Сколько штраф за оставление места дтп. Неумышленное оставление места дтп

Согласно правилам дорожного движения участники ДТП должны ожидать инспектора ГИБДД (за исключением случаев, которые позволяют оформить случившееся по европротоколу).

Если автомобилист покидает место аварии, ему может грозить серьезное наказание .

В каких случаях нельзя оставлять место аварии, а когда можно оформить ДТП без сотрудников ГИБДД? Какие действия инспекторов считаются неправомерными?

Что грозит водителю в 2019 году, если он скрылся с места ДТП? На сколько лишают водительских прав?

Правила дорожного движения регламентируют следующий порядок действий при ДТП:

  • водитель должен остановить свой автомобиль, его место положения менять не следует;
  • включить «аварийку», установить на дороге аварийный знак;
  • не передвигать предметы, которые имеют отношение к ДТП;
  • определить наличие пострадавших.

Если водитель обнаружил пострадавших или погибших, он должен:

  • оказать первую помощь;
  • вызвать скорую помощь и ГИБДД;
  • зафиксировать ФИО, адрес, контакты очевидцев;
  • если случай экстренный, отправить пострадавших на попутном автомобиле в медицинскую организацию;
  • если доставить пострадавших в больницу возможно только на машине участника ДТП, необходимо сделать это, предварительно зафиксировав место аварии на видео, затем показать медработникам свои документы, вернуться на место аварии на своей же машине или на пост ДПС.

Если из-за ДТП поток машин встал, участник должен:

  • зафиксировать место аварии, положение машины, следы, повреждения с помощью фото-или видеосъемки;
  • записать данные очевидцев, если они есть;
  • убрать машину с проезжей части;
  • дождаться сотрудников ГИБДД.

Оставление места означает: водителя можно считать нарушителем, если к прибытию инспектора ГИБДД и оформлению протокола автомобилист отсутствует на месте ДТП.

Что будет, если уехать с места ДТП необходимо, чтобы отвезти пострадавшего в больницу? Ничего, если водитель предварительно зафиксируют место происшествия на камеру или сделает фотографии, а позже оставит сотрудникам больницы свои контакты, ФИО и направится на пост ДПС, чтобы оформить аварию.

Обычно водитель покидает место ДТП по следующим причинам:

При помощи многочисленных камер видеонаблюдения разыскать сбежавшего участника ДТП нетрудно. Какое же грозит наказание, если водитель уехал с места ДТП, каковы последствия данного действия?

Наказание

В Государственную Думу были внесены предложения об изменениях законодательства и тяжести ответственности за оставление места ДТП.

Было предложено ввести новую статью в Уголовный Кодекс за оставление места ДТП, по которой нарушителя лишат свободы на срок 2-5 лет. Подобные действия могут квалифицироваться как оставление человека в опасности.

Также предлагают ввести штрафы до 30000 рублей, так как в КоАП пока не содержится статей о штрафных санкций за оставление места аварии.

Каждый автомобилист должен быть осведомлен о том, что будет, если скрылся с места ДТП. Покидая место аварии, участник нарушает ПДД, и ему грозит административное наказание: лишение прав на срок 1-1,5 года или административный арест на 15 суток (КОАП РФ, статья 12.27).

Но грубым нарушением не считается тот факт, когда автомобилист недалеко отъезжает, потом отходит от стресса, возвращается и успевает к месту аварии до приезда ГИБДД или до подписания протокола.

Некоторое отступление от правил имело место, но наказанием будет штраф в размере одной тысячи рублей (Статья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием).

Строгое наказание предусматривается для водителей, которые намеренно покинули место происшествие или совершили это из-за незнания законов.

На практике судья иногда не видит состава нарушения, и дело закрывают (например, если автомобилист не заметил, как задел чужую машину).

Но нарушитель должен подкрепить свои заверения в невиновности неоспоримыми доказательствами. Голословное утверждение того, что «не увидел», не имеет юридического веса.

Если случай спорный, некоторые судьи индивидуально подходят в рассмотрению.

Опьянение в момент аварии - обстоятельство, которое значительно отягчает вину. А раскаяние, стремление возместить ущерб, состояние аффекта смягчают ее.

По этой причине некоторые нетрезвые автомобилисты скрываются, а через несколько дней приходят в ГИБДД и признаются в содеянном, чтобы избежать максимально строгого наказания за оставление места ДТП без пострадавших.

Но что будет, если оба участника ДТП уехали с места ДТП? Кто тогда виноват?

Юридически не имеет значения, кто покинул место случившегося, виновник или пострадавший . Статьи КоАП РФ трактуются для всех одинаково, и каждый из нарушителей должен понести ответственность.

Как водителю доказать свою невиновность, если ситуация развивается по следующему сценарию? Участники решили, что не имеют друг к другу претензий, а после разъезжаются. Но затем один из них приезжает обратно, вызывает сотрудников ДПС и оформляет аварию по закону.

При этом ссылается на факт, что другой участник покинул место ДТП. Пусть такой водитель и поступает отвратительно с моральной точки зрения, но к нему не придраться юридически, если другой автомобилист не сможет доказать, что место аварии покинули абсолютно все.

Как второму водителю доказать свою невиновность? ДТП следует оформлять по всем правилам или фиксировать на видео обоюдную договоренность, отсутствие претензий, решение разъехаться «мирно».

Также можно взять друг у друга расписку с подписью и датой, а также описанием всех подробностей.

С пострадавшими

Если водитель скрылся осознанно и бросил людей, которые нуждаются в медицинской помощи, такое деяние может быть квалифицировано в качестве «оставления в опасности» (статья 125 УК РФ).

В таком случае грозит одно из следующих наказаний:

  • штраф от 80 000 рублей до полугодового дохода ответчика:
  • до 360 часов общественных работ или принудительные работы до года;
  • арест на 3 месяца;
  • лишение свободы до года.

Также страховые компании могут потребовать от сбежавшего виновника выплаченную сумму, которая была предварительно выплачена пострадавшему.

У такого нарушения также есть трехмесячный срок давности . Если скрывшегося нарушителя не нашли и не вынесли постановления, по истечению срока его более не могут привлечь к ответственности.

Но в больших городах с огромным количеством камер слежения на подобный срок спрятаться очень сложно.

Если одного из участников нет, сотрудником ГИБДД выносится определение о возбуждении административного дела в отношении водителя и начале проведения расследования.

Инспекция должна принять меры, чтобы установить личность уехавшего водителя.

Автомобилист в добровольном или принудительном порядке прибывает в отделение . Здесь, на основании собранных материалов, сотрудники оформляют протокол. На разбор нарушитель имеет право привести адвоката.

О дате и месте рассмотрения дела в суде автомобилист извещается письмом или смс-сообщением, если в протоколе водитель указал контактный номер. Далее выносят постановление.

Наказание в виде ареста приводят в исполнение немедленно . При решении лишить водительского удостоверения нарушитель сдает свой документ в отделение ГИБДД в течение трех дней (но у него есть 10 дней, чтобы подать заявление на обжалование судебного решения).

Оформить аварию можно без сотрудников инспекции, т.е. по европротоколу, бланку извещения об аварии . Участники своими силами оформляют случившееся и разъезжаются, не создавая помех на дороге для других участников движения.

Условия для европротокола:

  • участников ДТП (ТС) только двое, у обоих имеется действующий полис ОСАГО;
  • отсутствие разногласий между сторонами по вопросам вины и повреждений автомобилей (если конфликт есть, придется вызывать ГИБДД);
  • размер ущерба не более 50 000 рублей (при наличии конфликта также придется вызывать сотрудников инспекции);
  • среди людей нет пострадавших, а пострадали только транспортные средства или прицепы к ним;
  • не причинен вред другому имуществу.

Участники вместе оформляют бланк европротокола, который выдается еще при оформлении страховок ОСАГО или КАСКО, затем предоставляют их в страховые компании с пакетом документов.

Насколько быстро находят сбежавших нарушителей?

Одному участнику ДТП не стоит преследовать того, кто пытается скрыться. Следует постараться запомнить приметы автомобиля - цвет, марку, модель, регистрационный номер, которые значительно облегчат сотрудникам ГИБДД процесс обнаружения виновника.

Если приметы машины зафиксирует регистратор, половину дела можно считать выполненной. База данных ГАИ без труда справится с поиском обидчика.

Также сотрудники ГИБДД опрашивают очевидцев происшедшего. Дополнительным и весомым доказательством являются материалы камер наблюдения. Безвозвратно скрыться в больших городах крайне сложно.

Неумышленное оставление - покидание места происшествия, если случившееся просто не было замечено.

К таким причинам относят:

  • плохую видимость при погодных условиях;
  • прослушивание громкой музыки в автомобиле, которая мешает расслышать посторонние звуки;
  • ДТП было незначительным, не сопровождалось скрежетом и другими посторонними звуками.

К сожалению, понятие «неумышленное оставление» не предусматривается законом, поэтому ответственность будет аналогичной умышленному правонарушению.

Но если доказать, что отъезд не был умышленным, или самому прибыть в отделение с повинной, есть шанс отделаться штрафом в тысячу рублей. Но правомерность деяния и свою невиновность нарушителю придется доказать в судебном порядке.

Другой способ избежать серьезной ответственности - доказать, что ДТП было незначительным и без пострадавших, а автомобилю нанесли минимальный вред. Независимая экспертиза оценит ущерб.

Если есть пострадавшие, доказать неумышленность действий практически невозможно . Смягчить приговор суда смогут своевременное оказание виновником ДТП первой медицинской помощи, своевременное раскаяние в содеянном, возвращение на место аварии (когда еще не прибыли сотрудники ГИБДД), помощь в расследовании, добровольное возмещение вреда на стадии расследования, состояние аффекта водителя, совершение нарушения беременной женщиной или женщиной с малолетним ребенком.

Полностью нарушитель избежать ответственности не сможет.

Если пострадавший погиб, водитель не может оговорить о неумышленном оставлении, так как к летальному исходу обычно приводят только серьезные аварии. Органы расценят оставление места ДТП как попытку сбежать. Этот факт способствует увеличению срока ограничения свободы.

Если Вы стали виновником аварии, самые верные действия - остаться на месте, вызвать машину скорой помощи или оказать помощь самому, вызвать сотрудников ГИБДД, а если позволяют обстоятельства случившегося, оформить ДТП по европротоколу.

Ни один преступник, совершивший противозаконное действие, не хочет быть наказанным. Поэтому часто, слушая в новостях о каком-либо преступлении, мы можем услышать такое выражение: «скрылся с места преступления».

Дорожно-транспортное происшествие – это преступление на дороге. И даже если оно не было преднамеренным, виновные в произошедшем происшествии, чтобы избежать наказания, могут покинуть место аварии.

«Покидать место аварии» – означает уехать с места происшествия до того времени, как туда приедут сотрудники ГИБДД. При этом виновники не думают о том, что из-за созданной ними аварийной ситуации могло пострадать не только имущество, но и люди.

Можно ли избежать наказания, если покинул место аварии?

Чтобы понимать, что вам грозит в подобной ситуации, следует ознакомиться с п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. В частности, в данной статье говорится, о том, что за оставление водителем, нарушившим ПДД, места происшествия, ему грозит лишение водительских прав сроком от 1 года до полутора лет, или административный арест, сроком до 15 суток.

Часто лишение прав управления автомобилем происходит за создание аварийной ситуации, где повреждения ТС были минимальными и никто не пострадал.

Для виновника аварии, который уехал с места происшествия важно доказать, что он имел веские причины для таких действий. Только так он сможет избежать законного наказания.

Среди причин, оправдывающих действие водителя, можно назвать следующие:

  • участники аварии пришли к обоюдному мнению по поводу виновника ДТП и вопросу возмещения ущерба;
  • после аварии участники самостоятельно заполнили Европротокол;
  • ТС, участвовавшие в ДТП, мешают движению другого транспорта, поэтому водители передвинули свои машины, предварительно зафиксировав свое положение в протоколе;
  • пострадавшие в ДТП нуждались в срочной медицинской помощи;
  • срок давности по ДТП истек.

Одной из причин оставление места аварии может быть ситуация, когда в силу слишком шумного и загруженного движения на трассе, водитель мог не понять, что он повредил чей-то автомобиль, как результат – покидание места ДТП.

Что можно предложить в качестве доказательств при оставлении места аварии?

Доказать тот факт, что вы покинули место аварии не из «чувства самосохранения», будет нелегко. Для этого вам придется очень хорошо постараться, тем более, что в данном случае презумпция невиновности не работает.

Самым оптимальным вариантом, в данной ситуации, будет доказать, что ваши действия не были специально продуманны.

Чтобы подтвердить тот факт, что ваши действия не носили преднамеренный характер, необходимо доказать следующее:

  • в момент аварии были плохие погодные условия, из-за чего видимость на дороге была недостаточной;
  • момент соприкосновения автомобилей не сопровождался скрежетом или другими громкими звуками;
  • в салоне автомобиля играла громкая музыка.

Если в вашем случае есть одна из вышеперечисленных причин, можете обратиться к своему адвокату или постарайтесь доказать свою невиновность самостоятельно.

Как использовать срок давности в случае оставления места ДТП?

Консультацию по поводу того, как избежать наказания за нарушения подобного рода, можно получить у хорошего адвоката. Те способы, которые были описаны выше, не всегда могут быть действенными.

Поэтому можно попробовать еще несколько вариантов, но только если вам не грозит уголовная ответственность:

  • договориться со вторым участником аварии до того, как на место прибудут сотрудники ГИБДД;
  • стараться всеми возможными способами задерживать решение суда. Например, можно утверждать, что вы не были за рулем автомобиля. Машиной в момент аварии управляло доверенное лицо, которое может дать показания по этому делу. Пока вы «найдете» это лицо, срок давности (3 месяца), закончится и дело закроют.

Некоторые водители выбирают для себя довольно простой способ избежать наказания. В течение 3 месяцев они стараются не попадать на глаза полиции или ГИБДД. Судебное дело без наличия виновного не может быть рассмотрено (п. 3 ст. 25.1 КоАП РФ).

В данной статье говорится о том, что любое дело об административном нарушении, которое предусматривает наказание в виде административного ареста или административного выдворения за пределы РФ гражданина, не имеющего российского гражданства, не может происходить без его непосредственного присутствия.

Как юрист может помочь водителю, покинувшему место ДТП в освобождении от ответственности?

Доказать тот факт, что действия виновника аварии носили неумышленный характер, довольно сложно. Хотя юристы, имеющие достаточный опыт в данных делах, могут истолковать ст. 12.27 так, как это выгодно их клиенту.

Часто приходится выбирать из двух вариантов исхода дела:

  • свести наказание до штрафа;
  • полностью избежать ответственности.

Самостоятельно, без помощи юриста, избежать наказания не получится.

Хороший же специалист сумеет сразу доказать, что вины водителя в происшествии нет, и переквалифицирует дело в малозначительные происшествия.

Для переквалификации дела в незначительное, можно представить следующие аргументы: на машине оппонента почти нет повреждений, виновник оставил для потерпевшего информацию о себе, пострадавший не предъявил претензии, прочее.

Как поступить, если сразу уехал с места аварии?

Обычно осознание того, что поступил неправильно, приходит к виновнику после того, как он уже совершил свои неправомерные действия, или ему приходит повестка явиться в полицию или суд.

Если вы совершили такие необдуманные действия – сразу же обращайтесь к юристу, который занимается подобными делами. Он не только объяснит вам, чем грозят подобные действия, но посоветует как вести себя дальше.

В то время как ваш юрист будет добывать всю информацию по вашему делу, действуйте в соответствии с его рекомендациями.

Юрист пообщается со свидетелями происшествия, понятыми, также уточнит, какие именно права вы нарушили, прочее.

Впоследствии он будет представлять ваши интересы в суде. Он обязательно попытается представить ситуацию в таком свете, что ваша вина будет минимальной. При успешном ведении дела вы вообще сможете избежать наказания.

Ответственность за оставление места происшествия при ДТП

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены наказания за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27).

Законом определены два вида наказания: лишение водительских прав (от 1 года до полутора лет), административный арест сроком до 15 суток.

В судебной практике понятие ДТП трактуется более расширенно, чем в правилах дорожного движения.

Согласно ПДД (п. 2.5) административная ответственность предусмотрена за невыполнение требований данного пункта, если ДТП произошло в пределах дорожного полотна или на территории, прилегающей к дороге.

Территорией, прилегающей к дороге, признается территория жилых массивов, частных дворов, автостоянок, автозаправок, прочее.

То есть, в каком бы месте не произошло ДТП, водитель должен остановить свое ТС, обозначить место происшествия аварийными сигналами, не менять расположение автомобиля, не трогать предметы, имеющие отношение к аварии.

В том случае, если место происшествия было оставлено, но выполнены условия, изложенные в п. 2.5 ПДД РФ, в отношении данного водителя будет составлен административный протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Если предписания абз. 1 п. 2.5 ПДД не были выполнены, а водитель не покинул место аварии, предусмотрено наказание согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ.

Если было нарушение ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, административной ответственности подлежат все водители. При этом не имеет значения ни их статус, ни степень вины в данном ДТП.

Иногда может случиться так, что водителю просто необходимо покинуть место аварии. Это может произойти, когда потерпевшему или другому человеку, требуется срочная медицинская помощь.

Но сотрудники ГИБДД могут не посчитать некоторые случаи оставления места аварии как крайнюю необходимость. Поэтому против данных водителей будет возбуждено административное производство по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Данные дела потом рассматриваются в суде.

В данном случае водители заинтересованы в доказательстве своей невиновности, ибо презумпция невиновности не срабатывает.

Конечно, никому не хочется лишаться водительских прав или отбывать срок ареста. Поэтому водители обращаются к юристам, которые знают все тонкости подобных дел.

Если водитель покинул место аварии непреднамеренно, а по особым причинам, то в качестве доказательства могут служить сведения о водителе, оставленные в больнице, куда ним был отправлен пострадавший. Также значимым доказательством является возвращение водителя на место аварии, а также подробное объяснение оснований, которые заставили его покинуть место происшествия.

В каком случае предусмотрена уголовная ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия?

Статья 125 Уголовного кодекса РФ гласит о том, что человек, оставивший другого человека в опасности, должен понести уголовную ответственность.

В случае аварии, в результате которой есть погибшие или потерпевшие, которым был нанесен тяжелый вред здоровью, ответственность виновника наступает согласно ст. 264, 268 УК РФ. Если при этом виновник оставил место аварии, к нему будет применено действие ст. 125 УК РФ (оставление пострадавших без помощи).

В каком случае наступает гражданско-правовая ответственность за оставление места происшествия на дороге?

Кроме того, что виновные, оставившие место ДТП, будут нести ответственность согласно гл. 59 Гражданского кодекса РФ, им еще придется возместить страховой компании средства, которые она выплатила в виде компенсации пострадавшим по договору ОСАГО.

Это требование страховщиков вполне законно и предусмотрено п. «Г» ст. 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Таким образом, от потерпевшего к страховщикам переходят права требования компенсации, выплаченной в качестве страхового возмещения, к виновнику ДТП, покинувшему место аварии.

Такая же норма предусмотрена п. 1 ст. 20 ФЗ «Об ОСАГО». В соответствии с данной статьей к РСА переходит право на регресс. То есть, виновный должен возместить РСА сумму, потраченную ними на возмещение ущерба пострадавшим.

Пострадавшие в аварии, виновник которой скрылся с места происшествия, могут не получить положенную выплату. Это происходит в том случае, когда страховая компания не может установить страховой случай. В данном случае потерпевшим придется обращаться в суд.

Как действовать, если место аварии покинул пострадавший?

Если пострадавшие думают, что покинув место аварии, они не нарушают закона, то они ошибаются. И виновник аварии, и потерпевший имеют определенные обязанности и ответственность. Это имеет отношение к ДТП, возникшим с движущимся ТС и тем автомобилем, что просто стоял.

Если ваша машина стояла во дворе, и вы обнаружили на ней повреждения, необходимо действовать в соответствии с Правилами, то есть, сообщить в полицию и признать факт аварии.

Пострадавшему, который не сообщил о данном инциденте, может быть выдвинуто обвинение за то, что он покинул место ДТП. Не имеет значения, был ли он на этом месте в момент нанесения повреждений.

Лучше дождитесь приезда сотрудников полиции и поприсутствуйте при оформлении ДТП. Если у вас нет времени, предложите ГИБДД самостоятельно подъехать на пост ДПС или другое подразделение, находящееся поблизости.

Подумайте о том, что виновник повреждений ТС вернется на место происшествия, а вас там нет. Понятно, что при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД данный водитель постарается представить ситуацию в выгодном для себя свете. Попробуйте потом доказать обратное.

Что делать потерпевшему при оставлении места ДТП виновником

Выделяется два типа случаев, когда водитель, виновный в ДТП, покидает место происшествия:

  • водитель, пострадавший в аварии, находясь на месте ДТП, также стал его участником;
  • пострадавший водитель отсутствует на месте происшествия.

Никогда не преследуйте машину с виновником аварии. Вы можете навредить окружающим, так как создадите аварийную обстановку.

Если вы являетесь потерпевшим в происшествии со сбежавшим виновником, выполните следующие действия:

  • Поставьте на месте ДТП аварийные знаки, чтобы обозначить место, где находится ваше ТС. Осмотрите это место на предмет обнаружения каких-либо следов виновника аварии. Сделайте фотоснимки;
  • Если у вас была возможность заметить, кто виновен в аварии, запомните сведения о данной машине: модель, цвет, номера, где сосредоточены места повреждения ТС, приметы человека, управлявшего автомобилем. Вся эта информация пригодится для установления полицией личности виновника аварии, а также для доказательства его вины;
  • Поставьте в известность полицейских о происшествии. Обязательно расскажите обо всех деталях дела, что поможет в краткие сроки найти виновника аварии и его автомобиль;
  • Пока приедет полиция или сотрудники ГИБДД, постарайтесь найти как можно больше доказательств, свидетелей ДТП, прочее. Также было бы неплохо найти водителей с видеорегистратором, на которых может быть запечатлен момент происшествия;
  • В том случае, когда ваш автомобиль мешает проезду других машин, организуйте объезд.

Обязательно зафиксируйте происшествие на схеме, постарайтесь не затереть следы аварии.

  • Когда сотрудники полиции будут оформлять аварию, осматривать место происшествия и заполнять необходимые документы, находитесь рядом;
  • Обратите внимание на наличие камер видеонаблюдения, которые установлены вблизи места аварии. Получить информацию с них могут только сотрудники полиции, но подсказать им это совсем не помешает.

Оставление места аварии уже само по себе является правонарушением. Но это не факт, что виновным аварии стал именно водитель, скрывшийся с места происшествия.

В случае выявления лица, виновного в ДТП и необходимости возмещения ущерба, вину приходится доказывать лицу, потерпевшему в аварии.

Сегодня довольно часто случаются, что водители покидают место ДТП. И здесь совершенно неважно, какой у нарушителя автомобиль – дешевые «Жигули» или дорогостоящая иномарка (в водительской среде почему-то полагают, что во втором случае можно запросто избежать наказания).

Что значит оставление места ДТП?

Согласно Федеральному законодательству ДТП – это такое событие, произошедшее в ходе движения автомобиля по проезжей части и с его участием, но при условии, что:

  • это привело к ранению или гибели людей;
  • были повреждены грузы, здания;
  • были повреждены транспортные средства;
  • это повлекло за собой материальный ущерб другого рода.

Поэтому даже если в аварию попала всего одна машина, но это привело к одному из описанных выше последствий, то это официально считается ДТП. Что же касается самого оставления, то оно предусматривает скрытие водителя с места происшествия (в нарушение действующих Правил и законов), который стал его участником.

Что нужно делать после аварии?

Став участником ДТП, вы обязаны совершить такие действия:

  • остановить авто (никуда ехать нельзя);
  • включить «аварийку»;
  • выставить специальный знак;
  • не трогать ничего, что может иметь отношение к происшествию;
  • вызвать «скорую» при наличии пострадавших;
  • если возникла крайняя необходимость, можно отвезти потерпевших в больницу на своей машине, однако потом необходимо в обязательном порядке вернуться обратно.

Если же вы или другой участник скрылись, то можно рассчитывать на достаточно серьезное наказание.

Наказание за оставление места дтп

Согласно 2-й части статьи №12.27 Кодекса административных правонарушений водителю может грозить арест на 15 суток либо, как вариант, лишение водительского удостоверения на срок до полутора лет.

На заметку! Срок давности за оставление места дтп в данном случае составляет всего 3 месяца.

Невзирая на это, многие все же предпочитают оставлять место инцидента в надежде избежать возможных последствий. И если это сделал виновник ДТП, в котором пришлось принять участие и вам, то следуйте приведенном ниже алгоритму действий.

Смотрите, что делать оба покинули место дтп:

Что делать, если другой участник аварии покинул место происшествия?

Вы должны успокоиться, паниковать вообще не нужно. Авария уже произошла, изменить ничего нельзя, однако можно сделать так, чтобы вы не оказались в «проигрыше» от происшествия, в котором нет вашей вины.

  1. Начните с обозначения места аварии . Выполните все действия, перечисленные в предыдущих пунктах материала. Ведь если будете игнорировать простейшие правила безопасности, то прибывшие сотрудники автоинспекции могут обвинить вас в административном правонарушении.
  2. Машину и остальные предметы, относящиеся к инциденту, передвигать нельзя . Составьте приблизительную схему аварии, по возможности сделайте несколько фотографий (можно даже на мобильный телефон).
  3. Найдите свидетелей происшествия . С целью доказательства вины скрывшегося с места участника потребуются не только ваши показания, но и показания свидетелей случившегося. Обменяйтесь контактными данными со всеми людьми, которые видели скрывшегося виновника. Очень пригодятся и записи с видеорегистраторов проезжающих мимом автомобилей.
  4. Да, поиском сбежавшего автовладельца должны заниматься, прежде всего, сотрудники ГИБДД, но, как известно, вам никто не поможет, кроме вас самих. По этой причине отметьте все детали на месте происшествия – они в дальнейшем могут пригодиться следствию.

Если я покинул место дтп: ответственность и правильные действия

Мы уже разобрались, что следует предпринять после дорожно-транспортного происшествия и что будет, если скрыться с места событий. Поэтому делать этого определенно не стоит. Однако существует ряд ситуаций, в которых законодательством разрешается покинуть место инцидента. Ознакомимся с ними.

Ситуация №1

Если пострадавшего срочно нужно доставить в больницу . В таком случае можете воспользоваться своим транспортным средством, но потом обязательно вернитесь.

Ситуация №2

Если необходимо освободить дорогу, потому что движение других автомобилей из-за аварии стало невозможным. Но перед этим вы обязаны (собственно, равно как и перед транспортировкой потерпевшего в больницу):

  • найти свидетелей, обменяться с ними контактными данными;
  • зафиксировать положение автомобиля (при этом тоже должны присутствовать свидетели) и составить примерную схему, в которой должны расписаться очевидцы; по возможности сделайте несколько фотографий или запишите все на видео;
  • вызвать наряд ГИБДД, ожидать его приезда (за исключением необходимости в срочной врачебной помощи потерпевшему).

Ситуация №3

Если участники ДТП сошлись во мнении относительно оценки ситуации (кто виноват, кто прав). В таком случае полицейских также ждать не нужно. Составьте вместе схему аварии, после чего отправляйтесь в ближайший пост ДПС, дабы сообщить о случившемся.

На заметку! Схема аварии должна быть максимально подробной, с указанием недвижимых ориентиров (номеров дорожных опор или домов), дорожной разметки и прочего.

Ситуация №4

Если в ДТП были задействованы всего два транспортных средства, а общая сумма нанесенного ущерба составляет не более 25-ти тысяч рублей, то ситуация может быть урегулирована на месте без привлечения работников автоинспекции.

Однако даже в подобного рода случае вы обязаны:

  • составить схему (нужны два экземпляра с подписями участников);
  • проверить, нет ли потерпевших;
  • проверить, не было ли повреждено третье транспортное средство (ведь если, к примеру, одна из машин ехала с прицепом, и тот в результате был поврежден, то формально в ДТП приняли участие уже три ТС);
  • проверить, есть ли у другого участника ОСАГО и допущен ли он к управлению автомобилем;
  • наконец, убедиться, что вы оба одинаково оцениваете степень и стоимость повреждений.

Что касается дальнейших ваших действий, то они будут предприниматься исключительно после обращения в страховую компанию.

В остальных же случаях покидать место аварии нельзя. Так, в данном случае не будет веской причиной то, что вы:

  • опаздываете на работу;
  • догоняете второго участника аварии, который скрылся;
  • не успеваете на какое-то мероприятие;
  • везете своего ребенка на вакцинацию (но лишь при условии, что его жизни ничто не угрожает).

На заметку! Нельзя покидать место ДТП даже пешком, оставив транспортное средство и объяснительную записку. За это вы также можете схлопотать описанное выше наказание.

Итог: как избежать ответственности за оставление места дтп

Вы не будете наказаны за скрытие с места аварии всего в двух случаях.

  1. Если вы на самом деле не заметили, что совершили ДТП . Здесь за то, что вы уехали, вам не грозит наказание, ведь вы не знали о случившемся. Но если вы сделали это умышленно, то ничего поделать уже нельзя.
  2. Если это было сделано по причине крайней необходимости .

Как видим, оставлять место ДТП все же не нужно, исключением могут быть разве что отдельные экстренные ситуации.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Обновлено: 26.06.2018 1795

Можно ли уехать с места ДТП и ничего не нарушить при этом?

Добрый день, или какое там у вас время суток! Многие задаются вопросом можно ли уехать с места ДТП и если да, то когда? В этой статье я подробно отвечу на эти вопросы. Советую внимательно изучить её, ведь за противоправное покидание места происшествия лишают прав!

Сразу определимся, что считается покиданием места ДТП в нарушение ПДД, за которое, между прочим, можно лишиться прав. Определяющим можно назвать одно условие: если происшествие оформляется сотрудниками ГИБДД в отсутствии кого-либо из участников аварии. Всё.

Все остальные случаи: перемещения автомобиля, оставление места ДТП обоими участниками, оформление по Европротоколу, и даже временный уезд водителя, если к заполнению документов уезжавший успел вернуться, не считаются оставлением места аварии.

Более того, после фиксации положения предметов, возникшего в результате аварии, водители обязаны освободить дорогу . Правда, если нет раненых и погибших это делается даже если столкнувшиеся авто просто создают препятствие, а если пострадали люди – перемещать авто нужно только в том случае, когда иначе движение потока ТС становится невозможным.

Уезжать с места происшествия также можно в случае крайней необходимости доставить раненого в больницу, когда кроме участников ДТП сделать это больше некому. Но отвозивший водитель обязан вернуться к месту аварии для оформления документов.

Когда можно покинуть место ДТП

В пункте 2.6.1 ПДД чётко прописаны условия, когда можно покидать место происшествия. Уезжать с места происшествия можно только в тех случаях, когда нет раненых и погибших . Если это условие выполнено, возможны два варианта развития событий.

Если водители не могут договориться между собой

Первый вариант. Если между водителями нет единой точки зрения на произошедшее, обязательно нужно позвонить в автоинспекцию. Но сотрудник может указать приехать для оформления аварии на пост ДПС. Водителям перед этим надо зафиксировать, в том числе при помощи средств фото- видеосъёмки, положение ТС и других предметов, относящихся к аварии относительно друг друга и окружающих объектов.

Такая ситуация также не считается покиданием места аварии, если все её участники приедут в стационарный пункт ДПС и оформят бумаги там с участием инспектора.

Споров между участниками нет

Второй вариант – когда у участников аварии нет разногласий по виновности, обстоятельствам аварии и т. п. В этом случае об аварии можно даже не сообщать в ГАИ.

В этом случае у участников аварии появляется выбор из трёх вариантов действий.

  1. вместе поехать в ближайшее отделение ГИБДД и там совместно с сотрудниками ГАИ оформить произошедшее . Предварительно надо сфотографировать или иным способом зафиксировать расположение авто на месте аварии;
  2. оформить Европротокол (но это возможно только если столкнулись два транспортных средства (прицеп за ТС не считается), у обоих водителей есть ОСАГО, и ничего, кроме ТС участников, не пострадало);
  3. никак не оформлять ДТП (дополнительное условие – повреждено должно быть только имущество участников, то есть если снесён столб, этот вариант не прокатит).

Оформление на посту ГАИ

Наиболее простой и надёжный в плане получения возмещения ущерба способ. По своей сути ничем не отличается от оформления сотрудниками ДПС, как это было раньше. Единственное отличие – вы больше не ждёте наряд, часами «кукуя» в машине, а сами едете к инспекторам. В отделении вам выдадут те же самые бумаги, что и при оформлении на месте аварии.

Кроме того, в последнее время автоинспекторы всё чаще не выезжают на место лёгких аварий, а просят их участников следовать на ближайший пост, даже при наличии разногласий между участниками.

С этим недавно столкнулся один мой знакомый. Дело было в Москве. Он попал в небольшое ДТП. Когда он позвонил в полицию, сотрудник заявил ему, что к месту аварий без пострадавших гаишники теперь не выезжают, и сказал, что водителям необходимо самим явиться в отделение или оформить Европротокол.

Оформление происшествия по Европротоколу

Как уже говорилось, кроме согласия с виновностью, необходимым условием является участие только двух ТС и наличие полиса «автогражданки» у обоих автовладельцев.

У этого типа оформления есть ещё одна, самая важная особенность. Оно может применяться, только когда ущерб составляет меньше 50 000 рублей. Исключение сделано для происшествий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, и их областей. Если участники ДТП предоставят фото и видеоматериалы с места аварии, а также полученные при помощи ГЛОНАСС координаты произошедшего, максимальный размер возмещения возрастёт до 400 000 р.

Собственно оформление ДТП заключается в заполнении совместно двумя водителями извещения о ДТП, бланки которых выдаются страховщиками при покупке полиса, а также в любое время при просьбе страхователя. Главное – это правильно заполнить бланк извещения, иначе страховая может .

И ещё. Виновник обязательно должен доставить свою часть бланка извещения своему страховщику. Иначе ему грозит регресс от страховой компании.

Разъезд без оформления

Чаще всего такой вариант применяется, когда у виновника нет страховки ОСАГО, а также когда повреждения незначительны и водители не хотят оформлять ДТП, чтобы не потерять , или чтобы не возиться с бумагами.

В этом случае участники договариваются между собой, о том, кто виноват, сколько кто кому должен, как будет произведён расчёт, и по обоюдному согласию разъезжаются.

Чтобы впоследствии не возникло неприятных ситуаций, необходимо написать расписку о возмещении ущерба и отсутствии претензий. Пишется она в свободной форме.

Взять расписку, что нет претензий, необходимо, даже если вы не виноваты, и не собираетесь получать компенсацию от виновника. Так как иначе, второй водитель может передумать, вернётся на место аварии, вызовет ГАИ, и вы будете объявлены скрывшимся с места ДТП, да ещё и виновником.

Как поступить, если отсутствуют повреждения имущества

В этом случае не может идти речи ни о каком оформлении или неоформлении, а также об оставлении места ДТП. Так как если нет ущерба, то нет и ДТП. Это следует из его определения. Соответственно, при отсутствии материального урона не может быть и страхового случая по ОСАГО, так как не возникает обязанность возместить вред.

Наверняка кто-нибудь вспомнит про . Но по «автогражданке» он не возмещается. Остаётся требовать компенсацию за него с виновника через суд, но, во-первых, причинение душевных страданий в таком случае практически невозможно доказать, а если вам это как-нибудь и удастся сделать, присуждённая сумма будет ничтожно мала. И, скорее всего, дело прекратят ввиду его незначительности.

Насчёт бесконтактного ДТП. При нём имуществу и/или здоровью других наносится вред, хотя участники и не контактируют непосредственно, то есть оно не подходит к ситуации, когда нет повреждений.

Когда в ДТП только один участник

Для начала надо убедиться, что вы действительно единственный участник происшествия. Это означает, что повреждено должно быть только ваше имущество. На самом деле это не всегда так, как кажется поначалу. Ведь столб, рекламный щит, забор обязательно кому-нибудь принадлежат. А также у домашних животных обычно есть свои владельцы. И даже вроде бы дикий олень может принадлежать лесохозяйству, впрочем, как и высаженные вдоль дороги саженцы.

Если действительно пострадало только ваше имущество, вы уверены, что второго участника, то есть потерпевшего, точно нет, вы можете с чистой совестью уезжать с места аварии, что вполне согласуется с п.2.6.1 ПДД. Исключение составляют случаи, когда ваша машина застрахована по каско. Потому что документы от ГИБДД потребуются для выплаты.

Если в аварии пострадали люди, хотя бы и сам водитель, вызов сотрудников госорганов обязателен. Но поверхностные ранения, например, ссадины, синяки и раны кожи, из-за которых не теряется общее здоровье, не считаются нанесением телесного вреда.

Если виновник скрылся

В этом случае вызов сотрудников ГИБДД обязателен. Уезжать нельзя, даже чтобы догнать виновника.

Во-первых, уехав, вы тем самым сами покинете место происшествия в нарушение правил движения. А наказание за это – лишение прав не меньше чем на 1 год или арест. Тем более что виновник может вернуться и сам вызвать автоинспекторов.

Во-вторых, шанс найти виновника, а, следовательно, получить компенсацию за повреждение, всегда существует. Глупо просто так терять его. Причём чем быстрее уехавшего начнут искать, тем выше вероятность, что его найдут.

Подведём итоги

  • покинувшим место ДТП считается тот, без чьего участия оно оформлялось;
  • повреждение чьего-либо имущества – обязательный признак ДТП;
  • уехать с места аварии в некоторых случаях вполне правомерно и даже необходимо;
  • отсутствие погибших и раненых и согласие между участниками по вопросу кто виноват, обстоятельствам происшествия и т. п – обязательные условия для законного покидание места ДТП без сообщения о нём в госорганы;
  • по указанию сотрудников правоохранительных органов возможно нужно будет уехать с места аварии в отделение полиции для оформления, не дожидаясь приезда экипажа ГИБДД, даже при наличии разногласий межу водителями;
  • участники могут выбрать, как поступить : оформить ДТП в отделении полиции, заполнить Европротокол или ничего не оформлять официально.

Заключение

Теперь вы знаете, когда можно уехать с места аварии, а когда делать это строго запрещено. Оформление ДТП без вызова представителей ГИБДД позволит попавшим в аварию сэкономить время и нервы, при этом инспекторы смогут выполнить больше дел, где действительно требуется их помощь. А почему инспекторы не могут приехать быстро по каждому вызову уже другой вопрос.

А если есть что рассказать про законное покидание места аварии, обязательно напишите в комментариях. Если есть вопросы, по рассматриваемой в этой статье теме, пишите их также в форму комментариев. Они не останутся без внимания.

В этом видео автоадвокат кратко расскажет о случаях, когда можно покидать место аварии:

П.С.: Изображения взяты отсюда: drive2.ru/l/4701469. На фотографиях Mercedes-Benz CLK.

Еще по теме:

Комментариев к статье: 13

    Владимир

    30.01.2018 | 14:36

    А если на заправки в меня въехали задом и в результате разбита фара и бампер договорились без Гаи на месте отдал 2т за фару и 3т сказал отдаст на следующий день и пропал... Есть 2 свидетеля и может быть видео с камер, я уже ничего не могу сделать? Чтоб по закону

    Елена

    05.05.2018 | 03:16

    Здравствуйте! А если никакого ДТП небыло, а человек,стоявший сзади моей машины ударил по ней рукой (никаких следов на машине нет и у него соответственно тоже, он просто зафиксировал контакт с моим авто во время моего манёвра задним ходом, выезжая с парковочного места на проезжую часть), а потом без моего ведома вызвал скорую и ГАИ и написал заявление, в котором указал, что у него после столкновения с моей машиной закружилась голова, ослабли ноги и поднялось давление и на скорой ему сделали кардиограмму)), и оказалось, что у него был ещё и свидетель, а я уехала и мне через пару часов после этого звонил сотрудник ДПС и я поехала заполнить ответное заявление и меня пригласили на группу разбора. Что же я теперь там скажу? ДТП никакого не было, но почему-то от этого гражданина приняли заявление. Значит получается я скрылась с места ДТП? Но никакого материального и физического урона я не нанесла.

    1. Игорь Писчий

      17.01.2019 | 08:37

      Здравствуйте, Елена.

      Тут весьма сложная, но и интересная с точки зрения законодательства ситуация (возникающая нередко), прояснение которой будет полезно многим водителям и пешеходам. В данном случае произошло событие, которое, при определенных условиях, может иметь признаки как бесконтактного ДТП, так и просто нарушения ПДД или и того и другого вместе. Как я понял, вы совершали маневр на ТС, повлекший создание опасной ситуации. За это на водителя может быть наложено взыскание по ст. 12.14 (Нарушение правил маневрирования) или по ст. 12.18. (Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения). Если подобное происходит в зоне жилой застройки, то это еще и нарушение п. 17.1 ПДД (Движение в жилых зонах), согласно которому пешеход всегда имеет преимущество, за исключением необоснованных действий). Если в ГИБДД будет установлена ваша вина по указанным положениям, то на вас будет наложен соответствующий штраф за нарушение ПДД.

      Касательно ответственности за оставление места ДТП, то при подобных обстоятельствах она может иметь место, а может и не иметь – все зависит от того, будет ли ситуация квалифицирована как ДТП. Законодательством, согласно п. 1.2 ПДД и ст. 2 ФЗ № 196, ДТП определяется следующим образом:

      «Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.»

      То есть для ДТП обязателен ущерб (телесный или материальный), который явился следствием возникшей ситуации. Возьмем за основу весьма частый случай: при опасном маневрировании ТС пешеход, пытаясь уклониться от столкновения, упал. И при падении дело может принять разный оборот – если падение не повлекло никакого ущерба или этот ущерб незначительный, то ситуация не будет признана ДТП. Например, при падении помялась пачка с сигаретами, вследствие чего они пришли в негодность – ситуация не будет признана ДТП, но имеет признаки нарушения ПДД. Если же у пешехода разбился смартфон, то ситуация может быть квалифицирована как ДТП из-за значительности материального ущерба.

      Если при падении нанесен вред здоровью, то ситуация также может быть различной – тут все зависит от тяжести травмы или иных последствий для здоровья. Ясность здесь вносится Правилами учёта ДТП, утверждёнными ПП № 647 от 29.06.1995 г., и принятым в соответствии с ними ОДМ 218.6.015–2015 (утверждённым Распоряжением Росавтодора № 853-р от 12.05.2015 г.). Согласно ОДМ, применительно к ДТП человек считается раненым, если он получил телесные повреждения, в результате которых потребовалась госпитализация на срок не менее 1 суток либо появилась необходимость в амбулаторном лечении (п. 2 Правил, п. 3.1.10 ОДМ). То есть, к примеру, если у потерпевшего, в результате падения, появилась кровоточащая ссадина, требующая медицинской обработки, то ситуация может быть признана ДТП. Если же пешеход при падении получил незначительный ушиб, без видимых последствий, то ситуация не будет признана ДТП.

      Но кроме прямых травм пешеход может получить и иной вред здоровью, иногда намного более тяжкий. Например, у беременной женщины вследствие испуга случился выкидыш – тут для неосторожного водителя возможна даже уголовная ответственность и очень серьезная материальная. Похожие ситуации могут быть с пожилыми людьми или детьми. Например, ребенок вследствие испуга начал заикаться. Или у бабушки от испуга случился инфаркт. Поэтому в вашем случае ситуация вполне может быть признана ДТП, если последствия ситуации привели к зафиксированной необходимости обращения в амбулаторию, где пострадавшему оказали реально необходимую помощь. Просто «поднялось давление, закружилась голова и ослабли ноги» – это не диагноз, а возможные симптомы (часть из которых могла быть симулирована). В подобных ситуациях врачи дают заключение осторожно т. к. впоследствии возможно судебное разбирательство. Также, если сразу после инцидента пешеход не проявил никаких признаков недомогания и не предъявил претензий, то ответственности за оставление места ДТП также не будет и сам случай вряд ли ДТП признают т. к. даже при реальном и серьезном ущербе здоровью спустя какое-то время после инцидента, доказать причастность к нему ТС весьма проблематично. Поэтому в общем итоге на вас может быть наложен небольшой штраф, но ответственность за оставление ДТП вы вряд ли понесете.

      Всего вам доброго, Елена.

    Владимир

    01.11.2018 | 23:11

    Интересная, и точно изложения. Как раз то что нужно. Спасибо автору

    Ольга



 

Возможно, будет полезно почитать: