Порядок проведения сертификации товаров и услуг. Порядок проведения обязательной сертификации

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.

Сертификация продукции включает следующие основные этапы:

  • подачу заявки на сертификацию;
  • рассмотрение и принятие решения по заявке;
  • проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания, проверка производства и т. п.);
  • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
  • выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;
  • инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации.
  • 1. Подача заявки на сертификацию

Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии - в Госстандарт РФ или другой государственный орган управления.

Формы заявок на проведение сертификации продукции (работ, услуг, систем качества, производств) приведены в правилах по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе», утвержденных постановлением Госстандарта России 17.03.98 г. № 12.

При наличии нескольких органов по сертификации заявитель может обратиться в любой из них при условии, что в область аккредитации органа по сертификации включен заявляемый объект.

2. Рассмотрение и принятие решения по заявке

Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее 15 дней после ее получения направляет заявителю решение по заявке.

  • 3. Проведение необходимых проверок
  • а) Отбор, идентификация образцов и их испытания.

К сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению и имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции, в соответствии с законодательством РФ.

Образцы для испытания, как правило, отбираются представителем органа по сертификации, испытательной лабораторией или представителями территориальных органов Госстандарта.

Орган по сертификации должен проинформировать заявителя о порядке отбора образцов, объеме выборки, нормативном документе, в соответствии с которым проводится отбор, и порядке обращения (движения) образцов в процессе сертификации продукции.

При сертификации продукции у заявителя-изготовителя отбираются образцы из числа готовой продукции, принятой соответствующими службами и подготовленной для реализации. У заявителя-продавца проводится такая же процедура отбора, только в его присутствии. В случае если продукция не растаможена, необходимо присутствие таможенника.

Этапы движения образцов в ходе испытаний фиксируются в специальном журнале. По окончании испытаний образцы возвращаются заявителю. Если образцы приведены в негодное для использования состояние, составляется акт на их списание. Если правилами сертификации однородной продукции предусмотрено хранение контрольного образца, то при отборе продукции выбирается контрольный образец с целью сохранения наглядности сертифицированной продукции и возможной ее идентификации. Он хранится в испытательной лаборатории или у заявителя. Срок хранения должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции.

Срок хранения образцов, требования к маркировке или учету, порядок списания устанавливаются в испытательной лаборатории руководителем по качеству и по каждой конкретной заявке согласуются с заявителем.

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

б) Оценка производства.

В зависимости от выбранной схемы сертификации проводится анализ состояния производства, сертификация производства либо системы качества. Метод оценки производства указывается в сертификате соответствия продукции.

4. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия

Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для заключения о соответствии продукции заданным требованиям. По результатам анализа на основе этих данных составляется заключение эксперта. На основании этого документа орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

При отрицательном заключении эксперта орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин. В этом случае орган по сертификации также должен уведомить соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя, продавца продукции (или исполнителя работ) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции (или выполнения работ, оказания услуг).

5. Выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия

На продукцию, для которой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативных документов, выдается сертификат соответствия. Эта продукция маркируется знаком соответствия согласно с установленным порядком. Знак соответствия наносят на продукцию (тару, упаковку), сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации.

Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия, получив лицензию от органа по сертификации.

Обычно в каждой системе принят свой знак. Сертификаты в системах обязательной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в государственном реестре.

На виды продукции, к которым установлены особые требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и др.), сертификат выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других видов сертификатов.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации, но не более 3 лет.

6. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии со схемой сертификации (за сертифицированной продукцией)

Проводится, если предусмотрен схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия (но не реже 1 раза в год). Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контролирующих органов. Цель инспекционного контроля заключается в подтверждении соответствия реализуемой продукции установленным требованиям. Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами сертифицированной продукции устанавливаются в документах, определяющих правила по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий и правила сертификации однородной продукции.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации.

Орган по сертификации имеет право приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

Первое возможно, когда изготовитель продукции по согласованию с органом по сертификации может принять корректирующие меры по устранению несоответствий и снова представить образец продукции на подтверждение соответствия, по возможности без повторных испытаний.

Корректирующие мероприятия назначает орган по сертификации. Он также устанавливает срок выполнения этих мероприятий и контролирует их проведение изготовителем. Изготовитель обязан уведомить потребителей об опасности пользования продукцией. Если результат корректирующих мероприятий положительный, орган по сертификации возобновляет действие сертификата и обязует изготовителя применять другую маркировку изделия, о чем информируются участники сертификации. В противном случае действие сертификата и лицензии на знак соответствия аннулируется.

Сертификация продукции - это установленный законодательством процесс, который подтверждает соответствие товара установленным требованиям. Сертификация продукции обязательна для большинства ее видов.

Основная сертификация товаров проходит по требованиям Технических Регламентов Таможенного Союза. После получения сертификата соответствия Таможенного Союза, продукция считается безопасной и может быть реализована на всей территории Таможенного Союза. На некоторые товары необходимо проходить сертификацию по требованиям пожарной безопасности ФЗ-123, в системе Российской сертификации ГостР.

Сертификат на продукцию.

Сертификация продуктов отличается, в зависимости от конкретного ее вида, области применения или назначения, материалов, которые используются при производстве и регламента, действие которого распространяется на территории ТС. Оформить сертификат на продукцию имеет право любое предприятие, но соблюдая схемы сертификации, предусмотренные регламентом, постановлением и законом.

Отличие между сертификацией продукции и сертификацией товара.

Сертификат соответствия продукции требуется для отечественных изготовителей, а сертификат соответствия товара для компаний, которые занимаются импортом и завозят в ТС уже готовый товар для продаж. Но для продукции и товара установлена единая форма сертификации, это означает, что процедура оформления сертификата не отличается от того, импортная продукция или отечественная.

Сертификация продукции (услуг) выполняется в соответствии с:

  • Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
  • Постановление Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26 (ред. от 05.07.2002)
    "Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации"
    (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2000 N 2284);
  • Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 04.03.2013)
    "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии";
  • «Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг ГОСТ Р» (Ростехрегулирование от 27.05.2005)
  • ГОСТ 54293-2010 «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия»

Сертификация продукции включает:

Подачу заявки на сертификацию;

Принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;

Отбор, идентификацию образцов и их испытания;

Оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче

(об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);

Выдачу сертификата;

Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

Информацию о результатах сертификации.

Инспекционный контроль (ИК):

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет Орган по подтверждению соответствия (сертификации) продукции (ОС), выдавший сертификат соответствия. ОС проводит инспекционный контроль в том случае, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата соответствия.

ИК ООО «НЦСО» проводит в соответствии с рекомендациями ВНИИС Р 50-601-43-94 «Рекомендации по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией», ГОСТ Р 54010-2010 «Оценка соответствия. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией»

Целью проведения инспекционного контроля является установление, что выпускаемая продукция продолжает соответствовать требованиям, на которые она была сертифицирована. Инспекционный контроль проводится, как правило, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения соответствия, т.е., что реализуемая продукция, продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при ее сертификации. Инспекционный контроль может быть плановый и внеплановый.
Внеплановый ИК может быть проведен в случае, если в ОС поступила информация о претензиях к качеству сертифицированной продукцией (услугой) от потребителей, государственных органов, общественных объединений потребителей, а также при существенных изменениях в технологии предоставления услуг и организационной структуры предприятия.

В зависимости от результатов ИК, которые могут быть различными, ОС принимает соответствующие решения. Если комиссией обнаружены кардинальные изменения в технологии предоставления услуг или организационные изменения, влияющие на заявленные при сертификации показатели качества, то ОС может принять решение о приостановке действия сертификата или его отмене. В случае выявленного в ходе ИК несоответствия продукции (услуги) установленным требованиям ОС также может приостановить или отменить действие сертификата. Решение о приостановке действия сертификата принимается, если причины несоответствий можно устранить путем выполнения корректирующих мероприятий. Сторонами согласуются сроки проведения корректирующих мероприятий, и ОС контролирует их выполнение. После завершения корректирующих мероприятий и подтверждения их эффективности действие сертификата возобновляется. В противном случае действие сертификата отменяется.
Действие сертификата отменяется также и в том случае, если держатель сертификата отказывается от проведения ИК. Решение ОС по итогам ИК оформляется актом на основании протоколов испытаний, предоставленных комиссией.

1. Сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 настоящего Федерального закона.

2. Сертификация включает в себя:

1) подачу изготовителем (продавцом) заявки на проведение сертификации и рассмотрение представленных материалов аккредитованным органом по сертификации;

2) принятие аккредитованным органом по сертификации решения по заявке на проведение сертификации с указанием ее схемы;

3) оценку соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

4) выдачу аккредитованным органом по сертификации сертификата или мотивированный отказ в выдаче сертификата;

5) осуществление аккредитованным органом по сертификации инспекционного контроля сертифицированной продукции, если он предусмотрен схемой сертификации;

6) осуществление изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий при выявлении несоответствия продукции требованиям пожарной безопасности и при неправильном применении знака обращения на рынке.

3. Процедура подтверждения соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона включает в себя:

1) отбор и идентификацию образцов продукции;

2) оценку производства или сертификацию системы качества (производства), если это предусмотрено схемой сертификации;

3) проведение испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;

4) экспертизу документов, представленных изготовителем (продавцом) (в том числе технической документации, документов о качестве, заключений, сертификатов и протоколов испытаний), в целях определения возможности признания соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

5) анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата.

4. Заявитель может обратиться с заявкой на проведение сертификации в любой аккредитованный орган по сертификации, имеющий право проведения таких работ.

5. Заявка на проведение сертификации оформляется заявителем на русском языке и должна содержать:

1) наименование и местонахождение заявителя;

2) наименование и местонахождение изготовителя (продавца);

3) сведения о продукции и идентифицирующие ее признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору продукции или код импортной продукции в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, применяемой в Российской Федерации), техническое описание продукции, инструкцию по ее применению (эксплуатации) и другую техническую документацию, описывающую продукцию, а также декларируемое количество (серийное производство, партия или единица продукции);

4) указание на нормативные документы по пожарной безопасности;

5) схему сертификации;

6) обязательства заявителя о выполнении правил и условий сертификации.

6. Аккредитованный орган, осуществляющий сертификацию, в течение 30 суток со дня подачи заявки на проведение сертификации направляет заявителю положительное или отрицательное решение по его заявке.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Отрицательное решение по заявке на проведение сертификации должно содержать мотивированный отказ в проведении сертификации.

8. Положительное решение по заявке на проведение сертификации должно включать в себя основные условия сертификации, в том числе информацию:

1) о схеме сертификации;

2) о нормативных документах, на основании которых будет проводиться сертификация соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

3) об организации, которая будет проводить анализ состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации;

4) о порядке отбора образцов продукции;

5) о порядке проведения испытаний образцов продукции;

6) о порядке оценки стабильности условий производства;

7) о критериях оценки соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

8) о необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих безопасность продукции.

9. Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона включает в себя, если это предусмотрено схемой сертификации:

1) отбор контрольных образцов и образцов для испытаний;

2) идентификацию продукции;

3) испытания образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории;

4) оценку стабильности условий производства;

5) анализ представленных документов.

10. Отбор образцов продукции (контрольных образцов и образцов для испытаний) проводится в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

11. Допускается в качестве контрольных образцов использовать образцы продукции, подвергшиеся сертификационным испытаниям, если их идентификационные признаки и показатели, проверяемые при сертификации, остались неизменными.

12. Образцы продукции, отобранные для испытаний и в качестве контрольных, должны быть по конструкции, составу и технологии изготовления идентичны продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

13. Заявитель (изготовитель, продавец) прилагает к образцам документы, подтверждающие приемку продукции изготовителем (продавцом) и ее соответствие нормативным документам, по которым выпускается продукция (или их копии), а также необходимые технические документы, состав и содержание которых приведены в решении аккредитованного органа по сертификации по заявке на проведение сертификации.

14. После отбора образцов должны быть приняты меры защиты от подмены образцов или ошибок в их идентификации.

15. Контрольные образцы подлежат хранению в течение срока действия сертификата.

16. Идентификацию проводят как при отборе образцов, так и при испытании продукции с целью удостоверения, что представленные образцы действительно относятся к сертифицируемой продукции.

17. Идентификация состоит в сравнении основных характеристик образцов продукции, указанных в заявке на проведение сертификации продукции и технической (сопроводительной) документации на нее, и маркированных характеристик на образце, упаковке (таре) и в сопроводительных документах.

18. При сертификации партии продукции дополнительно проверяется соответствие ее фактического объема заявляемому объему.

19. Результаты идентификации при проведении испытаний отражаются в протоколе испытаний (отчете об испытаниях).

20. Испытания в целях сертификации проводятся по заказу аккредитованного органа по сертификации.

21. Испытания проводятся испытательными лабораториями, прошедшими аккредитацию на право проведения работ.

22. В случае отсутствия испытательной лаборатории, аккредитованной на техническую компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, усложняющей транспортирование образцов, увеличивающей стоимость испытаний и удлиняющей сроки их проведения, допускается проведение испытаний в целях сертификации испытательными лабораториями, аккредитованными только на техническую компетентность, независимыми от изготовителя или потребителя сертифицируемой продукции. Такие испытания проводятся под контролем представителей аккредитованного органа по сертификации. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает аккредитованный орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение.

23. По результатам испытаний испытательные лаборатории оформляют протоколы испытаний и передают их в аккредитованный орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в испытательной лаборатории в течение срока службы (годности) сертифицированной продукции, но не менее 3 лет после окончания срока действия выданных на их основании сертификатов или решений об отказе в выдаче сертификатов.

24. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен содержать следующую информацию:

1) обозначение протокола испытаний (отчета об испытаниях), порядковый номер и нумерацию каждой страницы протокола, а также общее количество страниц;

2) сведения об испытательной лаборатории, проводившей испытания;

3) сведения об аккредитованном органе по сертификации, поручившем проведение испытаний;

4) идентификационные сведения о представленной на испытания продукции, в том числе об изготовителе продукции;

5) основание для проведения испытаний;

6) описание программы и методов испытаний или ссылки на стандартные методы испытаний;

7) сведения об отборе образцов;

8) условия проведения испытаний;

9) сведения об использованных средствах измерений и испытательном оборудовании;

10) проверяемые показатели и требования к ним, сведения о нормативных документах, содержащих эти требования;

11) фактические значения показателей испытанных образцов, в том числе промежуточные, в соответствии с необходимыми критериями оценки и с указанием расчетной или фактической погрешности измерений;

12) сведения об испытаниях, выполненных другой испытательной лабораторией;

13) дату выпуска протокола испытаний (отчета об испытаниях).

25. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен быть подписан всеми лицами, ответственными за их проведение, утвержден руководителем (заместителем руководителя) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) и скреплен печатью аккредитованной испытательной лаборатории (центра). К протоколу испытаний (отчету об испытаниях) прилагается акт отбора образцов со всеми приложениями к нему.

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) должен включать необходимый объем информации, позволяющей получить аналогичные результаты в случае проведения повторных испытаний. Если результатом какого-либо испытания является качественная оценка соответствия продукции установленному требованию, в протоколе испытаний (отчете об испытаниях) приводится информация, на основании которой получен результат.

27. Не допускаются исправления и изменения в тексте протокола испытаний (отчета об испытаниях) после его выпуска.

28. Не допускается размещение в протоколе испытаний (отчете об испытаниях) общих оценок, рекомендаций и советов по устранению недостатков или совершенствованию испытанных изделий.

29. Протокол испытаний (отчет об испытаниях) распространяется только на образцы, подвергнутые испытаниям.

30. Анализ производства проводится с целью установления необходимых условий для изготовления продукции со стабильными характеристиками, проверяемыми при сертификации.

31. Оценка стабильности условий производства должна выполняться не ранее чем за 12 месяцев до дня выдачи сертификата на основе анализа состояния производства (схемы 2с и 4с) или сертификации производства или системы качества производства (схема 5с).

32. Основанием для проведения анализа состояния производства является решение аккредитованного органа по сертификации. Аккредитованный орган по сертификации может поручить проведение проверки состояния производства организации, имеющей в своем штате экспертов по сертификации данной продукции или экспертов по сертификации производства и систем качества производства. В этом случае оформляется обоснованное письменное поручение аккредитованного органа по сертификации.

33. При проведении анализа состояния производства должны проверяться:

1) технологические процессы;

2) технологическая документация;

3) средства технологического оснащения;

4) технологические режимы;

5) управление средствами технологического оснащения;

6) управление метрологическим оборудованием;

7) методики испытаний и измерений;

8) порядок проведения контроля сырья и комплектующих изделий;

9) порядок проведения контроля продукции в процессе ее производства;

10) управление несоответствующей продукцией;

34. Недостатки, выявленные в процессе проверки, классифицируются как существенные или несущественные несоответствия.

35. К существенным несоответствиям относятся:

1) отсутствие нормативной и технологической документации на продукцию;

2) отсутствие описания выполняемых операций с указанием средств технологического оснащения, точек и порядка контроля;

3) отсутствие необходимых средств технического оснащения и средств контроля и испытаний;

4) использование средств контроля и испытаний, не прошедших метрологический контроль в установленном порядке и в установленные сроки;

5) отсутствие документированных процедур контроля, обеспечивающих стабильность характеристик продукции, или их невыполнение.

36. Наличие существенных несоответствий свидетельствует о неудовлетворительном состоянии производства.

37. При наличии одного или нескольких существенных несоответствий организация должна провести корректирующие мероприятия в сроки, согласованные с аккредитованным органом по сертификации.

38. Несущественные замечания должны быть устранены не позднее дня проведения очередного инспекционного контроля.

39. По результатам проверки составляется акт о результатах анализа состояния производства сертифицируемой продукции. В акте указываются:

1) результаты проверки;

2) дополнительные материалы, использованные при анализе состояния производства сертифицируемой продукции;

3) общая оценка состояния производства;

4) необходимость и сроки выполнения корректирующих мероприятий.

40. Акт о результатах анализа состояния производства сертифицируемой продукции хранится аккредитованным органом по сертификации, а его копия направляется заявителю (изготовителю, продавцу).

41. Решение о конфиденциальности информации, полученной в ходе проверки, принимает проверяемая организация.

42. Аккредитованный орган по сертификации учитывает результаты анализа состояния производства наряду с протоколом испытаний (отчетом об испытаниях) при принятии решения о возможности и об условиях выдачи сертификата.

43. Аккредитованный орган по сертификации после анализа протокола испытаний (отчета об испытаниях), результатов анализа состояния производства (если это установлено схемой сертификации), других документов о соответствии продукции требованиям пожарной безопасности готовит решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата.

44. На основании решения о выдаче сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности аккредитованный орган по сертификации оформляет сертификат, регистрирует его в едином реестре в установленном порядке и выдает заявителю (изготовителю, продавцу). Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

45. При отрицательных результатах оценки соответствия продукции установленным требованиям аккредитованный орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

46. Сертификат соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона оформляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

47. Сертификат соответствия продукции требованиям пожарной безопасности может иметь приложение, содержащее перечень конкретных видов и типов продукции, на которые распространяется его действие.

48. Для продукции, выпускаемой серийно, срок действия сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается для схем:

1) 2с - не более 1 года;

2) 3с - не более 3 лет;

3) 4с и 5с - не более 5 лет.

49. Для продукции, выпускаемой единично или партиями (схемы 6с и 7с), срок действия выданного сертификата соответствия продукции требованиям пожарной безопасности устанавливается до окончания срока годности (службы) указанной продукции, в течение которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. По истечении указанного срока продукция может перестать удовлетворять требованиям пожарной безопасности. Если такой срок изготовителем не установлен, срок действия сертификата составляет 1 год.

50. Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен после ее поставки, продажи в течение срока годности (службы), в течение которого изготовитель в соответствии с законодательством Российской Федерации обязуется обеспечивать потребителям возможность использования продукции по назначению. Если срок изготовителем не установлен, то для данной продукции сертификат действителен в течение 1 года после даты окончания его действия. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции.

51. По истечении срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию, сертифицированную по схемам 4с и 5с, срок действия сертификата на ту же продукцию может быть продлен по решению аккредитованного органа по сертификации, проводившего предыдущую сертификацию, на основании положительных результатов инспекционного контроля этой продукции и протокола испытаний (отчета об испытаниях), проведенных с учетом ранее проведенных испытаний по сокращенной программе. Для продления срока действия сертификата соответствия заявитель направляет в аккредитованный орган по сертификации запрос о продлении срока действия сертификата соответствия, содержащий заявление о том, что с момента проведения инспекционного контроля изменения в рецептуру и процесс изготовления сертифицированной продукции, влияющие на ее безопасность, не вносились. К запросу должен быть приложен оригинал ранее выданного сертификата соответствия.

52. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства изготовитель должен известить об этом аккредитованный орган по сертификации, выдавший сертификат. Аккредитованный орган по сертификации принимает решение о распространении действия сертификата на модернизированную продукцию или о необходимости проведения новых испытаний или дополнительной оценки производства этой продукции.

53. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют аккредитованные органы по сертификации, проводившие ее сертификацию, с привлечением при необходимости представителей испытательной лаборатории, проводившей испытания. Инспекционный контроль проводится в форме периодических и внеплановых проверок, обеспечивающих получение информации о сертифицированной продукции в виде результатов испытаний и анализа состояния производства, о соблюдении условий и правил применения сертификата и знака обращения на рынке в целях подтверждения того, что продукция в течение времени действия сертификата продолжает соответствовать требованиям пожарной безопасности.

54. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится при сроке действия сертификата более 1 года:

1) не более одного раза за период действия сертификата, выданного на срок до 2 лет включительно;

2) не менее двух раз за период действия сертификата, выданного на срок от 2 до 4 лет включительно;

3) не менее трех раз за период действия сертификата, выданного на срок более 4 лет.

55. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, результаты проведенной сертификации продукции, стабильность производства, объем выпуска продукции, наличие сертифицированной системы качества производства и стоимость проведения инспекционного контроля.

56. Объем, периодичность, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются в решении аккредитованного органа по сертификации о выдаче сертификата.

57. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случае поступления информации о претензиях к безопасности продукции от потребителей, торговых организаций, а также от органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством продукции, на которую выдан сертификат.

В Системе сертификации ГОСТ РФ предусмотрен следующий порядок проведения сертификации:

    Принятие решения по декларации – заявке. Для проведения сертификации по правилам Системы отечественный или иностранный заявитель направляет декларацию – заявку установленного образца в ОС, который в течение 3-х дней сообщает заявителю основные условия сертификации, ИЛ (или их перечень для выбора заявителем), где будут проводиться испытания.

    Отбор, идентификация и испытание образцов. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 08.02.1996 г. отбор проб должен осуществляться ОС, а после испытания ОС должен вернуть пробы заявителю. Если образец в ходе испытаний испорчен, его сдают заявителю по акту. Количество образцов для сертификации, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются НД. По правилам сертификации отбор проб не должен превышать 5 % от партии. Идентификация – подтверждение соответствия продукции наименованию, указанному на маркировке.

    Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия.

    Выдача сертификата соответствия и внесение этой продукции в Государственный Реестр Системы.

Система имеет право признания иностранных сертификатов на продукцию, подлежащую обязательной сертификации. Решение об этом принимает ОС.

Иностранный сертификат признается на продукцию:

    соответствующую требованиям, не уступающим аналогичным требованиям стандартов, по которым проводится сертификация такой продукции в Системе;

    сертифицированную по схеме, принятой в Системе для такой продукции.

При наличии в стандартах дополнительных или отличных требований, обязательных для сертификации, продукция должна быть подвергнута испытаниям на соответствие этим требованиям.

Для признания сертификата заявитель направляет заявку в соответствующий ОС. К заявке должны быть приложены заверенная копия сертификата и др. материалы, установленные правилами международной системы или соглашением по сертификации. На основе анализа полученных документов и материалов ОС принимает решение о признании (непризнании) сертификата. При этом ОС может провести повторные испытания в полном объеме или по некоторым характеристикам для подтверждения соответствия (в этом случае заявитель представляет образцы). В случае признания выдается сертификат установленного в Системе образца, а продукция вносится в Государственный Реестр Системы. Продукция и (или) тара, упаковка и сопроводительная документация маркируются знаком соответствия. Все эти работы оплачивает заявитель.

    Осуществление инспекционного контроля за стабильностью сертифицированных характеристик продукции. Этот контроль осуществляют ОС, выдавшие сертификат, с привлечением территориальных органов Госстандарта РФ, а также представителей обществ потребителей и торговых инспекций. Контроль проводится в течение всего срока действия сертификата – обычно 1 раз в год в форме периодических проверок. Внеплановые проверки осуществляются при наличии информации о претензиях к качеству продукции и услуг, а также при осуществленных изменениях в конструкции (составе) сертифицированного изделия.

Разновидностью инспекционного контроля является аттестация производства и сертификация систем качества. Аттестация производства – это проверка соответствия выпускаемой продукции установленным нормам. По результатам аттестации производства выдается аттестат. Вместо аттестации производства можно проводить сертификацию систем качества – контроль стабильности условий производства и функционирование систем качества. Система качества – это комплекс мероприятий, обеспечивающих стабильность выпуска качественных изделий.

В случае нарушения требований НД, изменения НД на продукцию или методы ее испытаний, а также изменения технологии производства, конструкции (состава) продукции ОС может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия. Информацию об этом ОС доводит до сведения заявителей и потребителей.

    Схема сертификации продукции

Сертификация проводится по установленным в системе сертификации схемам. Схема сертификации – это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции установленным требованиям.

Как правило, система сертификации предусматривает несколько схем. При выборе схемы должны учитываться особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя.

Схема сертификации должна обеспечивать необходимую доказательность этой процедуры. Для этого рекомендуется использовать общепризнанные схемы, в том числе и принятые в международной практике. В качестве способов доказательства используются:

    испытание;

    проверка (оценка) производства;

    инспекционный контроль;

    рассмотрение заявления-декларации о соответствии.

Разработка и применение схем сертификации всегда связаны с необходимостью сочетать наибольшую достоверность оценки с минимальными затратами на сертификацию. Потребителю необходимо надежное подтверждение безопасности, но оно требует значительных затрат, которые включаются в себестоимость продукции для самого потребителя. И именно разнообразие схем сертификации позволяет выбрать наиболее приемлемую из них как с точки зрения затрат, так и с учетом степени потенциальной опасности продукции, объемов и характера ее производства, обращения и применения.

Понятием «испытание» охватываются не только собственно испытания, когда объект подвергается каким-либо воздействиям, но и технические операции для определения характеристик продукции – измерения, анализ, органолептиескую оценку.

Любые испытания, результат которых предполагается использовать для сертификации, проводятся только аккредитованными испытательными лабораториями.

Испытания, проводящиеся в системах обязательной сертификации, должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям безопасности, установленным во всех нормативных документах на эту продукцию. Методы испытаний устанавливаются на основе тех нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация.

Анализ состояния производства проводится для оценки возможности производителя сертифицируемой продукции обеспечить стабильность тех ее показателей, которые подтверждены испытаниями.

Стабильность характеристик сертифицированной продукции и стабильность состояния ее производства подтверждаются посредством инспекционного контроля. Для этого орган по сертификации может проводить испытания образцов, взятых у изготовителя, у продавца, анализ состояния производства, контроль сертифицированной системы качества.

Эксперты ИСО, исследуя практику сертификации, выделили восемь наиболее употребительных в международной практике схем.

Единой, принятой всеми схемы сертификации не существует. Каждая система сертификации устанавливает в своих правилах используемые схемы. Первая в России Система обязательной сертификации ГОСТ Р, созданная в 1992 г., основывалась на использовании названных выше восьми классических схем. Впоследствии рекомендованные ИСО схемы сертификации дважды обновлялись. Введение в 1994 году в существующие схемы сертификации такой дополнительной операции, как анализ состояния производства, стало компромиссным решением проблемы.

Второй раз схемы сертификации обновлялись в 1996 году. В Изменении даны рекомендации по применению схем сертификации, а также приведен перечень дополнительных документов, которые могут учитываться для сокращения объемов сертификационных проверок.

В настоящее время для сертификации продукции в Российской Федерации предусмотрено десять схем и шесть модификаций к ним (таблица 2).

Схемы сертификации продукции

Таблица 2

Номер схемы

Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия

Проверка производства (системы качества)

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)

Испытания типа*

Испытания типа

Испытания типа

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания типа

Анализ состояния производства

Анализ состояния производства

Испытания типа

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца.

Анализ состояния производства

Испытания типа

Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя.

Анализ состояния п

Окончание табл. 2

роизводства

Испытания типа

Сертификация производства или сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя**

*** (с при-лагаемыми документами)

Сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы качества

Испытание партии

Испытание каждого образца

Рассмотрение заявки-декларации

(с прилагаемыми документами)

Рассмотрение заявки-декларации

(с прилагаемыми документами)

Анализ состояния производства

Рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами)

Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца

Рассмотрение заявки-декларации

(с прилагаемыми документами)

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя и у продавца. Анализ состояния производства

* Под испытанием типа понимаются испытания выпускаемой продукции на основе оценки одного или несколько образцов, являющихся ее типовыми представителями.

** Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля сертифицированной системы качества (производства).

*** Ранее документ назывался «декларация соответствия».

Схема 1 ограничивается лишь испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т.е. типового образца продукции, взятого из партии товара. Эта схема применяется для ограниченного объема выпуска отечественной продукции и поставляемой по краткосрочному контракту импортируемой, а также для изделий сложной конструкции. Не применяется для сертификации пищевых продуктов. Схема 1а включает дополнительно к схеме 1 анализ состояния производства.

Схема 2 несколько усложняется, т.к. помимо испытания образца и выдачи после этого сертификата соответствия, в ней предусмотрен инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в торговле. Для этого образцы отбираются в торговых организациях, реализующих данный товар, и подвергаются испытаниям в аккредитованной лаборатории. Эта схема рекомендуется для импортируемой продукции, поставляемой регулярно в течение длительного времени. Инспекционный контроль проводится по образцам, отобранным из поставленных в Россию партий. Схема 2а включает дополнение к схеме 2 – анализ состояния производства до выдачи сертификата соответствия.

Схема 3 предусматривает испытание образца, а после выдачи сертификата – инспекционный контроль за сертифицированной продукцией путем проведения испытаний образцов, отбираемых на складе готовой продукции предприятия-изготовителя перед отправкой ее потребителю. Испытания, как правило, проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории. Эта схема подходит для продукции, стабильность качества которой соблюдается в течение большого периода времени, предшествующего сертификации. Схема 3а предусматривает испытание типа и анализ состояния производства до выдачи сертификата, а также инспекционный контроль по схеме 3. Эта схема применяется для сертификации продовольственных товаров.

Схема 4 заключается в испытании типового образца (как в схемах 1–3) с усложнением инспекционным контролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца. Эта схема применяется в тех случаях, когда проведение инспекционного контроля является целесообразным. Модифицированная схема 4а в дополнение к схеме 4 включает анализ состояния производства до выдачи сертификата на продукцию.

Схема 5 – наиболее сложная. Она включает испытание типового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества либо сертификацию самого производства. Кроме того, в этой схеме предусмотрен более строгий инспекционный контроль, который проводится в двух формах: испытание образцов сертифицированной продукции, отобранных у продавца и у изготовителя и, в дополнение к этому, – проверка стабильности условий производства и действующей системы управления качеством.

Схеме 6 подтверждает еще раз, насколько выгодно предприятию иметь сертификат на систему качества. Эта схема заключается в оценке действующей на предприятии системы качества по сертификации. Если предприятие уже имеет сертификат на систему качества, ему достаточно представить заявление-декларацию (это обычно определяется в правилах системы сертификации однородной продукции). Заявление-декларация регистрируется в органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на использование знака соответствия.

Схемы 5 и 6 целесообразно выбирать, когда предъявляются жесткие, повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемых товаров (потенциально опасные изделия, продукция на экспорт), предприятие занимается дифференциацией выпускаемой продукции, у потребителя осуществляется монтаж (сборка) изделия. Применение этих схем снижает риск неправильных решений и вызывает наибольшее доверие у потребителей. В первую очередь это относится к европейским странам, где с 1993 г. указанные схемы сертификации являются обязательными при заключении контрактов на ввоз продукции. Кроме того, при сертификации скоропортящейся продукции эти схемы являются наиболее целесообразными, т.к. сроки годности такой продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной лаборатории, а объем пробы (выборки) недостаточен для достоверных результатов испытаний.

Схема 6 оправдана также при наличии у изготовителя системы испытаний, позволяющей проверить соответствие всех характеристик изделия, предусмотренных правилами системы сертификации однородной продукции. Для импортируемой продукции эта схема может оказаться целесообразной при наличии у поставщика сертифицированной системы обеспечения качества, а сертификат может быть признан в соответствии с российскими правилами.

Схема 7 заключается в испытании партии товара. Это означает, что от партии товара, изготовленного предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба (выборка), которая проходит испытания в аккредитованной лаборатории с последующей выдачей сертификата соответствия. Инспекционный контроль не проводится. Эта схема рекомендуется в ситуациях разовых поставок.

Схема 8 предусматривает проведение испытаний каждого изделия, изготовленного предприятием, в аккредитованной испытательной лаборатории и далее принятие решения органом по сертификации о выдаче сертификата соответствия. Схему 8 применяют при предъявлении особо жестких требований к качеству продукции, от которого зависит жизнь человека (парашюты, костюмы для пожарных и т.п.) или когда использование продукции, не соответствующей требованиям стандартов, может нанести значительный ущерб потребителям (например, пробирный надзор драгоценных металлов и сплавов).

Схемы 9, 9а, 10, 10а, введенные дополнительно в России, учитывают международный опыт по подтверждению соответствия, т.е. опираются на рассмотрение заявки-декларации изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицированной продукцией. Эти схемы сертификации в наибольшей степени подходят для сферы малого предпринимательства, индивидуальных предпринимателей, товаров, выпускаемых малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается анализ состояния производства.

Схему 9 рекомендуется применять при сертификации единичной партии небольшого объема импортируемой продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества; а также при сертификации единичного изделия (комплекта изделий) целевого назначения, приобретаемых для оснащения отечественных производственных (или иных) объектов. Применение этой схемы возможно при условии, что в технической документации имеется информация, дающая представление о безопасности этого товара.

Схема 9а предназначена для продукции, выпускаемой нерегулярно, при колеблющемся характере спроса, когда нецелесообразен инспекционный контроль. Это могут быть товары отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке.

Схемы 10 и 10а применяются для сертификации продукции, производимой небольшими партиями, но в течение продолжительного периода времени.

Обязательным условием для применения схем 9-10а является наличие у заявителя всех требуемых документов, подтверждающих соответствие объекта сертификации заявленным требованиям. Такими документами могут быть протоколы испытаний продукции на предприятии или в зарубежных лабораториях, гигиенические сертификаты, зарубежные сертификаты на продукцию, на систему качества изготовителя продукции и другие документы, которые не вызывают сомнений в достоверности содержащейся в них информации. Все документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности признания заявки-декларации и выдаче сертификата соответствия.

Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а и 10а рекомендуется выбирать в таких ситуациях, когда у органа по сертификации отсутствуют данные стабильности характеристик выпускаемой продукции, подтвержденные испытаниями. Правила по применению этих схем сертификации оговаривают обязательное условие: в сертификации должны участвовать эксперты, имеющие право заниматься вопросами анализа производства. Главными критериями при выборе схемы сертификации являются специфика продукции и обеспечение доказательности сертификации.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации. Схемы, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами РФ возложены организация и проведение работ по обязательной сертификации.

Об утверждении "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации"

В целях развития работ по сертификации продукции в Российской Федерации с учетом международной практики и отечественного опыта и в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" Госстандарт России постановляет:

1. Утвердить "Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации".

2. Управлению технической политики в области сертификации (М.А. Ушакову) и Управлению нормативных актов и правовой работы (А.А. Самохвалову) направить "Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации" на регистрацию в Минюст России.

Председатель

Госстандарта России С.Ф. Безверхий

Регистрационный № 826

Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации

Настоящий документ применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. Он может быть применен при добровольной сертификации продукции. Федеральный орган исполнительной власти *1 в пределах своей компетенции может разработать порядок сертификации однородной продукции, учитывающий особенности ее производства, испытаний, поставок и эксплуатации.

Общие требования к порядку сертификации соответствуют Руководствам Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (Руководства ИСО/МЭК 7, 16, 27, 28, 40, 44).

Основные термины и определения приведены в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации ", утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. № 3 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный № 521).

1. Общие положения

1.1. Сертификацию продукции проводят органы по сертификации *2 .

1.2. Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

1.3. При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:

Провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации *3 , происхождение, принадлежность к данной партии и др.

Полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции *4 , а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования.

Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.

1.4. Схемы (способы, формы - далее схемы), применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схемы должны быть указаны в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородной продукции.

При выборе схемы сертификации следует использовать схемы, обеспечивающие необходимую доказательность сертификации, в том числе принятые в зарубежной и международной практике. Рекомендуемые схемы сертификации, применяемые при проведении сертификации в Российской Федерации, приведены в приложении.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

2. Требования к нормативным документам на сертифицируемую продукцию

2.1. В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики (показатели) продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию в соответствии с п.1.3. настоящего Порядка.

Предпочтительно, чтобы все требования (показатели, характеристики) и методы испытаний для конкретного вида продукции содержались в одном нормативном документе.

2.2. Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной или известной точностью при испытаниях.

2.3. Требования нормативных документов к маркировке должны обеспечить идентификацию продукции, а также содержать указания об условиях применения, месте и способе нанесения знака соответствия. Маркировка продукции должна осуществляться на русском языке.

2.4. При сертификации продукции следует применять официальные издания нормативных документов.

3. Проведение сертификации

3.1. Сертификация продукции включает:

подачу заявки на сертификацию;

принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;

отбор, идентификацию образцов и их испытания;

оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);

выдачу сертификата;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

информацию о результатах сертификации.

3.2. Подача заявки на сертификацию и принятие решения по заявке.

3.2.1. Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации.

При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России.

3.2.2. При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.

3.2.3. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий работы по сертификации в пределах своей компетенции.

3.2.4. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения *5 сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указываются схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров) *6 , которые могут проводить испытания продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.

3.3. Отбор, идентификация образцов и их испытания.

3.3.1. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации (в соответствии с п. 1.3 настоящего Порядка) и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.

Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу (образцам), состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации однородной продукции.

3.3.2. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лабораторий).

Образцы, прошедшие испытания, подлежат хранению в течение срока годности продукции или срока действия сертификата . Конкретные сроки хранения образцов устанавливаются в документах, устанавливающих порядок сертификации однородной продукции,

3.3.3. Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.

При отсутствии испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания для целей сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

3.3.4. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат, ввиду несоответствия продукции установленным требованиям) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.

3.3.5. Заявитель представляет в орган по сертификации документы, указанные в решении по заявке, в том числе документы о соответствии продукции установленным требованиям, выданные федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, если это установлено законодательными актами Российской Федерации. При отсутствии у заявителя этих документов орган по сертификации обеспечивает взаимодействие с полномочными органами с целью их получения (учитывая это в объеме работ по сертификации продукции).

Заявитель может представить в орган по сертификации протоколы испытаний с учетом сроков их действия, проведенных при разработке и постановке продукции на производство, или документы об испытаниях, выполненных испытательными лабораториями, аккредитованными или признанными в системе сертификации.

После проверки представленных документов, в том числе: соответствия содержащихся в них результатов действующим нормативным документам, сроков их выдачи, внесенных изменений в конструкцию (состав), материалы, технологию, - орган по сертификации может принять решение о выдаче сертификата соответствия или о сокращении объема испытаний, или проведении недостающих испытаний, что отражается в соответствующих документах.

3.4. Оценка производства.

3.4.1. В зависимости от схемы сертификации проводится анализ состояния производства продукции (схемы 2а, За и 4а), сертификация производства или системы качества (схемы 5 и 6).

Порядок анализа состояния производства сертифицируемой продукции устанавливается в правилах по сертификации однородной продукции. Результаты анализа состояния производства отражают в заключении, которое учитывают при выдаче сертификата.

3.4.2. Сведения (документы) о проведенном анализе состояния производства, сертификации производства или сертификации системы качества указывают в сертификате на продукцию.

3.5. Выдача сертификата соответствия.

3.5.1. Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производства или системы качества (если это установлено схемой сертификации), анализа других документов о соответствии продукции, осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям. Результаты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата, оформляет сертификат и регистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистрационного номера.

В сертификате указывают все документы, служащие основанием для выдачи сертификата, в соответствии со схемой сертификации.

Сертификат может иметь приложение, содержащее перечень конкретной продукции, на которую распространяется его действие, если требуется детализировать состав:

Группы однородной продукции, выпускаемой одним изготовителем и сертифицированной по одним и тем же требованиям;

Изделия (комплекса, комплекта) установленной комплектации составных частей и (или) запасных частей, применяемых для технического обслуживания и ремонта изделия (комплекса, комплекта), указанного в сертификате.

При отрицательных результатах оценки соответствия продукции орган по сертификации выдает решение об отказе в выдаче сертификата с указанием причин.

3.5.2. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует требованиям нормативных документов, установленных для данной продукции, в соответствии с п. 1.3 настоящего Порядка.

3.5.3. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества (если это предусмотрено схемой сертификации), но не более чем на три года.

Срок действия сертификата на партию продукции или изделие не устанавливают.

Для продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию (серийный выпуск), сертификат действителен при ее поставке, продаже в течение срока годности (службы), установленного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для предъявления требований по поводу недостатков продукции. В течение этих же сроков действителен и сертификат на партию продукции или изделие.

3.5.4. При внесении изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки производства этой продукции.

3.5.5. В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (технический паспорт, этикетка и др.), а также в товаросопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата выдачи сертификата.

3.6. Применение знака соответствия.

3.6.1. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе.

3.6.2. Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец) на основании сертификата или декларации о соответствии, зарегистрированной в органе по сертификации.

3.6.3. Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию.

Знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку - на каждую упаковочную единицу этой продукции. Он может быть нанесен рядом с товарным знаком.

Знак соответствия наносят на тару или упаковку при невозможности нанесения знака соответствия непосредственно на продукцию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ). При необходимости используют специальные технические средства, такие как ярлыки, ленты, выполненные как встроенная часть продукции (для канатов, кабелей и т.д.).

Правила нанесения знака соответствия на конкретную продукцию устанавливаются порядком сертификации однородной продукции.

3.6.4. Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен.

Маркирование продукции знаком соответствия следует осуществлять способами, обеспечивающими четкое изображение этих знаков, их стойкость к внешним воздействующим факторам, а также долговечность в течение установленного срока службы или годности продукции.

Изображение знака соответствия может быть выполнено гравированием, травлением, литьем, печатанием или другим способом, обеспечивающим соблюдение предъявляемых и нему требований.

3.7. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

3.7.1. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и другие проверки, необходимые для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.

3.7.2. Критериями для определения периодичности и объема инспекционного контроля являются степень потенциальной опасности продукции, стабильность производства, объем выпуска, наличие системы качества, стоимость проведения инспекционного контроля и т.д.

3.7.3. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций, а также органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за продукцией, на которую выдан сертификат.

3.7.4. Инспекционный контроль, как правило, содержит следующие виды работ:

Анализ поступающей информации о сертифицированной продукции;

Создание комиссии для проведения контроля;

Проведение испытаний и анализ их результатов;

Оформление результатов контроля и принятие решений.

3.7.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной продукции и возможности сохранения действия выданного сертификата.

Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются заявителю (изготовителю, продавцу) и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.

3.7.6. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:

изменения нормативного документа на продукцию или метода испытаний;

изменения конструкции (состава), комплектности продукции;

изменения организации и (или) технологии производства;

изменения (невыполнения) требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества - если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям, контролируемым при сертификации.

3.7.7. Решение о приостановлении действия сертификата принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной лаборатории соответствие продукции нормативным документам. Если этого сделать нельзя, то действие сертификата отменяется.

Информация о приостановлении действия или отмене действия сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Госстандарта России и других заинтересованных участников системы сертификации однородной продукции. Порядок и сроки доведения этой информации устанавливаются порядком сертификации однородной продукции.

3.8. Корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

3.8.1. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

Приостанавливает действие сертификата;

Информирует заинтересованных участников сертификации, указанных в п. 3.7.7 настоящего Порядка;

Устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

Контролирует выполнение изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий.

Изготовитель (продавец):

Определяет масштаб выявленных нарушений: количество произведенной с нарушением продукции, модель, номер и размер партии;

Уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности применения (эксплуатации) продукции.

3.8.2. После того, как корректирующие мероприятия выполнены и их результаты являются удовлетворительными, орган по сертификации:

Указывает изготовителю (продавцу) на необходимость новой маркировки для отличия изделия до и после корректирующих мероприятий, при этом в каждом конкретном случае определяет характер и вид маркировки;

Информирует заинтересованных участников сертификации, указанных в п. 3.7.7 настоящего Порядка.

При невыполнении изготовителем (продавцом) корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата.

3.9. Орган по сертификации представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Приложение

Схемы сертификации

1. Состав схем сертификации

Номер схемы

Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и другие способы доказательства соответствия

Проверка производства (системы качества)

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества, производства)

Испытания типа *)

Испытания типа

Испытания типа

Испытания образцов, взятых у продавца

Испытания типа

Анализ состояния производства

Анализ состояния производства

Испытания типа

За

Испытания типа

Анализ состояния производства

Анализ состояния производства

Испытания типа

Испытания образцов, взятых у продавца.

Испытания образцов, взятых у изготовителя

Испытания типа

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у продавца.

Испытания образцов, взятых у изготовителя.

Анализ состояния производства

Испытания типа

Сертификация производства или сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы качества (производства).

Испытания образцов, взятых у продавца и (или) у изготовителя **)

Сертификация системы качества

Контроль сертифицированной системы качества

Испытания партии

Испытания каждого образца

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Анализ состояния производства

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Испытания образцов, взятых у изготовителя или у продавца

10а

Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами

Анализ состояния производства

Испытания образцов, взятых у изготовителя или у продавца.

Анализ состояния производства

Примечания:

1. Схемы 1 - 8 приняты в зарубежной и международной практике и классифицированы ИСО. Схемы 1а, 2а, За и 4а - дополнительные и являются модификацией соответственно схем 1, 2, 3 и 4.

2. Схемы 9 - 10а основаны на использовании декларации о соответствии поставщика, принятом в ЕС в качестве элемента подтверждения соответствия продукции установленным требованиям.

3. Инспекционный контроль, указанный в таблице, проводят после выдачи сертификата.

2. Применение схем сертификации

2.1. Схемы сертификации 1 - 6 и 9а - 10а применяются при сертификации продукции, серийно выпускаемой изготовителем в течение срока действия сертификата, схема 7, 8, 9 - при сертификации уже выпущенной партии или единичного изделия.

Схему 1 - при ограниченном, заранее оговоренном, объеме реализации продукции, которая будет поставляться (реализовываться) в течение короткого промежутка времени отдельными партиями по мере их серийного производства (для импортной продукции - при краткосрочных контрактах; для отечественной продукции - при ограниченном объеме выпуска);

Схему 2 - для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Российскую Федерацию;

Схему 3 - для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;

Схему 4 - при необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля продукции серийного производства.

Реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;

Технологические процессы чувствительны к внешним факторам;

Установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;

Сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;

Характерна частая смена модификаций продукции;

Продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.

Условием применения схемы 6 является наличие у изготовителя системы испытаний, включающей контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества.

Схему 6 возможно использовать также при сертификации импортируемой продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемым в Российской Федерации.

2.5. Схемы 9 - 10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия (несоответствия) продукции установленным требованиям - декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.

В декларации о соответствии изготовитель (продавец) в лице уполномоченного представителя под свою ответственность заявляет, что его продукция соответствует установленным требованиям.

Декларация о соответствии, подписанная руководителем организации-изготовителя (продавца), совместно с прилагаемыми документами, направляется с сопроводительным письмом в орган по сертификации.

Орган по сертификации рассматривает представленные документы и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные материалы (претензии потребителей, результаты проверки технологического процесса, документы о соответствии продукции определенным требованиям, выдаваемые органами исполнительной власти в пределах своей компетентности и т.д.). Одновременно орган по сертификации сопоставляет образец продукции с представленными документами.

При положительных результатах орган по сертификации выдает изготовителю сертификат соответствия.

Условием применения схем сертификации 9 - 10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не выполнено, то орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать данную продукцию по другим схемам сертификации и с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов.

Данные схемы целесообразно применять для сертификации продукции субъектов малого предпринимательства, а также для сертификации неповторяющихся партий небольшого объема отечественной и зарубежной продукции.

Схему 9 - при сертификации неповторяющейся партии небольшого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества, или единичного изделия, комплекта (комплекса) изделий, приобретаемого целевым назначением для оснащения отечественных производственных и иных объектов, если по представленной технической документации можно судить о безопасности изделий;

Схему 9а - при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и нецелесообразности проведения инспекционного контроля;

Схемы 10 и 10-а - при продолжительном производстве отечественной продукции в небольших объемах выпуска.

2.7. Схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями.

Необходимым условием применения схем 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а является участие в анализе состояния производства экспертов по сертификации систем качества (производств) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.

При проведении обязательной сертификации по этим схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не проводят.

2.8. При проведении обязательной сертификации по схемам 5 или 6 и наличии у изготовителя сертификата соответствия на производство или систему качества (по той же или более полной модели, чем та, которая принята при сертификации продукции) сертификацию производства или системы качества соответственно повторно не проводят.

2.9. Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом специфики продукции, ее производства, обращения и использования.

Конкретную схему сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации.

3. Использование дополнительной информации в схемах сертификации

3.1. В схемах сертификации, если это не противоречит правилам системы сертификации, могут быть использованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Эти доказательства могут служить основанием для сокращения объема проверок при сертификации.

3.2. При оценке возможности использования дополнительных документов учитывают специфику продукции, степень ее потенциальной опасности, объем и продолжительность производства продукции, стабильность условий производства, репутацию предприятия по отношению к качеству сертифицируемой продукции, качество используемых комплектующих изделий и материалов, степень доверия оценок, данных сторонними организациями, и т.п.

3.3. В зависимости от видов сертифицируемой продукции используются следующие дополнительные документы:

Протоколы испытаний (приемочных, периодических, инспекционных и т.п.);

Гигиеническое заключение (гигиенический сертификат);

Документ территориальной службы Госкомсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии производства;

- сертификат пожарной безопасности (на продукцию);

Сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплектующих изделий и материалов; тары, упаковки;

Паспорт поля или сертификат качества почв земельного участка, выданный агрохимической службой;

Заключение регионального центра станции защиты растений и агрохимической службы о применении средств химизации (удобрений, пестицидов, стимуляторов роста, биопрепаратов, мелиорантов);

Заключение органа по карантину растений в случае проведения обработки против карантинных объектов;

Ветеринарный сертификат (свидетельство);

Зарубежные сертификаты на продукцию, системы качества поставщика;

Сертификат происхождения;

Протоколы испытаний в зарубежных лабораториях;

Техническую документацию изготовителя (конструкторскую, технологическую, эксплуатационную и т.п.).

Кроме перечисленных, по решению органа по сертификации можно использовать другие документы, не вызывающие сомнений в достоверности содержащейся в них информации.

*1 В ранее принятых документах - государственный орган управления.

*2 По продукции, которая подлежит сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, сертификация может быть проведена Федеральным органом исполнительной власти, на который законодательными актами Российской Федерации возлагается проведение работ по обязательной сертификации однородной продукции (как правило, при отсутствии соответствующего органа по сертификации).

*3 По показателям назначения и другим основным характеристикам продукции.

*4 К нормативным документам, используемым при обязательной сертификации, относятся Законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

*5 Конкретные сроки рассмотрения заявки могут быть указаны в документе, устанавливающем порядок сертификации однородной продукции.

*) Испытания выпускаемой продукции на основе оценивания одного или нескольких образцов, являющихся ее типовыми представителями.

**) Необходимость и объем испытаний, место отбора образцов определяет орган по сертификации продукции по результатам инспекционного контроля за сертифицированной системой качества (производством).



 

Возможно, будет полезно почитать: