Защита населения и территорий при наводнениях. Основные виды мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В России ежегодно затапливаются обширные территории. Площадь затапливаемых зон в целом по стране составляет около 15 млн га. Численность населения, проживающего на этих территориях, около 4,5 млн человек.

Опасность наводнений для жизнедеятельности человека выражается в затоплении водой жилищ, промышленных и сельскохозяйственных объектов, разрушении зданий и сооружений.

При наводнениях в городах и населённых пунктах в зависимости от уровня подъёма воды сначала заливаются подвалы зданий, внутренние дворы, расположенные ниже улиц, затем улицы и первые этажи зданий. Местность покрывается сплошным слоем воды.

На строительной площадке комплекса защитных сооружений по защите от наводнений (Санкт-Петербург). 2003 г.

При больших наводнениях в первые же часы нарушается транспортное сообщение, выходит из строя система электроснабжения и телефонная связь. Многие деревянные строения разваливаются и сносятся течением.

Существуют долговременные способы защиты от катастрофических затоплений и принимаются меры по снижению их последствий. Примером тому может служить построенная дамба, соединяющая остров Котлин, на котором расположен город Кронштадт, с берегами Финского залива. Дамба предназначена для защиты города Санкт-Петербурга от нагонных наводнений.

По величине подъёма уровня воды, повторяемости и материальному ущербу нагонные наводнения в устье реки Невы в пределах Санкт-Петербурга занимали первое место в России. Наводнения здесь возникают во все времена года, в том числе и зимой, но самые опасные бывают осенью. По расчётам специалистов, дамба должна защитить Санкт-Петербург от разрушительных наводнений.

Наряду с общими долговременными способами защиты населения от последствий наводнений проводятся и сезонные конкретные мероприятия, к которым относятся весенние противопаводковые мероприятия.

Многие населённые пункты и экономические объекты расположены в поймах рек, где разлив при весеннем таянии снега происходит из года в год. Для обеспечения безопасности населения, живущего в этих местах, проводится своевременная отсыпка дамб, поддерживаются в рабочем состоянии существующие дамбы, укрепляются берегозащитные сооружения, организуется предупреждающий подрыв льда, особенно в местах расположения мостов. Проводится проверка гидротехнических сооружений и шлюзов, осуществляется профилактический сброс воды из водохранилищ.

В начале паводкового сезона в МЧС России проходит заседание Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями. Ежегодно формируется Межведомственная оперативная группа, в задачи которой входит прогнозирование и отслеживание паводков, контроль за развитием возникающих чрезвычайных ситуаций и организация аварийно-спасательных работ. В субъектах Российской Федерации проводятся заседания региональных комиссий по чрезвычайным ситуациям, скапливаются необходимые материально-технические средства, создаются запасы взрывчатых веществ для подрыва ледовых заторов на реках.

В связи с постоянно повторяющимися наводнениями, вызываемыми весенними половодьями, принимаются меры по инженерной защите от затоплений.

На федеральном уровне планируются мероприятия по защите от затоплений городов, населённых пунктов, объектов экономики и ценных земель Российской федерации. Проведение этих мероприятий предусматривает строительство около 51 тыс. км защитных дамб, 12 водохранилищ противопаводкового назначения для регулирования паводочного стока вод, около 10 тыс. км берегоукрепительных сооружений.

Однако необходимо отметить, что система профилактических мер по различным причинам не всегда гарантирует полное исключение чрезвычайной ситуации на той или иной территории, связанной с наводнением. В этом случае вступает в действие система проведения спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

Весной 2001 г., по прогнозам специалистов, ожидалась довольно сложная паводковая обстановка в стране. Низкие температуры воздуха зимой, особенно в её начале, привели к значительному увеличению толщины льда на реках. Температура воздуха весной к началу паводкового сезона была на 1,5-2 градуса выше нормы. Всё это создало сложную паводковую ситуацию, особенно в течении реки Лены.

Наиболее серьёзно от наводнения пострадал город Ленек в Якутии. Вода начала прибывать 13 мая. На следующий день в Ленске был объявлен режим чрезвычайной ситуации. В Ленске начали работу дополнительные силы и средства МЧС Якутии и Дальневосточного регионального центра МЧС России. В городе было развёрнуто 14 эвакуационных пунктов, началось отселение жителей из наиболее опасных районов. 16 мая обстановка в Ленске резко ухудшилась. Уровень воды в реке в районе города составлял 17 м 40 см, что на 3 м 90 см превышало критический.

Город Ленск (Якутия) во время наводнения. Было затоплено 90% площади города. Май 2001 г.

17 мая в 24.00 Ленек полностью был залит водой, все здания были затоплены в среднем до уровня первого этажа. К утру 18 мая уровень воды в реке Лене поднялся до высоты 20 м 12 см. Сапёры и авиаторы постоянно проводили подрыв ледового затора, но только 18 мая им удалось пробить многокилометровую ледовую пробку - вода начала убывать.

В период чрезвычайной ситуации в Ленске была проведена срочная эвакуация жителей, практически все женщины и дети были вывезены из своих домов в безопасные места.

Все спасатели и специалисты МЧС работали в эти тяжёлые дни практически без отдыха, что позволило не допустить больших человеческих жертв (в Ленске во время наводнения погибло 7 человек).

Необходимо подчеркнуть, что каждый человек должен и сам заботиться о своей безопасности при угрозе возникновения и во время наводнения. Для этого необходимо хорошо знать рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения при наводнении.

Проверьте себя

  1. Какие мероприятия по защите населения от последствий наводнений проводятся заблаговременно?
  2. Какие мероприятия по защите населения проводятся во время наводнения?

После уроков

Представьте ситуацию: Вы проживаете на территории, в которой периодически случаются наводнения. Выпишите в свой дневник безопасности основные мероприятия по защите населения от наводнений, предусмотренные планом вашего образовательного заведения.

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ СПО Уфимский топливно-энергетический колледж

На тему: "Основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени"

Выполнила: студент группы 1-Т

Ильясова Алина

Введение

Оповещение информирования населения о чрезвычайных ситуациях

Эвакуация населения из опасной зоны и рассредоточение

3. Инженерная защита

Заключение

Список литературы

Введение

Значительное количество крупных катастроф, которые произошли за последнее время, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Обеспечение безопасности и защиты населения, объектов экономики и национального достояния государства должно рассматриваться как неотъёмная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и исполнительных органов власти.

Уровень национальной безопасности не может быть достаточным, если в общегосударственном масштабе не будет решена задача защиты населения, объектов экономики и национального богатства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого характера.

Граждане имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных бедствий, и требовать от правительства, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, гарантий, обеспечивающих его реализацию.

Государство, как гарант этого права, создает систему органов управления, сил, средств и действий, объединенных и определенных как Гражданская оборона страны.


Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предусматривает поднять на новый качественный уровень вопросы оповещения, готовности населения и командно-начальствующего состава к действиям в ЧС.

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво- , пожаро- , радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера. Велики социально-экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое) в условиях военного времени.

Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами, как предупреждения, так и ликвидации последствий.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.

Основа системы оповещения

Оповестить население - предупредить его о надвигающемся наводнении, лесном пожаре, землетрясении или о другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся аварии или катастрофе или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения в условиях военного времени. Для этого используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи.

Время здесь - главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы отсутствовал радиотрансляционный узел. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои местные радиоузлы. Дополняются они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов, широковещательных и местных радиостанций.

Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах на производстве. Такая разветвленная сеть, густонасыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать о случившемся и о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

В конце 1988 г. пересмотрели и изменили порядок оповещения. С этого времени завывание сирен, прерывистые гудки предприятий означают сигнал "Внимание всем!", а не воздушная тревога, как это было раньше. Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник на местное вещание, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам ГО и ЧС.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов экономики переводятся на круглосуточную работу.

Речевая информация:

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям.

К примеру, произошла авария на химически опасном объекте. Какую информацию должно получить население? Возможен такой вариант: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС города. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в: (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают: (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах: (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в безопасные районы. Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями". Такая информация с учетом того, что будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

Другой пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия - наводнения. В этом случае сообщение может быть таким: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке ожидается затопление домов. Населению, проживающему там, перенести необходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома. Перед уходом отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в печах. Захватить с собой документы и деньги. Оповестить об этой информации соседей. Оказать помощь детям, престарелым и больным. Соблюдайте спокойствие, порядок и хладнокровие.

Если вода застанет вас в поле, лесу, выходите на возвышенные места, заберитесь на дерево. Если нет такой возможности, используйте все предметы, способные удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите за нашими сообщениями".

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин и т.д.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков. Все это - среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

А как оповещают население в военное время? При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога!". И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

Таким образом, принятая и ныне действующая система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внимание всего населения города, района. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время. И последнее, теперь каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях.

Локальные системы оповещения:

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке.

Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.

2. Эвакуация населения из опасной зоны и рассредоточение

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера.

Рассредоточение - это организованный вывоз из городов и размещение в загородной зоне рабочих и служащих предприятий, организаций, продолжающих деятельность в этих городах, как при ЧС мирного характера, так и военного времени.

В зависимости от охвата населения, попавшего в опасную зону, эвакуационным мероприятиям представляется возможным выделить следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны повышенной опасности. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости удаления из опасной зоны отдельных категорий населения, наиболее чувствительных к воздействию поражающих факторов. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверный прогноз ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в опасной зоне. Классификация вариантов проведения эвакуации, в зависимости от времени и сроков проведения:

заблаговременная , при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийных бедствиях, или применения противником ОМП. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия, или данных разведки на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течении этого срока.

экстренная , в случае возникновения ЧС. Вывоз (вывод) населения может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них - рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.

Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации - радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей. Из вещей берется самое необходимое - одежда, обувь, белье. В комплекте одежды желательно иметь плащ и спортивный костюм; обувь предпочтительно должна быть резиновая или на резиновой основе. Соответствующим образом необходимо подготовить к эвакуации детей.

3. Инженерная защита

информирование чрезвычайный оповещение эвакуация

Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс взаимосвязанных по месту, времени, цели и ресурсам мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья людей в любых ЧС. Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально возможной степени проводиться заблаговременно и на всей территории страны, охватывая все категории населения.

Объем и содержание мероприятий инженерно-технической защиты населения, правила, и порядок их осуществления устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и от опасностей, возникающих при ведении военных действий и с учетом экономических, природных и иных особенностей конкретных территорий, зон, городских и сельских поселений и реальной опасности для населения в мирное и военное время.

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

Укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

Повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

Выполнение ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также создать условия для ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.


Заключение

С появлением уже упоминавшегося Закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации к проблемам обеспечения защиты населения и территорий. По-другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях - дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий каждого, то теперь это не так. Требование Закона - это не пожелания, не призыв и не лозунг, а то, что подлежит обязательному исполнению.

Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территории, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь, организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

Список литературы

Каталог "Пожарная безопасность"-2010 под редакцией Шендеровича А. М., Иванова А. А. и Зайкова В. А.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.


На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения

Комплекс мероприятий по защите населения от ЧС включает в себя:

§ оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

§ эвакуацию и рассредоточение;

§ инженерную защиту населения и территорий;

§ радиационную и химическую защиту;

§ медицинскую защиту;

§ обеспечение пожарной безопасности;

§ подготовку населения в области ГО и защиты от ЧС и другие.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Составной частью общего комплекса мер по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются мероприятия радиационной и химической защиты. Важность этих мероприятий для защиты населения обусловлена наличием в стране большого числа опасных радиационных и химических объектов, а также сложившимся на территории страны состоянием радиационной и химической безопасности.

30 Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;разработка и осуществление инженерно–технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов;проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого–либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайной ситуации– это опережающее предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем. Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов–экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций Стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни и здоровья значительных групп населения. Все указанные явления принято объединять понятием чрезвычайной ситуации (ЧС). В общем случае под ЧС принимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в том числе применение возможным противником средств поражения, которые могут повлечь (или повлекшим) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Последствия ЧС могут быть самыми разнообразными. Они зависят от вида, характера и масштабов ситуации. Основными видами последствий ЧС являются: гибель и заболевания людей, разрушения, радиоактивное загрязнение, химическое или бактериологическое загрязнение и т. п. Следует подчеркнуть, что на людей, находящихся в экстремальных условиях ЧС, наряду с различными поражающими факторами, действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде реактивных (психогенных) состояний. Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации вне зон поражения. Если радиусы воздействия опасных и вредных факторов ЧС можно с разной степенью достоверности определить заблаговременно расчетным путем, то радиус психологического воздействия в действительности может иметь самые различные значения. В ряде случаев он может во много раз превосходить радиусы других поражающих факторов.Территория, с расположенными на ней населением, животными, зданиями и сооружениями, инженерными сетями и коммуникациями на которой возникла ЧС, называется зоной ЧС (ГОСТ Р 22.0.02-94). По форме зона ЧС может быть круглой (при взрыве, землетрясении), в виде эллипса (при химическом и радиоактивном заражении), полосы (при урагане, смерче), неправильной формы (при наводнении, пожаре). Территория, в пределах зоны ЧС, где произошли массовые поражения людей, сельскохозяйственных животных и растений, называется очагом поражения (ОП). Они бывают простые (однородные) и сложные (комбинированные). Простым очагом поражения называют очаг, возникающий под воздействием одного поражающего фактора, например, разрушения от взрыва, пожара, только химического или бактериологического заражения. Сложные очаги поражения возникают в результате действия нескольких поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Например, взрыв на химическом предприятии влечет за собой разрушение, пожары, химическое заражение окружающей местности; землетрясение и ураган помимо разрушения сооружений, могут вызвать затопление прибрежной полосы, пожары от повреждения электрических сетей, химическое заражение в результате утечки ядовитых веществ при разрушении емкостей и т. д.

31 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование ЧС обычно имеет цель установить возможный факт ее появления и возможные последствия. Для прогнозирования ЧС используют закономерности территориального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в живой и неживой природе.Методика прогнозирования заключается в определении вероятности аварий и катастроф путем выявления источников опасности; определения части оборудования, которое может вызвать опасные состояния; исключения из анализа маловероятных случаев. Обычно источником опасности являются источники энергии, процесс производства и условия его осуществления. Окончательно опасность можно оценить только после оценки ЧС.Прогнозирование природных процессов и явлений возложено прежде всего на Главгидромет, но в прогнозировании ряда процессов и явлений участвуют научно-исследовательские учреждения других министерств и ведомств.Прогнозирование бурь, ураганов, смерчей осуществляется на основе изучения перемещения воздушных масс, обнаружения и определения маршрута движения циклона. Признаком, указывающим на приближение циклона является нарушение нормального суточного хода атмосферного давления и его падения Признаками возможного шквала или смерча являются мощные кучево-дождевые облака. Смерч прогнозируют также путем обнаружения атмосферных радиопомех, так как обычно вокруг смерчей образуется электромагнитное поле строго определенного диапазона частот. Смерчи прекращают свое существование над лесами, возвышенностями, в городах. Это используется для прогнозирования смерчей.Прогнозирование ливней, затяжных дождей, заморозков и сильных снегопадов основывается на оценке облачного покрова, атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, направления и силы ветра. Обычно такие прогнозы отличаются значительной точностью, и население оповещается о них по средствам массовой информации. Прогнозирование грозы, молнии, града возможно на основе анализа и оценки кучево-дождевых облаков, температуры воздуха на высотах 7-15 км. Если на этих высотах температура достигает -15-200С, то ожидается гроза, а при переохлаждении воды - и град.Прогнозирование засухи делают на основе анализа и оценки результатов прогнозирования выпадения дождей, степени увлажнения почвы за счет таяния снега весной, учитывается особенность почвы, ландшафт и дрПрогнозирование наводнений основывается на анализе и оценке количества таящего снега весной, скорости его таяния, глубины промерзания грунта на полях, наличие заторов и зажоров на реках и т.д. Наводнения могут возникнуть и за счет затяжных или ливневых дождей, а также за счет аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях.Прогнозирование лесных и торфяных пожаров основывается на оценке состояния погоды, прогнозирования засухи, степени посещаемости леса людьми и т.д. Так, при жаркой погоде, если дождей не бывает 15-18 дней, то лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.Прогнозирование землетрясений. Республика Беларусь находится вне пояса сильных землетрясений. Магнитуда сейсмических волн от землетрясений, эпицентры которых находятся на расстоянии многих сотен и тысяч километров, на территории РБ не превышает 4 баллов по шкале Рихтера. РБ получает информацию прогнозирования землетрясений от других стран.

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются контроль состояния природных и техногенных источников ЧС, а также заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия: сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС; лабораторный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС; прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС; прогнозирование видов и параметров последствий ЧС, расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.Таким образом, на основе данных о состоянии окружающей природной среды и потенциально опасных объектов осуществляется прогнозирование ЧС. Кроме того, при составлении прогнозов используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами.Прогнозированию могут подвергаться следующие аспекты ЧС: предвестники ЧС; параметры источников ЧС; последствия ЧС; действия органов управления, сил и средств по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий ЧС.Прогнозы ЧС подразделяются на четыре класса заблаговременности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и прогноз стратегического планирования.

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС «Антистихия» осуществляет подготовку и представление следующих прогнозов:

1. долгосрочный прогноз стратегического планирования (на год);

2. долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;

3. долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;

4. долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;

5. среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;

6. краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;

7. оперативный ежедневный прогноз;

8. экстренное предупреждение.

На основе прогнозирования разрабатываются мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС. Они подразделяются на фоновые и защитные. Фоновые (постоянно проводимые) мероприятия основаны на долгосрочном прогнозе. Сюда относятся создание надежной системы оповещения населения об опасностях; устройство защитных сооружений; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты; организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля; обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС; отказ от строительства АЭС, химических и других опасных объектов - источников опасности в экономически уязвимых районах.

Защитные мероприятия осуществляются после предсказания момента ЧС: развертывание систем наблюдения и разведки для уточнения прогноза, ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни, нейтрализация источников (объектов) повышенной опасности, готовность спасательных служб, частичная эвакуация населения.

32 ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Ликвидация чрезвычайных ситуаций- это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения.
Аварийно-спасательные работы в очагах поражения включают:
- разведку маршрутов движения и участков работ;
- локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
- подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
- поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;
- оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывоз (вывод) населения из опасных зон;
- санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.
Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожары, взрывы, затопления и т.п.).
Неотложные работы проводятся в целях создания условий для проведения аварийно-спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.
Неотложные работы включают:
- прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
- локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
- укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
- ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
- обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
- ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника;
- санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации;
- первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах бедствия района чрезвычайной ситуации является одной из основных задач сил и средств РСЧС (в том числе и ГО).Целью проведения АСДНР в очагах поражения является спасение людей и оказа­ние медицинской помощи пораженным, локализация аварий и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ, создание условий для последующего про­ведения восстановительных работ.Аварийно-спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов и из разрушенных защитных сооружений, оказания им первой медицинской и первой врачебной помощи и эвакуации их из очагов поражения и зон затопления в лечебные учреждения.Содержание аварийно-спасательных работ :-ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;-локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;-розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;-вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спа­сение находящихся в них людей-подача воздуха в заваленные защитные сооружения;-оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения-вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;-санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую оче­редь на транспорт грузят тяжелопораженных, а затем пораженных средней тяжести, ко­торые могут ехать сидя, последними - легкопораженных.Основное требование к организации первой медицинской помощи - оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществить их эва­куацию в лечебные учреждения.Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спаса­тельных работ и обеспечения работоспособности объекта Содержание других неотлож­ных работ :-прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;-локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;-укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;-ремонт и восстановление разрушенных линии связи и коммунально-энергетических сетей-обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;-ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов аварий и ка­тастроф. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения. В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР. Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.В планах комиссий по ЧС предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в заданном районе. Состав и построение группировки уточняется при угрозе возникновения ЧС и после ее возникновения с учетом сложившейся обстановки, реально­го наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.В группировку сил включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирова­ния. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первооче­редных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.Второй эшелон - для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.Резерв - для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (коман­да), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инже­нерными, радиационной и химической защиты).ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и другие работы.Успешное проведение АСДНР достигается :-своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку; быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач; высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава; знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;-заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально- энергетических и технологических сетей, мест хранения опасных химических веществ (АХОВ), мест расположения и характеристики защитных сооружений;-непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.Специфика организации практических действий в аварийной ситуации с АХОВ требует большого объема первичной информации о конкретном токсичном веществе, оп­ределяющем химическую обстановку в районе аварии.Для работы на объекте в зоне заражения командиру формирования выдается на­ряд-допуск, утвержденный председателем комиссии по ЧС и подписанный начальником отдела ГО объекта Наряд-допуск готовится по произвольной форме, но в любом случае он должен содержать следующие вопросы: ответственное лицо за выполнение работы; место, время, характер работы (тип АХОВ, концентрация и плотность заражения, температура воздуха и т.п.), задача подразделению (формированию ГО, команде);обязательные СИЗ; список личного состава с распиской в ознакомлении с требованиями безопасности; основные требования безопасности; фамилии, инициалы и подписи инструктирующего и инструктируемого, начальника газоспасательной службы, ответственного за химический контроль и экс­плуатацию СИЗ.Наряды-допуски подшивают в отдельные дела и хранят в архиве длительное время (не менее 50 лет). Ликвидация последствий химических аварий должна быть закончена в предельно короткие сроки, поэтому все работы следует проводить круглосуточно.

Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс Петров Сергей Викторович

2.5. Мероприятия по защите от наводнений

В районах возможного возникновения наводнений проводится ряд предупредительных мероприятий, направленных на снижение степени воздействия их поражающих факторов и последствий для населения, экономики и окружающей природной среды. Такие мероприятия можно разделить на заблаговременные, т. е. проводимые заранее, и оперативные, которые проводятся при непосредственной угрозе затопления территории населенных пунктов.

К наиболее эффективным заблаговременным мероприятиям относятся:

Регулирование стока вод с помощью водохранилищ;

Создание лесных полос, искусственных озер и запруд, дренажной системы с целью перехвата осадков до их поступления в русло реки;

Строительство плотин, защитных дамб, откосов и волнорезов;

Увеличение пропускной способности русел рек (ликвидация рукавов, расширение, спрямление и углубление русла, укрепление берегов, устранение различных препятствий на пути водного потока);

Осушение болот и переувлажненных земель;

Подсыпка территорий, предназначенных для строительства зданий и сооружений, выравнивание береговой линии, строительство водоотводных каналов.

Следует заметить, что проведение перечисленных заблаговременных предупредительных мероприятий требует больших затрат, однако сумма ущерба, наносимого наводнением, значительно превышает эти затраты.

При непосредственной угрозе затопления территории для ограничения распространения воды сооружают отводные каналы, возводят оградительные валы и дамбы из грунта, мешков с песком, камней и других материалов. Зимой оградительные валы и дамбы в целях ускорения их возведения чаще всего строят из снега или льда.

К оперативным предупредительным мероприятиям относятся:

Оповещение населения об угрозе наводнения;

Заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон;

Плотина

Частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затопления, защита материальных ценностей.

Важнейшим условием, обеспечивающим эффективность и своевременность проведения мероприятий по защите от наводнений, является их прогнозирование. Научно обоснованное предсказание развития, характера и масштабов наводнений осуществляется в рамках гидрометеорологического прогноза, в котором указывают примерное время возникновения угрозы наводнения (например, вскрытия или замерзания реки, обильных осадков, вероятность образования заторов льда), ожидаемый максимальный уровень подъема и продолжительность стояния воды, площадь затопления и другое.

Прогнозы делятся на краткосрочные - до 10-12 суток и долгосрочные - до 2-3 месяцев и более. Они могут быть локальными (для отдельных участков рек и водоемов) или территориальными, содержащими обобщенные по значительной территории сведения об ожидаемых размерах и сроках явления. Многолетний опыт показал, что материальный ущерб от наводнений существенно уменьшается при наличии своевременного и достоверного прогноза, хорошо налаженной службы информации и оповещения, высокой организованности и подготовленности населения.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги "Шпионские штучки" и устройства для защиты объектов и информации автора Андрианов Владимир Ильич

Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

2.2. Классификация наводнений по причинам возникновения Различают шесть основных типов наводнений в зависимости от причин их возникновения: половодье, паводок, затор, зажор, ветровой нагон, наводнение при прорывах плотин.Половодье - периодически повторяющийся подъем

Из книги Энциклопедия спецслужб автора Дегтярев Клим

2.3. Классификация наводнений по масштабу По повторяемости, размерам (масштабам) и наносимому суммарному ущербу наводнения делятся на четыре группы - низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические. Масштабы распространения и повторяемости наводнений по группам

Из книги Несчастья невских берегов. Из истории петербургских наводнений автора Померанец Ким

2.4. Поражающие факторы наводнений Основным первичным поражающим фактором наводнения является поток воды, характеризующийся высоким уровнем подъема, а при прорывах плотин и паводках - также значительными скоростями течения, и вызывающий затопление и подтопление

Из книги Щит от кредиторов. Увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам, защита имущества от приставов автора Евстегнеев Александр Николаевич

2.6. Действия населения при угрозе и во время наводнений Действия населения при угрозе наводнения зависят от скорости развития этого опасного гидрологического явления.После получения прогноза о возможности наводнения осуществляется оповещение и информирование

Из книги автора

Панама: на защите Панамского канала Система спецслужб страны:Комитет общественной безопасности;Военная разведка G-2 при Генштабе .В 1983 году руководитель G-2 Мануэль Норьега при активном содействии США и поддержке американских спецслужб захватил власть в стране.

Из книги автора

О географии Петербурга и измерении наводнений Петербург во многом особенный город. Необычны и его природные условия. Из крупнейших городов мира он самый северный, расположенный на 60-й параллели, всего примерно в 700 км от Полярного круга (чуть дальше, чем от Москвы).

Из книги автора

Статистика наводнений И случай, Бог изобретатель. А.С. Пушкин Описания отдельных случаев памятных наводнений в Петербурге представляют собой, по существу, хронику событий глазами очевидцев, журналистов, писателей. Такие описания имеют определенный исторический

Из книги автора Из книги автора

Приложение 2 Перечень наиболее значительных наводнений Даты до февраля 1918 г. даны по старому и новому (в скобках) календарным

Из книги автора

Приложение 3 Памятные надписи с отметкой уровня воды во время наводнений Петропавловская крепость, под аркой Невских ворот: «1777 года сентября 10 дня пополуночи в 7 часу вода стояла по красную линию выше ординарной воды 9 фут и 11 дюймов» «1752 года октября 23 дня пополуночи в

Из книги автора

Закон о защите прав потребителей Этот документ мы также очень рекомендуем иметь на книжной полке (или в компьютере) и периодически перечитывать.Остановимся на некоторых важных статьях этого закона.Статья 16 Закона «О защите прав потребителей»: недействительность



 

Возможно, будет полезно почитать: