30 гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Задача. Сотрудники полиции патрульно-постовой службы, обходя территорию маршрута, заметили, что неизвестный гражданин взламывает топором дверь автомобиля. Обнажив оружие и подойдя к неизвестному на близкое расстояние, сотрудники подали команду «Руки вверх!». Неизвестный с топором бросился на сотрудников полиции.

Как должны действовать сотрудники полиции в данной ситуации?

Оформите рапорт о проделанной работе.


Билет № 11

Применение полицией отдельных мер государственного принуждения. Задержание.

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

(в ред. Федерального закона от 03.02.2014 N 7-ФЗ)

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.


Комментарий к статье 24
1. В комментируемой статье закреплены гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции. Так, в части 1 данной статьи предусмотрено право сотрудника полиции обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность в случае, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 23 комментируемого Закона.
В точности аналогичная гарантия безопасности вооруженного сотрудника милиции была указана в ч. 1 ст. 16 Закона 1991 г. о милиции, но есть один новый немаловажный момент. Ранее говорилось о случае, когда сотрудник милиции считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для применения огнестрельного оружия. В рассматриваемой же норме не содержится указание на субъективную оценку сотрудником полиции создавшейся обстановки, что представляется более прогрессивным.
Необходимо отметить еще один момент. В первоначальном варианте проекта комментируемого Закона говорилось о праве сотрудника полиции только привести огнестрельное оружие в готовность, но после общественного обсуждения законопроекта включено указание на то, что сотрудник полиции обнажает и приводит огнестрельное оружие в готовность (аналогично тому, как это предусматривалось в Законе 1991 г. о милиции).
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию. При этом указано, что речь идет только о тех случаях возможности применения огнестрельного оружия, которые предусмотрены в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона, а именно: для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции.
Аналогичная гарантия безопасности вооруженного сотрудника милиции была указана в ч. 2 ст. 16 Закона 1991 г. о милиции, но эта норма отсылала только к тем случаям возможности применения огнестрельного оружия, которые предусматривались в п. 2 ч. 1 ст. 15 названного Закона, т.е. для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием. Соответственно, речь о случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции, - для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья, - не шла.
Следует отметить, что в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона рассматриваемая гарантия личной безопасности вооруженного сотрудника полиции формулировалась иначе. Так, предусматривалось, что сотрудник полиции с приведенным в готовность огнестрельным оружием имеет право произвести выстрел на поражение нападающего на него или задерживаемого им лица, если это лицо пытается сократить указанное сотрудником полиции расстояние, либо достать что-нибудь из одежды без команды сотрудника полиции, либо посягнуть на оружие сотрудника полиции, либо совершить другие действия, которые могут быть расценены сотрудником полиции как угроза насилия или завладения его оружием.
Соответственно, учтено замечание, которое выражено Общественной палатой РФ следующим образом (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980): законодатель расширил право сотрудника полиции на производство выстрела на поражение нападающего на него лица, если имеет место попытка достать нечто из одежды без команды сотрудника полиции либо совершить другие действия, которые могут быть расценены как угроза насилия или завладения оружием; очевидно, что введение этого права продиктовано участившимися случаями с целью завладения табельным оружием или просто с целью причинения вреда здоровью сотрудника полиции; возможно, это и оправданно, хотя если акцент делается на субъективном мнении сотрудника полиции, то такая норма может иметь весьма негативные последствия.

Еще по теме Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции:

  1. Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.


КОММЕНТАРИИ:

Рыжаков А.П.\Московская финансово-промышленная академия, 2011\

1. Предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи право у сотрудника полиции имеется вне зависимости от того, есть ли у него свидетели, готовые подтвердить, что имели место обстоятельства, перечисленные в анализируемой норме права.
2. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно личной безопасностью (безопасность граждан) является состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз.
3. О понятии "оружие" см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.
4. См. также содержание и комментарий к ст. 1, 6, 14, 23 настоящего Федерального закона.

Барсуков С.И., Борисов А.Н.\Деловой двор, 2011\

1. В комментируемой статье закреплены гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции. Так, в части 1 данной статьи предусмотрено право сотрудника полиции обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность в случае, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 комментируемого Закона.
В точности аналогичная гарантия безопасности вооруженного сотрудника милиции была указана в ч. 1 ст. 16 Закона 1991 г. о милиции, но есть один новый немаловажный момент. Ранее говорилось о случае, когда сотрудник милиции считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для применения огнестрельного оружия. В рассматриваемой же норме не содержится указание на субъективную оценку сотрудником полиции создавшейся обстановки, что представляется более прогрессивным.
Необходимо отметить еще один момент. В первоначальном варианте проекта комментируемого Закона говорилось о праве сотрудника полиции только привести огнестрельное оружие в готовность, но после общественного обсуждения законопроекта включено указание на то, что сотрудник полиции обнажает и приводит огнестрельное оружие в готовность (аналогично тому, как это предусматривалось в Законе 1991 г. о милиции).
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию. При этом указано, что речь идет только о тех случаях возможности применения огнестрельного оружия, которые предусмотрены в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23 комментируемого Закона, а именно: для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции.
Аналогичная гарантия безопасности вооруженного сотрудника милиции была указана в ч. 2 ст. 16 Закона 1991 г. о милиции, но эта норма отсылала только к тем случаям возможности применения огнестрельного оружия, которые предусматривались в п. 2 ч. 1 ст. 15 названного Закона, т.е. для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием. Соответственно, речь о случаях, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции, - для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья - не шла.
Следует отметить, что в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона рассматриваемая гарантия личной безопасности вооруженного сотрудника полиции формулировалась иначе. Так, предусматривалось, что сотрудник полиции с приведенным в готовность огнестрельным оружием имеет право произвести выстрел на поражение нападающего на него или задерживаемого им лица, если это лицо пытается сократить указанное сотрудником полиции расстояние, либо достать что-нибудь из одежды без команды сотрудника полиции, либо посягнуть на оружие сотрудника полиции, либо совершить другие действия, которые могут быть расценены сотрудником полиции как угроза насилия или завладения его оружием.
Соответственно, учтено замечание, которое выражено Общественной палатой РФ следующим образом (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980): законодатель расширил право сотрудника полиции на производство выстрела на поражение нападающего на него лица, если имеет место попытка достать нечто из одежды без команды сотрудника полиции либо совершить другие действия, которые могут быть расценены как угроза насилия или завладения оружием; очевидно, что введение этого права продиктовано участившимися случаями с целью завладения табельным оружием или просто с целью причинения вреда здоровью сотруднику полиции; возможно, это и оправдано, хотя если акцент делается на субъективное мнение сотрудника полиции, то такая норма может иметь весьма негативные последствия.

Чапчиков С.Ю.\Юстицинформ,2012\



 

Возможно, будет полезно почитать: