К судам субъектов рф относятся. Суды субъектов рф, порядок их формирования, их компетенция

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

КАКИЕ СУДЫ ЯВЛЯЮТСЯ СУДАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?
В. СТЕПАНОВ
В. Степанов, редактор отдела журнала "Российская юстиция".
Элементарный вопрос, могут сказать многие наши читатели, и сошлются на п. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", в котором четко написано: "К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации".
Может прозвучать и ссылка на п. 3 ст. 4 названного Федерального конституционного закона, в котором перечислены федеральные суды. Среди них - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды.
Действительно, вопрос представляется предельно ясным и не могущим вызвать дискуссий и кривотолков.
Но вот в одном из обзоров судебной практики (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. N 1. С. 18) читаем: "Некоторые областные и другие соответствующие суды субъектов Российской Федерации необоснованно не принимали жалобы на решения окружных избирательных комиссий..."
Как видим, "областные и другие соответствующие суды" почему-то переведены из статуса федеральных в статус судов субъектов федерации.
Удивительно, что подобная "вольность" присутствует и в статистических материалах о работе судов Российской Федерации, которые готовятся отделом статистики и аналитических обобщений Министерства юстиции РФ (за полугодие и за год). Там к судам субъектов Российской Федерации были отнесены верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Как известно, эти материалы регулярно публикуются в нашем журнале. И мы не могли не обратить внимания на ошибку, запросили объяснения. Оказалось, что такое написание продиктовано желанием не повторять перечень названных выше федеральных судов и поэтому они обозначены для краткости как "суды субъектов Российской Федерации".
Нам удалось доказать недопустимость использования в данном случае такой формулировки и была найдена другая, компромиссная - "суды уровня субъектов Российской Федерации".
А как доказать законодателю, что недопустимо включать в текст федерального закона подобную формулировку, противоречащую положениям Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.? В п. 2 ст. 63 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" записано: "Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Федерации, решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий, а также комиссий референдума обжалуются в районные суды".
Из этого контекста видно, что под "судом субъекта Российской Федерации" здесь понимается верховный суд республики, краевой, областной и иной соответствующий суд, а вовсе не конституционный (уставный) суд или мировой судья, которые только и относятся к судам субъектов Федерации.
Возможно, кто-то сочтет ошибку, о которой идет речь, не заслуживающим внимания пустяком.
С этим нельзя согласиться.
Во-первых, есть такое понятие - "юридическая чистота формулировки". Она должна присутствовать в каждом законодательном акте и в любом документе, исходящем от государственного органа (тем более, если документ исходит от Верховного Суда РФ или Министерства юстиции РФ).
Во-вторых, ошибка не столь безобидна. Вспомним, как трудно проходил проект Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", особенно в Совете Федерации. Многие главы республик, краев и областей настаивали на том, чтобы суды общей юрисдикции, действующие в республике, крае или области, формировались органами власти данного субъекта Федерации, судьи назначались не Президентом РФ, а в порядке, установленном законом субъекта Федерации, и т.д. Иначе говоря, проводилась линия на то, чтобы эти суды были не федеральными, а именно судами субъектов Федерации.
Тогда эти усилия не увенчались успехом. В начале этого года были предприняты попытки частичного демонтажа федеральной судебной системы. Об этом сообщалось в редакционной статье нашего журнала "Вокруг статуса федеральных судей начались опасные маневры" (Российская юстиция. 1999. N 5).
Вот почему нельзя, как нам представляется, проходить мимо переименования федеральных судов в суды субъектов Федерации, хотя бы это делалось только на бумаге и только по мотиву удобства в написании.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Исходя из права на универсальную юрисдикцию в отношении нарушений международного права и преступлений против человечности, Соединенные Штаты могут, согласно решению Апелляционного суда стран-участниц этой страны, экстрадировать Израиль или любая другая страна, лицо, подозреваемое в том, что оно осуществляло функцию опеки в нацистском концентрационном лагере. Суд признал, что действия, совершенные нацистами и сотрудниками нацистов, являются преступлениями, общепризнанными и осуждаемыми сообществом наций и что эти преступления являются нарушениями международного права и преступлений против человечности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.09.1997 N 124-ФЗ
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В
РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 05.09.1997)
Российская юстиция, N 10, 1999

РЕФЕРАТ на тему «Суды субъектов РФ, порядок их формирования, их компетенция».

Поэтому страна, осуществляющая уголовное преследование, действует от имени всех стран. Поэтому Суд признал принцип универсальности преступлений против человечности. Работа Комиссии международного права. Поэтому Комиссия значительно сократила объем окончательной версии этого проекта, надеясь получить поддержку со стороны государств. Определение здесь существенно отличается от упомянутых выше определений. Преступления против человечества определяются следующим образом.

Преступление против человечества означает совершение, систематично или в широких масштабах, по подстрекательству или направлению правительства, организации или группы, одно из следующего. Убийство; истребление; пытки; порабощение; преследование по политическим, расовым, религиозным или этническим мотивам; институционализированная дискриминация по расовым, этническим или религиозным мотивам, связанная с нарушением основных прав и свобод человека и являющаяся результатом серьезного недостатка части населения; принудительная депортация или принудительная передача населения, осуществляемая произвольно; произвольное тюремное заключение; насильственное исчезновение людей; изнасилование, принуждение к проституции и другие формы сексуального насилия; другие бесчеловечные акты, которые наносят серьезный ущерб физической или психической неприкосновенности, здоровью или человеческому достоинству, таким как серьезные увечья и злоупотребления.


Введение

2. Мировые судьи субъектов РФ

Список литературы


Введение

К судам субъектов РФ относятся Конституционные (уставные) Суды субъектов РФ и мировые судьи субъектов РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации - это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции.

Список запрещенных действий более исчерпывающий, чем в других определениях, которые мы до сих пор видели. Кроме того, мы впервые выполняем требование о том, чтобы такие действия совершались по инициативе или просьбе правительства, организации или любой другой группы.

Преступления против человечности в Уставе Международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. Существуют также различия в определении преступлений против человечности, которые изложены в Статуте Международного трибунала по бывшей Югославии и в Статуте Трибунала Международный уголовный трибунал по Руанде.

Во многих конституциях республик прямо указывается на осуществление в них судебной власти также в форме конституционного производства. В связи с этим конституционный суд включается в судебную систему республики и является ее составной частью. Основное предназначение конституционных судов республик как органов конституционного правосудия дается в Конституциях через определение понятия этого органа либо обозначения целей его деятельности. В качестве целей деятельности Конституционного Суда, Конституции республик называют защиту конституционного строя республики, основных прав и свободу человека, поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции республик на всей ее территории. Роднят Конституционные Суды с судами общей юрисдикции общие принципы судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, устность, непрерывность, состоятельность и равноправие сторон. Они закреплены во всех законах республик о Конституционном Суде.

Международный трибунал уполномочен привлекать к ответственности лиц, ответственных за следующие преступления, совершенные в ходе вооруженного конфликта международного или внутреннего характера, направленные против любого гражданского населения. Убийство; истребление; порабощение; изгнание; лишение свободы; пытки; изнасилование; преследование по политическим, расовым и религиозным мотивам; других бесчеловечных актов.

Апелляционная палата оставила в силе заключение Судебной камеры в решении об апелляционной инстанции по предварительным ходатайствам о юрисдикции и постановила, что, требуя доказательства существования Устав сократил сферу применения общепринятой концепции преступлений против человечности. Таким образом, Апелляционная камера сделала вывод о том, что со времени Нюрнбергского решения больше не требуется устанавливать связь между, с одной стороны, понятие преступлений против человечности, а с другой - преступления против мира или военные преступления.

Мировые суды впервые были созданы в Англии в XIV веке, затем во Франции в XVIII веке, в России - в 1864 г. Однако уже в 1889 г. мировые суды в России были упразднены, а их восстановление началось в 1912 г. Мировые судьи избирались земским собранием или городской думой. В 1917 г. после революции мировые суды вновь прекратили свое существование.

Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 31.12.96 г. предусмотрено восстановление мировых судов, которые отнесены к низшему звену судов общей юрисдикции субъектов РФ.

Несомненно, существует консенсус в отношении того, что преступления против человечности являются преступлениями по международному праву, что они признаются в соответствии с общими принципами права и что они порождают универсальную юрисдикцию. С другой стороны, точные параметры этих преступлений остаются неопределенными.

В отличие от преступлений против человечности, преступление геноцида было кодифицировано. В общем, его определение не противоречиво. Геноцид означает любое из следующих действий, совершенных с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

17.12.98 г. принят Федеральный закон № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем РФ. Вступившие в законную силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Убийство членов группы Серьезный вред физической или психической неприкосновенности членов группы Преднамеренное подчинение группы условиям, ведущим к ее физическому уничтожению, полностью или частично Меры, препятствующие рождению в группе; Принудительная передача детей из группы в другую. Геноцид Заговор с целью совершения геноцида Прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида Попытка геноцида Соучастие в геноциде. Конвенция о геноциде является одной из первых конвенций ООН по гуманитарным вопросам.

Согласно статье 1 Конвенции Договаривающиеся стороны подтверждают, что геноцид, совершенный в мирное время или во время войны, является преступлением по международному праву, предотвращать и наказывать. В Оговорках, внесенных в Конвенцию о геноциде, Международный Суд отмечает следующее.

Статус мировых судей определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», федеральными законами.


1. Конституционный (уставной) суд субъекта РФ

1.1 Состав и порядок формирования конституционного (уставного) суда субъекта РФ

Субъект Российской Федерации в значительной степени самостоятелен в решении вопросов организации конституционных (уставных) судов. Выбор того или иного варианта находится на его усмотрении, но в границах представлений о демократическом правовом государстве, с учетом отношений (если следовать принципу единства государственной власти), которые сложились на федеральном уровне в связи с Конституционным Судом РФ.

Эта концепция приводит к принципам, лежащим в основе Конвенции, - это принципы, признанные цивилизованными нациями как обязывающие сами государства, помимо любых традиционных связей. Второе последствие - это универсальный характер осуждения геноцида и сотрудничества, необходимого для «освобождения человечества от одиозного зла».

Трудности в преследовании преступлений геноцида. Первый элемент предполагает, что акты геноцида могут быть совершены только в отношении одного из перечисленных типов групп, то есть идентифицируемой национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Например, намерение уничтожить политическую или социальную группу не подпадает под определение геноцида. Политические и культурные группы были исключены из первоначального проекта конвенции, представленного Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, поскольку их включение встретило сильную оппозицию.

Отдельные, незначительные, элементы организации конституционных (уставных) судов отражаются в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это касается главным образом того, как судьи назначаются на свою должность. Иногда фиксируется численный состав суда (в республиканских конституциях). Однако полнее всего данные вопросы раскрываются в законах субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах. Их анализ позволяет увидеть следующее:

Второе требование, безусловно, является вызовом для Прокурора установить наличие определенного «душевного состояния» у обвиняемого, а именно, конкретное преступное намерение уничтожить одну из перечисленных групп. Однако общее намерение совершить одно из перечисленных действий в сочетании с сознанием, распространяющим вероятные последствия этого действия для жертвы или непосредственных жертв, недостаточно для того, чтобы стать преступлением геноцида. Определение этого преступления требует конкретного распоряжения или намерения в отношении общих последствий запрещенного деяния.

1. Численный состав названных судов находится в пределах от трех (Адыгея) до девяти (Ханты-Мансийский автономный округ) судей. Однако чаще образуются конституционные (уставные) суды в составе пяти судей. Правомочность суда определяется наличием квалифицированного большинства судей.

2. Судьи назначаются на должность по-разному. Один из вариантов - высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит кандидатуры (предложения могут поступать от уполномоченных органов и сообществ) на рассмотрение законодательного органа, который путем тайного голосования принимает соответствующее решение.

Следовательно, убийство одного лица, совершенного с таким намерением, представляет собой преступление геноцида, в то время как убийство тысячи лиц, не совершённых с такими намерениями, представляет собой убийство. Другими словами, «геноцид происходит, когда намерение состоит в том, чтобы уничтожить людей не иначе как их принадлежность к определенной группе». Геноцид требует, чтобы действия совершались против группы с явно выраженным преступным намерением, разрушающим группу, полностью или частично.

Эффективность частичного или полного уничтожения группы не является необходимой для завершения геноцида; достаточно, чтобы одно из действий, перечисленных в определении, было совершено с конкретным намерением. Конкретное намерение преступления геноцида не обязательно должно быть четко выражено. Это намерение может быть выведено из ряда элементов, таких как общая доктрина политического проекта, вдохновляющего действиями, которые могут подпадать под определение статьи 4 или повторение дискриминационных актов уничтожения.

Выработаны и иные подходы. В Татарстане кандидатов в судьи Конституционного Суда представляют Государственному совету Президент и Председатель Госсовета Республики в равной численности, по три человека. Подобным образом происходит назначение в Курганской области: правом вносить на рассмотрение областной Думы по две кандидатуры (квота) наделены Губернатор области и комитеты облдумы. В Калининградской области губернатор и одна треть депутатов областной Думы вправе представлять кандидатуры (без гарантированного представительства) для назначения областной Думой. В Адыгее обеспечивается представительство по одной кандидатуре от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В Иркутской области предложения о кандидатах на должность судей Уставного суда (допускается и самодвижение) прорабатываются специально созданной Губернатором конкурсной комиссией. В Санкт-Петербурге, где действует особое положение о назначении на должность судей Уставного суда, Губернатор вправе при начальном формировании предлагать не более шести кандидатов и в последующем - не более одного; группы депутатов Законодательного собрания в составе не менее семи человек вправе выдвигать не более одного кандидата, Совет судей Санкт-Петербурга - не более шести кандидатов при первичном формировании Суда и не более одного - в последующем. Назначенным на должность (всего на семь мест) считается кандидат, получивший при тайном голосовании наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания.

Это намерение также может быть установлено в результате совершения действий, оказывающих отрицательное влияние на основание группы или лиц, совершивших действия как таковые, которые не обязательно подпадают под действие пункта 2 Статья 4, но которые совершаются в рамках той же линии поведения.

Третий элемент определения геноцида требует включения преступления среди перечисленных деяний. Однако точный объем некоторых из них остается неопределенным. В первом случае нет четкого определения того, что понимается под «нарушением психической целостности». Нет четкого указания того, что считается «рассчитанным», чтобы привести к полному или частичному физическому уничтожению группы.

3. Организационные и представительские функции в Конституционных (уставных) Судах выполняют должностные лица - председатель, заместитель председателя и секретарь. Это распространенный состав руководителей данных судов. Указанные должностные лица избираются разными способами: судьями из своего состава применительно ко всем должностным лицам, судьями из своего состава, но в присутствии Губернатора и Председателя Законодательного собрания, которые вправе вносить свои предложения по кандидатурам; парламентом: а) по представлению Президента (Главы) республики; б) по предложению судей Суда.

Похоже, что несогласованность определения является правилом. Как и в случае преступления геноцида, двусмысленность заключается не в точных параметрах определения, а в сложности доказательства элементов преступления, которые требуются в уголовном судопроизводстве.

Другими словами, международное право не полностью подготовлено для четкого и точного ответа на все вопросы, связанные с судебным преследованием и судебным разбирательством в отношении лиц, совершивших такие зверства. Дерево есть, его ветви медленно растут, но не достигли полной зрелости. Тем не менее, преступления против человечности и преступления геноцида являются международными преступлениями, которые приводят к индивидуальной уголовной ответственности и порождают универсальную юрисдикцию.

При определении сроков полномочий руководителей судов сложилось три подхода:

1) устанавливаются специально фиксированные сроки полномочий председателя и других должностных лиц, как правило, три - четыре года.

При этом не исключается повторное их избрание на данные должности;

2) сроки полномочий названных должностных лиц уравниваются со сроками полномочий судей;

Впредь следует приложить усилия для принятия более единообразного и общепринятого определения преступлений против человечности и для толкования всех элементов преступления геноцида. В частности, жизненно важную роль должен играть постоянный международный уголовный суд, поскольку он будет следовать за развитием международного уголовного права. Кроме того, такой суд мог бы внести свой вклад в усилия по прекращению безнаказанности, совершаемой лицами, совершившими такие действия слишком часто.

Эта статья не предназначена для охвата всех аспектов этих преступлений и не охватывает все суждения по этому вопросу. Примеры приводятся только для иллюстрации некоторых трудностей, которые могут возникнуть при преследовании предполагаемых виновников геноцида или преступлений против человечности.

3) сроки полномочий не закрепляются, но по умолчанию они, надо полагать, уравниваются со сроками полномочий судей.

В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решению Конституционного суда, которое направляется президенту и парламенту, а в Адыгее также и судейскому корпусу, и является официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушения порядка избрания судьи или совершения им проступка, порочащего его честь и достоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлению Конституционного суда.

Комиссия была создана для расследования обязанностей Германской империи и ее союзников в соответствии с международным правом в отношении действий, совершенных во время Первой мировой войны. Вскоре после подписания Лондонского соглашения в Берлине было достигнуто соглашение четырех правительств союзников о разъяснении текста статьи 6 и устранении пробелов между подлинными русскими, английскими и французскими текстами. Поправки были внесены в первые два текста, с тем чтобы разъяснить намерение соответствующих правительств рассматривать преступления против человечности в Лондонском соглашении только как преступления, совершенные в отношении одного или нескольких другие преступления, подпадающие под юрисдикцию Трибунала.

В конституциях и главным образом в законах республик устанавливаются определенные требования к кандидатам в судьи конституционных судов, касающиеся их гражданства, возраста, правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральных качеств. Судьей может быть избран или назначен, как правило, гражданин соответствующей республики, достигший 35 лет и не старше 60 лет. Почти во всех республиках от кандидата в судьи требуется высокий уровень профессиональных знаний, а также моральные качества, необходимые для исполнения судейских обязанностей. Непременным условием является наличие высшего юридического образования. 10-летний стаж работы по юридической специальности.

В республиках, учредивших конституционные суды, законодательством устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением какой-либо оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политическим партиям и движениям. Законодательством республик Северного Кавказа уделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, за исключением определенных в законах оснований. Последними, помимо смерти, отставки, достижения предельного возраста, судебного признания недееспособным, временного отсутствия или объявления умершим, являются:

1) нарушение порядка избрания судей Конституционного суда;

2) утрата гражданства республики;

3) вступивший в силу обвинительный приговор суда;

4) совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи;

5) занятие или совершение действий, несовместимых с его должностью;

6) отсутствие судьи на заседаниях суда или уклонение от участия в голосовании свыше двух раз подряд без уважительных причин;

7) неспособность исполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени.

1.2 Компетенция конституционного (уставного) суда субъекта РФ

Конституционные суды рассматривают дела, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы и споры. Анализ законодательства республик Северного Кавказа позволяет утверждать, правда, с некоторыми оговорками, что они не вправе рассматривать политические вопросы, а также все, что связано с компетенцией других органов и судов общей юрисдикции. Они не могут рассматривать и дела, относящиеся к компетенции КС РФ, хотя на это прямо и не указывается в большинстве законов республик о конституционных судах. С учетом уже предложенных в научной и специальной литературе моделей классификации предметной компетенции Конституционного суда можно выделить следующие полномочия:

1) контроль за конституционностью правовых актов республики, ее договора с РФ и другими субъектами Федерации, а также международных договоров;

2) официальное толкование Конституции республики;

3) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти республики; между ними и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления;

4) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционности закона республики, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

5) контроль за решением Парламента о назначении;

6) контроль за конституционностью политических партий и иных общественных объединений; разрешение конституционно-правовых споров между общественными организациями и государственными органами;

7) защита Конституции республики от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях - другими должностными лицами и судьями; участие в процедуре подтверждения стойкой неспособности президента по состоянию здоровья выполнять свои функции;

8) защита Конституции от нарушения ее Парламентом республики путем дачи заключения, служащего основанием для решения вопроса о роспуске Парламента;

9) дача заключений о соответствии Конституции республики действующих на ее территории законов, других нормативных актов и международных договоров республики, о нарушении республиканского суверенитета федеральными органами государственной власти и управления;

10) участие в законодательном процессе республики (осуществление права на законодательную инициативу);

11) иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами субъектов РФ (участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом республики, право направлять послания законодательному органу, принимать регламент).

Естественно, что не все названные полномочия тот или иной Конституционный суд осуществляет в полном объеме. Конкретная компетенция каждого специализированного органа конституционного контроля значительно меньше. Почти всем судебным органам Конституционного свойственны первые четыре группы полномочий в приведенном перечне, а также право законодательной инициативы. Остальные полномочия имеют факультативный характер и присущи лишь Конституционным судам отдельных республик.


2. Мировые судьи субъектов РФ

2.1 Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, порядок назначения

Судопроизводство осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным законодательством РФ, административно-процессуальным законодательством РФ и субъектов РФ, а также другими законами.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Судебные участки создаются из расчета один мировой судья на не менее чем 15 тысяч и не более чем 30 тысяч населения. При этом в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность представительным органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи, а также при назначении (избрании) на указанную должность лица, имеющего стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран). Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены либо прекращены досрочно решением квалификационной коллегии субъекта РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ.

Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей законодательством РФ, осуществляется из федерального бюджета через территориальные органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ организуют материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, повышение их квалификации, а также создают надлежащие условия для работы мировых судей.

В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта РФ.

При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии либо имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом субъекта РФ.

Мировые судьи входят в судейское сообщество и пользуются всеми правами его членов.

2.2 Компетенция (полномочия) мирового судьи

В компетенцию мировых судей входят:

Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 2-х лет лишения свободы;

Дела о выдаче судебного приказа;

Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

Дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции морового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции.


Список литературы

1. Конституция РФ. Федеральное конституционное право России. М., 1996

2. Федеральный закон «О судебной системе РФ» № 1-ФКЗ от 31.12.96 г.

3. Федеральный закон «О мировых судьях в РФ» № 188-ФЗ от 17.12.98 г.

4. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» № 3132-1 от 26.06.1992г.

4. Божьев В. П. Правоохранительные органы Российской Федерации. М. 2004год.

5. Мамаев Р.Б. Конституционная юстиция в субъектах Российской Федерации. Государство и право. 2003. № 4.

6. Митюков М. Организация и компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное право. Восточноевропейское обозрение. 1996. N 3-4.



 

Возможно, будет полезно почитать: