Понятие сервитута на земельный участок: что это такое, какие виды известны и какова его стоимость.

Сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Законом установлены два вида сервитута – частный и публичный. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком. Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, других нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования. Обременение участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Собственник участка вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату.

По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Когда участок в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Если публичный сервитут приводит к невозможности использования участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка с возмещением убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его собственник вправе требовать соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимость

В федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В государственной, муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, приобретенный гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на таком праве после введения в действие ЗК РФ не допускается.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

    из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органами государственной власти или органами местного самоуправления – государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

    из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, – гражданам и юридическим лицам на основании договора;

    из земель организаций, транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

    из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – религиозным организациям.

Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения: отказ землепользователя от принадлежащего им права на земельный участок либо в силу принудительного изъятия.

Основания прекращения аренды земельного участка. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Прекращение аренды по инициативе арендодателя не допускается: в период полевых сельскохозяйственных работ; в иных установленных федеральными законами случаях.

Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Указанное право прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права либо в силу принудительного изъятия.

Указанные права прекращаются принудительно:

    при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

    использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

    неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:

    отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;

    нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования;

    систематическое невыполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

    систематическая неуплата земельного налога;

    неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях;

    изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

    реквизиции земельного участка;

    в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Основания прекращения сервитута. Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

Основаниями прекращения прав на землю также являются:

    изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с обстоятельствами в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами;

    конфискация земельного участка – безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления;

    реквизиция земельного участка – временное изъятие в целях защиты интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Сервитут в представляет собой ограничение на пользование наделом. В отечественной системе это понятие впервые было введено в п. 4.10 Положений о госпрограмме приватизации № 1535. Рассмотрим далее по земельному законодательству.

Историческая справка

Впервые появились земельные сервитуты в римском праве. Понятие servitus дословно переводится как "рабство вещи". При этом объект служил не только непосредственному собственнику. Он также использовался для извлечения выгоды соседом. В римском праве существовало положение о том, что собственная вещь никому не служит, то есть человек не мог установить сервитут на свой участок, а только на чужой.

Формирование нормативной базы

Как известно, претерпело ряд изменений. Были, в частности, введены новые положения, касающиеся отношений, связанных с собственностью. Сервитуты на земельные участки регламентируется ст. 274-277 ГК. Суть норм состоит в следующем. Владелец недвижимости может потребовать от собственника соседнего надела предоставить ему возможность ограниченно использовать его территорию.

Назначение

Сервитуты на устанавливаются для разных целей. Например, для создания прохода/проезда, прокладки и использования инженерных коммуникаций, трубопроводов, линий связи, водоснабжения. То есть сервитуты на земельные участки необходимы для удовлетворения таких нужд собственника, которые не могут обеспечиваться иным способом. Они выступают как обременение, не лишающее владельца возможности распоряжаться и пользоваться объектом.

Условия установления

Сервитуты на земельные участки вводятся по соглашению сторон. Данные обременения должны пройти госрегистрацию. Если собственники не достигли взаимовыгодного соглашения, земельный сервитут устанавливается по решению суда. Следует отметить, что заключить соглашение с соседом может не только собственник. Сервитут может устанавливаться по требованию или в интересах субъекта, которому участок предоставлен на правах наследуемого владения либо постоянного пользования. Обременение в виде ограниченной возможности использовать часть надела предполагает взимание платы. Стоимость сервитута на земельный участок устанавливается собственниками (владельцами) самостоятельно.

Специфика заключения сделок

По 613 статье ГК, владелец надела при предоставлении его в аренду должен предупредить, что на него установлен земельный сервитут. В случае невыполнения этого условия пользователь может требовать уменьшения суммы оплаты или расторгнуть соглашение, предъявив иск о взыскании убытков. При заключении ссудного договора субъект, который передает объект в безвозмездную эксплуатацию, также должен поставить другого участника сделки в известность о существующих обременениях. При неисполнении этого условия ссудополучатель может расторгнуть соглашение в одностороннем порядке и требовать компенсации ущерба.

Классификация

Нормами предусмотрено два вида обременения. Публичный сервитут на земельный участок может устанавливаться по решению территориальной власти на основании градостроительных документов и в соответствии с правилами застройки. Такое обременение обычно вызвано необходимостью удовлетворить общественные либо государственные интересы. Частный сервитут на земельный участок может устанавливаться для ограничения эксплуатации наделом и прочей недвижимостью для обеспечения:

  1. Реконструкции, строительства, использования и ремонта сооружений, зданий, а также объектов транспортной и инженерной инфраструктур.
  2. Проезда/прохода через территорию, принадлежащую другому лицу, если иным способом попасть на собственный участок нельзя.
  3. Выполнения работ по инженерной подготовке, защите местности от подтопления и затопления, сооружению подпорных стен.
  4. Применения устройств, проникающих на чужую территорию на определенной высоте, при возведении зданий.
  5. Ремонта и эксплуатации общих стен в сооружениях блокированной застройки.
  6. Прочих нужд владельцев недвижимости, обеспечение которых не может осуществляться без установления обременения.

Сервитут не может выступать в качестве самостоятельного предмета купли-продажи или залога, а также передаваться любым способом лицам, которые не являются собственниками объектов, для пользования которыми он предусматривается.

Прекращение обременения

Оно осуществляется по требованию собственника участка, в отношении которого установлен сервитут. Прекращение обременения может обуславливаться отсутствием оснований, в соответствии с которыми он был предусмотрен. Собственник может обратиться в суд для устранения сервитута, если его наличие создает существенные препятствия для использования участка по назначению.

Дополнительные нормы

Сервитут предусматривается не только в ГК. Обременение, например, регламентируется ФЗ № 113 "О гидрометеорологической службе". Сервитут устанавливается на наделы, по которым осуществляется проезд/проход к стационарным наблюдательным пунктам, включенным в государственную сеть. Порядок, в соответствии с которым вводится обременение в этом случае, определен правительством в Постановлении № 972. В ФЗ № 72, регламентирующем функционирование товариществ собственников жилья, предусматрено, что в отношении земельного участка, а также другого общего имущества может устанавливаться ограниченное право использования их сторонними лицами. Вместе с этим не допускается запрет на введение обременения в случае наличия необходимости обеспечить доступ иных субъектов к объектам, которые существовали до принятия ФЗ № 72. Если встал вопрос об установлении нового сервитута, то он решается по соглашению между заинтересованным лицом и собственниками квартир. При недостижении консенсуса спор может разрешаться в судебном порядке. Для уточнения положений, связанных с введением обременения, предусмотренного ФЗ № 72, правительством было принято Постановление № 1223. Им утверждались правила определения размеров и установления границ наделов в кондоминиумах. В соответствии с ними, территория общего использования в пределах микрорайона, квартала подлежит предоставлению в аренду или собственность товариществу собственников или домовладельцам только при условии введения необходимых сервитутов и ограничений.

Другие случаи

В ФЗ №123 определена возможность вводить обременение на участки для удовлетворения нужд племенного животноводства. Необходимость установить сервитут может возникнуть и при мелиорации участка, к примеру, при его осушении для отвода воды. Соответствующее положение предусматривается пунктом 3 статьи 26 ФЗ № 4. Наделы, которые находятся на границе с территориями мелиорируемых земель, допускается использовать с ограничениями, определенными ЗК и ГК.

Дополнительные типы обременения

В лесном и водном законодательстве также предусматривается возможность установления сервитутов. По своему содержанию они приближены к рассмотренным выше обременениям. Водный сервитут закрепляется в 43 статье ВК. По условиям договора, возможности субъектов, которым предоставляются в долго- или краткосрочное пользование соответствующие объекты, могут ограничиваться в пользу иных лиц. Частный водный сервитут может устанавливаться по решению суда. Следует отметить важный момент. Правила о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным объектам в части, не противоречащей ВК.

Цели обременений

Водный сервитут, по 44 статье ВК, может устанавливаться для:

  1. Забора воды без использования сооружений, технических устройств и средств.
  2. Прогона и водопоя скота.
  3. Эксплуатации объектов в качестве путей сообщения для лодок, паромов, маломерных судов.

В законе могут предусматриваться и иные цели. Для реализации ограниченного права на водный объект нет необходимости получать разрешение на пользование.

Специфика

Особенность публичного сервитута на водный объект состоит в том, что одной стороной выступает собственник, а другой - неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. Частный сервитут на водный объект устанавливается между пользователями-несобственниками.

Лесной фонд

Правила пользования его территориями закрепляется в ЛК. В соответствии с 21 статьей этого кодекса, граждане могут свободно находиться на землях, как входящих, так и не входящих в лесной фонд. При этом возможность пользоваться территориями последней категории может ограничиваться в пользу иных заинтересованных субъектов. Основанием для установления лесного сервитута выступает договор, решение госоргана или территориальной структуры власти, а также судебной инстанции. Установленное обременение должно пройти процедуру регистрации. При недостижении соглашения между заинтересованным субъектом и собственником территории спор рассматривается судом по иску первого. Публичный сервитут, в соответствии с ЛК, предполагает, что одной стороной выступает собственник территории - РФ, а другой - неограниченное количество лиц, которые осуществляют пользование. При этом последние владельцами не являются. При установлении частного сервитута участниками сделки являются исключительно несобственники. Решения институтов власти (государственной или местной), предусматривающие введение обременения на территории, могут быть оспорены в суде в установленном порядке.

Земельные отношения, которые возникают у владельцев земельных участков разных видов, имеют множество особенностей, которые связаны с приобретением и реализацией прав на землю. Особое место при этом занимает такое понятие как сервитут, которое может означать как право, так и , в зависимости от того, кому оно принадлежит.

Понятие сервитута

В общем смысле сервитут представляет собой ограниченное право для одного субъекта пользоваться каким-то имуществом другого субъекта. В отношении земельного участка данное право заключается в том, что лицо, которое не является собственником или владельцем земли, может использовать ее в определенных целях, установленных законодательно. При этом существуют такие особенности:

  • сервитут является определенным обременением для собственника земельного участка;
  • его не лишает прав на землю ее законного владельца (собственника, арендатора) и никак не ограничивает его возможности по ее или распоряжению;
  • собственник участка имеет право требовать от обладателя сервитута внесения за пользование недвижимостью определенной (она должна быть соразмерной тому ущербу, который может быть нанесен земле от установления обременения);
  • устанавливаться он может как добровольно (по согласию сторон), так и принудительно, в судебном порядке (по требованию третьего лица);
  • сервитут дает право только использовать участок в ограниченных целях - распоряжаться им он не может.

Данный вид обременения устанавливается официально, то есть данные об этом заносятся к общим сведениям о земельном участке (в кадастр).

Для его установления обязательно должны быть соответствующие . В зависимости от этих оснований и целей, для которых необходимо установление этого обременения, существует несколько его различных видов.

Важные моменты

Виды

В зависимости от заинтересованной аудитории

Прежде всего, стоит рассмотреть виды сервитута, установленные официально, на законодательном уровне. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ сервитут может быть:

Частным

Основным отличием между данными видами обременений является основание, на котором они устанавливаются. Так, возникает на основании следующих документов:

  • между собственником участка и третьим лицом - заключается в том случае, если решение об его установлении является добровольным;
  • соответствующее - является основанием в том случае, когда добровольно соглашение не было заключено и понадобилось обращение в суд.

В каждом из этих документов оговариваются условия, на которых будет установлено обременение: его срок, наличие и величина оплаты, цели, в которых может использоваться участок и т. п.

Применяется он, чаще всего, в отношении земельных наделов, которые находятся в собственности частных лиц - физических или юридических, однако не исключено его установление и на государственную или муниципальную собственность.

Однако это всегда происходит только в частных интересах - то есть для какого-то гражданина или юридического лица. Это является еще одной особенностью данного вида обременения.

Публичным

Данный вид сервитута устанавливается на основании закона или какого-то другого нормативно-правового акта РФ, субъекта РФ или же органа местного самоуправления. В от частного, его применение всегда вызвано заботой о публичных интересах - государственных, органов местного самоуправления или же населения города (другого населенного пункта).

В зависимости от срока действия

Также в зависимости от срока, на который данный вид обременения устанавливается, он может быть:

  • В этом случае установление сервитута происходит только на какой-то период, в течение которого его обладателю будет необходимо пользоваться участком. Данный срок может определяться сторонами в добровольном порядке или же устанавливаться принудительно исходя из поставленных целей.
  • Бессрочным. Этот вид обременения устанавливается без конкретного срока, поэтому право пользования участком будет у его обладателя до тех пор, пока это необходимо или он сам не решит отказаться от него. Сторонами могут быть дополнительно предусмотрены различные ситуации и основания для прекращения действия сервитута.

В зависимости от целей использования

В зависимости от целей, для которых предоставляется право ограниченного использования земли, сервитут делится на:

Городской

Он устанавливается в пользу застроенных участков и может иметь целью как не допустить в отношении них каких-то действий, так и, наоборот, обеспечить возможность их совершения. Например:

  • право использовать стену чужого строения в качестве подпорки для своего здания;
  • возможность обеспечивать через чужой участок сток воды;
  • запрет возводить строения больше определенной высоты, чтобы не загораживать здание соседа и т. п.

Как правило, устанавливается такой сервитут для участков, которые расположены в пределах , однако не исключено и обратное.

Сельский

Он применяется в отношении незастроенных и полевых участков. Цели его установления обычно связаны с ведением сельскохозяйственной деятельности:

  • прогон скота через участок;
  • проведение канализации;
  • возможность через надел и т. п.

Другие

Еще одна классификация предусматривает разделение сервитута на такие виды:

Водный

Как следует из названия, он заключается в предоставлении третьему лица права использовать , расположенные на чужом участке, например:

  • водить к водоему скот на водопой;
  • проводить через надел систему водоснабжения;
  • купаться в водоеме;
  • ловить рыбу и т. п.

Лесной

Соответственно, в данном случае обладателю сервитута предоставляется право использовать фонд для различных целей, установленных законодательно. Чаще всего здесь подразумевается возможность свободно пребывать в лесу, собирать различные плоды (грибы, ягоды) и т. п.

Стоит учесть, что принадлежность обременения к одному из вышеперечисленных видов не исключает возможности того, что он имеет характеристики и другого вида. Например, частный сервитут может быть одновременно еще и срочным и водным, точно так же, как и публичный.

Важные моменты

Частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, в редких случаях - по решению суда. В нашей статье вы сможете получить подробную информацию о данном виде сервитутного обременения, а также узнать, чем частный сервитут отличается от личного, и как правильно составить договор об установлении сервитута

Публичный сервитут устанавливается в интересах общественности определенного населенного пункта или в интересах государства. Однако данный вид обременения может быть установлен не всегда. Обо всех подробностях вы сможете прочитать в нашей статье

Исторические виды

Сервитут относится к одним из наиболее древних вещных прав, которые использовались на протяжении всей истории развития человечества. Поэтому помимо станадратных классификаций, рассмотренных выше, существует также несколько его форм, которые сложились исторически. Их можно разделить на две группы:

Личные сервитуты

В этом случае право пользоваться какой-то вещью или имуществом устанавливалось для конкретного человека - оно действовало на протяжении его жизни и прекращалось в случае смерти. В этой группе выделяется несколько различных форм:

  • узуфрукт - в этом случае обладатель сервитута мог пользоваться как вещью, так и плодами, которые она приносит (например, собирать урожай с земельного участка);
  • узус - такой вид обременения не дает права извлекать из имущества никаких плодов (то есть обладать сервитута может проходить через участок или прогонять по нему скот, но не может собирать плоды).

Вещные сервитуты

Они устанавливаются в отношении конкретной вещи или имущества. В этом случае существует два вида имущества:

  • господствующий;
  • служащий.

При этом последний вид имущества существует и используется фактически в интересах первого. Данные виды сервитутов также делятся на несколько групп:

  • сельские - устанавливаются в пользу полевых и незастроенных участков, предназначенных для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • дорожные - связаны с правом проезда, прохода или прогона через участок скота;
  • водные - связаны с использованием чужого водоема для водопоя скота, возможностью провоза через чужой участок воды или прокладывания водопровода;
  • пастбищные - заключаются в возможности выпаса на чужом участке скота;
  • городские - устанавливаются в пользу застроенных участков (могут быть связаны с правом на постройку зданий, сток воды и т. п.).

В современных условиях данные виды являются несколько устаревшими, однако некоторые их формы или их характеристики встречаются и сейчас. Разнообразие этих видов и форм порождает множество спорных моментов, связанных с установлением сервитута и его использованием, которые зачастую могут решаться только в судебном порядке.

Гражданским законодательством закреплено абсолютное право собственности за землевладельцем, т.е. он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом. В порядке осуществления и ведения хозяйственной деятельности на участке землепользователи вступают в особый тип правоотношений, когда один владелец может потребовать от своего соседа предоставления ему права пользования его участком. Данное право является ограниченным и именуется в земельном законодательстве сервитутом.

Сервитут на земельный участок: что это такое?

Сервитут является обременением участка земли, не лишающим прав собственности землевладельца, который по-прежнему может распоряжаться своим имуществом. Такое обременение может возникать:

  • когда есть необходимость в обеспечении прохода или проезда через соседский участок;
  • когда существует необходимость прокладки кабелей по участку соседа и обслуживания линий электропередач;
  • когда нужно провести другие коммуникации и разместить межевые, геодезические и дорожные знаки;
  • другие случаи.

Одним из нюансов обременения является то, что землевладелец использует свой участок с некоторым «ущемлением» его прав. И по причине этих «неудобств» землевладелец вправе требовать компенсации.

В соответствии с Земельным Кодексом обременение земельного участка сервитутом может быть установлено двумя способами:

Сервитут на земельный участок (например, для инженерных сетей или других отношений), как и право собственности, подлежит госрегистрации с выдачей официального документа.

Обладателем сервитута является лицо, которое обладает правом пользования чужим участком земли ограниченно. Обладатель не может продать данное право, заложить его и отчуждать сторонним лицам иным способом, которые не являются владельцами недвижимого имущества, в целях эксплуатации которого определено данное право.

О понятии сервитута в земельном праве, его видах, порядке установления и прекращения расскажет более подробно юрист в следующем видео:

Также вы найдете массу полезной информации о праве ограниченного пользования чужим земельным участком, сервитуте, в видеосюжете ниже:

Виды обременений

По земельному законодательству предусмотрены такие виды сервитутов как публичный и частный.

  1. Частный. В отношения вступают граждане, а также юрлица, являющиеся владельцами смежных земельных участков. Обременение устанавливается на основании соглашения между землевладельцем и лицом, претендующим на сервитут. Если стороны не могут прийти к обоюдному соглашению об условиях ограниченного пользования, то спорную ситуацию призван разрешить судебный орган. В случае если отпали все основания установления обременения на участок, землевладелец вправе потребовать прекращения данного соглашения.
  2. Публичный. В правоотношения вступают землепользователь (собственник участка) и органы государственной власти. Установление обременения происходит в силу предписания норм закона и других актов местного уровня. В данном случае затрагиваются интересы государства, органов местного самоуправления.

Срок установления

Существует классификация сервитутов на земельный участок в зависимости от срока действия:

  • Срочный – с установлением конкретного периода действия.
  • Бессрочный – носит постоянный характер без определения срока установления.

Действие сроков может устанавливаться на все виды обременений. Как правило, сервитут носит бессрочный характер, однако право ограниченного пользования можно прекратить в следующих случаях:

  • когда стороны подписали новое соглашение об отмене сервитута;
  • когда отпали основания и цели, для которых было установлено ограниченное право, по требованию любой стороны;
  • когда участок, имеющий обременение, не может эксплуатироваться в соответствии с целями его предоставления, по требованию владельца такого участка.

Стоимость права

Возможность пользования чужим участком является платным, т.е. гражданин, получающий данное право, обязан перечислять платежи владельцу обременяемого участка. При этом стоимость данного права определяется соразмерно финансовой выгоде, которую бы мог получать землевладелец, как если бы земля не имела обременений. К примеру, собственник мог бы получать плату за арендуемый земельный участок при сдаче его части в найм, а не на использование его как сервитута. Стоимость пользования также зависит от характера и интенсивности эксплуатации части земли гражданином, в пользу которого установлено данное право.

В оплату за пользование также могут быть включены и иные расходы землевладельца, связанные с созданием условий для осуществления обременения (расходы, связанные с обеспечением охраны и попуска, поддержанием технического состояния дорожного покрытия и т.д.)

Существуют некоторые различия в определении сумм выплат за отдельные виды обременений.

  • Так, при частном сервитуте его стоимость определяется в соглашении, или же в решении судебного органа при недостижении согласия. Обязанность по оплате возлагается на физическое лицо.
  • А при публичном сервитуте землевладелец может требовать компенсацию от государственного органа, только если обременением значительно затрудняется эксплуатация участка. Стоимость закрепляется тем нормативным документом, которым установлено обременение.

Оценка сервитута

Поскольку право пользование предполагает выплату компенсации, необходимо произвести оценку, определить соразмерную стоимость обременения на участок. Оценивая стоимость ограниченного права, разрешаются споры между землевладельцем и лицами, которые обязаны платить.

Способ произведения оценки достаточно трудоемкий и многообразный. При расчете стоимости обременения учитывается оценочная стоимость участка, принимая во внимание упущенную выгоду, которая возникает в связи с возникновением ограниченного права. При оценке также используются другие факторы, способные точно определить стоимость оплаты за пользование чужим участком.

Так, оценивая соразмерную компенсацию за обременение, принимается во внимание вид сервитута:

  • Если обременение носит частный характер, то оценка осуществляется по соглашению сторон, либо в порядке судебного разбирательства.
  • При публичном сервитуте, ввиду целей его установления, обременение должны быть минимальными, не затрагивающими интересов землевладельца.

В обязательном порядке расчет соразмерной оплаты необходим в тех случаях, когда сервитут значительно затрудняет использование собственником объектов недвижимости. Если же установление обременения делает эксплуатацию недвижимого имущества невозможным, то владелец вправе требовать компенсации убытков либо предоставления другого объекта с аналогичными свойствами без обременений.

Таким образом, расчет размера платы за сервитут на земельный участок включает в себя три показателя:

  1. Величина возможного ущерба, которая рассчитывается прямым способом, либо вытекающая из разницы соотношения стоимости имущества с обременением и без него.
  2. Размер упущенной выгоды, равный сумме возможной прибыли, имеющей место, как при отсутствии обременения.
  3. Величина возможных убытков, причиненных владельцу объекта недвижимости.

Примерный отчет об оценке стоимости земельного участка с сервитутом вы сможете найти во Всемирной паутине.

О том, какие споры чаще всего возникают в связи с наложением сервитута на земельный участок, расскажет известный юрист в следующем видео:

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается только в том случае, когда собственник недвижимого имущества не может осуществить пользование своим имуществом без установления сервитута.

Сервитут может быть как публичным, так и частным.

Публичный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

Прохода иди проезда через земельный участок;

Использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

Размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

Проведения дренажных работ на земельном участке;

Забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

Прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

Сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

Использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

Временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

Свободного доступа к прибрежной полосе.

Частный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости) и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок. Бессрочный сервитут указания на срок не содержит. По истечении срока сервитута вопрос о его повторном установлении разрешается сторонами, при недостижении ими соглашения - в судебном порядке.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательством.

Соразмерная плата за сервитут - это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

В настоящее время установление платы за сервитут регламентируется Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 года. Однако данный документ не был зарегистрирован Минюстом России и опубликован в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", и в связи с этим не подлежит обязательному применению.

Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида сервитута выступают:

в случае установления частного сервитута - собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых сервитут установлен;

в случае установления публичного сервитута - органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:

Размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

Размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

Размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Порядок оформления и прекращения сервитута

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно письму Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 года № Д23-3607 "Об установлении сервитута на земельный участок" в соответствии со статьей 23 Земельного Кодекса РФ допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем ни Земельным Кодексом РФ, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также органы государственной власти, в компетенции которых находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.

В свою очередь, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

Сведения о сторонах соглашения;

Сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

Цели и задачи установления сервитута;

Пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

Размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

Иные права и обязанности сторон.

Минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и в случае если сервитут относится к части земельного участка - документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т. п.) таким правом не наделены.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дела об установлении сервитута рассматриваются федеральными (районными) судами. Иск подается по месту нахождения недвижимого имущества. Исковое заявление названной категории оплачивается в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ (для судов общей юрисдикции), а именно: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4000 рублей.

В исковом заявлении должны быть отражены следующие данные:

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

Требования истца;

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Сведения о соблюдении до судебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

Перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению следует приложить письменные доказательства о до судебном порядке урегулирования спора, документы, подтверждающие права на земельный участок.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более детально указанная процедура регламентируется Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 26 июля 2004 года № 132.

Так, для осуществления государственной регистрации сервитута в территориальный орган Росреестра необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации;

2) документ об уплате государственной пошлины;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя);

4) доверенность, подтверждающую полномочия представителя;

5) для заявителя - юридического лица дополнительно представляются:

Учредительные документы (устав, учредительный договор) со всеми изменениями и дополнениями;

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица - для юридических лиц, созданных после 1 июля 2002 года;

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года - для юридических лиц, созданных до 1 июля 2002 года;

Свидетельство о постановке на налоговый учет;

Выписка из ЕГРЮЛ;

Документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (протокол об избрании, приказ о назначении, определение суда о назначении арбитражного управляющего и т.д.);

6) право устанавливающий документ: соглашение об установлении частного сервитута; нормативно-правовой акт органа исполнительной власти об установлении публичного сервитута;

7) кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, выданный после 1 марта 2008 года, или техническая документация, описывающая объект недвижимого имущества (кадастровый план земельного участка), выданные до 1 марта 2008 года.

Заявление о государственной регистрации сервитута представляет собственник земельного участка или лицо, в пользу которого установлен сервитут. Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута в интересах физического лица составляет 1000 рублей, в интересах юридического лица - 4000 рублей.

Сервитут может быть прекращен в следующих случаях:

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен;

По решению суда в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии со своим целевым назначением.

При прекращении сервитута в ЕГРП вносится соответствующая запись.



 

Возможно, будет полезно почитать: