Защита прав и законных интересов мигрантов. Правовой статус трудящихся мигрантов

Программа "На языке сердца" - Алмаз: служба спасения представлена в youtube. 28 декабря 2013 года в ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интерна т № 1» города Нижнего Новгорода состоялось межнациональное новогоднее мероприятие для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мероприятие прошло в рамках программы «Молодежный клуб», который осуществляется Нижегородской региональной благотворительной общественной организацией «Центр помощи мигрантам» по проекту «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество». (фото прилагается); 2 марта 2014 года в г. Бор Нижегородской области на базе Нижегородской общественной организации «Таджикский культурный центр «Дусти-Дружба» в рамках проекта «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество» состоялся Информационно-обучающий семинар «Межнациональное согласие – залог единства российского общества». (фото прилагается) При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант № 622-13) в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп. Цель семинара – обучение общественных консультантов и формирование рабочей группы из состава активистов молодёжи таджикской общины, компактно проживающей и осуществляющей трудовую деятельность на территории города Бор. 10 июня 2014 года в соответствие с п. 14 Календарного плана реализации социально значимого проекта «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество», на базе клуба «Дружба молодежи», были проведены соревнования по настольному теннису с участием мигрантов, представителей национальных общин и местной молодежи. В турнире, который состоялся в спортивном зале ДЮСШОР № 13 г. Нижнего Новгорода приняли участие 18 человек из восьми национальных диаспор. Соревнования проводились по круговой системе, с фиксацией результатов в турнирной таблице. За победу начислялось 2 очка, за поражение 1 очко (фото прилагается) Ссылки на видео по настольному теннису в youtube. 12 и 30 июня 2014 года в соответствие с п. 14 Календарного плана реализации социально значимого проекта «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество», на базе клуба «Дружба молодежи», были проведены соревнования по футболу с участием мигрантов, представителей национальных общин и местной молодежи. В турнире, который состоялся на спортплощадке школы №48 г. Нижнего Новгорода приняли участие 40 человек из шести национальных диаспор. Соревнования проводились по круговой системе, с фиксацией результатов в турнирной таблице. За победу начислялось 3 очка, ничью 1 очко, за поражение 0 очков (финальная турнирная таблица и фото-видеосъемка прилагаются). Ссылки на видео по футболу в youtube. 11 сентября 2014 года Межрегиональная благотворительная общественная организация «Приволжский миграционный центр» провела круглый стол «Современные технологии правового просвещения. Принципы правовой самозащиты» в рамках проекта «Правовая помощь мигрантам в их адаптации и интеграции в местное сообщество». При реализации проекта используются средства государственной поддержки (грант) в соответствие с Распоряжением Президента Российской Федерации от 29.03.2013 № 115-рп). (фото прилагается); Заседание круглого стола состоялось по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Суетинская дом 1 «А», зал заседаний Администрации г. Нижнего Новгорода с 14.00 до 16.30 ч. Планируется проведение информационно обучающего семинара: «Особенности миграционного законодательства РФ» в г. Нижний Новгород Планируется организация клуба дружба молодежи В Саранске и Чебоксарах в представителями национальных общин и местной молодежи. Планируется проведение научно практической конференции на тему: «Миграционная ситуация в ПФО: плюсы и минусы трудовой миграции» в г. Нижний Новгород

По мнению зарубежных специалистов, около 80 млн. человек живет сейчас в чужих странах (не считая бывшего Советского Союза и Югославии) и их число постоянно растет. Каждый год эмигрируют около 1 млн. человек, кроме того, еще 1 млн. ищут политического убежища в разных странах. К этому следует прибавить еще18 млн. беженцев, которые покинули свои дома из-за природных катастроф или преследования по политическим мотивам.

Трудящиеся-мигранты -- это лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

Основными задачами государственной миграционной политики являются: зашита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий, совершенствование системы иммиграционного контроля; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов с учетом климатических особенностей мест расселения; создание условий приема и размещения, стимулирующих активное участие мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграция -- это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя и внутренняя), виду (возвратная и безвозвратная). Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежища, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные лица, вынужденные переселенцы и др.), возвратной и безвозвратной. Незаконная миграция может быть внешней и внутренней (в том числе вынужденной и добровольной).Внешняя трудовая миграция относится к добровольной возвратной, может быть незаконной. Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции.

Субъектами внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе граждане КР, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение семей, вступление в брак); лица ранее прибывшие на территорию КР и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с ее территории; б) эмигранты транзитные--граждане бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами КР, постоянно проживающие в государствах -- бывших республиках Союза ССР и прибывающие в Кыргызстан; в) иммигранты-иностранцы (иностранные граждане и лица без гражданства), прибывшие в КР (находящиеся на территории КР) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца; г) иммигранты транзитные--иностранцы, прибывающие в КР с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны.

Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории КР, в том числе: а) граждане бывшего Союза ССР; б) граждане государств -- бывших республик Союза ССР, в том числе граждане КР; в) граждане других государств; г) лица без гражданства (апатриды); д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Субъектами незаконной миграции являются: а) эмигранты неконтролируемые--граждане КР, выезжающие с территории государств -- бывших республик Союза ССР в другие иностранные государства; б) эмигранты нелегальные -- граждане КР, нелегальным способом выезжающие за рубеж или пересекающие государственную границу КР с иностранными государствами; в) иммигранты незаконные: иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям; иностранцы, въезжающие по поддельным документам; иностранцы, прибывающие в Кыргызстан нелегально.

Временные иммигранты -- это лица, имеющие визу и разрешение на работу на определенный период. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу. Другие являются сезонными рабочими и приезжают на несколько недель или месяцев.

Временные работники обычно имеют очень низкий уровень социальной защиты, поскольку они не живут в стране достаточно длительный период, чтобы внести свою долю в систему социального страхования. В США временные работники не могут получить пособие по инвалидности, поскольку они не платили налогов. Они также не получают пособия по безработице. Большинство стран Персидского залива, которые ввели бесплатное медицинское обслуживание для своих граждан, не распространяют его на временных иммигрантов.

Нелегальные иммигранты обычно находятся в наиболее ненадежном положении, поскольку в любое время могут быть депортированы. Однако это не означает, что они полностью лишены каких-либо прав. Например, в 1982 г. Верховный суд США постановил, что дети нелегальных иммигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку Конституция США провозглашает равную защиту законом всех людей, вне зависимости от того, являются ли они гражданами Америки или иностранцами. «Нелегалам» может быть также предоставлена медицинская помощь. В Японии нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе.

Иммигрантами могут быть граждане конкретного государства, имеющие статус «постоянно проживающего». Им открыт доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, образование, жилье и здравоохранение. Обычно их нельзя вынудить покинуть страну, если они вдруг окажутся безработными. В ряде стран мигранты имеют право голоса, хотя в этом отношении часто устанавливаются ограничения. Например, в Нидерландах иностранцы, прожившие в этой стране минимум пять лет, имеют право голоса, но только на выборах в местные органы. В некоторых случаях они также могут сами быть избранными: в Швеции в 1988 г. 100 иностранцев были избраны в муниципальные советы. Наиболее часто встречающимся ограничением для постоянно проживающих является то, что они не имеют права занимать государственные должности. Например, в Австралии они не могут стать государственными служащими.

Согласно Закону о правовом положении иностранцев в Литовской Республике 1991 г. иностранцы, находящиеся на постоянном жительстве в Литовской Республике, могут заниматься любой трудовой или хозяйственной деятельностью, если она не запрещена законами Литвы и если для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие -- иметь гражданство Литовской Республики.

Закон Украины о правовом статусе иностранцев 1994 г. признает за иностранцами право на трудовую деятельность.

Согласно ст. 8 Закона Украины о правовом статусе иностранцев, иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины. Иностранцы, постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью. Иностранцы, иммигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с полученным в установленном порядке разрешением на трудоустройство. Однако они не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в КР, если они имеют на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Они вправе работать по трудовому договору на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью.

В Кыргызской Республике иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике» работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный на территории КР в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, иностранный гражданин может вступить в трудовые правоотношения двумя способами: а) по приглашению; б) в результате заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Для приглашения иностранного гражданина на работу работодатель или заказчик работ (услуг) обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; предоставить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в КР Работодатель или заказчик должны содействовать выезду иностранного работника из КР по истечении срока заключенного с ним договора.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников (кроме моряков и рыбаков) и приглашение на въезд в КР иностранного работника выдаются органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству работодателя или заказчика работ. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в соответствующий орган разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Вместе с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Изложенный выше порядок найма иностранного гражданина не распространяется на иностранных граждан: постоянно проживающих в КР;

временно проживающих в КР; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в КР, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц(производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, являющихся журналистами, аккредитованными в КР; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; приглашенных в КР в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, временно проживающий в КР иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта КР, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется органом, выдавшим разрешение на работу. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), его разрешение изымается.

Согласно закону Кыргызской Республики «О беженцах». беженец - это лицо, которое не является гражданином Кыргызской Республики и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие этих опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В Кыргызской Республике лицо, признанное беженцем, имеет право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами КР, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами КР. Такие лица также имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, на равнее с гражданами КР (Закон КР «О беженцах»).

В 2015 году начали действовать новые правила для всех прибывающих в РФ граждан. Миграционные законы ужесточились, но среди «сюрпризов» для въезжающих в Россию граждан СНГ есть и приятные моменты.

Какие новации в отечественной миграционной сфере ждут гостей страны в 2016 году?

Правила въезда в Россию мигрантов в 2016 году – кому въезд в страну запрещен?

С 1-го января 2015 начали действовать следующие правила въезда для всех граждан СНГ. Они же действуют и в 2016 году:

  1. Запрещен въезд по внутреннему паспорту для граждан тех государств СНГ, что не состоят в Таможенном союзе. То есть, граждане из Таджикистана и Узбекистана, из Молдовы и Туркменистана, из Азербайджана могут теперь въехать в РФ исключительно по загранпаспорту. Виза не требуется.
  2. Въезд по внутреннему паспорту остался сохраненным для граждан тех государств, что входят в ЕАЭС. То есть, для жителей из Белоруссии, из Армении и Казахстана, а также из вступающей в ЕАЭС Киргизии.
  3. Для мигрантов с Украины также меняются правила въезда. Теперь въехать в РФ жители соседней страны смогут только по загранпаспорту. Что касается беженцев, для них могут быть сделаны послабления, в связи с политической ситуацией.

Сроки нахождения в РФ для мигрантов ограничены определенными временными рамками.

При отсутствии особого разрешения, граждане, прибывающие в РФ из стран СНГ, имеют право оставаться в стране без постановки на учет в ФМС 90 дней в течение 6 месяцев (суммарно – 180 дней в течение 1 года). Для всех мигрантов является обязательным заполнение (правильное) миграционной карты (и ее сохранение) при въезде.

В 2016 году российское правительство постепенно отказывается от масового предоставления временного убежища и продлении статуса для жителей ЛНР\ДНР.

С 1 января 2016 года работодателям запретили принимать на работу граждан Турции. Отныне работодатели, заказчики работ или услуг, желающие пригласить работников-граждан Турецкой Республики, должны быть включены в перечень, разработанный МинТруда РФ. Миграционная служба будет осуществлять строгий контроль этого правила. Если же трудовой договор или контракт был заключен до 31 декабря 2015 года, работодатель вправе продлить его.

В 2016 году гражданам Белоруссии больше не придется сдавать экзамены на знание русского языка, истории и основ законодательства для оформления вида на жительство или гражданства РФ.

Для граждан Узбекистана с 1 января 2016 завершается действие паспортов небиометрического образца, паспорта нужно обязательно поменять, иначе его обладателю грозит депортация и запрещение въезда в Россию.

Гражданам Таджикистана необходимо иметь в виду, что в 2016 году в России не планируется миграционная амнистия для них, а также не планируется вступление РТ в ЕАЭС и отмена патентов для его граждан.

Граждане Грузии с 23 декабря 2015 года могут оформлять деловые, рабочие, учебные и гуманитарные визы любой кратности. Приятная новость - теперь въезжающим в России гражданам Грузии не придется доказывать родство с лицом, оформившим для него частное приглашение

Следует помнить:

При нарушении правил пребывания в РФ (при превышении положенного законом срока пребывания в стране без уважительных причин и соответствующих документов) применяются штрафные санкции.

Повторный въезд в РФ, согласно закону, будет запрещен:

  1. На 5 лет – при нелегальном нахождении в России более 180 дней.
  2. На 10 лет – при превышении лимита на 280 суток.

Начало отсчета – дата, что отмечается на границе при выезде из России.

Срок в 90 разрешенных для пребывания суток может увеличиться при следующих условиях:


Для 2-х последних случаев срок пребывания соответствует тому времени, которое оговорено военным контрактом либо требуется на обучение. В остальных случаях срок пребывания будет ограничиваться периодом действия имеющегося документа. И в любом случае в миграционной карте должна стоять специальная печать ФМС «о продлении срока пребывания».

Все аспекты (правовые и пр.) пересечения российской границы - в ФЗ-114 от 15.08.1996 (с поправками от 20.04.2014).

Поправки в трудовом законодательстве для мигрантов в 2016 году в России

Среди нововведений для граждан СНГ, касающихся трудового законодательства (и прочих сфер), можно выделить следующие:

  1. Разрешение на работу . Его гражданин СНГ сможет получить при наличии трудового договора с заказчиком (о выполнении конкретных работ) либо с предприятием РФ. Срок действия разрешения исчисляется сроком договора (максимум 1 год после въезда в страну).
  2. Отменены квоты на мигрантов (безвизовые страны). С этого года обязанность иностранцев – получение патента, который является разрешением на работу.
  3. Из плюсов: работа по патенту для мигрантов разрешена , как у частных лиц, так и у юридических.
  4. В определенных случаях мигранты будут иметь право на оплату больничного. Каждый работодатель будет обязан отчислять взносы за мигрантов в фонд социального страхования – из этих средств и планируется выплачивать больничные. Правда, при условии, что мигрант отработал более 6 мес. Все взносы и выплаты будут меньших размеров, чем для граждан РФ. Пособия по беременности и уходу за ребенком для прибывающих в РФ мигрантов не предусмотрены.
  5. Экзамен по русскому языку, по истории России и на знание азов законодательства РФ теперь также обязателен для всех мигрантов при трудоустройстве. После сдачи экзамена выдается специальный сертификат.
  6. Работа для водителей с водительским удостоверением, выданным иностранным государством, теперь запрещена. Данный запрет распространяется исключительно на водителей коммерческого транспорта.
  7. Медстраховка. Обязательный для всех иностранцев пункт. При отсутствии полиса ДМС у мигранта его будет обязан приобрести работодатель. Все договора заключаются только на оказание первой помощи.

Помимо оформленного патента, в 2016 году трудовые мигранты должны предоставить документ об отсутствии судимости, полис медицинского страхования, документ, подтверждающий наличие места проживания и квитанцию об оплате налога на доход физических лиц.

При этом региональные власти имеют право самостоятельно определять список медицинских организаций, которые могут выдавать справки от здоровья трудовым мигрантам. Кроме того, региональные власти могут вынести решение указывать в патенте, помимо основной информации, данные о профессии, должность и специальность мигранта.

Пошлины для мигрантов в 2016 году в России

В 2016 году размеры миграционных госпошлин установлены такие:

  1. На получение РВП – с 1000 до 1600 рублей.
  2. На ВНЖ - с 2000 до 3500 р.

В 2016 году средняя стоимость оформления патента на работу мигрантов в России будет 1568 рублей. Но необходимо иметь в виду, что каждый регион имеет право прибавлять к этой стоимости региональный коэффициент.

Окончательная стоимость патента будет зависеть от востребованнорсти труда мигрантов в том или ином регионе. Например, цена оформления патента в Москве в 2016 году составит около 4000 рублей .

Обязательная дактилоскопия мигрантов с 1 января 2016 года

К законам и положениям о въезде мигрантов в Россию в 2016 году прибавился ещё один существенный пункт – с 1 января все въезжающие в страну иностранцы обязаны проходить процедуру дактилоскопии .
Это необходимо для того, чтобы выявлять лиц, пытающихся проникать по чужим документам, или ранее были уличены в тех или иных правонарушениях в отношении России.

Вопрос 3. Трудовые права мигрантов и иностранцев

По мнению зарубежных специалистов, около 80 млн. человек живет сейчас в чужих странах (не считая бывшего Советского Союза и Югославии) и их число постоянно растет. Каждый год эмигрируют около 1 млн. человек, кроме того, еще 1 млн. ищут политического убежища в разных странах. К этому следует прибавить еще18 млн. беженцев, которые покинули свои дома из-за природных катастроф или преследования по политическим мотивам.

Трудящиеся-мигранты - это лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.

Основными задачами государственной миграционной политики являются: зашита прав и интересов мигрантов; соблюдение государственных интересов при реализации миграционных программ и мероприятий, совершенствование системы иммиграционного контроля; регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития принимающего региона, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов с учетом климатических особенностей мест расселения; создание условий приема и размещения, стимулирующих активное участие мигрантов в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграция - это совокупность различных по своей природе территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Миграция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя и внутренняя), виду (возвратная и безвозвратная). Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежища, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные лица, вынужденные переселенцы и др.), возвратной и безвозвратной. Незаконная миграция может быть внешней и внутренней (в том числе вынужденной и добровольной).Внешняя трудовая миграция относится к добровольной возвратной, может быть незаконной. Переселение рассматривается как безвозвратный вид миграции.

Субъектами внешней миграции являются: а) эмигранты, в том числе граждане КР, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического характера, а также по личным мотивам (воссоединение семей, вступление в брак); лица ранее прибывшие на территорию КР и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с ее территории; б) эмигранты транзитные-граждане бывшего Союза ССР, не являющиеся гражданами КР, постоянно проживающие в государствах - бывших республиках Союза ССР и прибывающие в Кыргызстан; в) иммигранты-иностранцы (иностранные граждане и лица без гражданства), прибывшие в КР (находящиеся на территории КР) в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса беженца; г) иммигранты транзитные-иностранцы, прибывающие в КР с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны.

Субъектами вынужденной миграции являются лица, ищущие убежища на территории КР, в том числе: а) граждане бывшего Союза ССР; б) граждане государств - бывших республик Союза ССР, в том числе граждане КР; в) граждане других государств; г) лица без гражданства (апатриды); д) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Субъектами незаконной миграции являются: а) эмигранты неконтролируемые-граждане КР, выезжающие с территории государств - бывших республик Союза ССР в другие иностранные государства; б) эмигранты нелегальные - граждане КР, нелегальным способом выезжающие за рубеж или пересекающие государственную границу КР с иностранными государствами; в) иммигранты незаконные: иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям; иностранцы, въезжающие по поддельным документам; иностранцы, прибывающие в Кыргызстан нелегально.

Временные иммигранты - это лица, имеющие визу и разрешение на работу на определенный период. Некоторые из них совершают ежедневные поездки через границу. Другие являются сезонными рабочими и приезжают на несколько недель или месяцев.

Временные работники обычно имеют очень низкий уровень социальной защиты, поскольку они не живут в стране достаточно длительный период, чтобы внести свою долю в систему социального страхования. В США временные работники не могут получить пособие по инвалидности, поскольку они не платили налогов. Они также не получают пособия по безработице. Большинство стран Персидского залива, которые ввели бесплатное медицинское обслуживание для своих граждан, не распространяют его на временных иммигрантов.

Нелегальные иммигранты обычно находятся в наиболее ненадежном положении, поскольку в любое время могут быть депортированы. Однако это не означает, что они полностью лишены каких-либо прав. Например, в 1982 г. Верховный суд США постановил, что дети нелегальных иммигрантов могут иметь свободный доступ к системе образования, поскольку Конституция США провозглашает равную защиту законом всех людей, вне зависимости от того, являются ли они гражданами Америки или иностранцами. «Нелегалам» может быть также предоставлена медицинская помощь. В Японии нелегальные рабочие получают компенсацию за несчастные случаи на работе.

Иммигрантами могут быть граждане конкретного государства, имеющие статус «постоянно проживающего». Им открыт доступ к большинству общественных институтов, включая социальное страхование, образование, жилье и здравоохранение. Обычно их нельзя вынудить покинуть страну, если они вдруг окажутся безработными. В ряде стран мигранты имеют право голоса, хотя в этом отношении часто устанавливаются ограничения. Например, в Нидерландах иностранцы, прожившие в этой стране минимум пять лет, имеют право голоса, но только на выборах в местные органы. В некоторых случаях они также могут сами быть избранными: в Швеции в 1988 г. 100 иностранцев были избраны в муниципальные советы. Наиболее часто встречающимся ограничением для постоянно проживающих является то, что они не имеют права занимать государственные должности. Например, в Австралии они не могут стать государственными служащими.

Согласно Закону о правовом положении иностранцев в Литовской Республике 1991 г. иностранцы, находящиеся на постоянном жительстве в Литовской Республике, могут заниматься любой трудовой или хозяйственной деятельностью, если она не запрещена законами Литвы и если для занятия такой деятельностью не предусматривается обязательное условие - иметь гражданство Литовской Республики.

Закон Украины о правовом статусе иностранцев 1994 г. признает за иностранцами право на трудовую деятельность.



Согласно ст. 8 Закона Украины о правовом статусе иностранцев, иностранцы имеют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено законодательством Украины и международными договорами Украины. Иностранцы, постоянно проживающие в Украине, имеют право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью. Иностранцы, иммигрировавшие в Украину для трудоустройства на определенный срок, могут заниматься трудовой деятельностью в соответствии с полученным в установленном порядке разрешением на трудоустройство. Однако они не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной деятельностью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связано с принадлежностью к гражданству Украины.

Иностранные граждане могут постоянно проживать в КР, если они имеют на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Они вправе работать по трудовому договору на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью.

В Кыргызской Республике иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В соответствии с законом «О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике» работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.

Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве работодателя или заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный на территории КР в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, иностранный гражданин может вступить в трудовые правоотношения двумя способами: а) по приглашению; б) в результате заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Для приглашения иностранного гражданина на работу работодатель или заказчик работ (услуг) обязан иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; предоставить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в КР Работодатель или заказчик должны содействовать выезду иностранного работника из КР по истечении срока заключенного с ним договора.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников (кроме моряков и рыбаков) и приглашение на въезд в КР иностранного работника выдаются органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству работодателя или заказчика работ. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в соответствующий орган разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Вместе с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника.

Изложенный выше порядок найма иностранного гражданина не распространяется на иностранных граждан: постоянно проживающих в КР;

временно проживающих в КР; являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в КР, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющихся работниками иностранных юридических лиц(производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, являющихся журналистами, аккредитованными в КР; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; обучающихся в КР в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; приглашенных в КР в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, временно проживающий в КР иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта КР, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется органом, выдавшим разрешение на работу. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), его разрешение изымается.

Согласно закону Кыргызской Республики «О беженцах». беженец - это лицо, которое не является гражданином Кыргызской Республики и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие этих опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

В Кыргызской Республике лицо, признанное беженцем, имеет право на работу

по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами КР, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами КР. Такие лица также имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, на равнее с гражданами КР (Закон КР «О беженцах»).

Проблема определения правового статуса мигрантов в настоящее время активно обсуждается как учеными, так и практиками. Споры ведутся, прежде всего, о конкретном содержании правового статуса той или иной категории мигрантов. К сожалению, отсутствует до сих пор единое мнение о том, каковы особенности правового статуса мигрантов по отношению к иным категориям населения, позволяющие говорить о необходимости выделения специального правового статуса.

Мигранты являются категорией населения, специфика статуса которой связывается с осуществляемыми ими пространственными перемещениями через государственные или административные границы. Следствием миграции является появление значительных по численности групп населения, большей частью не адаптированных к новым условиям проживания и не ассимилированных среди коренного населения. Поскольку наличие мигрантов влияет на экономическую, демографическую, политическую, криминологическую ситуацию в принимающем государстве или административно-территориальной единице, очевидна необходимость специального регулирования правового статуса данной категории населения.

Практически всегда миграционное перемещение влечет изменение правового статуса - это вторая особенность. "Особый правовой статус мигранта будет зависеть от видового различия мигрантов (беженец, вынужденный переселенец, иностранный работник и т.д.) и заключаться в дополнительных правах и обязанностях". Хабриева Т.Я. Миграционное право как структурное образование российского права // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 15. Международные мигранты, находясь вне территории страны, гражданами которой являются, с одной стороны, как правило, сохраняют права и обязанности по отношению к государству гражданской принадлежности, а с другой - дополнительно приобретают определенные права и обязанности государства пребывания, становясь трудящимися-мигрантами. Статус внутренних мигрантов также может изменяться в зависимости от субъекта Федерации - места пребывания или проживания. Поэтому, по нашему мнению, следует согласиться с А. Похлебаевой, выделяющей в качестве признаков, отражающих специфику статуса мигранта, изменение его правового статуса, а также правовое регулирование принимающим государством. Похлебаева А. Понятие миграции и ее классификация // Журнал международного права и международных отношений. 2005. N 3.

1) права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права и международными соглашениями;

2) права, свободы и обязанности, установленные нормами национального законодательства:

· права и обязанности, предоставленные в государстве гражданской принадлежности (преимущественного проживания) либо в административной единице, откуда была осуществлена миграция;

· права и обязанности, предоставленные мигрантам в государстве или административной единице, в которое лицо осуществило миграцию;

3) права, предоставляемые мигрантам органами местного самоуправления (потенциальные меры социальной поддержки и социальной помощи).

При этом следует отметить особое значение международных актов, договоров и соглашений, нередко с их помощью закрепляются особые правила регулирования порядка въезда и выезда, пребывания, осуществления трудовой деятельности, а также дополнительные льготы и гарантии для граждан государств, подписавших подобные соглашения.

Третья особенность - временный, переходный характер статуса. По общему правилу статус мигранта возникает после соответствующего обращения в государственные органы, в том числе дипломатические и консульские учреждения, либо вследствие фактического пересечения государственных или административных границ, а утрачивается после выезда из государства пребывания или после получения его гражданства. Иностранные работники могут осуществлять трудовую деятельность на срок действия трудового договора либо на время выполнения работ при заключении гражданско-правового договора, при этом время пребывания с момента въезда на территорию Российской Федерации не может превышать одного года.

Несмотря на указанные особенности, говорить о целесообразности нормативного определения общего правового статуса мигранта как такового не стоит, достаточно будет просто определить понятие "мигрант" в действующем законодательстве. Возможно, на сегодняшний день следует урегулировать более узкий по объему статус международных мигрантов (в частности, иммигрантов). Анализ зарубежного опыта показывает, что многие государства идут именно по этому пути: иммиграционные законы приняты в Германии, Канаде, Великобритании, ряде государств СНГ (Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и др.). В основу такого акта могли бы быть положены нормы действующего Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Правовой статус трудящегося-мигранта формально в законодательстве Российской Федерации не закреплен. Ввиду сказанного можно говорить лишь о международно-правовом статусе трудящихся-мигрантов (Россия является участником Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г., а также ряда двусторонних соглашений о социальной защите трудящихся-мигрантов). При этом правовой статус трудящегося-мигранта распространяется только на иммигрантов - иностранных граждан и лиц без гражданства, граждане Российской Федерации трудовыми мигрантами не являются. Как отмечает Ю.В. Жильцова, к категории трудящихся-мигрантов не относятся даже российские граждане, постоянно проживающие за рубежом. Жильцова Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений работников-мигрантов: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 34 Сказанное не означает, что в России вообще отсутствует правовое регулирование статуса трудящихся-мигрантов, скорее, речь может идти о несогласованности терминов.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Таким образом, в содержание правового статуса мигрантов входят права, свободы и обязанности, предоставленные им в соответствии с нормами международного права, а также национального законодательства государства выезда и государства въезда (если речь идет о внутренних мигрантах - административно-территориальной единице выезда и, соответственно, въезда). Общий правовой статус мигранта как таковой на сегодняшний день нормативно не урегулирован, однако это и не является необходимым, достаточно лишь определить само понятие "мигрант".



 

Возможно, будет полезно почитать: