Подача в суд на виновника дтп для возмещения ущерба.

Приобрести автомобиль сегодня не такая уж несбыточная мечта. Обладание им приносит не только всякие приятности, но и порой заставляет раскошелиться. Особенно обидно, когда это происходит из-за дорожной аварии. В России число происшествий на дороге достаточно велико. Только в 2017 году было зафиксировано целых 160 тысяч таких инцидентов. А статистика судебных органов показывает, что часто участникам ДТП приходится обращаться в суд за защитой своих прав. Причины таких исков многообразны: от оспаривания вины в аварии до взыскания денег на ремонт поврежденного автомобиля. О самых распространенных причинах таких судебных споров и о том, как защитить себя в них, и пойдет речь в нашей статье.

Примеры из судебной практики

Попасть в дорожную аварию и повредить свое и чужое авто - это только начало. «Бывалые» водители знают, что далее могут последовать еще и судебные тяжбы. Конечно, происшествия бывают разнообразными, а фантазия юристов неистощима, но в целом суды по ДТП можно разделить на такие группы:

  • административные (оспаривание своей вины в аварии, несогласие с выводами инспекторов и т. п.);
  • гражданские иски о взыскании денежных сумм за причиненный ущерб имуществу, ;
  • уголовные суды. До них дело доходит в самых тяжелых случаях, когда или очень сильно пострадали.

Для каждого из этих видов судебных разбирательств законом предусмотрен свой процессуальный порядок.

Большую практическую пользу попавшему в такую беду человеку принесут уже состоявшиеся судебные акты по схожим случаям. Рассмотрим наиболее интересные судебные дела по ДТП.

Бесконтактная авария

Они действительно встречаются. Рассмотрим пример: водитель Б., выезжая со второстепенной дороги, не предоставил преимущество водителю С., который ехал по дороге главной. Результат - автомобиль С. съехал в кювет и опрокинулся. Между тем прямого столкновения между ними не было. Тем не менее нарушитель Б. был признан виновником этой аварии. Последний решил оспорить решение суда и проиграл.

Вывод: бесконтактная авария не лишает пострадавшего права на денежную компенсацию. Если же , требовать денег придется непосредственно с него.

Ежегодно регистрируются ДТП, виновником которых стала недобросовестная работа дорожных служб (например, не нормативно глубокая яма). Как быть в таком случае?

В первую очередь задокументировать факт такой аварии. Для этой цели следует вызвать инспектора ГИБДД, который составит акт о дефектах в состоянии дороги. Конечно, сначала он проверит, не нарушил ли сам водитель правила движения. Иначе ремонт авто придется оплачивать самостоятельно.


Так, однажды Ш. обратилась в ООО «…» с денежным требованием за повреждение её авто на необработанной от гололеда дороге. Суд ей отказал с такой мотивировкой: Ш. выбрала неподходящую скорость для движения по заснеженной и скользкой дороге, в результате чего и случилась авария. Вот так дорожные службы избежали ответственности.

Обязательно нужно выяснить, кто несет ответственность за участок дороги, на котором возникло повреждение. Предъявление денежных требований не к той организации станет причиной отказа в иске (ненадлежащий ответчик).

Смертельный исход - самое страшное последствие ДТП. Виновника может ожидать уголовная ответственность после аварии. Но в каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств происшествия.


Так, водитель Ю. ночью насмерть сбил пешехода Б. Однако, уголовное дело не возбуждалось, поскольку пешеход был пьян, а дорогу решил перейти, минуя пешеходный переход. Водитель просто не мог избежать столкновения, но при этом двигался без нарушения правил. Гражданский суд впоследствии взыскал с Ю. денежные средства как компенсацию за моральные страдания, которые испытали родственники погибшего.

Обоюдная вина

Еще один интересный случай: и одновременно спровоцировали аварию.

Как правило, судебная практика по ДТП, в котором виноваты сразу все водители, складывается из требований определить степень вины каждого из виновников. От этого зависит напрямую размер денежного возмещения, которое каждый из водителей получит от страховых компаний.

К. подал исковое заявление к Г. и страховой компании «..», попросив суд установить вину свою и Г. и взыскать соответствующую сумму в качестве ущерба. Разобравшись в обстоятельствах, судья решил, что вина каждого составляет 50%, поэтому обязал страховую выплатить К. ровно половину от стоимости ремонта.

Возмещение вреда здоровью

Если в , оправившись от своих травм, они имеют право потребовать с зачинщика деньги, потраченные на лечение или восстановление, а также за причиненные страдания. Возмещение было назначено по размеру реальных затрат, а сложно подсчитать, её размер определяется на усмотрение судьи.

Неумышленное ДТП

Под фразой «Неумышленное ДТП» скрывается автовладельцем, наказание за которое можно изучить в соответствующей статье.

Любому водителю полезно знать: даже если в ДТП нет других участников, это не повод отправиться домой. Обязательно следует вызвать инспектора.


Иначе, как некому Е., который опрокинул на дороге автомобиль своей фирмы, придется на год. Суд подтвердил, что такое наказание вполне законно и отменять его не стал.

Авария на ЖД переезде

Несмотря на ужасные последствий подобных ДТП практика по таким происшествиям все же есть. Ф. на переезде столкнулся с локомотивом и все участники остались живы. Мало того, Ф. еще и попытался потребовать с РЖД и машинистов деньги на ремонт своего разбитого автомобиля. Но в иске ему отказали, так как он сам был виновен, хотя и пытался переложить вину на машинистов.

Как проходят суды по ДТП

После ДТП любого человека интересует, как проходят судебные разбирательства по таким делам. Выше уже отмечалось, что тут возможны три варианта развития событий.

  1. Если речь идет об оспаривании протокола о дорожном происшествии, тяжба относится к административному судопроизводству. Рассматривая такие дела, судья выясняет у всех участников аварии, как все произошло, кто и где в этот момент находился и т. д. Именно на основе всех установленных в заседании фактов и принимается решение о том, прав был инспектор или нет, действительно ли виновен назначенный виновным водитель. Шансы восстановить справедливость, если инспектор незаконно применил к невиновному водителю наказание, конечно, есть. Но не стоит забывать, что, например, в отношении пьяных водителей суды придерживаются очень жесткой позиции. Процент успешно оспоренных протоколов по такой статье КоАП РФ ничтожно мал.
  2. Все заявления о денежных возмещениях рассматривают гражданские суды. Их еще называют судами общей юрисдикции. Чаще всего это иски водителей к своим страховым компаниям, которые экономят и платят недостаточную для ремонта автомобиля сумму. Какие здесь особенности? Поскольку требования денежные, их размер придется обосновать, причем документально. В случае страховых нужно заключение оценщика на ремонт или чек из автосервиса. Требуете с виновника деньги на лечение - предоставьте копии медицинских бумаг. Есть только одно исключение - моральный вред. В этом случае решение выносит суд.
  3. Рассмотрение уголовных дел существенно отличается, поскольку решается судьба человека, совершившего смертельное ДТП. Само уголовное разбирательство в силу закона длится дольше, суд скрупулезно выясняет все обстоятельства, допрашивает и участников, и свидетелей. Большую роль играют вопросы толкования закона применительно к конкретной ситуации. Поэтому основной совет на такие случаи - не стоит отказываться от .

Любой из этих судебных процессов по ДТП складывается из следующих этапов:

  • подача заявления (иска, жалобы), в уголовных делах - передача обвинительного заключения с делом в суд;
  • непосредственно разбирательство: установление фактов, допросы, экспертизы;
  • судебный акт (постановление, решение или приговор).

Независимо от сути дела по ДТП судом всегда разбираются фактические обстоятельства аварии. Именно они определяют дальнейшую судьбу требований сторон.

Как доказать свою невиновность

Пожалуй, самый востребованный вопрос - это как доказать свою невиновность . Чаще всего водителей интересует, что делать если не согласен с . К примеру, несправедливо назначили виновником аварии. Итак, порядок действий должен быть таким:

  1. Уже на этапе составления протокола нужно письменно сообщить о своем категорическом несогласии. Обычно возражения пишут на самом протоколе. Желательно свои доводы изложить четко, по существу, без «воды». Это поможет в дальнейшем.
  2. Придется отправиться в отдел ГИБДД на рассмотрение своего административного дела и там также заявить, с чем не согласны и по какой причине. Все эти объяснения обязательно фиксируются в материалах дела.
  3. Если все-таки постановление вынесено в соответствии с первоначальным решением инспектора ГИБДД, остается одно - оспаривание вины в ДТП в суде. Здесь нельзя пропустить срок на такое обжалование - 10 суток с того дня, когда сам текст судебного постановления был получен на руки. Отдать свою жалобу можно или инспектору, который принял спорный акт, или (куда чаще) сразу в мировой суд. Госпошлину здесь платить не нужно. В тексте важно выделить все основные доводы в свою пользу, желательно со ссылками на законы.
  4. Если в суде тоже не вышло отменить постановление инспектора, есть еще апелляция в лице суда районного. Образец апелляционной жалобы по ДТП можно взять на сайте местного суда, а также типовые документы обычно есть в самом помещении суда на информационном стенде. Наконец, можно просто обратиться к юристам.
  5. Закон предусматривает многоступенчатую систему проверки принятых судьями решений. Поэтому при отрицательном результате рассмотрения апелляции можно подать жалобу еще и в областной (краевой и т.п.) суд и как в последнюю инстанцию - в Верховный суд.

Конечно, в рамках одной статьи уместить всю полезную информацию по судебным делам об авариях на дороге невозможно. Каждый такой случай по-своему уникален и требует внимательного подхода и от инспекторов ГИБДД, и в особенности от суда. Главное - это не бояться защищать себя и сразу после происшествия, и впоследствии во всех судебных инстанциях.

Судебные разбирательства по ДТП

Любой владелец транспортного средства может попасть в аварийную ситуацию. Основной проблемой пострадавшего в ДТП гражданина является процедура возмещения вреда после аварии.

Нередко урегулирование какого-либо спорного вопроса в процессе дорожной аварии происходит в зале судебного заседания. При возникновении судебного спора не обойтись без проведения судебной экспертизы транспортного средства, в результате которой пострадавший сможет выяснить, какова реальная стоимость причиненного виновником вреда. Заключение эксперта поможет гражданину, понесшему в процессе ДТП убытки, получить от страховой компании возмещение в полном объеме. Кроме того, экспертиза необходима не только пострадавшему, но и виновнику в целях смягчения ответственности и при возникновении сомнений относительно заявленной суммы компенсации пострадавшим.

Как происходят судебные разбирательства по ДТП?

Безусловно, прежде чем идти на крайние меры, необходимо попробовать решить проблему доступными мирными способами. В частности, при возникновении конфликта со страховой компанией следует направить в ее адрес письменную претензию с обоснованными требованиями получения справедливого страхового возмещения. У пострадавшего должно остаться подтверждение получения страховщиком документа. Если вы пользовались почтовыми услугами, то доказательством будет уведомление о доставке, если же претензия была доставлена лично в офис компании, то у себя необходимо оставить второй экземпляр с подписью должностного лица о получении. Очевидно, что на ваше письменное обращение автостраховщик не отреагирует никак, поэтому следующим шагом будет обращение за помощью в суд.

Судебный иск может быть направлен как в сторону страхового агента, так и в адрес виновника аварии. Напомним, что в соответствие с российским законодательством, СК может компенсировать сумму в размере, не превышающем 120 000 (по старым полисам). А что же делать тем водителям, у которых ремонт авто обойдется в гораздо большую сумму? Если у пострадавшего помимо страховки ОСАГО имеется полис КАСКО, то проблем не предвидится. Исковые требования пострадавшего в таком случае направляются как к виновнику, так и к страховщику. Страховой агент компенсирует убытки после ДТП в максимально возможном допустимом законом размере, а недостающая часть средств взыскивается с причинителя вреда. Текст искового заявления, как собственно и претензии, должен быть написан грамотным юридическим языком с подтверждением своих доводов аргументами и нормами законодательства.

Для того, чтобы обычному водителю изучить все тонкости и нюансы, которые содержат в себе судебные разбирательства по ДТП, необходимо множество информации по теме на просторах сети Интернет. Без спецзнаний в области юриспруденции и умений хорошо ориентироваться в страховом законодательстве, невозможно получить достойную компенсационную компенсацию. Бесконечные визиты офиса страховой компании в итоге окажутся безрезультатными и бесполезными. В последние годы всё чаще наблюдается практика решения всех проблем со страховой компанией посредством судебного спора.

Как показывает правоприменительная практика специалистов нашей компании «Юридическая помощь», любое действие и решение страховщика можно обжаловать в суде, что мы с успехом и делаем.

Исковое заявление, как правило, всегда сопровождается подтверждающей документацией. Акт о проведенной оценке ТС играет немаловажную роль при принятии судом решения по случаю возмещения причиненного ущерба. В тексте заявлении или в заключении эксперта в обязательном порядке должна быть информация о полном расчете суммы страхового возмещения.

Нужна ли независимая экспертиза авто?

Как известно, из всей массы страхователей, столкнувшихся с наступлением страхового случая, около 70% остаются недовольны принятым страховщиком решением. В целях сравнения предложенной суммы к выплате страховым агентом и действительной стоимости нанесенного урона, рекомендуется заказать независимую автоэкспертизу. В рамках данной процедуры мы выполняем следующие условия:

  • В целях гарантии точного результата автомобильную независимую экспертизу проводят квалифицированные и опытные эксперты;
  • По завершении своей работы, наши автоэксперты составляют грамотное и соответствующее закону, объективное заключение;
  • Свои обязанности наши специалисты выполняют в короткие сроки, которые обговариваются в каждой конкретной ситуации с клиентом отдельно.

Если вы входите в число автолюбителей, не довольных работой страховой компании, то скорее спешите к нам за помощью! Для того, чтобы ознакомиться с вашей ситуацией, страховым случаем, юрист проведет с вами бесплатную консультацию, в рамках которой, изучит представленные клиентом документом, а также даст рекомендации правильного поведения после ДТП, даст оценку обстоятельствам и вынесет вердикт о возможности решения вопроса в положительную для вас сторону.

Каждый автомобилист знает, что в случае попадания в ДТП, приходиться обращаться в страховую компанию за возмещением имущественного, а то и морального ущерба. В некоторых случаях страховщики не идут на спор и после проведения независимой экспертизы попросту соглашаются с суммой, которую затребовал водитель. Но бывают и такие ситуации, когда приходится обращаться в суд с жалобой на страховую компанию, которая не желает выполнять свои обязательства.

Виновнику автомобильной аварии следует понимать, что в период исковой давности, который установлен на 3 года, пострадавшая сторона может передать к страховой компании (СК) право суброгационных требований. Таким образом, суброгация – это возможность страховщика потребовать от виновника аварии компенсацию за нанесенный ущерб страхователю в размере возмещенной суммы.

К примеру, если СК потерпевшего в результате дорожного происшествия уплатила ему страховку по договору КАСКО, то она вполне способна потребовать от виновника ДТП компенсацию понесенных убытков в размере, что превышает допустимый лимит по ОСАГО, а это более 120 тыс. рублей. С большой вероятность страховщик подаст на вас, как на виновника аварии, в суд ближе к окончанию 3-летнего периода, срока исковой давности. Ведь гораздо интереснее требовать с человека денежное возмещение, когда он уже позабыл о происшествии, не помнит всех нюансов.

Конечно, если на ваше имя было отправлено заказное письмо от страховой компании, в которой находится исковое заявление и повестка в суд, то вы будете лишь задаваться вопросом: после ДТП на меня подали в суд, что делать? Разумеется, для начала нужно просмотреть такой документ как исковое заявление, возможно уже истек срок давности. Если вам все же не повезло, то нужно обязательно явиться на судебное заседание, поскольку в случае неявки суд вынесет решение в пользу страховой компании, то есть истца.

Стоит заметить, что судебные споры по суброгации не всегда заканчиваются успешно для страховых компаний, которые уверенно идут к своей цели. Зная тонкости законодательной базы можно противоборствовать и добиться вынесения решения в свою пользу.

Многие автовладельцы спрашивают: после ДТП на меня подали в суд, как себя вести? Мы готовы дать несколько полезных советов, если вы оказались в столь сложной ситуации.

  1. Нужно в мельчайших подробностях вспомнить о происшествии, которое случилось ранее. Для этого достаточно отыскать сохранившуюся документацию, пересмотреть материалы по делу о ДТП. Возможно, вы удивитесь, когда обнаружите какие-то неточности.
  2. Необходимо изучить документы с заявленной исковой суммой. Это может быть составленная калькуляция по стоимости проведения ремонта авто либо заключение независимого эксперта. Надо проверить, какие повреждения были внесены в документацию. Возможно, туда внесли стоимость замены деталей автомобиля, которые просто не могли выйти из строя в результате небольшого ДТП. Иногда можно обнаружить ошибки в подсчетах, даже по истечению нескольких лет. К примеру, когда указанная сумма восстановительных работ выше нежели стоимость транспортного средства. Стоит заметить, что замена деталей должна быть взята из расчета средних рыночных цен. Таким образом, если у вас возникли какие-то сомнения, то можно заявить о проведении повторной судебной экспертизы.
  3. Можно обжаловать судебный иск от страховой компании, если вы не имели возможности присутствовать на экспертизе, которую проводила страховая компания, но только в том случае, если есть какие-либо доказательства. По правилам страхования, экспертиза должна быть проведена не штатным сотрудником от СК, а независимым экспертом.

Если документально никаких ошибок обнаружено вами не было, то следует отработать другую версию самозащиты в суде. Согласно п.1 ст. 1079 ГК РФ, автомобилисты должны нести ответственность за взаимодействие источников повышенной безопасности солидарно, то есть в равных частях. Поэтому, вам следует доказать лишь факт обоюдной вины в результате столкновения автомобилей, либо уверить суд в том, что в произошедшем ДТП виновником был другой водитель. Таким образом, суд затребует уплатить в страховую компанию сумму ущерба, которая будет разделена на обеих участников ДТП.

Если вы избрали такую тактику защиты своих прав, то стоит позаботиться о сборе доказательств в свою пользу. Следует обратиться в автоинспекцию, где был зарегистрирован ваш случай. Суд может сам затребовать материалы по делу из ГИБДД, если имеется на это ходатайство.

Страховые разбирательства в суде происходят довольно часто. Можно самостоятельно изучить материалы подобных дел, которые имеются в открытом доступе, что помогут ответить на вопрос: как защитить себя, если после ДТП на меня подали в суд? Но в более сложных и запутанных историях следует обращаться к грамотным юристам, которые предоставят вам консультацию и смогут представлять в суде ваши интересы.

После ДТП на меня подали в суд, как себя вести

Как ни крути, а явиться в суд и отстаивать свои права придется. Вам придется побывать на всех судебных заседаниях, если конечно вы не предоставите эту возможность юристу, на которого выписали доверенность. Если не явиться в суд, то будет принято заочное решение в пользу истца.

Что такое суброгация и как она происходит?
Суброгацией называют передачу к страховщику права взыскания компенсации с виновника ДТП за причиненный ущерб страхователю в размере возмещенной суммы. То есть, страховая компания может предъявить вам свои требования, но это совершенно не значит, что нужно со всем соглашаться. Вам под силу:

  • оспорить приписанную сумму;
  • снизить ее;
  • доказать, что вы ничего и не кому не должны.

Самое главное, что следует понимать виновнику ДТП, нужно иметь базовые знания законодательства. Правда, чаще всего они отсутствуют, а поэтому у страховщика больше шансов на победу. Таким образом, в результате ДТП страховая обязует виновного уплатить ее расходы в невероятно завышенных размерах.

Следует рассмотреть документы, в которых была рассчитана сумма на ремонт авто, и понять насколько реальна цена иска, соответствуют ли повреждения автомобиля пострадавшего лица тому, что было в реальности. Иногда совершенно в очевидных ситуациях вас могут попытаться обмануть. К примеру, если вы точно помните, что в результате столкновения с автомобилем потерпевшего была разбита его задняя фара, а в экспертизе фигурирует упоминание о переднем бампере.

Иногда по документации можно столкнуться с запредельно высокой суммой требования по иску, которая даже превышает стоимость самого авто. Может произойти и такое, что СК затребует возместить ущерб, не учитывая изношенность многих деталей.

Таким образом, расчет идет как за новые.
Если вы приходите к юристу и говорите: после ДТП на меня подали в суд как на собственника ТС, что мне делать? То в первую очередь вам предстоит составить письменное ходатайство о проведении новой судебной экспертизы, с чем может помочь адвокат по ДТП. За нее придется уплатить, хотя в некоторых случаях может быть предоставлена рассрочка.

После судебной экспертизы, как правило, ситуация несколько проясняется. Правда, и в этой сфере деятельности встречаются неопытные специалисты. Если вас угораздило столкнуться именно с таким экспертом, который может предоставить в суд только необоснованное заключение, то стоит продолжать отстаивать свои права.

Без разницы, какой был причинен ущерб, что затребуют с вас в суде, стоимость нашей работы для вас будет складываться исходя из различных факторов: деятельность в Москве, выезд в суд, сумма за выезд по области.

Эта стоимость включает в себя:

  • консультацию юриста;
  • представление на судебном заседании ваших интересов;
  • оформление письменной документации, заявлений и ходатайств;
  • анализ имеющихся документов.

Что не стоит делать, чтобы не подали в суд

Некоторые предприимчивые автовладельцы пытаются обогатиться за счет виновника ДТП и страховой компании. К примеру, это может произойти, если они намереваются взять компенсацию со страховой компании и затребовать возмещения ущерба с виновного. Да только обмен может быть легко открыт и такие деятели окажутся в зале суда по статье за мошенничество.

Если вина в ДТП полностью ваша и вы решили договориться о компенсации с пострадавшим на месте, то при передачи денежного возмещения следует затребовать с него расписку.

Важно! Срок исковой давности составляет 3 года. По истечении этого времени дела о суброгации не могут быть заведены страховой компанией.

Чтобы избежать дел по суброгации со страховщиком, следует:

  • придерживаться на дороге ПДД и избегать аварийных ситуаций;
  • заключить договор страхования ответственности на как можно большую сумму;
  • присутствовать при осмотре транспортных средств на предмет повреждения.

Если вы получили от страховщика заявление о необходимости выплат в порядке суброгации и у вас возникает вопрос: после ДТП на меня подали в суд, что делать, то лучше обратиться к специалистам.
Суброгация не столь страшна как может изначально показаться. Стоит лишь упомнить, что СК может затребовать сумму к взысканию, которую он выплатил, но с вычетом процента износа имущества. Суброгация может быть применена лишь согласно договору имущественного страхования, в остальных случаях это незаконно, а требования страховщика ничтожно.

Статья 264 УК РФ определяет такое понятие, как нарушение правил дорожного движения с пострадавшими. Также есть нормы в административном кодексе, которые определяют нарушения правил движения и формирование последствий в виде аварийной ситуации. Суд по ДТП в обязательном порядке рассматривает все нюансы дела, осуществляет проверку технической экспертизы, оценивает ситуацию, опрашивает стороны дела, а также свидетелей. Таким образом, суду удается восстановить объективную картину происшествия и принять рациональное, законное и правильное решение.

Как осуществляется суд по ДТП?

  1. Изначально суд осуществляет изучение всех документов, а также требований, которые были предъявлены к нарушителю;
  2. После чего, в обязательном порядке осуществляется процесс опроса водителя, потерпевших, свидетелей;
  3. Также осуществляется процесс изучения всех представленных доводов, доказательств, фактов и пр.
То есть, как вы имеете возможность видеть, суд крайне детально подходит ко всем аспектам изучения дела. Ведь изначально, самое главное – определить виновника, а также степень его вины.

Например, бывают ситуации, когда виновник происшествия просто не имел возможности осуществить иные действия, именно по этой причине, обвинения в данном случае могут быть полностью с него сняты, или же степень наказания в данном случае будет минимальной. Кроме всего прочего, имеет место оговор, самооговор и пр. Поэтому, суд непременно осуществляет процесс проведения судебного следствия, на основании которого можно восстановить объективную картину происшествия и принять правильное решение.

Защита в суде

Отметим, что нередко возникает формирование уголовных дел по ДТП, и как вы понимаете, в данном случае, вам непременно потребуется качественная и грамотная защита, особенно в том случае, если по стечению обстоятельств обвинение выдвинуто неправомерно. Конечно же, можно самостоятельно изучить максимальное количество литературы по данному вопросу, можно постараться самостоятельно проработать тактику защиты своих интересов. Тем не менее, вряд ли вы сможете полноценно защищать себя без углубленных познаний законодательства. Именно по этой причине, вам непременно нужно воспользоваться помощью специалистов. При этом, впоследствии затраченные средства вы можете, посредством ходатайства, вписать в судебные расходы, которые должны будут вам компенсироваться от имени истинно виновного лица.

Основное направление деятельности суда – восстановить истину и применить разумное наказание с учетом особенностей правонарушения. Ваша основная задача – собрать как можно больше фактов и доказательств, определяющих вашу правоту. А вот если вы используете помощь юриста, то вы еще и получите грамотное манипулирование законодательной базы, с целью вашего полного оправдания.


В административном и уголовном кодексе указывается на то, что все дела по ДТП рассматриваются исключительно судами общей юрисдикции. Основанием для открытия дела выступают...

Фото с сайта aifudm.net

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда. К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев» . Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно. В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД). Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя. Что касается административного дела относительно Прусаченкова - оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд . Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении. При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание. Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались. Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли - положения п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС. Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД). А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы. Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК. Эти указания называет важным управляющий партнер КА "Старинский, Корчаго и партнеры" Владимир Старинский . По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины. Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

* имена и фамилии изменены редакцией



 

Возможно, будет полезно почитать: