О лицензировании опасных производственных объектов. Получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов

1. Опись документов.

2. Доверенность на представление интересов организации-заявителя.

3. Заявление о предоставлении лицензии, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

4. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях).

5. Реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации).

6. Реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности.

7. Копию положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

8. Копию положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах.

9. Реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.

10. Копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности.

11. Копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.

12. Реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации).

13. Перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах.

14. Копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

15. Копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Полномочия лица, сдающего документы и получающего лицензию, подтверждаются доверенностью.

Лицензию обязаны получать все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I, II, III классов опасности. Процесс получения лицензии на опасный производственный объект состоит из анализа и сбора учредительной и эксплуатационной документации, формирования пакета документов, сдачу его в территориальный орган Ростехнадзора по адресу местонахождения организации. Организации, эксплуатирующие объекты I, II классов опасности, а также имеющие иностранный капитал, подают пакет документов в центральный аппарат Ростехнадзора. Организации, эксплуатирующие объекты III класса опасности, подают документы по месту нахождения исполнительного органа (юридического адреса).

После подачи в Ростехнадзор пакет документов проходит проверку, по результатам которой либо назначается выездная проверка (если документы соответствуют требованиям), либо заявителю направляется письмо об устранении замечаний (если проверка документов не пройдена). После назначения выездной проверки заявителю в течении нескольких дней приходит уведомление о проведении выездной проверки, где указаны все детали будущей проверки - от даты до перечня документов, которые необходимо подготовить к приезду инспектора. После проведения выездной проверки оформляется акт. Если акт положительный - в срок 30 рабочих дней (при переоформлении) или 45 рабочих дней (при оформлении) с даты подачи пакета документов заявитель получает лицензию. Если акт отрицательный - необходимо устранить все замечания на объекте и подавать документы снова.

Переоформление лицензии на эксплуатацию производственных объектов может занимать и меньший срок, при смене реквизитов, наименования, адреса организации этот срок составляет 10 рабочих дней. По всем остальным причинам переоформления - 30 рабочих дней.

В какой срок после регистрации ОПО нужно получить лицензию?

Законодательно не регламентирован срок от момента регистрации опасного производственного объекта до его лицензирования. Поскольку надзорное ведомство не имеет возможности установить период заведомого нарушения требований о лицензировании. Однако в случае выявления эксплуатации объекта, подлежащего лицензирования, но осуществляющего свою деятельность без лицензии, юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю) грозит штраф от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст.9.1 КоАП РФ).

Какие лицензии подлежат переоформлению?

Все лицензии, выданные до 02.11.2011 считаются бессрочными. Однако с введением классов опасности и новых видов деятельности лицензии необходимо переоформлять. Поэтому, если Ваша лицензия выдана до 2014 года весьма вероятно, что ее нужно переоформлять.

Также подлежат переоформлению лицензии в связи с:

  • изменением данных организации (адрес, наименование и т.д.);
  • изменением перечня работ в составе лицензируемого вида деятельности;
  • изменением адреса осуществления лицензируемого вида деятельности.

Какие документы необходимо предоставить для получения лицензии?

В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности"

Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются:

а наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;

б наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительное заключение экспертизы промышленной безопасности) в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

в соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;

г наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 116-ФЗ;

д создание системы управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 116-ФЗ;

е наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 116-ФЗ;

ж наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;

з наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;

и наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;

к наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;

л прохождение руководителем (заместителем руководителя) соискателя лицензии подготовки и аттестации в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ;

м наличие в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.

Почему нужно доверить нам оформление (переоформление) лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов?

Получение (переоформление) лицензии - самый сложный из всех вопросов, касающихся эксплуатации опасного производственного объекта, который включает в себя массу нюансов и деталей, о которых в дальнейшем зависит успешное решение вопроса. На счету наших специалистов несколько десятков оформленных и переоформленных лицензий, в том числе на сложные и уникальные объекты, которые требовали грамотного анализа сотен документов.

Срок подготовки пакета документов для подачи на лицензию - от 14 рабочих дней! При условии предоставления ниже указанных документов.

Перечень документов для оформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов:

  • Устав организации со всеми изменениями;
  • Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • Свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта;
  • Карты учета ОПО;
  • Сведения, характеризующие ОПО;
  • Страховые полисы владельца ОПО;
  • Свидетельства о регистрации права собственности на землю, здания, сооружения или копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений;
  • Документы, подтверждающие ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию;
  • Заключения экспертизы промышленной безопасности и уведомлений Ростехнадзора о внесении в Реестр ЭПБ заключений на технические устройства, здания и сооружения;
  • Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
  • Положение по организации и осуществлению производственного контроля на ОПО;
  • Разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, сертификаты соответствия, декларации соответствия требованиям технических регламентов;
  • Протокол об аттестации руководителя (заместителя руководителя) организации в области промышленной безопасности;
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • Договор на обслуживание объекта с профессиональными аварийно-спасательными службами;
  • Проектная документация на здания (сооружения), в которых находится ОПО;
  • Оригинал имеющейся лицензии (при наличии);
  • Иные сведения по запросу.

– документ, выдаваемый Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) дающий право:

  • эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • производства маркшейдерских работ;
  • хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения.

Подробно рассмотрим процесс получения лицензии ОПО на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Для пол учения Лицензии ОПО соискатель лицензии (лицензиат) должен выполнить лицензионные требования. К таким требованиям относятся:

1. Возмо жность документарного подтверждения законности эксплуатации опасных производственных объектов. Такими до кументами являются «Свидетельства о государственной регистрации права», оформленные на здания, строения, сооружения и участки на которых располагаются ОПО или договоры, заключенные между орган изацией-собственником опасных производственных объектов и эксплуатирующей ОПО организацией.

2. Докуме нты, подтверждающие ввод в эксплуатацию ОПО. Таким документом является «Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию» или положительные заключения ЭПБ (экспертизы промышленной безопасности), внес енные в реестр Ростехнадзора.

3. Наличие «Сертификатов соответствия требованиям ТР ТС». Эксплуатирующей ОПО организ ации допускается иметь копии. Их можно запросить у поставщика (производителя) оборудования.

4. Опасны е производственные объекты I или II классов опасности, для получения лицензии ОПО, должны предоставлять в Ростехнадзор копии «Декларации промышленной безопасности» и «Положения о системе управления промышленной безопасностью» .

5. Опасные производственные объекты, для которых получается лицензия ОПО, должны быть оборудованы сигнализацией иметь системы контроля, ПАЗ (противоаварийной автоматической защиты) технологических процессов и оповещения. Данные об этом прикладываются в виде справки к пакету документов, передаваемому в лицензионный отдел Ростехнадзора.

6. Все организации, получающие Лицензию ОПО, должны иметь «Положение о производственном контроле» и «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий» , разработанные в соответствии с «Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утвержденным ПП РФ № 730. План мероприятий должен быть согласован с аварийно-спасательным формированием, с которым у лицензиата должен быть заключен договор на обслуживание.


В ноябре 2014 года введены новые требования к порядку переоформления лицензий на различные виды деятельности. Коррективы коснулись, в частности, лицензий на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Поправки внесены вступившим в силу Федеральным законом № 307-ФЗ от 14.10.2014г. «О внесении изменений в КоАП и отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Изменилась статья 22 Федерального закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: указанный раздел был дополнен частью 6.1 следующего содержания:

«6.1. Лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены , лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами РФ в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей , при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности)».

Нововведения напрямую касаются предприятий, обладающих лицензией (или лицензиями) на эксплуатацию ОПО, которая оформлена до вступления в силу Федерального закона от 04 марта 2013 г. № 22-ФЗ, т.е. до появления объединенной Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. По нормам действующего закона (ФЗ №99), собственники ОПО обязаны переоформить бланки указанных разрешительных документов.

Другими словами, если в вашей лицензии указан вид деятельности: «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» или «Эксплуатацию химически опасных производственных объектов», то такой документ надо переоформить в установленном порядке. Запись в обновленной лицензии должна гласить «Лицензия №__ на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности».

Кроме того, лицензии, в которых содержится перечень видов работ/оказываемых услуг, не соответствующий перечню работ, указанных в Положении о лицензировании взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ №492 от 10.06.2013 г.), также нужно переоформить. Об этом говорит часть 6.1 статьи 22 ФЗ №99:

«6.1. Лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами РФ в указанные перечни внесены изменения , подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности)».

Другими словами, если в действующей лицензии, пусть она и является бессрочной, указано старое наименование вида работ «Использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия», то такой документ нужно привести в соответствие с действующим законодательством. В новом бланке Приложения к лицензии должна быть запись со следующим наименованием вида работ: «Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточным давлении 0,07 мегапаскаля».

Как переоформить лицензию на эксплуатацию ОПО

Порядок переоформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности регламентирован следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон №99-ФЗ от 22.04.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 15 ноября 2014 г.).
  • Постановление Правительства РФ №492 от 10.06.2013 г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
  • Приказ Ростехнадзора №714 от 12.12.2012 г. «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов».
Для переоформления лицензии в связи со сменой ее наименования по ФЗ №99 нужно подготовить и направить в Ростехнадзор следующий пакет документов:


1. Заявление о переоформлении лицензии по установленной форме (можно загрузить на сайтах территориальных управлений Ростехнадзора). В качестве причины указать «в связи со сменой ее (лицензии) наименования».

2. Устав (нотариально заверенная копия).

3. Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата (копия).

4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (копия).

5. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (копия).

6. Оригиналы платежного поручения об уплате госпошлины на 3500 и 750 рублей.

7. Копии страховых полисов на обязательное страхование ОПО, сроки действия которых истекают не ранее чем через 30 дней со дня приема документов в Ростехнадзоре.

8. Копия Свидетельств о регистрации права собственности на землю, здания, сооружения или копии договоров аренды.

9. Разрешения (Акты) на ввод в эксплуатацию опасных производственных объектов, в случае их отсутствия - экспертиза промышленной безопасности на данные объекты.

10. Копии положительных заключений экспертизы промышленной безопасности и письма Ростехнадзора о согласовании и регистрации данных заключений на технические устройства, планируемые к применению на опасных производственных объектах, на здания и сооружения, планируемые к эксплуатации на ОПО.

11. Копия Положения о производственном контроле.

12. Копии сертификатов соответствия технических устройств на ОПО требованиям технических регламентов.

13. Копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя или заместителя руководителя в области промышленной безопасности.

14. Копия Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, согласованного с аварийно-спасательным формированием (АСФ).

15. Копия договора на обслуживание с АСФ и свидетельство данного АСФ.

16. Копии документов, подтверждающих наличие финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.

17. Перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на ОПО.


На втором этапе, по факту рассмотрения документов, Ростехнадзор проводит предлицензионную проверку - инспекторы ведомства выезжают к вам на объект и проверяют соответствие приложенной к заявлению информации и реального положения вещей на предприятии. Обращаем внимание владельцев ОПО на то, что на момент проведения предлицензионной проверки на объекте должны быть все документы по промышленной безопасности, а не только те, которые были поданы в Ростехнадзор.

По результатам проверки принимается решение о переоформлении/отказе в переоформлении и выдаче обновленного бланка Лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Нормативный срок переоформления лицензии на эксплуатацию ОПО составляет порядка 45 календарных дней без учета праздников, включая предлицензионную выездную проверку инспектором Ростехнадзора.

Однако реальный срок получения бланка лицензии с момента принятия решения о ее переоформлении на предприятии до ответа Ростехнадзора может отличаться от указанного в 2-3 раза. Причин тому несколько.

Во-первых, перед подачей документов в Ростехнадзор их надо подготовить и оформить надлежащим порядком (может занять от 1 дня до нескольких недель). Во-вторых, на момент переоформления лицензии документы по промышленной безопасности (такие, как ППК, ПМЛАС, ПРИ) должны быть актуальны и составлены согласно нормам действующего законодательства. К примеру, План мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО, разработанный в начале 2013 года (на тот момент просто ПЛАС) считается устаревшим и требует переработки. Аналогичная ситуация с Положением о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО. До 2013 года этот документ входил отдельным разделом в состав Положения о производственном контроле. Теперь же это самостоятельный нормативный акт, который к тому же должен быть согласован с Ростехнадзором.

Если соискатель лицензии (ее нового бланка) представит во ФСЭТАН устаревшие версии нормативно-технических и эксплуатационных документов, то с большой долей вероятности он получит отказ. А это может растянуть сроки процедуры еще на несколько месяцев. Если же владелец ОПО не переоформит лицензию на эксплуатацию своего объекта до момента проведения Ростехнадзором плановой проверки, ему будет выписан штраф за грубое нарушение норм, правил промышленной безопасности и закона о лицензировании отдельных видов деятельности.



 

Возможно, будет полезно почитать: