Кто рассматривает административный протокол по ст 28.7. Порядок проведения административного расследования

Административное расследование призвано создавать необходимые условия для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении уполномоченными на то органами или должностными лицами. Только хорошо проведенное административное расследование дает возможность правильно разрешить дело, применить меру воздействия, соответствующую характеру правонарушения и личности виновного.

Указанная цель может быть достигнута путем полного, объективного и всестороннего установления фактических обстоятельств дела при использовании сил и средств, приемов и методов, имеющихся на вооружении органов внутренних дел.

Административное расследование в широком смысле представляет собой особую форму возбуждения дела об административном правонарушении, особый порядок предварительного изучения данных, указывающих на событие административного правонарушения, процедура для установления обстоятельств происшествия, дополнительная проверка по факту выявленного административного правонарушения.

В узком смысле административное расследование представляет собой особую форму производства по отдельным категориям дел об административных правонарушениях, состоящую из процессуальных и непроцессуальных действий сотрудников полиции, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, направленных на установление всех значимых обстоятельств административного

правонарушения, их исследование, фиксацию юридическую квалификацию деяния и процессуальное оформление.

Анализ действующего законодательства, правоприменительной практики и юридической литературы позволяет выделить следующие этапы административного расследования:

1. Принятие решения о проведении административного

расследования.

Решение о проведении административного расследования заключается в установлении «фактических и формальных условий». Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ закрепляет два фактических основания: во-первых, выявление определенных КоАП РФ административных правонарушений, во-вторых, необходимость проведения по делу процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Формальное основание проведения административного расследования установлено в части 2 статьи 28.7. КоАП РФ и заключается в оформлении решения о проведении расследования в письменной форме путем вынесения определения или постановления прокурора.

Административное расследование проводится после выявления дел административных правонарушений, которые перечислены в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, а именно в области:

Антимонопольного, патентного законодательства,

Законодательства о естественных монополиях,

Законодательства об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах,

Законодательства о выборах и референдумах,

Законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,

Законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах,

Законодательства о физической культуре и спорте в части, касающейся предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним,

Миграционного законодательства,

Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования,

Законодательства о защите прав потребителей,

Законодательства об охране здоровья граждан,

Законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,

Законодательства в области налогов и сборов,

Законодательства об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

Таможенного дела,

Экспортного контроля,

Государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги),

Законодательства об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса,

Законодательства в области охраны окружающей среды,

Производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,

Пожарной безопасности,

Дорожного движения и на транспорте,

Несостоятельности (банкротства),

Размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Административное расследование в указанных случаях может производиться путем осуществления предусмотренных главой 26 КоАП РФ процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, таких как:

Экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ),

Взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ),

Сбора и фиксации вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ),

Истребования сведений и оценки доказательств (ст. 26.10, 26.11 КоАП

При выяснении обстоятельств по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).

2. Установление фактических обстоятельств дела. Данный этап характеризуется установлением перечня обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. К ним относятся:

Наличие события административного правонарушения,

Лицо, совершившее противоправное деяние,

Виновность лица,

Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением,

Обстоятельства, исключающие производство по делу,

Причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказывание, применительно к стадии расследования - это

процессуальная деятельность должностного лица, проводящего расследование, по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, представляющих собой фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, имеющих значение для дела, а также деятельность иных участников производства по представлению доказательств.

3. Приостановление административного расследования. КоАП РФ не

предусматривает правовых оснований приостановления административного расследования. Однако в правоприменительной практике данный этап фактически осуществляется при возникновении обстоятельств, препятствующих установлению обстоятельств правонарушения и

своевременному составлению итогового документа (протокола об

административном правонарушении).

Например, уклонение правонарушителя от явки по вызову препятствует назначению экспертизы по делу, т.к. закон установил его обязательное ознакомление с определением о назначении экспертизы. В подобных случаях после истечения сроков давности материалы дела об административном правонарушении теряют юридическую силу и дело прекращается.

Временное психическое или иное тяжкое заболевание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении также является основанием для приостановления производства. Наличие заболевания должно удостоверяться врачом соответствующего медицинского учреждения. Заболевание должно быть тяжелым, но временным расстройством, возникшим после совершения административного правонарушения. По данному основанию приостановление расследования осуществляется до выздоровления лица - полного либо частичного, главное, чтобы его состояние позволяло учувствовать в производстве по делу.

Нахождение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в длительной командировке (отпуске) является препятствием для осуществления производства по делу. В таких случаях должностному лицу, проводящему административное расследование, известно местопребывания лица, но привлечь его к участию в производстве не удается. Расследование необходимо возобновлять сразу же по возвращении лица из командировки (отпуска).

4. Процессуальное оформление результатов административного

расследования. КоАП РФ предусматривает две формы окончания административного расследования: составление протокола об

административном правонарушении, либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол - основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении. От грамотности, обстоятельности и мотивированности его составления зависят правильность рассмотрения дела по существу и обоснованность назначения административного наказания.

5. Направление материалов расследования на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу. Это заключительный этап административного расследования. Он реализуется лишь тогда, когда должностное лицо, проводившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие органы. Основная задача указанного этапа - определение предметной подведомственности и территориальной подведомственности. Перечень органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать те или иные категории дел об административных правонарушений, закреплен главой 23 КоАП РФ.

Расследование по делу об административном правонарушении проводится по месту его совершения или выявления. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству сотрудника полиции, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил, ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшим причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, начальником вышестоящего органа - на срок до шести месяцев

В рамках этих сроков сотрудник органов внутренних дел, проводящее административное расследование, должно провести все необходимые процессуальные действия, направленные на установление значимых обстоятельств административного правонарушения, исследовать данные обстоятельства, зафиксировать и дать их юридическую квалификацию.

Необходимо остановиться на особенностях рассматриваемой стадии в случае назначения административного наказания без составления протокола об административном правонарушении, что предусматривается статьей 28.6 КоАП РФ.

Данная норма определяет случаи назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. Это, как правило, возможно, при очевидности правонарушения и признании вины лицом, его совершившим. В случае, когда протокол об административном правонарушении не составляется, уполномоченное на то должностное лицо на месте совершения административного правонарушения оформляет предупреждение либо назначает административный штраф, выписывая постановление-квитанцию.

Если лицо, в отношении которого возбуждено такое дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события

административного правонарушения и (или) назначенное ему

административное наказание, то в этом случае составляется протокол об административном правонарушении и производство осуществляется в общем порядке.

В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в виде постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Копии постановления по делу и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото - и киносъемки, видеозаписи направляется лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения данного постановления.

Заканчивается стадия возбуждения дела об административном правонарушении направлением материалов дела по подведомственности, если юрисдикционный орган не уполномочен рассматривать данное правонарушение.

  • 31. Понятие, цели и основания назначения административного наказания.
  • 32. Система и виды административных наказаний.
  • 33. Характеристика основных и дополнительных административных наказаний.
  • 34. Общие правила назначения административного наказания.
  • 35. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
  • 36. Основания применения административного ареста, юридическая характеристика.
  • 37. Основания применения административного штрафа, юридическая характеристика
  • 38. Основания применения конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, юридическая характеристика.
  • 39. Основания применения лишения специального права, юридическая характеристика.
  • 40.Административные правонарушения в области дорожного движения, общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 42. Административные правонарушения за занятие проституцией. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 43. Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации. Общая характеристика и юридический состав правонарушений. (ст.18.1)
  • 44. Нарушение пограничного режима в пограничной зоне. Общая характеристика и юридический состав правонарушений. (18.2)
  • 46. Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 47. Мелкое хулиганство. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 48. Появление в общественных местах в состоянии опьянения. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 49. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 50. Нарушение требований пожарной безопасности. Общая характеристика и юридический состав правонарушений.
  • 52. Современные проблемы кодификации административно-деликтного процессуального законодательства Российской Федерации и пути их решения в начале нового столетия.
  • 53. Общая характеристика, особенности юридических составов и квалификации административных правонарушений, установленных законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • 54. Компетенция судьи, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении.
  • 55.Дела об административных правонарушениях, находящиеся в исключительной подведомственности судов.
  • 56. Компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в области рассмотрения дел об административных правонарушениях.
  • 57. Делинквент как участник административно-деликтного процесса.
  • 58. Особенности правового положения несовершеннолетнего, как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
  • 59. Потерпевший как участник административно-деликтного процесса.
  • 60. Защитник и представитель, их права и обязанности.
  • 61. Свидетель, его права и обязанности.
  • 62. Понятой, его права и обязанности.
  • 63. Постановление по делу об административном правонарушении.
  • 64. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях как заключительная стадия административно-деликтного процесса.
  • 65. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • 67. Единоличное и коллегиальное производство. Порядок образования коллегиальных органов. Правомочность их заседаний. Виды коллегиальных органов.
  • 68. Система стадий производства по делам об административных правонарушениях.
  • 69. Основные и факультативные стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 70. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • 71. Административное расследование.
  • 72. Рассмотрение дела об административном правонарушении.
  • 73. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
  • 74. Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
  • 75. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях. (глава 29.1 КоАп)
  • 71. Административное расследование.

    Административное расследование - представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

    Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).

    Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения.

    Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил - на срок до шести месяцев.

    По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем . Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

    Решение о возбуждении дела об адм. правонарушении и проведении адм. расследования принимается д/л, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об адм. правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения адм. правонарушения.

    В определении о возбуждении дела об адм. правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об адм. правонарушении, данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта РФ, предусматривающая адм. ответственность за данное адм. правонарушение.

    Адм. расследование проводится по месту совершения или выявления адм. правонарушения.

    72. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

    Статья 29.7. КОАП РФ:

    1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

    2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

    3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

    4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

    5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

    6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

    7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

    а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

    8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

    9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

    2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

    3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

    Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

    Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

    Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

    Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

    Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

    Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

    Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

    1 комментарий

    Система и наблюдатель

    Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

    Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

    Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

    Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

    Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

    Гипотеза №1. Всевидящее око

    Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

    Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

    Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

    Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

    Течение времени

    Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

    Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

    Приступая к административному расследованию, офицер обязан:

    Прежде всего, получить и внимательно изучить все имеющие­ся материалы по делу;

    Ознакомиться с законодательством, которое непосредственно относится к расследуемым обстоятельствам.

    Ознакомившись с имеющимися материалами дела и законода­тельством, следует продумать последовательность и характер пред­стоящих действий, а при необходимости составить план проведения административного расследования.

    В плане определяются основные вопросы, подлежащие выясне­нию, а также доказательства, которые необходимо установить по делу, способы и сроки их сбора. Составлять какой-либо документ о начале административного расследования не требуется.

    В ходе административного расследования должны быть досто­верно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правиль­ного разрешения дела.

    В ходе расследования выяснению подлежат следующие во­просы:

    Действительно ли имел место проступок (событие или факт), в чем он выразился;

    Где, когда, при каких обстоятельствах, какими средствами и с какой целью он был совершен;

    Наличие вины в действиях (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

    Каковы последствия проступка;

    Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

    Причины и условия, способствовавшие совершению проступ­ка.

    Расследование по факту получения травмы проводится в целях определения:

    Обстоятельств и причин получения травмы;

    Степени вины пострадавшего военнослужащего;

    Лиц, непосредственно причинивших травму;

    Должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте и при проведении того или ино­го мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая заряд­ка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);

    Наличия прямой причинной связи между действиями (бездей­ствием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

    Под травмой понимается повреждение органа, ткани в резуль­тате внешнего воздействия. Расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.

    При проведении административного расследования по фак­ту утраты, недостачи или порчи материальных средств необхо­димо установить:

    В чем заключается материальный ущерб и его денежная оцен­ка;

    Какими конкретными действиями причинен ущерб;

    Какие законы, воинские уставы, приказы, инструкции или дру­гие установленные правила были при этом нарушены;

    Умышленно или по неосторожности причинен ущерб;

    Явились ли действия (бездействие) военнослужащего или гра­жданина, призванного на сборы, причиной возникновения ущерба;

    Степень виновности каждого в случае причинения ущерба не­сколькими лицами;

    Находился ли виновный при исполнении служебных обязанно­стей;

    Какие обстоятельства способствовали причинению ущерба.

    Под материальным ущербом понимается действительный

    убыток, причиненный государству порчей, уничтожением, утратой или незаконным расходованием военного имущества, денежных средств или других ценностей.

    Командир может привлечь к ответственности военнослу­жащих и других подчиненных ему лиц лишь при наличии следую­щих условий:

    Причинении действительного материального ущерба;

    Наличии причинной связи между неправомерным поведением военнослужащего и материальным ущербом;

    Противоправности и виновности действий (бездействия) воен­нослужащего;

    Причинении ущерба при исполнении служебных обязанностей.

    Поэтому при расследовании необходимо установить, причинен

    ли материальный ущерб в действительности и если да, то в чем он выражается и какова его денежная оценка.

    Исчисление размера ущерба, подлежащего возмещению, про­изводится по розничным ценам с учетом износа военного имущества по установленным нормам.

    Противоправность действия (бездействия) лица, причинив­шего материальный ущерб, выражается в нарушении правил и норм, содержащихся в воинских уставах, наставлениях и других актах, оп­ределяющих порядок получения, хранения и использования матери­альных (денежных) средств. Поэтому при проведении расследования необходимо изучить требования нормативных актов для того, чтобы установить, какие конкретно правила нарушены.

    Одной из важных особенностей административного расследо­вания по делам о причинении государству материального ущерба яв­ляется необходимость четкого определения формы вины военнослу­жащего.

    В процессе административного расследования должно быть до­казано, что ущерб государству причинен при исполнении военнослу­жащим служебных обязанностей, предусмотренных воинскими уста­вами, приказами и другими актами.

    Фактические обстоятельства устанавливаются с помощью дока­зательств, получаемых при опросе очевидцев, потерпевших, виновных лиц.

    Письменное объяснение дается на имя командира части. В объяснении указываются:

    Дата, место составления;

    Должность и воинское звание, фамилия, имя и отчество офи­цера, проводящего расследование;

    Анкетные данные, а при необходимости и другие сведения оп­рашиваемого. Записи делаются в первом лице и дословно. По жела­нию опрашиваемого ему представляется возможность изложить свои ответы на поставленные вопросы в письменном виде.

    Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, про­водящим расследование. Однако брать объяснения у командира воин­ской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к но­вому месту военной службы, необходимый запрос направляется ко­мандиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообща­ется о характере расследуемого проступка, данные на лицо, от которо­го требуется объяснение, и какие перед ним нужно поставить вопросы.

    При административном расследовании недопустимо оформ­ление показаний опрашиваемых лиц протоколами допроса свидетеля, а также предупреждение об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.

    Следует помнить, что запрещается получать объяснения от лиц, находящихся в состоя­нии опьянения.

    Для наглядности к материалам расследования могут прилагать­ся схемы, таблицы, фотокарточки. В любом случае необходимо со­блюдать правила обращения с секретными документами и сведения­ми.

    При проведении расследования по факту получения военно­служащим травмы к материалам расследования в обязательном поряд­ке должна прилагаться справка из медицинского учреждения или вы­писка из медицинской книжки о характере травмы.

    При необходимости расследующий может производить осмотр помещений, местности, техники, предметов, документов и т.п. Для проверки объяснения опрошенных лиц и версий могут проводиться простейшие эксперименты.

    Для характеристики лица, привлекаемого к ответственности, необходимо истребовать и приобщить к материалам расследования документы, характеризующие личность военнослужащего, рабочего и служащего.

    К таким документам относятся:

    Служебная характеристика;

    Профессионально-психологическое заключение;

    Копия служебной карточки (для военнослужащих) и др.

    По решению командира части военнослужащие могут направ­ляться на военно-врачебную комиссию для определения их годности к военной службе.

    К расследованию наиболее сложных проступков, происшествий и событий могут привлекаться специалисты и эксперты.

    Проведение экспертизы поручается, как правило, научно­исследовательским учреждениям Министерства обороны РФ, а в неко­торых случаях специальным учреждениям других министерств и ве­домств. Решение о проведении экспертизы оформляется в виде на­правления либо ходатайства.

    В качестве специалистов чаще всего привлекаются работники медицинской службы, службы тыла, ракетно-артиллерийского воору­жения, автомобильной службы и др.

    При административном расследовании не проводятся:

    Допросы и некоторые другие следственные действия, преду­смотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

    Вместе с тем если в ходе административного расследования бу­дут выявлены признаки преступления, то командир воинской части возбуждает уголовное дело, о чем немедленно уведомляет военного прокурора и руководителя следственного органа при военной проку­ратуре по месту дислокации воинской части. Все материалы админи­стративного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

    Таким образом, можно сделать вывод, что методически пра­вильно организованное административное расследование обеспечива­ет выяснение истинных причин проступков, происшествий и т.п. и позволяет командиру принять правильное решение о характере даль­нейших действий.

    Административное расследование должно быть закончено в месячный срок. В необходимых случаях этот срок может быть про­длен вышестоящим начальником еще на один месяц, о чем в материа­лах расследования должно быть соответствующее подтверждение.

    Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследо­вания.

    Рассматривая порядок проведения административного рассле­дования в ВС РФ, необходимо получить представление о порядке на­значения и проведения административного расследования по админи­стративным правонарушениям, которые предусмотрены КоАП РФ.

    В случаях, если после выявления административного право­нарушения в области:

    Антимонопольного законодательства;

    О выборах и референдумах;

    Законодательства о противодействии легализации (отмыва­нию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

    Валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    Законодательства о защите прав потребителей;

    Законодательства в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безо­пасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экс­пертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

    Решение о возбуждении дела об административном право­нарушении и проведении административного расследования при­нимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонаруше­нии, в виде определения, а прокурором в виде постановления немед­ленно после выявления факта совершения административного право­нарушения.

    В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного право­нарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматри­вающая административную ответственность за данное администра­тивное правонарушение.

    Административное расследование проводится по месту со­вершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном пра­вонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, про­водится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об администра­тивных правонарушениях.

    Срок проведения административного расследования не мо­жет превышать один месяц с момента возбуждения дела об ад­министративном правонарушении. В исключительных случаях ука­занный срок по письменному ходатайству должностного лица, в про­изводстве которого находится дело, может быть продлен вышестоя­щим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего тамо­женного органа на срок до шести месяцев.

    По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится по­становление о прекращении дела об административном правонаруше­нии.



     

    Возможно, будет полезно почитать: