Производство по делам о гражданстве в государственных органах российской федерации.

И состоит из нескольких стадий производства.

Отдельно стоит заметить, что вышеуказанное Положение приобрело силу после подписания Указа Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. От 03.09.2017) . Более того, именно специальным указом Президента выносится окончательное решение о смене, прекращении или приеме гражданства РФ. Любое рассмотрение производства по делам о начинается с подачи заявления.

В зависимости от статуса (иностранный гражданин или гражданин РФ) и целей, заявление, относящиеся к производству по делам подданства, заполняется и подается в по месту жительства гражданина:

  • В том случае, если лицо проживает в РФ на постоянной основе, заявление подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ответственного по вопросам внутренних дел.
  • В случае, если лицо проживает вне Российской Федерации и если оно не имеет места жительства на территории РФ, заявление подается в консульский отдел РФ или дипломатическое представительство, находящиеся за пределами РФ.

Подача заявлений

Заявление должно быть подано заявителем лично - за исключением случаев, когда заявитель не может явиться в связи с исключительными обстоятельствами. В таком случае допускается подать заявление по почте или через доверенное лицо. Чтобы это не помешало дальнейшему ходу дела, необходимо дополнительно, во-первых, документально подтвердить невозможность явиться лично, а во-вторых, заверить нотариально подпись и копии документов заявителя.

В соответствии с Федеральным законом N 151-ФЗ в ред. от 11.11.2003 , заявление о смене гражданства недееспособного лица или ребенка подается:

Если заявление подается иностранным гражданином, разрешения дел о гражданстве Российской Федерации осуществляются в полномочном федеральном органе исполнительной власти или в его территориальном органе.

Оформление документов

Статус носителя русского языка

В соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) , решение о признании лица носителем русского языка принимается по результатам собеседования со специальной комиссией. Понятие «Носитель русского языка», согласно вышеуказанному закону, подразумевает владение русским языком и повседневное его использование в культурной и семейно-бытовой сферах.

Данная процедура важна в ходе решения дел о . Признание иностранного гражданина носителем русского языка происходит по следующему основанию: если иностранный гражданин и/или его родственники по прямой восходящей линии проживают на постоянной основе или проживали ранее на постоянной основе в пределах гос. границы Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР.

Важно: временно пребывающим на территории РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства необходимо подать в комиссию заявление о признании носителем русского языка никак не позднее пятнадцати суток до момента истечения срока пребывания на территории РФ.

В том случае, если лицо уже приобрело статус проживающего в РФ, заявление о признании носителем русского языка подается не позднее, чем за три месяца до истечения срока его проживания на территории РФ.

Решение о признании или непризнании носителем выносится комиссией по результатам обязательного для каждого заявителя собеседования. Решение выдается лицу для последующей подачи заявления о выдаче ВНЖ или приема в гражданство РФ.

Законодательство не ограничивает срок действия решения комиссии. Более того, повторное собеседование недопустимо, если признание носителем русского языка уже было совершено ранее.

В случае, если лицо получило уведомление о непризнании статуса носителя русского языка, оно имеет право подать заявление заново в рамках возобновления производства, но не ранее, чем через год от даты выдачи уведомления комиссией.

Взимание государственной пошлины и консульских сборов

В случае положительного разрешения дела о гражданстве необходимо будет оплатить государственную пошлину. Сборы и пошлины производятся в размере и порядке, установленными статьей 333.28 Налогового Кодекса РФ . Так, например, по состоянию на 2018 год за выдачу российского паспорта за пределами РФ полагается налоговый сбор в размере 2000 рублей, а если за пределами РФ паспорт выдается гражданину РФ, не достигшему 14-летнего возраста, налоговый сбор составляет 1000 рублей.

Внимание: при отклонении заявления по основаниям, перечисленным в ст. 16 и ст. 20 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) , консульские сборы и/или государственные пошлины не могут быть возвращены заявителю.

Сроки решения дел

Согласно ст. 35 Настоящего закона, на рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений о приеме или выходе из гражданства РФ, в случае, если рассмотрение происходит в общем порядке, дается срок до одного года - начиная от даты, когда были поданы заявление и все необходимые документы, оформленные положенным образом.


В случае, если рассмотрение заявлений и принятие решений производится в упрощенном порядке, максимальный срок сокращается до шести месяцев. Однако, срок сокращается еще больше в случаях, перечисленных в п.2 и п.7 статьи 14 настоящего Федерального закона - до трех месяцев рассмотрения.

В случае, если заявителю требуется только уведомление о возможности приема в гражданство РФ и принятия по нему соответствующего решения полномочным федеральным органом, рассмотрение заявления длится не более трех месяцев со дня подачи заявления и представления требуемых документов.

Повторный запрос

Гражданин, получивший отрицательное решение производства о подданстве Российской Федерации, имеет право обратиться с заявлением повторно, но не ранее чем через один год после вынесения комиссией первоначального решения. Однако в случае, если на решение комиссии повлияли обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю, подача повторного заявления возможна без соблюдения вышеуказанного срока.

Более того, в случае, если заявителем или его представителем были замечены превышения должностных полномочий, отсутствие компетенции соответствующих органов/должностных лиц и т.п., решение комиссии может быть обжаловано в суде. Для этого требуется приложить к обжалованию максимально полный пакет документов, подтверждающих нарушение законодательства и вынесение неверного решения по вопросу о гражданстве Российской Федерации.

Дата приобретения или прекращения подданства

  • Настоящего закона регламентирует, что в определенных случаях лицо приобретает гражданство Российской Федерации с момента рождения.
  • Согласно статье 11.1 настоящего закона лицо получает гражданство с момента принятия им Присяги.
  • По статье 26 , частям второй и четвертой, оно также приобретается с момента удочерения или усыновления ребенка.

Внимание: лицо может только в том случае, если полномочные органы вынесли соответствующее решение. Во всех остальных случаях прекращение гражданства нелегитимно. Прекращение действия актуально с первого дня принятия полномочным органом соответствующего решения.

Исполнение решений


Таким образом, законодательство ясно сформулировало, как и какие именно нужно подавать документы, в какие сроки происходит рассмотрение и так далее.

Если подойти к процессу ответственно, подготовиться заранее и действовать по инструкции, проблем с не возникнет. Более того, ежедневно сотни и даже тысячи самых разных лиц получают решения от комиссии по вопросам на вышеуказанную тему. Это было бы невозможно, если бы законодательная база РФ не имела прозрачный и дружественный к мигрантам характер.

Как вид конституционно-правовых производств производство по делам о гражданстве представляет собой урегулированную законодательством деятельность полномочных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению вопросов приобретения и прекращения гражданства. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве РФ» и Положением «О порядке рассмотрения вопросов гражданства», утвержденным Указом Президента РФ, делами о гражданстве ведают: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. К полномочиям Президента РФ относятся: принятие решений по вопросам приема в гражданство РФ в общем порядке; восстановление в гражданстве РФ в общем порядке; разрешение гражданину РФ иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; принятие решения выхода из гражданства РФ в общем порядке. По данным вопросам Президент издает указы. Иные государственные органы осуществляют в основном подготовительную работу. Комиссия при Президенте структурно входит в состав Администрации Президента, рассматривает заявления о приобретении и прекращении гражданства. Компетенция Министерства внутренних дел и Министерства иностранных дел по решению вопросов гражданства идентична, с той лишь разницей, что МВД и его органы рассматривают такие дела в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а МИД - в отношении лиц, проживающих за пределами РФ. В круг их полномочий входит: прием заявлений по вопросам гражданства, проверка фактов и представляемых документов, направление заявления вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте, определение принадлежности лиц к гражданству РФ и др. Законодательство в иных случаях допускает процедуры оформления и решения вопросов гражданства в упрощенном льготном порядке. Для решения вопроса о прекращении и приобретении гражданства в упрощенном порядке подается заявление; решение по этому вопросу принимается соответствующими органами внутренних дел либо дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ; оформляются решения заключением или представлением; срок рассмотрения не более 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под упрощенный порядок, оформляется заявление на имя Президента. Принятое им решение оформляется в виде указа; срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства и принятия решений о приеме в гражданство РФ в общем порядке осуществляется в срок до 1 года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через 1 год. Заявление подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами РФ - в соответствующее дипломатическое представительство или консульское учреждение). Гражданство считается приобретенным или прекращенным со дня издания указа Президента РФ или принятия решения полномочным органом.

Процедура принятия решений по вопросам гражданства имеет исключительно важное значение. Эта деятельность носит строго регламентированный характер и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, Инструкцией по рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений об изменении гражданства, утвержденной приказом МВД России № 82 от 6 февраля 2003 г., а также иными нормативными актами.

Вопросы, связанные с приобретением гражданства Российской Федерации по международным договорам, регулируются законодательством Российской Федерации и существующими международными договорами (например, Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г.).

Заявления по вопросам гражданства РФ, документы, необходимые для приобретения и прекращения гражданства РФ, подаются по месту жительства заявителя в территориальный орган МВД России. Лица, проживающие за рубежом и не имеющие места жительства в России, подают заявления по вопросам гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение России за границей.

При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Не принимается к рассмотрению заявление лица, удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, например, служебным паспортом, дипломатическим паспортом или паспортом моряка.

В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве РФ, представляется копия свидетельства о перемене фамилии, имени и отчества. При изменении гражданства ребенка в возрасте от 14 до 18 лет представляется его письменное согласие. Такое согласие дается в произвольной форме. Подлинность подписи ребенка удостоверяется нотариальной записью.

Обязательным условием оформления дел по вопросам гражданства является личное заявление лица. Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. При приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, предусмотренные Положением о порядке рассмотрения вопросов о гражданстве РФ, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица заверяются подписью сотрудника органа внутренних дел на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа.



В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер, и это подтверждается документально, то заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, возвращаются заявителю. Представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления.

При подаче заявления о приеме в гражданство РФ или выходе из гражданства РФ, а также при определении гражданства РФ по заявлениям заинтересованных лиц на территории РФ взимается государственная пошлина, а за пределами РФ консульский сбор в порядке, установленном законодательством РФ. В том случае, если заявления по вопросам гражданства Российской Федерации отклоняются, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращается.

Особенности производства по делам о гражданстве Российской Федерации зависят от того, осуществляется приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в общем или упрощенном порядке.



Под общим порядком приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации понимается порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом РФ в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве.

Под упрощенным порядком приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации понимается порядок рассмотрения и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве.

Заявление об изменении гражданства в общем порядке, поданное лицом, проживающим на территории Российской Федерации, и представленные заявителем документы после их проверки вместе с заключениями органа внутренних дел и территориального органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации, иными имеющими отношение к делу материалами направляются в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

МВД России дает заключение на заявление и направляет его вместе с необходимыми документами и материалами в Федеральную службу безопасности Российской Федерации. Федеральная служба безопасности Российской Федерации осуществляет проверку представленных документов, материалов, а также содержащиеся в них сведений в отношении лиц, достигших возраста 14 лет, и дает соответствующее заключение.

Заявление вместе с документами и материалами, включая указанные заключения, направляется в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ для предварительного рассмотрения и подготовки предложений Президенту РФ.

В заключении указываются сведения о заявителе и его родственниках, основанные на представленных заявителем документах и результатах соответствующих проверок, дается оценка мотивам, побудившим изменить гражданство, излагается аргументированное мнение по существу заявления, а также указывается статья (часть, пункт) Федерального закона, подлежащая применению по данному заявлению. Заключение утверждается (подписывается) руководителем полномочного органа.

Срок рассмотрения заявлений в МВД России, органах внутренних дел, Федеральной службе безопасности РФ и ее территориальных органах не должен превышать двух месяцев в каждом из указанных органов.

Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство в общем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

Решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке принимаются МВД России и его территориальными органами. Такие решения принимаются органами внутренних дел по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Рассмотрение заявлений об изменении гражданства в упрощенном порядке и принятие по ним решений осуществляется в срок до 6 месяцев со дня подачи заявления и представления всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных законом оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и восстановлении в гражданстве либо для отказа о выходе из гражданства РФ, полномочным органом принимается решение об отклонении заявлений. По общему правилу, в случае отказа в приеме, восстановлении или прекращении гражданства лицо может обратиться в полномочный орган через год. Однако при наличии достаточных обстоятельств, т. е. которые не были или не могли быть известны заявителю и которые нельзя было предвидеть, повторное рассмотрение дела может быть проведено в более ранний срок (например, смерть супруга, от которого зависело решение вопроса об изменении гражданства ребенка).

Исполнение решений по вопросам российского гражданства. Любое принятое решение по вопросам гражданства должно быть исполнено. Исполнение решений по делам о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории России, возложено на органы внутренних дел. Они обязаны довести до сведения заявителей содержание принятых решений и выдать им соответствующие документы.

При изменении места жительства заявителя в период рассмотрения его заявления информация о принятом по его заявлению решении направляется органом внутренних дел, принявшим заявление к рассмотрению, в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения.

О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, органы внутренних дел уведомляют заявителя в месячный срок со дня издания Президентом РФ соответствующего указа.

О решении, которое принято по заявлению об изменении гражданства в упрощенном порядке, заявитель уведомляется органами внутренних дел в месячный срок со дня принятия ими решения.

О решении, принятом по заявлению о приобретении гражданства РФ лица, имеющего иное гражданство и обратившегося в полномочный орган соответствующего иностранного государства с заявлением об отказе от гражданства этого государства, органы внутренних дел уведомляют полномочный орган соответствующего иностранного государства. Такое уведомление осуществляется путем направления в полномочный орган соответствующего иностранного государства копии обращения заявителя об отказе от имеющегося у него гражданства этого иностранного государства, в которую вносится запись о решении, принятом в отношении заявителя.

Лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство Российской Федерации, органами внутренних дел выдается паспорт гражданина Российской Федерации и (или) вкладыш в свидетельство о рождении, подтверждающий наличие у ребенка гражданства Российской Федерации.

Лицам, у которых гражданство Российской Федерации прекращено, паспорт гражданина Российской Федерации и /или вкладыш в свидетельство о рождении изымаются. Сведения о ребенке, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, содержащиеся в паспорте его родителя, сохраняющего гражданство Российской Федерации, аннулируются.

Лицам, проживающим на территории Российской Федерации, у которых прекращено гражданство Российской Федерации, выдается вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства.

Сведения о лицах, в том числе и о детях, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства в упрощенном порядке, вносятся в соответствующие электронные базы данных и ежеквартально направляются органами внутренних дел в МВД России, которые затем представляют эти сведения в Комиссию.

Контроль за исполнением решений о гражданстве в отношении лиц, проживающих на территории России, возложен на МВД России.

Определение наличия гражданства Российской Федерации. Наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено:

а) паспортом гражданина Российской Федерации;

б) дипломатическим паспортом;

в) служебным паспортом;

г) паспортом моряка;

д) паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.;

е) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации.

При отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и т. п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка факта выдачи лицу указанного документа на законных основаниях. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. (день вступления в силу Закона о гражданстве РФ 1991 г.) и позднее; сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность; основания направления запроса и его содержание.

К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ.

Обжалование решений по вопросам гражданства Российской Федерации. В демократическом государстве важнейшей гарантией прав человека и гражданина является право на обжалование решения. Исходя из этого Закон предусматривает возможность судебного и административного обжалования решений по вопросам гражданства и процедуру разрешения коллизий.

Наивысшей степенью защиты права человека на гражданство, его приобретение и прекращение является судебная жалоба. Закон устанавливает, что решение полномочного органа об отклонении заявления по вопросам гражданства, т. е. отказ в удовлетворении ходатайства заявителя, может быть обжаловано в суд. Исковое заявление в суде по вопросам гражданства рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Действия должностных лиц, нарушающие порядок принятия к рассмотрению заявления по вопросам гражданства, а также порядок исполнения принятых полномочными органами решений, могут быть обжалованы также в административном порядке, т. е. в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу либо в суд.


  • 9.Выборы в России: понятие, виды. Избирательное право: понятие, структура, предмет регулирования.
  • 10. Высшее должностное лицо субъекта рф.
  • 11. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • 12.Государственная власть. Принцип разделения властей в рф. Система сдержек и противовесов в механизме разделения властей в рф.
  • 13.Государственная Дума: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • 14. Государственное устройство: понятие, формы. Виды государственно-территориальных единиц.
  • 15. Государственные символы рф: флаг, герб, гимн.
  • 16. Гражданство детей.
  • 17. Децентрализация и деконцентрация в территориальной организации государств.
  • 18. Законодательная инициатива в Федеральном Собрании: понятие, порядок осуществления.
  • 20.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов рф (на примере Законодательного Собрание Свердловской области).
  • 21.Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении зато.
  • 22. Избирательные комиссии: понятие, виды, правила формирования, полномочия.
  • 23. Избирательные округа, участки: понятие, виды, правила образования.
  • 24. Иностранцы, лица без гражданства: правовое положение в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда рф от 17.02.98 в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура.
  • 28. Исполнительные органы государственной власти субъектов рф (на примере Свердловской области).
  • 30.Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности: проблемы выделения и определения.
  • 31.Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.
  • 32. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.
  • 33.Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты.
  • 34. Конституционное право как отрасль права: отличительные особенности
  • 35. Конституционное право: понятие, предмет, метод регулирования.
  • 36. Конституционные нормы: их особенности и виды.
  • 37. Конституционные основы судебной власти в России. Постановление Конституционного Суда рф от 17.06.98 г. По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 102 фз "о федеральном бюджете на 1998 год".
  • 38. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, юридическая природа. Классификации конституционных прав и свобод.
  • 39. Конституционный статус личности: понятие, структура, соотношение с правовым и фактическим положением личности в обществе
  • 40.Конституционный статус субъектов рф. Классификация субъектов рф.
  • 41. Конституционный Суд рф как орган по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • 42. Статус судей Конституционного суда рф.
  • 43. Меньшинства: понятие, виды. Право меньшинств на защиту
  • 44.Место Президента России в системе государственных органов России. Полномочия Президента как главы государства.
  • 45. Направление принятых палатами законов Президенту России. Возвращение и отклонение законов Президентом.
  • 46. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в решении вопросов местного значения.
  • 47. Общественные объединения в России, теоретическое и юридическое определения.
  • 48. Общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах рф.
  • 49. Ограничения прав и свобод личности.
  • 50. Органы мсу: понятие, структура, виды, порядок формирования
  • 51. Основания для приостановления и прекращения судом деятельности сми. Юридические последствия прекращения деятельности сми.
  • 52. Основания прекращения гражданства рф.
  • 53. Основания приобретения гражданства рф.
  • 54. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, структура.
  • 56. Первое чтение по законопроекту в Думе и подготовка законопроекта ко второму чтению.
  • 57. Письменное предупреждение и приостановление деятельности общественных объединений. Ликвидация общественных объединений и их реорганизация.
  • 59. Подписание, обнародование, вступление в силу законов России.
  • 60. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность
  • 61. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • 62. Полномочия Президента России как фактического главы исполнительной власти. Собственные нормотворческие полномочия Президента России. Дискреционные полномочия Президента рф.
  • 63. Понятие гражданства. Гражданство и подданство. Постановление Конституционного Суда рф от 15.01.98 в связи с жалобой гражданина а. Я. Аванова.
  • Определил:
  • 64. Понятие и виды нко и их правовое положение по законодательству рф.
  • 66. Понятие свободы массовой информации и ее правовое содержание. Конституционное закрепление свободы сми.
  • 67. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 68. Порядок изменения глав 1, 2, 9 Конституции России и ст.65 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 28.11.1995г.
  • 69. Порядок изменения глав 3-8 Конституции России. Постановление Конституционного Суда рф от 31.10.1995г.
  • 70. Порядок образования в рф нового субъекта
  • 71. Порядок принятия в рф нового субъекта рф.
  • 72. Постоянное проживание иностранных граждан в рф.
  • 73. Права и обязанности общественных объединений в сферах их деятельности.
  • 74. Правительство России: образование, статус, прекращение полномочий.
  • 75. Право народов на самоопределение: понятие, субъекты, сферы и формы осуществления.
  • 76. Право индивидов на объединение: субъекты, содержание.
  • 77. Правовая и лингвистическая экспертиза законопроектов: понятие, содержание, место в законодательном процессе.
  • 78. Правовое положение кандидатов в депутаты и зарегистрированных кандидатов.
  • 80. Правовой статус Администрация Президента рф.
  • 81. Правовой статус беженцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • 82. Правовой статус вынужденных переселенцев: законодательное определение, приобретение статуса, основы правового положения.
  • 83. Правовой статус депутатов Государственной Думы. Досрочное прекращение депутатских полномочий. Депутатская неприкосновенность.
  • 84. Правовой статус национально-культурной автономии.
  • 3 Группы прав нка:
  • 85. Правовой статус политических партий. Содержание и порядок реализацииконституционного права на объединение в политические партии.
  • 86. Пределы законодательной компетенции. Постановление Конституционного Суда рф от 12.04.95 г. По делу о толковании ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции рф.
  • 89. Принципы российского гражданства.
  • 90. Производство по делам о российском гражданстве по фз "о гражданстве рф" и по Положению «о порядке рассмотрения вопросов гражданства».
  • 91. Равное избирательное право, тайна голосования: понятие, гарантии.
  • 93. Рассмотрение законов в Совете Федерации.
  • 94. Регистрационный порядок создания общественных объединений. Основания и порядок отказа в регистрации общественных объединений.
  • 95. Регистрация законопроектов и принятие решений об их первичном движении. Предварительное рассмотрение законопроектов в комитетах, комиссиях Государственной Думы.
  • 96. Регистрация и лицензирование в сфере массовой информации.
  • 97. Религиозные организации: понятие и виды. Религиозные группы: понятие, легализация, основы правового статуса.
  • 98. Решения и правовые позиции Конституционного Суда рф: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда рф.
  • 100. Российская Федерация как суверенное государство. Народный, национальный и государственный суверенитет.
  • 101. Свобода совести, вероисповедания и конфессионально-публичное право.
  • 102. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • 104. Совет Федерации: порядок формирования, собственные полномочия, акты.
  • 105. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий.
  • 107. Территориальные основы местного самоуправления: понятие и становление. Виды муниципальных образований.
  • 108. Территориальное устройство субъектов рф: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населённых пунктов.
  • Заявление по вопросам гражданства РФ подается по месту жительства

    а) лицом, проживающим на территории РФ, - в территориальный орган ФОИВ, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

    б) лицом, проживающим за пределами РФ и не имеющим места жительства на территории РФ, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за пределами РФ Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

    Заявление составляется письменно по установленной форме в двух экземплярах. Заявление составляется на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

    В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

    Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства РФ дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

    Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

    При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина. В случае отклонения заявления государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.

    Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

    Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

    Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

    Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

    Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

    При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока.

    Гражданство Российской Федерации приобретается:

    Со дня рождения ребенка;

    закона - со дня усыновления (удочерения) ребенка;

    в остальных случаях - со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ, соответствующего решения.

    Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

    Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.

    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

  • 1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

    а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

    б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

    1.1. Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью седьмой статьи 14 настоящего Федерального закона подается лицом, проживающим либо временно пребывающим на территории Российской Федерации, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства или месту пребывания заявителя.

    (часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 544-ФЗ)

    2. Заявление подается заявителем лично.

    3. В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.

    4. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

    5. Заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации подается иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган. Указанное заявление подается в соответствующий орган, решением комиссии которого данный иностранный гражданин признан носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона.

    (часть 5 введена Федеральным законом от 20.04.2014 N 71-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 157-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации.

    2. В случае, если заявитель не может подписать заявление в силу неграмотности или физических недостатков, заявление по его просьбе подписывается другим лицом, подлинность подписи этого лица удостоверяется нотариальной записью. За пределами Российской Федерации такая запись вносится в заявление уполномоченным на то должностным лицом дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

    3. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях дается в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариальными записями. Подлинность подписей лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, удостоверяется уполномоченными на то должностными лицами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

    4. Форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 20.04.2014 N 71-ФЗ)

    (введена Федеральным законом от 20.04.2014 N 71-ФЗ)

    1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

    2. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    3. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

    4. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

    5. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

    6. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.

    7. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

    8. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается.

    9. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

    1. При подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, а также при определении гражданства Российской Федерации по заявлениям заинтересованных лиц на территории Российской Федерации взимается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    (часть первая в ред. Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ)

    2. В случае отклонения заявления по вопросам гражданства Российской Федерации по основаниям, предусмотренным статьями 16 и 20 настоящего Федерального закона, государственная пошлина и консульский сбор заявителю не возвращаются.

    1. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации.

    2. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в общем порядке осуществляются в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

    3. Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами.

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    Решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями первой, шестой и восьмой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 27.12.2018 N 544-ФЗ)

    4. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решений о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляются в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ)

    4.1. Рассмотрение заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и принятие решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями второй.1 и седьмой статьи 14 настоящего Федерального закона осуществляются в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    (часть 4.1 введена Федеральным законом от 20.04.2014 N 71-ФЗ)

    4.2. Рассмотрение заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации и принятие решения по нему осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом в срок до трех месяцев со дня подачи указанного заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом.

    (часть 4.2 введена Федеральным законом от 20.04.2014 N 71-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    5. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия.

    1. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства Российской Федерации, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

    2. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

    1. Гражданство Российской Федерации приобретается:

    в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона - со дня рождения ребенка;

    в соответствии с частями второй и четвертой статьи 26 настоящего Федерального закона - со дня усыновления (удочерения) ребенка;

    в остальных случаях - со дня принесения лицом Присяги в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 243-ФЗ)

    2. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.

    1. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.

    1.1. Копии вступившего в законную силу приговора суда об осуждении лица за совершение хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных статьями 205, 205.1, частью второй статьи 205.2, статьями 205.3 - 205.5, 206, 208, частью четвертой статьи 211, статьями 281, 282.1 - 282.3 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо хотя бы одного из преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление), предусмотренных статьями 277 - 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, если их совершение сопряжено с осуществлением террористической деятельности, в пятидневный срок со дня вступления приговора в законную силу направляются судом первой инстанции в полномочные органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.

    (часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 243-ФЗ)

    2. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляют контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Российской Федерации и информируют об этом Президента Российской Федерации в сроки, установленные положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

    (в ред. Федеральных законов от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

    Федеральный закон «О гражданстве РФ» - N 62-ФЗ - включает принципы гражданства нашей страны и правила, регулирующие отношения, связанные с российским гражданством. Определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Регулирует такие вопросы, как гражданство детей, российское гражданство и брак, предоставление защиты и покровительства гражданам, приобретение или прекращение гражданства нашей страны, порядок подачи заявлений и оформление заявлений, взимание государственной пошлины, консульских сборов и т.п.



     

    Возможно, будет полезно почитать: