Что не является принципом уголовного права. Значение принципов уголовного права

В ранее действовавших уголовных кодексах России принципы уголовного права не были закреплены. В этой связи в теории уголовного права формулировались различные принципы, их классифицировали на общие, специальные (отраслевые) и межотраслевые. Введение в УК РФ 1996 года норм-принципов позволило, во-первых, сосредоточить внимание на принципах, включенных в уголовный закон ; во-вторых, нормативно ориентировать на них лиц, применяющих уголовный закон .

В любой области теоретической и практической деятельности принципами (principium - начало, основа) именуются руководящие, базовые идеи, определяющие главное в деятельности, важное содержание деятельности. Применяя это общее понятие к области уголовно-правового регулирования, выходим на следующее определение.

Принципы уголовного права - это руководящие, базовые идеи, законодательно закрепленные и определяющие содержание уголовного законодательства и практики его применения как в целом, так и на уровне отдельных задач, функций и методов их реализации.

Таким образом, принципы относятся ко всей структуре уголовного закона, отдельных уголовно-правовых институтов и норм, являются ориентиром смысла деятельности при применении уголовного закона. В современном уголовном законодательстве России важное значение имеет то обстоятельство, что принципы уголовного права нормативно закреплены и непосредственно сформулированы в уголовном законе (ст.ст. 3 - 7 УК РФ). Следовательно, они имеют общеобязательный характер на законодательном и правоприменительном уровнях. Соответствие деятельности принципам уголовного права, направленность на их реализацию требований уголовного закона - необходимое условие принятия решения по уголовному делу. Только в этом случае оно может рассматриваться как правомерное, целесообразное, обоснованное в социальном и правовом отношении . И наоборот, отступление от принципов уголовного права, их нарушение влекут за собой «по определению» признание неправомерным уголовно-правовое решение. Законодатель закрепил в УК РФ следующие принципы: законность , равенство граждан перед законом, вина (ответственность за вину), справедливость, гуманизм. Как своеобразный итог системы принципов уголовного права, сформулирована норма «Основание уголовной ответственности » (ст. 8 УК РФ). При определении формы уголовно-правового регулирования, норм-принципов и основания уголовной ответственности выражают саму специфику уголовного права, как особой отрасли российского права.

В чем же заключается необходимость закрепления принципов в уголовном законе? Каково их содержание?

Принципы уголовного права содержательно отличаются от одноименных принципов других отраслей права . Все дело в том, что здесь имеются содержательные различия. В уголовном праве о законности, равенстве перед законом, ответственности за вину, справедливости, гуманизме говорится не «вообще», а конкретизировано в соответствии с предметом уголовно-правого регулирования. Например, принцип законности раскрывается через условия признания деяния преступным и наказуемым; принцип вины включает запрет уголовной ответственности за невиновное причинение вреда; принцип справедливости закрепляет соответствие уголовно-правового воздействия деянию и личности виновного и т. д.

Механизм действия принципов уголовного права на уровне правоприменения состоит в их «усвоении» лицами, применяющими уголовный закон: руководителями, следователями, дознавателями, иными лицами, в формировании у них необходимости, умений и желаний следовать данным принципам в правоприменительной деятельности. В случае нарушения принципов уголовного права вступает в действие система их выявления и устранения: прокурорский надзор и судебный контроль , которые обязаны восстановить нарушенные права, обеспечить отмену не основанных на принципах уголовного права действий и решений правоприменителей.

Ознакомление с содержанием принципов уголовного права способствует формированию правосознания граждан, их отношения к уголовному закону и практике его применения, например, ориентировании в собственных правах и возможностях в сфере уголовно-правовой борьбы с преступностью . Характеризуя значимость принципов в уголовно-правовом регулировании общественных отношений, законодатель начинает с указания на установление «основания и принципов уголовной ответственности» (ч. 2 ст. 3 УК РФ). Далее он перечисляет другие элементы уголовно-правового регулирования: установление круга деяний, признаваемых преступлениями , видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера и т. д. Таким образом, закон подчеркивает определяющую роль принципов для всего содержания уголовного права.

Включение непосредственно в Уголовный кодекс РФ содержания принципов уголовного права преобразовало их в систему нормативных предписаний для всех уголовно-правовых действий и решений.

Сопоставительный анализ содержания отдельных принципов свидетельствует о том, что они связаны определенной зависимостью и являются взаимодействующими звеньями целостности, образующей систему принципов, дополняя друг друга. Именно в их целостности проявляется тот «дух закона », о котором говорил знаменитый французский просветитель Монтескье.

Среди принципов уголовного права нет основных и вспомогательных. Взаимодействуя друг с другом, принципы уголовного права обеспечивают единство, стабильность, целенаправленность действия, их предписаний. Например, законность , как принцип, подкрепляется равенством граждан перед уголовным законом , без чего законность просто неосуществима. Она также воплощается в ответственности за вину , реализуется в принципах справедливости и гуманизма. Нетрудно убедиться, что такую же зависимость можно обнаружить, взяв за основу любой из принципов и сопоставляя их с содержанием других принципов. Рассмотрим принципы уголовного права более подробно, в их взаимосвязи.

Принцип законности сформулирован в ст. 3 УК РФ следующим образом: «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом». В основе приведенной формулировки, несомненно, лежит положение, известное уже юристам Древнего Рима: «Нет ни преступления и наказания , если они не предусмотрены законом». Иными словами, когда решается вопрос: является ли определенное действие (бездействие) преступлением и подлежит ли лицо, его совершившее наказанию, необходимо руководствоваться единственным критерием - имеется ли в Уголовном кодексе состав (обобщенное описание типичных признаков) преступления, которому всеми своими конкретными признаками соответствует данное действие или бездействие.

Таким образом, принцип законности требует обоснованной квалификации деяния по статье (статьям) Особенной части УК РФ в точном соответствии с содержанием закона, запрещающим применение уголовного закона по аналогии. Иными словами, не допускается восполнение обнаружившихся пробелов в уголовном законе путем применения его к случаям, прямо в нем не предусмотренным, хотя бы и частично похожим на те, которые описаны в определенном составе преступления . Например, ст. 175 УК РФ предусматривает ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Попытка квалифицировать по этой статье деяния, заключающиеся в приобретении и сбыте имущества, заведомо добытого не преступным, а иным незаконным путем (например, путем незаконной гражданско-правовой сделки), будет нарушением принципа законности в силу применения уголовного закона по аналогии.

Принцип законности предполагает не только правильное решение вопросов преступности и наказуемости деяний, но и решение в точном соответствии с уголовным законом всех других вопросов, связанных, например, с уголовной ответственностью и наказанием, применением именно тех норм, которые действуют в данное время и в данном месте, а также общих начал назначения наказания . Следует подчеркнуть, что законодатель специально подкрепил обязанность участников уголовно-правовых отношений безусловно и точно выполнять всю совокупность требований Общей и Особенной частей УК РФ, а также устанавливать уголовную ответственность за должностные преступления лиц, осуществляющих правосудие или предварительное расследование, и за преступления против правосудия.

Уголовный закон во взаимодействии с уголовно-процессуальным законом, законом об оперативно-розыскной деятельности и другими правовыми средствами, как правило, обеспечивает реализацию уголовной ответственности виновных, создание необходимой доказательственной базы для этого. При реализации принципа законности не следует забывать положение ст. 2 Конституции РФ : «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства » и соответственно системы уголовной юстиции.

Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ) устанавливает, что все «лица, совершившие преступление, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства , отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств».

Принцип равенства граждан перед законом развивает в сфере уголовно-правового регулирования конституционное положение: «все равны перед законом и судом » (ст. 19 Конституции РФ). Имеется в виду, что основания и пределы уголовной ответственности одинаковы для всех лиц, деяния которых подпадает под юрисдикцию уголовного законодательства России, независимо от личного, профессионального, служебного статуса этих лиц. Но, как точно отмечено в литературе, «в этом случае равенство проявляется только в одном: все лица, совершившие преступление, независимо от указанных в ст. 4 УК РФ характеристик, равным образом, т. е. одинаково, подлежат уголовной ответственности. Вместе с тем этот принцип не означает их равной ответственности и наказания». Иными словами, характеристики лиц, совершивших преступление, не влияют на их обязанность нести эту ответственность в предусмотренных законом случаях, но могут влиять на индивидуализацию ответственности. Например, смягчают наказание несовершеннолетний возраст, беременность, наличие несовершеннолетних детей у виновного (п.п. «б», «в», «г» ч. 1 ст. 61 УК РФ). И наоборот, наличие у виновного служебного положения, позволившего при совершении преступления использовать доверие потерпевшего , является в силу п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ обстоятельством, отягчающим наказание.

Статусная характеристика гражданина: должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации либо лицо, обладающее иммунитетом, - дипломат, депутат Федерального собрания РФ - имеет процессуальные особенности порядка привлечения к уголовной ответственности, но не устраняет их обязанность нести ответственность за преступление, она может быть значима для индивидуализации ответственности.

Принцип вины (ст. 5 УК РФ) предусматривает, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействия) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина».

Принцип вины исходит из личной (персональной) ответственности лица, виновного в совершении преступления. Он предусматривает уголовную ответственность только физических лиц . В соответствии с рассматриваемым принципом уголовной ответственности наказанию за преступления подлежат только физические лица, которые, во-первых, способны ее нести (достигли возраста уголовной ответственности и вменяемые); во-вторых, совершившие запрещенные уголовным законом действия или бездействия виновно-умышленно или по неосторожности. Об умышленном или неосторожном преступлении можно говорить тогда, когда доказан осознанно целенаправленный характер противоправного деяния, совершенного данным лицом в нарушение уголовно-правового запрета. Иными словами, когда доказано, что субъект преступления осознавал фактический характер своего поведенческого акта, выразившегося в нарушении уголовно-правового запрета.

Важно иметь в виду, что о вине можно говорить только тогда, когда личность может иметь выбор между преступным и непреступным вариантом поведения. Если же возможности выбора нет, например, когда лицо совершает деяние в силу непреодолимого принуждения со стороны других лиц (ст. 40 УК РФ), уголовная ответственность и наказание может не наступить. Ч. 2 ст. 5 УК РФ формулирует принцип ответственности за вину и запрещает так называемое объективное вменение. Речь идет о привлечении к уголовной ответственности и наказании при отсутствии вины (например, недоказанности, которая равносильна признанию отсутствия вины). Объективное вменение имеет место в следственной и судебной практике до настоящего времени, в частности, по делам о транспортных преступлениях, когда тяжесть последствий как бы оправдывает привлечение к уголовной ответственности водителей автотранспортных средств (источников повышенной опасности) при неустановленной их вине.

Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) сформулирован следующим образом: «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т. е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного». Таким образом, закон связывает, прежде всего, принцип справедливости с индивидуализацией уголовной ответственности и наказания. В этом аспекте принцип справедливости означает, что законодатель ориентирует правоприменителя не на месть, жалость и тому подобные эмоции, а на необходимость добиваться максимального соответствия наказания характеру общественной опасности деяния (исходя из активной роли в преступлении, интенсивности, упорства, жестокости, профессионализма действий и т. д.), а также иных качеств личности виновного.

Индивидуализация ответственности и наказания возлагает на органы уголовной юстиции, прежде всего лиц, осуществляющих предварительное расследование, сбор данных о личности правонарушителя для того, чтобы «подготовить» решение суда, основанное на определении справедливого наказания или оправдания подозреваемого, что и будет реализацией принципа справедливости. Характер и объем таких сведений не всегда правильно интерпретируется в литературе. Утверждается, например, что «список сведений не ограничен, зависит лишь от активности участников судебного разбирательства ». Это не совсем так. Во-первых, данные о личности виновного собираются независимо от активности обвинения и защиты, а весь необходимый круг данных должен быть собран органом, осуществляющим производство по уголовному делу. Во-вторых, круг таких сведений не может быть произвольным, а определяется относимостью данных к конкретному уголовному делу (возможностью с их помощью установить субъективную сторону преступления - вину, мотив, цель преступления и возможностью влияния ответственности и наказания на процесс исправительного воздействия и т. д.) Данные о личности виновного, не имеющие отношения к уголовному делу, органом предварительного расследования и судом учитываться не могут.

Принцип справедливости в аспекте индивидуализации ответственности предполагает всесторонность, полноту, объективность досудебного и судебного исследования всей совокупности обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу (ст.ст. 60, 89 УК РФ; ст.ст. 73 - 75 УПК РФ). Следует также обратить внимание на положения ст. 52 Конституции РФ об обеспечении потерпевшим доступа к правосудию и компенсации ущерба. В этой связи важно особо выделить весь комплекс обстоятельств, необходимых для восстановления прав и законных интересов жертв преступлений и возмещения причиненного им вреда преступлением.

Принцип справедливости, в свою очередь, предполагает обоснованный отбор криминализируемых и декриминализируемых деяний, оптимизацию видов и размеров санкций в конкретных составах, совершенствование общих начал назначения наказания и других уголовно-правовых мер, которые позволили бы в каждом конкретном случае осуществить необходимое и достаточное уголовно-правовое воздействие на виновного для достижения целей его исправления. Речь в этом случае идет о расширении возможностей индивидуализации ответственности и наказания, что служит достижению их справедливости. При этом, «устанавливая альтернативные санкции или относительно определенные санкции с достаточно широким разрывом между нижним и верхним пределами, законодатель предоставляет суду реальную возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае»8. Неполное использование указанных возможностей либо их игнорирование приводит к нарушению общих начал уголовной ответственности и наказания и может породить несправедливость. Например, по уголовному делу врача Николаева, возглавившего фирму по поставкам медицинских препаратов, суд за убийство вымогателя назначил наказание в виде 13 лет лишения свободы (почти верхнего предела ст. 105 УК РФ). При этом не было принято во внимание, что вымогатель (бывший партнер осужденного) на сумму долга в одностороннем порядке установил огромные проценты, увеличив сумму долга в 4 раза. Убийство было ситуативным, после угрозы потерпевшего вновь увеличить сумму долга. Суд не учел того, что виновный находился в длительной психотравмирующей ситуации и, наконец, что на иждивении виновного находилось трое малолетних детей. Очевидно, что игнорирование судом возможностей, которые в данном случае предоставлял закон для индивидуализации наказания, привело к принятию несправедливого приговора . Верховный суд РФ в последующем существенно смягчил приговор по данному делу.

Несправедливым является не только неоправданно суровый, но и неоправданно мягкий приговор. В УК РФ предусмотрена возможность не только для смягчения, но и для усиления ответственности, если это вытекает из обстоятельств уголовного дела. Так, ст. 63 УК РФ предполагает обстоятельства, отягчающие наказание, а ст.ст. 69-71 УК РФ, предусматривающие назначение наказания по совокупности преступлений или приговоров, значительно расширили возможности для реального сложения наказаний. Этому же служит включение в некоторые статьи Особенной части УК РФ квалифицированных составов со значительным увеличением размера наказания.

Следует обратить внимание на то, что при определении целей наказания выделено восстановление социальной справедливости (ст. 43 УК РФ). Суд, назначая справедливое наказание, тем самым восстанавливает социальную справедливость и устраняет, хотя бы частично, несправедливость, причиненную преступником. Таким образом, реализуя цель восстановления социальной справедливости, правоохранительные органы воплощают в жизнь принцип справедливости уголовного наказания , и тем самым для общества и для конкретных преступников и потерпевших реализуется единство нравственных и правовых основ уголовного законодательства. Уголовная ответственность и наказание виновного восстанавливают или компенсируют нарушенные права и законные интересы личности, общества, государства.

Принцип справедливости, как и другие принципы уголовного права, предполагает наличие процессуального механизма, позволяющего предупреждать и устранять нарушения прав виновного и потерпевшего. Речь идет о средствах судебного и прокурорского надзора . Лица, полагающие, что в отношении их нарушена справедливость, имеют право обжаловать соответствующие действия и решения сотрудников правоохранительных органов и судей. После ратификации Россией конвенций Совета Европы стали реальностью положения ч. 3 ст. 46 Конституции РФ. Осужденный либо потерпевший, исчерпав внутри государства все средства правовой защиты от несправедливого решения по уголовному делу, вправе обратиться в Европейский суд по правам человека . Его решения окончательные и не могут быть оспорены российскими судами. И этим правом в последние годы достаточно часто пользуются граждане России.

При ошибочном привлечении к уголовной ответственности у лица возникает право на возмещение государством морального, физического, имущественного вреда, причиненного следственной ошибкой либо незаконными действиями должностных лиц правоохранительных органов. Кроме того, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное содержание под стражей, фальсификация доказательств , вынесение заведомо неправосудного приговора рассматриваются как преступление против правосудия.

Принцип гуманизма ст. 7 УК РФ связан с обеспечением безопасности человека и тем, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицам, совершившим преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

В приведенной формулировке отчетливо выделяются два взаимосвязанных аспекта. Принцип гуманизма предполагает направленность уголовного закона на обеспечение безопасности всех членов общества. Речь, таким образом, не идет об абстрактных идеях смягчения ответственности и наказания9. Изменения уголовного законодательства также должны происходить с учетом социальной и криминальной обстановок и лишь в пределах, которые не ставят под угрозу достижение целей уголовной ответственности и наказания при безусловном соблюдении принципов справедливости и гуманизма. Не менее важно помнить и о приоритетном требовании защищать права и законные интересы потерпевших, жертв преступлений, а не только лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Принцип гуманизма может трактоваться как человечность. В этой связи реализация принципа гуманизма, как и всех других принципов уголовного законодательства, должна обеспечивать эффективную защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств. Принцип гуманизма обеспечивает защиту от избыточности и иной «искаженной» направленности мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступление. Запрет на жестокость или унижение человеческого достоинства преступников вытекает из ст. 21 Конституции РФ и международно-правовых обязательств России. В соответствии с этим в перечне уголовных наказаний и других мер уголовно-правового характера отсутствуют те из них, которые связаны с членовредительством либо причинением физических и психических мучений. Такие наказания, например, как битье камнями, палками, членовредительство, до сего времени сохранились в уголовных законодательствах мусульманских государств.

Характер уголовного наказания вызывает у многих осужденных серьезные психические переживания, ухудшение условий их физического состояния. Не противоречат ли последствия наказания принципу гуманизма? На этот вопрос следует ответить отрицательно. В соответствии со ст. 43 УК РФ суть наказания виновного «заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». А значит, переживания, неблагоприятные условия жизни и иные, предусмотренные уголовным законом последствия, неизбежны. Все дело в том, что это не является целью уголовного наказания, а его неизбежным следствием. При этом уголовно-исправительное законодательство РФ предусматривает, что лица, отбывающие наказание, сохраняют права; пределы лишения или ограничения их прав ограничены законом. На исправительные учреждения в полном объеме распространяется прокурорский надзор, а осужденные вправе обжаловать незаконные действия администрации учреждений, исполняющих наказание.

Реализация рассмотренных принципов уголовного законодательства для правоприменителя - процесс постоянный. Многое в этом процессе зависит от профессиональной подготовленности лиц, применяющих уголовный закон, от надлежащего ресурсного, кадрового, организационного обеспечения их деятельности, от формирования в обществе атмосферы доверия по отношению к правоохранительным органам и их поддержки. Опираясь на систему принципов уголовного законодательства, используя положения ст.ст. 3 - 7 УК РФ, как норм прямого действия, следует вести борьбу с искажениями правоприменительной практики, противостоять фактам нарушений уголовного законодательства, формировать «правильное понимание духа и буквы…уголовного законодательства, готовность профессиональных умений и навыков неукоснительного исполнения его требований».

Принципы уголовного права разработаны наукой уголовного права на основе анализа уголовно-правовых норм и выявления закономерностей, присущих этой отрасли законодательства. Основополагающие принципы уголовного права России закреплены в ст. 3-7 УК РФ. К ним относятся принципы законности (ст. 3), равенства граждан перед законом (ст. 4), вины (ст. 5), справедливости (ст. 6) и гуманизма (ст. 7). Ранее эти и другие принципы вычленялись и раскрывались лишь в теоретических трудах по уголовному праву*.

*См, например. Курс советского уголовного права. М.: Наука, 1970. Т. 1. С. 9-11; Советское уголовное право. Общая часть. М. Юрид. лит., 1977. С. 19-26: Советское уголовное право. Общая часть. М МГУ, 1981 С. 18-27; Советское уголовное право. Честь Общая. М. Юрид. ЛИТ., 1982 С 16-26

Принцип законности имеет общеправовое и уголовно-правовое значение и содержание. Как общеправовой он базируется на нормах, закрепленных в ст. 15, 45-54 Конституции РФ, прежде всего – в ч. 2 ст. 15, где указано, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Уголовно-правовое содержание принципа законности выражено в нормах, помещенных в ст. 3 УК РФ, в ч. 1 которой установлено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом», а в ч. 2 – что «применение уголовного закона по аналогии не допускается».

Принцип равенства граждан перед законом так же, как и принцип законности, выступает в качестве общеправового и уголовно-правового. Как общеправовой он сформулирован и закреплен в ст. 19 Конституции РФ, как уголовно-правовой – в ст. 4 УК РФ, установившей, что «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Вместе с тем из этого принципа в его общеправовом и уголовно-правовом значениях предусмотрены изъятия. Они содержатся в ст. 91,98 и 122 Конституции РФ о неприкосновенности Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также судей. Конкретизирован принцип неприкосновенности в ст. 98 Конституции РФ, гласящей: «I. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания». Статус неприкосновенности Президента РФ в ст. 91 и судей в ст. 122 Конституции РФ не конкретизирован, причем относительно детализации неприкосновенности судей в ст. 122 сделана отсылка к федеральному закону. Таковым является Закон РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», где неприкосновенность судей регламентирована ст. 16*.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. Мв 30. Ст. 1792.

Кроме того, в коллизии с принципом равенства граждан перед законом, провозглашенным в ст. 19 Конституции РФ и ст. 4 УК РФ, находится норма о неприкосновенности прокуроров, содержащаяся в ст. 39 Закона РФ от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации»*. В отличие от неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей, неприкосновенность прокуроров не закреплена в Конституции РФ. Поскольку на основании ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, является законом прямого действия, следует считать, что прокуроры не обладают неприкосновенностью и уравниваются перед законом с другими гражданами.

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совет Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 336.

Принцип вины сформулирован и закреплен в ст. 5 УК РФ. Часть 1 этой статьи гласит, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина», а ч. 2 – что «объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается». Данный принцип означает, что уголовная ответственность наступает за деяние, совершенное лишь умышленно или по неосторожности.

Принцип справедливости предусмотрен ст. 6 УК РФ. В соответствии с ч. 1 этой статьи «наказание и иные меры уголовно- правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного», а согласно ч. 2 – «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Если положение, содержащееся в ч. 2 ст. 6 УК РФ, в полной мере выражает принцип справедливости, то норма, установленная ч. 1 этой статьи, находит свое отражение в принципе законности. Это обусловлено тем, что справедливость воспринимается разными людьми, в том числе потерпевшим и виновным, неодинаково и мерилом справедливости является закон. Наказание справедливо только тогда, когда назначено в соответствии с уголовно-правовыми нормами об общих началах назначения наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах и т.д. Вместе с тем норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 6 УК РФ, в определенной мере конкретизирует принцип законности в той части, которая касается назначения наказания за совершенное лицом преступление.

Принцип гуманизма определен в ст. 7 УК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи «уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека», а согласно ч. 2 – «наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Принцип гуманизма проявляется также в ряде конкретных законоположений. Во-первых, как усматривается из задач УК РФ и анализа совокупности практически всех уголовно-правовых норм, содержащий их данный Уголовный кодекс охраняет каждого члена общества в отдельности и общество в целом и допускает возможность применения наказания лишь к лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные в качестве преступлений. Во-вторых, УК РФ содержит универсальную взаимосвязанную систему норм, предусматривающих возможность назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64); назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65); условного осуждения (ст. 73); освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим (ст. 75, 76); условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79); замены неотбытой части наказания в связи с болезнью (ст. 81); отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82); освобождения от уголовной ответственности и от наказания на основании актов амнистии или помилования (ст. 84, 85), а также запрещающих применение смертной казни к женщинам, независимо от возраста, к мужчинам в возрасте до восемнадцати лет и достигшим шестидесятипятилетнего возраста (ст. 59) и т.д. В-третьих, согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания».

Обобщая отмеченные и другие законоположения, можно констатировать, что принцип гуманизма в УК РФ выражается в: 1) обеспечении безопасности человека; 2) гуманном отношении к правонарушителям; 3) направленности на применение наименее строгих мер наказания; 4) направленности на разнообразие мер ответственности и наказаний; 5) стимулировании исправления правонарушителей.

Кроме рассмотренных принципов, специально определенных и закрепленных в ст. 3-7 УК РФ, Кодексу присущи и другие принципы, отраженные в нормах данного УК и вычленяемые теорией уголовного права. К ним относятся принципы патриотизма, интернационализма и неотвратимости ответственности.

Принцип патриотизма выражен в ст. 275 УК РФ об ответственности за государственную измену. Суть его в том, что гражданину Российской Федерации запрещено под угрозой строгого наказания изменять Российской Федерации, то есть оказывать помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Уголовный закон, таким образом, обязывает любого гражданина Российской Федерации всегда быть верным Родине, являться ее патриотом.

Принцип интернационализма выражается как в ст. 4 УК РФ о равенстве перед законом совершивших преступления лиц, независимо от расы и национальности, так и в ряде норм Особенной части УК РФ, например в п. «л» ч. 2 ст. 105, ст. 282, 357 об ответственности соответственно за убийство по мотиву национальной, расовой ненависти или вражды, за возбуждение национальной, расовой вражды, за геноцид. Содержание этого принципа заключается в том, что УК РФ, с одной стороны, исключает неравенство лиц, совершивших преступления, в зависимости от их национальности или расы, а с другой – защищает лиц всех рас и национальностей от посягательств на них по мотиву расовой или национальной принадлежности.

Принцип неотвратимости ответственности в уголовно-правовом значении вытекает из смысла и духа УК РФ и состоит в том, что ответственность должен нести каждый совершивший преступление, в том числе соучастник либо лицо, осуществляющее приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушение на любое преступление.


Похожая информация.


Принципами уголовного права считаются закрепленные в уголовном законодательстве основополагающие идеи, которые определяют как в целом его содержание, так и содержание отдельных его институтов.

Уголовный закон России закрепил пять принципов:

  • – законности;
  • – равенства граждан перед законом;
  • – вины;
  • – справедливости;
  • – гуманизма.

Каждый из них является самостоятельным, в своей же совокупности принципы образуют определенную систему, в которой они находятся в тесной связи и взаимообусловленности. Уголовное право не может основываться только на каком-то одном из них, пусть даже самом значительном и важном. Воплощение отдельно взятого принципа зависит от полноты и реальности всех составляющих, входящих в систему.

Принципы уголовного права отражают общечеловеческие ценности, вытекают из Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права.

Принцип законности означает, что государство, все его органы признают приоритет права, подчиняются праву, не могут обходить предписания закона и несут политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств.

Принцип законности в уголовном праве означает также, что уголовная ответственность и иные правовые последствия должны наступать в точном соответствии с действующим законом. Это положение находит отражение в Конституции РФ, в ст. 54 которой указывается на то, что "никто нс может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением". В правовом государстве правомерность либо противоправность поведения гражданина, а равно его ответственность за противоправное деяние определяются действующим законом.

Поскольку уголовное наказание может применяться только к лицам, совершившим преступление, в качестве закона, устанавливающего наказуемость деяния, может рассматриваться закон, объявляющий то или иное противоправное деяние преступным и устанавливающий за его совершение уголовное наказание, основное либо основное и дополнительное, из числа предусмотренных УК РФ. Это может быть дополнением Особенной части УК РФ путем включения в нее новой статьи или включения в уже имеющуюся статью нового состава преступления, ранее не рассматривавшегося в качестве преступления, в том числе под каким бы то ни было иным наименованием.

Помимо сказанного, принцип законности означает также следующее: возможность применения иных мер уголовноправового характера обусловлена наличием их в тексте уголовного закона, и недопустимость применения аналогии закона, т.е. когда к деянию, уголовная наказуемость которого прямо не указана в УК РФ, применяется сходная норма.

Принцип равенства граждан перед законом является конституционным, он означает одинаковый подход при решении вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе.

Толкование текста ст. 4 УК РФ в соответствии с ее названием должно быть расширительным. Заголовок распространяет принцип равенства на граждан. В тексте же говорится только о лицах, совершивших преступления. Все участники уголовно-правовых отношений – лица, совершившие преступления, потерпевшие, лица, исполняющие и применяющие законы, – обязаны следовать принципу равенства граждан перед законом.

Отсюда принцип равенства, подобно всем иным уголовно-правовым принципам, имеет своими адресатами законодателя, правоприменителя и граждан (прежде всего в лице совершивших преступления и потерпевших от преступлений).

Следование принципу равенства законодателем означает такую криминализацию деяний, которая нс ставила бы вне ответственности какие-либо категории правонарушителей. Равной должна быть и защита интересов потерпевших – граждан, а также общества и государства. При этом криминализация деяний со специальным субъектом, например должностным лицом, военнослужащим, судьей и т.д., за которые другие граждане не наказываются, не противоречит принципу равенства граждан перед законом.

В этом принципе сформулирована обязанность государства гарантировать это равенство независимо ни от природных данных, пи от общественных черт личности. Среди природных признаков человека указаны пол, раса, национальность. Признаки человека как общественного существа включают языковую принадлежность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, религиозное исповедание, политические убеждения, участие в общественных объединениях. Поскольку спецификой Российской Федерации являются многонациональный состав населения, наличие разных рас, разнообразие языков, религиозных конфессий, в статье дополнительно выделены и защищены от ограничений права граждан по этим признакам.

Важным аспектом принципа равенства является то, что лицо, совершившее преступление, не должно подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию; это относится к каждому человеку – независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям – и дает всем равную правовую защиту, включая и тех, кто совершил преступление и находится в местах лишения свободы.

Принцип вины означает, что уголовная ответственность может наступить только при наличии определенного психического отношения лица к своим действиям, носящим характер общественно опасных и причиняющим вред интересам личности, общества и государства. Соответственно такое психическое отношение лица к содеянному должно быть доказано в установленном законом порядке. Поэтому корреспондирующим принципу вины является конституционный принцип презумпции невиновности – одно из важнейших положений демократического правового государства.

Принцип презумпции невиновности определяет характер отношений между государством, его органами, должностными лицами и гражданами, с одной стороны, и лицом, против которого выдвинуты обвинения в преступлении, – с другой. Хотя этот принцип сформулирован как уголовнопроцессуальный, его действие выходит за рамки собственно уголовного процесса и требует от всех – не только от органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, но и от других лиц, – относиться к человеку, чья вина в совершении преступления не доказана во вступившем в законную силу приговоре, как к невиновному.

Обвиняемый (подозреваемый) может быть признан виновным лишь при условии, что его вина будет доказана в предусмотренном законом порядке и будет установлена в обвинительном приговоре суда. Вынесение в отношении лица оправдательного приговора, независимо от оснований оправдания, исключает возможность поставления его невиновности под сомнение.

В ст. 5 УК РФ также говорится, что объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, нс допускается. Данные положения свидетельствуют о том, что российскому законодательству чуждо объективное вменение, ответственность за "мысли", "опасное состояние", "убеждение", случайное причинение вреда. Уголовное право, в отличие от морали, религии, охраняет общество от посягательств в форме действий (бездействия), но не от настроений, размышлений, убеждений.

Принцип справедливости требует реального обеспечения защиты закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, его жизни, здоровья, имущества от преступных посягательств. Вместе с тем этот принцип распространяет свое действие и на лиц, совершивших преступление или иное правонарушение: применяемые к ним меры должны основываться на законе и быть справедливыми, соответствовать тяжести совершенных ими правонарушений и степени их вины.

Принцип справедливости имеет два аспекта: справедливость уголовного закона и справедливость наказания, назначаемого судом за преступление.

Справедлив закон, который отвечает требованию социальной обоснованности криминализации деяний и пенализации преступлений. Не отвечающий этим требованиям закон обречен на бездействие как не отражающий правосознание общества и нс защищающий его интересы.

Значительное материальное, идеологическое и политическое расслоение общества в России в последнее десятилетие сказалось и на структуре его правосознания. Отсюда простыми опросами населения, к тому же не бесспорными с точки зрения репрезентативности (представительности), к которым часто прибегают СМИ, трудно выявить подлинную "волю народа". Даже стабильное преобладание того или иного воззрения у реципиентов относительно уголовно-правовых отношений еще не дает оснований для суждения о социальной справедливости тех или иных уголовно-правовых норм.

Социально обоснован закон, который эффективен, т.е. выполняет охранительные и предупредительные задачи, а также достигает целей наказания – исправление виновного в преступлении лица и предупреждение совершения преступлений другими гражданами (ст. 43 УК РФ). Неэффективен такой закон, который ввиду его конструктивных недостатков не применяется либо редко применяется к реально существующей преступности.

Справедлив закон криминологически обоснованный, т.е. нацеленный на сокращение преступности исходя из ее уровня, динамики, структуры и прогноза. Несправедливо пробельное уголовное законодательство, т.е. не криминализировавшее действительно общественно опасные деяния. Чаще всего такая пробельность касается преступлений небольшой тяжести, которые располагаются на границе преступлений и непреступных правонарушений, что создает объективные трудности в их размежевании. Пробельность может создаваться и вследствие запоздалых законодательных решений о противостоянии новым формам преступности.

Принцип справедливости наказания реализуется в нормах о системе и видах наказания, назначении наказания, освобождении от уголовной ответственности и наказания.

Международным и конституционным принципом является категорический запрет двойной ответственности за одно и то же преступление.

Принцип справедливости заключается также и в том, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ). Основной смысл этого конституционного положения конкретизирован в нормах уголовно-процессуального права, исходя из которых уголовное дело нс может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению, либо определение (постановление) суда о прекращении дела но тому же основанию, либо неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении дела по тому же обвинению, кроме случаев, когда необходимость возбуждения дела признана судом, в производстве которого находится уголовное дело. Процессуальный закон исключает возможность вынесения по одному и тому же делу не только двух и более обвинительных приговоров, но и любых других окончательных решений.

Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление означает также невозможность одновременного применения к лицу в связи с совершенным им деянием нескольких уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за это деяние в целом и за отдельные его элементы.

Вместе с тем предусмотренное уголовным законом усиление ответственности не может рассматриваться как повторное осуждение. Не могут считаться повторным осуждением также случаи назначения наряду с основным дополнительного наказания.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения вновь принятым законом ответственность за него устранена или смягчена или иным образом улучшено положение лица, применяется новый закон. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность либо иным образом ухудшающий положение виновного, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК РФ).

Среди принципов, которые воспроизводят международные стандарты и имеют особое значение для нашей правоприменительной практики, в Общей части УК следует выделить принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ). Содержательно гуманизм проявляется в объединении двух начал: обеспечении безопасности членов общества от преступных посягательств и в одновременном обеспечении гуманного и справедливого уголовного наказания лицам, преступившим закон.

Гуманизм имеет две стороны. Одна обращена к потерпевшим от преступления, другая – к субъекту преступления. Поэтому гуманизм вначале раскрывается как всесторонняя охрана человека, гражданина, его жизни, здоровья, прав от преступных посягательств. Данный принцип закреплен и в ст. 2 УК РФ о задачах Кодекса, где в иерархии охраняемых ценностей первыми названы интересы человека и его личности. Втрое увеличенный в современном УК РФ объем обстоятельств, исключающих преступность деяний, предоставляет гражданам право самим защищать собственные интересы и интересы других лиц. Нормы о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, и другие стимулируют социальную активность граждан в противостоянии нарушениям их конституционных прав па жизнь, здоровье, достоинство, гражданские права.

В Особенной части УК РФ система разделов и глав начинается с норм об охране жизни, здоровья, половой неприкосновенности, достоинства личности. Посягательство на жизнь и здоровье человека неизменно предусмотрено в составах преступлений как квалифицирующий признак, в том числе и в неосторожных преступлениях.

Другой аспект гуманизма, обращенный к преступившим закон лицам, обязывает суды назначать наказание или освобождать от него на основе требования экономии репрессии, когда наказание избирается по правилу, минимально достаточному для исправления данного правонарушителя. Часть 2 ст. 7 УК РФ четко устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера не имеют целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Во исполнение этого предписания современный УК существенно сократил применение смертной казни по видам преступлений и по категориям их субъектов. В 1997 г. осуществлен мораторий на исполнение смертной казни.

Принцип гуманизма реализуется также в институтах освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Действующий УК РФ заметно расширил виды такого освобождения. Гуманными соображениями руководствовался законодатель, сконструировав самостоятельный раздел УК РФ "Уголовная ответственность несовершеннолетних". Гуманными идеями проникнут и вступивший в законную силу с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

Обе стороны гуманизма (т.е. гуманизма и в отношении лиц, потерпевших от преступлений, и лиц, совершивших таковые) взаимосвязаны. Поэтому гуманизм ни в коей мере не означает необоснованный либерализм, что, к сожалению, в судебной практике иногда наблюдается. Даже за тяжкие преступления в отношении каждого шестого осужденного назначаются наказания, не связанные с лишением свободы. Между тем структура и динамика преступности отнюдь нс обусловливают такую карательную практику. Неоправданный либерализм в наказаниях оборачивается негуманностью в отношении потерпевших от преступлений граждан.

Все принципы уголовного права представляют собой целостную систему. Ее элементами выступают конкретные требования к законодателю, правоприменителю и гражданам. При всей равнозначности подсистем и элементов системы принципов в ее иерархии первым надлежит поставить принцип законности и справедливости. "Юстиция" в переводе с латинского означает "справедливость".

Другим важнейшим проявлением гуманизма в УК РФ является специальное указание в ч. 2 ст. 7 на то, что наказание и иные меры уголовно-правового характера в отношении преступивших закон лиц не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Эта новелла Общей части УК РФ получила конкретизацию в ряде статей части Особенной: в ст. 110 "Доведение до самоубийства", ст. 302 "Принуждение к даче показаний". Подобная конкретизация в определенной мере соответствует нормам международных документов: Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 5), Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 7), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г., вступившей в силу с 26 июня 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст. 3).

Принципы уголовного права обязывают законодателя учитывать их при криминализации и декриминализации деяний, введении новых уголовно-правовых институтов и отдельных норм, т. е. при осуществлении государственной уголовной политики.

Закрепление в Уголовном кодексе РФ принципов уголовного права играет большую роль не столько в теоретическом, сколько в практическом плане. Их регламентация в уголовном законе призвана оказать действенную помощь законодателю в процессе создания новых правовых норм правоприменителю при работе конкретным уголовным делом. Таким образом, значение принципов уголовного права состоит в том, что ими руководствуются судебно-следственные и иные правоохранительные органы в осуществлении своей деятельности. Например, принцип вины обязывает суд установить и доказать вину подсудимого и ее форму (умысел или неосторожность). Принцип гуманизма требует от суда при назначении наказания обдумать вначале возможность применения наименее строгого вида наказания из тех, что предусмотрены в санкции конкретной нормы Особенной части, а лишь затем переходить к более строгому виду наказания. Принципами уголовного права должны руководствоваться и граждане при защите своих законных прав и интересов, при противодействии преступности.

Принцип законности служит базой для конструирования УК РФ и его применения на практике.

Данный принцип слагается из ряда правовых требований. Основополагающим является требование, согласно которому лишь то деяние признается преступлением, которое закон объявил уголовно наказуемым до его совершения. Это означает следующее.

Во-первых, преступлением признается только такое деяние, признаки которого предусмотрены уголовным законом. Во-вторых, наказуемость деяния определяется только уголовным законом. В-третьих, меры уголовно-правового характера, равно как и основания, условия и последствия их применения, должны быть регламентированы только в уголовном законе. В-четвертых, основания применения наказания должны быть установлены только в УК РФ.

В-пятых, единственным источником уголовного права России провозглашается уголовный закон. В-шестых, преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Кроме того, принцип законности в уголовном праве слагается еще из одного важного требования - «основанность» Уголовного кодекса РФ на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права (ч. 2 ст. 1 УК РФ).

Итак, в силу требований законности привлечение к уголовной ответственности конкретного лица, совершившего преступление, и применение к нему в случае необходимости уголовного наказания, в настоящее время возможно только в рамках закона и в полном соответствии с ним.



Содержание принципа законности не ограничивается его текстуальным выражением в ст. 3 УК РФ. Принцип законности пронизывает все уголовно-правовые нормы. В некоторых из них он обозначен более конкретно. Так, в ст. 14 УК РФ раскрывается понятие преступления как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. В уголовном законе закреплено, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом (ст. 19 УК РФ). Только УК РФ определяет основные институты и понятия уголовного права, конкретные составы преступления. В каждой статье Особенной части УК РФ описываются признаки данного вида преступления, которые необходимы и достаточны для наличия его состава, указываются санкции, где установлены соразмерные этому преступлению вид и объем уголовно-правовых последствий, могущих наступить в случае его совершения.

Правовым основанием закрепления в уголовном праве принципа равенства граждан перед законом являются требования Конституции Российской Федерации, а также Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Устава Нюрнбергского Международного Военного трибунала 1945 г. Отсюда его социальная ценность, значимость и сила.

Представляется, что в области уголовно-правового регулирования самым действенным средством обеспечения равенства всех перед законом является состав преступления, который представляет собой законодательную модель преступления. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что правовое закрепление принципа еще недостаточно для констатации действительного юридического равенства. Последнее требует еще и фактическое (содержательное) обеспечение данного принципа, наличие в уголовном законе норм, обеспечивающих его реализацию.

Наличие в тексте уголовного кодекса достаточно большого количества уголовно-правовых норм об особенностях уголовной ответственности и уголовного наказания отдельных категорий граждан делает актуальным вопрос о необходимости и возможности существования этих норм с учетом требований принципа равенства.

Особенности уголовной ответственности женщин, мужчин пожилого возраста, должностных лиц, несовершеннолетних, предусмотренные действующим УК РФ, не дают оснований для вывода об отступлении в этих случаях от принципа равенства граждан перед законом.

Значение принципа вины для уголовного права велико, на этом принципе базируется справедливое назначение наказания, именно он является предпосылкой применения не только норм Особенной части УК РФ, но и ряда институтов Общей части.

Закрепление принципа вины в первую очередь было вызвано стремлением законодателя поставить «гуманный заслон против неоправданного преследования всех подряд лиц, причинивших фактический вред». Нормативное определение принципа вины полезно и как инструмент совершенствования и применения уголовно-правовых норм.

В отечественной уголовно-правовой науке главенствующую роль играет психологическая теория вины, согласно которой каждое общественно опасное действие (бездействие) вменяемого человека считается волевым и сознательным. Отсюда следует, что основными элементами вины как психического отношения являются сознание и воля субъекта преступления, или интеллектуальные и волевые составляющие (моменты) его преступного поведения. На наш взгляд, именно психологическое понимание вины обеспечивает наиболее точное уяснение содержания принципа вины.

Полагаем, что в тексте ч.1 ст. 5 УК РФ не обоснованно используется формулировка «... в отношении которых установлена его вина». Тем самым законодатель подчеркивает уголовно-процессуальную природу вины. При построении конструкции принципа вины следует учитывать материально-правовую природу уголовного законодательства, которая требует признания виновным того лица, который совершил деяние умышленно или по неосторожности (ч.1 ст. 24 УК РФ). В связи с этим следует в ч.1 ст. 5 УК РФ слова «...в отношении которых установлена его вина» заменить словами «...которые совершены и наступили виновно».

В настоящее время в юридической литературе сложилось мнение, что принцип справедливости, закрепленный в ст. 6 УК РФ, не сводится лишь к справедливости наказания и иных мер уголовно-правового характера, применяемых к лицу, совершившему преступление, а проявляется еще и в справедливости уголовного закона. При этом справедливость уголовного закона реализуется, прежде всего, при криминализации преступлений, а также при типологизации преступлений, т.е. при отнесении их к особо тяжким, тяжким, средней или небольшой тяжести и включении их в тот или иной раздел и главу УК РФ. Действительно, включив справедливость в систему принципов УК РФ, нельзя ограничивать сферу его действия только уголовным наказанием, так как идеи справедливости воздействуют на все уголовное законодательство.

Помимо того, что справедливость уголовного наказания находит свое непосредственное воплощение в тексте УК РФ, в частности в нормах о целях, системе и видах наказания и т.д., ей должны соответствовать нормы некоторых важнейших сфер уголовного законодательства (касающиеся вопросов привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее, а также назначения наказания и освобождения от него).

Стоит заметить, что очень высока роль данного принципа в деятельности правоприменительных органов, так, в п.1 Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 11.01.2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» указано судам обращать внимание на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, имея в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в статьях 2 и 43 Уголовного кодекса Российской Федерации. «Согласно статье 6 УК РФ справедливость назначенного подсудимому наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Проанализировав содержание уголовно-правового принципа гуманизма, мы пришли к выводу, что ныне действующее уголовное законодательство имеет первостепенную цель – обеспечение безопасности человека от любого уголовно-наказуемого посягательства. Также принятие УК РФ 1996 г., новых законов, предусматривающих уголовную ответственность и в соответствии со ст. 1 УК РФ подлежащих включению в УК РФ, продиктовано, в первую очередь, стремлением достичь поставленной задачи. Именно через призму человеколюбия происходит законотворческий процесс в Российской Федерации. Законодателем в тексте статьи используется слово «человек», этим подчеркивается, что все лица, независимо от гражданства, подлежат уголовно-правовой защите со стороны государства. Провозглашая столь гуманную цель, государство прокладывает себе легальный путь для применения уголовно-правовых мер, и прежде всего наказания, к лицу, совершившему преступление, которое хотя и не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства, но по своей природе не может не причинять этого. В данном случае становится на первое место законность применения указанных мер. А моральная сторона проблемы оправдывается положением, что любое наказание (в том числе и другие меры уголовно-правового воздействия) – всегда вынужденная реакция на преступное поведение лица, которое в той или иной мере всегда затрагивает права и законные интересы другого человека, людей. Это полностью отвечает требованиям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества подвергается ограничениям, установленным законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Характеризуя предмет правовой охраны, следует иметь в виду, что безопасность человека должна обеспечиваться на принципах «нерушимости устоев развития России как гуманистического государства» Несмотря на то, что в ч.1 ст. 7 УК РФ предметом уголовно-правовой охраны назван только человек, в Российской Федерации под уголовно-правовой охраной находятся и общество, и государство. Большинство авторов, разрабатывающих проблему принципов уголовного права, отмечают, что положения ч. 1 ст. 7 УК РФ направлены по отношению к законопослушному гражданину, в том числе к потерпевшему. Однако представляется, что данная норма направлена и по отношению к преступнику или, согласно уголовно-правовой терминологии, к лицу, совершившему преступление. Так как в содержание понятие «безопасность человека» можно включить и обеспечение безопасности человека, совершившего преступление, встает вопрос: от кого и от какой опасности следует защищать человека, который нарушил закон. Ответ на этот вопрос отчасти дается в ч. 2 ст. 7 УК РФ, где содержатся требования к цели применяемых к лицу, совершившему преступление, мер уголовно-правового характера. Однако данным требованием не исчерпывается перечень средств обеспечения безопасности данных лиц, это и само принятие УК РФ (только ним определяется преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия), введение в текст УК системы принципов уголовного права и т.д. Таким образом, лицо, совершившее преступление, защищается от произвола государства, которое обладает единоличным правом применения наказания, и от лиц, чьи права были нарушены преступным посягательством (т.е. потерпевших).

Закрепив основные неотчуждаемые и природные права и свободы человека и гражданина, Конституция РФ (гл. 1 и 2) признала права и гарантировала также целый ряд проистекающих из них и конкретизирующих политических, экономических, социальных, культурных и иных духовных, а также личных прав граждан согласно общепризнанным принципам и нормам международного права .

Глава 3. Области применения принципов уголовного права и анализ судебной практики с применением принципов уголовного права

Принципы уголовного права, прямо не закреплённые в законе

Не все принципы российского уголовного права получили прямое закрепление в уголовном законе . Теоретиками выделяются несколько принципов, которые непосредственного нормативного закрепления не имеют, но всё же играют важную роль в судебной практике.

К их числу относятся принципы демократизма, неотвратимости ответственности , дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания , экономии уголовной репрессии, принцип личной ответственности и другие .

Принцип личной ответственности

Следствием принципа вины является личный характер уголовной ответственности : человек ни при каких условиях не должен нести ответственность за поступок, совершённый другим человеком . В практике Верховного Суда СССР имел место следующий случай:

К. и Ш. признаны виновными в том, что являясь рабочими геолого-разведочной партии, совершили неосторожное причинение смерти. К. около 9 часов утра 9 августа 1963 г. пошёл умываться к реке, протекающей на расстоянии 200 м от посёлка, и на противоположном берегу реки увидел колебание кустов, чёрный силуэт и услышал треск веток. Полагая, что в кустах медведь, К. побежал в дом поисковой партии и рассказал об этом Ш. Оба они взяли одноствольные ружья 16-го калибра, зарядили их одинаковыми патронами и вместе побежали к реке. На берегу реки Ш. с колена, а К. стоя одновременно произвели выстрелы в кусты противоположного берега, где, по мнению К., находился медведь. В кустах оказался техник-геофизик, которому одним из выстрелов было причинено смертельное ранение.

Решением суда К. и Ш. оба были признаны виновными в неосторожном причинении смерти, так как выстрелы по цели произвели одновременно, с одинакового расстояния, из одинаковых ружей, заряженных одинаковыми пулями. Однако в процессе следствия и судебного разбирательства дела не установлено, кто именно из них - Ш. или К. - причинил смертельное ранение потерпевшему. При таких обстоятельствах Пленум Верховного Суда приговор отменил и направил дело на новое рассмотрение для установления конкретного лица, виновного в совершении этого преступления.

Бюллетень Верховного Суда СССР. 1966. № 5. С. 24-26

В данной ситуации привлечь к ответственности можно было лишь то лицо, пуля которого попала в цель; действия другого не являются преступными. Помимо случаев, когда нельзя достоверно установить виновность конкретного лица в деянии, сфера действия этого принципа распространяется на случаи возможного привлечения к ответственности вследствие наличия определённых родственных или иных связей (которое нередко имело место в недавнем прошлом - см. член семьи изменника Родины ). В современном праве в таких случаях применение каких-либо мер ответственности исключается.

Принцип неотвратимости ответственности

Модельный Уголовный кодекс для стран - участниц СНГ так формулирует данный принцип:

(1) Лицо, совершившее преступление, подлежит наказанию или иным мерам воздействия, предусмотренным Уголовным кодексом.

(2) Освобождение от уголовной ответственности и наказания возможно только при наличии оснований и условий, предусмотренных законом.

- Статья 7. Принцип неотвратимости ответственности

Данный принцип не был включён в систему УК РФ, поскольку его разработчиками было решено, что он носит скорее процессуальный характер, а его уголовно-правовые аспекты охватываются содержанием принципов законности и равенства .

Принцип демократизма

Под демократизмом в уголовном праве понимается возможность участия общественных органов (политических партий , общественных организаций , трудовых коллективов и т. д.) в исправлении преступников (как правило, совершивших преступления небольшой тяжести); такая практика была широко распространена в позднесоветский период: на рассмотрение общественности в 1989 -1990 годах передавалось до трети виновных в нетяжких преступлениях лиц .

Такая практика была сочтена нарушающей принцип законности и в систему принципов УК РФ демократизм не вошёл .

Принцип интернационализма

В советский период уголовное право России защищало интересы не только самого Союза ССР , но и дружественных ему социалистических государств : так, шпионаж советского гражданина против Кубы или социалистических государств Европы рассматривался как измена Родине ; собственность этих государств защищалась наравне с государственной собственностью (в то время как собственность капиталистических государств приравнивалась к личной собственности) .

В настоящее время Российская Федерация также участвует в мировом сотрудничестве в сфере борьбы с отдельными видами преступности. В первую очередь это касается преступлений международного характера: наркобизнеса , терроризма , захвата заложников , незаконной торговли оружием и т.д. Россия является членом нескольких специализированных международных организаций, в том числе Интерпола . В целом можно сказать, что и для современного российского уголовного права характерен интернационализм, который уже не ограничивается защитой интересами отдельных дружественных государств, а ориентирован на мировое сообщество в целом .

В уголовном праве принято выделять «материальные» и «формальные» источники норм уголовного права. Материальные источники - это материал, который кладется в основу уголовно-правовых предписаний: социальная практика в широком смысле слова, а также положения Конституции РФ и международно-правовые обязательства РФ. Формальным источником, отражающим способ выражения и закрепления (форму) уголовно-правовых норм, выступает уголовный закон.

Закон является основополагающим нормативным правовым актом в любойотрасли права, однако в уголовном праве он занимает особое место. Именно в уголовном законе в самом общем виде установлено, что является основанием уголовной ответственности, какие конкретно общественно опасные деяния признаются преступлениями и какие наказания или иные меры государственного принудительного воздействия могут быть применены клипам, виновным в их совершении.

Уголовному закону присущи все те признаки, которые свойственны любому закону как особому источнику нормативных правовых предписаний, а также некоторые особенности, вытекающие из специфики предмета уголовно-правового регулирования.

Основная специфическая черта уголовного закона обусловлена характером содержащихся в нем правовых норм: они (и только они) устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества и государства деяния являются преступлениями, какие наказания применяются за их совершение, каковы порядок назначения наказания, основания и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Другой особенностью российского уголовного закона является то, что согласно ст. 71 Конституции РФ его принятие относится к сфере исключительной компетенции федерального законодателя. Субъекты Федерации не вправе своими нормативными правовыми актами осуществлять уголовно-правовое регулирование. Следовательно, уголовный закон непременно имеет статус федерального закона.

Третья особенность уголовного закона сопряжена с процедурой его принятия: согласно ст. 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской

Федерации», проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в УК могут быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания РФ только при наличии официальных отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ. Никакому другому федеральному закону не присуще такое условие, связанное с процедурой рассмотрения его проекта в Государственной Думе. Безусловно, это связано со спецификой уголовно-правового регулирования, поскольку возложение уголовной ответственности существенно изменяет правовой статус лица, совершившего преступление. Можно отмстить, что указанная особенность подчеркивает, что социальная обусловленность (потребность) принятия нового уголовного закона должна иметь особую степень прочности.

Четвертая особенность уголовного закона вытекает из ч. 1 ст. 1 УК, согласно которой уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса, а новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в него. Это означает, что единственным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы уголовной ответственности, является особый уголовный закон - УК. Именно содержащиеся в нем положения цельно и всеобъемлюще формулируют основание уголовной ответственности, виды наказания и иных мер уголовно-правового характера, порядок их назначения, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также признаки конкретных преступных деяний. Никакие иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные правовые акты) непосредственно не могут регулировать вопросы уголовной ответственности. В этой связи уголовный закон признается единственным источником уголовно- правовых норм.

Разумеется, иные (подзаконные) нормативные правовые акты содержат положения, которые тесно связаны с нормами уголовного закона, так как необходимы для уяснения содержания многих из них. Однако в отличие, например, от гражданского законодательства, которое состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также включает гражданско-правовые нормы, содержащиеся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, уголовный закон (УК) - единственный источник уголовно-правовых норм.

Из изложенного вытекает пятая особенность уголовного закона - существовать и применяться он может только в особой кодифицированной форме. Уголовный кодекс - это особого рода закон, традиционно присущий системе российского законодательства. Статья 3 УК устанавливает, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом». Тем самым в российской правовой системеподлежат применению только те уголовно-правовые нормы, которые включены в структуру кодифицированного уголовного закона - УК.

Всякий иной нормативный материал, необходимый с позиции применения положений УК и содержащийся в иных федеральных законах, нормативных правовых актах (указах) Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и ряде других источников (об этом будет сказано ниже), важен лишь постольку, поскольку речь идет о применении норм УК; сами по себе, в отрыве от нормативных предписаний УК,эти акты регулировать уголовно-правовые отношения не могут.

Из содержания ст. 1 УК вытекает, что все вновь принимаемые уголовные законы не могут иметь самостоятельного применения, вследствие чего целью их принятия является корректировка положений УК или дополнение его новыми нормами. Поэтому новые уголовные законы не могут выступать в качестве самостоятельных, применяющихся наряду с УК законодательных актов. Отсюда типичное название таких уголовных законов - «О внесении изменений и дополнений в статью (статьи) ... Уголовного кодекса Российской Федерации».

Таким образом,уголовный закон - это принятый высшим представительным органом Российской Федерации (Государственной Думой) нормативный правовой акт, который устанавливает основание уголовной ответственности, исчерпывающе определяет круг преступлений, виды наказаний за них, а также регламентирует остальные институты уголовного права, обеспечивающие уголовно- правовое регулирование.

Учитывая, что все уголовные законы должны включаться в УК, т.е. осуществлена их полная кодификация, можно заключить, что совокупность нормативных предписаний, сосредоточенных в УК, и составляет российское уголовное законодательство. Следовательно, исходя из буквального содержания ст. 1 УК, оно состоит исключительно из одного кодифицированного законодательного акта и не допускает возможности одновременного (параллельного) с нормами Кодекса действия других уголовных законов. Следовательно, понятия «Уголовный кодекс РФ» и «уголовное законодательство РФ» должны рассматриваться как полностью совпадающие, т.е. тождественные. Элементами российского уголовного законодательства как самостоятельной правовой отрасли какие-либо иные помимо УК уголовные законы быть не могут.

Именно в этой связи принято вести речь об уголовном законе (УК) как оединственном (в формальном смысле) источнике уголовно- правовых норм. Тогда как источником уголовного правав материальном смысле выступают Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, решения Конституционного Суда РФ, судебная практика.

Однако при внимательном рассмотрении данного вопроса приходится признать, что помимо УК уголовно-правовые нормы фактически содержатся в Конституции РФ (ст. 19, 20, 54), Федеральном законе от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (ст. 3, 5-7), постановлениях Государственной Думы по вопросам амнистии. В перспективе нормы уголовного права должны образовать «законодательство Российской Федерации военного времени» по вопросам уголовной ответственности за преступления против военной службы (ч. 3 ст. 331 УК). Кроме того,в формально-юридическом смысле к числу источников уголовного права следует также отнести общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные международные договоры РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ и, с известной оговоркой, подзаконные нормативные правовые акты.

Конечно, такие важные для уголовно-правового регулирования источники, как Конституция РФ, международные правовые принципы и нормы, международные соглашения, решения Конституционного Суда РФ, участвуют в уголовно-правовом регулировании только в рамках, установленных УК, в связи с предусмотренными в нем запретами и иными нормами , конкретизируя содержание последних. Самостоятельное, автономное от нормативного материала, кодифицированного в УК, действие содержащихся в этих источниках уголовно-правовых норм исключено.

Таким образом, можно заключить, что уголовному праву присуща множественность источников, которые неоднородны по своей природе, юридической значимости и с разной степенью интенсивности используются в рамках уголовно-правового регулирования. Основополагающим нормативным правовым актом, обеспечивающим правовое регулирование в связи с совершением деяний, причиняющих существенный вред интересам личности, общества или государства, выступает именно уголовный закон (УК), а иные правовые акты способствуют правильному применению его норм.

Норма права - это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественное отношение. Уголовно-правовые нормы перечисляют виды противоправного поведения. Правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза - условия применения нормы. Она отражается в Общей части Уголовного кодекса. Например, ст. 20 УК РФ раскрывает возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Диспозиция - описание деяния в Особенной части УК, где каждая статья содержит одну или несколько диспозиций. Диспозиции принято делить на четыре вида: простые, описательные, бланкетные и ссылочные. В простых диспозициях деяние называется без раскрытия его признаков, например, ст. 126 УК - "Похищение человека". Такие составы в УК РФ встречаются не часто. Описательные диспозиции характеризуются тем, что определение преступления сопровождается более или менее подробным перечислением его признаков, например, ч. 1 ст. 105 - "Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку". Особенно часто описательные диспозиции используются законодателем при формулировке составов, сравнительно новых для нашего уголовного закона. Так, например, ст. 196 "Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия". Бланкетные диспозиции не содержат всей необходимой характеристики преступления. В этих случаях называются правила, нарушение которых влечет ответственность, т.е. следует отсылка к другим нормативным актам. Например, ст. 264 "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Правила предусматриваются другой отраслью права (административного, трудового, гражданского). В ссылочных диспозициях содержится отсылка к другим статьям данного УК. Например, ст. 158 в примечании разъясняет понятие крупного размера и неоднократности для ряда статей УК РФ. Иногда диспозиции наряду с описанием признаков преступления содержат отсылки к другим статьям УК или другим нормативным актам. Такие диспозиции соответственно можно назвать описательно-ссылочными или описательно-бланкетными, а также описательно-ссылочно-бланкетными. Например, ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица" описывает некоторые признаки деяния, такие как виды платежей по субъектам (физические и юридические лица), а также размеры неуплаченных платежей. Понятие "уклонения от уплаты" содержит таможенное законодательство. И, наконец, понятие "лица, ранее судимого за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 198 и 199 настоящего Кодекса" требует обращения к названным статьям УК РФ. Санкция - это наказание, а именно его вид и размер. Каждой диспозиции соответствует санкция. В каждой статье кодекса имеется одна или несколько санкций. Санкция выражает оценку законодателем характера и степени тяжести деяний. Не случайно, основным критерием категоризации преступлений, отраженной в ст. 15 УК РФ, является его наказуемость или санкция. Исторически российское уголовное право знало три вида санкций по степени их определенности. Абсолютно неопределенных санкций в действующем УК РФ нет. Они открывали бы дорогу произволу суда и выражались ранее в формулировке "наказывается по всей строгости закона". Это означало возможность применить любое наказание в любом размере из предусмотренных в уголовном законе в пределах нижнего и верхнего размеров каждого наказания. Другая крайность в построении санкций проявляется в их абсолютно определенной конструкции. Это означает точно определенное наказание. УК РФ 1996 г. таких санкций не содержит. В УК РФ все санкции относительно определенные. При этом может быть предусмотрено лишь максимальное наказание - это относительно определенная санкция с верхним пределом (лишение свободы на срок до 5 лет). Если предусмотрено только минимальное наказание, то это относительно определенная санкция с нижним пределом (лишение свободы на срок не менее 3 лет). Таких санкций в действующем законодательстве нет. В тех случаях, когда пределы не указаны, следует руководствоваться нормами Общей части УК. Например, лишение свободы назначается на срок от 6 месяцев до 20 лет, по совокупности преступлений - до 25 лет, по совокупности приговоров - до 30 лет. Эти сроки являются предельными для тех санкций, в которых иное не указано. Чаще указан как минимальный, так и максимальный размер наказания. Такая санкция - относительно определенная с нижним и верхним пределами. По другому основанию санкции бывают альтернативные и неальтернативные. К неальтернативным санкциям относятся такие, как, например, за убийство (ч. 1 ст. 105), изнасилование (ч. 1,2 и 3 ст. 131), экоцид (ст. 358), которые наказываются лишь лишением свободы. Большинство санкций альтернативные. То есть за одно и то же преступление суд имеет возможность назначить основное или основное и дополнительное наказание по выбору из нескольких, предусмотренных в санкции. Например, санкция ст. 119 "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью" наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.



 

Возможно, будет полезно почитать: