Отмена решения по вопросам гражданства.

Прекращение российского гражданства — утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.

Основания прекращения гражданства

Закон о гражданстве в качестве оснований прекращения гражданства предусматривает:

  • выход из гражданства;
  • отмену решения о приеме в гражданство;
  • выбор гражданства (оптацию), иные основания, которые могут предусматриваться международными договорами;
  • случаи следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.
Выход из гражданства

Выход из гражданства (или добровольная экспатриация) предусматривает обязательное первичное волеизъявление гражданина, ставящего вопрос о прекращении его российского гражданства. По общему правилу выход из гражданства осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ. Окончательное решение вопроса о выходе остается за Президентом.

Выход из гражданства может иметь место и в упрощенном порядке. Во-первых, если лицо, желающее выйти из российского гражданства, постоянно и на законных основаниях проживает на территории иностранного государства. Во-вторых, если выходит из российского гражданства ребенок по заявлению родителей, один из которых — российский гражданин, а другой — иностранец, либо по заявлению единственного родителя — иностранца. В этих случаях выход из российского гражданства оформляется решениями органов миграционной службы, органами Министерства иностранных дел РФ.

Право лица на выход из гражданства вытекает из ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. Но это право не означает незаконности, с точки зрения международного права, существования разрешительной системы экспатриации. Иное вело бы к подрыву государственного суверенитета. Однако каждое государство обязано в собственном законодательстве четко сформулировать основания отказа в выходе, в том числе и содержащие элемент усмотрения. В нашей стране такие основания сформулированы в ст. 20 Закона о гражданстве.

Выход из российского гражданства не допускается в общем и в упрощенном порядках, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, привлечен компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Отклонение заявления о выходе из гражданства должно быть мотивировано полномочными органами.

Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение. Решение по вопросам гражданства РФ в случае его отмены считается недействительным со дня принятия.

Отмена решения о приеме в гражданство - действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее действовавший закон о гражданстве предусматривал отмену решения только о приеме в гражданство. Сейчас законом предусмотрена также отмена решения о прекращении гражданства, которая производится при установлении в судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отмену решений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений на супруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложные сведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас же законом предусмотрена отмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Согласно Конституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Таким образом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к его компетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Если в порядке прохождения процедуры изменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинности документов, либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться с заявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского) производства.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации

Оптация также является одним из оснований прекращения российского гражданства.

Именем Российской Федерации

Сосновский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гладких Е.В. при секретаре Лобовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению А.а И.К. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании действий незаконными, отмене решения об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

А. П.К. обратился в суд с административным иском (с учетом замены административного ответчика) к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД РФ по Челябинской области), в котором просит признать незаконными действия, отменить решение об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязать повторно рассмотреть заявление А.а ГГК. о принятии в гражданство Российской Федерации.

В качестве основания административного иска указано, что 20 сентября 2016 года А. П.К. узнал о том, что принято решение об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № ФЗ-62 «О гражданстве Российской Федерации» в связи с тем, что административный истец использовал при подаче заявления подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения. Данное решение является незаконным и необоснованным, нарушает право административного истца на законное получение гражданства Российской Федерации, поскольку сведения об использовании истцом при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений - не соответствует действительности. Кроме того, решение вынесено в отсутствие А.а П.К., ему не была предоставлена возможность дать пояснения и возражения по решению, не была выдана копия решения. А. П.К. является гражданином сданные изъяты>, ранее состоял в гражданстве СССР, утратил связи в связи с распадом СССР в 1991 году, ранее с заявлением о приеме в гражданство РФ не обращался, отказ от имеющегося гражданства не оформлял. Основания для отказа в предоставлении гражданства РФ А.у П.К. - использование истцом при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений - не соответствует действительности, неточности в написании заявления объясняются не умыслом истца ввести в заблуждение госорганы. а техническими опискам при составлении заявления, что нельзя расценивать как нарушение требований федерального законодательства. Для составления анкеты и заявления о принятии гражданства РФ истец обратился к постороннему человеку, оказывающему данные услуги за деньги, потому что истец плохо владеет русским языком. Поскольку А.ым П.К. были приложены к заявлению (анкете), он был уверен в том, что при заполнении документов не будет допущено никаких ошибок. Однако при указании сведений о трудовой деятельности на территории Российской Федерации за последние пять лет лицом, заполнявшим анкету, ошибочно было указано, что истец не работал в период с 2011 по 2013 год, не работал с 2014 года. В данные период истец работал по трудовому договору, имел постоянный доход, содержал находящихся у него на иждивении несовершеннолетних детей, в период с 2014 года он работает на личном подсобном хозяйстве. Ранее сведения о трудовой деятельности истцом направлялись в органы УФМС. Разночтения в написании имени отца в графе «отец» в его свидетельстве о рождении и написании отчества в паспорте вызвано изменением правил написания имен в <данные изъяты> после распада СССР.

Административный истец А. П.К. и его представитель Д.Д.Ю. в судебном заседании поддержали административный иск к ГУ МВД РФ по Челябинской области, просили отменить решение ГУ МВД РФ по Челябинской области от 09 сентября 2016 года.

Представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по Челябинской области Б.Е.О. в судебном заседании административный иск не признал, считает, что решение соответствует закону, административный истец не лишен права вновь обратиться с заявлением о принятии в гражданство РФ через год, поэтому права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.

Суд, выслушав административного истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела суд установил, что 15 марта 2016 года А. П.К. обратился с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации на основании ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» с целью восстановления семьи (жена, дети - граждане России, желание жить и работать в России).

К заявлению приложил паспорт с переводом, вид на жительство, свидетельство о заключении брака, паспорт жены, документы о доходах, сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку, уведомление о подтверждении проживания.

Заявление подписано лично А.ым П.К., что не отрицалось им в судебном заседании, в заявлении А. П.К. предупрежден, что в соответствии со ст. 22 и ст. 41.8 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» решение о приеме в гражданство Российской Федерации, принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене, подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных подтверждает.

Решением ГУ МВД РФ но Челябинской области от 09 сентября 2016 года отклонено заявление А.а П.К. о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ЗФ «О гражданстве Российской Федерации».

В обоснование решения указано, что А. П.К. в заявлении о приобретении гражданства Российской Федерации сообщил заведомо ложные сведения о трудовой деятельности за последние пять лет.

В заявлении в разделе 15 «трудовая деятельность за последние пять лет, предшествовавших дате обращения с заявлением указаны следующие сведения: с 11.2010 по 10.2011 - автослесарь у физического лица, с 10.2011 по 01.2013 - не работал, с 01.2013 по 01.2014 - грузчик, индивидуальный предприниматель А.А.И., с 01.2014 по настоящее время не работает.

Вместе с тем, в ходе проверки трудовой деятельности А.а П.К. из сведений, представленных отделом по вопросам трудовой миграции от 27 апреля 2016 года, установлено, что работодатель ООО С* ИНН № представил 05 августа 2015 года уведомление о заключении трудового договора с 05 августа 2015 года, 11 сентября 2015 года - уведомление о расторжении трудового договора с 11 сентября 2015 года; работодатель ООО «Т*» ИНН № представил 25 ноября 2015 года уведомление о заключении трудового договора с 18 ноября 2015 года. А. П.К. оформлял патент № 26 августа 2011 года, разрешение на работу со сроком действия с 10 декабря 2012 по 29 ноября 2013 года, патент 08 февраля 2013 года.

Факт работы в указанные период А. А.И. в судебном заседании не отрицал, ссылаясь на то, что данные сведения о работе ошибочно не указаны в заявлении о приеме в гражданство, А. А.И. плохо читает на русском языке, для составления заявления воспользовался платными услугами, заявление подписал, но правильность и полноту сведений в заявлении не проверял.

Данные обстоятельства также подтвердила в судебном заседании свидетель А.И.В. (супруга административного истца).

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.

Поскольку А.ым П.К. при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации были указаны заведомо ложные сведения, о последствиях принятия решения на основании подложных документов или заведомо ложных сведений А. П.К. был уведомлен под личную подпись, само по себе сообщение заявителем ложных сведений в заявлении в силу вышеуказанной нормы права является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, то оспариваемое решение соответствует закону.

Доводы административного истца о том, что недостоверное указание сведений о трудовой деятельности является технической ошибкой, основанием для отмены решения ГУ МВД России по Челябинской области не является.

В соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 введено в действие Положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (далее - Положение), которым утверждена форма заявления, а также перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ.

В соответствии с п. 3 Положения ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.

Таким образом, форма заявления о приобретении гражданства содержит в себе сведения, на основании которых принимается решение по вопросу о принятии заявителя в гражданство РФ. Объем этих сведений должен быть полным, исчерпывающим. Ответственность за их полноту и достоверность несет заявитель.

По состоянию на момент подачи заявления о приобретении гражданства в 2016 году А.у П.К. было достоверно известно о своей трудовой деятельности за последние пять лет, однако в разделе 15 заявления такую информацию А. П.К. отразил не в полном объеме, то есть фактически скрыл ее от органа миграционного учет, допустил предоставление заведомо ложных сведений.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов

заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В связи с тем, что совокупность вышеуказанных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

В удовлетворении заявленных требований административного иска А.а П.К. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании действий незаконными, отмене решения от 09 сентября 2016 года об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязании повторно рассмотреть заявление о принятии в гражданство отказать полностью.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Гражданство Российской Федерации прекращается:

1) вследствие выхода из гражданства;

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;

4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.

1. Выход из гражданства (ст. 23 Закона о гражданстве) - это его утрата лицом по собственному волеизъявлению.

1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:

1) по ходатайству гражданина;

2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.

Закон о гражданстве установил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства :

1) если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации (п. 2 ст. 23 Закона о гражданстве), ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено ;

2) выход из гражданства Российской Федерации не допускается (п. 3 ст. 23 Закона о гражданстве):

После получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

Если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

2. Отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24 Закона о гражданстве) - единственный случай возможного прекращения гражданства Российской Федерации без волеизъявления самого лица.

Отмена решения о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство Российской Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности.

Отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема.

3. Выбор гражданства - «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве). Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин Российской Федерации при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

4. Иные основания прекращения гражданства. К таким основаниям Закон о гражданстве относит, например, прекращение гражданства Российской Федерации у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство (ч. 1 ст. 26).


Смотрите также:

Проблема

Добрый день!

Я являюсь гражданкой Эстонни и несколько дней назад я получила гражданство РФ в посольстве Росси, на себя и на ребенка, в облегчённом порядке, т.к. моя мама - гражданка РФ.

Все предоставленные мной документы и сведения являются подлинными. В частности, я должна была предоставить документ, свидетельствующий о моём ОБРАЩЕНИИ с отказом от имеющегося гражданства.
Я в посольство Эстонии с просьбой освободить меня от гражданства обратилась, документ об этом в посольстве Эстонии мне выдали.

Когда меня известили о принятии меня в гражданство РФ, я приехала в посольство, чтобы оформить паспорт.
Меня попоросили под диктовку написать расписку о том, что я обязусь втечении одного года предоставить докумет о выходе из гражданства Эстонии. Что в случае непедоставления, я извещена о возможности отмены в отношении меня и ребенка, постановления о принятии нас в гражданство РФ.

У меня возникает ряд вопросов...

Какой юридический вес имеет данная расписка? от руки, даже бланка не дали...
Решение о гражданстве было принято ДО этой расписки, значит, она, в принципе, не может повлиять на уже принятое решение?

В списке документов необходимо было предоставить документ об ОБРАЩЕНИИ с просьбой об освобожедении от имеющегося гражданства, а не о ВЫХОДЕ из него. Выходить из гражданства Эстонии мне не хотелось бы.

Если я не предоствлю требуемый документ втечение года, насколько реальна отмена решения о принятии меня и ребенка в гражданство РФ? Можно ли считать, что предоставление справки об обращении с отказом от гражданства эстонии, но не сам последующий выход из него, является "ложной информацией"?
Бывали ли прецеденты?

Т.к. это может быть сделано на основоании предоставления подложных сведений или документов, что устанавливается в судебном порядке, каким образом это будет выглядеть? т.к. я не проживаю на территории РФ, какой суд будет компетентен в данном вопросе (если посольство захочет в судебном порядке отменить решение)? какой либо суд в Москве?
Что касается ребенка, мне не совсем понятны протеворечивые статьи закона о гражданстве. С одной стороны, утрата гражданства не влечёт за собой её утрату "для супруга и детей", а с другой стороны, если я больше не гражданка, а сын был принят в гражданство вместе со мной, то он тоже его теряет?

Простите, если написано немного сумбурно, но вопрос важный и я очень беспокоюсь.

Заранее спасибо

Решение

Уважаемая Алла, если Вы не предоставите через год документы, подтверждающие выход из другого гражданства, в отношении Вас вполне законно может быть принято решение об отмене в приеме гражданства, т.к. Вы предоставили ложные сведения.

Прецеденты имеются.

Согласно нормам Федерального закона "О гражданстве" эти вопросы решаются следующим образом:

Статья 22. Основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Статья 23. Порядок отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации и последствия такой отмены

1. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом , ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.

2. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.


Россия негатвино относится к лицам, имеющим также гражданство другого государства (не двойное)!

Суд будет тот, где находится орган, принимающий решение о приеме в гражданство.

По ребенку - отменять не должны



 

Возможно, будет полезно почитать: