Процесс совершенствования организационной структуры начинается с. Совершенствование структуры управления

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ В.В. Жариков, канд. техн. наук, д-р экон. наук, профессор Е.А. Синельникова, канд. техн. наук, доцент Н.И. Маркина, магистрант Московский государственный гуманитарно-экономический университет

В представленной научно-исследовательской работе авторами рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием организационной структуры управления предприятием. В статье приведены главные критерии и принципы построения рациональной и адаптированной структуры управления с учетом специфики деятельности предприятия, а также влияния факторов внешней среды. Проанализированы главные причины, перестройки организационных структур. Исходя из приведенных и проанализированных научным коллективом основных принципов проектирования, им схематично представлен алгоритм формирования оптимальной организационной структуры управления предприятием. Представленный алгоритм позволит повысить эффективность мероприятий по разработке, корректировке и совершенствованию организационной структуры с учетом специфики и видов деятельности предприятия

В настоящее время в деятельности любого предприятия все большую значимость приобретает проблема совершенствования организационных структур управления, так как функционирующие организационные структуры предприятий недостаточно приспособлены и адаптированы к решению новых задач управления, к внедрению новой прогрессивной техники и применению методов оптимального управления, к согласованию и объединению разнородной управленческой деятельности, а также к разработке и внедрению инноваций. Поэтому при построении любого предприятия задача руководителей состоит в том, чтобы выбрать или разработать оптимальную структуру, которая наиболее эффективно отвечала целям, стратегии, задачам, специфике и условиям деятельности предприятия.

Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности предприятием является рациональное управление организационной структурой. Как правило, организационная структура, представляет собой совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними, которые обеспечивают целенаправленное функционирование, эффективную деятельность и способствуют повышению конкурентоспособности предприятия .

На сегодняшний день имеется множество видов организационных структур управления организацией, но до сих пор так и не была разработана универсальная организационная структура, которая бы в равной степени подходила для всех типов предприятий. В рациональной организационной структуре управления, на наш взгляд, не должно допускаться повторения одинаковых функций на разных уровнях принятия определенного решения, не должно быть двойственности подчинения и она должна отвечать специфике и видам деятельности организации .

В процессе проектирования организационной структуры разрабатывается программа оценки эффек-

тивности функционирования каждого подразделения, ведь, в случае безуспешности проектируемой организационной структуры, должен быть готов набор корректирующих действий направленных на ее доработку и совершенствование. Необходимость в совершенствовании существующей организационной структуры возникает в таких случаях, когда программа по минимизации издержек и эффективному использованию организационных ресурсов не дает положительных результатов, наблюдается неравномерное распределение функциональных обязанностей, которое вызывает перезагрузку или низкую загруженность работников, наступает внутренняя и внешняя экономическая неустойчивость, что приводит к изменениям в технологии производственных процессов и в процессах управления персоналом . При изучении и сравнении существующих организационных структур управления различных предприятий и организаций нами были выявлены следующие причины, требующие перестройки организационной структуры управления (см. рис. 1) . Наличие дисбаланса в распределении должностных функций, когда одни сотрудники (одного отдела или разных подразделений) не успевают выполнить задание в требуемом временном отрезке по причине загруженности, а другие имеют свободное время на работе, - сигнал о том, что в структуре управления начинаются сбои. Внешние факторы, такие как экономический кризис, который требует немедленного сокращения расходов, и изменения в технологии производства, позволяют пересмотреть выполнение всех видов работ, а также влияют на решение вносить коррекцию в организационную структуру управления. Это в свою очередь формирует изменения и во внутренней среде организации: формируются новые стандарты качества, разрабатывается нормативная документация по загрузке персонала, оплате труда, совершенствуются процессы контроля на всех его стадиях и изменяются подходы в

мотивации сотрудников. Изменения в таком объеме требуют консультации со специалистами и параллельного аудита в рамках финансово-хозяйственной деятельности организации. Только такой сложный и

комплексный подход позволит сформировать организационную структуру, отвечающую новым требованиям и адаптированную (защищенную) к воздействиям внешней и внутренней сред .

Рис. 1. Главные причины перестройки организационной структуры управления предприятия

Совершенствование организационной структуры управления должно проводиться с учетом большого количества параметров и находится в прямой зависимости от степени реагирования на внутренние и внешние факторы, а также своевременную оценку критериев рациональности (оптимальности), отражающихся в следующем :

Плотное взаимодействие всех звеньев структуры управления;

Сосредоточение функциональных звеньев в функциональных узлах, но с условием частичной их независимости, т.е. реальные возможности участия каждого отдельного звена в едином управлении;

Минимальное количество источников "приема" и "выхода" команд у каждого звена организационной структуры управления;

Способность организационной структуры управления быстро адаптироваться к варьирующим внешним и внутренним условиям деятельности предприятия .

Содержание формирования организационной структуры управления организацией всегда стремится к универсальности и зависит от большого числа критериев, формируемых внешним и внутренним воздействием. Оно содержит формулирование целей и задач, установление состава и определенного места подразделений, их ресурсное обеспечение, создание регламентирующей документации, закрепляющей и регулирующей процессы, проходящие в организационной системе управления (см. рис. 2) .

Описанный на рисунке 2 алгоритм формирования организационной структуры не противоречит традиционной схеме ее создания: цели - задачи - объем работ для выполнения задач - число исполнителей - их группировка - объем управленческой работы -создание звеньев. Но при этом данный алгоритм направлен на более детальный анализ организационной структуры предприятия и включает в себя следующие элементы: формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих документов, закрепляющих и регулирующих процессы в организационной системе управления, которые отличают его от стандартных известных алгоритмов.

Проанализируем более детально каждый этап формирования организационной структуры управления предприятия.

1. Предпроектная подготовка.

На данном этапе устанавливаются цели предприятия с учетом состояния внешнего окружения.

Внешняя среда имеет прямое и косвенное влияние на предприятие. К прямому влиянию относят: поставщиков, конкурентов, потребителей, законы и государственные органы, общественные организации, акционеров. К косвенному воздействию относят: технологию, экономику, политику, социокультуру, местное население и географическое положение .

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО!! СТРУКТУРЫ

Этап 1 ГГредпроектная подготовка.

V Установление целей предприятия: с учетом факторов внешней феды; Проведение исследования предприятия (существующей);

V Технико-экономическое обоснование проекта;

V Сосгавленнетехнического задания на проектирование; ^ Анализ сильных и слабых сторон предприятия.

Этап 2 Анализ организационной структуры. Устанавливается степень рациональности структуры действующего предприятия с точки зрения принципов построения

Этап 3 - Создание (совершенствование) организационной структуры.

V Формирование организационной модели:

V Разработка основных подразделений и связей;

V Регламентация организационной структуры.

Этап 4 - Оценка эффективности организационной структуры. Проводится путем определения уровня выполнения плановых заданий, надежности системы управления и скорости принимаемых решений.

Рис. 2. Процесс формирования организационной структуры управления предприятия

Отбор цели совершается на основе маркетинговых исследований, а также устанавливается исходя из предпочтений лиц, принимающих главные управленческие решения.

При этом на наш взгляд особое внимание следует уделить технико-экономическому обоснованию проекта при проектировании организационной структуры управления (ТЭО). Структура ТЭО должна обязательно включать в себя следующие основные разделы: введение с постановкой цели и соответствующих задач; характеристика объекта и имеющейся организационной структуры (для организации реального сектора экономики); критерии и ограничения образования новой организационной структуры; функции и задачи формируемой организационной структуры; ожидаемые технико-экономические последствия образования организационной структуры; выводы и предложения; особенно нужно продумать наполняемость приложения, где должны быть приведены основные нормативно-правовые документы, на базе которых будет выполняться реструктуризация, совершенствование и проектирование.

После этого составляется подробное техническое задание с заданием временных лагов. В технических заданиях указывается: цель создания проектной документации; сведения о ранее осуществленных на предприятии исследованиях; планируемые объемы работ по анализу и проектированию организационной структуры; источники информации для реализации работ; уровень заработной платы по проектированию структуры .

Для анализа сильных и слабых сторон деятельности предприятия руководство должно оценить имеется ли у предприятия потенциал для применения возможностей (сильные стороны), а также, какие у предприятия есть угрозы (слабые стороны). Обычно исследование основывается на пяти функциональных областях предприятия: маркетинг, финансы, производство, персонал, организационная культура .

В ходе проведенного анализа должны быть сформированы предложения по улучшению системы управления предприятием. Для этого этап предпро-ектной подготовки включает в себя проведение всесторонних исследований предприятия. При формировании новой организационной структуры особенное внимание нами предлагается уделить процессу технико-экономического обоснования .

2. Анализ организационной структуры.

Этот этап призван определить, насколько организационная структура целесообразна с точки зрения оценочных критериев и показателей (в соответствии с методологией и принципами управления).

Этот анализ осуществляется руководителями предприятий или подразделений, где планируется смена или усовершенствование организационной структуры, с привлечением экспертов департамента (управления) стратегического планирования. В ходе анализа обнаруживаются недостатки имеющейся структуры, принимается решение о необходимости ее корректировки .

3. Создание организационной структуры.

3.1. Формирование организационной модели.

Организационная модель представляет собой принципы создания подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью.

Принципы развития подразделений:

Функциональная модель: «одно подразделение = одна функция»;

Процессная модель: «одно подразделение = один процесс»;

Матричная модель: «один процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»;

Модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение = один контрагент» .

Модель, ориентированная на центры ответственности: «один процесс или один проект = оплата за качественно выполненную работу функциональным подразделение организации» .

3.2. Разработка основных подразделений и связей.

Предполагается исполнение организационных решений не только по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до базовых подразделений аппарата управления, разделения задач и построения внутриоргани-зационных отношений и внеорганизационных отношений в рамках «центров ответственности» .

Структурирование предприятия представляет собой процесс формирования структуры из следующих подразделений: управления, отделения / департаменты, отделы, службы, бюро и др. .

Независимые подразделения могут быть распределены на более маленькие структурные подразделения: секторы, участки, группы, «центры ответственности».

3.3. Регламентация организационной структуры.

В регламентации организационной структуры

предусматривается разработка свойств аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она содержит: установление структуры внутренних элементов основных подразделений; нахождение проектного количества; распределение работ; определение ответственности; проектирование процедур реализации управленческих работ; расчет расходов на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях спроектированной структуры .

4. Оценка эффективности организационной структуры.

Результативность организационной структуры оценивается на этапе планирования, при анализе структур управления функционирующей организации для создания мероприятий по улучшению .

Параметром эффективности при сопоставлении вариантов организационной структуры служит вероятность более полного и стабильного достижения целей системы управления при наименьших расходах на её функционирование.

Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор нормативной базы для определения уровня эффективности .

Показатели, применяемые при оценке эффективности организационной структуры управления:

1. Совокупность показателей, характеризующих результативность системы управления, проявляющихся через конечные итоги функционирования предприятия, и расходы на управление. Здесь на рассмотрении размер прибыли, величина себестоимости, размер капитальных вкладов, уровень качества продукции, сроки введения инновационной техники.

2. Совокупность показателей, характеризующих состав и организацию процесса управления включая прямые доходы и расходы управленческой деятельности. Здесь в расходы на управленческую деятельность включаются затраты на содержание управленческого аппарата, использование технических средств, содержание сооружений и этап подготовки персонала.

3. Совокупность показателей, показывающая целесообразность сформированной организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. Сюда можно отнести число звеньев системы управления, степень централизации функций управления, установленные нормы управляемости, разделения прав и ответственности .

В конце отметим, что создание организационных структур невозможно осуществлять, применяя лишь только технический подход. Данный процесс включает множество различных факторов, каждый из которых требуется исследовать отдельно. Имеет большое значение и законодательство, и отрасль, и финансовое состояние предприятия, и психологический портрет ее управляющего. Помимо этого, трудности образуют неустойчивость внешней среды и непрозрачность самого предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что правильно спроектированная организационная структура управления играет важную роль в повышении эффективности деятельности организации. Любое предприятие стремится работать с высокой эффективностью и быть конкурентоспособным на рынке, вписываясь в общую концепцию социально-ориентированной логистики . Следовательно, для того чтобы организационная структура соответствовала стратегии развития предприятия, нужно, отчетливо установить главные виды деятельности, масштабы производства, вместе с тем выполнить правильное разделение обязанностей и осуществит строгий контроль над процессом управления, что позволит в целом добиться высоких результатов в функционировании предприятия. В тоже время для эффективной деятельности предприятия необходимо учитывать внешние и внутренние факторы, которые влияют на выбор организационной структуры и на основные этапы ее построе-

ния, позволяя более качественно и эффективно провести работы по ее совершенствованию.

Литература

1. Вайкок, М.А. Принципы формирования организационной структуры управления промышленным предприятием при оптимизации бизнес процессов [Текст] / М.А. Вайкок // Глобальный научный потенциал. - 2014. - №3 (36). - С. 92-95.

2. Гладкова, В.Е. Кластерное освоение территорий опережающего развития с учетом логистического подхода [Текст] / В.Е. Гладкова, В.В. Жариков // Путеводитель предпринимателя. Научно-практическое издание: Сб. науч.трудов. Вып. XXVII / Под научной ред. Л.А. Булочниковой. - М.: Российская академия предпринимательства; Агентство печати «Наука и образование», 2015. С.146 - 156; КВМ 978-5-9907008-0-2.

3. Извольская, Н.А. Проблемы и пути совершенствования организационной структуры управления предприятия [Текст] / Н.А. Извольская // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. - 2014. - Т. 1. - С. 52 - 59.

4. Махнова, Г.Ю. Совершенствование организационной структуры управления предприятием [Текст] / Г.Ю. Махнова, С.А. Шевченко // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2013. - №1. - С. 77 - 80.

5. Мищенко, С.В. Проект создания центра кластерного развития в Тамбовской области [Текст] / С.В. Мищенко, В.Ф. Калинин, С.И. Дворецкий, В.В. Жариков // II Всероссийская научно-инновационная молодежная конференция (с международным участием) «Современные твердофазные технологии: теория, практика и инновационный менеджмент», Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2010. С.40 - 44.

6. Рыбалкина, З.М. Повышение управляемости организации за счет построения рациональной организационной структуры управления [Текст] / З.М. Рыбалкина // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -2012. - № 28. - С. 494 - 497.

7. Синельникова, Е.А. Обеспечение эффективности организационной структуры управления пред-

приятием [Текст] / Е.А. Синельникова// Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 3. -С. 329 - 331.

8. Синельникова, Е.А. Оптимизация организационной структуры управления предприятием [Текст] / Е.А. Синельникова // В книге: Актуальные вопросы гуманитарных, правовых и социально-экономических исследований. 2013. С. 91 - 95.

9. Синельникова, Е.А. Эффективность и конкурентоспособность фирмы в период кризиса [Текст] / Е.А. Синельникова // Человек. Общество. Инклюзия. -2016. - № 1 (25). - С. 108 - 112.

10. Утеева, А.С. Методологические принципы совершенствования механизма рационального управления организационной структурой строительного предприятия [Текст] / А.С. Утеева // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 18. - С. 83 -86.

11. Жариков, В.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности: 08.00.05 - "Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством", тема диссертационного исследования: «Повышение качества машиностроительной продукции: методы, резервы и механизмы», Тамбов: Издательско-полиграфический центр ТГТУ, Формат 60*84/16, тираж 100 экз., от 29.06.2006. Заказ № 365, 40 стр.

12. Жариков, В.В. Социально ориентированная логистика: цели, задачи и экономическая эффективность [Текст] / В.В. Жариков, Н.А. Чайников // Логистика. -2014. - № 9. - С.54 - 61. [Электронный ресурс]: Режим доступа:// http://www.logistika-prim.ru/rubric/19 (Дата обращения: 15.04.2016)

E-mail: [email protected]

[email protected]

Ключевые слова: организационная структура управления, принципы построения организационных структур, проектирование, совершенствование, алгоритм, специфика деятельности предприятия, адаптированная организационная структура

целях финансового оздоровления деятельности организации

Обеспечение выживаемости организации при рыночных отно­шениях в экономике во многом определяется существующей в орга­низации системой управления. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность организации зависит от того, насколько мо­бильно и эффективно она реагирует на изменения внешней среды, насколько чутко улавливает изменение потребностей рынка, насколько она способна к постоянным изменениям и усовершен­ствованиям.

Одной из базисных причин кризисных состояний отечественных организаций, наряду с другими экономическими и производствен­ными причинами, является несоответствие методов и организаци­онных форм управления условиям рыночной экономики, неудов­летворительное, неумелое руководство производственно-хозяй­ственной деятельностью организации.

Многие организации в новых рыночных отношениях практичес­ки сохранили прежнюю систему управления (доперестроечную), которая по существу является определенным тормозом в развитии, самофинансировании, сохранении финансовой устойчивости организации.

Рассматривая систему управления организацией, следует выде­лить управление как: специфическую функцию; процесс подготовки и принятия решений; структуру аппарата; структуру распределения функций, обязанностей, полномочий и ответственности; структуру профессионального и квалификационного состава управленческого персонала.

Указанные элементы системы управления должны быть направ­лены на решение проблем организации. Так, управление как функ­ ция должно больше реализовываться через выполнение антикри­зисных управленческих работ, процедур финансового оздоровле­ния деятельности организации во взаимосвязи с другими обычными управленческими работами.

Управление как процесс требует взаимоувязки между собою уп­равленческих действий (процедур), направляемых на подготовку и принятие решений для реализации программы восстановления или улучшения финансовой устойчивости организации.

Управление как структура управленческого аппарата организации , кото­рый обычно более четко очерчен в ее документах. Схема аппарата управления позволяет определить связи между звеньями и уровня­ми управления, соотношение централизации и децентрализации распределении функций, обязанностей, полномочий и ответственности работников, занимающих разные должности в аппарате. Важно установить, насколько существующий аппарат работает эффективно, где он дает сбои в решениях, где искажается или не доходит необходимая и достоверная информация для принятия правильных решений.

Управленческий персонал, раньше он назывался «инженерно-технические работники и служащие», а сейчас практически повсе­местно его называют менеджерами, обязан обеспечить достижение наилучших производственных и финансовых результатов. В осно­вании такой работы лежит полная информированность обо всем, что происходит в организации и ее окружении, только в этом случае можно эффективно использовать все виды ресурсов (материаль­ных, технических, трудовых, финансовых и т. д.) организации. В зависимости от того, на какой стадии финансовой неустойчи­вости находится организация (эпизодическая неплатежеспособ­ность, хроническая неплатежеспособность, кризисное состояние неплатежеспособности), происходит критический анализ системы направления организации. Анализ позволяет оценить взаимосвязь структуры управления и проблемами финансовой устойчивость, или выявить, что управленчес­кий персонал является некомпетентным, малоквалифицирован­ным и неправильно осуществляются управленческие процессы по подготовке и принятию решений. Поэтому мероприятия по реформированию организации в первую очередь вызывают необходимость изменений в системе управления.

Наиболее важная роль в системе управления принадлежит струк­туре управления, которая представляет собой упорядоченную со­вокупность связей между уровнями, звеньями и управленческим персоналом, занятым решением задач организации по своим фун­кциональным обязанностям.

Следует отличать вертикальные связи - связи подчинения, при наличии нескольких уровней управления и горизонтальные связи - связи согласования и координации управленческих действий между службами одного уровня и работниками. В рамках структуры управления протекают все управленческие процессы (сбор инфор­мации и ее обработка, движение информации, подготовка, приня­тие и реализация решений на ее основе). Между звеньями структу­ры управления (службами) распределены обязанности, полномо­чия, права и ответственность за их выполнение.

В соответствии с этим в условиях наступления кризисной ситуа­ции в организации структуру управления следует проанализировать с точки зрения:

    насколько группировка управленческих работ по функциям, обязанностям отвечает задачам ликвидации или снижения кризисной ситуации в организации;

    определения необходимого числа уровней, звеньев управле­ния и персонала в соответствии с объемом производимой и реализуемой продукции в краткосрочном периоде времени;

    установления четких полномочий и персональной ответственности по принятию и реализации решений, связанных с вы­водом организации из кризисной ситуации;

    соответствия функций полномочиям;

    формирования информационных потоков и механизмов, обеспечивающих координацию (взаимодействие служб аппарата) и передачу решений (без искажений) по вертикали и горизонтали управления;

    насколько квалификация управленческого персонала (менеджеров) соответствует занимаемым руководящим должностям, связанным с принятием и реализацией ответственных для орга­низации решений, соблюдением масштаба управляемости.

Структура управления организации характеризуется такими па­раметрами, как сложность, степень централизации и формализации выполнения работ по управлению, механизмы координации и подстрахования.

Сложность организационной структуры управления определяет­ся числом уровней управления и количеством звеньев управления (служб, отделов и отдельных менеджеров). Число уровней зависит от специфики организации, объема и ассортимента производимой продукции и услуг, особенностей ее положения на рынке банковских услуг и т.д. Чем больше уровней управления между высшим руководством организации и испол­нителями, тем более сложными становятся коммуникации, тем труд­нее реализовывать и контролировать решения, принимаемые руко­водителем и его заместителями, тем больше вероятность несвоевре­менного получения информации и ее искажения. Чем больше звеньев управления (служб, отделов, групп), тем сложнее координировать их работу во взаимодействии для решения поставленных задач.

Число уровней управления, количество отделов, служб и управленческого персонала (менеджеров) могут меняться при существенных изменениях как в структуре самой организации, так и в ее отношениях с внешней средой.

Надо иметь в виду, что меняться может не только количество служб, отделов, но и их специализация в управлении организацией.

Степень централизации отражает распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления. Если подавля­ющее большинство ключевых решений принимается высшим ру­ководством, то такое управление считается централизованным. Централизованное принятие решений в крупных организациях часто не создает возможности быстрого приспособления производ­ства, маневрирования ресурсами для сохранения конкурентоспо­собности в условиях меняющихся потребителей рынка, изменения внешней среды.

Децентрализация способствует увеличению количества принима­емых важных решений на нижних уровнях управления организацией. Достаточно высокий уровень децентрализации обеспечивает более быструю реакцию на изменяющиеся условия деятельности. Однако при широкой децентрализации принимаемые решения могут входить в противоречия с достиженем главных целей организации.

Рациональная степень централизации зависит от структуры и масштаба производства, квалификации менеджеров на различных уровнях управления, сложности обстановки на рынке, ужесточения конкурентной борьбы и других факторов.

Формализация характеризует уровень стандартизации выполнения работ внутри организации в соответствии с правилами, описа­нием процедур, техническими картами и т. д. Обычно это касается повторяющихся, рутинных работ.

Координация базируется на установлении формальных и неформальных связей в аппарате управления. Формальные связи устанавливаются между отдельными службами разных уровней управления, формальные связи устанавливаются непосредственно между управленческими работниками (менеджерами) и характеризуются объемом информации в форме прямых контактов, невзирая на долж­ности и уровни управления.

Важное значение в координации имеет подстраховывание при подготовке и принятии недостаточно продуманных решений и ре­шений, базирующихся на обратных связях, от их возможных последствий и влияния на деятельность организации.

Таким образом, структура управления, ее эффективность суще­ственно влияет на все стороны жизнеобеспечения организации.

Выбор вида структуры управления, ее построение и совершен­ствование - это процесс адаптации структуры управления к вне­шним условиям деятельности организации (требованиям рынка, государственных органов, внешней экономической среды) и внут­ренним факторам экономического положения организации (техно­логии, трудовым, материальным, техническим и финансовым ре­сурсам, масштабу производства, доле продукции на рынке и т. д.). Это означает, что на разных стадиях жизненного цикла (станов­ления, роста, возникновения различной глубины кризисного состо­яния, восстановления нормального финансового состояния в крат­косрочном и долгосрочном периоде времени, дальнейшего разви­тия и реформирования) в структуре управления организации необходимо проводить соответствующие изменения, чтобы в каж­дом случае она способствовала достижению главных целей органи­зации в целом.

Для того чтобы проводить совершенствование или изменения в структуре управления организации, чтобы она отвечала в полной мере сложившейся экономической ситуации в организации, необ­ходимо понимать особенности отдельных видов структур управле­ния, наиболее часто используемых различными организациями.

Самыми распространенными видами структуры управления организации в России и за рубежом являются линейно-функцио­нальная, линейно- штабная и линейно-дивизиональная. Указанные виды структуры управления характерны для различных производственно-хозяйственных и торговых организа­ций. Более редко применяются проектная структура управления (для научно-исследовательских организаций), программно-услов­ная и матричная структуры управления, как правило, охватываю­щая только часть организации.

В основу линейно-функциональной, линейно-штабной и линейно-дивизиональной положены линейная верти­каль управления между уровнями и специализация звеньев, отде­лов, служб и отдельных управленческих работников по функциям (например, производственная служба, финансовая служба, техни­ческая служба, служба главного энергетика, бухгалтерия, планово-экономическая служба и т. д.).

Линейно-функциональная структура . Подразделения в рамках структуры этого типа специализируются на выполнении основных функций управления (производство, исследования и разработки, снабжение, сбыт, бухучет, экономика и финансы, кадровая поли­тика). Эта структура лежит в основе высокоцентрализованной сис­темы управления предприятием.

Основными достоинствами такой структуры являются незначи­тельное дублирование функций и высокий уровень специализации. При этом недостатками выступают сложность решения «сквозных» задач, трудность движения информации между подразделениями как по горизонтали, так и по вертикали и нечеткая ответственность за хозяйственные результаты деятельности организации.

Линейно-дивизиональная структура . В рамках структуры этого типа все подразделения организации специализированы по продук­там, видам деятельности или конкретным рынкам. На такие под­разделения возлагается вся ответственность за разработку, развитие, производство и сбыт конкретного товара или товаров. Решения по полностью автономным в хозяйственном отношении отделениям - дивизионам, имеющим узкоотраслевую или продуктовую специа­лизацию, принимаются на межфункциональной основе. Реализация решений осуществляется по дивизионам, а внутри них - по линейно-функциональным службам. Дивизионы возглавляются Вице-президентами.

Очевидным достоинством структуры является полнота ответ­ственности за результаты деятельности. Недостатки этого вида структур связаны с дублированием функций, высокой автономнос­тью и конкурентностью дивизионов, а отсюда, как следствие, наличием центробежных тенденций.

Организация структуры управления по дивизиональному типу обычно дополняется приданием дивизионам статуса центра фи­нансовой ответственности и предоставлением полной хозяйствен­ной самостоятельности в текущих вопросах. За высшим руковод­ством остаются вопросы стратегии развития предприятия, разра­ботки инвестиционного бюджета, эмиссий и дивидендной политики и др.

Программно-целевая структура. Программно-целевой подход представляет собой функциональный и продуктовый принципы. Для решения конкретных задач формируются программы или про­екты. В распоряжение руководителей проектов выделяются мощ­ности и фонды, а также специалисты функциональных служб.

Достоинства этого типа структур обусловлены их гибкостью и мобильностью в сочетании с персональной ответственностью. Про­граммно-целевые структуры могут выступать для российских пред­приятий переходными формами, позволяющими повысить эффек­тивность управления без ломки традиционной системы, организо­ванной по функциональному принципу.

Матричная структура управления фирмой. При такой структуре управления производственные единицы находятся под контролем как функциональных, так и продуктовых служб на период реализации определенного проекта. Очевидные досто­инства этого типа структур в виде улучшения информационного обес­печения и использования опыта специалистов сочетаются с недостат­ками в виде нарушения иерархии управления и двойственности пол­номочий и подчинения, возможности роста конфликтности.

В практической деятельности в основном используются 2-4-уровневые структуры, где число уровней и звеньев управления на каждом из них зависит от масштаба производства организации, разнохарак­терности ассортимента продукции, территориальной рассредоточенности производственных, подсобных и вспомогательных подразделе­ний, наличия дочерних и зависимых предприятий, особенностей ра­боты на рынке, квалификационного состава управленческих кадров и других факторов.

За конечный результат в целом на каждом уровне управления от­вечает руководитель, задача которого состоит в координации работы всех подчиняющихся ему функциональных и производственно-вспо­могательных подразделений в достижении конечных результатов.

Основное различие вышеуказанных видов структур управления связано с разной степенью централизации (децентрализации) уп­равленческих работ. Наибольшей степенью централизации выпол­нения управленческих работ характеризуется линейно-функцио­нальная структура управления. Большей степенью децентрализации выполнения управленческих работ обладает линейно-штабная форма управления, где руководители подразделе­ний, выделенные по виду технологического процесса, отвечают за их работу в пределах ответственности и полномочий, которые им предоставлены высшим руководством.

Каждая организационная структура управления проявляет свои достоинства и недостатки только в зависимости от тех конкретных условий, в которых осуществляет свою деятельность организация.

Достоинства и недостатки организационных структур управления оцениваются тем, насколько конкретный вид структуры эффективно реагирует на изменения во внешней среде и внутри органи­зации, обеспечивает сплоченность управленческого персонала в межфункциональную координацию в достижении намеченных организацией целей, насколько финансовое состояние подразде­лений зависит от результатов их функционирования, насколько подразделения могут оперативно и самостоятельно решать текущие хозяйственные задачи, а высшее руководство может принимать эффективные стратегические решения.

При оценке эффективности действующей структуры управления в условиях появления признаков кризисного состояния организации следует обращать внимание на следующие факторы, способные влиять на ее построение:

    размер и степень разнообразия деятельности организации;

    территориальное размещение подразделений организации;

    динамизм внешней среды, рынка сбыта продукции;

    стратегию, реализуемую организацией;

    эффективность принимаемых и реализуемых решений на разных уровнях управления;

    объем дублирования функций управления;

    несоответствие обязанностей объему прав и полномочий;

    трудности в прохождении потоков информации;

    противоречивость принимаемых и реализуемых решений;

    практику делегирования полномочий и ответственности.

Основной целью организации, находящейся в кризисной экономической ситуации, является восстановление на первом этапе краткосрочном периоде с нормального ее функционирования, данного с восстановлением ее платежеспособности. В кризисный период изменения в структурах управления должны быть направлены прежде всего на создание условий для выживания организации за счет рационального использования ресурсов, и более четкой работы управленческого аппарата. В этот период могут быть предусмотрены следующие изменения структуре:

    сокращение числа уровней управления, переход к более цен­трализованной системе выполнения функций управления;

    установление, из-за каких функций и нерешаемых задач организация попала в кризисную ситуацию;

    сокращение числа заместителей руководителей и смена от­дельных руководящих кадров;

    сокращение управленческого персонала в соответствии с уменьшением объема реализации продукции;

    делегирование большего объема полномочий и ответственно­сти производствам, выпускающим рентабельную продукцию;

    усиление экономических служб, связанных с организацией и контролем финансовых потоков, служб правового обеспече­ния функционирования организации;

    сокращение дублирования функций и перераспределение функций управления в аппарате управления;

    объединение некоторых служб в более крупные подразделения;

    сокращение производственных служб на нижнем уровне уп­равления (в связи с сокращением объема выпуска продукции);

    создание временной целевой группы из работников аппарата (включая арбитражных управляющих при их назначении арбитражным судом) по разработке программы финансового оздоровления организации.

При переходе от восстановления платежеспособности организа­ции к созданию финансового равновесия и устойчивости в длитель­ной перспективе необходимо вновь провести изменения в системе управления организацией, в структуре управления. С изменением стратегии организации на втором этапе восстановления нормально­го функционирования организации должна измениться и организа­ционная структура управления, являющаяся одним из важных средств обеспечения реализации данной стратегии. Возможные преобразо­вания могут строиться по следующим схемам (направлениям):

    определяются задачи и функции, которые имеют критическое значение для осуществления стратегии на данном этапе продви­жения организации к долгосрочной финансовой устойчивости;

    формируются подразделения аппарата и структурных единиц организации, в основе которых лежат стратегические задачи и функции;

    определяется степень самостоятельности подразделений ап­парата и структурных единиц в подготовке и принятии ре­шений и уровни иерархии, на которых происходит принятие и реализация решений;

    по мере увеличения объема реализации продукции и объема выпуска продукции, расширения ассортимента товаров может происходить образование новых подразделений и служб, что будет означать переход к более сложной структуре управления;

    с увеличением численности управленческого персонала уста­навливается более узкая специализация служб по отдельным наиболее важным функциям;

    по мере увеличения объемов и разнообразия выпускаемой продукции в организации создаются относительно самостоятельные подразделения, специализирующиеся на определен­ных видах продукции, рынках и регионах с подчинением их внешнему руководству. Одновременно сокращается уровень централизации выполнения отдельных функций (производственных, снабженческих, организации труда и др.) с передачей их на нижний уровень управления;

    происходит сосредоточение на высшем уровне руководства функций по разработке стратегии, финансового контроля, политики управления персоналом и др.;

    создаются или усиливаются службы маркетинга на высшем уровне управления и при необходимости в относительно самостоятельных подразделениях и отделениях;

    создаются службы (группы) стратегического развития;

    для усиления координации и связи между службами, уменьшения дублирования управленческих работ, подготовки более качественных решений и ответственности за них используются матричный классификатор функциональных обязанностей;

    создается постоянная или временная финансовая структура (центр доходов и центр затрат);

    подбираются профессиональные и квалифицированные менеджеры;

    масштабы управляемости приводятся к рациональным значениям и обеспечивается обоснованность подчинения отделов и служб аппарата функциональным директорам (заместителям ге­нерального директора), гарантирующим целостность процесса управления.

Моделирование распределения управленческих работ в структу­ ре аппарата управления организации

В целях рационального распределения функциональных обязан­ностей в аппарате управления организации и создания условий по­вышения эффективности управленческого труда рекомендуется ис­пользовать модель матричного классификатора, которая широко и успешно применяется за рубежом в средних и крупных компаниях. Модель матричного классификатора представляет собой табли­цу, в которой по вертикали приведены сгруппированные управ­ленческие работы по функциям, а по горизонтали - должностные лица (руководитель и его заместители), наименования отделов и служб аппарата и структурных подразделений организации. На пересечении столбцов и строк показываются с помощью условных обозначений виды участия должностных лиц, отделов и служб и структурных подразделений в выполнении управленческих работ по функциям.

Для обозначения характера трудового участия должностных лиц и подразделений при осуществлении своих функциональных обя­занностей применяются следующие условные обозначения:

Р - принятие решения (утверждение, подписание документа, устное распоряжение);

П - подготовка решения (комплексная разработка решения, со­ставление документа, мероприятия самостоятельно и с при­влечением других лиц);

У - участие в подготовке решения (решение частных вопросов, подготовка информации, консультирование);

С - согласование решения (согласование документа);

И - исполнение (реализация) решения;

К - контроль за исполнением решения (мероприятия, плана, документа);

О - обмен информацией, информирование руководства;

А - персональная ответственность.

При разработке матричного классификатора следует руковод­ствоваться следующими положениями:

    за отделами и службами аппарата управления закрепляются виды управленческих работ, однородные по характеру, содер­жанию и методам решения;

    виды трудового участия в выполнении управленческих работ должны предусматривать четкую определенность и по воз­можности автономность сферы деятельности и компетенции каждого отдела (или службы) и должностного лица;

    характер распределения управленческих работ и виды трудо­вого участия отделов (или служб) в их выполнении должны предусматривать комплексность и законченность решения стоящих перед ними задач; подразделения аппарата должны нести персональную ответственность за комплексное выпол­нение возложенных на них функциональных обязанностей при участии в данных обязанностях других подразделений;

    распределение управленческих работ должно отвечать требо­ваниям ограничения дублирования работ, создания условий концентрации однородных работ в одном подразделении и повышения качества принимаемых решений;

    распределение управленческих работ производится с учетом наличия и возможности сбора в подразделении (отделе, службе) достаточной и необходимой информации для под­готовки и принятия управленческих решений;

    при формировании содержания работ в отделах (или службах) необходимо проводить их специализацию, выявлять рацио­нальное соотношение централизации и децентрализации в подготовке управленческих решений, объемов полномочий и ответственности;

    классификатор функциональных обязанностей утверждается руководством организации и доводится до исполнителя. Утвержденный классификатор функциональных обязанностей подразделений аппарата управления является обязательным доку­ментом, регламентирующим и координирующим работу должно­стных лиц, отделов и служб в структуре управления, особенно при процедурах финансового оздоровления и внешнего управления, образец которого отражен в таблице 28.

В процессе накопления опыта, изменения условий производства и функционирования организации в классификатор вносятся со­ответствующие изменения и дополнения, также могут вноситься изменения и в структуру управления организации.

Таблица 28 - Фрагмент матричного классификатора функциональных обязанностей служб аппарата управления

п/п

Управленческие работы

Основные должностные лица и службы аппарата управления

Ген. директор

Зам.ген.дир-ра по пр-ву

Зам. ген. дир-ра

по экономике

Произ.-тех. отдел

Фин. отдел

Бухгалтерия

Отд. маркетинга

Отд. кадров

Договорный отдел

Диспетчерская служба

Рук-во и аппарат цехов

Другие службы

Планирование доходов и расходов

Анализ убытков и определение мер по их сокращению

Анализ дебиторской задолженности и предложения по ее снижению

Подготовка исков по взысканию просроченной дебиторской задолженности

Анализ кредиторской задолженности и разработка предложений по ее реструктуризации

Как показывает зарубежная практика применения классификаторов функциональных обязанностей в компаниях, их использова­ние способствует уменьшению объема дублирования работ на 5- 10%, ускорению составления документов на 10-20%, повышению каче­ства принимаемых решений.

41. Совершенствование внутреннего контроля и системы мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..............3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………………7

1.1.Понятие и основные подходы к построению структур управления………………………………………………………………….7

1.2. Функции структур управления……………………………………...22

1.3. Принципы проектирования и совершенствования структур управления………………………………………………………………...26

Выводы…………………………………………………………………….33
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗ ООО «ТЕХНОСИЛА»………………………………………………………………....35

В соответствии с целями своей деятельности ООО «Техносила » осуществляет сотрудничество с юридическими и физическими лицами. На договорной основе определяет взаимоотношения с поставщиками и покупателями, а также самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность. Имущество общества принадлежит ему на праве собственности, и образовалось из вкладов учредителей в Уставной капитал. Учредители вправе раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли, получаемой Обществом после уплаты налогов и других обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды между участниками, формирование фондов Общества. Решение об определении части прибыли, разделенной между его участниками, принимается Общим собранием участников. Имущество, принадлежащее Обществу, учитывается на его балансе в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Уставной капитал определяет минимальный размер имущества Общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Уставной капитал формируется из номинальной стоимости долей его Участников, и составляет 1000000 руб 1 .

Основное направление деятельности – розничная торговля бытовой техникой. Для осуществления своей деятельности фирма на данный момент имеет пять специализированных магазинов, четыре из которых расположены в разных городах Московской области. В настоящее время в целях расширения рынков сбыта планируется открытие еще одного магазина бытовой техники в г. Ногинск.

В фирменных магазинах Техносила представлено около 20 000 наименований товаров известных производителей - от видеокассет до систем домашнего театра для самых взыскательных покупателей. Весь товар сертифицирован и имеет гарантию 1-2 года.

Модельный ряд представленный в магазине можно разделить на несколько категорий:


  • аудио- и видео-техника;

  • Hi-Fi техника

  • Автотехника

  • Бытовая техника

  • Кухонная техника

  • Фототехника

  • Телефоны и факсы

  • Акссесуары и сопутствующие товары.
ООО «Техносила» самостоятельно устанавливает размеры торговых надбавок и наценок на продукцию и услуги. Размер наценок и надбавок устанавливается на основе реального спроса и предложения на предлагаемый фирмой товар с учетом покрытия издержек и получения прибыли 1 .

Таким образом, сеть магазинов Техносила является торговым предприятием функционирующем на рынке сложной бытовой техники.

Оценка финансового состояния включает в себя анализ бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках ООО «Техносила» » и расчет ряда финансово-экономических показателей за период с января по декабрь 2008 года в целях выявления тенденций в деятельности предприятия.

Бухгалтерский учет в ООО «Техносила» ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», на основе которого разработана учетная политика ООО «Техносила» . Организация применяет план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцию по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 07.05.2003г. № 38 н. На основании данного плана счетов, в организации разработан типовой план счетов с разбивкой по субсчетам и аналитическим счетам, отражающим особенности деятельности организации.

На основании показателей формы № 1 «Бухгалтерский баланс» 1 и отчета формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» 2 проанализируем финансовое состояние ООО «Техносила» .

Рассмотрим финансовые результаты деятельности ООО «Техносила» за 2006 и 2007 г. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3

Финансовые результаты деятельности ООО «Техносила» 3


Наименование показателя

Ед. изм.

За 2007 г.

За 2008г.

Отклонение


Абс.

%

Аб.

%

Абс.

%

1

2

3

4

5

6

7 = 5 - 3

8 = 6-4

Чистая выручка

Руб.

10 720 302

67,66

36 739 809

100

26 019 507

32,34

Себестоимость реализованной продукции

Руб.

9 007 799

56,85

24 339 809

66,25

15 332 010

9,40

Валовая прибыль

Руб.

1 712 503

10,81

12 400 000

33,75

10 687 497

22,94

Полная себестоимость реализованной продукции

Руб.

9 007 799

56,85

25 279 809

68,81

16 272 010

11,96

в том числе

коммерческие расходы


Руб.

0

0,00

940 000

2,56

940 000

2,56

Результат от основной деятельности

Руб.

1 712 503

10,81

12400000

33,7

10687494

22,89

Прочие доходы

Руб.

5 124 482

32,34

0

0,00

-5 124 482

-32,34

Результат от операционной деятельности

Руб.

5 124 482

32,34

0

0,00

-5 124 482

-32,34

Прибыль (убыток) до налогообложения

Руб.

6 836 985

43,15

11460000

31,19

4623015

-11,96

Налог на прибыль и обязательные платежи

Руб.

1 640 876

10,36

2 750 400

7,49

1 109 524

-2,87

Справочно: Всего доходов

Руб.

10720302

100,00

36 739 809

100

26019507

32,34
1

Рассмотрены проблемы совершенствования организационной структуры управления, предложены этапы совершенствования организационной структуры управления

П. Друкер сказал:«Исторические успехи нации на 80% определяются не природными ресурсами, не экономическим базисом или технологиями, даже не талантом народа, а эффективностью управления». Основной причиной кризиса или разрушения компаний в настоящее время является невнимание к организационной структуре управления компанией.

Многие современные компании перестраивают традиционные организационные структуры управления. Практика работы компаний показывает, что ранее используемые структуры сдерживают развитие тех видов деятельности, в которых потребители отдают предпочтение индивидуальным заказам, а условия рыночной конъюнктуры быстро меняются. Многоступенчатые структуры управления, обладающие высоким бюрократизмом, сдерживающие инициативу и самостоятельность подчиненных уступают место структурам, имеющим меньшее число уровней, быстро реагирующих на изменения и открытые для нововведений .

Моделирование организационной структуры управления необходимо начинать с определения целей, специфики и потребностей субъекта хозяйственной деятельности. Если вы начинаете новое дело -отличная возможность заранее заложить в структуру функциональность, четкое подчинение и способы контроля. Другое дело, если планируется реструктуризация. Это и ломка привычных налаженных взаимодействий, сопротивление сотрудников, трудности с бумажным оформлением процесса. Однако и в этом случае необходимо помнить, не нужно менять структуру под людей -это тупик. Необходимо как бы вновь создать организационную структуру и подобрать людей под нее.

Организационная основа системы управления - это ее структура, определяющая состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управленческих решений по уровням, а, следовательно, и само число уровней управления. Организационная структура является скелетом, который обусловливает практически всю деятельность субъекта хозяйственной деятельности.

Создавая структуру полномочий, менеджмент должен решить, к какому типу относится тот или иной вид деятельности: линейному или аппаратному. Линейный вид деятельности -это деятельность, непосредственно связанная с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг организации. Аппарат помогает выполнению этих основных функций. Отнесение тех или иных видов деятельности к аппаратным зависит от миссии, целей и стратегии организации.

По мнению Майкла Хаммера , структуру организации определяют процессы. Способы выполнения работы (бизнес-процессы), определяют характер должности, а также группировку и организацию исполнителей работ (должности и структуру). Сотрудников для выполнения работ по процессам надо нанимать, оценивать и оплачивать с помощью соответствующих систем управления и измерения. А системы управления - то, как оплачивается труд сотрудников, оценивается их эффективность и т.д.- главный фактор, определяющий ценности компании и убеждения ее персонала

Генри Минцберг определяет структуру организации как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а потом достигается координация действий по решению общих задач. По его мнению, за разными способами построения эффективной организационной структуры стоит всего несколько базовых конфигураций. Минцберг предлагает осуществлять проектирование организационной структуры путем выделения пяти базовых конфигураций: операционное ядро, стратегическая вершина, среднее звено, техническая структура, вспомогательный персонал. Таким образом, каждого сотрудника организации можно отнести к одному из обозначенных элементов структуры. Для согласования действий этих структурных элементов могут использоваться следующие координирующие механизмы: взаимное согласование; прямой контроль; стандартизация (формализация): стандартизация рабочих процессов; стандартизация выпуска (результатов труда); стандартизация навыков.

Путем сочетания данных механизмов координации могут формироваться различные формы распределения власти внутри организации от вертикально-горизонтальной интеграции (власть сосредоточена в одних руках) до вертикальногоризонтальной децентрализации (властью наделен каждый). Элементы структуры и механизмы координации должны быть подобраны таким образом, чтобы достигалась внутренняя слаженность, гармония организации. При этом Минцберг отмечает, что структура должна фундаментально соответствовать организационной ситуации - размеру организации, ее возрасту, темпам развития, типу внешней среды, в которой она функционирует, используемой технической системе, методам производства продуктов и услуг.

Компании, добросовестно приступающие к разгрому бюрократии, берутся за дело не с того конца. Проблема не в бюрократии, наоборот, последние двести лет она была решением. Если в компании вам не нравится бюрократия, попытайтесь обойтись без нее - и получите хаос. Бюрократия - это клей, скрепляющий традиционные компании. Она была и останется основой решения проблемы - фрагментации процессов .

Если организационная структура перестает соответствовать целям субъекта хозяйственной деятельности, не успевает приспосабливаться к меняющимся условиям, значит, снижается эффективность деятельности системы в целом. Эффективность, а в ряде случаев выживаемость организации, во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, какова ее способность к нововведениям.

Эффективная организационная структура, с одной стороны, должна опираться на то, чего хочет и что может коллектив, а, с другой - соответствовать тому рынку, на котором предприятие. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.

Любая организационная структура должна быть прозрачной, то есть понятной владельцам, менеджера, сотрудникам; хорошо управляемой, то есть все административные воздействия должны осуществляться и анализироваться точно своевременно; гибкой, то есть при необходимости могла реагировать на изменения во внешней и внутренней среде; рентабельной.

Можно выделить типичные недостатки управления многих российских компаний. К ним относятся: чрезмерная централизация, замкнутость структурных подразделений на первых руководителей; много заместителей у генерального директора с размытыми и пересекающимися полномочиями; основное внимание уделяется краткосрочным результатам деятельности; отсутствует долгосрочная стратегия; система управления предприятий ориентирована скорее на сохранение трудовых коллективов и снижение социальной напряженности, чем на повышение эффективности производства, несмотря на то, что ресурсы дорожают, а возможности повышения цен на продукцию сокращаются; конфликт собственников и менеджеров, нежелание работать с инвестором; отсутствие информационной поддержки предприятия; низкая квалификация экономических служб.

Совершенствование организационной структуры управления субъектов хозяйственной деятельности предполагает учет всего многообразия факторов, диктующих ее тип. Наиболее значимыми факторами являются: размер и степень разнообразия деятельности хозяйствующего субъекта, географическое положение хозяйствующего субъекта, технология, отношение к организации со стороны руководителя и сотрудников, динамизм внешней среды, стратегия, реализуемая хозяйствующим субъектом. Каждый тип организационной структуры управления проявляет себя в зависимости от тех условий, в которых функционирует хозяйствующий субъект.

Совершенствование организационной структуры управления субъекта хозяйственной деятельности может состоять из следующих этапов:

Диагностика - на данном этапе проводится исследование действующей структуры управления, выявление её узких мест, выявление и формализация существующих проблем в организационной структуре управления. Для этого проводится анализ организационной структуры и штатного расписания, анализ положений о подразделениях, должностных инструкций и другой регламентирующей документации. Также на этом этапе необходимо оценить персонал - определить соответствие работников предъявляемым требованиям.

Изучается состояние организационной структуры управления на основе сравнения фактических значений соответствующих показателей с нормативными и плановыми их значениями. Последующий анализ этих показателей позволяет установить недостатки (резервы) в деятельности системы управления, поставить их точный диагноз. На данном этапе целесообразно использовать экспертный метод и метод структуризации целей. Группировка управленческих работ по определенным правилам дает возможность определить структурные подразделения и ориентировать их деятельность на достижение конкретной производственно-хозяйственной цели.

Разработка новой организационной структуры - составление плана проведения изменений, определение перечня регламентирующих документов. На данном этапе целесообразно использовать метод сравнения и аналогий, который заключается в использовании при совершенствовании организации управления элементов механизма управления, организационных форм и решений, которые оправдали себя на практике на предприятиях со сходными условиями (размером, типом производства, сложностью продукции и т. п.). Метод сравнения и аналогий предусматривает разработку и использование типовых структур управления, норм управляемости, типового состава функций управления, различных расчетных формул для определения нормативов численности управленческих работников. В условиях большого разнообразия построений организационных структур, способов определения численности работников по функциям управления, отсутствия квалифицированных специалистов по организации управления этот подход являлся прогрессивным и сыграл положительную роль. Вместе с тем он ориентирует на усредненный состав функций управления, ставит жесткие ограничения в выборе организационных структур.

Проведение организационных изменений - устранение непонимания со стороны персонала, обучение персонала работе в новых условиях, переработка или создание новых должностных инструкций, оценка эффективности изменений, которую можно провести по степени соответствия поставленной задаче и рентабельности затрат.

На данном этапе можно использовать метод организационного моделирования, основанный на использовании определенных формализованных представлений (моделей) объекта и системы управления. В соответствии с этим методом в производственных процессах выделяют точки, места, требующие управляющих воздействий. Далее устанавливают характер и периодичность этих воздействий, состав и объемы информации, необходимые технические средства и другие составляющие процесса управления. Разработка процессов управления производится с учетом нормативных требований к их организации. На основе характеристик разработанных процессов управления (их периодичности, трудоемкости и др.) устанавливают численность работников, их соподчиненность в ходе выполнения управленческих работ, состав подразделений аппарата управления.

В последние годы возможности организационного моделирования задач совершенствования систем управления возросли в связи с более широким и продуманным использованием персональных ЭВМ. С помощью ЭВМ и экономико-математических моделей стала возможной имитация многих ситуаций управленческой деятельности. К числу важнейших задач можно отнести выбор рациональной организационной структуры предприятия, цеха, участка, определение обоснованного уровня централизации и децентрализации управления, исходя из конкретных производственных условий, распределения ответственности между специалистами различных уровней по принятию управленческих решений и т. д.

Выбор того или иного метода проведения работ по совершенствованию организационной структуры управления зависит от характера стоящих проблем в этой области, наличия ресурсов, квалифицированных исполнителей, степени обоснованности нормативной и методической базы и других условий. На практике, как правило, используется сочетание рассмотренных методов, которые дополняют один другого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Основы менеджмента: учеб.пособие/под ред. Д-ра экон.наук, проф. В.И. Королева.- М.: Магистр, 2008. - 620с.
  2. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнеса/ Майкл Хаммер, Джеймс Чампи; пер. с англ. Ю.Е. Корнилович.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 287с.
  3. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ Г. Минцберг; пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского.- СПб.: Питер,2004. - 512 с.

Библиографическая ссылка

Изюмова Е.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 5. – С. 133-135;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=1830 (дата обращения: 18.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Процесс совершенствования организационной структуры управления начинается с организационно-управленческого анализа.

Организационно-управленческий анализ - это исследовательская деятельность по изучению целей организации и стратегии их достижения, структуры управления и управленческих процессов. Он проводится в определенной последовательности (рис. 6.8).

Рис. 6.8.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов.

  • 1. Анализ целей организации и стратегии их достижения включает :
    • анализ миссии организации, соответствие ее стратегии и целям, осознание ее персоналом;
    • анализ целей организации и стратегии их достижения (при разных вариантах реализации внешней и внутренней среды);
    • анализ системы ответственности за достижение целей.

На этом этапе организационно-управленческого анализа важно установить возможный сценарий развития организации и как это может повлиять на структуру управления. Например, значительное влияние на изменение организационной структуры управления могут оказывать нововведения, направленные на совершенствование продукции, технологии или связанные с освоением новых рынков (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Влияние инноваций на структуру управления

Инновации

Возможные варианты изменений в структуре управления

Продукция

Технология

Освоенная

Освоенный

В организационной структуре создается проектная группа

Освоенная

Освоенная

Расширяется служба маркетинга

Освоенная

Могут быть созданы новые группы в отделах НИОКР и маркетинга

Освоенная

Освоенный

Создается подразделение для освоения новой технологии

Создается новое структурное подразделение

На структуру управления могут оказывать влияние и другие факторы, связанные с уточнением цели и стратегии организации или перераспределением ответственности исполнителей.

  • 2. При изучении действующей организационной структуры необходимо проанализировать :
    • функции управления и их выполнение;
    • штатное расписание;
    • количество и состав управленческих подразделений;
    • число уровней управления;
    • положения о структурных подразделениях;
    • должностные инструкции;
    • численность и соотношение руководителей и исполнителей;
    • количество и соотношение решений на разных уровнях управления;
    • затраты на управление по отдельным подразделениям;
    • состав обслуживающих звеньев управления.
  • 3. Анализ управления бизнес-процессами. В ходе этого этапа проводится наложение управления бизнес-процессами на действующую организационную структуру и осуществляется анализ их эффективности с точки зрения существующих и развивающихся сфер деятельности организации. При этом устанавливается, соответствует ли структура управления основным бизнес-процессам организации.
  • 4. Оценка циркулирующей в компании информации. На данном этапе выявляется эффективность системы информационной поддержки управленческих подразделений и бизнес-процессов, обнаруживаются слабые места в информационном обеспечении.
  • 5. На заключительном этапе :
    • сопоставляются выявленные на предыдущих этапах анализа проблемные зоны и узкие места в структуре организации;
    • оценивается организационно-управленческий потенциал предприятия;
    • определяются необходимость, основные подходы и направления изменения структуры управления.

Традиционной формой совершенствования структуры управления является организационный проект.

Организационный проект разрабатывается в четыре этапа.

  • 1. Формирование общей структурной схемы. На этом этапе уточняются основные характеристики новой организационной структуры:
    • тип структуры управления (например, проектная, дивизиональная и т.п.);
    • число уровней управления;
    • степень централизации полномочий;
    • формы взаимоотношений с окружающей средой;
    • требования к экономическому механизму, кадровому обеспечению.
  • 2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.

Задачи, выполняемые на втором этапе:

  • формируется новая или совершенствуется действующая структура предприятия;
  • распределяются или перераспределяются задачи между подразделениями и устанавливаются внутриорганизационные связи;
  • разрабатывается или уточняется штатное расписание.
  • 3. Разработка нормативных документов. Этот этап включает:
    • подготовку положений о структурных подразделениях;
    • распределение задач между конкретными исполнителями;
    • установление ответственности исполнителей;
    • разработку порядка взаимодействия подразделений;
    • формирование или уточнение должностных инструкций.
  • 4. Оценка усовершенствованной структуры. На этом (заключительном) этапе производится:
    • расчет затрат на управление и показателей эффективности проектируемой структуры;
    • проверка соответствия структуры управления целям и стратегии организации.

Совершенствование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов: аналогий, экспертноаналитического, структуризации целей, организационного проектирования.

Метод аналогий - применение организационных структур и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными производственно-экономическими характеристиками (целями, типом технологии, размером и т.п.).

Экспертно-аналитический метод - изучение организационной структуры квалифицированными специалистами для выявления специфических особенностей и проблем в работе аппарата управления и разработка рекомендаций по перестройке структуры управления организацией.

Методы структуризации целей - выработка системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировку, и последующий анализ организационных структур сточки зрения их соответствия системе целей и стратегии.

Метод организационного моделирования - разработка формализованных математических, графических и других моделей распределения полномочий и ответственности.

> При совершенствовании (реорганизации) структуры управления желательно использовать все перечисленные выше методы. Это существенно повысит ее качество.

Выводы

  • 1. Любая организация, чтобы добиться реализации своих целей, должна иметь определенную структуру. Организационная структура - это совокупность взаимосвязанных структурных единиц организации, взаимодействующих между собой на основе единой цели. Она включает организационную схему, функции и атрибуты организационных звеньев, а также их ответственность за исполнение делегированных им полномочий.
  • 2. Типы организационных структур предприятий зависят от многих факторов (вид деятельности, уровень внутрипроизводственной специализации и кооперации, сложность выпускаемой продукции, внешняя среда и т.п.). Наиболее известными являются следующие структуры: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная, программно-целевая, бригадная (командная).
  • 3. Линейная структура характеризуется четким единоначалием - каждый руководитель и каждый работник подчинен только одному вышестоящему лицу.

Функциональная структура базируется на функциональном разделении труда в аппарате управления и в «чистом виде» в современных организациях не применяется.

Линейно-функциональная структура образуется путем сочетания линейного руководства и специализированных функциональных подразделений, оказывающих линейным руководителям помощь в выполнении определенных функций.

Линейные и линейно-функциональные структуры применяются, как правило, в малых и некоторых средних организациях. Крупные компании обычно применяют дивизиональные структуры.

  • 4. Дивизиональные структуры - это структуры, основанные на выделении производственных подразделений (дивизионов), с предоставлением им оперативно-производственной самостоятельности и переносом на этот уровень ответственности за получение прибыли.
  • 5. В условиях динамично меняющейся внешней среды получают все большее распространение адаптивные структуры. Наиболее характерными признаками адаптивных структур являются: отсутствие бюрократической регламентации деятельности органов управления, гибкость структуры управления, децентрализация принятия решений, создание временных органов управления, ориентация на решение сложных проектов и т.п. Наиболее известными разновидностями структур адаптивного типа являются: проектные, матричные, программно-целевые, бригадные (командные).
  • 6. Совершенствование структуры управления базируется на организационно-управленческом анализе. Он проводится в следующей последовательности:
  • 1) анализ целей организации и стратегии их достижения;
  • 2) анализ действующей организационной структуры;
  • 3) анализ управления бизнес-процессами;
  • 4) оценка циркулирующей в организации информации;
  • 5) обоснование необходимости реорганизации структуры управления.
  • 7. Проект новой или усовершенствованной структуры управления разрабатывается в четыре этапа:
  • 1) формирование общей структурной схемы;
  • 2) разработка состава основных подразделений и связей между ними;
  • 3) разработка нормативных документов;
  • 4) оценка структуры. Совершенствование структуры управления осуществляется на основе следующих методов: аналогий, экспертно-аналитического, структуризации целей, организационного моделирования.

Практикум к главе 6

Тестовые задания

  • 1. Под структурой управления организацией понимается :
    • а) совокупность подразделений предприятия;
  • 6) способы взаимодействия органов управления;
  • в) упорядоченная совокупность органов, управляющих деятельностью предприятия;
  • г) процентное соотношение управляющих органов предприятия по видам.
  • 2. Матричную структуру целесообразно использовать :
    • а) в любых организациях;
    • б) в консалтинговых фирмах;
    • в) в научных организациях;
    • г) для построения любой службы крупной компании;
    • д) в части крупной компании, вовлеченной в инновационную деятельность.
  • 3*. К бюрократическим структурам относятся :
    • а) линейная;
    • б) линейно-функциональная;
    • в) дивизиональная (дивизионная);
    • г) проектная;
    • д) матричная;
    • е) конгломератная.
  • 4*. Основной недостаток бюрократических организационных структур управления заключается :
    • а) в малой гибкости;
    • б) слабой адаптивности к изменениям внешней среды;
    • в) отсутствии современных структурных подразделений;
    • г) отсутствии службы маркетинга.
  • 5*. К адаптивным структурам управления не относятся :
    • а) функциональная;
    • б) матричная;
    • в) проектная;
    • г) линейная;
    • д) командная (бригадная).
  • 6. Организационная структура, построенная на основе двойного подчинения исполнителей, называется :
    • а) линейной;
    • б) матричной;
    • в) линейно-функциональной;
    • г) дивизиональной.
  • 7. Организационные структуры, в которых подразделения обособляются по территориальному либо продуктовому признаку, называются :
    • а) матричными;
    • б) линейно-штабными;
    • в) бригадными;
    • г) дивизиональными.
  • 8. Достоинством адаптивных структур является :
    • а) строгая дисциплина;
    • б) формализм;
    • в) гибкость;
    • г) жесткость;
    • д) строгая иерархия.
  • 9. Главный недостаток традиционных структур управления :
    • а) недостаточная гибкость (адаптивность) к изменениям внешней среды;
    • б) управление без учета маркетинговых исследований;
    • в) отсутствие современных структурных подразделений, обеспечивающих эффективную работу в рыночных условиях;
    • г) отсутствие управленческого персонала для эффективного использования традиционных структур.
  • 10. К традиционным структурам управления относятся :
    • а) линейная, функциональная, линейно-функциональная;
    • б) линейная и программно-целевая;
    • в) линейно-штабная и матричная;
    • г) линейно-функциональная и проектная.
  • 11. Четкость и единство распорядительства являются основным достоинством :
    • а) проектной структуры;
    • б) линейной структуры;
    • в) дивизиональной структуры;
    • г) матричной структуры.
  • 12. Многие малые организации имеют тип структуры управления :
    • а) продуктовый;
    • б) линейный;
    • в) линейно-функциональный;
    • г) программно-целевой.
  • 13. Организационно-управленческий анализ - это :
    • а) диагностика предприятия;
    • б) исследовательская деятельность по изучению целей организации и стратегии их достижения, организационной структуры и управленческих процессов;
    • в) анализ структуры управления организацией;
    • г) совокупность работ по изучению взаимосвязей между подразделениями организации;
    • д) анализ управления бизнес-процессами.
  • 14. Одним из основных этапов организационно-управленческого анализа является :
    • а) изучение соотношения между централизацией и децентрализацией;
    • б) анализ целей организации и стратегии их достижения;
    • в) анализ и оценка аппарата управления;
    • г) проектирование организационных структур;
    • д) анализ функций управления.
  • 15. :
    • а) оценка действующей организационной структуры;
    • б) анализ управления бизнес-процессами;
    • в) обоснование необходимости изменения организационной структуры;
    • г) анализ целей организации и стратегии их достижения;
    • д) оценка циркулирующей в организации информации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Какие типы организационных структур вы знаете?
  • 2. В чем вы видите принципиальные различия между линейной и функциональной структурой?
  • 3. Какие вы знаете достоинства и недостатки линейно-функциональных структур?
  • 4. В чем состоят преимущества дивизиональных структур?
  • 5. В чем сущность адаптивных структур?
  • 6. Какие разновидности структур адаптивного типа вы знаете?
  • 7. Что представляет собой матричная структура?
  • 8. В каких отраслях экономики используются дивизиональные и матричные структуры?
  • 9. Как вы понимаете сущность и содержание основных этапов организационно-управленческого анализа?
  • 10. Каким образом разрабатывается проект организационной структуры?

Задание для самостоятельной работы

Анализ структуры управления организацией

Нарисуйте схему структуры управления известной вам организации. Покажите функции, выполняемые каждым подразделением и звеном управления. Оцените данную структуру с точки зрения ее соответствия цели организации.

  • 1. Балашов А. П. Теория менеджмента: Учеб, пособие. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2014.
  • 2. Гусаров Ю.В., Гусарова Л.Ф. Теория менеджмента: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013.
  • 3. Менеджмент: Учебник для бакалавров / Под ред. проф. А.Н. Петрова. - М.: Юрайт, 2011.
  • 4. ФарраховА.Г. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение: Учеб, пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014.


 

Возможно, будет полезно почитать: