как минимум в 2 чтениях. При принятии или отклонении разработанного акта выносится соответствующее постановление.
  3. Утверждение законов региона производится большинством от всего установленного числа депутатов, а решений - от количества избранных.
  4. В качестве неотъемлемого условия вступления нормативного акта в действие выступает его обнародование (промульгирование) лицами, находящимися на высших постах.
  5. В случае отклонения законопроекта вето может преодолеваться большинством, которое составляет не меньше 2/3 от всего установленного числа депутатов.

Нормативные акты, Уставы вступают в действие непосредственно после опубликования в официальных источниках. Законы, положения, которые касаются защиты свобод и прав, наделяются юридической силой не ранее чем через 10 дней после издания.

Правовой статус

Нормотворческие региональные (местные) органы являются постоянно действующими институтами. Они выступают как единственные структуры административной единицы, обладающей правом принимать официальные юридические акты. В функции институтов включено законодательное регулирование по вопросам исключительного ведения региона, а также совместного ведения с Высшими представительными органами страны. Структуры административных единиц обладают правами юрлиц, имеют гербовые печати. Название представительного органа в каждом субъекте, его внутреннее устройство определяются в соответствии с Уставом (Конституцией) с учетом национальных, исторических и прочих традиций.

Специфика избрания

В ФЗ № 184 определена структура и способы, в соответствии с которыми формируются нормотворческие местные органы. Выбор депутатов осуществляется гражданами, проживающими в пределах данной административной единицы. Для участия в кампании они должны быть наделены избирательным (активным) правом. В качестве кандидата может выступать гражданин России, достигший определенного возраста. Он, согласно законодательству, должен обладать пассивным правом быть избранным. Выборы проводятся путем тайного голосования. Статус депутатов, продолжительность их полномочий, порядок, в соответствии с которым подготавливаются и реализуются утверждаются в Федеральных нормативных актах, Уставе (Конституции) и прочих правовых документах региона. Заседания являются открытыми, однако допускается проведение закрытых совещаний. Порядок созыва последних предусматривается в регламенте, который утверждает региональный или муниципальный представительный орган.

Состав региональных институтов

Большая часть представительных органов в субъектах является однопалатной. Две палаты парламента предусматриваются только в некоторых республиках. Формирование представительных институтов осуществляется в процессе выборов с использованием пропорциональной и мажоритарной систем. Не меньше половины депутатов должны выбираться по единому округу в соответствии с количеством голосов, поданных за списки от избирательных объединений. Количество депутатов в законодательном органе субъекта определяется в Уставе региона. Численность избранников колеблется от 11 (в Таймырском АО) до 194 (в Республике Башкортостан). Продолжительность пребывания гражданина в статусе депутата устанавливается в Уставе. Однако срок полномочий не может быть больше пяти лет. Количество должностных лиц, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, устанавливается соответствующим нормативным актом региона.

Финансирование

Расходы, которые необходимы для обеспечения деятельности представительных региональных органов, предусматриваются отдельно от прочих затрат согласно бюджетной классификации РФ. Распоряжение и контроль распределения средств в ходе реализации доходно-расходных статей отдельными депутатами либо их группами, а также самим нормотворческим институтом не допускаются. Вместе с этим полномочия представительной структуры региона по надзору за распоряжением бюджетными средствами не ограничиваются.

Законы представительного органа региона

Нормативные акты такого типа решают различные вопросы. К ним, в частности, относят:

  1. Утверждение бюджета региона и отчета о его реализации, предоставленные лицом, занимающим высшую должность.
  2. Установление порядка проведения выборов в структуры местного самоуправления в пределах административной единицы.
  3. Утверждение программ по экономическому и социальному развитию региона, которые предоставляются высшим лицом.
  4. Установление сборов и налогов, отнесенных к ведению администрации, порядка их взимания.
  5. Утверждение бюджетов территориальных внебюджетных государственных фондов и отчетов по их реализации.
  6. Определение порядка управления и распоряжения имуществом субъекта, в том числе акциями, паями и прочими долями в капиталах хозяйствующих товариществ, обществ и предприятий иных организационно-правовых типов.
  7. Утверждение расторжения и заключения региональных договоров.
  8. Установление порядка организации и проведения референдумов.
  9. Определение административно-территориального устройства региона и правил его изменения.
  10. Установление структуры институтов иных направлений.
  11. Определение порядка избрания в представительный орган региона.

Постановления

Представительные органы регионов вправе выносить такие нормативные акты по различным текущим, оперативным вопросам. В частности постановлением осуществляется:

  1. Принятие регламента нормотворческого института, решение вопросов, касающихся внутреннего распорядка деятельности.
  2. Оформление передачи высших полномочий в субъекте гражданину по представлению президента России.
  3. Назначение на пост и снятие с него отдельных служащих.
  4. Оформление согласия на получение должности определенными лицами, если данный порядок установлен в Конституции, ФЗ или Уставе региона.
  5. Назначение даты выборов в представительный орган субъекта.
  6. Определение времени проведения референдума в предусмотренных нормативными актами региона случаях.
  7. Оформление решения о доверии/недоверии высшим должностным лицам, в том числе исполнительным органам, в назначении которых участвовал представительный институт.
  8. Утверждение соглашения об изменении границ административной единицы.
  9. Одобрение проекта договора о разделении полномочий.
  10. Назначение
  11. Оформление иных решений по вопросам, которые, согласно Конституции и прочим нормативным актам, отнесены к ведению представительного органа субъекта.

Досрочное прекращение деятельности

Полномочия нормотворческого органа могут останавливаться до истечения установленного срока, в случаях его роспуска по:

  1. Самостоятельно принятому решению депутатами.
  2. Постановлению руководителя региона, если в ходе заседания был принят нормативный акт, противоречащий юридическим документам, обладающим высшей силой. При этом факты несоответствия должны быть установлены в судебном порядке, а представительный орган не устранил выявленные нарушения в течение полугода с даты вступления судебного решения в действие.

При досрочном роспуске должны быть назначены внеочередные выборы. Они проводятся не позже 6 месяцев после вступления в силу постановления о досрочном прекращении полномочий представительного органа. Досрочный роспуск допускается также в случае принятия судебного решения о неправомочности текущего состава депутатов. Такое положение имеет место, кроме прочего, и при сложении избранниками своих полномочий.

Недоверие руководителю региона

Представительный орган наделяется и таким правом. Недоверие лицу, занимающему высшую должность, выражается в случае:

  1. Издания им нормативных актов, не соответствующих положениям ФЗ, Конституции, Уставу региона и прочим правовым документам. При этом противоречия должны быть установлены в рамках судебного заседания, а руководитель высшего исполнительного органа не устранил несоответствие по истечении месяца с даты вступления постановления суда в действие.
  2. Выявления другого грубого нарушения ФЗ, нормативных актов региона, положений Конституции и прочих документов такого характера, если оно повлекло повсеместное нарушение свобод, прав и интересов населения данной административной единицы.

Решение о выражении недоверия руководителю высшего исполнительного органа утверждается, если за него высказалась 1/3 депутатов из установленного их числа при инициативе такого же количества народных избранников. В случае принятия такого постановления лицо, занимающее высший региональный пост, отправляется незамедлительно в отставку с прекращением деятельности института, которым оно управляло. Одновременно должен быть сформирован новый состав исполнительного органа. Если этого не произошло, прежний институт функционирует до момента создания новой структуры.



 

Возможно, будет полезно почитать: