Уполномоченный по правам человека полномочия. Уполномоченный по правам человека РФ: порядок наделения полномочиями, основные задачи и функции

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана , хотя официальные названия должности в разных странах различные.

В 2015-2016 годах была проведена реформа, в результате которой существующие в России региональные Уполномоченные по правам человека были фактически подчинены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Таким образом образовалась «вертикаль» государственных правозащитников.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Как работает Уполномоченный по правам человека РФ

Субтитры

История

Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева . После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Лишь 20 мая 1998 года новым Уполномоченным был избран О. О. Миронов из фракции КПРФ , получивший 340 голосов депутатов . Его преемники (В. П. Лукин , Э. А. Памфилова и Т. Н. Москалькова) становились Уполномоченными по представлению президента России В. В. Путина .

Цели деятельности

Эффективность института Уполномоченного

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб). Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалование и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению .

Уполномоченный и Конституционный суд

С 1999 года по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 46 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году . Для сравнения - всего за 1999-2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений . Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова , такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин , успел подать в 2014 году до своей отставки. Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд . В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России . В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году .

Уполномоченный и Верховный суд России

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам . Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже - за 2015 год она направила туда 49 обращений .

Часы приёма

  • По рабочим дням с 10:00 до 17:00.

Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (региональные омбудсмены)

Должность регионального омбудсмена как независимого правозащитного органа появилась благодаря Совету Федерации. 17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства . Совет Федерации отклонил этот документ, предложив заменить это право на право региональных властей создавать у себя должности уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации, финансировать их за счет средств региональных бюджетов . После согласования Государственная дума одобрила новый проект закона, который вступил в силу в 1997 году . Статья 5 этого закона разрешила региональным властям вводить у себя должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации . Впрочем, еще до появления этого закона были приняты законы об региональном Уполномоченные в Башкирии и Свердловской области . Первый Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации появился в 1996 году в Башкирии . Таким образом, институт регионального омбудсмена в России как независимая инстанция от федерального Уполномоченного был создан Советом Федерации.

Хронология назначения в 1996-2000 годах первых региональных Уполномоченных по правам человека была следующей (в скобках указан первый Уполномоченный в регионе, назначенный или избранный на данную должность в этом году) :

  • 1996 год - Башкирия (Ч. Б. Газитов);
  • 1997 год - Свердловская область (В. В. Машков);
  • 1998 год - Смоленская область (В. Н. Осин)
  • 1999 год - Саратовская область (А. С. Ландо) и Астраханская область (В. Н. Виноградов);
  • 2000 год - Волгоградская область (М. А. Таранцов) и Татарстан (Р. Г. Вагизов);

Из этих данных видно, что вплоть до 2001 года региональный омбудсмен оставался редкой должностью - подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не спешило вводить у себя этот пост. С 2001 года началось массовое введение в российских регионах должностей омбудсменов. Таким образом, до 2016 года Уполномоченные появились во всех регионах России, кроме Тувы и Чукотского автономного округа (в это регионе омбудсмен появился в 2016 году) .

Хотя должность регионального Уполномоченного предполагает периодическое переизбрание, в некоторых российских регионах омбудсмены занимают свои посты по 3 - 4 срока. Старейшим омбудсменом (по сроку пребывания) является Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова , которая находится в этой должности с 2001 года. Другим примером является Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области Н. А. Волков, который находится в этой должности с 27 июня 2001 года .

Примечания

  1. Василенко А. В., Черных В. М. На страже прав человека // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 25.
  2. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  3. Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. № 4-1 (56). - С. 84.
  4. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 5. - С. 35.
  5. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  6. Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. № 4-1 (56). - С. 84.
  7. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  8. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.

Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ сформировался под влиянием европейской традиции. Стоит сказать, что этот институт функционирует сегодня во многих государствах. Его особенностью является то, что он, с одной стороны, находится между гражданским обществом и властью, а с другой - выступает как социальный агент. Рассмотрим далее деятельность уполномоченного по правам человека в РФ .

Общие сведения

Должность уполномоченного по правам человека в РФ предусматривается Конституцией. Она утверждается 103 статьей. Целью ее установления является обеспечение гарантий защиты свобод, прав граждан, их соблюдения госорганами, структурами местной власти и их служащими. Назначение на пост и освобождение с него осуществляются Госдумой. Однако установлено, что уполномоченный по защите прав человека РФ неподотчетен никаким органам и является независимым должностным лицом.

Основные признаки

Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ :

  1. Принадлежит к представительной ветви госвласти и вместе с тем к общественным институтам.
  2. Обладает государственно-социальным статусом.
  3. Независим.
  4. Реализует рекомендательные контрольные функции, осуществляя надзор за решениями и действиями исполнительных органов и служащих.
  5. Обеспечивает охрану интересов граждан.

Специфика назначения

Предложения о кандидатах на должность омбудсмена вносятся в Госдуму в течение месяца до завершения срока полномочий действующего должностного лица. Назначение на пост и освобождение от него осуществляется тайным голосованием депутатов. Госдума принимает соответствующее постановление не позднее месяца с даты окончания срока полномочий действовавшего омбудсмена. Каждую кандидатуру включают в список голосования 2/3 голосов депутатов. При вступлении в должность непосредственно после назначения на заседании Госдумы омбудсмен приносит присягу. Срок полномочий должностного лица - 5 лет. Омбудсмен не может назначаться на пост более чем два раза подряд. Полномочия должностного лица прекращаются в момент принесения присяги новым избранным гражданином.

Ключевые задачи

Работа омбудсмена направлена на:

  1. Восстановление нарушенного права.
  2. Совершенствование законодательства, касающегося обеспечения охраны интересов и свобод граждан, приведение его в соответствие с международными нормами и принципами.
  3. Развитие сотрудничества с зарубежными институтами.
  4. Юридическое просвещение населения о формах, методах защиты прав.

Функции

Омбудсмен:

  1. Рассматривает жалобы на бездействия/действия госорганов, местных структур власти, госслужащих и прочих должностных лиц.
  2. Изучает и анализирует информацию о нарушении интересов и ущемлении свобод граждан.
  3. Обобщает итоги рассмотрения заявлений.
  4. Выступает с докладом на заседании Госдумы при грубом или массовом нарушении свобод и прав граждан.
  5. Обращается в нижнюю палату парламента с предложением о создании комиссии по фактам нарушения интересов населения, проведении слушаний. Кроме этого, омбудсмен самостоятельно либо через представителя принимает участие в разбирательствах.
  6. Взаимодействует с общественными наблюдательными советами и комиссиями, созданными в регионах для содействия в реализации госполитики в области обеспечения прав и интересов граждан в местах отбывания наказаний.

Нюансы

Жалоба Уполномоченному по правам человека в РФ будет рассмотрена только в том случае, если гражданин ранее уже оспаривал решения госорганов, территориальных институтов самоуправления, госслужащих, должностных лиц в административном или судебном порядке, однако с вынесенными постановлениями не согласен. Не разбираются заявления на акты палат ФС и представительных региональных структур власти.

Права уполномоченного по правам человека в РФ

Они предусмотрены в 20 статье ФКЗ, регламентирующем работу омбудсмена. Согласно норме, в права уполномоченного по правам человека в РФ входит:

  1. Рассмотрение поступивших заявлений от граждан.
  2. Разъяснение лицам средств, которые они могут применить для восстановления своих интересов и свобод.
  3. Передача жалобы госоргану, структуре местного самоуправления, госслужащему, должностному лицу, к компетенции которых отнесено разрешение вопроса по существу. Стоит сказать, что во многих случаях такая переадресация является более эффективной, чем отправка заявления самим гражданином.

Уполномоченный может отказать в рассмотрении жалобы. Такое решение не может быть оспорено, однако должно быть мотивированным. В случае принятия жалобы к рассмотрению, Уполномоченный обязан известить об этом тот орган или служащего, с действиями которого не согласен заявитель.

Обобщение и анализ информации о нарушениях интересов и свобод граждан

В рамках этого направления в права уполномоченного по правам человека в РФвходит:

  1. Направление госорганам, институтам местной власти, госслужащим предложений и замечаний общего характера. Они должны относиться к вопросам обеспечения охраны интересов и свобод граждан, совершенствования административных процедур.
  2. Обращение к субъектам, обладающим законодательной инициативой, с предложениями о дополнении/изменении федеральных законов, нормативных актов регионального уровня или о восполнении пробелов в них.

Дополнительно

Законодательство предусматривает обязанность омбудсмена представлять ежегодные доклады о своей работе. Они публикуются в прессе и направляются в высшие органы власти - Главе страны, Госдуму и СФ, КС, ВАС, ВС, Генпрокуратуру, Правительство. В права уполномоченного по правам человека в РФ включена также возможность представлять специальные доклады по особым вопросам.

Запреты

Омбудсмен не вправе быть депутатом Госдумы, членом СФ, а также должностным лицом представительного органа региона. Ему запрещено находиться на госслужбе, осуществлять иную неоплачиваемую или оплачиваемую деятельность, кроме научной, творческой, преподавательской. Уполномоченный не может иметь гражданство зарубежного государства, вид на жительство либо другой документ, которым подтверждается его право постоянно проживать за рубежом. Омбудсмену запрещено состоять в партиях, других объединениях, преследующих политические цели. Уполномоченному предписывается прекратить свою деятельность, если она несовместима с занимаемым им постом, не позднее 2-х недель с даты вступления в должность. В противном случае будет назначен новый омбудсмен.

Досрочное освобождение

Законодательство предусматривает условия, при которых омбудсмен снимается с должности до окончания срока полномочий. Досрочное освобождение допускается:

  1. При нарушении требований ст. 11 ФКЗ, регламентирующего работу должностного лица.
  2. При вступлении в силу приговора суда, по которому омбудсмен признается виновным в преступлении.

Госдума может прекратить полномочия лица ввиду неспособности продолжать деятельность по состоянию здоровья или по прочим причинам в течение не менее 4-х мес. подряд. Досрочно омбудсмен может быть снят с поста и по собственному желанию. Для этого он подает соответствующее заявление.

Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ

17 апреля 2015 г. вступил в действие закон, в соответствии с которым, на федеральном уровне закрепляется порядок назначения, работы, обязанности, компетенция региональных омбудсменов. В нормативном акте также устанавливаются требования к кандидатам на этот пост. Ранее каждый субъект самостоятельно издавал закон, касающийся работы уполномоченного. В результате в разных регионах объем обязанностей и возможностей омбудсменов существенно отличался. С принятием закона на федеральном уровне был установлен общий набор полномочий. Но вместе с тем порядок работы "на местах", правила обращения граждан к омбудсменам и прочие детали работы отнесены к компетенции региональной власти. Назначение на должность уполномоченного находится в ведении представительных органов. Вносить предложение о кандидатуре может высшее должностное лицо региона, депутаты, местные институты самоуправления. Этим правом также наделены правозащитные структуры, прочие организации (общественные палаты и советы и пр.). В своей работе региональный омбудсмен независим от госорганов и служащих.

Компетенция

В качестве основной задачи регионального омбудсмена выступает рассмотрение обращений граждан, иностранцев и лиц, не являющихся подданными какой-либо страны, находящихся на территории России. Тематика заявлений не ограничивается законом. В жалобах могут ставиться вопросы, касающиеся работы медучреждений, ЖКХ, судопроизводства, нарушения экологических, политических и иных прав. Ранее компетенция омбудсменов регламентировалась исключительно региональными законами. В настоящее время права уполномоченных существенно расширены. При рассмотрении заявлений граждан, касающихся действий/бездействий и решений госорганов и структур федерального подчинения, омбудсмены могут:

  1. Беспрепятственно посещать их.
  2. Запрашивать и получать сведения, материалы и документы, необходимые для рассмотрения обращений по существу.
  3. Требовать объяснений от должностных лиц по вопросам, поставленным в жалобах.
  4. Выполнять проверку работы органов самостоятельно либо совместно с другими госструктурами, служащими и должностными лицами.

Кроме этого, администрации мест содержания осужденных обязаны обеспечивать безотлагательный прием уполномоченных. Руководство этих учреждений теперь не может проверять обращения заключенных к омбудсмену. При этом в течение суток администрация обязана направить жалобу уполномоченному. Омбудсмен может беседовать с заключенным или осужденным наедине в условиях, которые позволяют руководству учреждения видеть, но не слышать их.

1. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления могут учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо иные государственные должности, создаваться государственные органы.

2. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

3. Порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации определяется конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.

4. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность и освобождается от должности законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

5. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации назначается (избирается) на должность на срок, установленный конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет.

6. Одно и то же лицо не может быть назначено (избрано) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации более чем на два срока подряд.

7. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

8. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

9. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

10. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

11. На должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

12. Право вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предоставлено высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатам (группе депутатов, фракции) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и организациям.

13. До рассмотрения кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласовывает ее с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, проводит по ней консультации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и организациями.

14. Назначенным (избранным) на должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

16. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

17. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

18. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "ж" пункта 19 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Полномочия уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

в) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

г) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

д) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

е) его выезда за пределы субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства;

ж) утраты им гражданства Российской Федерации;

з) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

и) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законом субъекта Российской Федерации.

20. Истечение срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его роспуск не влечет прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

21. Законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации могут быть возложены функции уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в субъекте Российской Федерации, других должностных лиц, уполномоченных осуществлять защиту прав иных категорий граждан в субъекте Российской Федерации. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации на уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации может быть возложена координация деятельности указанных уполномоченных и других должностных лиц.

22. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации принимает к рассмотрению жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

г) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.

24. Жалобы, адресованные уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрациями мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации.

25. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.

26. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни лица, подавшего жалобу, и других лиц без их письменного согласия.

27. Обеспечение деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.

Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.

Второй страной, где была введена должность омбудсмена, стала Финляндия (Конституция 1919 года), а с середины XX века этот институт стал распространяться и среди других стран мира - как в Европе, так и в других регионах.

Именно после Второй мировой войны стало очевидно, что без гарантий соблюдения прав человека невозможно существование стабильной демократии. С другой стороны, вне демократии нет и не может быть соблюдения и действенной защиты прав человека. Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы.

Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране. Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г. Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека. Дополнительным стимулом к правовому оформлению статуса уполномоченного стало Заключение Страсбурга по заявке России на вступление в Совет Европы, сделанное в январе 1996 года. Его п. V, в частности, гласил: «ожидается, что будет принят соответствующий стандартам Совета Европы новый закон о роли, деятельности и организации Бюро уполномоченного по правам человека».

Еще до того, как закон об уполномоченном был принят, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения возложила обязанности уполномоченного на известного правозащитника С.А.Ковалева. Он был назначен 17 января 1994 года и освобожден от должности 10 марта 1995 года.​

После всех процедур согласования, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1996 года и подписан Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года. Закон официально вступил в силу 4 марта 1997 года.

Закон определяет статус уполномоченного, его компетенцию и порядок назначения и освобождения от должности и предусматривает независимость и неподотчетность уполномоченного каким-либо государственным органам и должностным лицам. Законом также предусматривается учреждение региональных уполномоченных в субъектах федерации.

В целом, институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов, выравнивает «баланс сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. В то же время, уполномоченный не претендует на то, чтобы заменить собой традиционные органы и механизмы контроля. Основа его работы - критическое сотрудничество с органами власти различных уровней. Уполномоченный противостоит попыткам подорвать или исказить правовой характер государства.

Другая важная задача уполномоченного - правовое просвещение. Зачастую, права человека в России нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.

В мае 1998 года Государственная Дума РФ назначила уполномоченным по правам человека в России О.О.Миронова. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.

Преемником О.О.Миронова в 2004 году стал В.П.Лукин, доктор исторических наук, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол России в США. По предложению Президента РФ, Лукин был повторно назначен на должность уполномоченного в 2009 году. В связи с истечением срока полномочий покинул пост в начале 2014 года.

18 марта 2014 года на должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначена Э.А. Памфилова.

Памфилова - известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с 28 марта 2016 года.

22 апреля 2016 года депутаты Государственной думы проголосовали за назначение Т.Н. Москальковой на пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Татьяна Москалькова — доктор юридических и философских наук, профессор, ​заслуженный юрист РФ, генерал-майор МВД в отставке. С декабря 2007 года по апрель 2016 года являлась депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Занимала пост председателя Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором российско-эстонских межпарламентских связей.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Москалькова Татьяна Николаевна

Т.Н. Москалькова

Образование : Окончила Всесоюзный юридический заочный институт в 1978 году, аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР, докторантуру Академии управления МВД России. Доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор.

Трудовую деятельность начала в 1972 году, работала бухгалтером Инюрколлегии, делопроизводителем, старшим юрисконсультом, консультантом Отдела помилования Президиума Верховного Совета РСФСР.

Более 27 лет служит в органах внутренних дел Российской Федерации, прошла путь от рядового референта до первого заместителя Правового департамента МВД России. Заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор милиции в отставке.

С 2003 года - член Совета по вопросам совершенствования правосудия при Президенте Российской Федерации.

С 2007 по 2016 годы являлась депутатом Государственной Думы пятого и шестого созывов, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, членом Комиссии по доходам и расходам.

По роду своей деятельности занимается разработкой законов и других правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека, борьбу с преступностью.

Член Экспертных советов МВД России - по вопросам нормотворческой деятельности МВД России; Комитета по безопасности Государственной Думы; Комитета по безопасности и обороне Совета Федерации.

Неоднократно выступала в качестве международного наблюдателя выборах в государствах СНГ. Представляла Российскую Федерацию в Совете Европы и ОБСЕ. Неоднократно участвовала с российско-белорусских форумах.

Награждена Орденом Почёта, именным огнестрельным оружием, почётными грамотами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Орденом святой Ольги Патриарха Московского и всея Руси, многими ведомственными наградами.

______________________________

Памфилова Элла Александровна

Э.А.Памфилова

Образование:

В 1970 году окончила с золотой медалью среднюю школу. В том же году поступила в Московский энергетический институт, который окончила в 1976 году по специальности «инженер электронной техники».

Профессиональная деятельность:

После окончания института с 1976 по 1989 год работала на Центральном ремонтно-механическом заводе производственного объединения «Мосэнерго» мастером, инженером, технологом, председателем профсоюзного комитета завода.

В 1989 году была избрана народным депутатом СССР, с 1990 года — депутат Верховного Совета СССР, работала в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Являлась также членом Комиссии по борьбе с коррупцией, в 1990—1991 годах — секретарем Комиссии по вопросам привилегий и льгот.

С 1985 по 1990 год Элла Памфилова была членом КПСС. В 1990 году вышла из КПСС и с тех пор является беспартийной.

С ноября 1991 до февраля 1994 года работала министром социальной защиты населения Российской Федерации. В середине января 1994 года она приняла решение не входить в состав реорганизуемого правительства РФ, подала прошение об отставке, которая была принята 25 февраля 1994 года.

В мае 1994 года указом Президента РФ назначена председателем Совета по социальной политике при президенте РФ.

С июня 1993 года — председатель национального совета по подготовке и проведению IV Всемирной конференции по положению женщин

«Действия в интересах равенства, развития и мира», которая проводилась в Пекине в 1995 году.

С 1993 по 1999 год Элла Памфилова была депутатом Государственной Думы РФ первого и второго созывов. Работала в Комитете по социальной политике. Являлась инициатором законопроекта об ограничении депутатской неприкосновенности.

Летом 1995 года она возглавила избирательный блок «Памфилова-Гуров-Лысенко», за который проголосовало свыше миллиона избирателей.

В Государственной Думе РФ второго созыва входила в депутатскую группу «Российские Регионы», работала в Комитете Госдумы по безопасности, где занималась проблемами социальной безопасности, в том числе проблемой предотвращения насилия в семье, профилактики и предупреждения детской безнадзорности и преступности, наркомании и алкоголизма, формированием активной социальной политики.

Также Памфилова вела работу в межфракционной группе «Регионы России» и Комиссии Государственной Думы по содействию нравственному и военно-патриотическому воспитанию молодежи, повышению уровня культуры военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности.

В июле 1996 года была зарегистрировала и возглавила Общероссийское общественное движение «За здоровую Россию». Осенью 1998 года на его базе создала и возглавила движение «За гражданское достоинство», которое координирует усилия неправительственных организаций, работающих в интересах детей. Весной 1999 года это движение принимало участие в мероприятиях по созданию общественно-политического блока губернатора Константина Титова «Голос России» и блока «Вся Россия». Однако ни в один из этих блоков движение не вошло и приняло решение о самостоятельном участии в предстоящих выборах в Государственную Думу. Элла Памфилова возглавила общефедеральный список движения.

В декабре 1999 года движение «За гражданское достоинство» не преодолело пятипроцентный барьер и в Государственную Думу третьего созыва не вошло.

19 февраля 2000 года была зарегистрирована кандидатом на пост президента РФ от движения «За гражданское достоинство». За нее проголосовали 1,01 % избирателей.

17 апреля 2000 года Элла Александровна вошла в состав Общественной независимой комиссии по расследованию правонарушений и защите прав человека на Северном Кавказе. Она неоднократно совершала поездки по всей территории Чеченской Республики, включая горные районы и город Грозный.

В апреле 2002 года была избрана председателем Общероссийского Союза Общественных объединений «Гражданское общество — детям России». Председателем Союза была избрана Элла Памфилова.

В июле 2002 года Указом президента РФ назначена на должность председателя Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

В ноябре 2004 года в связи с реорганизацией Комиссии Указом Президента РФ Элла Памфилова была назначена на должность председателя Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

30 июля 2010 года стало известно, что Элла Памфилова подала в отставку с поста председателя Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Элла Памфилова награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Святого мученика Трифона «За труды и пользу», медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой», французским орденом Кавалера почетного легиона, дипломом лауреата национальной премии им. Петра Великого «За значительный личный вклад в развитие институтов гражданского общества и обеспечение прав человека в России», нагрудным знаком «Почетный работник Минтруда России», ей присвоено звание «Почетного пограничника» и др.

_____________________________________________________________________

Лукин Владимир Петрович

В.П. Лукин

Дата назначения на должность: 13 февраля 2004 года. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от "О назначении Лукина Владимира Петровича на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации".

Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ В.В. Путиным.

18 февраля 2009 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок.

Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Правовые основы деятельности: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" .

Родители репрессированы через несколько дней после его рождения.

Образование: Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, исторический факультет (1959 год). (Специальность – история).

Ученая степень: Доктор исторических наук, профессор. Награжден орденом «Знак почета».

Знание языков: владеет английским, французским и испанским языками.

Профессиональная и политическая карьера: В 1959-60 гг. работал научным сотрудником Государственного исторического музея СССР, в 1966-61 гг. — Музея революции СССР. 1961-64 гг. — аспирант Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР. В 1964-65 гг. научный сотрудник ИМЭМО. 1965-68 гг. — старший референт чехословацкой редакции журнала «Проблемы мира и социализма» (Прага). 1968-87 гг. заведующий сектором дальневосточной политики Института США и Канады АН СССР. 1987-89 гг. -заведующей отделом Управления стран Тихого океана и Юго-Восточной Азии МИД СССР. 1989 г. — заместитель начальника, заведующий отделом Управления оценок и планирования МИД СССР. В 1989-90 гг. руководитель группы анализа и прогнозирования при секретариате ВС СССР.

В 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР по 9 Подольскому национально-территориальному округу (Московская область), баллотируясь в предвыборном блоке «Демократическая Россия». Являлся членом Конституционной комиссии. В июне 1990 г. был избран председателем Комитета ВС РСФСР по межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР. В начале 1992 г. его комитет был инициатором постановки вопроса о статусе Крымского полуострова. С февраля 1992 по сентябрь 1993 года — посол РФ в США. С мая 1992 г. был постоянным наблюдателем РФ при Организации американских государств (ОАГ). В 1991 году был Председателем Советского Национального комитета по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству.

В период избирательной кампании по выборам в ГД РФ возглавил избирательное объединение «Явлинский — Болдырев — Лукин». После победы на выборах стал членом фракции «Яблоко» и возглавил Комитет по международным делам ГД РФ.

17 декабря 1995 года был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва по федеральному округу, список «Яблоко». В Госдуме 2-го созыва был председателем Комитета ГД по международным делам.

19 декабря 1999 года был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по федеральному округу, список «Яблоко». В Государственной Думе 3-го созыва был Вице-спикером Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Кого сменил на должности Уполномоченного: Миронова Олега Орестовича (1998—2003 гг.)

_______________________________

Миронов Олег Орестович

О.О. Миронов

Уполномоченный по правам человека с 1998 года по 2003 год.

Окончил Саратовский юридический институт им. Д. И. Курского в 1963 г., аспирантуру этого института в 1967 г.,

Доктор юридических наук, профессор; действительный член Академии социальных наук.

Профессиональная деятельность : После окончания института работал следователем в милиции городов Пятигорска и Железноводска.

В 1965-1982 гг. - ассистент, преподаватель, доцент, заведующий кафедрой государственного права Саратовского юридического института.

В 1982-1991 гг. - профессор, декан, заведующий кафедрой государственного строительства и права, проректор по научной работе Саратовской ВПШ (ныне — Поволжская Академия Государственной службы); 1991-1993 - профессор кафедры конституционного права Саратовского юридического института.

В 1993 г. и в 1995 г. избирался депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого и второго созывов, был членом фракции КПРФ, членом Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, депутатом Парламентского Собрания Союза Белорусии и России, членом Комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ по правовым вопросам.

С 1993 г. - член ЦИК, с 1995 г. - член ЦК КПРФ;

22 мая 1998 г. в результате тайного голосования Государственной Думой был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, которая отсутствовала в стране после досрочного освобождения от должности первого Уполномоченного по правам человека С.А. Ковалева 10 марта 1995 года.

Заслуженный юрист РФ; опубликовал свыше 200 научных работ (монографии, статьи, главы в учебниках) по проблемам конституционного права, теории государства и права, политологии, среди них монографии «Механизм действия Советской Конституции», «Право на защиту», «Гражданин России. Историко-правовой очерк».

________________________________

Первый Уполномоченный по правам человека в России с 17 января 1994 года по 10 марта 1995 года.

Ковалев Сергей Адамович

С.А. Ковалев

Родился 2 марта 1930 года на Украине, в городе Середина-Буда (по другим данным – Серединабуда ) Сумской области, в семье железнодорожника. В 1932 году его семья переехала в Москву , .

В 1954 году Ковалев окончил биологический факультет МГУ имени Ломоносова . До 1956 года работал в университете старшим лаборантом, в 1956-1959 годах учился в аспирантуре кафедры физиологии животных. В 1960 году Ковалев занял должность младшего научного сотрудника МГУ, в 1961 году - старшего инженера, затем младшего научного сотрудника Института биофизики АН СССР. В 1964 году Ковалев защитил кандидатскую диссертацию и был назначен заведующим отделом межфакультетской лаборатории математических методов в биологии . В сообщениях СМИ о научной деятельности Ковалева упоминалась его специализация - биофизик, специалист в области нейронных сетей (по другим данным, специалист по клеточным мембранам ). За годы работы Ковалев опубликовал более 60 научных работ .

В 1969 году по политическим мотивам Ковалев вынужден был уйти из МГУ . В 1970 году он пришел на работу на Московскую рыбоводно-мелиоративную станцию, где занял должность старшего научного сотрудника .

Еще в середине 1950-х годов Ковалев начал заниматься общественной деятельностью - принимал участие в борьбе против признанного впоследствии антинаучным «учения Лысенко», выступал в защиту генетики , . Как правозащитник Ковалев начал действовать в 1967 году . В 1968 году он примкнул к движению в защиту прав человека в СССР, в мае 1969 года вошел в состав Инициативной группы защиты прав человека в СССР. С 1971 года Ковалев выступал одним из ведущих участников машинописного информационного бюллетеня правозащитников «Хроники текущих событий» .

28 декабря 1974 года Ковалев был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации и пропаганде и в декабре 1975 года приговорили к семи годам лагерей строгого режима и трем годам ссылки. Срок Ковалев отбывал в Скальнинских (Пермских) лагерях и в Чистопольской тюрьме; в ссылку был отправлен на Колыму , . По другим данным, за сотрудничество в «Хрониках текущих событий» Ковалев был приговорен к лагерной ссылке в Сибирь, где находился до 1984 года .

По отбытии срока ссылки Ковалев поселился в городе Калинине (Твери) , разрешение на въезд в Москву получил в 1987 году . После возвращения в столицу правозащитник вернулся к общественной деятельности: стал сопредседателем проектной группы по правам человека Международного фонда за выживание и развитие человечества , вошел в оргкомитет Международного гуманитарного семинара (декабрь 1987 года), участвовал в создании пресс-клуба «Гласность», в учредительном съезде общества «Мемориал» (в 1990 году стал одним из его сопредседателей). В 1989 году Ковалев был назначен сопредседателем с советской стороны Проектной группы по правам человека при Международном фонде за выживание и развитие человечества (впоследствии - Российско-американская группа по правам человека). На этот пост он был рекомендован другим известным правозащитником, академиком Андреем Сахаровым. Тогда же Ковалев вошел в Московскую Хельсинкскую группу .

В 1990 году Ковалев фигурировал в сообщениях СМИ как участник движения «Гражданское действие» , член оргкомитета движения «Демократическая Россия» . Как участник избирательного блока «Демократическая Россия» Ковалев принял участие в выборах и стал депутатом Съезда народных депутатов России, после чего вошел в президиум Верховного Совета РФ и был избран председателем Комитета по правам человека Верховного Совета. Выступил одним из авторов Российской Декларации прав человека и гражданина (январь 1991 года), а также сыграл ведущую роль в разработке 2-й главы («Права и свободы человека и гражданина») Конституции России и ряда федеральных законов, затрагивающих проблематику прав человека - «О реабилитации жертв политических репрессий» (1991), «О чрезвычайном положении» (1991), «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» (1993) , .

В феврале 1993 года Ковалев стал членом президентского совета , а в сентябре того же года был назначен председателем Комиссии по правам человека при президенте России Борисе Ельцине .

В 1993 году Ковалев принял активное участие в создании движения, а затем и партии «Выбор России» (позднее - «Демократический выбор России») и впоследствии вошел в состав политсовета ДВР . В декабре 1993 года Ковалева как представителя избирательного объединения «Выбор России» избрали депутатом Государственной Думы РФ первого созыва от 192 Варшавского округа Москвы , а в январе 1994 года он стал первым в России уполномоченным по правам человека . В марте 1995 года Ковалев был смещен с этого поста депутатами Госдумы . В декабре 1995 года он был избран депутатом Госдумы второго созыва , .

В 1994-1996 годах Ковалев резко критиковал действия российских властей в Чечне. С первых дней войны в республике он работал в районе боевых действий . Возглавил Миссию уполномоченного по правам человека на Северном Кавказе (позднее - Миссия общественных организаций под руководством С.А.Ковалева), созданную при поддержке общества «Мемориал» и ряда других общественных организаций. В некоторых сообщениях СМИ отмечалось, что депутат и его сподвижники сыграли решающую роль в спасении заложников в Буденновске в июне 1995 года (Шамиль Басаев, лидер боевиков, захвативших более тысячи человек в городской больнице, объявил тогда, что готов вести переговоры только с Ковалевым ) . В 1995 году (еще до Буденовска) Ковалев стал кавалером Большой звезды ордена «Рыцарь Чести» Чеченской Республики Ичкерия (правозащитник отказался получать награду до конца чеченской войны и принял орден лишь в январе 1997 года ) .

В январе 1996 года Ковалев подал в отставку с поста председателя Комиссии по правам человека, заявив, что делает это в знак протеста против «окончательного отхода Бориса Николаевича Ельцина от политики демократических реформ». Он написал Ельцину открытое письмо, в котором подчеркнул, что политика президента привела «к многочисленным и грубым нарушениям прав человека в России и к развязыванию гражданской войны на Северном Кавказе, в ходе которой погибло несколько десятков тысяч человек» .

В декабре 1996 года Ковалев возглавил общественный Институт прав человека .

В 1999 году Ковалев был избран в Госдуму по спискам СПС . В 2003 году Ковалев принимал участие в выборах уже как кандидат от «Яблока», но в Думу не попал (партия не смогла преодолеть пятипроцентный барьер) .

Осенью 2006 года Ковалев стал членом партии «Яблоко» и возглавил правозащитное направление ее деятельности , . В декабре 2006 года Ковалев был избран председателем общества «Мемориал» .

В сентябре 2007 года съезд «Яблока» утвердил Ковалева вторым номером в избирательном списке партии для участия в предстоящих выборах в Государственную Думу , . Однако сам Ковалев скептически отзывался о перспективах «Яблока» преодолеть 7-процентный барьер и пройти в парламент. В частности, он отмечал: «если Кремль… будет имитировать парламентаризм в нашей стране более тонко, чем до сих пор, то тогда эти 7 процентов достижимы» .

Общественная деятельность Ковалева начиная с 1994 года вызывала в обществе противоречивые оценки: одни уважали его за принципиальность, другие считали идеалистом , а третьи рассматривали как предателя национальных интересов .

Ковалев - лауреат более чем десятка международных премий. Среди его наград - премия Международной лиги прав человека, премия «За вклад в дело демократии», премия Совета Европы, премия «Homo homini» чешского гуманитарного фонда «Человек в беде» - за исключительные поступки при защите прав человека и активное сопротивление против насилия при решении политических проблем (1995), премия имени Бруно Крайского, премия «Золотой параграф» польского журнала «Право и жиче», премия имени Теодора Хэккера «За деятельность в защиту прав человека и демократии в России, а также за борьбу против войны в Чечне», Нюренбергская премия по правам человека (1996), премия по правам человека Норвежского Хельсинкского комитета, награда американской правозащитной организации «Дом Свободы», премия Совета Европы в области прав человека (1995), награда Международной лиги прав человека ООН (1996) и премия Кеннеди (2000) , .

Ковалев - почетный гражданин Кракова, почетный доктор медицины Каунасской Академии медико-биологических наук, почетный доктор наук в области прав человека Эссекского университета .

Среди хобби Ковалева в прессе упоминалась охота .

Ковалев женат вторым браком на Людмиле Бойцовой. У него трое детей : сын от первого брака Иван и дочери - Мария и Варвара. Дети Ковалева проживают в США , .

Использованные материалы

Артем Ильинский. Партия обманутых надежд. - Новая политика, 18.09.2007

Игорь Романов. «Яблоко»: без магнатов и олигархов. - Независимая газета, 17.09.2007

«Яблоко» утвердило окончательные списки своих кандидатов. - РИА Выборы, 16.09.2007

Сергей Бутман. Власть. Выборы. Перспективы. - Эхо Москвы, 02.03.2007

Отчетно-перевыборные конференции общества «Мемориал». - Мемориал (memo.ru), 17.12.2006

Елена Рейкина. «Яблоко» отрастило пятый палец. - Газета.Ru, 29.09.2006

Ковалев Сергей Адамович. - РИА Новости, 25.12.2003

Дмитрий Камышев. Кто записался кандидатом. - Власть, 13.10.2003. - №40 (543)

Игорь Свинаренко. Матерый человечище. - Газета.Ru, 02.03.2000

Приложение к постановлению Центральной избирательной от 29 декабря 1999 года N 65/764-3 Список избранных депутатов Государственной Думы Федерального По федеральному избирательному округу. - Российская газета, 31.12.1999

Сергей Ковалев скавалер ордена Рыцать Чести Ичкерии. - Профиль, 11.02.1997. - №5

Сергей Ковалев ушел от президента. - Независимая газета, 25.01.1996. - 015

Елена Чернобровкина. Ну, и за кем пошел электорат? - Вечерняя Казань, 18.12.1995

Ю.Бялый. Синдром пораженчества. - Завтра, 15.07.1995. - №28

В Буденовске уже 9 часов продолжается перемирие. - РТР, Вести, 17.06.1995

Сергей Ковалев стал кавалером Большой звезды ордена РЫЦАРЬ ЧЕСТИ Чеченской. - Радио России, 08.06.1995

Иван Родин. Сергей Ковалев действиетльно уволен. - Независимая газета, 11.03.1995. - №043

Долгие годы железный занавес надежно укрывал от пристальноговзгляда мировой общественности практически все, что происходило на одной шестой части планеты... - ОРТ, 24.11.1994

Председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ, депутат Государственной Думы Сергей Ковалев назначен Уполномоченным по правам человека. - Известия, 22.01.1994. - №13

Список депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской федерации, избранных по одномандатным избирательным округам. - Российская газета, 28.12.1993

Ельцин подписал указы об образовании Комиссии законодательных предположений. - ОРТ, Новости, 26.09.1993

Беседа с членом президиума ВС РФ, председателем комитета ВС РФ по правам человека Сергеем Адамовичем Ковалевым. Ведущий Алексей Венедиктов. - Эхо Москвы, 02.11.1992

Обращение оргкомитета по созданию движения «Демократическая Россия». - Огонек, 15.09.1990. - №38

Декларация движения «Граджданское действие»". - Огонек, 17.02.1990. - №8

Хроника текущих событий. В тюрьмах и лагерях. - Антология самиздата, 16.03.1977. - №44

Биография Сергея Ковалева. - Институт прав человека (hrights.ru)

Об институте. - Институт прав человека (hrights.ru)

Ковалев Сергей Адамович. - ИИЦ Панорама. - http://b6.narod.ru/inde.html



 

Возможно, будет полезно почитать: