Изменения в ст 256 ук рф.

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:

  • а) с причинением крупного ущерба;
  • б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;
  • в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
  • г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, -

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным - двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарии к статье 256 УК РФ

Объектом преступления являются общественные отношения по рациональному использованию и охране водных биологических ресурсов.

Предмет преступления - водные биологические ресурсы: рыбы, другие водные животные, а также промысловые морские растения (например, морская капуста - ламинария). К другим, помимо рыб, водным животным относятся морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы. Водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) к водным животным по смыслу ст. 256 УК РФ не относятся. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи - морские котики и морские бобры (иные названия - каланы, морские выдры, камчатские бобры).

Предмет преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ, образуют только водные животные и растения, находящиеся в природной среде в естественном состоянии. Рыба или иные водные животные, выращиваемые рыбозаводами, рыбхозами, колхозами и иными хозяйствующими субъектами в специально устроенных или приспособленных водоемах, рыба, добытая этими организациями или хотя бы и находящаяся еще в сетях и иных ловчих устройствах, может быть предметом хищения чужого имущества, так как в этих случаях предмет посягательства обособлен трудом добытчика от естественной природной среды и приобрел качество товара (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения") .

БВС РФ. 1999. N 1.

С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче (вылове), если это деяние совершено при наличии хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 256 УК РФ признаков.

Незаконной признается добыча (вылов) без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.

Конвенция о биологическом разнообразии; Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с послед. изм.), от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" ; от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" ; Правила охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденные Приказом Минрыбхоза СССР от 30 июня 1986 г. N 349; Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 (в ред. от 14 декабря 2004 г.) . К таким нормативным актам также относятся: Постановление Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 г. N 3799-1 "О ратификации Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана" ; Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях запрещенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" ; Приказ Федерального агентства по рыболовству РФ (Росрыболовство) от 1 сентября 2008 г. N 131 "Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" , нормативные акты субъектов Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и др.

СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2254.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

СЗ. РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270.

СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3896; 2004. N 51. Ст. 5188.

Ведомости РФ. 1992. N 47. Ст. 2667.

СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3750.

Добыча (вылов) водных биологических ресурсов производится без надлежащего разрешения, когда она осуществляется без лицензии на право лова рыбы или добычи морского зверя, договора на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добычи морских растений.

Добычей без разрешения считается также лов: с просроченным разрешением; не тем лицом, которому оно выдано; рыбы и иных животных, запрещенных к вылову, либо сверх количества, указанного в разрешительном документе, с нарушением условий, указанных в разрешительном документе.

Добыча в запретное время выражается в том, что она производится тогда, когда всякое рыболовство или добывание животных и растений запрещено, или в сроки, запрещенные для добычи определенных видов и в конкретных водоемах.

К недозволенным местам относятся прежде всего такие особо охраняемые территории, как заповедники, заказники, лежбища морского зверя, охранные зоны.

Недозволенными являются орудия, способы, приемы массового истребления водных животных.

Местом совершения преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются только воды, входящие в территорию РФ (см. комментарий к ст. ст. 250, 252 УК РФ).

Добыча рыбы и иных морских животных в водах открытого моря регулируется нормами международного права.

За ведение незаконного промысла рыбы или иных водных животных в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК РФ.

Местом совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море, а также запретные зоны, отведенные для размножения и обитания котиков и морских бобров (специальные заповедники, лежбища морского зверя и т.п.).

Правилами охраны и промысла морских млекопитающих промысел котиков ограничен, а каланов запрещен повсеместно.

В тех случаях, когда котики и морские бобры незаконно добываются в пределах территории РФ, имеет место конкуренция общей (ч. 1 комментируемой статьи) и специальной (ч. 2 комментируемой статьи) норм и применяется последняя. Если эти животные добываются в открытом море, то конкуренции норм не будет, поскольку действие ч. 2 комментируемой статьи распространяется на эти районы, а ч. 1 комментируемой статьи - не распространяется.

При решении вопроса, является ли ущерб крупным, судам необходимо исходить из стоимости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, нанесенного растительному и животному миру (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Как показывает обобщение судебной практики, экологический вред, как правило, не учитывается. Суды исходят в основном из стоимостного и количественного критериев, что искажает истинные размеры причиненного природной среде ущерба и квалификацию содеянного.

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам независимо от возраста и веса водных обитателей. Таксы периодически пересматриваются. Действующие в настоящее время были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 "Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов" (в ред. от 10 марта 2009 г.).

СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 39. Ст. 3972.

Правительство РФ 18 августа 2008 г. приняло Постановление N 625 "Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным" . Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.

СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3934.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих в единицах голов - как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление относит порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие, и руководствоваться в случае причинения крупного ущерба, нанесенного в ходе незаконного любительского или спортивного рыболовства, на наш взгляд, необходимо указанными выше таксами.

Под применением самоходного транспортного плавающего средства понимается использование его как орудия в процессе лова рыбы, добычи зверя, заготовки промысловых морских растений, а не исключительно в качестве средства доставки добытого, перевозки браконьеров к назначенному месту.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 19 Постановления от 5 ноября 1998 г. N 14 разъяснил, что орудия, с помощью которых совершались вылов рыбы, отстрел зверей, порубка деревьев и т.д., а также использовавшиеся при этом транспортные, в том числе плавучие, средства, принадлежащие виновным, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть изъяты в случае умышленного использования их самим осужденным либо его соучастниками в качестве орудия совершения преступления (ст. ст. 81, 115 УПК РФ).

Способы массового истребления ведут к уничтожению водных животных и растений в больших количествах, их калечению, гибельно действуют на всю биофауну, зачастую небезопасны они и для людей. К способам массового истребления относятся: применение электротока, химических веществ, включая яды, взрывчатых веществ; лов рыбы гоном, багрением, при помощи бряцал и ботания, с применением огнестрельного или пневматического оружия, сетями (в некоторых регионах Российской Федерации их применение разрешено); заграждение протоков или добыча промысловыми организациями морского зверя на плаву огнестрельным оружием; применение крючковой снасти типа перемета, ахана и др.

О понятиях особо охраняемой территории, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации см. комментарии к ст. ст. 247, 250, 262 УК РФ.

Преступление считается оконченным с момента начала добычи (вылова) водных биологических ресурсов независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или морские промысловые растения либо нет. Состав преступления формальный.

Исключение составляет незаконная добыча водных животных и растений, повлекшая причинение крупного ущерба. Здесь состав преступления материальный, следовательно, между действием и его последствиями необходимо установить причинную связь.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи водных животных или промысловых морских растений и желает совершить эти действия; в случае причинения крупного ущерба - осознает общественную опасность указанных действий, предвидит возможность или неизбежность наступления крупного ущерба и желает наступления этих последствий. Среди мотивов совершения преступления преобладают корыстные (более 50%).

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект общий. Действия работников органов рыбоохраны, промысловых организаций, органов власти, использующих свое служебное положение для занятия незаконной добычей (выловом) животных и растений вод, надлежит квалифицировать только по ч. 3 комментируемой статьи (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14). Здесь субъект преступления специальный.

О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК РФ.

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 2 ст. 256 УК РФ

Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах – наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 3 ст. 256 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, – наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным – двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к ст. 256 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Предметом преступления являются водные биологические ресурсы – рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.

Водоплавающие пушные звери и водоплавающие птицы под понятие других водных животных не подпадают, их незаконная добыча квалифицируется по ст. 258 УК.

2. Объективная сторона выражается в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов. Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания.

На незаконный характер может указывать отсутствие разрешения на добычу водных биологических ресурсов, совершение указанных действий в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.

3. Преступление, предусмотренное п. “а” ч. 1 ст. 256 УК, окончено с момента причинения крупного ущерба, устанавливаемого в соответствии с примечанием к статье.
В остальных случаях преступление окончено с момента начала добычи независимо от того, были ли добыты водные биологические ресурсы.

4. Некоторые вопросы уголовной ответственности за совершение данного преступления раскрываются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 “О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ст. 253, 256 УК РФ)”.

Комментарий к статье 256 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. К водным биологическим ресурсам относятся рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы. Водными животными признаются морские млекопитающие, ракообразные, моллюски, иглокожие, кишечно-полостные водные организмы. Промысловые морские растения – водные растения, способные к автотрофному питанию, т.е. к синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических, являющиеся промысловыми в определенном месте и в определенный период времени либо имеющие специальный правовой статус.

2. Преступления, предусмотренные ст. 256 УК, имеют материальный (п. “а” ч. 1) и формальный (п. п. “б”, “в”, “г” ч. 1) составы. В первом случае преступление окончено с момента причинения крупного ущерба, в остальных – с момента начала добычи независимо от того, были ли фактически добыты водные биологические ресурсы.

Последствия в виде крупного ущерба оцениваются исходя из стоимости, распространенности, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам. В денежном выражении это характеризуется установленной таксовой стоимостью добытого водного животного или растения.

3. Добычу следует признавать произведенной без соответствующего разрешения, либо с просроченным разрешением (лицензией), не тем лицом, которому оно выдано, водных животных, запрещенных к вылову, либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добывания промысловых морских растений, и др.

Запретное время означает, что добыча водных биологических ресурсов производится в сроки, когда это вообще запрещено или имеется запрет для добычи определенных видов и в конкретных водных объектах.

К недозволенным местам относятся: а) места нереста и миграционные пути к ним; б) особо охраняемые природные территории; в) зона экологического бедствия; д) зона чрезвычайной экологической ситуации.

Места нереста – это водоемы или части водного объекта, где рыба мечет икру и вылупляется потомство; миграционные пути – водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в больших количествах (рунный ход).

Под применением самоходного транспортного плавающего средства (катера, моторной лодки и т.п., кроме весельной лодки) понимается его использование как орудия в процессе добычи водных животных и промысловых морских растений.

К незаконным относятся способы, которые ведут к массовому истреблению водных животных и растений в результате применения при добыче взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового уничтожения.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. По ч. 2 ст. 256 УК уголовная ответственность наступает за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

Открытым признается море за пределами 12-мильной морской полосы от побережья в районах зверобойного промысла России и в районах действия Временной конвенции о сохранении котиков северной части Тихого океана 1957 г. Запретные зоны – это прибрежные зоны, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, бобров или иных морских млекопитающих, в том числе и их лежбища.

7. Деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 ст. 256 УК, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35 УК), образуют особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 3).

Комментарий к статье 256 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объектом преступления являются общественные отношения по рациональному использованию и охране водных биологических ресурсов.

Предмет преступления – водные биологические ресурсы: рыбы, другие водные животные, а также промысловые морские растения (например, морская капуста – ламинария). К другим, помимо рыб, водным животным относятся морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы. Водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) к водным животным по смыслу ст. 256 УК РФ не относятся. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи – морские котики и морские бобры (иные названия – каланы, морские выдры, камчатские бобры).

Предмет преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ, образуют только водные животные и растения, находящиеся в природной среде в естественном состоянии. Рыба или иные водные животные, выращиваемые рыбозаводами, рыбхозами, колхозами и иными хозяйствующими субъектами в специально устроенных или приспособленных водоемах, рыба, добытая этими организациями или хотя бы и находящаяся еще в сетях и иных ловчих устройствах, может быть предметом хищения чужого имущества, так как в этих случаях предмет посягательства обособлен трудом добытчика от естественной природной среды и приобрел качество товара (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 “О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения”).

С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче (вылове), если это деяние совершено при наличии хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 256 УК РФ признаков.

Незаконной признается добыча (вылов) без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.
Содержание признаков состава преступления в законе не раскрыто, поскольку диспозиция комментируемой статьи имеет бланкетный характер. Для их установления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи водных биологических ресурсов. К числу основных из них относятся:
Конвенция о биологическом разнообразии; Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” (с послед. изм.), от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ “О животном мире”; от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”; Правила охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденные Приказом Минрыбхоза СССР от 30 июня 1986 г. N 349; Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 (в ред. от 14 декабря 2004 г.). К таким нормативным актам также относятся: Постановление Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 г. N 3799-1 “О ратификации Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана”; Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 852 “О правилах, сроках и перечнях запрещенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира”; Приказ Федерального агентства по рыболовству РФ (Росрыболовство) от 1 сентября 2008 г. N 131 “Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства”, нормативные акты субъектов Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и др.

Добыча (вылов) водных биологических ресурсов производится без надлежащего разрешения, когда она осуществляется без лицензии на право лова рыбы или добычи морского зверя, договора на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добычи морских растений.

Добычей без разрешения считается также лов: с просроченным разрешением; не тем лицом, которому оно выдано; рыбы и иных животных, запрещенных к вылову, либо сверх количества, указанного в разрешительном документе, с нарушением условий, указанных в разрешительном документе.

Добыча в запретное время выражается в том, что она производится тогда, когда всякое рыболовство или добывание животных и растений запрещено, или в сроки, запрещенные для добычи определенных видов и в конкретных водоемах.

К недозволенным местам относятся прежде всего такие особо охраняемые территории, как заповедники, заказники, лежбища морского зверя, охранные зоны.

Недозволенными являются орудия, способы, приемы массового истребления водных животных.

Местом совершения преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются только воды, входящие в территорию РФ (см. комментарий к ст. ст. 250, 252 УК РФ).
Добыча рыбы и иных морских животных в водах открытого моря регулируется нормами международного права.

За ведение незаконного промысла рыбы или иных водных животных в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК РФ
Местом совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море, а также запретные зоны, отведенные для размножения и обитания котиков и морских бобров (специальные заповедники, лежбища морского зверя и т.п.).

Правилами охраны и промысла морских млекопитающих промысел котиков ограничен, а каланов запрещен повсеместно.
В тех случаях, когда котики и морские бобры незаконно добываются в пределах территории РФ, имеет место конкуренция общей (ч. 1 комментируемой статьи) и специальной (ч. 2 комментируемой статьи) норм и применяется последняя. Если эти животные добываются в открытом море, то конкуренции норм не будет, поскольку действие ч. 2 комментируемой статьи распространяется на эти районы, а ч. 1 комментируемой статьи – не распространяется.

При решении вопроса, является ли ущерб крупным, судам необходимо исходить из стоимости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, нанесенного растительному и животному миру (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Как показывает обобщение судебной практики, экологический вред, как правило, не учитывается. Суды исходят в основном из стоимостного и количественного критериев, что искажает истинные размеры причиненного природной среде ущерба и квалификацию содеянного.

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам независимо от возраста и веса водных обитателей. Таксы периодически пересматриваются.

Действующие в настоящее время были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 “Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов” (в ред. от 10 марта 2009 г.).

Правительство РФ 18 августа 2008 г. приняло Постановление N 625 “Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным”. Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов”, регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих в единицах голов – как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление относит порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие, и руководствоваться в случае причинения крупного ущерба, нанесенного в ходе незаконного любительского или спортивного рыболовства, на наш взгляд, необходимо указанными выше таксами.

Под применением самоходного транспортного плавающего средства понимается использование его как орудия в процессе лова рыбы, добычи зверя, заготовки промысловых морских растений, а не исключительно в качестве средства доставки добытого, перевозки браконьеров к назначенному месту.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 19 Постановления от 5 ноября 1998 г. N 14 разъяснил, что орудия, с помощью которых совершались вылов рыбы, отстрел зверей, порубка деревьев и т.д., а также использовавшиеся при этом транспортные, в том числе плавучие, средства, принадлежащие виновным, рассматриваются как вещественные доказательства и могут быть изъяты в случае умышленного использования их самим осужденным либо его соучастниками в качестве орудия совершения преступления (ст. ст. 81, 115 УПК РФ).

Способы массового истребления ведут к уничтожению водных животных и растений в больших количествах, их калечению, гибельно действуют на всю биофауну, зачастую небезопасны они и для людей. К способам массового истребления относятся: применение электротока, химических веществ, включая яды, взрывчатых веществ; лов рыбы гоном, багрением, при помощи бряцал и ботания, с применением огнестрельного или пневматического оружия, сетями (в некоторых регионах Российской Федерации их применение разрешено); заграждение протоков или добыча промысловыми организациями морского зверя на плаву огнестрельным оружием; применение крючковой снасти типа перемета, ахана и др.

О понятиях особо охраняемой территории, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайной экологической ситуации см. комментарии к ст. ст. 247, 250, 262 УК РФ

Преступление считается оконченным с момента начала добычи (вылова) водных биологических ресурсов независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или морские промысловые растения либо нет. Состав преступления формальный.

Исключение составляет незаконная добыча водных животных и растений, повлекшая причинение крупного ущерба. Здесь состав преступления материальный, следовательно, между действием и его последствиями необходимо установить причинную связь.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи водных животных или промысловых морских растений и желает совершить эти действия; в случае причинения крупного ущерба – осознает общественную опасность указанных действий, предвидит возможность или неизбежность наступления крупного ущерба и желает наступления этих последствий. Среди мотивов совершения преступления преобладают корыстные (более 50%).

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект общий. Действия работников органов рыбоохраны, промысловых организаций, органов власти, использующих свое служебное положение для занятия незаконной добычей (выловом) животных и растений вод, надлежит квалифицировать только по ч. 3 комментируемой статьи (п. 10

Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14). Здесь субъект преступления специальный.
О понятиях группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК РФ

Видео о ст. 256 УК РФ

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов;

в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;

г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий сто тысяч рублей, особо крупным — двести пятьдесят тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 256 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения, содержанием которых являются охрана, рациональное использование и воспроизводство биологических ресурсов. Эти отношения регулируются многими нормативными актами, в числе которых следует, в частности, назвать Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (в ред. от 06.12.2011) , Закон о животном мире, Закон об охране окружающей среды. Пленум ВС РФ в Постановлении от 23.11.2010 N 26 обратил внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, следует учитывать законодательство РФ и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры РФ в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5270; 2006. N 1. Ст. 10; N 23. Ст. 2380; 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 23; N 17. Ст. 1933; N 50. Ст. 6246; 2008. N 49. Ст. 5748; 2011. N 1. Ст. 32; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728, 6732; N 50. Ст. 7343, 7351.

2. Предмет преступления — водные биологические ресурсы, т.е. рыба, морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины, киты и др.), иные водные животные, а также морские промысловые растения, находящиеся в состоянии естественной свободы и не извлеченные (иным образом не обособленные) трудом человека от естественной природной среды. Если лица виновны в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, то они отвечают за хищение чужого имущества, а не по комментируемой статье. К иным водным животным относятся, в частности, ракообразные (раки, крабы, креветки, омары и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы.

Предмет посягательства по ч. 2 комментируемой статьи — котики, морские бобры (иное название — каланы, морские выдры, камчатские бобры) или иные морские млекопитающие, указанные выше.

Не относятся к водным животным водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери: ондатра, выдра, речной бобр, нутрия и др. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота по ст. 258 УК.

К промысловым морским растениям относится, например, ламинария (морская капуста), которая используется для питания, выработки удобрений, изготовления медицинских и косметических препаратов.

3. Объективную сторону преступления образует незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, т.е. изъятие их из среды обитания (ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») при наличии хотя бы одного из признаков состава, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). Таким образом, добыча (вылов) водных биологических ресурсов будет незаконной, если она производится без разрешения (лицензии, договора); в том числе и с просроченным разрешением; недозволенными орудиями, приемами и способами, в запрещенное время, в запрещенном месте; в отношении животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, или с нарушением иных условий, обозначенных в разрешении.

При решении вопроса о наличии крупного ущерба (п. «а» ч. 1 комментируемой статьи) в результате незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов следует учитывать: количество добытого, поврежденного или уничтоженного; его стоимость по специальным таксам, распространенность животных; их отнесение к редким и исчезающим видам; экологическую ценность; значимость для конкретного места обитания, размер вреда, нанесенного животному или растительному миру (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26). К добыче (вылову) с причинением такого вреда относятся, например, добыча, сопряженная с уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков, отловом или уничтожением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26).

Стоимость рыб и других водных животных определяется по специальным таксам, независимо от возраста и веса водных обитателей. Действующие таксы были утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (в ред. от 10.03.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; 2000. N 40. Ст. 3972; 2009. N 12. Ст. 1429.

Правительство РФ приняло Постановление от 18.08.2008 N 625 «Об установлении размера ущерба, который причинен водным биологическим ресурсам и который следует считать крупным» . Как следует из содержания ст. 1 этого Постановления, порядок определения крупного ущерба осуществляется в целях реализации Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регулирующего не только промышленную добычу (лов) водных биоресурсов, но и спортивную и любительскую.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 34. Ст. 3934.

Вместе с тем ст. 1 названного Постановления Правительства РФ гласит, что размер ущерба, который следует считать крупным, определяется в тоннах, а для морских млекопитающих — в единицах голов как разница между объемом фактически добытых (выловленных) биоресурсов и квотой добычи, указанной в разрешении, выданном предпринимателю или юридическому лицу. То есть Постановление определяет порядок определения крупного ущерба, указанный в нем, не ко всем лицам, а только к тем, которые занимаются промышленным или иными видами лова, не относящимися к любительскому или спортивному. Налицо определенное противоречие.

В литературе высказано предложение о необходимости законодательного установления конкретных пределов крупного ущерба в стоимостном исчислении, которое необходимо ввиду отсутствия четких критериев его определения и периодического пересмотра такс для исчисления размера взыскания за ущерб, которое следует поддержать с оговоркой, что таксы будут учитывать экологическую составляющую вреда.
———————————
Российская юстиция. 2003. N 12. С. 46. Соотношение преступлений и иных правонарушений: современные проблемы: Материалы IV Международной конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2005. С. 348, 422, 511 (авторы — Ю.А. Ляшева, Ю.В. Надточий, Н.Л. Романова).

Незаконная добыча (вылов) рыбы, водных животных, промысловых морских растений, причинившая крупный ущерб, имеет материальный состав и считается оконченным преступлением лишь при наличии реального ущерба. При этом обязательному установлению подлежит причинная связь между крупным ущербом и незаконной добычей, в том числе должны быть учтены естественно-природные факторы, которые могли повлиять на наступление последствий.

Незаконная добыча (вылов) с применением указанных в диспозиции ч. 1 ст. 256 УК самоходных транспортных плавающих средств (катеров, моторных лодок, яхт и др. исключительно для лова рыбы и добычи зверя, а не для транспортировки добытого, доставки браконьеров к месту незаконного лова); взрывчатых и химических веществ; электротока и иных способов массового истребления водных животных и растений (гон рыбы, использование сетей при любительской ловле, заграждение протоков и др.) характеризуется повышенной опасностью для сохранности водных ресурсов, воспроизводства живых организмов (п. «б» ч. 1 комментируемой статьи).

Места нереста, миграционные пути к ним (п. «в» ч. 1 комментируемой статьи). Лов вне сроков нереста или орудиями, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку — см. п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 23.11.2010 N 26), особо охраняемые природные территории (см. коммент. к ст. 262) либо зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, указанные в п. «г» ч. 1 комментируемой статьи (см. коммент. к ст. ст. 247, 250), характеризуют место совершения преступления. Названные места устанавливаются в нормативных актах, в том числе в Правилах рыболовства, действующих на территории соответствующих региональных бассейновых управлений. Все они располагаются в пределах территориального моря России: внутренних морях, реках, озерах, прудах, водохранилищах и их придаточных водах (см. коммент. к ст. ст. 250, 252). Добыча (вылов) рыбы, водных животных и промысловых морских растений, осуществляемая в открытом море, регулируется нормами международного права. За ведение незаконного водного добывающего промысла в исключительной экономической зоне РФ ответственность предусмотрена ст. 253 УК.

Преступления, предусмотренные п. п. «б» — «г» ч. 1 комментируемой статьи, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента начала незаконной добычи (лова) независимо от того, были ли фактически добыты рыба, иные водные животные или растения.
———————————
В связи с этим представляется неточным употребление в законодательстве слова «вылов», так как оно характеризует момент окончания, результат добычи (лова), а не его процесс.

Местами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются открытое море (см. коммент. к ст. 252), а также запретные зоны.

Запретные зоны — это специальные заповедники, являющиеся местом постоянного или временного обитания котиков, морских бобров или иных млекопитающих, в том числе так называемые «лежбища», где морские звери отдыхают, размножаются, линяют. Такие зоны определяются Правительством РФ и международными соглашениями.

В тех случаях, когда морские млекопитающие незаконно добываются вне пределов территории РФ в открытом море, применяется ч. 2 комментируемой статьи. Если эти животные незаконно добываются в территориальных водах РФ или на сухопутной территории в запретных зонах, то имеет место конкуренция ч. 1 комментируемой статьи и ч. 2 этой статьи, поскольку действие ч. 2 распространяется на эти зоны, а действие ч. 1 не распространяется. Если же морские млекопитающие незаконно добываются на территории РФ в местах, не относящихся к запретным зонам (например, морские звери обустраивают себе сейчас лежбища на бетонных молах морской бухты г. Владивостока), то применению подлежит общая норма, предусмотренная ч. 1 комментируемой статьи.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (при причинении крупного ущерба также предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасного последствия в виде крупного ущерба) и желает так действовать (при причинении крупного ущерба желает наступления этого последствия). Мнение о возможности совершения незаконной добычи (вылова) в некоторых случаях по неосторожности (например, в запрещенных местах), на наш взгляд, не вытекает из законодательной формулировки состава преступления.

Мотив совершения преступлении (преобладает корыстный) не относится к признакам состава и лежит за его пределами.

6. Квалифицирующими признаками состава является совершение преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, лицом с использованием своего служебного положения (например, работниками органов рыбоохраны, органов власти) либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. их понятие в коммент. к ст. 35). При этом лица, использующие свое служебное положение для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, несут ответственность только по ч. 3 данной статьи.

7. Рассматриваемое преступление следует отграничивать от административного правонарушения (ч. 2 ст. 8.17, ч. 2 ст. 8.37 КоАП) с учетом признаков преступления, указанного в комментируемой статье. При их отсутствии содеянное образует состав административного проступка.

За браконьерство на воде в России предусмотрена уголовная ответственность по ст. 256 УК РФ. Согласно данной норме незаконная добыча, или вылов, водных биологических ресурсов – это рыбная ловля и добыча иных водных организмов, в т. ч. ценных животных, совершённая с нарушением установленных правил. Даже рыболовство с обычной электроудочкой подпадает под ст. 256 УК РФ. В соответствии со ст. 151 УПК РФ дознание по данным фактам может осуществляться органами пограничной службы ФСБ, если деяние было ими выявлено. В иных случаях дознание либо административное расследование проводится органами внутренних дел.

Ежегодные потери российской экономики от браконьерства на водоёмах в 2004 году оценивались, по официальному заявлению МВД, в 1 млрд дол. Обеднение видового состава биоценоза ставит под угрозу и тех животных, на которых охота не ведётся, поскольку нарушается экологическое равновесие и разрываются пищевые цепочки. Варварское добывание икры уменьшает количество молодой рыбки и снижает численность популяции.

В мелких водоёмах вроде лиманов браконьеры способны вылавливать тонны живого веса без выхода в море.

Добывание рыбы и морских животных разрешается в рамках квот по платным лицензиям. Квоты на вылов будут регулироваться на основе данных о выловленных в предыдущий год объёмах.

Рыбный промысел, который обеспечивает законопослушных рыбаков трудовыми доходами, страдает от обеднения естественной среды после того, как браконьеры поймали большой объём биоресурсов, при этом не заплатив за лицензию. Данная уголовная норма призвана защищать окружающую среду от ущерба, а экономику – от бюджетных потерь.

Закон перечисляет в качестве преступных орудий такие предметы:

  • моторные лодки и катера;
  • взрывчатку;
  • химические приманки;
  • электрические удочки;
  • иные способы массового лова.

Право дознавателей ФСБ проводить предварительное расследование по данным преступлениям связано с тем, что ловля с судов в территориальных водах России иностранными рыбаками, не имеющими лицензий, осуществляется зачастую с нарушением пограничного законодательства и требует для поимки нарушителей усилий погранслужбы.

Субъективная сторона преступления заключается в том, что браконьер осознаёт отсутствие права ловить рыбу или другую водную фауну (крабов, трепангов) сверх разрешённого объёма или вне разрешённого района. Если инспекция обнаруживает людей на водоёме или на его берегу в период, когда там запрещён лов, и при этом имеются признаки того, что люди прибыли для лова, это даёт основания для проверки целей их нахождения на воде либо у воды.

Для фиксации факта изъятия добытых ресурсов может применяться запись на видео, также видео- и фотосъёмка закрепляют характерные признаки техники: номер автомобиля, катера, иного транспортного средства.

Криминалистические экспертизы по делам о вылове биоресурсов включают в себя определение типа и характеристику орудий лова. В экспертном заключении должно быть описано орудие, из чего станет ясно его устройство, материал, способ производства (промышленный или кустарный) и пригодность к использованию.

Сети и электроудочки самодельной конструкции доказывают преступный умысел особенно наглядно, поскольку в магазинах запрещённые орудия лова не продаются. Орудием преступления и уликой зачастую выступают рыболовные сети и их разновидности: вентери, «экраны» и т. п. Ещё один способ незаконного добывания рыбы – это использование рыболовных веществ, в состав которых входят стимуляторы аппетита у обитателей воды.

Санкции по 256 УК РФ достигают миллиона рублей штрафа и пяти лет лишения свободы. Применение штрафных санкций обычно включает в себя и конфискацию добытой водной живности и зверя. В целях определения ущерба применяются таксы – расценки за единицу добычи, которые утверждаются правительством. Для судебного преследования количество голов в улове подсчитывается и умножается на таксу для каждого вида. Получившаяся сумма взыскивается с осуждённого в бюджет. Охота на морских млекопитающих преследуется также по 256 УК в отличие от браконьерства на суше

В качестве наказания за данное деяние Уголовный кодекс предусматривает:

  1. Штраф.
  2. Исправительные работы.
  3. Лишение свободы.

Дополнительное наказание в виде лишения права заниматься охотой в 256 УК прописано только в ч. 3, но может быть назначено судом (обычно назначается) и по первым двум частям.

Если группа браконьеров получает приговор по ч. 3, то новый деликт до погашения судимости будет рассматриваться как рецидив.

Также ч. 3 подлежит применению, если незаконный лов вело должностное лицо с использованием своего положения либо ущерб превысил сумму в 250 тыс. р. Такой ущерб возникает, например, при добыче 30 осетров или 200 лососей; для других видов он определяется по вышеупомянутым расценкам.

Судебная практика по делам о преступлениях, наносящих ущерб водным биоресурсам России, во многом складывается из приговоров, что выносятся в особом порядке, когда доказательства не исследуются в суде, а наказание не может составить больше двух третей предусмотренного по данной статье срока.

Оправдательные приговоры по данной статье встречаются редко, но тем не менее бывают. Так, в 2011 году в Курганской области были оправданы два рыбака, которым вменялось незаконное добывание рыбы с причинением крупного ущерба. В суде было установлено, что рыбаки ловили сетью в том же районе, где производится добыча биоресурсов в промышленных объёмах, а следовательно, их действия общественной опасности не представляли.

Уголовный закон не выделяет частные и арендованные водоёмы из общего понятия среды, в которой обитали незаконно выловленные организмы, однако учёные-юристы, консультанты судов и судьи считают, что в случае, когда лицо занималось тайной ловлей на специальном водоёме, где рыбу разводят, то имеет место преступление, за которое предусмотрено наказание не по ст. 256, а по ст.158 УК РФ (кража), поскольку происходит не в прямом смысле незаконное добывание водных биологических ресурсов, а хищение рыбы, разводимой собственником (арендатором). Например, в 2015 году в городе Георгиевске Ставропольского края гражданин Макогонюк А. В. был осуждён по ст. 158 УК РФ за незаконный вылов рыбы из частного водоёма.

Возможно, что при очередном изменении Уголовного кодекса в нём появится разъяснение о том, когда за хищение рыбы наступает ответственность по ст. 256, а когда по 158 УК РФ. Законодательно эта тонкость пока не закреплена, но на практике применяется.

Работа профессионального рыболова неизбежно связана с тем, что при извлечении сетей в них могут оказаться редкие организмы. Состав преступления в данном случае не возникает, поскольку не было умысла, а плата за лицензию на пользование природными ресурсами уже включает в себя возможный побочный вред. Однако если добывание велось именно в отношении видов, лов которых ограничен или запрещён, это будет видно по составу добычи, то за эти организмы будет начислена сумма к возмещению ущерба по таксе Правительства (см. выше). Постановление правительства №724 от 2000 года классифицирует объекты противоправной добычи, разделяя их на две большие группы: обычные и редкие (занесённые в Красную книгу).

Внутри этих групп перечисляются такие водные объекты и организмы:

  • рыбы;
  • млекопитающие;
  • ракообразные;
  • рептилии;
  • моллюски;
  • водоросли;
  • икра;
  • некоторые другие группы организмов.

Однако не всегда целенаправленная незаконная добыча является преступлением. Помимо случаев, описанных выше, малозначительность вреда может быть очевидна уже при задержании нарушителей, и тогда органы, уполномоченные охранять водные ресурсы, просто оформляют административный протокол.

Административные правонарушения

Если размер ущерба оказался менее предусмотренного в УК, то нарушение правил охоты и рыбной ловли преследуется в административном порядке, а именно по ст. 8.17 и 8.37 КоАП РФ. Срок давности составляет год со дня совершения правонарушения. В качестве наказания за правонарушение также применяется конфискация орудия правонарушения.

Поскольку стоимость лодки или катера, подлежащих конфискации, может превышать сумму штрафа, эта угроза даже сильнее, чем прописанные в КоАП наказания в денежном эквиваленте.

В отличие от уголовных составов, административные допускают также привлечение организаций к ответственности.

Поэтому лица, привлекаемые к административной ответственности, делятся на три группы:

  1. Граждане.
  2. Должностные лица.
  3. Юридические лица.

Для последних предусмотрены наибольшие штрафы, но для предприятий они могут оказаться почти незаметными благодаря обороту (если это крупное предприятие). Наиболее уязвимы перед административными штрафами индивидуальные предприниматели, поскольку они платят крупные штрафы как должностные лица, но зарабатывают зачастую как обычные граждане.



 

Возможно, будет полезно почитать: