Понятие объекты и субъекты авторских прав.

3.5. Смежные права и другие виды интеллектуальной собственности, близкие к авторским правам.

3.1. Понятие, предмет, методы авторского права

Авторское право - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Предмет авторского права - отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

3.2. Законодательство в рф в области авторского права

Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. В соответствие с Конституцией РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК РФ и другим федеральным законам.

Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе.

К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).

3.3. Субъекты и объекты авторского права. Соавторство.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого создано это произведение. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

2) юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях:

    в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;

    в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;

Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то речь идет о соавторстве. Произведение может представлять собой единое целое или состоять из частей. Но от этого не зависит признание авторского права за авторами произведения.

Для возникновения соавторства необходимо чтобы вклад в создание произведения, причем на любой стадии творчества, отвечал требованию творческого характера. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.).

Когда соавторство принадлежит авторам на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга - это раздельное соавторство. Например, музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

Когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом, речь идет о нераздельном соавторстве. В случае создания произведения как одного неразрывного целого, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кодекс относит к объектам авторского права и производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (обработки, экранизации, аранжировки инсценировки или другого подобного произведения). А также составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (составление антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения).

    письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

    устная (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

    звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее);

    изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

    объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

    3) процессы

    4) системы

    5) способы

    6) концепции

    7) принципы

    8) открытия

      официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

      государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

      произведения народного творчества (фольклор)

      сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    Вятский государственный гуманитарный университет

    Юридический факультет

    Кафедра гражданско-правовых дисциплин

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    по гражданскому праву

    Субъекты и объекты авторского права

    Киров

    2012

    Введение

    1.1 Сущность и юридическая природа понятия авторского права

    Заключение

    Библиографический список

    Введение

    Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и исключительным. Со временем цивилизация развивалась и росла - появилось искусство, развилась техника, люди научились красиво рисовать, петь, снимать кинофильмы, писать гениальные компьютерные программы. В последнее время в отечественной и зарубежной прессе все" чаще и чаще стали появляться статьи о нарушении прав интеллектуальной собственности, как правило, речь идёт о "пиратском" аудио и видео рынке. Если верить исследованию, подготовленному находящейся в Лондоне Международной федерацией производителей граммофонной продукции, то Россия сейчас является мировым лидером по незаконным продажам музыкальных записей. По данным исследований этой организации, в 2002 году в России было продано 235 млн. штук таких записей на сумму более 435 млн. долларов. Всего в мире в прошлом году размер несанкционированного сбыта музыкальных записей достиг 2,5 млрд. долларов, причём каждая пятая запись была незаконной. Авторы исследования учитывали продажи аудио кассет, компакт дисков и долгоиграющих пластинок в 68 различных странах мира. Второе место в мире по незаконным поставкам компакт дисков занимает КНР, на которую приходится более 40 процентов сбыта таких записей. Кроме того в России огромные темпы набирает незаконный оборот безлицензионных копий программных продуктов предназначенных для вычислительной техники. Не для кого не секрет что сегодня во многих городах России за совершенно смехотворные деньги (60. до 100 рублей) можно приобрести "пиратские" копии программных продуктов фирм "Microsoft", "Symantec" и многих других известных во всём мире фирм, хотя, например, во Франции один пакет программ "Microsoft Office XP» стоит около 140 долларов США. Если подсчитать, то можно понять, что реальный владелец авторских прав теряет миллиарды долларов из-за деятельности

    Российских, Китайских и Болгарских производителей - "Пиратов". Если бы такая ситуация произошла в какой-нибудь европейской стране, то таких "горе-производителей" давно ждала бы скамья подсудимых и огромнейшие штрафы, зато у нас до недавнего времени не существовало даже статьи в уголовном законе, которая предусматривала бы наказание за подобный вид противоправной деятельности.

    Специфика подобного рода нарушений состоит в том, что они выходят за рамки внутригосударственного гражданского (частного) права и при рассмотрении этих вопросов судам придётся опираться не столько па внутригосударственное гражданское право, сколько на нормы международного права.

    Конституция России ставит авторское право в один ряд с основными правами и свободами граждан, провозглашенными и охраняемыми государством. В ст. 44 Конституции РФ государство гарантирует своим гражданам свободу литературного, художественного, технического и др. видов творчества, преподавания. Также Конституция гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Одновременно Конституциягарантирует

    доступ граждан к культурным ценностям. Конституция РФ.М. «Эксмо». 2011. стр. 9.

    Актуальность темы данной курсовой работы для любого гражданина РФ состоит в том, что он не зависимо от возраста и образования может найти свое призвание в любом виде творчества. Плодами таких видов деятельности являются художественные или научные произведения, исключительные права на которые принадлежат их создателю. Также нередко у двух и более создателей возникают вопросы о принадлежности произведения, и этот вопрос тоже должен разъяснить Закон.

    1.1 Сущность и юридическая п рирода понятия авторского права

    Литературная, научная, художественная деятельность может быть избрана человеком в качестве основной профессии. Но существует самостоятельное творчество, которому люди посвящают время в часы досуга наряду с профессией иного рода, формы творческой деятельности могут быть разнообразны.

    Общественные отношения, складывающиеся в сфере литературы, науки, искусства, как и в других областях человеческой деятельности, подвержены правовому регулированию.

    Отношения, связанные с охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, входят в предмет регулирования российского гражданского права (ст. 2 ГК РФ). Нормы ГК РФ, и прежде всего те из них, которые сосредоточены в части четвертой Кодекса, посвященны охране исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, образуют в своей совокупности особую подотрасль российского гражданского права. Указанная подотрасль вполне может именоваться правом интеллектуальной собственности, что будет означать систему правовых норм о личных и имущественных правах на все те результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты, которые признаются и охраняются законом. С учетом общности ряда объектов интеллектуальной собственности и сложившейся в данной области системы источников права рассматриваемую подотрасль можно подразделить на четыре относительно самостоятельных института. Несмотря на тесную взаимосвязь и наличие целого ряда общих моментов, каждый из этих институтов имеет присущие лишь ему черты, задачи, а иногда и принципы, которые находят отражение в закрепленных ими нормах.

    Данная работа посвящена институту авторского и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Он также позволяет обеспечивать всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов и произведений как результата их творческой деятельности.

    ГК РФ охраняет любое произведение литературы, науки, искусства независимо от его достоинства и назначения (Ст. 1225 ГК РФ). Данная норма имеет большое значение для развития творческой деятельности. Она гарантирует охрану прав начинающего автора и автора, долгие годы занимающегося творчеством

    Ряд правовых норм авторского законодательства устанавливает порядок использования созданных произведений. Отношения автора и организации-пользователя строятся на основе авторского, авторского лицензионного договоров, которые требуют согласия автора. В определенных случаях произведение может быть использовано «свободно», т.е. без истребования согласия автора.

    Издание, публичный показ, публичное исполнение и другие способы использования созданных произведений делает их доступными для широких слоев общества.

    Авторское право как правовой институт является частью гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства. Есть и другое значение понятия «авторское право». Оно может означать права, принадлежащие создателю произведения. Это понятие обозначают как авторское право в субъективном смысле. Конструкция субъективного авторского права не получила в юридической литературе единого толкования. Одни ученые-юристы считают, что создатели произведений литературного, научного и художественного творчества обладают единым авторским правом, сложным по своему составу и состоящим из отдельных авторских правомочий. Никитина М.И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. Казань, 1982,ст.62.

    Признавая, что данный спор носит в значительной степени надуманный характер, А.П. Сергеев обращает внимание на то, что законодатель использует термин «авторское право» в различных статьях закона в различном значении. Сергеев А.П. Авторское право России. С-Петербург, 1994, ст. 125. Содержание данного термина, используемого законодателем, может быть установлено путем толкования закона.

    Правовое регулирование любых общественных отношений основано на определенных принципах. В юридической литературе можно найти различные точки зрения относительно того, что следует понимать под термином «принцип». По сути - это ведущие (основные, основополагающие) начала, руководящие идеи (положения). Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными, в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. Система принципов правового регулирования, складывающихся в творческой деятельности отношений, делится на ряд групп. Она состоит из общеправовых принципов, межотраслевых, отраслевых гражданско-правовых принципов, специфических принципов, присущих авторскому праву, изобретательскому праву, праву на открытие. Чернышева С.А. Авторское право - составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.5.

    Анализ специфических принципов, которые присущи авторскому праву, показывает, что каждый исследователь включает разные элементы, свойственные теории и практике соответствующего периода развития государства. Юридическая литература прошлых лет содержит разное сочетание принципов авторского права. В.А. Попов предлагал включить в перечень принципов:

    б) неповторимость творческого произведения;

    в) неприкосновенность творческого произведения;

    М.Я. Кириллова составила иную систему принципов авторского права:

    б) принцип партийности науки, литературы и искусства;

    в) принцип всемерной охраны прав и интересов автора;

    а) принцип партийности произведений науки, литературы, искусства;

    б) принцип творческой индивидуальности произведения;

    г) принцип охраны неприкосновенности произведения автора.

    Э.П. Гаврилов называл специфическими принципами авторского права:

    б) не отчуждаемость личных неимущественных прав и ограниченную отчуждаемость имущественных правомочий;

    в) правовое регулирование отношений, складывающихся в связи с авторскими договорами;

    Названные выше принципы подверглись изменениям, некоторые из них ушли в прошлое, т.к. иной стала идеология государства и права.

    Современную систему принципов авторского права можно составить из тех, которые прошли испытания временем и не подверглись сиюминутным интересам. Профессор Сергеев А.П. к числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие:

    а) принцип свободы творчества;

    в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов;

    Профессор Чернышева С.А. выделяла следующую систему принципов:

    а) принцип свободы творчества;

    д) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов. Чернышева С.А. Авторское право - составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001.

    Высказывая своё мнение по данному вопросу, мне хотелось бы сказать, что я не могу полностью разделить позицию столь именитых и уважаемых коллег, хотя их позиции схожи по содержанию. Мне кажется, что наиболее полной системой принципов авторского права, была бы система, которая объединяет взгляды Сергеева А.П. и Чернышевой С.А.:

    а) принцип свободы творчества;

    б) принцип договорного использования произведений творчества;

    г) принцип морального и материального поощрения автора в создании и использовании его произведения;

    д) принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов;

    е) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов.

    Суть их такова:

    Принцип свободы творчества позволяет автору самому определять интересующую его тему, форму будущего произведения, порядок его создания, а в дальнейшем возможность использования всеми дозволенными законом способами. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества как составная часть общего принципа социальной свободы личности гарантирована каждому гражданину России Конституцией РФ 1993 года (ст.44).

    Принцип договорного использования произведения творчества обеспечивает соблюдение прав и законных интересов автора. Никто не вправе без разрешения автора использовать созданное им произведение.

    Данный принцип обновлен в связи с тем, что новое гражданское законодательство закрепило «свободу» договора, предоставляющую сторонам возможность согласовывать самостоятельно условия возникающих между ними договорных отношений.

    Принцип договорного использования произведений творчества имеет исключение, которое распространяется на случаи использования произведений литературы, науки, искусства в целях удовлетворения духовных потребностей общества, когда согласие автора на использование его произведения не испрашивается.

    Принцип сочетания личных интересов автора с интересами всего общества. Случаи, когда произведение используется «свободно», перечислены в ст. 1273-1280 ГК РФ. Под «свободным» использованием понимаются такие формы использования произведения, применение которых не требуют согласия автора, а также в большинстве случаев выплаты ему авторского вознаграждения.

    Подобное использование произведений творчества может происходить в личных, научных, исследовательских, информационных, образовательных, судебных целях. Исключение составляют коммерческие цели, связанные с извлечением прибыли от использования произведения. Перечень случаев свободного использования произведений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

    Принцип морального и материального поощрения автора, создавшего произведение и предоставившего его в пользование обществу. Существуют различные формы морального поощрения творческих работников. За заслуги в развитии литературы и искусства присуждаются почетные звания (заслуженный, народный артист, архитектор и т.д.) В последнее время получили широкое распространение вручение премий, учрежденных самими деятелями культуры: «Тэффи» - в области телевидения, «Ника» - кинематографии, «Триумф» - литературы и искусства, «Золотая маска» - театральной деятельности и т.д.

    Формой поощрения признается переиздание произведений, завоевавших популярность в народе.

    Моральное поощрение может сочетаться с материальным вознаграждением. Таковым являются государственные и именные премии авторам произведений науки, литературы, искусства

    Принцип всемерной охраны прав и законных интересов авторов отражен в правовых нормах, закрепляющих права лиц, создающих произведения литературы, науки, искусства, гарантии реализации субъективных авторских прав. Этот принцип проявляется в тех нормах права, которые определяют компетенцию государственных органов, а также порядок защиты нарушенных авторских и смежных прав. Кроме того нормы права предусматривают систему мер защиты и мер ответственности виновных лиц.

    Принцип не отчуждаемости личных неимущественных прав автора.

    В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

    Институт «авторского права» занимает определенное место в системе институтов гражданского права. ГК РФ обеспечивает общее, основополагающее регулирование гражданских, в том числе и авторских правоотношений, а с 01.01.2008 г., когда вступила в действие ч.4 ГК РФ (вместо Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах"), и специальное регулирование авторских правоотношений.

    Ст. 2 ГК РФ очерчивает отношения, регулируемые гражданским законодательством. Применительно к авторским отношениям речь идет об основаниях возникновения и порядке осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорных и иных обязательствах, а также других имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности их участников.

    Регулирование имущественных и личных неимущественных отношений нормами авторского права имеет свои особенности. Во-первых, эти отношения связаны с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества. Во-вторых, само использование произведения допускается на основании договора с автором или его правопреемниками.

    Принципиальное положение о применении норм обязательственного права к авторским правоотношениям содержит п.3. ст.420 ГК РФ, где сказано, что к обязательствам, возникающим из договора, применяются общие положения об обязательствах. При заключении договора стороны должны достичь согласия по всем существенным его пунктам. Согласно ст.420 ГК РФ существенными являются условия, которые названы в законодательстве как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Из ст.1290 ГК РФ вытекает, что существенными условиями авторского договора является способ использования произведения, срок и территория, на которые передаётся право, размер вознаграждения, порядок его определения и выплаты. Иные условия договора будут существенными, если стороны сочтут их таковыми.

    В отношении авторского договора, как впрочем, и других гражданско-правовых договоров, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором. Это правило содержит ст.310 ГК РФ и может быть применено к авторским договорам.

    Нарушение автором договорных обязанностей приводит к расторжению договора по инициативе организации. Ответственность автора определена ст.1290 ГК РФ. Не в меньшей степени эта статья закона относится к организации как стороне авторского договора. Поскольку имущественная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возможна только при наличии вины, нужно руководствоваться ст.401 ГК РФ, предусматривающей вину как условие ответственности.

    Определённая взаимосвязь есть между нормами авторского и, обязательственного права об ответственности за нарушение обязательств. Согласно ст.393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Данная статья возлагает ответственность лишь на одну сторону - должника. Речь идет о возмещении убытков кредитору. Ответственность выражается в возмещении убытков, которые охватывают реальный ущерб, включая упущенную выгоду. Правила определения убытков даны в ст. 15 ГК РФ.

    Порядок прекращения обязательства, закрепленный в гл.26 ГК РФ, в основном применим к авторским договорам с той лишь разницей, что обязательства, носящие личный характер, не передаются по наследству и прекращаются со смертью лица, с которым они связаны.

    Завершая первую главу, можно сделать следующие выводы по вопросам, изученным в ней:

    Авторское право как правовой институт является частью гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право означает права, принадлежащие создателю произведения;

    Принципы авторского права направлены на защиту прав и интересов авторов, на утверждение свободы творчества и неотчуждаемости личных неимущественных прав автора, на сочетание личных интересов автора с интересами всего общества, на установление договорного использования произведений творчества.

    Ст. 1259 ГК РФ указывает, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Данное определение является весьма емким, включающим в себя большое количество признаков объекта авторского права.

    1. Понятие произведение как результат творческой деятельности автора зародилось много столетий назад, но современное законодательство, как правило, не дает четкого определения. Причина этого в том, что произведение является сложным многоплановым объектом и те или иные определения могут выдвигать на первый план лишь некоторые его характеристики. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - ст.31. Так, определение, данное В. Серебровским: "Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения" Там же. , направлено главным образом на юридическое отграничение произведения в качестве объекта правовой защиты.

    2. Произведение, как это следует из ст. 1259 ГК РФ, должно относиться к определенным областям человеческой деятельности: науки, литературы и искусства. Указание этих областей является во многом данью традиции, так как реального наполнения это выражение не несет. Действительно, ясно очертить область науки, литературы и искусства для целей авторского права достаточно сложно. Кроме того, в этом перечислении нарушается одно из основных требований логики: деление должно производиться по одному основанию. На самом же деле здесь налицо совершенно разноплановые понятия. Достаточно обратить внимание на то, что определенный объект может быть охарактеризован одновременно с использованием нескольких из этих терминов. Например, произведение литературы одновременно может являться и научным произведением (как это часто наблюдается в области философии). Другие объекты трудно подвести под одну категорию: оперу или театральную пьесу можно считать искусством, а можно - литературой. Эти термины не помогают отграничить область авторского права от областей других исключительных прав. Так, права на программы для ЭВМ признаются сейчас входящими в область авторского права, однако довольно сложно определить, чем является программа -- произведением науки, литературы или искусства (написание программы может не требовать математических знаний). Некоторые законодательства пошли по пути признания программ для ЭВМ литературными произведениями. Однако и это решение, очевидно, имеет свои минусы. Таким образом, перечисленные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности.

    3. Произведение должно являться результатом творческой деятельности. Понятие творчества хотя и представляется на первый взгляд достаточно очевидным, но трудно поддается определению. Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет творчество как "создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей". Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 731

    В определениях, даваемых в юридической литературе (например, согласно Э. П. Гаврилову, творчество -- это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - ст.32.), на первый план выходит характеристика результата. В то же время надо помнить, что речь идет о характеристике деятельности как процесса, но не всегда возможно представить, чем он завершится и удастся ли автору прийти к определенному результату. Поэтому нельзя требовать завершения работы для того, чтобы сказать, является ли деятельность автора творческой или нет -- процесс творчества может продолжаться годами. В связи с этим и характеристика результата не может повлиять на характеристику деятельности, происходившей в прошлом. Существование такой нелогичности в авторском праве можно объяснить следующим образом. Авторское право не стремится охватить все возможные отношения, связанные с существованием произведений в человеческом обществе. В частности, за рамками правового регулирования остается и сам внутренний процесс создания произведения, т. е. то, что собственно и является творчеством. У правоприменителя не остается реальных возможностей однозначно охарактеризовать деятельность, в результате которой появилось произведение. В этом случае само произведение становится практически единственным универсальным показателем, который может быть принят во внимание в каждом спорном случае. Презюмируется, что "новизна" произведения означает и "творческий" характер деятельности автора, при этом в качестве определенного допущения берется идея, что повторное создание произведения невозможно. Таким образом, учет характера произведения является просто искусственным приемом, используемым для упрощения ситуации. Однако при этом надо помнить, что неопределенность таких критериев переносит решение многих конкретных вопросов на усмотрение судьи. Так или иначе, судья будет учитывать и характер деятельности автора.

    Не случайно в англосаксонской судебной практике можно заметить отход от трактовки характеристики произведения (охраняемое произведение должно быть оригинальным) в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное "умение, рассудительность и труд" или осуществил «отбор, оценку, проверку», если произведение было создано в поте лица". Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи или форма выражения идей были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - ст.33. .

    4. Произведение охраняется независимо от его назначения. Не должно приниматься во внимание, в какой области человеческой деятельности может быть применено произведение, насколько эта область является актуальной и стоит ли вообще (например, по мнению судьи) затрачивать на эту область усилия. Этот принцип, в частности, означает и недопустимость игнорирования прав автора в отношении произведений утилитарного назначения (предметы домашнего обихода, архитектурные сооружения и др.). Несмотря на то, что внесение определенных изменений в подобные объекты в ходе их использования допустимы, существенные изменения возможны только с согласия автора.

    5. Произведение охраняется независимо от его достоинств. Этот признак тесно связан с предыдущим. Произведение может не соответствовать своему назначению либо вообще не иметь никакого реального назначения, но это не может повлиять на предоставление произведению охраны. Соответственно, не должно оцениваться произведение и с точки зрения его "общественной полезности". Даже если произведение явно наносит вред обществу (в определенных исторических обстоятельствах), оно, тем не менее, охраняется авторским правом. Охраняться будет и произведение, являющееся явной творческой неудачей автора.

    6. Исходя из п. 3 ст. 1259 ГК РФ произведение должно существовать в объективной форме. Это означает, что произведение должно не просто сложиться в сознании автора, но и быть выраженным вовне. Пункт 3 ст. 1259 ГК РФ перечисляет следующие виды объективной формы:

    * письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.);

    * устная (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

    * звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. д.);

    * изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т. д.);

    * объемно-пространственная форма (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.).

    Этот список является только примерным и не исключает возможности использования иных форм объективного выражения произведения.

    ГК РФ (ст.1259) содержит перечень произведений, являющихся объектами авторского права. В основу построения перечня произведений положены средства выражения, а также их сочетания, т.е. слово, звук, изображение.

    Произведения представлены в этом перечне укрупненными группами. Например, литературные произведения, музыкальные произведения с текстом или без текста и т.д. Ныне действующее законодательство расширило круг объектов, охраняемых авторским правом. В него вошли произведения садово-паркового искусства, дизайна, картографические произведения, программы для ЭВМ и др. По мнению А.П. Сергеева, значение закрепленного законом перечня объектов авторского права заключается в том, чтобы показать, в каких наиболее распространенных формах могут выражаться творческие произведения, назвать их возможные виды и тем самым исключить споры относительно охраноспособности большинства из них. Чернышева С.А. Авторское право - составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.19.

    а) оригинальные;

    б) производные;

    в) составные.

    Оригинальные произведения, созданные автором, отличаются самостоятельностью. Им чужда подражательность. Оригинальными могут быть все те произведения, которые перечислены в п.1 ст.1259 ГК РФ, а именно: литературные, драматические, музыкально-драматические, сценарные, хореографические, музыкальные и так далее.

    Коротко охарактеризуем некоторые из них.

    Литературные произведения охватывают группу произведений, выраженных в словесной форме, но разных по характеру. Так, в нее входят литературно-художественные произведения, научные, учебные, публицистические и иные произведения.

    Литературно-художественные произведения разнообразны по жанрам. Это романы, повести, рассказы, эпиграммы и т.д. Также разнообразны произведения науки, относящиеся к различным областям знаний. В их числе: доклады и лекции научного содержания, монографии, курсы, учебники, статьи в журналах и в других изданиях и т.д.

    Литературные произведения могут иметь устную, письменную, иную объективную форму, позволяющую воспринимать их третьими лицами и быть закрепленными на бумаге, пленке, грампластинке, ином материальном носителе. Устная форма выражения литературного произведения имеет место при публичном произнесении или исполнении. Как правило, устную форму выражения имеют речи, доклады, лекции, иные устные выступления. Прямого закрепления в законе этих объектов нет, но она подразумевается, поскольку закон содержит указание на устную форму выражения произведения.

    Из числа охраняемых законом литературных произведений следует выделить письма, дневники, личные записи. Они тоже не упоминаются в законе, но как документы, имеющие художественное, историческое значение, должны охраняться правом.

    Право на письма, дневники, заметки, записки и т.д. принадлежат их автору. Только с его согласия они могут быть опубликованы. Следовательно, эти произведения подлежат авторско-правовой охране.

    Использование без разрешения автора или его родственников дневников, писем, заметок дает право этим лицам обратиться в суд с требованиями: о запрещении опубликования, об изъятии из обращения изданных материалов, о возмещении морального вреда.

    Литературная запись как вид творчества возникла в связи с тем, что было необходимо производить записи рассказов «бывалых людей», т.е. людей, не имеющих опыта литературной работы. Сложность взаимоотношений обработчиков и «бывалых людей» породила вопрос: кого считать автором литературной записи - обработчика или «бывалого человека». И раньше, и теперь эти отношения законом не регулируются. В издательской практике положение литературного обработчика и «бывалого человека» выглядит так: рассказчик признается в качестве автора, а обработчик - автора литературной записи, о чем сообщается на титульном листе или в предисловии к книге.

    Драматические, музыкально-драматические произведения, сценарные произведения охватывают произведения, для создания которых используются слово и звук. Хотя драматические, сценарные произведения близки к литературным, они, тем не менее, образуют самостоятельную группу объектов, охраняемых авторским правом. Назначение этих произведений - в их использовании на сцене, т.е. публичном исполнении. В сценическом действии участвуют персонажи, которые произносят диалоги или монологи. Таким образом, можно констатировать, что драматическое произведение состоит из диалогов, монологов, реплик, которые произносятся при публичном исполнении.

    На основе сценарных произведений ставят фильмы, балетные спектакли, телефильмы, телепередачи и т.д. Сценарии отличаются друг от друга, т.к. они связаны с тем или иным видом ставящегося произведения. Например, сценарий для балетного представления должен содержать описание танцевальных номеров, их последовательность. Сценарий театральной постановки содержит описание мизансцен, диалогов, монологов и т.д.

    Хореографические произведения и пантомима являются самостоятельными объектами авторского права. Хореографическим является такое произведение, в котором художественные образы создаются с помощью классических па, движений, их комбинаций. Для хореографического произведения, как и для других правоохраняемых объектов авторского права, важно придание им какой-либо объективной формы. Ее нельзя сводить только к описаниям постановщика-балетмейстера, изложенным письменно или иным способом. Современные технические средства расширяют возможности фиксации хореографических произведений.

    Музыкальные произведения с текстом или без текста составляют самостоятельную группу правоохраняемых произведений.

    Музыкальные произведения характеризуются тем, что художественные образы в них выражаются с помощью звуков. ГК РФ не содержат перечня охраняемых музыкальных произведений, но он довольно широк, о чем свидетельствуют постановления Правительства об авторском вознаграждении прежних лет и ныне действующие. Назовем лишь некоторые из них: оперы, балеты, музыкальные комедии, оперетты, мюзиклы, симфонии, увертюры, фантазии, марши, танцы и т.д. Сюда же следует отнести камерные произведения, исполняемые квинтетами, квартетами, трио или ансамблем; вокальные произведения без инструментального сопровождения или в сопровождении различных инструментов. Тексты для инструментальных произведений охватывают либретто оперы, оперетты, музыкальной комедии, балета, ораторий, кантат и т.д. Музыкальные произведения могут восприниматься на слух при их исполнении. Кроме этого существуют технические средства, которые помогают воспроизводить музыкальные произведения. Это грампластинки, магнитные записи и т.д.

    Аудиовизуальные произведения - это произведения, состоящие из зафиксированных серий, связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств. Под аудиовизуальными произведениями понимаются кино-, теле- и видеофильмы, слайд фильмы, диафильмы и другие кино- и теле произведения. Они различаются по жанрам и назначению. Например, художественные, документальные, учебные, научно-популярные, видовые, мультипликационные фильмы и т.д. В зависимости от объема аудиовизуальные произведения могут быть полнометражными, короткометражными, одно-серийными, многосерийными. Для характеристики аудиовизуального произведения используются и другие параметры, как-то звук, цвет, формат.

    Аудиовизуальное произведение состоит из различных частей. Одни части фильма: сценарий, включая режиссерский, музыка, эскизы, рисунки, макеты декораций, костюмы и т.д. могут использоваться отдельно от фильма. Каждая из них признается самостоятельным правоохраняемым объектом.

    Творческий вклад режиссера, оператора, артиста и некоторых других лиц не может быть отделен от фильма и существовать самостоятельно.

    Согласно ст. 1263 ГК РФ. авторами аудиовизуального произведения являются: режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Имеются в виду автор ранее созданного романа, положенного в основу сценария и другие, а также оператор-постановщик, художник-постановщик, создающие свои части произведения в процессе работы над ним.

    Произведения изобразительного искусства охватывают живопись, скульптуру, графику, дизайн, графические рассказы, комиксы и др. произведения. Их особенность состоит в том, что они тесно связаны с материальными носителями, в которых они воплощены. Каждое произведение изобразительного искусства уникально, неповторимо, единственно в своем роде.

    К признакам произведения изобразительного искусства помимо материальной (вещной) формы и уникальности относятся художественность и изобразительность. Павлова Е.А. Авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф. дисс. канд. юрид. наук., 1984,с.7. Выделяя характерные признаки произведения изобразительного искусства, вместе с тем невозможно дать обобщающего определения, так как велико число форм и технических способов воплощения творческого замысла в этих произведениях.

    При попытке классифицировать произведения изобразительного искусства можно выделить отдельные группы, как-то: - живопись, скульптура, графика, дизайн и т.д. Хотя произведения декоративно-прикладного искусства в ст. 1259 ГК РФ выделены в самостоятельную группу, но они представляют собой разновидность произведений изобразительного искусства. Законодатель счел необходимым дать определение произведения декоративно-прикладного искусства.

    Другим видом охраняемых произведений являются производные произведения. Их особенность состоит в том, что они создаются на основе оригинальных произведений и зависимы от них. Закон к такого рода произведениям относит: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства (ст. 1260 ГК РФ).

    Труд составителя выражается в том, что он организовывает, отрабатывает, систематизирует либо восстанавливает те или иные произведения. При составлении сборника литературных произведений с текстологической подготовкой составитель не просто отбирает материал для включения в сборник, а проводит определенную исследовательскую работу в целях установления подлинного текста произведения, опубликованного в различных вариантах, устранения ошибок и искажений. Чернышева С.А. Авторское право - составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.24.

    Составители в своей работе обращаются к произведениям, являющимся предметом чьего-либо авторского права либо перешедшим в общественное достояние согласно ст. 1282 ГК РФ. Если составитель включает в сборник произведения, имеющие своих авторов, то он должен располагать их согласием, которое выражается в письменной форме

    Законодательство также определяет некоторые случаи, когда произведение не должно признаваться объектом авторского права: согласно п. 6 ст. 1259 ГК РФ не являются объектами авторского права:

    1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

    2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

    3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

    4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

    Лицо или лица могут быть признаны субъектами авторских прав, если ими созданы произведения литературы, науки, искусства. Основанием возникновения у них авторских прав являются названные произведения.

    В своё время М.В. Гордон предложил фактический состав, включающий три элемента, без которых невозможно признание лица субъектом авторского права Чернышева С.А. Авторское право - составная часть права интеллектуальной собственности России. Голицыно. 2001, с.30 .

    Эти положения сохраняют своё значение по сей день при решении вопроса о признании лица субъектом авторского права. Вместе с ним существенным является мнение М.В. Гордона, что только совпадение всех трёх обстоятельств приводит к появлению субъекта авторского права Там же. .

    Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объёме по достижении 18-летнего возраста (ст.21 ГК РФ). Однако это не означает, что субъектом авторского права выступает только дееспособное лицо.

    Произведение творчества может быть создано несовершеннолетним лицом, которое приобретает на него авторские права, но закон устанавливает порядок распоряжения этим произведением. Согласно ч.2 ст.26 ГК РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет вправе осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей.

    За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних) сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны (ст.28 ГК РФ).

    С их помощью достигается:

    б) использование созданного произведения;

    в) устранение неправомерных притязаний к автору со стороны других лиц.

    Иногда в работе над произведением объединяются усилия нескольких лиц. Возникают отношения соавторства, которые регулируются ст. 1258 ГК РФ. Данная норма закрепляет авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

    Из приведённого положения вытекает, что соавторство характеризуется:

    1) Совместным трудом нескольких лиц.

    Он должен иметь творческий характер. Созданные соавторами произведения литературы и искусства должны быть результатом творческой интеллектуальной деятельности. Только в этом случае они являются правоохраняемыми объектами. Кроме того, творческий характер работы соавторов является тем критерием, с помощью которого соавторство отграничивается от других видов творческой деятельности, направленных также на создание единого произведения. Речь идёт о сотрудничестве, представляющем собой самостоятельный вид творческой деятельности, в результате которого создается единое произведение, но состоящее из произведений отдельных авторов. Их произведения включаются в научные сборники, журналы, энциклопедические словари, периодические издания, единство и целостность которых достигается посредством тематической подборки, расположения материала и т.д.

    2) Созданием коллективного произведения.

    Единство и целостность произведения, над которым авторы работают по единому плану, теме, сюжету, устанавливается с учётом его содержания и внутренней формы. Авторы могут воплощать свои замыслы в произведении посредством слова, звука, музыки. Когда используется одна форма выражения (например, слово), труд соавторов по созданию произведения носит однородный характер, т.е. они выполняют одинаковую работу: пишут роман, сценарий и т.д.

    При определении целостности произведения, имеющего одну форму выражения, существенным является единство его содержания.

    Но лица, участвующие в создании коллективного произведения, могут выполнять различную по своему характеру работу. Так, опера создаётся усилиями композитора и либреттиста. Единство их произведения обеспечивается сочетанием содержания и формы выражения.

    Часть произведения, имеющая самостоятельное значение, признается таковой, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения.

    Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

    Согласно ст.1260 ГК РФ переводы отнесены к объектам авторского права, а так же данная статья закрепляет за переводчиками авторские права на осуществленный ими перевод. Эти нормы закона позволяют включать переводчиков в число субъектов авторского права.

    Подобные документы

      Суть авторско-правовой охраны: поиск баланса между интересами творческой личности и общества. Понятие авторского права и сфера его регулирования. Источники и виды авторского права. Субъекты и объекты авторского права. Типовые авторские договора.

      курсовая работа , добавлен 25.02.2010

      Первичные субъекты авторского права. Первичные субъекты авторского права обладают личными неимущественными правами и имущественными правами. Отчуждение имущественных прав. Передача права на использование произведения. Понятие авторского вознаграждения.

      реферат , добавлен 24.01.2009

      Понятие и основные функции авторского права. Понятие и критерии охраноспособности объекта авторского права. Основные виды субъектов авторского права и его возникновение. Соавторы и составители как субъекты авторского права. Правопреемники и иные лица.

      курсовая работа , добавлен 18.06.2014

      Понятие и функции авторского права, его главные источники и значение. Виды объектов авторского права и критерии их охраноспособности. Произведения, не являющиеся объектами права в данной сфере. Виды субъектов авторского права и его возникновение.

      курсовая работа , добавлен 05.02.2014

      История авторского права и его место в российской правовой системе. Источники, принципы и функции авторского права в России. Права наследников автора произведений. Лица, к которым перешли имущественные права на объекты авторского права вследствие закона.

      курсовая работа , добавлен 28.01.2016

      Понятие авторского произведения, анализ его специфики и системы исключительных прав. Основные источники правового регулирования. Особенности авторского права России. Содержание авторского произведения и его виды. Исключительные права как имущественные.

      курсовая работа , добавлен 16.01.2013

      Объекты авторского права в области архитектурной деятельности, специфика ее правового регулирования. Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения. Архитектурные объекты авторского права. Судебное разбирательство по защите авторских прав.

      реферат , добавлен 29.02.2016

      История становления и развития правового института авторского и смежных прав. Первый авторский закон в Англии (1710 год). Понятие и функции авторского права, его источники. Субъекты и объекты авторского права. Сфера действия авторских и смежных прав.

      курсовая работа , добавлен 24.04.2010

      Понятие, виды и критерии охраноспособности объекта авторского права. Произведения, не являющиеся объектами авторского права. Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения. Публикация произведения, сфера действия авторского права.

      контрольная работа , добавлен 07.12.2013

      Понятие, история возникновения и становления авторского права в России. Исключительные и личные неимущественные права автора, принципы их регулирования и отражение в законодательстве. Субъекты и объекты авторского права, ответственность за их нарушение.

    3.5. Смежные права и другие виды интеллектуальной собственности, близкие к авторским правам.

    Авторское право - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

    Предмет авторского права - отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

    3.2. Законодательство в рф в области авторского права

    Источниками авторского права, как и гражданского права в целом, служат международные договоры РФ, законы и иные правовые акты РФ, а также обычаи делового оборота. В соответствие с Конституцией РФ и ГК РФ источниками авторского права являются отдельные статьи ГК, статьи принятых в соответствии с ГК иных федеральных законов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по гражданско-правовым вопросам науки, литературы и искусства, не противоречащие ГК РФ и другим федеральным законам.

    Из числа международных договоров РФ наибольшее значение в качестве источников авторского права имеют Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в парижской редакции от 24 июля 1971 г.), вступившая в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г., и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., действующая для России в первоначальной редакции с 27 мая 1973 г., а в редакции 1971 г. - с 9 марта 1995 г. Кроме того, источниками авторского права служат Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г., и Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в Брюсселе.

    К авторско-правовым отношениям применяется общий принцип, согласно которому, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются нормы международного договора (п. 2 ст. 7 ГК).

    Предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства могут регулировать также обычаи делового оборота, т. е. сложившиеся и широко применяемые предпринимателями правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК).

    3.3. Субъекты и объекты авторского права. Соавторство.

    Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого создано это произведение. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

    2) юридические лица могут приобретать отдельные права автора в следующих ситуациях:

      в случае создания произведения в порядке выполнения служебных обязанностей права на использование произведения принадлежат лицу, нанявшему автора;

      в случае, если издательства выпускают энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, они приобретают право использования произведения в целом, а также в других случаях;

    Если произведение создано творческим трудом нескольких лиц, то речь идет о соавторстве. Произведение может представлять собой единое целое или состоять из частей. Но от этого не зависит признание авторского права за авторами произведения.

    Для возникновения соавторства необходимо чтобы вклад в создание произведения, причем на любой стадии творчества, отвечал требованию творческого характера. Не обладает творческим характером, а потому не порождает соавторство техническая помощь автору (перепечатка рукописи, подстрочный перевод и т. п.).

    Когда соавторство принадлежит авторам на произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга - это раздельное соавторство. Например, музыка и поэтический текст песни, текст и иллюстрации книги. Автор части коллективного произведения имеет на нее авторское право и может использовать ее отдельно от других частей, если иное не предусмотрено соглашением.

    Когда соавторам принадлежит авторское право на все произведение в целом, речь идет о нераздельном соавторстве. В случае создания произведения как одного неразрывного целого, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

    Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

    Кодекс относит к объектам авторского права и производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (обработки, экранизации, аранжировки инсценировки или другого подобного произведения). А также составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (составление антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения).

      письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

      устная (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

      звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и так далее);

      изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

      объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

      3) процессы

      4) системы

      5) способы

      6) концепции

      7) принципы

      8) открытия

        официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

        государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

        произведения народного творчества (фольклор)

        сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

      26. Объект и субъекты авторского права.
      Объекты авторского права (авторских прав).
      Авторское право распространяется на все виды произведений науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. При этом не имеют значения назначение и достоинства произведения, а также способ его выражения. В частности, по мнению законодателя, объектами авторского права являются:
      - литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
      - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
      - хореографические произведения и пантомимы;
      - музыкальные произведения с текстом или без текста;
      - аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видео фильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения) ;
      - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
      - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
      - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
      - фотографические произведения и произведения, по лученные способами, аналогичными фотографии;
      - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам (ст. 6 Закона «Об авторском праве»).

      Указанный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. К объектам авторского права могут быть отнесены и иные виды произведений науки, литературы и искусства при условии соответствия требованию закона: быть результатом творческой деятельности, выраженным в какой-либо объективной форме.
      Виды объектов авторского права
      письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
      устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
      изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
      звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
      объёмно-пространственной (скульптура,
      Субъекты авторских прав.
      В Российской Федерации автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, до тех пор пока не будет доказано иное. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Может ли быть признано автором несовершеннолетнее или недееспособное лицо? Содержание гражданской правоспособности не связано ни с возрастом, ни состоянием здоровья конкретного лица. Статья 17 ГК РФ определяет, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская дееспособность) признается в равной степени за всеми гражданами и возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью. В связи с этим носителем авторских прав в отношении созданных ими произведений могут быть и лица, не достигшие совершеннолетия либо признанные в установлен ном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Но при реализации авторских прав малолетних авторов (не достигших 14 лет) и недееспособных лиц в качестве их законных представителей выступают родители или опекуны, которые и совершают сделки от их имени. Несовершеннолетний (с 14 до 18 лет) автор произведения науки, литературы и искусства или иного охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности осуществляет свои права самостоятельно. Вместе с тем он так же самостоятельно несет и имущественную ответственность по совершенным им сделкам в сфере авторских правоотношений. Автор, дееспособность которого ограничена судом на основании того, что вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ста вит семью в тяжелое материальное положение, реализует свои авторские права лишь с согласия назначенного ему попечителя, задачей которого в соответствии со ст. 33 ГК РФ является оказание подопечному содействия в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей, а также охрана его от злоупотреблений третьих лиц.
      Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть:
      различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения[источник не указан 639 дней];
      работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя[источник не указан 639 дней];
      заказчики, в случае создания произведения по договору заказа[источник не указан 639 дней];
      наследники автора или иного обладателя авторского права
      Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется плагиатом

      Законодательство РФ об авторских правах наделяет создателей творческих продуктов значительным объемом правомочий. Посредством каких механизмов? Каким образом авторы литературных произведений, программисты, дизайнеры могут защищать свои законные права?

      Определение авторского права

      Авторское право может пониматься в двух аспектах - объективном и субъективном. Касательно первого данный термин можно интерпретировать как совокупность норм законодательства, обеспечивающего защиту авторства в отношении произведений литературы, искусства, научных достижений, а также устанавливающего режимы правомерного использования соответствующих ресурсов. В данном контексте авторское право, таким образом, выполняет следующую совокупность функций:

      Соотнесение объекта правовой защиты с личностью их автора;

      Определение способов, посредством которых правообладатель сможет пользоваться результатами своего труда;

      Нормирование процедур доступа к предмету защиты других лиц;

      Таким образом, посредством установленных законом механизмов защищаются объекты авторского права, природа которых может быть самой разнообразной. В рамках данной трактовки авторское право понимается как некий институт, обеспечивающий определенной категории граждан гарантированную государством защиту - в аспекте созданных ими творческих продуктов.

      Есть и другая интерпретация рассматриваемого термина. Авторское право может пониматься также и в субъективном аспекте как совокупность неких полномочий, которые предоставляются человеку для охраны его интересов, связанных с защитой созданных им творческих продуктов. В данном контексте рассматриваемый термин часто употребляется во множественном числе. То есть применительно, например, к литературному произведению или музыкальному файлу, оно будет звучать как "авторские права".

      Изучим то, как понимается рассматриваемый термин в российских законах. Например, в 1255-й статье ГК РФ сказано, что авторскими признаются интеллектуальные права на то или иное произведение. При этом, как отмечают юристы, некоторые положения Кодекса можно интерпретировать как относящие авторские права к имущественным. То есть, человек, написавший книгу или песню, может впоследствии распоряжаться ими так, как любой другой собственностью - извлекать выгоду, продавать, дарить, видоизменять.

      Можно отметить, что имущественный аспект владения творческим продуктом в российской правовой практике часто именуется "исключительным правом". Хотя не все юристы с этим согласны. По мнению некоторых, "исключительные" права всегда присутствуют в спектре авторских, в то время как имущественные могут и не реализовываться владельцем творческого продукта на практике.

      Более того, как отмечают юристы, именно неимущественные права в контексте рассматриваемого термина первичны. Только при условии их корректной реализации можно говорить о другой категории прав. Рассмотрим простой пример. Человек написал песню, которая по всем признакам тянет на плагиат, однако выдал ее за свою и намеревается впоследствии выложить ее в коммерческий музыкальный каталог с тем, чтобы продавать ее копии. Однако, прежде чем фирма-владелец каталога примет песню в продажу и тем самым разрешит автору реализовывать имущественные права, она должна удостовериться в оригинальности трека. С этой целью файл песни направляется экспертам, и они без труда распознают в ней плагиат. И этот факт аннулирует личные права человека, предоставившего файл - не он автор, и потому извлекать выгоду в аспекте имущественного владения продуктом у него нет законных прав.

      Отметим, что, несмотря на двойственность понимания природы рассматриваемого термина, субъекты и объекты авторских прав всегда рассматриваются в едином контексте.

      Классификация неимущественных прав

      Интересно изучить то, каким образом, в соответствии с законодательством, классифицируются неимущественные, то есть личные права. Перечень их, зафиксированный в российских правовых актах, такой:

      Использовать творческий продукт под реальным именем его создателя, под псевдонимом, анонимно;

      Передавать право использовать произведения, являющиеся объектами авторского права, третьим лицам;

      Обнародовать произведение или передать кому-то соответствующее право;

      Защищать творческий продукт от изменений третьими лицами.

      Важный аспект законодательства - неимущественные права принадлежат создателям произведений вне зависимости от того, кто является обладателем продукта в аспекте реализации исключительных прав.

      Авторские и смежные права

      Исполнения артистов и дирижеров, режиссерские постановки - при условии, что формат преподнесения их публике допускает использование технических средств;

      Фонограммы;

      Сообщения на ТВ и радио;

      Защищенная часть баз данных;

      Отметим, что ГК РФ относит к смежным исключительное право.

      Ключевые категории прав

      Таким образом, российское законодательство, регулирующие правоотношения в аспекте авторства, выделяет сразу несколько категорий прав. Их особенность такова, что они связаны между собой, однако механизмы их реализации могут отличаться. Итак, спектр категорий прав, так или иначе релевантных авторским:

      Имущественные ("исключительное");

      Смежные.

      В свою очередь, в рамках каждой из этих категорий предусмотрены правовые механизмы, адаптированные к специфике конкретных творческих продуктов.

      Объекты авторского и смежного права, таким образом, могут быть одними и теми же. Однако режим реализации правомочий со стороны создателя творческого продукта будет зависеть от того, идет ли речь об имущественной составляющей, или же рассматривается личный аспект. Объекты авторского и смежного права могут быть использованы как инструмент извлечения доходов, только если автор обладает исключительной составляющей соответствующих правомочий.

      Объекты, защищаемые авторским правом

      Собственно, какого рода творческие продукты можно отнести к объектам авторских прав? Перечень их также определен ГК РФ. Объектами авторских прав являются, в соответствии с данным нормативным актом, любые виды произведений науки и искусства, а также литература. Все то, что стало результатом творчества человека. Тематика и содержание произведения не имеют значения. Каковы ключевые признаки объектов авторских прав? Строгих критериев здесь нет. Как правило, в числе таковых - творческое происхождение произведения, решения или продукта, то есть обусловленное талантом автора, его умениями и навыками. Некоторые эксперты также считают, что допустимо считать актуальными такие признаки объектов авторских прав, как уникальность и общественная значимость.

      Интересен тот факт, что компьютерные программы ГК РФ в аспекте защиты классифицирует как литературные произведения. Что, в принципе, логично: программный код - это текст, и он, подобно содержанию книги, имеет признаки авторства, характеризуется уникальностью, концептуальностью. Объектами авторских прав являются также сценарии, драматические произведения, песни - с текстом или без него, кинофильмы, картины, журналы, комиксы, продукты народных ремесел, фотографии, архитектурные произведения, географические карты.

      Безусловно, этот список нельзя считать исчерпывающим. По мере развития технологий, а также идейных концепций, могут появляться и иные продукты, что к объектам авторского права относятся в силу их творческого происхождения. Как мы видим на примере формулировок ГК РФ, даже компьютерные программы в некотором смысле не определены как в полной мере самостоятельная категория творческого продукта.

      Специфика субъектов авторского права

      Рассмотрим подробнее, в рамках каких критериев российскими юристами рассматриваются субъекты и объекты авторских прав. К первым относятся собственно создатели творческих продуктов. К таковым при этом причисляются также и соавторы - те, кто участвовал в написании произведения или сочинении музыкальной композиции наряду с другими людьми. В некоторых случаях к субъектам авторского права могут относиться работодатели, с которыми у создателей творческих продуктов заключены соответствующие контракты.

      Многие юристы акцентируют внимание на том факте, что статус "автора" согласно российскому законодательству могут получить только физлица. Если речь идет о реализации соответствующих прав организациями, их статус будет иным. Есть эксперты, которые также говорят о том, что к юрлицам нельзя применить положения закона, касающиеся неимущественных, личных прав.

      Интересно изучить возрастной аспект, относящийся к рассматриваемой области. Как известно, ГК РФ наделяет способностью реализовывать гражданские права россиян с момента рождения. Однако самостоятельное использование объектов авторского права в имущественном аспекте возможна создателями творческих продуктов только с момента наступления 14 лет. До этого соответствующими действиями могут заниматься только их родители.

      Возникновение авторских прав

      Рассмотрим то, каковы механизмы возникновения рассматриваемого права, предусмотренные российским законодательством. Прежде всего можно отметить, что соответствующего типа нормативные акты классифицируют изучаемое явление по двум типам. К первому относятся те, что защищают объекты авторского права вне зависимости от их фактической природы. Ко второму - те, что релевантны в отношении конкретных типов творческих продуктов. Вместе с тем, как отмечают юристы, объекты авторского права соотносительно с нормами российского законодательства, как правило, защищены посредством обоих механизмов.

      Главное условие, при котором возникают авторские права - создание соответствующего творческого продукта, появление объекта законодательной защиты. То есть появляется некий юридический факт, становящийся отправной точкой в инициировании предусмотренного законом механизма реализации норм права. К объектам авторского права относятся, как мы уже определили выше, самые разные творческие продукты. Даже если человек создаст что-то, не учтенное в перечне ГК РФ, правовая защита соответствующего произведения может быть осуществлена по аналогии с каким-либо уже имеющимся в Кодексе типом творческого продукта.

      Объекты авторских прав в общем случае не нужно каким-либо образом регистрировать, как это происходит, например, при оформлении патентов. Соответствующие правомочия возникают у создателя продукта автоматически, в силу норм действующего законодательства. Вместе с тем практическая реализация имущественной составляющей авторских прав, как отмечают юристы, во многих случаях становится возможной все-таки только по факту осуществления неких процедур регистрационного, а если требуется - идентификационного характера. Пример одной из таковых мы рассмотрели выше - когда фирма-владелец музыкального каталога сначала проверяет поступившую песню на оригинальность, а затем заносит ее на онлайн-витрину, после чего автор может получать доход от ее скачиваний и прослушиваний.

      Есть и официальные регистрационные структуры, такие как, например, Российское авторское общество. Создатель творческого продукта, обратившись в эту организацию, может получить свидетельство, подтверждающее идентификацию личности автора произведения. Если человек написал книгу, то этот документ может пригодиться, как вариант, при взаимодействии с издательством, при содействии которого планируется издавать и тиражировать произведение. Свидетельство, таким образом, будет гарантией того, что произведение, как объект авторского права, принадлежит конкретному гражданину.

      Сроки авторских прав

      Как долго действует защита творческих продуктов? Законом определено, что объекты авторских прав защищаются на протяжении всей жизни автора. Разумеется, создатель творческого продукта может по своему желанию передать права на них - это осуществляется в рамках соответствующих правовых процедур. Но с момента, когда объекты авторского права в имущественном аспекте переходят к новому владельцу, их защита также осуществляется без ограничений по сроку. Передача исключительных прав осуществляется в рамках гражданского законодательства.

      В свою очередь, в личном аспекте объекты защиты авторского права, как мы уже отметили выше, переданы быть не могут. Автор, написавший рассказ или сочинивший песню, не может передать кому-то неимущественную составляющую владения творческим продуктом. Хотя на этот счет есть разные точки зрения. Есть юристы, которые считают, что некоторые виды объектов авторского права все-таки подлежат полноценной передаче от одного владельца к другому не только в имущественном аспекте, но также и в личном.

      Рассмотрим нюансы соответствующей процедуры более подробно. Мы изучили, что такое авторское право, понятие "объекты", "субъекты". Полезно будет также исследовать один из самых распространенных в среде российских экспертов дискуссионных аспектов изучаемой нами сферы юриспруденции.

      Возможна ли передача личных авторских прав?

      Как мы определили выше, понятие объектов авторского права подразумевает автоматическую их защиту законом в силу юридического факта: создания в ходе творческого процесса. Соответствующий механизм одновременно действует в отношении личных, а также имущественных, или исключительных прав. Касательно первых - они, в соответствии с положениями ГК РФ, должны быть неотделимы от личности автора. Однако некоторые юристы считают, что на практике это правило не всегда соблюдается. Каковы механизмы, с помощью которых его можно обойти, и законно ли это?

      Действительно, формулировки ГК РФ, как отмечают юристы, позволяют говорить о том, что личность автора и продукт его творчества неотделимы. Не имеет значения, обнародовано ли произведение. Кроме того, как отмечают некоторые эксперты, законами РФ не предусмотрено механизмов, по которым человек может отказаться от личных прав на созданный им творческий продукт. Равно как нет официальных процедур, закрепленных в правовых актах, которые бы позволяли однозначно идентифицировать владельца произведения как его автора.

      Однако на практике, при составлении различного рода договоров, в рамках которых осуществляется передача авторских прав, используются, как отмечают юристы, формулировки, предусматривающие передачу продукта не только в имущественном аспекте владения, но также и в личном.

      Во многих случаях передача прав может происходить фактически без документального оформления. В числе распространенных примеров, приводимых юристами - выполнение российскими авторами дипломных и курсовых работ на коммерческой основе. При этом продавец соответствующего произведения осознанно отдает свой творческий продукт покупателю, подразумевая одновременно также и передачу личных прав на него. Какова правовая оценка подобным прецедентам? В российской правовой среде распространено мнение, что такие сделки следует считать недействительными. То есть формулировки в ГК РФ в этом случае можно интерпретировать буквально.

      Таким образом, охрана объектов авторского права соотносительно с нормами закона в РФ, полагают юристы, организована на достаточно высоком уровне. Создатель творческого продукта, даже передав некоторую часть своих прав, а именно исключительные, позволяющие, к примеру, использовать произведение на коммерческой основе, тем не менее, будет оставаться носителем личных прав.

      Авторские права: правоприменительная практика

      Интересно будет рассмотреть то, каким образом должна осуществляться корректная реализация принципов авторского права, установленных российским законодательством.

      Как мы уже отметили выше, личный аспект авторских прав нельзя передать по договору или каким-либо другим образом. Поэтому создатель творческого продукта в любом случае, как отмечают российские юристы, вправе требовать указания своего имени или псевдонима при использовании соответствующего произведения, к примеру, в коммерческих целях. Например, если дизайнер, находящийся в статусе физического лица, разработал прототип веб-сайта, то данный продукт попадает под защиту законодательством об авторских правах. Следовательно, компания-заказчик, несмотря на то, что приобрела у исполнителя исключительные права на коммерческое использование творческого продукта, по закону должна указать, в свою очередь, в нижней части сайта сведения об исполнителе, чья концепция дизайна используется.

      В свою очередь сам фрилансер имеет полное право разместить в своем личном портфолио ссылку на данный веб-сайт. Разумеется, при условии, что этим он не нарушит подписанные соглашения о соблюдении коммерческой тайны или иные законодательные положения - например, те, что отражают необходимость защиты персональных данных. Аналогичные нормы закона действуют также и в отношении любых других творческих продуктов. В том числе и в тех случаях, когда они созданы не одним автором, а группой. За исключением вариантов, когда исполнитель - юридическое лицо.



       

      Возможно, будет полезно почитать: