Лекции для юридических вузов по дисциплине прокуратура. · Ознакомить студентов с историей зарождения органов прокуратуры

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Руководствуясь данной книгой, студент сможет в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. В книге с учетом последних изменений в законодательстве РФ в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Прокурорский надзор». Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов. Структура и содержание книги соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов юридических вузов.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Прокурорский надзор 6-е изд., пер. и доп. Краткий курс лекций" Федулов Андрей Владимирович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Краткий курс по прокурорскому надзору

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2017

1. Понятие и значение прокурорского надзора. Дисциплина «Прокурорский надзор»

Прокурорский надзор представляет собой форму деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

1. Прокурорский надзор наделен следующими признаками :

Осуществляется от имени государства, т. е. не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов РФ, представительной, исполнительной или судебной власти, а от всех них в совокупности, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных лиц и физических лиц в соответствие с интересами государства;

Это специфический, самостоятельный вид государственной деятельности, которую не могут кроме прокуратуры осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные организации, органы, должностные или физические лица.

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

2. Суть прокурорского надзора заключается во вневедомственном надзоре за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.


3. Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) выделяют следующие отрасли прокурорского надзора :

☑ надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, осуществляемый органами прокуратуры;

☑ надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

☑ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

☑ надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

☑ координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

☑ возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и другими федеральными законами.


4. Прокуроры в соответствии с российским процессуальным законодательством:

☑ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами;

☑ опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура РФ также принимает участие в правотворческой деятельности.


5. Прокурорский надзор рассматривается также как:

☑ основная функция прокуратуры, которая заключается в том, что она является самостоятельным и специфическим видом государственной деятельности федеральной государственной службы;

☑ правовая учебная дисциплина;

☑ отрасль юридической науки.

Как правовая учебная дисциплина прокурорский надзор включает изучение законодательства о прокурорском надзоре, теории и практики деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов.

Как отрасль юридической науки прокурорский надзор – это сумма знаний о законодательстве, которое регулирует деятельность прокуроров по осуществлению надзора.


6. Субъектами прокурорского надзора являются:

Прокуроры – физические лица, принятые на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре, которые состоят на постоянной или временной службе в органах прокуратуры и исполняют должностные обязанности, предусмотренные данным Законом и приказами вышестоящего прокурора;

Прокурорские работники – другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).


7. Объектами прокурорского надзора являются предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

2. Предмет, цели и задачи прокурорского надзора

Под предметом прокурорского надзора понимается сфера общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора.

1. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных:

С соблюдением Конституции РФ;

Исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.


2. Предметом прокурорского надзора является:

☑ соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

☑ соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

☑ соблюдение выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.


3. Целью прокурорского надзора является результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важная функция – надзор.

Целями прокуратуры являются обеспечение:

☑ единства и укрепления законности;

☑ защиты прав и свобод человека и гражданина;

☑ верховенства закона;

☑ защиты охраняемых законом интересов общества и государства.


4. Задачи прокурорского надзора многочисленны и существенно различаются между собой:

☑ средствам их решения;

☑ кругу субъектов, т. е. органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.

Под общими задачами понимаются укрепление законности, защита личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан Российской Федерации, которые определяются Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами.

5. Специальные задачи стоят перед конкретным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений законов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.


6. Частные (или конкретные) задачи различаются в зависимости:

☑ от направления (отрасли) прокурорского надзора;

☑ вида применяемого правового средства;

☑ конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (своевременность истребования нормативных правовых актов для проверки их соответствия закону, получение полной информации о конкретном нарушении закона, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.).

Частные задачи не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.

3. Принципы организации и деятельности прокуратуры

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ представляют собой основополагающие начала, которые закреплены в Конституции РФ и в других законах, определяющие сущность и предназначение прокуратуры, задачи и полномочия прокуроров, содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за исполнением законов.

1. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.


2. Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются:

Единство и централизация;

Независимость;

Законность;

Гласность.


3. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ подразделяются :

☑ на общие;

☑ внутриорганизационные.


4. К общим принципам организации и деятельности прокуратуры относятся:

☑ законность – неуклонное соблюдение всеми законов и иных нормативных правовых актов;

☑ гласность – открытость деятельности органов прокуратуры, доступность ее для средств массовой информации и граждан;

☑ единство – все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, образуют единую систему;

☑ независимость органов прокуратуры – все свои действия прокуроры осуществляют только на основе закона, материалов проверок, расследований, проводимых в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности;

☑ политическая независимость. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.


5. К внутриорганизационным принципам деятельности прокуратуры относятся:

☑ зональный – означающий, что весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам;

☑ предметный – означающий, что критерием распределения обязанностей между прокурорами служат сферы правового регулирования, т. е. определенные группы законов и иных нормативных правовых актов;

☑ предметно-зональный – означающий, что за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные «предметы ведения».


6. Органы прокуратуры:

☑ осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

☑ действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

☑ информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.


7. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать в установленных российским законодательством случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

4. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет установленную законом ответственность.


2. Прокурор не обязан :

Давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов;

Предоставлять материалы кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.


3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.


4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо по решению вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в 10-дневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.


5. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в Законе о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.


6. Неисполнение требований прокурора , вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влекут установленную законом ответственность.


7. Прокуроры участвуют в заседаниях:

☑ федеральных органов законодательной и исполнительной власти;

☑ органов местного самоуправления.


8. Генеральный прокурор РФ , его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях:

☑ палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий;

☑ Правительства РФ.


9. Прокурор субъекта РФ , города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях:

☑ представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ;

☑ органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.


10. Прокурор , его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов:

федеральными органами исполнительной власти;

☑ представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ;

☑ органами местного самоуправления;

☑ коммерческими и некоммерческими организациями.


вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

5. Участие прокуроров в заседаниях. координация деятельности по борьбе с преступностью. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Участие в правотворческой деятельности

1. Генеральный прокурор РФ , его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.


2. Прокурор субъекта РФ , города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.


3. Прокурор , его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.


4. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов:

☑ внутренних дел;

федеральной службы безопасности;

☑ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

☑ таможенной службы и других правоохранительных органов.


5. В целях обеспечения координации деятельности названных органов прокурор:

☑ созывает координационные совещания;

☑ организует рабочие группы;

☑ истребует статистическую и другую необходимую информацию;

☑ осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ.


6. Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.


7. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня поступления требования.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.


8. О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.


9. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями рассматриваются :

☑ заявления, содержащие сведения о нарушении законов;

☑ иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.


10. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда могут быть обжалованы только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.


11. Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

6. Понятие отраслей прокурорского надзора

Под отраслью прокурорского надзора понимается самостоятельная законодательно закрепленная часть направления деятельности прокурорского надзора, которая характеризуется наличием собственных объекта и предмета надзора, специфическими задачами и полномочиями прокурора в области надзора.

1. К основным отраслям прокурорского надзора относятся:

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

Надзор за исполнением законов судебными приставами;

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее – УПК РФ);

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.


2. Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой , и соответственно такой системе необходимо четкое и постоянное взаимодействие всех подразделений в решении основных задач.


3. Взаимодействие отраслей прокурорского надзора обеспечивается :

☑ планированием работы;

☑ деятельностью коллегий органов прокуратуры;

☑ подготовкой мероприятий, проверок;

☑ соответствующими нормативными правовыми актами прокурора;

☑ подготовкой документов прокурорского реагирования.

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса прокурорский надзор, с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в Федеральный закон Российской Федерации «О прокуратуре» и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по состоянию 10 ноября 2015 года.

Конспект лекций содержит основные положения о прокурорском надзоре в Российской Федерации.

Материал изложен в понятной общедоступной форме и предназначен для изучения прокурорского надзора слушателями и студентами юридических вузов и факультетов.

Данная электронная книга разработана на основе следующего пособия:
Батычко Вл.Т., Батычко Вик.Т. Прокурорский надзор. Конспект лекций. Таганрог: ИТА ЮФУ, 2015.

Лекция 1. Понятие и содержание прокурорского надзора
1.1. Понятие, предмет и система прокурорского надзора
1.2. Возникновение и развитие органов прокуратуры
1.3. Сущность, цели и задачи прокурорского надзора
1.4. Функции прокурорского надзора
1.5. Принципы организации прокурорского надзора

Лекция 2. Система органов и учреждений прокуратуры
2.1. Система органов прокуратуры в Российской Федерации
2.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации
2.3. Территориальные прокуратуры
2.4. Специализированные прокуратуры

Лекция 3. Служба в органах и учреждениях прокуратуры
3.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на службу в органы прокуратуры
3.2. Назначение на должности в органах прокуратуры
3.3. Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры
3.4. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры
3.5. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников

Лекция 4. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов
4.1. Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов
4.2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
4.3. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ

Лекция 5. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
5.3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности
5.4. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Лекция 6. Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
6.1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания
6.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
6.3. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия
6.4. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела
6.5. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования

Лекция 7. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел
7.1. Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства
7.2. Участие прокурора в стадии подготовки к судебному заседанию
7.3. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
7.4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом инстанций
7.5. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции
7.6. Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел

Лекция 8. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
8.1. Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
8.2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы
8.3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Лекция 9. Иные функции органов прокуратуры
9.1. Участие прокурора в уголовном преследовании
9.2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
9.3. Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве
9.4. Участие прокурора в правотворческой деятельности

Конспект лекций выполнен на основе материалов книг :
1. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов м факультетов с приложением нормативных актов. М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2001;
2. Прокурорский надзор. Ответы на экзаменационные вопросы / A.M. Гатин, И.М. Хужокова. - М: Издательство «Экзамен», 2004;
3. Прокурорский надзор: Учебник/Винокуров Ю.Е. и др.; под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2005;
4. Прокурорский надзор: конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2008.

Название: Прокурорский надзор - конспект лекций.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Прокурорский надзор».
Структура и содержание пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам юридических ВУЗов.

Учебная дисциплина «Прокурорский надзор в Российской Федерации» изучается на всех юридических факультетах вузов РФ. Освоение этого курса происходит, как правило, на завершающем этапе обучения студентов, что вполне обоснованно.
Во-первых, деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов касается практически всех сфер общественных отношений, которые урегулированы нормами права.
Очевидно, что для полного и всестороннего изучения организации работы органов прокуратуры студентам необходимо обладать достаточными знаниями как о системе нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения, так и непосредственно о законности самой деятельности органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций.
Например, рассматривая функцию прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД, необходимо знать систему нормативно-правовых актов, регламентирующих этот вид правоохранительной деятельности. Изучая надзор прокуратуры за законностью деятельности органов предварительного следствия и дознания, студент должен хорошо разбираться в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Рассматривая участие прокурора в арбитражном и гражданском судопроизводстве, необходимы знания арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального прав.

СОДЕРЖАНИЕ
Принятые сокращения 6
Тема 1. Предмет, цель, задачи и функции прокурорского надзора 7
1.1. Предмет и система учебного курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» 7
1.2. Прокуратура в системе органов государственной власти 9
1.3. Понятие, признаки и значение прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора 11
1.4. Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации. Основные направления деятельности прокуратуры 15
1.5. Правовое регулирование прокурорского надзора 17
Тема 2. Историческое развитие органов и учреждений прокуратуры в России 21
2.1. Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности 21
2.2. Правовое регулирование прокурорского надзора в советский период 24
2.3. Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры на современном этапе. 29
Тема 3. Принципы организации и деятельности прокуратуры 31
3.1. Система принципов организации и деятельности прокуратуры 31
3.2. Значение принципов организации и деятельности органов прокуратуры 39
Тема 4. Система органов и учреждений прокуратуры 42
4.1. Система органов прокуратуры в Российской Федерации 42
4.2. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ, его основные полномочия 43
4.3. Территориальные прокуратуры 46
4.4. Специализированные прокуратуры 48
4.5. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации 53
Тема 5. Служба в органах и учреждениях прокуратуры 54
5.1. Кадровая политика в органах и учреждениях прокуратуры 54
5.2. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, и порядок приема на службу в органы прокуратуры 55
5.3. Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры 59
5.4. Прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры 64
5.5. Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников 65
Тема 6. Надзор прокурора за соблюдением и исполнением законов 68
6.1. Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов 68
6.2. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона 71
6.3. Основы методики организации прокурорского надзора за исполнением законов 77
6.4. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ 81
Тема 7. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 84
7.1. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 84
7.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 86
7.3. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности 88
7.4. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 92
Тема 8. Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
8.1. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания 99
8.2. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания 101
8.3. Полномочия прокурора и правовые акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 103
8.4. Прокурорский надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела 106
8.5. Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования 110
Тема 9. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел 115
9.1. Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства 115
9.2. Участие прокурора в стадии подготовки к судебному заседанию 117
9.3. Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции 119
9.4. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанций 126
9.5. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции 131
9.6. Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел 133
Тема 10. Надзор прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 138
10.1. Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 138
10.2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы 141
10.3. Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений 142
Тема 11. Иные функции органов прокуратуры 148
11.1. Участие прокурора в уголовном преследовании 148
11.2. Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан 151
11.3. Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве. 157
11.4. Участие прокурора в правотворческой деятельности 159
Словарь терминов 162
Используемая литература 165

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Руководствуясь данной книгой, студент сможет в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины; сосредоточить свое внимание на основных понятиях, их признаках и особенностях; сформулировать примерную структуру (план) ответов на возможные экзаменационные вопросы. В книге с учетом последних изменений в законодательстве РФ в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Прокурорский надзор». Данная книга не является альтернативой учебникам для получения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов. Структура и содержание книги соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов юридических вузов.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.


  2.  

    Возможно, будет полезно почитать: