Действующая российская судебная система. Материальное обеспечение судей. Прекращение полномочий судьи

Конституционные принципы правосудия

Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил.

На русском языке трудно перевести: «Силовик» происходит от русского слова «сила», что означает «сила, сила, насилие». Позднее этот термин также был распространен на полицию, затем на прокуратуру и следственные органы. Сегодня для многих судебная система также принадлежит органам штата, которые служат для обеспечения руководства государством и угнетения политической оппозиции.

На улицах вокруг Московского городского суда, где два обвиняемых должны быть осуждены на Болотной судебной процессии, полицейские патрулируют в боевом лагере. С другой стороны, вход защищен полицейскими средствами, кровожадными мужчинами в голубых рубашках и зонтиками. Сегодня полиция не ожидает никаких неприятностей у товарищей подсудимых. Сегодня это не первое, а не последнее суждение в суде, и уже введенные предложения о продаже акций явно запугали оппозицию. Лишь несколько демонстрантов с большой прозрачностью «Болотный процесс идет ко всем!» молчат против молчаливых полицейских.

К конституционным принципам правосудия можно отнести:

      Правосудие в РФ осуществляется только судом (статья 118 Конституции РФ).

      Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).

      Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (статья 120 Конституции РФ).

      Судьи несменяемы (статья 121 Конституции РФ).Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

      Есть более двух десятков сторонников и родственников обвиняемых, которых обвиняют в участии и подстрекательстве к беспорядкам перед судом. Суровое уголовное преступление в Уголовном кодексе России, которое уже не является политическим после распада Советского Союза. Сегодня их рассматривают как обычных преступников. Леонид, который знает одного из подсудимых, говорит тихим голосом.

      Быть ​​политическим - это ужасно, потому что, как и в Советском Союзе, наши правители утверждают, что здесь нет политических заключенных, - и они никогда не существовали, и если они хотят осудить их, они строят наказание а не политическое дело. Леонид не вписывается в стереотип режима противника. Бывший солдат Советской Армии по-прежнему гордится тем, что ему разрешили участвовать в большом военном параде пять раз перед Кремлем.

      Судьи неприкосновенны (статья 122 Конституции РФ).Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

      Разбирательство дел во всех судах открытое (статья 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

      Едва слышимый голос проникает через дверь в проход, где люди пытаются следить за тем, что происходит в зале суда. За дверью находится только преддверие для прессы, в которое переносятся переговоры. Даже журналисты не могут войти в зал суда. Через бронированный бокал они видят судьи, который читал вердикт с нарастающим темпом в течение нескольких часов. Подсудимые теперь сидят в стеклянных клетках, охраняемых мужчинами в сапогах-джамперах и темной форме, а также в черной боевой собаке.

      Снаружи в коридоре Леонид и женщина прижимают ее ухо к двери, когда судья читает заявления от полицейских. Предположительно, они были свидетелями преступления подсудимых. Вдруг дверь открывается, женщина должна отступить. Выходит судебный инспектор, закрывает за собой дверь и просит женщину выйти из коридора. Женщина ходит, почти бегая к выходу.

      Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом(статья 123 Конституции РФ).

      Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 Конституции РФ).

      В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ).

      Закон как инструмент власти

      Каждый может быть арестован только потому, что считает, что они слишком громкие по их мнению. Если это случается с вами в первый раз, и если вы молчите, это просто нарушение закона. Если кто-то громкий, у него нет денежного штрафа. В традиционном понимании России справедливость имеет мало общего с правосудием, закон является инструментом властей. Это соответствовало прожитой реальности в веках самодержавия. Политическая воля всегда приходила в закон. В Советском Союзе люди говорили о правах на телефон, потому что партийные единомышленники диктовали по телефону.

      Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124 Конституции РФ).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" к принципам правосудия относит следующие:

Телефонный закон снова применяется в России

Адвокат Татьяна Прилипко, полицейский на Болотной площади, сидит на открытой террасе дорогого ресторана, где приглашает своих клиентов обсудить дело. И есть только один источник этого насилия: Владимир Путин. Очевидно, что традиционные русские модели доминирования возвращаются. И даже право на телефон используется снова. Впервые в ходе судебных процессов против российского предпринимателя Михаила Ходорковского было упомянуто. Имя судьи на втором судебном процессе Ходорковского, Виктор Данилкин, стало пословицей для магистрата.

      Единство судебной системы.

      Самостоятельность судов и независимость судей.

      Обязательность судебных постановлений.

      Равенство всех перед законом и судом.

      Участие граждан в осуществлении правосудия.

      Гласность в деятельности судов.

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Помощник Данилкина сказал СМИ. «Сначала он сам начал писать вердикт, но постоянный контроль над верхней частью тела, и Данилкину это совсем не понравилось, поэтому его приговор был просто заменен». Данилкин осудил финансово сильных противников Путина на десять лет лишения свободы. Вряд ли судья все еще способен противостоять давлению своего начальства. «Система освобождается от сильных и независимых личностей, в то время как судьи, такие как Даниклин, делают карьеру», - говорит бывший следователь Татьяна Прилипко.

Закон никогда не был священным в России. Но сегодня государственную думу насмехается как «сумасшедший принтер», потому что он почти ежедневно принимает новые ограничения. Иногда парламентарии запрещали верхнее нижнее белье, иногда грубые проклятия. Но большинство новых законов создано в политической миссии.

Высокий статус судов подчеркивается установленными законом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливается Государственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображение Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

Понятие и общая характеристика судебной системы РФ, ее структура. Суды федеральные и суды субъектов РФ

Государственная Дума, которая теперь называется государственной тишиной, приняла только репрессивные законы в течение двух лет, а последняя поправка - в простом тексте: попробуйте сказать, что Крым не русский! Наш президент любит говорить каждый год, он нежный человек.

Путин ворчит оппозиционный «год»

Бывший коллега Путина в МИДе сказал, что президент был на церемонии, когда молодые женщины пели в московском соборе Спасителя «Матерь Божия, Путин!». «Они испортили мой праздник», - сказал тогда Путин. Позже он с радостью рассказал о «двухлетнем» лагере для «девочек» в интервью на самолете. Однако приговорены не только политические активисты, говорит Татьяна Прилипко.

Судебная система - совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленны­ми перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118ко­торой, в частности, сказано: “1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом... Судебная система Российской Федерации устанавливается Кон­ституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается”.

Высшие суды правосудия отрицают эту цифру. Они настаивают на том, чтобы не менее одного процента, но 1, 4 процента всех разбирательств закончились оправданием. Но ясно, что после взимания платы гражданин имеет статистически только шанс выпустить один к одному из 500. В сельских районах России почти каждый второй мужчина отбывал наказание в виде лишения свободы. В больших городах ситуация не намного лучше.

Даже молодые женщины, которые глотали корицу с капучино в московской кофейне, всегда имели одну ногу в исправительной колонии. Вот что говорит Александра Букварева, молодой активист по гражданским правам, о созданной неправительственной организации «За права человека».

Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной сис­темы важное значение имеют также положения ст. 125-127 Консти­туции РФ. Они четко определяют место, занимаемое высшими суда­ми в судебной системе в целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.

В ст. 125определенстатус Конституционного Суда РФ и сформулированы его задачи и цели как судебного органа, при­званного контролировать конституционность законов и иных право­вых актов. Этот суд занимает особое место. Ему напрямую не подчиня­ются никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять в целом на судебную прак­тику, а равно практику других правоохранительных органов.

На первый взгляд, здесь все цивилизованно, как это кафе или дорогие автомобили на улице, но буквально существует прямая опасность для каждого гражданина в ситуации, когда его права игнорируются, самые основные права, право жить и не подвергаться пыткам, например, когда пьяный полицейский бьет пьяного человека в темноте, один из немногих из нас ясно, что их безопасность равна нулю, может быть, это ударит тебя, может быть, нет.

Российские граждане больше боятся владельцев заказов, чем преступников. Даже в последние несколько лет существования Советского Союза опасность быть заключенным в тюрьму была не такой большой, как сегодня. Доля освобождений не была выше. Но если вина обвиняемых недостаточно доказана, следствие следователей было закрыто, остановлено прокурорами или позже отклонено судьями. Сегодня все сближаются, пока невинный гражданин не приземлится в тюрьме. Позади него больше, чем страх перед политической оппозицией, считает Александра Букварева.

Что касается Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ , о которых говорится в ст. 126и127, то им отведено несколько иное место. У них есть свои подсистемы судов. В отношении судов, входящих в соответствующие подсисте­мы, они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают им разъяснения по вопросам судебной практики.

Система растет как рак

Если есть менее одного процента оправдательных приговоров, то 99 процентов судебных решений политически мотивированы, как однажды объяснил мне полицейский: Это наша система. Если есть процедура, она должна быть завершена. То есть, это приходит в суд. Эта система растет как рак. Средний предприниматель Андрей приезжает в кафе с чемоданом самолета. Андрею исполняется 40 лет, и он создал успешное детское книжное издательство.

У меня такое чувство, что каждый год выписываются новые правила, а старые остаются в силе, и они приходят к одному и говорят, что ваша служебная дверь неуместна, и с точки зрения пожарной команды она должна выйти наружу и для медицины «Эта ситуация для чиновников и бизнесменов, которые работают с ними в одиночку, система, которая делает всех законными».

Структура судебной системы в целом определяется предписания­ми не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе, а также ряда других законодатель­ных актов:

    Закона о судоустройстве;

    Закона об арбитражных судах;

    Закона о военных судах;

    Закона о мировых судьях.

Из приведенных конституционных положений и положений назван­ных законодательных актов можно сделать по крайней мере три вы­вода:

У Андрея есть чемодан с ним, потому что он летит в Латвию сегодня, ища страну с деловой правовой системой. Гражданские юристы, такие как Александра Букварева, опорочиваются в системе Путина как иностранные агенты. Однако, как и в Советском Союзе, они теперь входят в число немногих ощутимых голосов против репрессивной правовой системы в стране.

В советское время правозащитники требовали: «Уважайте свою конституцию!»И это теперь актуально: в наших пенитенциарных учреждениях тысячи человек находятся в заключении, и многие из них подвергаются насилию, и их подвергают пыткам физическими пытками, как в ГУЛАГе Но вместо этого они подвергаются пыткам, и каждый из нас может приземлиться там.

    правосудие должно осуществляться только су­дебными органами, уполномоченными на это. На них же возлагается выполнение иных полномочий, образующих судебную власть. Другие государственные органы или негосударственные образования - даже те, в наименовании которых присутствуют слова “суд” или “судебный” (например, третейский суд, Международный коммерческий арбитраж­ный суд, Экономический суд СНГ, Судебный департамент при Вер­ховном Суде PФ, суд чести, товарищеский суд) - не относятся к чис­лу органов судебной власти, реализующих полномо­чия судебной власти (правосудие, конституционный контроль, обеспечение испол­нения судебных и других решений и т. д.). Они не являются и не могут быть составной частью судебной сис­темы, в частности, потому, что это противоречило бы ч. 2 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано, что “в Россий­ской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (ус­тавные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, со­ставляющие судебную систему Российской Федерации”;

    В первый день ознакомительной поездки делегация отправилась в Генеральное управление по вопросам отправления правосудия и Институт финансового управления и правосудия, а во второй половине дня состоялась делегация этого Высшего совета судебных органов.

    Программа, наблюдавшаяся при визите в Высший совет магистратуры, включала в себя прием Его Превосходительства Председателя Верховного суда и Высшего совета судебных органов, советника судьи д-ра Антониу Энрикеса Гаспара, краткую презентацию о реорганизации и судебной системе Португалии, проведенной Эксмой. На протяжении всего учебного визита и после каждого объяснения поднятых вопросов выяснялось сомнение в обмене знаниями и опытом. Г-н судья Секретарь Совета, судья права, д-р.

    суды в Российской Федерации подразделяют­ся на два вида - суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации ;

    всю совокупность федеральных судов следова­ло бы сгруппировать в три подсистемы (блока):

    Конституционный Суд РФ;

    Верховный Суд РФ и суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор;

    В состав делегации Верховного Суда Российской Федерации вошли Председатель Совета судей Российской Федерации, Димитрий Краснов, Вице-президенты Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации, г-н Виктор Агеев и Юрий Органов. Г-н Леонид Юхневич и экс-госпожа Эксма Вице-президент Отдела международного правового сотрудничества Судебного департамента Елена Труфанова, президент Федерального института анализа, информации и технологий системы правосудия. Эта делегация сопровождалась Эксмой.

    Сэр, Председатель Совета судей Российской Федерации, г-н Димитрий Краснов. Уважаемые вице-президенты Судебного департамента Верховного Суда РФ, господа Виктор Агеев и Юрий Органов. Сэр, достопочтенный президент Федерального института анализа, информации и технологий системы правосудия г-н Леонид Юхневич.

    Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Наибольшее количество федеральных судов входит во второй из названных блоков. В ст. 126Конституции РФ они именуют­сясудами общей юрисдикции . В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разре­шаемых в судебном порядке. Часто их называют “гражданскими”, “гражданскими (общими) ” или “общими (гражданскими)” судами.

Особую ветвь во втором блоке судов образуют военные суды . Их не относят к числу гражданских (общих) судов, поскольку они “осу­ществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба” (см. ч. 1 ст. 22 Закона о судебной системе). Эти специализированные суды состоят из:

    гарнизонных военных судов;

    окружных (флотских) военных судов;

    Военной коллегии - одного из основных подразделений Вер­ховного Суда РФ.

Конституция РФ и иное действующее законодательство допуска­ют возможность образования в системе судов общей юрисдикции и иных специализированных судов. Но вопрос о создании конкретных судов такого рода (например, административных судов, судов но де­лам несовершеннолетних, судов по трудовым делам) пока что только обсуждается без каких-то реальных последствий.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ , федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апел­ляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, ав­тономной области и автономных округов).

Конституционный Суд РФ занимает обособленное по­ложение среди федеральных судов. По сказанному в ст. 125Консти­туции РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими феде­ральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Законом о судебной системе предусмотрена возможность образо­вания судов субъектов РФ:

    конституцион­ных (уставных) судов субъектов РФ;

    мировых судей.

Вся судебная система Российской Федерации - единое целое. По этому поводу в ст. 3Закона о судебной системе сказано следующее: “Единство судебной системы Российской Федерации обеспечива­ется путем:

    установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конститу­ционным законом;

    соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями ус­тановленных федеральными законами правил судопроизводства;

    применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

    признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    законодательного закрепления единства статуса судей;

    финансирования федеральных судов и мировых судей из федераль­ного бюджета”.

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное зна­чение имеет порядок создания и упразднения конкретных судов . В соответствии со ст. 17Закона о судебной системе этот порядок пред­полагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государствен­ных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов РФ:

    высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основа­нии предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только пу­тем внесения поправок в нее;

    другие федеральные суды создаются и упраздняются только фе­деральными законами;

суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ и должности мировых судей) создаются и упраздняются с со­блюдением требований федеральных законов и законов соответству­ющих субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус судей

Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулиру­ются Конституцией РФ и Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".

Закон определяет, что судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объедине­ний, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требо­ваний и распоряжений судей влекут установленную законом от­ветственность.

Все судьи обладают единым статусом. Определенными осо­бенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявля­ются определенные требования: «Судьями могут быть только лица, имеющие гражданствоРФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче­ской профессии не менее пяти лет» (ст. 119 Конституции РФ).

Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряд дополнительных требований:

      неукоснительное соблюдение Конституции РФ и дру­гих законов;

      судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и бес­пристрастности;

      судье запрещается быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и дви­жениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачивае­мой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалифи­кационный экзамен и получившие рекомендацию квалификаци­онной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда мо­жет быть гражданинРФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

Поскольку осуществление судьями своих функций может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, соответ­ствующим Федеральным законом «О государственной защите су­дей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» введена государствен­ная защита их жизни, здоровья и имущества. Меры защиты мо­гут применяться также в отношении близких родственников. Эти меры направлены против лиц, пытающихся воспрепятство­вать законной деятельности судей либо принудить их к измене­нию ее характера, либо из мести за эту деятельность. Применение и осуществление мер безопасности в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких возлагается на органы внутренних дел.

Общая схема судебной системы Российской Федерации
Конституционный
суд
Суды I
инстанции
Рассматри
вают дела
Верховный суд
Городские и
районные суды
Соответствие
нормативных
правовых актов
действующей
Конституции РФ
Гарнизонные
военные суды
Арбитражные
суды субъектов
РФ
Уголовные,
Уголовные,
Судебные споры
администрати административв сфере
вные,
ные,
экономической
гражданские и
гражданские и
деятельности
иные дела,
иные дела,
подведомстве
имеющие
нные судам
отношение к
общей
военнослужащим
юрисдикции

Конституционный суд РФ
Конституционный суд РФ наделен правом
выступать с законодательной инициативой
по вопросам своего ведения.
Конституционный суд состоит из 19 судей,
назначенных Советом Федерации по
представлению Президента РФ
Судьей К. суда может быть гражданин РФ
достигший не менее 40 лет, с безупречной
репутацией, имеющий высшее
юридическое образование и стаж работы
не менее 15 лет, обладающий признанной
высокой квалификацией в области права.

Полномочия Конституционного Суда РФ

Разрешает споры о компетенции между органами государственной
власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона,
применённого или подлежащего применению в конкретном деле.
По запросу Президента, Государственной думы, Правительства,
Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов
Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской
Федерации.
По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения против
Президента Российской Федерации.
Также КС осуществляет иные полномочия, предоставленные ему
Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе
выступать с законодательной инициативой по вопросам своего
ведения) и федеральными конституционными законами
(например, по запросу Президента Российской Федерации или
Верховного Суда проверяет конституционность референдума
Российской Федерации согласно статьям 15 и 23 закона «О
референдуме Российской Федерации»).

Председатель Конституционного Суда РФ

Зорькин Валерий Дмитриевич
(с 21 марта 2003)

Верховный суд РФ

является высшим судебным органом по гражданским
делам, разрешению экономических
споров, уголовным, административным делам и
иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
осуществляет в
предусмотренных федеральным законом процессуал
ьных формах судебный надзор за деятельностью
судов общей юрисдикции, включая военные суды;
в пределах своей компетенции рассматривает дела в
качестве
суда апелляционной и кассационной инстанций, в
порядке надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных
федеральным законом, - также и в качестве суда
первой инстанции;

является непосредственно
вышестоящей судебной инстанцией по
отношению к верховным судам республик,
краевым и областным судам, судам городов
федерального значения (Московскому, СанктПетербургскому и Севастопольскому городским
судам), судам автономной области и автономных
округов, окружным и флотским военным судам;
изучает и обобщает судебную практику,
анализирует судебную статистику и даёт
разъяснения по вопросам судебной практики;
разрешает в пределах своих полномочий
вопросы, вытекающие из международных
договоров Российской Федерации,
СССР и РСФСР.

Верховный суд Российской Федерации действует в составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;
2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской
Российской Федерации;
4) Судебная коллегия по административным делам Верховного
Суда Российской Федерации;
5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации;
6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда
Российской Федерации;
7) Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда
Российской Федерации;
8) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного
Суда Российской Федерации;
9) Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации - в качестве судебной коллегии Верховного Суда
Российской Федерации.

Порядок рассмотрения дел

Верховный Суд рассматривает дела в следующем составе:
в первой инстанции гражданские дела рассматривает судья единолично,
либо коллегия, состоящая из 3 судей, уголовные дела - коллегия, состоящая
из 3 судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, дела об
административных правонарушениях - судья единолично;
дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры,
определения и постановления судов областного уровня, окружных и
флотских военных судов, судебных коллегий Верховного Суда, принятые ими
в первой инстанции и не вступившие в законную силу, рассматривает
коллегия, состоящая из 3 судей;
дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры,
определения и постановления судов, вступившие в законную силу,
рассматривает в судебных коллегиях - коллегия, состоящая из 3 судей, в
Президиуме - полномочный состав такового.
Верховный Суд издает «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации»,
в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры
судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о
работе судов общей юрисдикции и др. материалы.

Председатель Верховного Суда РФ

Лебедев Вячеслав Михайлович
(с 26 июля 1989)

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Вы́сший Арбитра́жный Су́д Росси́йской Федера́ции
(ВАС РФ) - существовавший в период с 1992
года по 2014 год высший судебный орган по
разрешению экономических споров и иных дел,
рассматриваемых арбитражными судами России,
осуществлял в предусмотренных федеральным
законом процессуальных формах судебный надзор за
их деятельностью и давал разъяснения по вопросам
судебной практики.
Согласно Конституции России функции суда
переданы Верховному Суду, образованному в
соответствии с Законом РФ о поправке к
Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ

Высший Арбитражный Суд в качестве суда первой инстанции рассматривал:

дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых
актов Президента, Правительства, федеральных органов
исполнительной власти, а также Совета
Федерации, Государственной Думы и Правительственной комиссии
по контролю за осуществлением иностранных инвестиций,
которые затрагивают права в сфере предпринимательской
деятельности;
экономические споры между Российской Федерацией и субъектами
Федерации, либо между субъектами Федерации.
Основной задачей Высшего Арбитражного Суда являлось
рассмотрение в порядке надзора дел по проверке вступивших в
законную силу судебных актов нижестоящих арбитражных судов, в
том числе их пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам.
Также он изучал и обобщал практику применения арбитражными
судами законов и иных нормативных правовых актов,
регулирующих отношения в сфере предпринимательской
деятельности, давал разъяснения по вопросам судебной практики
и разрабатывал предложения по совершенствованию
законодательства в указанной сфере деятельности (имел
право законодательной инициативы).

Судья Российской Федерации

Судья Российской Федерации - это лицо, наделенное
в
конституционном
порядке
полномочиями
осуществлять правосудие и исполняющий свои
обязанности на профессиональной основе.

Судьи независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и
закону. В своей деятельности по
осуществлению правосудия они никому не
подотчетны.

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий:

Гражданство РФ (моногражданство);
Высшее юридическое образование;
Возраст не моложе 25 лет:
◦ Судья среднего звена - 30 лет.
◦ Судья Верховного Суда РФ - 35 лет.
◦ Судья Конституционного Суда РФ - 40 лет.
(предельный возраст 70 лет).
Стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет:
◦ Судья среднего звена - 7 лет.
◦ Судья Верховного Суда РФ - 10 лет.
◦ Судья Конституционного Суда РФ - 15 лет.
Не признанный судом недееспособным, не состоящий на
учете в наркологическом или психоневрологическом
диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании,
токсикомании, хронических и затяжных психических
расстройств;

Судья должен:
Быть независим и подчиняться только Конституции РФ и
другим законодательным актам;
Судья должен избегать всего того, что могло бы
умалить авторитет судебной власти;
Быть беспристрастным, не допуская влияния на свою
профессиональную деятельность кого бы то ни было;
Обязан поддерживать свою квалификацию на высоком
уровне;
Судья не должен:
Замещать иные государственные должности;
Принадлежать к политическим партиям и публично выражать свое
отношение к политическим партиям;
Заниматься предпринимательской деятельностью лично или другой
какой-нибудь оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельности,
занятие которой не должно препятствовать исполнению
обязанностей судьи;
Получать в связи с осуществлением полномочий судьи не
предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от
физических и юридических лиц.
Иметь гражданство другого государства

Гарантии независимости судьи


правосудия;

осуществлению правосудия;

право судьи на отставку;
неприкосновенность судей;

Гарантии независимости судьи

предусмотренная законом процедура
правосудия;
запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то
ни было вмешательства в деятельность по
осуществлению правосудия;
установленный порядок приостановления и
прекращения полномочий судьи;
право судьи на отставку;
неприкосновенность судей;
система органов судейского сообщества;
предоставление судье за счет государства
материального и социального обеспечения,
соответствующего его высокому положению.

Основания для приостановления полномочий

признание судьи безвестно отсутствующим решением суда,
вступившим в законную силу;
согласие квалификационной коллегии судей на
привлечение судьи к уголовной ответственности или
заключение его под стражу;
участие судьи в предвыборной кампании в качестве
кандидата в состав органа законодательной
(представительной) власти, а также его избрание в состав
этого органа.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает та
же квалификационная коллегия судей, которая
приостановила его полномочия.
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ
приостанавливаются по решению Конституционного Суда
РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления
оснований к приостановлению. Основанием для этого
являются согласие Конституционного Суда РФ на арест
судьи или привлечение его к уголовной ответственности, а
также невозможность по состоянию здоровья судьи
выполнять им свои обязанности.

Прекращение полномочий судьи

Письменное заявление судьи;
По состоянию здоровья;
Связи с переходом на другую работу или по иным
причинам;
Достижение предельного возраста;
Прекращение гражданства РФ;
Смерть судьи;
Вступившее в законную силу решение суда об уголовном
наказании;
Избрание судьи на выборные должности;
Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с
упразднением или реорганизацией суда;
Дисквалификация судьи по решению квалификационной
коллегии судей (дополнительно является эффективной
мерой влияния на решение судьи, поэтому прежде чем
принять решение по громким делам, многие судьи
выясняют какое решение для них наиболее
безболезненно).

Отставка судьи

Отставка - почетный уход судьи с должности. За лицом, ушедшим
в отставку, сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности
и принадлежность к судейскому сообществу. Судья, находящийся в
отставке может быть привлечен с его согласия к осуществлению
правосудия на срок до одного года в случае значительного
увеличения объема работы, отсутствия судьи или приостановления
его полномочий. Ушедшему в отставку судье выплачивается
выходное пособие, устанавливается ежемесячное пожизненное
содержание или пенсия, за ним сохраняются льготы,
предусмотренные законом для этой категории судей.
Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия
прекращены в связи с его письменным заявлением об отставке,
неспособности в силу болезни выполнять обязанности судьи, отказа
перехода в другой суд в связи с реорганизацией или упразднением
суда, а также при ограничении его дееспособности.
Отставка может быть прекращена решением квалификационной
коллегии судей, если он лишился гражданства Российской
Федерации, стал депутатом, вошел в какую-либо политическую
партию, занялся предпринимательской деятельностью или
совершил поступок, его порочащий и тем самым умаляющий
авторитет судебной власти.

Неприкосновенность судьи

1. Судья не может быть привлечен к
ответственности за выраженное им мнение и
принятое решение, если только вступившим в
законную силу приговором суда не будет
установлена виновность судьи в
злоупотреблении,вынесении заведомо
неправосудных приговора, решения или иного
судебного акта.

2. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в
по другому уголовному делу принимается:
- в отношении судьи Конституционного Суда РФ Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной
действиях судьи признаков преступления и с согласия
Конституционного Суда РФ;
- в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего
Арбитражного Суда РФ, верховного суда субъекта РФ, окружного
(флотского) военного суда, федерального арбитражного суда Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной
коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в
действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей
квалификационной коллегии судей РФ;
- в отношении судьи иного суда - Генеральным прокурором
РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех
судей соответствующего верховного суда субъекта РФ о наличии
в действиях судьи признаков преступления и с согласия
квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта
Российской Федерации.

3. Решение по вопросу о привлечении судьи к
административной ответственности принимается:
-
военного
суда, федерального арбитражного суда - судебной коллегией в
составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению
Генерального прокурора РФ;
- в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в
республики, краевого, областного суда, суда города
федерального значения, суда автономной области, суда
автономного округа по представлению Генерального
прокурора РФ.
4. Судья, задержанный по подозрению в совершении
преступления или по иному основанию либо принудительно
доставленный в любой государственный орган, если личность
этого судьи не могла быть известна в момент задержания,
после установления его личности подлежит немедленному
освобождению.

5. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением
случаев, предусмотренных федеральным законом в целях
обеспечения безопасности других людей.
6. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры
пресечения заключения под стражу принимается:
в отношении судьи Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ,
верховного суда субъекта РФ, окружного (флотского)
военного суда, федерального арбитражного суда - судебной
коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по
ходатайству Генерального прокурора РФ;
в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в
составе трех судей соответствующего верховного суда
субъекта РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ.
Заключение судьи под стражу производится с согласия
соответственно Конституционного Суда РФ либо
соответствующей квалификационной коллегии судей.
Соответствующее представление в Конституционный Суд РФ
или квалификационную коллегию судей вносит Генеральный
прокурор РФ.

7. Осуществление в отношении судьи оперативнорозыскных мероприятий, а также следственных
действий, связанных с ограничением его гражданских
прав либо с нарушением его неприкосновенности,
допускается не иначе как на основании решения,
принимаемого:
в отношении судьи Конституционного Суда РФ,
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ,
верховного суда субъекта РФ, окружного (флотского)
военного суда, федерального арбитражного суда судебной коллегией в составе трех судей Верховного
Суда РФ;
в отношении судьи иного суда - судебной
коллегией в составе трех судей соответствующего
верховного суда субъекта РФ.

8. При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в
отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого
по уголовному делу, о привлечении судьи к административной
ответственности, о производстве в отношении судьи оперативнорозыскных мероприятий или следственных действий суд либо
квалификационная коллегия судей, установив, что производство
указанных мероприятий или действий обусловлено позицией,
занимаемой судьей при осуществлении им судейских
полномочий, отказывают в даче согласия на производство
указанных мероприятий или действий.
9. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству,
заявленному до начала судебного разбирательства,
рассматривается Верховным Судом РФ

Дисциплинарная ответственность судей

1) замечание - малозначительный
поступок;

2) предупреждение – если ранее
подвергался взысканию;

3) досрочное прекращение полномочий
судьи
Если в течение года после наложения
дисциплинарного
взыскания
судья
не
совершил нового дисциплинарного проступка,
то он считается не привлекавшимся к
дисциплинарной ответственности

Материальное обеспечение судей

Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из:
месячного оклада в соответствии с замещаемой им
должностью судьи (далее - должностной оклад),
месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему
квалификационным классом (далее - оклад за
квалификационный класс),
ежемесячного денежного поощрения,
ежемесячной доплаты за выслугу лет,
ежемесячных доплат за ученую степень кандидата
юридических наук, доктора юридических наук, за ученое
звание доцента(5%), профессора, за почетное звание
"Заслуженный юрист Российской Федерации«(10%),
а также в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание
иностранных языков и их использование при исполнении
должностных обязанностей.

Размеры должностных окладов судей ежегодно
увеличиваются (индексируются) в соответствии
с федеральным законом о федеральном
бюджете на соответствующий год и на
плановый период с учетом уровня инфляции
(потребительских цен). Решение об увеличении
(индексации) размеров должностных окладов
судей принимается Президентом Российской
Федерации.
размеры ежемесячной доплаты за выслугу лет
судей в процентном отношении к должностным
окладам судей:
от 2 до 5 лет - 15 процентов;
от 5 до 10 лет - 25 процентов;
от 10 до 15 лет - 30 процентов;
от 15 до 20 лет - 40 процентов;
свыше 20 лет - 50 процентов.

Размеры окладов за квалификационный класс судей в процентном отношении к должностным окладам судей:

девятый квалификационный класс - 30 процентов;
восьмой квалификационный класс - 40 процентов;
седьмой квалификационный класс - 50 процентов;
шестой квалификационный класс - 60 процентов;
пятый квалификационный класс - 75 процентов;
четвертый квалификационный класс - 90
процентов;
третий квалификационный класс - 105 процентов;
второй квалификационный класс - 120 процентов;
первый квалификационный класс - 135 процентов;
высший квалификационный класс - 150
процентов.

Судье выплачивается ежеквартальное денежное
поощрение, которое не входит в состав ежемесячного
денежного вознаграждения судьи.
Судьям производятся другие выплаты, которые не
входят в состав ежемесячного денежного
вознаграждения судьи.
Судьям могут выплачиваться премии и оказываться
материальная помощь.
Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые
отпуска продолжительностью 30 рабочих дней.
Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий,
обеспечиваются отдельными жилыми помещениями с
учетом права судьи на дополнительную жилую
площадь в размере 20 кв. метров или в виде
отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств
федерального бюджета

Судья, ушедший или удаленный в отставку со
стажем работы в должности судьи не менее 20
лет либо ставший инвалидом в период работы и
пожелавший переехать на постоянное место
жительства в другую местность, обеспечивается
благоустроенным жильем в виде отдельной
квартиры либо дома за счет средств
федерального бюджета

Судья и члены его семьи имеют право на получение
медицинской помощи, включая обеспечение
лекарственными препаратами которое
оплачивается за счет средств федерального
бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после
ухода его в отставку или на пенсию.
Судьи в служебных целях обеспечиваются
проездными документами на проезд всеми видами
транспорта общего пользования (кроме такси)
Судьи и имеющие классные чины работники судов
обеспечиваются служебным обмундированием

 

Возможно, будет полезно почитать: