Кто заплатит за музыку? Нелегальные автобусы и понижающий коэффициент.

Современная эстрадная песня стала таким же неизменным спутником нашей жизни, как сон или еда. С юридической точки зрения, песня - объект авторского права. Например, если в автобусе играет радио, где звучат песни современных авторов, владелец компании-перевозчика, предприниматель, должен платить за музыку в самом прямом смысле слова. Об этом - в интервью с представителем Российского авторского общества (РАО) в Архангельской области Татьяной Пьянковой.

- Татьяна Михайловна, как обстоит дело с соблюдением авторских прав в Поморье?

Точно лучше, чем это было в 1993 году, когда я только начинала работу. Сейчас о главе Гражданского кодекса, посвящённой авторскому и смежному праву в регионе знают многие. Здесь не обошлось без нашего вклада.

РАО - аккредитованная государством организация, которая выступает от неопределённого круга лиц - правообладателей, но не обязательно авторов. Авторское право - имущественное: оно может быть предметом купли-продажи, залога, дарения. И не всегда правообладатель - это непосредственно автор. Могут быть наследники, если автору умер, а срок охраны авторского права - 70 лет.

В нашем законодательстве чётко определено: все, кто публично исполняет произведения, как «живьём», так и с помощью технических средств, организаторы концертов и дискотек, владельцы предприятий общепита и торговля, муниципальные учреждения - пользователи. Они обязаны иметь разрешение на использование произведений, у которых есть правообладатели.

- Как можно получить это разрешение?

Пользователь заключает с РАО лицензионный договор.

С разрешения правообладателя

- Предполагаю, не все пользователи понимают, зачем им разрешение.

Да. Приходят, например, представители предприятий общепита и говорят: «Мы не сами проводим мероприятие с живым исполнением, мы просто сдаём площадь». Но мы отвечаем: «Ответственность несёте вы. Ведь, если бармен торгует напитками не по лицензии, то ответственность несёте вы. Так же и с музыкальными произведениями».

Физическое лицо - допустим, местный артист, который будет петь, - вести коммерческую деятельность не может. Ответственность по закону несёт либо юридическое, лицо либо индивидуальный предприниматель. Это, как правило, сами организаторы.

Не важно, если действие не происходит в кругу семьи.

- То есть не имеет значение, для извлечения прибыли мероприятие или нет?

Нет. В Гражданском кодексе чётко определено, что использование чьей-то интеллектуальной собственности может вестись с разрешения правообладателя как в благотворительных целях, так и в иных. Правообладатель может разрешать или запрещать другим лицам использовать результаты своей интеллектуальной деятельности. Но отсутствие запрета не считается разрешением.

- Должно быть у вас большой объём работ ы.

Сейчас столько работы! Огромный объём!

- Не является ли это следствием несовершенства законодательства?

Является.

- А в какой части?

Для нас работа по нарушениям - очень трудоёмкий процесс. Мы заключаем договор с владельцами площадок - театров, клубов, а собственник сдаёт в аренду свои какие-то площади организаторам, и зачастую заведомо знает, что на мероприятии обязательно будет публичное исполнение. И владелец площадки избегает ответственности. Ему всё равно, что происходит, главное - получить арендную плату. По закону ответственность существует. Но нам надо потрудиться, чтобы привлечь к ответственности владельца площадки.

- То есть административная ответственность низка?

Да, её очень трудно добиваться. Очень тяжело конфисковать имущество третьего лицо при бездоговорном публичном исполнении. Надо соблюсти уйму нюансов. Как правило, концерты идут вечером. А надо на месте составить протоколы о нарушении. И не всегда на месте можно найти всех ответственных лиц. Но суды очень щепетильны в этом плане - сбора доказательства, привлечения к ответственности как нарушителя именно владельца помещения.

Мера ответственности предусмотрена административным и гражданским кодексом. Если организатор категорические отказывается работать на законных основаниям, мы приходим на концерт с сотрудниками УВД. Составляем материалы по нарушениям законодательства. А дальше решает суд. Административный штраф - небольшой: от 10 до 20 тысяч рублей на ИП, от 30 до 40 тысяч рублей - на юрлицо. Но есть перспектива рассмотрения дела и по гражданскому законодательству. А там штрафы уже от 10 тысяч до пяти миллионов рублей за произведение.

По факту выручки

- А как должно быть по правилам?

Предположим, Филипп Киркоров проводит тур из 30 городов разных регионов России. Организатор турне обращается по месту регистрации своего юрлица в представительство РАО в Москве, заключает лицензионный договор на весь тур. Там чётко обозначается, какие произведения, в каком городе будут исполняться. Потом нам предоставляется «распоясовка» концертов: сколько билетов запланировано продать в том или ином городе, стоимость билетов.

Если, например, тур проводится по городам Северо-Запада, то такой договор можно заключить в Санкт-Петербурге. Если концерты проходят только в Архангельской области, то обращаться нужно в наше представительство в Архангельске.

Прошло мероприятие - и организаторы отчитываются. Указывают, сколько билетов было продано фактически, на какую сумму. В кассовой рапортичке указываются сведения о произведениях: название произведения, автор музыки и текста. Затем по факту выручки деньги перечисляются на расчётный счёт Российского авторского общества. Авторское вознаграждение - 5 процентов от валового сбора. Полученная сумма пропорционально разбивается на авторов. Например, считывается количество произведений того или иного автора, включенных в концерт. Каждому поступает сумма на лицевой счёт.

Определённая сумма перечисляется на содержание авторского общества.

- Какой процент, если не секрет?

Раньше было от 10 до 15 процентов. Какой сейчас, я не знаю.

Работаем точно также. Предположим, исполняется песня «От зари до зари» на музыку румынского композитора Темистокле Попа и слова Роберта Рождественского. Начисления их наследникам идут точно также через авторское общество, в котором они состоят.

- То есть наши местные организаторы должны также заявляться вам по зарубежным правообладателям?

Конечно. Так и происходит. То же самое «Колесо» предоставляет сведения и отчёты. Расчёт с автором идёт независимо от гражданства. В принципе, даже российский автор может состоять в зарубежном авторском обществе. В таком случае ему перечислят процент через ту организацию, в которой он состоит.

- Ваша работа затруднена международным законодательством в сфере авторского права?

Нет, поскольку для нас первично российское законодательство.

- Наверняка не все организаторы согласны платить за исполнение зарубежных песен.

Было дело, приехал в Архангельск цирк из Кирова. Сначала они отказались составлять с нами договор. Мы - в УВД. Провели проверку, составили протокол. После этого цирк заключил с нами договор. Но был момент, когда в общении они нам сказали: «Мы же используем произведения иностранных авторов или тех, которые изъяли свои произведения из реестра РАО». Но в таком случае пользователь обязан заключить договор с правообладателем.

А это представители цирка не сделали. Значит они - нарушители и несут ответственность по «административке». Другое дело - можем ли мы потом выйти по «гражданке» от имени тех, кто изъял? Да, можем.

70 лет. Затем произведение становится достоянием народа. Иногда исполнители говорят: «Мне автор подарил песню». На самом деле, просто разрешил её исполнять, но автор при этом не отказывается от авторского вознаграждения. Есть, конечно, начинающие авторы, для которых важен сам факт того, что известный артист исполняет их песню. Они, бывает, не настаивают на вознаграждении, но это должно быть оформлено письменным договором.

Нелегальные автобусы и понижающий коэффициент

- Вы сами проводите проверки?

Проводим. Как правило, совместно с сотрудниками полиции.

Предположим, в магазине или в парикмахерской стоит ФМ-радиоприёмник, через него транслируется, скажем, «Русское радио». Что нужно делать владельцу точки, чтобы не влететь на штраф?

Заключить с нами договор, потому что это использование музыкального фона в бизнесе. В договоре будет указан канал (в свою очередь все радиоканалы тоже имеют с нами договоры). Составляя договор с предпринимателем, мы определяем ставку: она может быть фиксированной, зависящей от посадочных мест, от площади, на котором ведётся бизнес и т. д. Затем должен быть предоставлен отчёт. Предприниматели указывают, какие каналы использовали в отчётный период. Потом отчисления за использование радио распределяются через сетку вещания авторам звучавших в эфире композиций.

Кстати, обратите внимание, телеканалы всегда дают бегущей строкой, какие композиции каких авторов использовались.

- А если брать статистику, в каких сферах самый высокий процент нарушителей?

Пожалуй, это пассажирские автобусы. А наименьший - в общепите. Хочу сказать, что с нами очень хорошо работают сотрудники УМВД, как в Архангельской области, так и в Нарьян-Маре.

- А какие деньги примерно платят предприниматели, которые используют радио в помещениях общепита?

Кто-то - 700 рулей, кто-то три тысячи, а кто-то - 12 тысяч.

Величина платежа зависит от количества посадочных мест, от стоимости входных билетов, от количества рабочих дней. Например, где используется телевизор - это 52 рубля с посадочного места в месяц. Но в Архангельске идёт понижающий коэффициент, это не город- «миллионник». Для кафе с 36 посадочными местами, это примерно 1400 рублей в месяц. Для предприятия - это один-два заказа.

Да, тут работа идёт по принципу «курочка по зёрнышку». Но если бы рамки ответственности были бы ещё более жёсткими, то работа была бы ещё эффективней. Сейчас штраф для ИП - от 10 до 20 тысяч, а для юридического лица - от 30 до 40 тысяч. Думаю, это не очень ощутимо для нарушителя. А вот когда после этого мы идём в суд, то компенсация возрастает в десятки раз и это действительно заставляет нарушителя задуматься.

- Интересно, кто платил такую компенсацию?

Среди тех, кому пришлось выплачивать компенсацию - Архангельский драмтеатр, Дом офицеров Архангельского гарнизона, владелец детского кафе в ТЦ «Экватор», "Севмаш" и другие.

- Вы работали с операторами автобусных перевозок?

В своё время мы встречались с ассоциацией автотранспортников, но работа пока не сложилась.

- Это непаханное поле для вас?

Да. Поскольку у нас всего четверо сотрудников на всю область.

Если сотрудник пишет статью или создает промышленный образец, то ему полагается авторское вознаграждение. Некоторые работодатели считают, что такая выплата входит в зарплату. Но это ошибочное мнение.

Работник в рамках трудовых обязанностей может написать статью, разработать деталь или создать промышленный образец. Все это — результат интеллектуальной деятельности (далее — РИД). По закону за служебный РИД работнику полагается вознаграждение. Платить нужно сверх положенного по трудовому договору.

Вознаграждение за служебный РИД — обязательная выплата

  • Важная статья:

Исключительное право на служебный РИД принадлежит работодателю. Он вправе использовать РИД, чтобы получить имущественную выгоду. Имущественные права на служебный РИД принадлежат работодателю с момента его создания. Размер авторского вознаграждения согласовывают с автором.

Работник-автор вправе требовать выплаты вознаграждения только у работодателя, у которого трудился на момент создания служебного произведения. Лица, которые приобрели у работодателя права на РИД или пользуются ими, не обязаны платить автору РИД.

    Судебная практика

    Работники взыскали через суд с патентообладателя вознаграждение за изобретение. Причем им оказался не работодатель, а другая организация. Она получила изобретение по условиям гражданского договора. Апелляция отменила решение первой инстанции. Законодатель определил лицо, которое выплачивает компенсацию или вознаграждение за РИД. Это лицо — работодатель (апелляционное определение Московского городского суда от 10.10.2012 по делу № 11-20971).

Работник-автор может создать объект интеллектуальной собственности не в рамках трудовой деятельности. Такой РИД — не служебный и работодатель не получит исключительное право на него. Это право наравне с авторскими правами будет принадлежать автору.

Если работодателю интересен результат интеллектуальной деятельности работника, можно предложить продать его, но уже на рыночных условиях.

Бывает, что работник создает изобретение, полезную модель и т. п., используя материальные средства работодателя. При этом изобретение не связано с выполнением трудовых обязанностей. Тогда работодатель вправе требовать у работника предоставить простую (неисключительную) лицензию для собственных нужд или возместить свои расходы (ст. ст. 1370, 1430, 1461 ГК РФ).

Включать авторское вознаграждение в зарплату нельзя

Зарплата — это вознаграждение за выполнение трудовой функции. Функционал определяет работодатель. Он может включить в обязанности работника создание РИД. Поскольку исключительное право на РИД в силу трудового договора принадлежит работодателю, то он может посчитать, что зарплата должна включать и авторское вознаграждение. Есть примеры решений в пользу этой позиции.

    Судебная практика

    Работник обратился в суд с требованием взыскать вознаграждение за написанную им книгу.

    Суд отказался удовлетворить иск со следующей мотивировкой. Работник действительно был соавтором книги, но написал ее в рамках трудовых обязанностей. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

    Вознаграждение работнику не положено, поскольку он получал зарплату. Договор о предоставлении права пользования произведением за вознаграждение стороны не заключали (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.04.2016 по делу № 33-7225/2016).

Интересное предложение выдвинул один из авторов комментария судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав. Он предложил устанавливать в договоре «нулевой» размер компенсации или авторского вознаграждения. Тем не менее подавляющим большинством актуальных судебных решений авторское вознаграждение признается реальной выплатой в размере выше нуля.

Но признать правомерной позицию о вознаграждении как части зарплаты нельзя. Работодатель выплачивает авторское вознаграждение за использование РИД. Такая выплата — предмет самостоятельного гражданско-правового договора между сторонами. Замещать ее зарплатой нельзя (постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2016 № 44г-157/2016). Основания для выплаты авторского вознаграждения отсутствуют, только если работодатель не использует РИД, не реализует или не хранит его в секрете. Поэтому сторонам нужно договориться о сумме.

Порядок расчета вознаграждения можно установить в локальном акте

Работодатель и работник могут еще до создания РИД заключить договор об авторском вознаграждении и установить порядок определения его размера. Например, заранее оговорить, что работник получит определенную сумму и процент прибыли от реализации товара с использованием РИД.

Работодатель также вправе предусмотреть порядок расчета авторского вознаграждения и его предельные размеры в локальном нормативном акте. Пропишите, что стороны договариваются о размере вознаграждения в соглашении, а если работник не согласен с суммой, он вправе обратиться в суд. В одном деле такие условия послужили убедительным доводом в пользу работодателя. Работник не доказал, что работодатель установил в локальном акте незаконный предел вознаграждения. Права обжаловать предложенную сумму его никто не лишал (апелляционное определение Самарского областного суда от 27.03.2013 по делу № 33-2851/2013).

Но предварительный договор или локальный акт о порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за служебный РИД есть не всегда. В этом случае определяйте размер авторского вознаграждения в зависимости от вида РИД.

РИД — изобретение, полезная модель или промышленный образец.В этом случае руководствуйтесь правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.06.2014 № 512. Именно их применяют суды, когда решают споры об авторских вознаграждениях и определяют, сколько полагается автору РИД (определения Липецкого областного суда от 12.08.2015 по делу № 33-2189/2015, ВС РТ от 17.03.2016 по делу № 33-4605/2016, Свердловского областного суда от 28.07.2016 по делу № 33-12966/2016).

РИД — селекционное достижение. Работодателю нужно ориентироваться на требование п. 5 ст. 1430 ГК РФ. Минимальный размер вознаграждения — 2% от суммы ежегодного дохода от использования достижения (апелляционное определение ВС Республики Бурятия от 16.11.2015 по делу № 33-4434/2015).

РИД — служебное произведение. Размер вознаграждения за статью, книгу, монографию стороны определяют самостоятельно (абз. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). В законе не установлены границы для такой выплаты. Но работодателю лучше установить эту сумму самому, чем ждать иска от работника.

Размеры вознаграждений, которые авторы РИД взыскивают с работодателей, непредсказуемы. Например, суд может рассчитать сумму исходя из количества реализованных экземпляров с использованием РИД (постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2016 № 44г-157/2016).

Если работодатель использовал РИД, но исключительное право осталось у работника, он может потребовать компенсацию. При этом его задача — доказать, что разработка не является служебным РИД. Например, представить в суд трудовой договор, по которому исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.06.2016 по делу № 33-13028/2016).

Работодатель должен выплатить авторское вознаграждение сотруднику за разработку. Часто работодатели включают эту сумму в зарплату. Однако выплату авторских вознаграждений следует оформлять особо, если сотрудник создал произведение вне рамок основной трудовой функции.

Иногда работодатель требует от своего сотрудника не только стандартного исполнения должностных обязанностей, но и активного дополнительного участия по созданию произведений науки, литературы, разработке полезных моделей или промышленных образцов. За эту работу руководитель фирмы обязан заплатить определенное вознаграждение, которое обычно определяют либо в твердой сумме, либо в проценте от реализации произведения. Так как создание результатов интеллектуальной деятельности не входит в основной функционал работника, то выплату авторских вознаграждений следует осуществлять отдельно от основной зарплаты.

Порядок выплаты авторских вознаграждений нужно установить в специальном договоре или локальном акте

Сумма, которую работодатель обязан заплатить за результат интеллектуальной деятельности работнику, должна быть определена по тарифам, которые установлены в специальном договоре о создании произведений или участии в разработках. Некоторые компании закрепляют порядок определения авторского вознаграждения сотруднику в локальном акте.

Определить авторское вознаграждение сотруднику можно на основе тарифов по разным видам деятельности

Можно ориентироваться на тарифы, которые установлены в действующем законодательстве. Эти тарифы варьируются в зависимости от вида произведения, которое создал работник. Например, если работник создал служебное изобретение, то в этом случае работодатель должен выплатить ему 30% от средней зарплаты сотрудника за последний год. Если работник создал литературное произведение, то в этом случае работодатель устанавливает сумму авторского вознаграждения самостоятельно.

Выплату авторских вознаграждений следует осуществлять вне рамок зарплаты

Закон определяет, что зарплата - это вознаграждение за исполнение трудовой функции в надлежащем виде. Объемы работ сотрудника должен определить работодатель. Это означает, что он может включить в обязанности работника создание результата интеллектуальной деятельности. В связи с этим компания может посчитать, что авторское вознаграждение сотруднику можно включить в зарплату.

Можно ли выплату авторского вознаграждения оформить как часть зарплаты , вопрос дискуссионный. Служебные произведения создают в рамках самостоятельного договора гражданско-правового характера. Поэтому нельзя совмещать заработную плату и авторское вознаграждение. Авторское вознаграждение работнику следует начислять отдельно (постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2016 № 44г-157/2016).

Некоторые суды считают, что авторское вознаграждение и заработную плату можно объединить

В некоторых случаях суды считают, что работодатель имеет право выплачивать авторские вознаграждения сотрудникам в рамках зарплаты. Причина таких решений - работник был обязан выполнить определенный объем работ в рамках своих должностных функций.

Приведем практический пример. Сотрудник участвовал в написании книги. Работодатель не выплатил авторское сотруднику. Сотрудник обратился в суд, но его исковые требования не удовлетворили. Он действительно был соавтором книги, но написал ее в рамках своих трудовых обязанностей. Исключительным правом на книгу обладал работодатель. В связи с этим выплата авторского вознаграждения работнику не положена, так как гражданин за выполнение своих трудовых обязанностей получал зарплату (

Таким образом, выплачивая нерезиденту доход по договору авторского заказа, НДФЛ удержите по ставке, установленной нормами соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Россией и страной, резидентом которой является автор. При этом человек должен документально подтвердить , что он является налоговым резидентом государства, с которым у России заключено соответствующее соглашение. Это следует из пункта 2 статьи 232 Налогового кодекса РФ.

Аналогичные выводы следуют из письма ФНС России от 12 октября 2012 г. № АС-3-3/3680.

Если же соответствующего соглашения между Россией и страной, где проживает автор, не существует, либо человек не представил организации, выплачивающей доход, необходимого подтверждения, НДФЛ с суммы авторского вознаграждения удержите по ставке 30 процентов.

Пример определения ставки НДФЛ с суммы авторского вознаграждения. Российская организация выплачивает авторское вознаграждение резиденту другого государства

Российская организация (издательство) заключила договор авторского заказа с гражданином Республики Хорватии, где последний проживает постоянно. Договор предусматривает, что автор предоставляет организации право использования литературного произведения в установленных договором пределах.

В настоящее время действует Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Хорватии от 2 октября 1995 г.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 12 этого соглашения вознаграждение за предоставление права использования авторских прав, источником выплаты которого является территория России, может облагаться НДФЛ как в России, так и в Хорватии. При этом ставка налога в России не может превышать 10 процентов.

Следовательно, выплачивая вознаграждение по договору авторского заказа налоговому резиденту Хорватии, российская организация должна удержать НДФЛ по ставке 10 процентов.

Ситуация: по какой ставке удержать НДФЛ с авторских вознаграждений иностранным гражданам - нерезидентам, являющимся высококвалифицированными специалистами? Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и страной проживания специалиста нет.

По ставке 30 процентов.

По общему правилу выплаты иностранным гражданам, которые признаются высококвалифицированными специалистами , облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов независимо от их налогового статуса. Ставка 13 процентов применяется в отношении доходов, полученных ими от осуществления трудовой деятельности. При этом осуществлять такую деятельность высококвалифицированный специалист должен в соответствии с требованиями статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Об этом говорится в абзаце 4 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ.

В свою очередь положения статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ относятся только к высококвалифицированным специалистам, которые работают на основании:

  • трудовых договоров;
  • гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Такой вывод позволяют сделать абзац 12 пункта 1 статьи 2 и подпункт 2 пункта 6 статьи 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Договор о передаче авторских прав является гражданско-правовым договором на передачу имущественных прав (ст. 1226, 1285, 1234, 1286, 1235, 1288 ГК РФ). Он не относится ни к трудовому договору, ни к гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг).

Следовательно, положения абзаца 4 пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ не применяются в отношении высококвалифицированных специалистов, работающих по договору о передаче авторских прав. А значит, с авторского вознаграждения таких граждан-нерезидентов нужно удержать НДФЛ по ставке 30 процентов (абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ, письмо Минфина России от 29 июня 2011 г. № 03-04-06/6-154).

Профессиональные вычеты по НДФЛ

Если имущественные права передает автор произведения, то ему могут быть предоставлены профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 221 НК РФ). Другим гражданам (не являющимся авторами, в т. ч. и наследникам автора) профессиональный вычет не предоставляйте (письма Минфина России от 14 апреля 2005 г. № 03-05-01-04/101 и ФНС России от 12 января 2012 г. № ЕД-4-3/72).

Профессиональный налоговый вычет предоставьте в размере расходов, понесенных автором при создании произведения, имущественные права на которое переданы организации. При этом расходы должны быть подтверждены документально. Если автор не может документально подтвердить понесенные им расходы, то сумму вознаграждения уменьшите на фиксированный процент . Об этом сказано в пункте 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ.

Перед тем как предоставить профессиональный вычет, получите от автора заявление (абз. 11 ст. 221 НК РФ).

Имейте в виду: если произведение создано автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, то профессиональные вычеты не предоставляйте. В этом случае у человека нет расходов, понесенных им за свой счет. А значит, профессиональные вычеты ему не полагаются. Это следует из пункта 3 статьи 221 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 6 июня 2005 г. № 03-05-01-04/177.

Стандартные вычеты по НДФЛ

Ситуация: можно ли предоставить стандартные налоговые вычеты налоговым резидентам России, получающим вознаграждение по авторскому договору?

Да, можно.

При предоставлении стандартного налогового вычета ограничения по типу договора (трудовой или гражданско-правовой (включая авторский договор)) статьей 218 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. .

Стандартные вычеты человеку, привлеченному к работе по авторскому договору, предоставляйте только за те месяцы, в течение которых этот договор действует. При решении вопроса о предоставлении вычета на детей учитывается доход, полученный автором с начала налогового периода (года).

Аналогичные выводы следуют из писем Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/10-81, ФНС России от 4 марта 2009 г. № 3-5-03/233 и УФНС по г. Москве от 1 июня 2010 г. № 20-15/3/057717.

Если договор действует в течение нескольких месяцев, а вознаграждение выплачивается не ежемесячно (например, единовременно по истечении срока действия договора), то стандартные налоговые вычеты предоставляйте за каждый месяц действия договора, включая те месяцы, в которых вознаграждение не выплачивалось. Такой вывод следует из писем Минфина России от 13 января 2012 г. № 03-04-05/8-10, от 21 июля 2011 г. № 03-04-06/8-175, от 19 августа 2008 г. № 03-04-06-01/254, от 15 июля 2008 г. № 03-04-06-01/203, от 12 октября 2007 г. № 03-04-06-01/353, ФНС России от 9 октября 2007 г. № 04-1-02/002656. Подтверждает такой подход и постановление Президиума ВАС РФ от 14 июля 2009 г. № 4431/09.

Пример предоставления стандартных и профессиональных налоговых вычетов резидентам, получающим вознаграждение по договору о передаче авторских прав

ООО «Альфа» заключило с А.С. Кондратьевым в январе договор на публикацию в журнале его статьи. Кондратьев является резидентом России. В марте Кондратьев передал организации статью и все права на нее (был подписан акт приема-передачи).

Кондратьев написал заявление о предоставлении профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ в фиксированном размере. Поэтому при расчете налога сумма вознаграждения была уменьшена на 20 процентов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

У Кондратьева есть единственный ребенок (возраст - 10 лет), поэтому сотруднику положен стандартный налоговый вычет в размере 1400 руб., предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ. Для предоставления стандартного вычета сотрудник написал соответствующее заявление .

За период январь-март Кондратьев получал доходы только от «Альфы».

Налоговая база по НДФЛ, удерживаемому с Кондратьева, за март составила 3800 руб. (10 000 руб. - 10 000 руб. × 20% - 1400 руб./мес. × 3 мес.).

Дата удержания НДФЛ

Вознаграждение по авторскому договору включите в налоговую базу по НДФЛ в день выплаты вознаграждения (в денежной или натуральной форме) (п. 1 ст. 223 НК РФ).
Если человек получит вознаграждение в денежной форме, рассчитанный налог перечислите в бюджет в следующие сроки:

  • в день получения денег в банке, если организация выплатит вознаграждение наличными, полученными с расчетного счета;
  • в день перечисления денег на счет гражданина, если организация выплатит вознаграждение в безналичном порядке;
  • на следующий день после выдачи вознаграждения, если организация выплатит его из других источников (например, из наличной выручки).

Эти сроки установлены в пункте 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Если человек получит вознаграждение в натуральной форме, рассчитанный налог удержите с любых денежных вознаграждений, выплачиваемых ему (п. 4 ст. 226 НК РФ). Если НДФЛ удержать невозможно, уведомьте об этом налоговую инспекцию по месту учета организации, а также гражданина, которому выплачен доход (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, с авторских вознаграждений гражданам начислите взносы на обязательное пенсионное (медицинское) страхование (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Подробнее о том, как их рассчитать, см. Как начислить взносы на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование по гражданско-правовым договорам . Взносы в ФСС России на обязательное социальное страхование начислять с авторских вознаграждений гражданам не нужно (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляйте в следующих случаях:

  • обязанность организации платить их предусмотрена авторским договором (абз. 4 п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ);
  • авторское вознаграждение предусмотрено трудовым договором, заключенным с автором (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

Согласно ГК авторское вознаграждение определяется соглашением сторон. Оно может быть выражено в фиксированной сумме (и тогда указывается максимальный тираж или в виде процента от полученной пользователем прибыли (или отпускной цены, или оптовой цены и т.д.). Стороны могут прийти к соглашению о получении автором вознаграждения за каждый способ использования произведения.

Большое практическое значение имеет предусмотренное ст. 1295 ГК право на вознаграждение авторов служебных произведений.

Исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Особый случай выплаты авторского вознаграждение предусматривает ст. 1245, согласной которой авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателю за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Авторское вознаграждение в ряде случаев может рассчитываться исходя из минимальных ставок предлагаемых Постановлением Правительства РФ САПП РФ 1994. №13. Ст.994.. Такие минимальные ставки могут быть введены для любых видов использования произведений по усмотрению Правительства РФ.

В настоящее время действуют два постановления Правительства РФ по вопросам ставок авторского вознаграждения:

1) постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О Минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»1;

2) постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»СЗ РФ 1992. №22. Ст. 2476 .

Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)» СЗ РФ 1996. № 21. Ст. 2529..

На практике применение находят только отдельные положения первого из указанных документов. Ожидается, что в ближайшее время Правительством РФ будут разработаны и приняты новые нормативные акты по вопросам минимальных ставок авторского вознаграждения.

Исходя из принципа добровольности, цена договора может быть и ниже этих норм. Одним из возможных и применяемых на практике вариантов установления цены договора является соглашение о получении вознаграждения в виде части тиража издания.

Но более простой схемой определения авторского вознаграждения является оплата в зависимости от объема (определенного, как правило в авторских листах), исходя из тех или иных тарифных ставок. Этот способ часто используется при создании служебного произведения.

Несмотря на декларируемую возмездность договора в авторском праве, он может быть и безвозмездным, если это прямо указано. В то же время законодатель четко определяет, что при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 стать 424 ГК, не применяются.

Согласно п.1 ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях.

В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит в оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или условных денежных единицах.

Часть правопользователей предлагают автору условия о бессрочном реализации продукции, независимо от срока окончания действия договора. Это не противоречит закону, но зачастую. Провоцирует издателя, имеющего собственную полиграфическую базу, на допечатку тиражей, которые являются контрафактными. Поскольку срок права на воспроизведение истек.

Часто авторский договор включает выплату аванса, например, он распространен в авторском договоре заказа. Кодекс же не устанавливает такого способа выплаты авторского вознаграждения. Но на практике аванс очень удобен для обеих сторон. В этом случаев авторское вознаграждение может быть выплачено в три приема: 30% - при заключении договора, 30% - по завершению и 40% - спустя известное время после выхода книги в свет Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. СПБ.,2007. - C. 52.. Такой порядок выплаты удобен для издателя тем, что он экономит оборотные средства и, вкладывая их в проект частями, получает рычаг воздействия на автора, склонно чрезмерно задерживать и осложнять работу по подготовке рукописи; кроме того, перед начислением последней части вознаграждения издатель имеет возможность предельно точно определить окончательный объем рукописи - ведь в процессе работы над рукописью объем ее может измениться, может обнаружиться и погрешность, с которой этот объем был определен изначально.

Аванс может быть выплачен автору и в том случае, если вознаграждение его определено в договоре в виде % от стоимости проданных экземпляров. Сумма аванса обычного оговаривается сторонами при заключении договора Вознесенский А. Как издать вашу книгу: в помощь автору. СПБ.,2007.

С. 52; Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник - М., 2003; Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Авторское вознаграждение: особенности расчета и выплаты. М.,2009..

Срок выплаты авторского вознаграждения также является важным условием авторского договора, он назначается по соглашению сторон. Так несоблюдение этого срока может привести к выплате неустойки. Такой позиции придерживаются А. Вознесенский, А.П.Сергеев, Б.Б. Леонтьев и другие. Находит она подтверждение и в судебной практике.

Например: Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Организация П» о взыскании 99 917 руб., в том числе 41 780 руб. основного долга, 32 337 руб. неустойка и 25 800 руб. штраф.

07 мая 2008 г. между РАО и ООО «Организация П» был заключен лицензионный договор № xx-xx/08-x о публичном исполнении обнародованных произведений для организаторов концертов, театральных, эстрадных представлений, шоу, презентаций, спортивных мероприятий.

В соответствии с п. 2,5 Лицензионного договора, в случае нарушения Пользователем срока перечисления суммы авторского вознаграждения он выплачивает Обществу пени в размере 0,3% от суммы, предназначенной к выплате, за каждый день просрочки, что не освобождает Пользователя от выполнения обязательств, вытекающих из договора, в полном объеме.

Суд удовлетворил исковые требования истца на основании нарушенного срока выплаты авторского вознаграждения ответчиком.



 

Возможно, будет полезно почитать: