Основные факторы миграции рабочей силы. Причины международной миграции рабочей силы

Географические перемещения значительной части лиц трудоспособного возраста принято называть трудовыми миграциями , а участников этого процесса — мигрантами .

Страну, принимающую мигрантов, называют страной-резидентом , импортером рабочей силы, а въезжающих в нее мигрантов — иммигрантами. Страна, из которой выезжает рабочая сила, называется страной-донором , экспортером рабочей силы, а выезжающие из нее в поисках работы граждане — эмигрантами.

Виды миграций населения

В зависимости от долговременности перемещений населения выделяют постоянные , или безвозвратные, миграции и временные (иногда сезонные, например, на период работы, учебы) миграции. Характер, масштабы и направление миграционных потоков в современную эпоху заметно отличаются от потоков как далекого, так и довольно близкого прошлого.

Старая миграция

Под старыми миграциями имеются в виду переселения, возникшие в эпоху Великих географических открытий (XV-XVII вв.) и последующий период вплоть до . Европейские государства захватывали огромные территории, создавая мировую колониальную систему. Богатства и труд населения колоний были призваны умножить мощь и процветание метрополий. Для поддержания порядка и организации эксплуатации аборигенов (коренных жителей) началось массовое заселение Америки , в первую очередь Северной. Одновременно европейцы колонизовали крупные регионы Азии, а также всю Африку, Австралию и Новую Зеландию. Наряду с добровольными мигрантами в освоении земель принимали участие и вынужденные переселенцы (насильственно завезенные в США африканские негры, ссыльные английские каторжники в Австралии и Новой Зеландии, а также этапированные заключенные других европейских государств). Считается, что с начала XIX в. вплоть до Первой мировой войны из Европы эмигрировало около 50 млн. человек (примерно треть которых затем вернулась на родину).

Промышленный переворот конца XVII — начала XIX вв. означал не только создание нового типа производительных сил, но и возникновение новых форм международных миграций населения. В эпоху капитализма перемещение трудовых ресурсов все более утрачивало черты внеэкономического принуждения. И ныне в мирных условиях оно определяется в основном экономикой международного , т. е. предложением и спросом на нее.

В конце XIX и первой половине XX столетия наибольший приток мигрантов отмечался из стран Европы в США, быстро развивающаяся промышленность которых испытывала острую нехватку рабочей силы. Переселения носили преимущественно добровольный семейный характер, т. е. включали все возрасты. В дальнейшем ситуация изменилась. Страны Западной Европы сами стали привлекать иностранных рабочих, главным образом мужчин молодых возрастов. Теперь пополнение трудовых ресурсов происходило преимущественно из стран Азии и Африки. Смена источников получения рабочей силы означала, что на место старой миграции пришла новая миграция. Наиболее активно в деле привлечения иностранных рабочих действовала Германия, имевшая незначительные колонии и потому почти не пользовавшаяся эксплуатацией заморского труда. Привлечение иностранных рабочих, согласных практически на любые условия труда, послужило мощным толчком экономического прогресса стран Западной Европы и Северной Америки.

Новая миграция

Основными причинами новой миграции стали преимущественно экономические и военно-политические.

Экономические причины

С XV в. западноевропейские государства формировали колониальную систему, которую использовали в качестве важнейшего источника первоначального накопления капитала. На протяжении почти пяти столетий прямое ограбление колоний и неэквивалентный обмен способствовали росту материального благосостояния метрополий и сдерживали развитие стран других континентов, превращенных в колонии или полуколонии.

Лишь во второй половине XX в. подъем национально-освободительного движения, поддержанный странами социализма, привел к ликвидации колониальной системы. Место прямого ограбления заняла его более завуалированная форма — неэквивалентный обмен , при котором на свободном рынке устанавливаются высокие цены на промышленные товары индустриальных государств и низкие цены — на сырье освободившихся стран. В мировых экономических отношениях широкое распространение приобрели инвестиции, кредиты и субсидии, приводившие к росту внешней задолженности развивающихся стран и их финансовой зависимости.

Создание новой системы (нередко называемой неоколониализмом), в которой сохранялись экономически и политически неравноправные отношения, обеспечило государствам не только продолжение, но и усиление эксплуатации практически всех стран третьего мира. Это позволило наиболее преуспевшим государствам Северной Америки и Западной Европы, а также Японии выделиться в особую группу стран золотого миллиарда (по численности проживающего в этих странах населения).

Эта группировка навязывает либерально-рыночную систему международных экономических отношений для использования национальных богатств, особенно сырьевых и людских ресурсов бывших колоний, превращенных в страны-доноры. Ныне страны золотого миллиарда потребляют 75% сырьевых ресурсов мира, а США с их 4,5% населения планеты — свыше трети. Спрос на сырье, в частности, топливно-энергетические ресурсы, по прогнозам, будет расти и в XXI в., несмотря на внедрение синтетических заменителей или энергосберегающих технологий.

В результате перекачки и эксплуатации иностранных рабочих (и ряда других факторов) стран золотого миллиарда, приходящийся на душу населения, в настоящее время превышает 30 тыс. долл. США в год, тогда как в остальных странах мира, включая Китай, Индию и Россию, он в среднем достигает 5 тыс. долл. (а в некоторых странах — даже 500 долл.). Причем, по данным , разрыв в уровнях подушевого дохода за последние 50 лет не сократился, а увеличился. Продолжающаяся поляризация стран и народов привела к созданию на одном полюсе общества потребления, а на другом — общества нищеты и полуголодного существования (от голода в странах Африки и Азии ежегодно умирает несколько сот миллионов человек). Естественно, что высокий жизненный уровень индустриальных государств является для мигрантов мощной притягательной силой, а нищета на родине — выталкивающим фактором . Отсюда — стремление миллионов людей «уйти туда, где лучше».

Следует напомнить, что Вторая мировая война унесла миллионы человеческих жизней. Поэтому в послевоенный период страны Западной Европы испытывали острую нехватку рабочей силы. К тому же был нарушен процесс воспроизводства населения из-за внушительной потери мужчин фертильных (детородных) возрастов. Страны Западной Европы решили выйти из трудного положения, предлагая демобилизованным воинам, набранным в армию в колониях, остаться на постоянное или временное проживание в метрополии. Более того, они стали поощрять переезд трудоспособных мужчин, гарантируя им получение работы.

С этой целью было срочно пересмотрено иммиграционное законодательство. Например, Франция в 1946 г. сняла 95% ограничений на въезд в страну жителей своих колоний (формально оставались лишь карточки, удостоверяющие состояние здоровья). Проживавшие на 1 января 1947 г. в метрополии 50 тыс. алжирцев получили французское гражданство (подобная практика продолжалась до 1962 г., когда Алжир добился независимости). В самом Алжире подбирали рабочих по двум признакам: состоянию здоровья и отсутствию у них работы.

Уже в 1950-х гг. в странах Западной Европы возникла идея интеграции, превратившаяся в мощную тенденцию, действующую по сей день. Римский договор о создании ЕЭС 1957 г. провозглашал устранение между государствами-членами препятствий для свободного движения лиц, услуг и капиталов. Поэтому предусматривалось устранение всякой дискриминации иностранных рабочих. Однако на практике страны сообщества все чаще стали вводить различные ограничения на въезд иностранных рабочих.

Дело в том, что на численный и качественный состав иммигрантов все большее воздействие стала оказывать начавшаяся НТР (научно-техническая революция). Индустриальные государства во все большем объеме предъявляли спрос на квалифицированную рабочую

Изменение спроса на рабочую силу привело к тому, что в конце 1960-х гг. западноевропейские государства внесли существенные коррективы в свою иммиграционную политику. С одной стороны, они установили жесткий контроль не только за состоянием здоровья, но и за квалификацией рабочего, навыками его работы на современном предприятии. Спрос на неквалифицированную рабочую силу заметно сократился. С другой стороны, законодательство некоторых стран Запада начало предусматривать ограничения на въезд иностранных граждан.

Еще более весомые перемены в иммиграционной политике западных государств произошли с конца 1973 г., когда стали развиваться нефтяной и структурный кризисы . Правительства этих государств, ссылаясь на свертывание производства и рост безработицы, начали в одностороннем порядке вводить новые законодательства, сначала по ограничению притока иммигрантов, а затем и по полной его приостановке. Так, Франция на три года (1974-1977) приостановила иммиграцию. Бельгия лишь ограничила приезд иностранных рабочих с семьями. США ввели количественное ограничение: квота для иммигрантов была снижена до 400 тыс. человек в год. Новые законодательства свидетельствовали об определенном конъюнктурном характере иммиграционной политики в соответствии с ее изменениями на мировом рынке рабочей силы.

Иное отношение сложилось к специалистам высшей квалификации (кроме гуманитарной). В странах Западной Европы эти лица принимались практически без ограничений. А Соединенные Штаты даже поставили политику привлечения иностранных научно-технических кадров на государственную основу. В 1968 г. США приняли закон, который отменял привилегии на въезд из ряда западноевропейских государств, а прибытие специалистов из развивающихся стран получило некоторые преимущества. Уже тогда американское государство посчитало, что приток специалистов из Азии, Африки или Латинской Америки может стать одним из источников национальных ресурсов. Вплоть до 2000 г. индустриальные страны Запада изменяли свое законодательство, облегчая и даже поощряя приток высококвалифицированных кадров из слаборазвитых стран.

В период, когда промышленно развитые государства стали ограничивать иммиграцию неквалифицированных рабочих, существенно возросла роль некоторых развивающихся стран в качестве импортеров рабочей силы. Особенно разительные перемены произошли в нефтеэкспортирущих странах Ближнего Востока, в которых с конца 1973 г. началось резкое увеличение доходов, но не в связи с мощным развитием производительных сил, а в связи с высокой конъюнктурой мировых цен на нефть. Доходы от продажи нефти достигли в странах Ближнего Востока беспрецедентных масштабов.

Получение столь крупных поступлений нефтедоларов создало условия для экономического бума, для реорганизации национального хозяйства. Однако нефтеэкспортирующие страны не располагали для этого необходимыми трудовыми ресурсами, поскольку доля экономически активного населения составляла в среднем 20% и буквально мизерной была доля квалифицированных рабочих и специалистов. Такое состояние трудовых ресурсов вынудило внезапно разбогатевшие страны искать выход в импорте иностранной рабочей силы.

С 1974 г. Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ливия и другие нефтеэкспортеры приступили к массовому использованию иностранных рабочих. В отдельные годы численность иностранных граждан в ОАЭ и Кувейте в 3-4 раза превосходила численность местных работников. Причем разрыв в уровнях оплаты иностранных и местных рабочих был еще больше, чем в индустриальных государствах. За короткий промежуток времени нефтедобывающие страны смогли с помощью иностранных рабочих преобразовать свои полуфеодальные структуры в современные хозяйства. Можно утверждать, что именно эксплуатация труда десятков миллионов иностранных рабочих помогла странам Ближнего Востока, как ранее государствам Запада, совершить экономическое чудо.

С начала 1980-х гг. мировые цены на нефть стали снижаться, и соответственно сокращаться доходы нефтеэкспортирующих стран. Но они к этому времени смогли оснастить производство современной техникой и технологией, а также подготовить некоторое количество национальных кадров. Нефтеэкспортирующие страны стали постепенно вводить ограничения на иммиграцию неквалифицированной рабочей силы. Одновременно они, подобно индустриальным государствам, стали вводить систему поощрения приезда квалифицированных рабочих и специалистов. Для последних они обеспечивали достаточно комфортные условия проживания (вместе с семьями) и довольно высокие оклады. На такие предложения откликались высококвалифицированные специалисты не только развивающихся стран, но и промышленно развитых государств, включая Англию и США.

Экономические причины для найма за рубежом превалируют и у самих эмигрантов. С одной стороны, это стремление приобщиться к более благополучной жизни. Опросы, проведенные в большинстве стран-доноров, показали, что основной причиной отъезда рабочих служило намерение больше заработать (60-80% опрошенных). К этому следует добавить желание получить специальность или повысить квалификацию (4-6%). С другой стороны, это боязнь остаться без работы. Правда, доля безработных среди отъезжающих была относительно небольшой (8-10%).

С течением времени правительства некоторых развивающихся стран стали ограничивать отъезд квалифицированных рабочих, а тем более специалистов, необходимых и подготовленных для собственной экономики. Они требовали компенсации за полученное образование или повышали стоимость виз. Периодически в странах-донорах развертывалась широковещательная кампания по возвращению на родину ученых, инженеров, компьютерщиков и др., а правительство обещало им улучшить материальное положение и условия работы. Однако эти усилия приносили ограниченный результат, и «утечка умов » продолжала наносить ущерб национальному хозяйству.

Военно-политические причины

Существует широко распространенное мнение, что XX в. стал наиболее цивилизованным и гуманным. Но именно в этом столетии заметно возросла политическая, этническая и религиозная нетерпимость. Именно в это столетие проходил кровавый передел мира, вызвавший расчленение и упразднение целых государств.

За многими этими событиями зачастую просматриваются экономические причины, в частности, стремление стран золотого миллиарда обеспечить доступ к чужим сырьевым ресурсам. В данном случае важно отметить, что каждое такое военно-политическое событие порождает массовое перемещение населения , чаще всего именуемое временным переселением, хотя оно, как правило, носит долговременный и нередко межстрановой характер

Первая мировая война и в определенной мере предшествующие ей Балканские войны создали новую военно-политическую обстановку в Европе. Кровопролитные сражения, разрушение гражданских объектов, даже приближение противника поднимали массы людей с мест постоянного проживания, превращая их в беженцев, перемещенных лиц или политических эмигрантов. Многие европейцы перебрались тогда в более спокойные регионы Северной и Южной Америки или Австралии, и лишь небольшая часть их вернулась после завершения Первой мировой войны.

В промежутке между двумя войнами в Италии и Германии утвердился фашизм , порожденный западной цивилизацией. Новый режим, особенно в Германии, проявил расовую и религиозную нетерпимость, поэтому многие представители других национальностей или вероисповеданий покинули фашистские страны. А начатая Германией Вторая мировая война привела к возникновению множества потоков беженцев. Миллионы европейцев переселялись в более безопасные места: в США, Канаду, Австралию или в колонии Англии, Франции, Бельгии.

С конца 1940-х гг. развернулось национально-освободительное движение, поддержанное социалистическими странами. Большинство колоний и зависимых территорий смогло добиться независимости мирным путем, но меньшинству пришлось с оружием в руках изгонять английских, французских или американских оккупантов. В ходе сражений тысячи беженцев в поисках спасения пересекали государственную границу.

Пять арабо-израильских войн, гражданские войны в Ливане, Эфиопии, Сомали, Кампучии, Конго, исламская революция в Иране, война между Ираком и Ираном, нападение Ирака на Кувейт, гражданская война в Югославии и затем агрессия НАТО против Югославии — все эти трагические события дестабилизировали мирную жизнь населения Евразии и Африки, принуждая мирных жителей к бегству. Смена режима в Афганистане и ввод советских войск положили начало потоку беженцев , насчитывающих к концу 1980-х гг. от 6 до 8 млн. человек.

Бесспорно, беженцы составляют иную категорию мигрантов. Их численность достигла внушительных размеров: в 1970 г. — 2 млн., а в 2000 г. — уже 40 млн. человек. Официально только в 1990 г. в Западную Европу прибыло 420 тыс. беженцев, в том числе из Турции (в тыс.) — 46,5, Ливана — 28,3, Шри Ланки — 17,9, Ирана — 16,5, Индии — 11,2, Сомали — 10,4 и т. д. Рано или поздно они начинают искать себе ту или иную форму занятости.

Общую численность мигрантов, включая беженцев, трудно определить из-за текучести этой категории людей или незаконности их пребывания. По приблизительным оценкам, в 2000 г. в перемещениях рабочей силы принимало участие более 80 млн. человек, а с семьями — около 150 млн., из которых на долю граждан стран Востока приходится свыше 60%. В зависимости от экономической или военной ситуации эти цифры могут существенно увеличиться.

Основная масса легальных и нелегальных мигрантов приходится на страны Западной Европы и Северной Америки (приблизительно по 25-30 млн. человек), а также на нефтеэкспортирующие страны Ближнего Востока (БВ) (12-15 млн. человек). В индустриальных государствах они сосредоточились в промышленности и сфере услуг, а в странах БВ — в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг. В зависимости от конъюнктуры занятость иностранных рабочих может изменяться безотносительно их квалификации.

Экономические последствия международных трудовых миграций

Все исследования международных организаций и отдельных ученых показали, что использование иностранных рабочих содействовало хозяйственному развитию стран-реципиентов, помогло многим из них совершить экономическое чудо. Конечно, если бы это было не так, то индустриальные и нефтеэкспортирующие государства давно бы отказались от импорта рабочей силы.

Однако в преддверии XXI в. странах Западной Европы развернулись жаркие споры о ряде социальных и демографических последствий. Противники импорта рабочей силы утверждают, что в 2000 г. в странах Западной Европы насчитывается 20 млн. безработных. Поэтому приток иммигрантов поднимает еще выше уровень безработицы и, как следствие, уровень преступности. Другой аргумент привел популярный французский исследователь Жак Ив Кусто. По его мнению, в ближайшей перспективе в результате переселения североафриканцев вся Европа будет говорить не по-французски, не по-английски, не по-немецки, а только по-арабски. Его сторонники указывают на формирование крупных диаспор арабов, турок, персов и других народов с их языком, культурой и религией. Удельный вес неевропейцев, ныне составляющий 8-12% населения, постоянно растет, вытесняя белую расу. По их мнению, белого человека уже можно заносить в Красную книгу.

Экономические последствия миграций для стран-доноров

1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию;

Достаточно проблематично выглядит связь миграции и снижения безработицы. Многомиллионный приток иностранной рабочей силы не поднял уровень безработицы в странах-реципиентах (она колеблется около 5% экономически активного населения). Это связано с исключительной мобильностью («эластичностью») приехавших рабочих, готовых переходить с одной работы на другую или переезжать в соседнюю страну в случае угрозы увольнения или депортации.

Выше отмечалось, что доля безработных среди выезжающих на работу за рубеж была относительно невелика. Отъезд работавших не приводил к сокращению массовой безработицы. Более того, даже в период отправки граждан за рубеж безработица в странах-донарах не сокращалась, а росла. Эпизодическое снижение уровня безработицы происходило не в связи с эмиграцией, а в связи с оживлением экономической деятельности государств-экспортеров рабочей силы.

2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть дохода на родину, улучшая платежный баланс страны ;

Действительно, в ряде случаев, благодаря экспорту своих рабочих, страны смогли улучшить экономическое положение, поднять жизненный уровень населения, увеличить валютные резервы, повысить качественный состав и некоторые другие макро- и микропоказатели. Действительно, переводы рабочих на родину порой достигали внушительных сумм.

Бесспорно, что получение бедным государством многомиллионных или даже многомиллиардных сумм в стабильной валюте заметно улучшает валютно-финансовое положение такого государства, всю его экономику. Оно увеличивает ассигнования и, в частности, капиталовложения на хозяйственное развитие, на повышение благосостояния населения. Государство становится платежеспособным, что позволяет ему обращаться к международным организациям и частным кредиторам за займами и кредитами. Одним словом, создаются существенные предпосылки для повышения жизненного уровня населения.

В то же время ссылка на облегчение погашения внешней задолженности выглядит недостаточно состоятельной. Именно под валютные поступления рабочих страны-доноры брали новые кредиты, чтобы обеспечить стране догоняющее развитие. В результате плохо помогали даже миллиардные поступления. Во многом это связано с тем, что переводы, как правило, не трансформировались в инвестиции, в производство , т. е. в реальный сектор экономики.

Широко распространено утверждение, что эмигранты получают квалификацию за рубежом и возвращаются уже квалифицированными рабочими, поскольку в некоторых индустриальных государствах действительно существуют курсы повышения квалификации. Но они не меняют ситуацию. Чаще всего приехавший квалифицированный рабочий устраивается не по специальности, а на предложенную работу. За время его пребывания за границей, длящееся от 2 до 10 лет, он деквалифицируется и на родину возвращается простым рабочим. Такая метаморфоза происходит с подавляющим большинством квалифицированных рабочих, нашедших занятость в индустриальных или нефтеэкспортирующих государствах.

Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. За период пребывания за рубежом мигранты привыкают к потребительским товарам стран-реципиентов. Вернувшись на родину, они повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.

Экономические последствия для стран, принимающих рабочую силу

  • Повышается конкурентоспособность производимых товаров вследствие уменьшения издержек производства (более дешевая рабочая сила);
  • Иностранные рабочие, обеспечивая дополнительный спрос на товары, стимулируют рост объемов производства;
  • Экономия затрат на образование и профессиональную подготовку рабочих;
  • Иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию.

Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией-въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс реэмиграции - это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

В результате международной миграции за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что рабочая сила сама является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, т.е. страна, откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

    иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е годы были периодом высокого уровня иммиграции;

    работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

    нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникает через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

    лица, просящие убежища. До 80-х годов численность этой категории была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

    беженцы. По данным ООН, в мире в начале 90-х годов насчитывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек.

Можно выделить пять направлений международной миграции рабочей силы:

    1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

    2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

    3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

    4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые страны),

    5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми рабочими, без которых невозможен нормальный производственный процесс. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве; 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление, как «утечка умов», например из Европы в США.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами арабских эмиратов, странами - членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами - с другой. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских НИС, в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка малоквалифицированной рабочей силы.

Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов, например в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать себя и т.п.).

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.

В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина - 32% от общей численности работающих иностранцев, Турция - 22%, Молдова - 4%, Беларусь - 3%.

Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия - нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:

    повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

    иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

    при импорте квалифицированной рабочей силы принимающие страны экономят на затратах на образование и профессиональную подготовку;

    иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь, понижение в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ:

    экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления СКВ в страну; по данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта рабочей силы она значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл.; фактическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта;

    экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране;

    бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда.

Существуют следующие прямые источники валютных доходов от экспорта рабочей силы;

    налоги с прибыли фирм-посредников;

    непосредственные переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

    личное инвестирование эмигрантов в экономику родной страны (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

    капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

В то же время страны-экспортеры рабочей силы сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное - это «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран:

    США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс.;

    Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны, входящие в ЕС, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР;

    Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии. Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин;

    другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов - интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В результате войн в Персидском заливе в 1991 г. около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта;

    новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения, другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., объявляет свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами-участницами соглашений, а также с «третьими странами», как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к «третьим странам».

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами-людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами-людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

    работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

    специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

    представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

    специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

    крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

    профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся выпускнику по данной специальности в стране-экспортере рабочей силы;

    ограничения личного характера. Законодательства принимающих стран предъявляют жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций;

    количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество;

    экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить;

    временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней;

    географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона;

    запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев.

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

    программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (Германия, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других - через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой;

    программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средств, которые могли бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, Германия, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине;

    программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей.

Введение……………………………………………………………………………………….…3

1. Причины миграции…………………………………………………………………………....4

2. Последствия миграции………………………………………………………………..…...….5

3. Регулирование миграции.………………………………………………………………….…9

Заключение…………………………………………………………...…………………………14

Библиографический список……………………………………………………………...…….15


ВВЕДЕНИЕ.

Важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она влючает два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция – выезд населения страны за границу, иммиграция – въезд населения других стран на территорию данной страны. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда, который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.

Исторически миграционные процессы возникли много столетий назад. Первым массовым перемещением трудящихся был завоз рабов из Африки в Америку. В 40-х гг. XIX в. произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США вследствие «картофельного голода». Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.
Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-х гг. XX в. К уже упомянутым причинам здесь следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После Второй мировой войны отмечены три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов» - устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического восстания и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после завершения вьетнамской войны, а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии в Соединенные Штаты. В начале нового столетия 84% всех иммигрантов прибыли из этих регионов.
Массовая миграция в США всегда была велика. Богатства этой страны привлекали и привлекают население многих стран мира. Размеры ежегодного притока мигрантов зависели от экономических условий в США, стимулирующих миграцию из Европы и других регионов. Сегодня в страну легально иммигрирует более 700 тыс. чел. в год. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носила в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.
В Европе после Второй мировой войны, в особенности с начала 1960-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, Турции активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. В середине 1990-х годов приток иммигрантов в Западную Европу был на уровне 180 тыс. чел. в год. Странами, принимающими основную массу иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Швейцария.
Классической страной иммиграции Азиатско-Тихоокеанского региона является Австралия. В XIX–XX веках эта страна принимала большое количество эмигрантов из разных стран. В начале 1990-х годов Австралия проводит миграционную политику, стимулирующую развитие бизнеса, поэтому в первую очередь привлекаются иностранцы, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Именно с этого десятилетия иммиграционная волна в Австралию заметно уменьшилась.
Согласно официальным данным, к началу 2005 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов по сравнению с 3,2 млн. в 1960 г. Если подсчитывать мигрирующую рабочую силу с сопровождающими ее иждивенцами, то численность перемещающихся работников с членами их семей может в настоящий момент превышать 100 млн. человек.


Причины миграции рабочей силы

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX в. Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему.

Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. В данной главе в основном будет уделено внимание проблемам международной трудовой миграции, международному рынку рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы во второй половине XX в. стала важной частью процесса интернационализации международной хозяйственной жизни. Трудовой потенциал, будучи важнейшим фактором производства, ищет свое наиболее эффективное использование не только в рамках национального хозяйства, но и в масштабах международной экономики.

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого мигранта-трудящегося приходится три иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х гг. превышает 100 млн. человек.

Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К последним относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени – служащие, специалисты и ученые.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.


Похожая информация.


Международная миграция рабочей силы – а) это перемещение людских ресурсов через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему; б) перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы.

Международная миграция рабочей силы как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.

Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное проживание из другой страны.

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

Причины вызывающие международную трудовую миграцию делят на экономические и неэкономические . К экономическим относят:

· различия в уровне экономического развития отдельных стран, и как следствие различный уровень заработной платы, жизни, социального обеспечения;

· различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

· существование хронической, относительно высокой безработицы в развивающихся странах.

Неэкономические причины миграции рабочей силы : политические, военные, религиозные, экологические, расовые, семейные, культурные и др.

Основными видами международной миграции рабочей силы являются:

· международная переселенческая миграция;

· международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

Международная трудовая миграция в отличие от переселенческой миграции, предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина «трудящийся-мигрант» содержится в конвенциях Международной организации труда №97 и №143 и гласит, что «трудящийся-мигрант» это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры).

Международная организация по миграции выделяет пять основных типов международных мигрантов:

· поселенцы - люди, которые приезжают в страну на постоянное жительство;

· контрактные работники - люди, которых приняли на основе понимания, что они работают ограниченный срок;

· профессионалы - люди с высоким уровнем образованием, опытом работы, которые могут легко войти в коллективы, работающие по данной специальности и на данном уровне или переквалифицироваться для работы в другой стране (значительное количество из них научные работники, преподаватели, студенты и стажеры, сотрудники транснациональных корпораций, переезжающие из одного филиала в другой);

· нелегальные иммигранты - люди, которые приехали в страну нелегально, или имеют просроченные визы, или занимаются трудовой деятельностью, не имея на это официального разрешения;

· лица, ищущие убежища и беженцы - люди, покинувшие свои страны под угрозой какой-либо существенной опасности (военной, религиозной, экологической, политической и других).

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям:

· из развивающихся стран в развитые;

· между развитыми странами;

· между развивающимися странами;

· из постсоциалистических стран в развитые страны;

· миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся;

2) по территориальному охвату :

· межконтинентальная;

· внутриконтинентальная;

3) по времени :

· безвозвратная (обычно межконтинентальная);

· временная (обычно внутриконтинентальная);

· сезонная (поездки на заработки);

· маятниковая (в приграничных районах различных стран);

4) по степени законности :

· легальная;

· нелегальная.

Современные процессы миграции рабочей силы отличаются следующими особенностями:

· международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы, постепенно вовлекая в этот процесс все новые континенты;

· в процессах миграции рабочей силы происходят качественные изменения, обусловленные научно-технической революцией, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов;

· тенденцией современной миграции рабочей силы является ее возрастающая сезонность;

· страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран;

· более активным стало вмешательство государства в отношениях между капиталом и трудом, в частности, иностранной рабочей силой;

· увеличилась миграция трудовых ресурсов внутри отдельно взятых стран;

· для развивающихся стран экспорт рабочей силы стал своеобразным инструментом участия в международных экономических отношениях. Одновременно происходит освоение рабочей силой стран-доноров нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой.

Особенностью, характеризующей современный этап миграции рабочей силы, является значительное увеличение нелегальной миграции. Поскольку во многих странах правительства законодательным путем регламентируют приток иностранной рабочей силы, постольку сильно возросло ее нелегальное проникновение через государственные границы. В США, например, незаконно проживает около 13 млн. рабочих иммигрантов, проникающих через мексиканско-американскую границу, штат Флорида и другие места. Около 90% иностранцев, въезжающих в США нелегально, являются мексиканцами. Это объясняется тем, что в 1965 г. истек срок соглашения между США и Мексикой, по которому значительная часть мексиканского «относительно избыточного населения» могла легально приезжать в Соединенные Штаты для работы в сельском хозяйстве. Отказ правительства США, обусловленный требованием американских профсоюзов, продлить этот договор привел к тому, что число мексиканцев, въезжающих нелегально возросло до 700 тыс. в год, тогда как еще в 1960 г. этот показатель составлял менее 28 тыс. Около 15 млн. «нелегалов» из Бангладеш ежегодно проникает в Индию, соглашаясь там выполнять различные работы за самую низкую заработную плату.

Миграция рабочей силы распространилась не только на большие страны, но и на малые. Это можно проследить на примере Греции, в которой 300-350 тыс. работают без разрешения властей. Большинство «нелегалов» на греческом рынке труда - жители Албании, Филиппин и понтийские греки из бывшего СССР. Они не претендуют на хорошо оплачиваемые рабочие места на заводах, фабриках, учреждениях. Наличие большого числа нелегальных рабочих оборачивается огромной потерей для греческой казны в виде неоплаченных налогов.

В Республике Беларусь также обострилась проблема массовой нелегальной иммиграции из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Нелегальные мигранты прибывают в Беларусь, используя каналы туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным и частным делам, а также напрямую нарушают правила въезда. Зачастую нелегалы рассматривают Беларусь как транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции в страны Западной Европы. Пребывания в стране иностранцев с неопределенным статусом оказывает дополнительную нагрузку на социально-экономическую сферу, способствует обострению криминогенной обстановки, наносит реальный ущерб безопасности государства.

Таким образом, нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой. Это ответная реакция людей труда на законодательные акты многих государств, с помощью которых регламентируется приток иностранной рабочей силы. Другая причина, питающая эту проблему, состоит в том, что трудящиеся, въехавшие нелегально (или оставшиеся в стране нелегально после истечения официального срока), представляют для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.

Отличительной чертой современной миграции рабочей силы является ее возрастающая сезонность. Это связано с широким использованием импортируемой рабочей силы в лесном и сельском хозяйстве, на уборке урожая, заготовке кормов для скота и т.д. Миллионы мексиканцев, к примеру, ежегодно работают в США на уборке урожая. Сезонность миграционных процессов уже коснулась белорусов, которые работают на полях Польши.

По мере глобализации мировой экономики все более важным фактором экономического, социального и демографического развития многих стран становится международная миграция рабочей силы и населения.

Миграция рабочей силы в современном мире

Сущность международной миграции

представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эм игр аци ей понимается выезд из страны на постоянное место жительства , под имм играци ей - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации- возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан .

Междунаро дные мигр анты подразделяются на пять основных категорий:

  • иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;
  • работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек . Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
  • нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
  • лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась - до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
  • беженцы. По данным ООН , в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн беженцев (из них около 4 млн возвратившихся в места прежнего проживания, но находящихся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн . Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

    Теории международной миграции

    Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике . Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность .

    Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей . Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей .

    В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий , индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

    В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.

    Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках , важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.

    Основные центры притяжения миграционных потоков

    По мере роста интернационализации хозяйственной жизни значение международной миграции возрастает. Основной поток ее в последние десятилетия устремляется в США . В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг. масштабы иммиграции еще более возросли - на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов. За период 1990-1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн иммигрантов, только в 1996 г. - почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г. в стране, по оценке, проживало более 5 млн незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов.

    Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600-700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

    Страны-доноры

    Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

    За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лиц с высшим образованием - 1,5 млн человек . В 1996 г. было выдано 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммигрантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.

    Регулирование международной миграции

    Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

    В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

    С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек . Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, - 140 тыс. человек в год.

    В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ в середине 90-х гг. приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

    Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической ситуации в этих странах. Только при распаде СССР около 60 млн человек оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств .

    Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека , принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам.

    Согласно опросам Международной организации по вопросам миграции, проведенным в 1992 г., возможность временного отъезда на работу за границу допускали 26% опрошенных граждан России, 28% граждан Украины. При этом эмиграцию не исключали лишь 8% россиян и 13% жителей Украины. Среди национальных групп населения СНГ наибольшую склонность к эмиграции обнаружили также (согласно опросам) русские, украинцы, грузины, армяне и азербайджанцы. По данным за 1997 г. в национальной структуре эмиграции из России лидировали русские - почти 108 тыс. человек (более 46%). Причем большинство из них - почти 78 тыс. человек - выехало в другие страны - члены СНГ и государства Балтии, около 30 тыс. - в страны дальнего зарубежья. Затем следовали украинцы - более 35 тыс. человек (15,1%), немцы - 31,4 тыс. человек (13,5%), евреи - 9,9 тыс. человек (4,2%), белорусы - 9,5 тыс. человек (4,1%), представители других национальностей - около 39 тыс. человек (17,1 %).

    Проблема иммиграции в Россию

    Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки. В 1997 г. за пределами России проживало более 17% русских, в том числе на Украине - 11,4 млн человек , или 22% от численности населения. В бывших советских республиках Средней Азии и Казахстане проживают еще 10 млн русских, около 3 млн - в странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн- в Белоруссии, около 800 тыс. - в Закавказье. Большинство русских в этих диаспорах хорошо интегрированы и имеют глубокие корни. Вместе с тем в ряде стран, особенно в странах Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже приводит) к оттоку русскоязычного населения. По официальным оценкам, число уже выехавших из бывших советских республик русских или русскоязычных граждан превысило за период 1990-1997 гг. 6,6 млн человек. По официальным данным, в 1998 г. число зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья превысило 1192 тыс. человек. Общий потенциал репатриантов составляет 4- 6 млн человек. По оценке Института ООН по проблемам разоружения, подготовившим доклад о тенденциях миграции в Европе, численность славянского населения в неславянских странах бывшего СССР к 2016 г. уменьшится на 15-30%.

    Прием, размещение и трудоустройство наших соотечественников потребует от России значительных материальных и организационных усилий. Серьезного внимания и регламентирования требует и проблема беженцев в Россию из развивающихся стран, которая приняла масштабный характер. Заниматься этими проблемами в России призвана Федеральная миграционная служба.

    Последствия международной миграции кадров

    Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) - это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

    Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

    Последствия для принимающих стран

    О положительном влиянии процесса «утечки умов», например для экономики США , писалось немало. Достаточно сказать, что 40% из пришедших на рынок труда США в 80-х гг. докторов наук в области инженерных и компьютерных дисциплин были иммигрантами; 25% преподавателей технических дисциплин в вузах - тоже иммигранты. В конце 90-х гг. в США проживало более 13 млн иммигрантов; они зарабатывают, по оценкам, 240 млрд долл. в год. При этом они платят налоги в размере более 90 млрд долл. в год. В то же время американское государство ежегодно тратит на социальное вспомоществование иммигрантам 5 млрд долл. Ясно, что отдача от иммигрантов даже в чисто денежном выражении весьма высока для американского государства. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные иммигранты в развитие американской науки, медицины, искусства. Так, в конце 90-х гг. 23% всех ученых в США в области естественных и точных наук были иммигрантами.

    Другим ярким примером преимущественно позитивного влияния иммиграции на экономику страны может служить Израиль. Проводя целенаправленную политику на привлечение евреев в страну со всего мира, Израиль, во многом благодаря иммиграции научных и других высококвалифицированных кадров, вошел в число наиболее развитых в экономическом и научно-техническом отношении стран мира.

    Последствия для стран-доноров

    Несомненно, однако, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав в США и других развитых странах, вернулись к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. Да и не только ученые. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Возвратились на родину многие китайцы, корейцы, югославы, греки, индийцы. Все они принесли в свои страны новые знания, квалификацию, достаток своим семьям . Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры, создавали им условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

    Важным позитивным последствием для стран-доноров являются доходы от эмиграции, т.е. денежные переводы эмигрантов в свои страны. В некоторых странах они достигают довольно значительных величин. Так, масштабы этих доходов составили в середине 90-х гг. для Бангладеш - 4% ВВП, для Ямайки - более 5, для Пакистана - более 3, для Шри Ланки - 6,2%. По имеющимся оценкам, перевод, например, в Египет доходов эмигрантов в размере 2,8 млрд долл. стимулировал создание дополнительного ВВП на сумму 6,8 млрд долл., что составило 16% ВВП страны.

    Последствия для России

    С учетом изложенного опыта следует относиться и к проблемам внешней миграции в России. Прежде всего, не надо преувеличивать вероятные масштабы трудовой миграции из нашей страны. Она будет ограничиваться как административно-законодательными мерами потенциальных принимающих стран, так и объективными экономическими условиями этих стран, спецификой их рынка труда. С одной стороны, в большинстве развитых стран достаточно высокий уровень безработицы (7-10%), что резко усиливает конкуренцию на рынке средне- и низкоквалифицированной рабочей силы, а с другой стороны, уровень квалификации потенциальных мигрантов из России (за небольшими исключениями среди ученых и инженеров в таких областях, как космическая и лазерная техника, кристаллография, биология, физика низких температур) оказывается ниже профессиональных стандартов западных стран.

    Масштабы выезда на работу и постоянное место жительства ученых и инженеров составляют ежегодно около 8 тыс. человек (ученых - 4,5 тыс. человек). Доля выехавших из страны ученых за 1985-1997 гг. составила не менее 2-3% от их общего числа, что не превышает размеры выезда ученых из большинства развитых стран. Однако в отдельных областях науки процент уезжающих гораздо выше. Усиление этой тенденции может привести к серьезным отрицательным последствиям для отечественной науки.

    Несмотря на возможность оттока за рубеж части наиболее квалифицированных кадров (ученых, инженеров, врачей, квалифицированных рабочих), чрезмерных поводов для алармизма нет. Во-первых, несомненно, повысив свою квалификацию и улучшив материальное положение, многие вернутся. Для большинства жить у себя дома гораздо естественнее и психологически комфортнее, чем за границей. Во-вторых, если страна переходит к рынку и стремится к интеграции в мировое хозяйство, то надо признать, что работники в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее адекватное применение и оптимальные условия для продажи своей рабочей силы. Выход состоит в подъеме экономики страны, росте заработной платы . Разумеется, в нынешней ситуации государство должно позаботиться о необходимых правовых и экономических механизмах процесса международной миграции рабочей силы страны (социальная и консульская защита, налоги , финансовое и транспортное обеспечение, юридическая подготовка), соответствующих интересам как выезжающих российских граждан и их семей, так и страны.

    Серьезные последствия имеет для России процесс иммиграции (репатриации) из стран ближнего зарубежья. Приезд в Россию миллионов этнических россиян и представителей других национальностей из бывших советских республик требует гигантских затрат на их обустройство, социальную помощь и создание рабочих мест. Особенно это касается вынужденных мигрантов, т.е. беженцев (лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации) и вынужденных переселенцев (лиц, являющихся гражданами Российской Федерации). Их число с начала регистрации (в 1992 г. - вынужденных переселенцев и в 1993 г. - беженцев) возросло до 1,2 млн человек (данные за 1998 г.). В условиях продолжающегося экономического кризиса быстро решить социальные и иные проблемы иммигрантов из стран - членов СНГ представляется весьма затруднительным. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что именно приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Кроме того, приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны, как это происходит и в других странах-реципиентах.

    Наряду с созданием соответствующих финансовых и экономических условий в стране необходимо законодательное регулирование миграционных процессов, заключение соответствующих межгосударственных соглашений со странами - членами СНГ, политическая и социальная поддержка этнических россиян, проживающих в этих странах.

    Наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой является нелегальная иммиграция иностранных граждан . По экспертным оценкам, приток незаконных иммигрантов составляет около 100 тыс. человек в год. Низкий профессиональный и квалификационный уровень нелегальных мигрантов, возможность ухудшения криминогенной обстановки и появления инфекционных заболеваний требуют серьезного контроля со стороны государства за данным процессом и его регулирования.

    Выводы

    1. Международная миграция рабочей силы представляет собой объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики.

    2. Правовая база современных миграционных процессов отражает тенденцию не только к экономическому либерализму и открытой экономике, но и к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

    3. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны.

    4. Международная миграция населения и рабочей силы становится одной из острых социально-экономических проблем России. С одной стороны, кризисные явления в экономике, падение жизненного уровня населения вызывают довольно значительную эмиграцию рабочей силы, прежде всего наиболее квалифицированной, а с другой стороны, резко возрос поток в Россию русскоязычных беженцев и временных переселенцев из других стран - членов СНГ, которые сталкиваются там с национальной, экономической и политической дискриминацией. Направить эти процессы в цивилизованное русло призвано законодательство России и международные соглашения в этой области.

    5. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран - участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны, ее положением в мировой экономике и международных отношениях.

    Термины и понятия

    Международная миграция рабочей силы
    Эмиграция
    Иммиграция
    Международные мигранты
    Беженцы
    Принимающие страны
    Репатриация

    Вопросы для самопроверки

    1. В чем сущность и главные причины международной миграции рабочей

    силы? 2. Какова правовая база процесса международной миграции рабочей силы и

    населения?

    3. Что представляют собой современные мировые миграционные потоки?

    4. Каковы тенденции и причины эмиграции из России?

    5. Каковы тенденции и причины иммиграции в Россию?

    6. Что говорит мировой опыт о последствиях международной миграции рабочей силы?

    7. Каковы социально-экономические последствия эмиграции из Российской

    Федерации?

    8. Что на практике означает для России массовая иммиграция (репатриация)

    русскоязычных граждан?



  •  

    Возможно, будет полезно почитать: