Блага, потребности, ресурсы. Понятие "благо", "товар", "услуга"

Блага (goods) - средство удовлетворения потребностей. Они могут быть даровыми - то, что дано природой (земля, леса, природные ресурсы, воздух, вода в реках, морях и т.д.), и экономическими - то, что добыто или создано трудом человека (обработанная земля, посаженный лес, добытая нефть, машины, станки, оборудование, дороги, мосты, услуги и т.д.).

Классификация благ приведена на рис. 1.1.

Рис. 1.1.

Блага можно разделить по ряду признаков.

По материальному (вещному) признаку выделяют:

  • o материальное, или имущественное, благо - товар (вещь), обладающая способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и обмениваться на другие товары или деньги;
  • o нематериальное, или неимущественное, благо - это услуга (ремонт автомобиля, прием врача, работа преподавателя, консультация юриста и т.д.), которая обладает теми же свойствами, что и товар.

Разница между товарами и услугами состоит только в одном: товар сначала производится, а затем потребляется, а услуга потребляется непосредственно в момент ее производства (рис. 1.2).

Рис. 1.2.

В современной экономике трудно определить, что важнее: материальное или нематериальное благо, т.е. товар или услуга. Зачастую они так связаны, что одно не может существовать без другого, например, человек не может обойтись без информации, медицинских услуг.

Благо обладает двумя свойствами: потребительской ценностью (способностью удовлетворить какую-либо человеческую потребность) и стоимостью (способностью обмениваться на другие товары). Однако есть и понятие "антиблаго" - товар с отрицательной полезностью (например, алкоголь, сигареты, наркотики, некачественные продукты).

По потребительскому признаку блага подразделяются на:

  • o производственные блага, или товары, удовлетворяющие потребности производства: рабочие здания и сооружения, станки, оборудование и т.д.;
  • o предметы индивидуального потребления, или товары, удовлетворяющие личные потребности. В свою очередь предметы потребления делятся на предметы первой необходимости (продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и т.д.) и предметы роскоши, удовлетворяющие потребности богатых людей.

По признаку замещения и дополнения среди благ выделяют:

  • o взаимозаменяемые блага (substitute goods), или субституты - блага, которые можно заменить другими без ущерба для потребителя (например, чай и кофе, автомобиль и самолет). Для этих благ существует прямое соотношение между ценой на одно из них и спросом на другое, т.е. снижение (повышение) цены одного блага вызывает уменьшение (увеличение) спроса на другое благо;
  • o взаимодополняющие блага (complementary goods), или комплементарные, в процессе потребления дополняющие друг друга (например, автомобиль и бензин). Для этих благ существует обратное соотношение между ценой на одно из них и спросом на другое, т.е. снижение (повышение) цены одного блага вызывает повышение (сокращение) спроса на дополняющее благо.

В зависимости от принадлежности или собственности различают:

  • o частное благо, доступное одному субъекту, использование которого исключает возможность потребления его другими субъектами (например, любая вещь, принадлежащая конкретному лицу или фирме);
  • o общественное благо, потребляющееся коллективно всем населением, независимо оттого, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: оно нужно всем и всегда. Такими свойствами обладают, например, информация, дороги, мосты, электроэнергия, национальная оборона.

С позиции производства выделяют:

  • o конечные блага - экономические блага, приобретаемые для окончательного потребления;
  • o промежуточные блага, которые используются в производстве (например, сталь как промежуточный продукт для машиностроения).

В рыночной экономике имеют место так называемые блага Гиффена (Giffen good) - товары, на которые тратится большая часть бюджета малоимущих потребителей. При прочих равных условиях спрос на такие блага изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Блага создаются для удовлетворения человеческих потребностей.

Потребности (в широком смысле слова) - желания людей приобрести и использовать те блага, которые доставляют им полезность.

Обшей для всех видов потребностей является их непосредственная зависимость от человеческой деятельности вообще и от производства в частности. Взаимосвязь потребности и производства заключается в том, что потребности, будучи активным началом, воздействуют на условия существования, определяя тем самым их специфику, стимулируя определенные способы деятельности.

Экономические потребности - это потребности, опосредованные производственными отношениями. Они подразделяются на личные и производственные (рис. 1.3).

Рис. 1.3.

Предметы потребления различаются на предметы длительного и кратковременного пользования, а также на предметы роскоши.

В систему потребностей кроме материальных входят социальные потребности - в труде, образовании, охране здоровья.

В условиях рыночных отношений экономические потребности опосредуются деньгами и приобретают форму спроса. Это, прежде всего, относится к личным потребностям. Общественные потребности, т.е. потребности в общественных благах, реализуются частично вне спроса - через социальные функции государства (например, использование страхового полиса в системе здравоохранения).

Любая экономическая потребность - результат реальных противоречий общественного производства. Она выражает несоответствие экономических нужд сложившимся производительным силам. Разрешение этих противоречий приводит в конечном счете как к росту производительных сил, так и к удовлетворению постоянно возрастающих потребностей.

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие, что позволяет экономистам утверждать, что потребности безграничны, т.е. на данном этапе их развития полностью удовлетворить их невозможно. Более того, с течением времени в результате появления новых благ потребности изменяются. Конечная цель любой экономики заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные нужды. Но это можно сделать, если экономика располагает достаточными ресурсами.

Что же определяет наши потребности, наши желания? Какие потребности для нас важнее, приоритетнее? На этот вопрос ответил А. Маслоу - американский социолог российского происхождения, построивший пирамиду человеческих потребностей по степени их приоритетности (пирамида потребностей по А. Маслоу). По его теории, человек не будет нуждаться в удовлетворении потребностей высшей ступени (духовных), пока не утолит нужды более низкого уровня (физиологические).

Потребности можно удовлетворять, если экономика располагает определенными ресурсами.

Ресурсы - это все то, что используется для производства и реализации товаров и услуг.

Ресурсы, или факторы производства, подразделяются на (рис. 1.4):

материальные ресурсы - земля (природные богатства) и капитал;

людские ресурсы - труд и предпринимательская способность (предпринимательство).

Одним из основополагающих понятий рыночной экономики является товар и те свойства, которыми он обладает. Однако различные экономические школы по-разному подходят к его рассмотрению.

Еще А. Маршалл в «Принципах экономической науки» писал, что блага - это «все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности…».

Однако этот подход ограниченно трактует данную проблему. Очевидно, под благом понимается либо продукт труда, либо вещество природы, либо какое-то явление, удовлетворяющие человеческие потребности, улучшающие жизнь людей. Это могут быть вещи, услуги, дары природы и т.д.

В экономической литературе представлены множество критериев, по которым можно классифицировать разные группы благ.

Наиболее часто встречается деление благ на материальные и нематериальные. К материальным благам, создающимся в сфере материального или основного производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и т.д.), относят продукты труда в натурально-вещественной форме, а также естественные дары природы (вода, воздух, полезные ископаемые и т.д.).

Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере. Они способствуют формированию человеческого капитала (образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, спорт, туризм и т.д.) и созданию условий для нормальной жизнедеятельности человека (транспорт и связь, обслуживающие население, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и т.д.).

Среди благ выделяются и услуги. Под услугами понимается целесообразная деятельность, результатом которой является полезный эффект, удовлетворяющий человеческие потребности. В отличие от материальных благ услуги не имеют натурально-вещественной формы, их нельзя накопить, т.к. они потребляются в момент производства. К сфере услуг относят транспорт, связь, образование, здравоохранение, бытовое обслуживание, искусство и т.д.

Достаточно распространено деление благ на экономические и неэкономические. Эта классификация была представлена еще в работах австрийской школы политической экономии, особенно в трудах К. Менгера, который определил различия между потребностями в благе и доступным количеством этих благ для общества.

Экономические блага - это те блага, которые ограничены по сравнению с потребностями в них. Именно для их получения человек занимается производственной деятельностью, т.е. они являются объектом или результатом хозяйственной деятельности. Данное понятие связано с законом редкости.

Неэкономические блага - это блага, данные нам природой, или свободные блага, которых достаточно для удовлетворения потребностей общества (воздух, вода, солнце и т.д.).

Особой формой экономического блага является товар. Эта категория глубоко исследовалась классической английской политэкономией, а позднее марксизмом.

Товар - это продукт труда, произведенный для обмена и удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности. Он обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость - это свойство удовлетворять какие-либо потребности человека, т.е.

Полезность вещи. Потребности людей могут быть различны. Одни удовлетворяются предметами потребления, другие - средствами производства.

Вещь может быть бесполезна и даже вредна для здоровья (алкоголь, наркотики, табачные изделия и т.д.), но если она удовлетворяет какую-либо потребность, то обладает потребительной стоимостью. Вещь может быть полезна различными сторонами, которые открываются по мере развития технического прогресса (нефть, древесина и т.д.). Следует отметить, что потребительная стоимость может, во-первых, не быть продуктом труда (воздух, вода, ветер, солнце и т.д.); во-вторых, быть продуктом труда, но не быть товаром, если вещь произведена для личного потребления.

Второе свойство товара - стоимость, т.е. это способность обмениваться на другие товары, это воплощенный в товаре труд. Количественная пропорция, в которой обмениваются различные товары друг на друга, называется меновой стоимостью. Это внешняя форма проявления внутреннего свойства товара - стоимости.

Как потребительные стоимости товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы. Но при обмене один товар приравнивается к определенному количеству другого.

Согласно трудовой теории стоимости общим, что дает возможность сравнивать товары, является затраченный на их производство труд. Обмен товаров происходит как обмен одинакового количества труда, воплощенного в них.

В свою очередь, количество труда по этой концепции определяется общественно необходимым рабочим временем, затраченным на его производство. А общественно необходимое рабочее время формируется условиями производства основной массы товаров, т.е. средней производительностью и интенсивностью труда, сложившимися на данный момент.

Воплощенный в товарах общественный труд, который обнаруживается посредством обмена, представляет собой внутреннее содержание стоимости.

Обмениваясь продуктами труда, производители вступают в экономические связи. Таким образом, за обменом товарами скрываются отношения между людьми.

Производители изготавливают товары для реализации их стоимости, а покупатели заинтересованы в получении потребительной стоимости. Но прежде чем реализовать потребительную стоимость, товар должен быть реализован как стоимость. Для этого потребительная стоимость должна получить общественное признание, т.е. должна быть продана. Когда производитель не знает конъюнктуры рынка, часть произведенных товаров не получит общественного признания и поэтому не реализуется как стоимость. Таковы противоречия, внутренне присущие товару.

В основе непосредственного обмена товаров лежат индивидуальные затраты. Общественными они могут стать только в случае реализации товара. Если товар не продан, то индивидуальные затраты не получили общественного признания. В этом случае продукт будет лишен и потребительной стоимости, и стоимости, а его производитель разорится. На этой основе происходит дифференциация производителей: те, у кого затраты ниже, процветают, у кого выше, разоряются.

Благом вообще называется способность предметов удовлетворять потребности человека. А. Маршалл называет благом желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. Но свойство предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность, еще не делает его благом. Это происходит только тогда, когда человек осознал способность этого предмета удовлетворять определенную потребность.

Необходимо отделить экономические блага от общего многообразия благ. Одни из благ имеются в неограниченном количестве, например, воздух, другие - в ограниченном размере. Особое внимание разграничению экономических и неэкономических благ уделила Неоклассическая школа. Это разделение связано с ограниченностью благ.

К экономическим благам относят те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т. е. получаемые в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они способны удовлетворить.

Экономические блага - это ограниченные количественно материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности человека. Важнейшими свойствами экономического блага являются ценность и стоимость. Они выделяются в зависимости от того, в каком качестве - цели или средства ее достижения - выступает конкретное благо по отношению к другим. Ценность блага как средства достижения цели есть то, что от него можно получить в результате потребления. Исходя из способа использования данного блага - непосредственно или косвенно, путем обмена - выделяют потребительную и меновую ценность.

Потребительная ценность блага - это полезный эффект, получаемый его владельцем от использования данного блага. Потребительная ценность всегда имеет строго персонифицированный характер, связанный со вкусами, предпочтениями, оценками конкретного индивида.

Меновая ценность блага представляет собой другие блага, которые можно получить за счет отказа от потребления данного блага. Количественное ее выражение представляет собой пропорцию, в которой получаемое благо относится к отдаваемому взамен. Чаще всего выступают деньги. Ценность блага зависит от его полезности. Способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека составляет его полезность. Ею обладает любое благо независимо от того, какую потребность оно удовлетворяет, физическую или духовную.

Стоимость блага как цели есть то, что за него надо отдать, от чего приходится отказываться, чтобы получить желаемое благо. Стоимость блага иначе называют альтернативными издержками или издержками отказа при выборе.

Существует множество видов классификаций экономических благ в зависимости от использования того или иного критерия.

1. В соответствии с вещественными признаками экономические блага делятся на материальные и нематериальные блага. Материальные блага объединяют продукты, которые находятся в вещественной форме. Это продукты питания, одежда, оборудование, жилые постройки и т. д. Материальные блага, исходя из срока использования, делятся на блага длительного (срок службы более 3-х лет) и кратковременного пользования. Нематериальные блага характеризуются невещественной формой существования. Они представлены, прежде всего, услугами. Процесс производства и потребления услуг, как правило, совпадает во времени и пространстве. В настоящее время услуги занимают существенное место в экономике ведущих стран.

2. В зависимости от особенностей функционального назначения в общественном производстве экономические блага делятся на: производственные (промежуточные) и потребительские (конечные).

Производственные блага - продукты труда, применяющиеся для создания новых благ. Их потребление носит промежуточный характер и используется экономическими агентами в качестве необходимой предпосылки дальнейшего развития производства. К производственным благам относятся оборудование, сырье, материалы, деловые услуги и т. д. Также их называют косвенными экономическими благами или экономическими ресурсами. К важнейшим из них относятся земля, труд, капитал, предпринимательская способность и информация.

Потребительские блага - продукты труда, поступающие в личное потребление населения. Они окончательно покидают процесс производства и рассматриваются в границах личного потребления. Потребительские блага включают продукты питания, одежду, жилье, предметы культурно-бытового назначения и проч.

3. В зависимости от места создания экономические блага подразделяются на внутренние (созданные внутри страны) и внешние (импортируемые из других стран).

4. В рыночном хозяйстве экономические блага в зависимости от характера потребления (индивидуальное или коллективное) классифицируются на частные и общественные. Критериями такого разграничения являются конкурентность и исключаемость экономических благ. Конкурентными в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом.

Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо.

Очевидно, что конкурентные и одновременно исключаемые блага обладают свойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночном кругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными. Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делает практически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же блага в том же отношении без разрешения его владельца.

В отличие от чистых частных благ чистыми общественными будут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного блага каждому дополнительному потребителю (после первого) равны нулю (например, рождение еще одного жителя страны не увеличит и не уменьшит асходов на оборону).

Товар и его свойства

Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность, то есть способность удовлетворять какие-то потреб­ности людей.

Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от ред­кости самих благ и объема их потребления. Известно, что по мере на­сыщения потребностей (в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости, таких, например, как вода, хлеб) человек мо­жет чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной пор­ции товара. Одно дело, скажем, первый глоток газированной воды в жаркий день и иное – пятый и десятый. Правда, такой тенденции не наблюдается, когда человек приобретает товары длительного пользо­вания с улучшенными характеристиками, например, компьютер нового поколения взамен морально устаревшего.

Теперь рассмотрим свойства товара. Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали «потребительная стоимость»).

Потребительная стоимость – свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Вряд ли стоит доказывать, что если товар не обладает полезнос­тью, то он никому не нужен. Однако если всякий товар – полезная вещь, то можно ли считать, что в развитом товарном хозяйстве любая полез­ная вещь – товар? Ответ мы получим, если определим условия, при которых полезная вещь становится товаром. Этих условий три:

1. Товаром признается продукт, на который затрачен человеческий труд;

2. Товарами являются полезные вещи, созданные для других людей, а не для собственного потребления, или, другими словами, общественные полезности;

3. Товарами являются общественные полезности, передаваемые на рынке потребителям не безвозмездно, а путем эквивалентно­го (равноценного) обмена на другую вещь.

Значит, товар – созданная трудом общественная полезность, пред­назначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар.

Из данного определения видно, что товар при обмене на равно­ценный продукт получает на рынке меновую стоимость.

Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях (соотношениях).

Такие обменные операции можно представить в алгебраическом виде (формула 1):

хА = уВ = zC, где А, В, С – полезные вещи; х, у, z – количественные пропорции обмена.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Очевидно, что в обмен вступают неодинаковые количества совер­шенно разнородных вещей. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции? Общим содержанием менового равенства явля­ется одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах. Таким образом, товар имеет два свойства: полезность и стоимость, то есть способность удовлетворять какую-либо потребность человека и обмениваться посредством купли-продажи.

Муниципальные услуги

Общая характеристика муниципальных услуг

Муниципальная деятельность реализуется через систему муниципальных услуг, доставление которых обеспечивает те или иные составляющие качества жизни. Управление оказанием муниципальных услуг является важнейшей составной частью муниципального управления, поэтому вопрос о муниципальных услугах является ключевым для понимания всех социально-экономических процессов, происходящих на местном уровне.

Муниципальная услуга является базовым элементом, клеткой муниципаль­ной деятельности, основой экономических и социальных отношений между людьми на территории муниципального образования.

Прежде чем характеризовать систему муниципальных услуг, необходимо рассмотреть особенности услуги как продукта человеческой деятельности. Свои потребности человек удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Материальные блага - это вещи, предметы, которые можно потрогать, подержать в руках: жилище, мебель, продукты питания, одежда, обувь, лекарства, телевизор г. д. В давние времена, при натуральном хозяйстве, основную часть материаль­ных благ люди производили для себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани, шили одежду, изготавливали орудия производства и т. п. В современном обществе подавляющая часть материальных благ имеет форму товара, который человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте. Другая часть человеческих потребности удовлетворяется с помощью услуг, не имеющих материальной формы. Основные различия между материальным благом и услугой представлены в таблице.

Несмотря на эти различия, очевидно, что и на производство материальных благ, и при оказании услуг тратится человеческий труд, который должен быть оплачен.

Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу в рамках домохозяйства. Например, женщина готовит пищу на всю семью.

Но вы можете сходить в ресторан, работники которого окажут вам услугу по приготовлению пищи, а потом вымоют использованную вами посуду. Здесь услуга сопровождает материальный продукт (потребленные вами продукты пи­тания). Одновременное предоставление товара и сопутствующих ему услуг - достаточно распространенное явление. Вы можете сами отремонтировать свою квартиру, а можете пригласить профессионалов-ремонтников, можете сами по­чинить телевизор, купив необходимые для этого детали, а можете вызвать масте­ра, который продаст вам эти детали и произведет ремонт, и т. д. По мере разви­тия цивилизации и разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам или в пределах домохозяйства и все чаще пользуется услугами со сторо­ны. Отсюда можно сделать вывод, что потребности людей в них будут постоянно возрастать.



Не все услуги, в которых нуждается человек, связаны с местом его проживания (например, транспортные услуги вне поселения, туристические, курортные, бан­ковские и др.). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где живут и работают. Именно их мы будем называть «муниципальными».

Муниципальными услугами называются такие услуги, которые предостав­ляются в месте проживания человека или вблизи от него и за обеспечение ко­торых органы местного самоуправления несут определенную ответствен­ность.

Понятие «муниципальные» в данном случае подразумевает не форму собст­венности производителя, а локальный характер, определяемый местом прожива­ния человека. К муниципальным относится весь комплекс жилищно-коммуналь­ных, транспортных (в пределах территории поселения), бытовых, торговых, образовательных, медицинских, культурных, досуговых и других услуг. К ним следует относить и обеспечение общественного порядка, обустройство и содер­жание территории, обеспечение ее экологического и санитарного благополучия и т. д. Даже то, что мы называем «комплексным социально-экономическим раз­витием» муниципального образования, означает не что иное, как целенаправлен­ное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг. По отношению к функции оказания муниципальных ус­луг населению все остальные функции местного самоуправления производны.

Использование термина «муниципальные услуги» не означает, что их должны оказывать сами органы местного самоуправления. Но они отвечают за то, чтобы люди имели возможность получать их на территории муниципального образова­ния. Перечень основных муниципальных услуг, оказание которых обязана обес­печить местная власть, перечислен в законодательстве о местном самоуправле­нии в качестве его предметов ведения или вопросов местного значения. Их потребителями являются как жители, так и предприятия и организации, обслу­живающие нужды населения. Школе или больнице нужны тепло, вода, электри­чество, вывоз мусора, услуги по ремонту помещений, больнице нужна стирка бе­лья и т. д.

Специфические свойства муниципальных услуг:

♦ необходимость бесперебойного (для многих - круглосуточного) оказания услуг;

Необходимость рассредоточения оказания услуг по территории поселения с целью максимального приближения к месту проживания человека (для крупных городов это весьма сложная задача);

Увеличение числа потребителей услуг не влечет за собой уменьшения их полезности для каждого, а удовлетворение потребности в одной услуге не
снижает потребности в другой (свойство «отсутствия соперничества»);

Практическая невозможность ограничения доступа неограниченного круга потребителей к некоторым муниципальным услугам;

Местный монополизм исполнителей некоторых муниципальных услуг (водоснабжение, электроснабжение и т. п.). Такие услуги должны быть пред­метом особой заботы органов местного самоуправления.

Перечень, объемы и качество муниципальных услуг, предоставляемых населению на территории конкретного муниципального образования, могут изменяться в широких пределах, в зависимости от природно-климатических условий, со­циально-демографического состава населения, финансовых возможностей и др. учетом этих факторов органы местного самоуправления, в соответствии с требованиямиФедерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года (ст. 53), должны самостоятельно устанавли­вать муниципальные минимальные социальные стандарты, определяющие объемы, качество и периодичность предоставления отдельных муниципальных услуг, а такженормативы расходов местных бюджетов на эти цели. Муниципальные социальные стандарты не следует путать с технологическими, экологическими, санитарными идругими стандартами и нормативами, которые устанавливаются федеральнымиправовыми актами и должны учитываться органами местного самоуправления при определении нормативов бюджетных расходов,

Классификация и система оплаты муниципальных услуг

До сих пор в сознании многих людей сохраняется представление о бесплатности или низкой стоимости услуг в сравнении с материальными продуктами. Это ошибка. В оказании услуг принимают участие работники, получающие за свой труд соответствующее вознаграждение. Оказание многих услуг предполагает потребление расходных материалов, энергоресурсов, использование специальной техники, зданий, помещений и т. п., приобретение и содержание которых также требует определенных затрат. Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, но платить столько, чтобы поставщик мог окупить свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль. Иначе в условиях рыночной экономики никто оказывать муниципальные услуги не будет.

Объем финансовых ресурсов, необходимых органам местного самоуправления для предоставления муниципальных услуг, зависит от того, кто конкретно будет платить за них: потребитель, местный бюджет или оба они в какой-то мере. Самому исполнителю это в принципе безразлично. При прочих равных условиях органы местного самоуправления заинтересованы в том, чтобы потребители муниципальных услуг сами оплачивали их. Преимущества оплаты услуги ее потребителем:

♦ обеспечивается возможность количественной и качественной оценки услу­ги потребителем;

♦ появляется заинтересованность в экономном потреблении услуг;

♦ стимулируется качественная работа исполнителя.

Бесплатность или заниженная плата за муниципальную услугу развращает и исполнителя, и потребителя, а также всегда ведет к некачественной работе и расточительному использованию ресурсов.

Для определения наиболее целесообразной формы оплаты муниципальных услуг представим их классификацию (рисунок).

Классификация муниципальных услуг

Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носит ин­дивидуальный характер, т. е. они связаны с конкретными исполнителями и потре­бителями. Потребитель выступает в роли индивидуального заказчика. В этом слу­чае и качество услуг может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относится большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Они оплачивают­ся потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.

Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление не связано по времени ни с производс:гвом, ни с оплатой, а объем и качество не поддается непосредственному измерению потребителем. К общественным услугам может быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.

Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления в основном являются социально значимыми, их предоставление каждому гарантировано Конституцией РФ. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к дос­тижениям культуры, который гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования, причем соот­ношения между ними могут быть самыми разными и неодинаковыми для раз­личных групп населения.

«Бюджетными» муниципальными услугами называются такие услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социаль­ных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю поте­ри его доходов.

Для получения некоторых дорогостоящих услуг в качестве третьего источни­ка финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут ис­пользоваться различные системы страхования, например медицинское или стра­хование имущества от пожара.

Органы местного самоуправления должны непосредственно управлять или контролировать услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги. Цены и тарифы на них должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты многих крупных зарубежных го­родов сознательно финансируют потребление некоторых услуг, которые могли бы быть оплачены потребителем, Например, услуги общественного городского транспорта, снижением цен на которые (наряду с высокими тарифами за парков­ку автомобилей) муниципальные власти борются с переполнением центров го­родов индивидуальным автотранспортом.

Измерители объема и результативности муниципальных услуг

Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных ус­луг делает злободневным вопрос об оценке объема услуги. Проблема не возника­ет, когда существует прямой измеритель: размер жилой площади, счетчик расхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повременной оплате и т. п. Однако часто его нет, и приходится прибегать к косвенным, в качестве ко­торых могут использоваться:

с человека (вода при отсутствии приборов учета воды);

с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);

за вход (городской транспорт, музей);

с квадратного метра жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчи­ка, вывоз мусора, лифт).

Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен быть предметом анализа. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муници­пальных услуг.

Важна также проблема распределения оплаты муниципальных услуг между различными категориями потребителей. Здесь можно использовать два прин­ципа;

♦ принцип «равенства» - оплата производится по единому для всех тарифу;

♦ принцип «справедливости» - размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности. Потребители с низким доходом платят меньше за еди­ницу услуги. Для отдельных категорий граждан пользование той или иной муниципальной услугой может быть вообще бесплатным, хотя это и увели­чивает нагрузку на других потребителей.

Не менее важная проблема - оценка эффективности, результативности оказа­ния отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать вопрос, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результатив­ность определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовле­творения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия дан­ной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество. Для отдель­ных видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бы­товых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное вре­мя на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние город­ских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т. д. Эти показатели должны устанавливаться муниципальными социальными стандарта­ми. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результатив­ность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его дос­тижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления осуществлять выбор приоритетов.

Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг

Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организаци­онно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предос­тавления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может пе­редать никому, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно она должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг. Таким образом, роль органов местного самоуправления в оказании огромного спектра многообразных муниципальных услуг может быть различной:

♦ за первую группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, обязаны обеспечить их предоставление на­селению и финансировать их из местных бюджетов (содержание дорог, бла­гоустройство территории, содержание школьных зданий, мест захоронения и т. п.);

♦ за вторую группу муниципальных услуг основную ответственность и финансовую нагрузку несут органы государственной власти, а органы мест­ного самоуправления содействуют в их оказании и участвуют в финан­сировании расходов (общественная, пожарная безопасность, социальная поддержка отдельных групп населения и т. п.);

♦ за третью группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, хотя финансируют частично, в доле с насе­лением и государством (льготные категории граждан). К этой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, городской транспорт, детски до­школьные учреждения, медицинская помощь (кроме специализированной),культура и т. п.;

♦ четвертую группу муниципальных услуг (частные услуги) полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления лишь создают условия для их оказания путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков и т. д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы);

♦ особую группу муниципальных услуг составляют справочно-информационные и согласовательно-разрешительные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления, а также услуги, связанные с рас­смотрением жалоб и обращений граждан. По качеству предоставления этих услуг население часто оценивает всю работу органов местного самоуправле­ния.

Управление процессом оказания муниципальных услуг, выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного: финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг является одним из ключевых аспектов искусства муниципальной политики.

БЛАГО, ТОВАР

БЛАГО, ТОВАР

(good) Товар (commodity) или услуга (service), которые, по мнению экономистов, удовлетворяют потребности людей. Экономический товар – тот, который и нужен, и достаточно дефицитен, чтобы иметь цену.


Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Смотреть что такое "БЛАГО, ТОВАР" в других словарях:

    Словарь бизнес-терминов

    - (public good) Благо, к которому одновременно имеют доступ все индивиды в данной экономике. Потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает его количества, востребуемого другим индивидом. Определенными чертами общественного блага… … Словарь бизнес-терминов

    благо - товар Товар (commodity) или услуга (service), которые, по мнению экономистов, удовлетворяют потребности людей. Экономический товар тот, который и нужен, и достаточно дефицитен, чтобы иметь цену. … … Справочник технического переводчика

    Товар - (Product) Определение товара, виды товаров, продажа товара информация об определении товара, поставка и продажа товара, виды товаров Содержание Содержание Определение Нетрадиционное определение Юридические определения Этимология Качество Свойства … Энциклопедия инвестора

    - (good) Продукт (commodity) или услуга (service), которые, по мнению экономистов, удовлетворяют потребности людей. Экономический товар (economic good), который и нужен, и достаточно дефицитен, чтобы иметь цену (price). Свободныйбесплатный товар… … Словарь бизнес-терминов

    - (commodity) 1. Сырьевые товары, например зерно, кофе, какао, шерсть, хлопок, джут или каучук (иногда называемые мягкими товарами (soft commodity), которые продаются на товарном рынке (commodity market). В некотором смысле эти сырьевые товары… … Словарь бизнес-терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Товар (значения). Товар любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи., продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для… … Википедия

    Благо - нечто из того, что обеспечивает существование человека, которое, в свою очередь, может быть невыносимым, сносным, великолепным и т.п. Блага могут быть материальные и духовные. С философской точки зрения понятие благо наиболее общее обозначение… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Благо. Благо все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо социальном отношении под благом разумеется… … Википедия

    ТОВАР ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ - – какое либо благо, потребление которого существенно не изменяется при изменениях дохода. К Т. п. н. относятся прежде всего основные продукты питания … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Книги

  • Защита потребительских прав: практическое руководство , Наумова Р.. Настоящая книга посвящена рядовому потребителю, который часто даже не знает, что его законные права нарушают чуть ли не на каждом шагу. . Потребителем ученые-экономисты называют физическое…


 

Возможно, будет полезно почитать: