Основные гражданские и политические права. Гражданские и политические свободы

Постановлением мирового судьи судебного участка был признан виновным в совершении административного правонарушения с наказанием в виде административного штрафа и лишением права управления транспортным средством. С указанным постановлением и выводами, содержащимися в нем заявитель полностью не согласен, считает его незаконным, необоснованным. Заявитель просит постановление по делу об административном правонарушении отменить как незаконное и необоснованное.

В _______________ районный суд города Москвы

Заявитель: ___________________________
Адрес: ___________________________

Заинтересованное лицо: ОБ ДПС ГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве
Адрес: ___________________________

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА
На Постановление по делу об административном правонарушении № __________ от ___________ г.

Постановлением Мирового судьи судебного участка № _____ района ________________ г. Москвы по делу об административном правонарушении № ____________, предусмотренном ч. 1 ст. 126 Кодекса ФР об административных правонарушениях от _________ г., я, ____________________ _________ г.р. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях с наказанием в виде административного штрафа в размере __________ руб. ___ коп. и лишением права управления транспортным средством на срок 1 (один) год и 7 (семь) месяцев.
С указанным постановлением и выводами, содержащимися в нем я полностью не согласен, считаю его незаконным, необоснованным, вынесенным с грубейшими нарушениями норм материального и процессуального права, по следующим основаниям.

Как указывается в Постановлении, я, ____________ управляя ТС «______________» г.р.з. ____________, __________ г. в ___ часа ___ минут по адресу: _________________________ не выполнил законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В реальности же, я не управлял транспортным средством. __________ г. я, находясь около своего дома, сидел в автомобиле, откуда вышел попросить закурить у прохожего. После, вместе с прохожим мы сели в мою машину, разговаривали и выпивали спиртное. Поскольку я длительное время не употреблял никаких спиртных напитков, я находился в состоянии сильного алкогольного опьянения и не помнил что происходило. Когда я очнулся, сотрудники ГИБДД доставали меня с водительского сидения, а мой автомобиль находился на другом месте. В силу того, что я находился практически в невменяемом состоянии, управлять автомобилем я не могу. Как автомобиль оказался в другом месте я могу лишь предположить.
Учитывая изложенное, я отказался от незаконных требований сотрудников ГИБДД проходить медицинское освидетельствование.
Все вышеуказанные обстоятельства были изложены мной в судебном заседании, но суд по какой-то причине не учел их, при вынесении постановления.
В соответствии со ст. 12.26 Кодекса ФР об административных правонарушениях невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 13.02.2007 N 49-Ад06-9, из положений (диспозиции и санкции) ст. 12.26 КоАП РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КоАП РФ, может быть лицо (водитель), которому ранее было предоставлено право управления транспортными средствами.

Так же, в соответствии с пп. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 457 «Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.
Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков:
а) запах алкоголя изо рта;
б) неустойчивость позы;
в) нарушение речи;
г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;
д) поведение, не соответствующее обстановке.

В соответствии с Постановлением Правительства ВС РФ от 26.10.2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» При рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 475.

Таким образом, для направления меня на медицинское освидетельствование должны быть соблюдены следующие условия:
- привлекаемо лицо должно было управлять транспортным средством;
- требования сотрудников ГИБДД должны быть законными;

В силу того, что я транспортным средством не управлял, требования сотрудников ГИБДД изначально являются незаконными и необоснованными, несмотря на наличие у меня сильного алкогольного опьянения.

В соответствии со ст. 30.2 Кодекса ФР об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.2 Кодекса ФР об административных правонарушениях
ПРОШУ:
1. Постановление по делу об административном правонарушении № ____________ от ___________ г. отменить как незаконное и необоснованное;

Приложение:
1. Копия постановления;
2. Копии материалов дела;
3. Комплект документов по числу лиц, участвующих в деле;

« »___________________ г. _______________________________

Гражданские и политические права - один из двух общих видов всемирно признанных прав человека. Они обеспечивают защиту от государства (например, право на справедливый процесс, презумпцию невиновности, свободу слова) и требуют, чтобы государство предоставляло определенные юридические и политические возможности (например, право голоса, право на справедливый суд присяжных). Эти права изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах и в статьях 1-21 Всеобщей декларации прав человека.

Гражданские права - это возможность существования людей в государстве, характеризующие их физическое и биологическое существование, удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Гражданские права могут быть различными в разных обществах и разных эпохах. Это может быть:

Право надлежащее применению закона (право на справедливый суд),

Право защиты от политической и социальной дискриминации (по признаку пола, религии, расы и т.д.),

Политические свободы: свобода мысли, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода прессы, а также права участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса) и другие.

Идея гражданских прав вырастает от традиционного признания прав человека (таких как равенство перед законом, свобода слова и совести) к утверждению прав политических (например права голоса на выборах) и социальных (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д.).

Любые ограничения гражданских прав по признакам пола, расовой, классовой или религиозной принадлежности расцениваются как нарушение статуса гражданина, что противоречит нормам демократии.

В правовом обществе разрешения споров, возникающих в связи с проблемой гражданских прав, является прерогативой суда и осуществляется на принципах конституционной законности.

Данные права являются естественными, личными. Есть естественные, гражданские и личные права является одной группой прав, к которым в ходят одни и те права, например: право на жизнь, право на свободу, личную неприкосновенность и прочее.

Одним из самых не демократичных стран является Саудовская Аравия, где женщины ограничены в передвижении, лишены политических прав, иные религии запрещены законом, а также критика в адрес местной власти и полиции строго карается законом вплоть до смертной казни.

10. Социально-экономические и культурные права человека в контексте международного и национального законодательства.

Экономические, социальные и культурные права занимают достойное место в системе прав человека. Им уделяется большое внимание в деятельности ООН и других международных организаций. Но такая позиция сложилась не сразу. Законодательные акты и конституции, принятые в XVIII-XIX вв. и в начале XX в., содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались в этот период как побочный продукт развития гражданских прав. В начале XX в. заключаются первые международные соглашения в области трудовых отношений. Тем самым началось международное урегулирование рассматриваемого комплекса прав. Важная веха на этом пути - принятие Устава Международной организации труда (МОТ), а в ее рамках целого ряда конвенций по различным аспектам проблемы. Принятие Устава ООН положило начало новому, более качественному этапу в международно-правовой регламентации экономических, социальных и культурных прав. Развернутый и конкретный перечень этих прав содержится во Всеобщей декларации прав человека, в Пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах и в других международных документах. В результате получила признание точка зрения о связанности и взаимной обусловленности комплекса прав и свобод человека. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для человека. Без их предоставления традиционные гражданские и политические права во многом утрачивают смысл. «Как бы широко не были представлены свобода слова, свобода совести и тому подобные свободы,- пишет японский философ Я. Кэндзюро,- но если не будет обеспечена «свобода жить», то эти свободы окажутся крайне неустойчивы и недолговечны»1. А в исследовании ООН о дискриминации в области политических наук говорится: Даже при наличии защиты политических прав объем и эффективность, пользования этими правами, значительно сокращается в результате ухудшения условий жизни большинства и увеличения социально-экономических различий между отдельными группами населения». Констатируя факт сложного и длительного процесса признания экономических, социальных и культурных прав, нельзя не отметить положительную роль, которую сыграл в свое время Советский Союз. В принятии международных документов сказались его огромная настойчивость и то внимание, которое уделялось экономическим, социальным и культурным правам в СССР и других социалистических странах. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА Право собственности Это одно из неотъемлемых неотчуждаемых прав. Среди тех, кто активно отстаивал это право,- известный немецкий философ Г.Гегель. Собственность, по определению Гегеля,- это свобода. Он настаивал на признании за лицами абсолютного права частной собственности, считал ложным утверждение, что доля одного собственника должна быть равной доле другого. «Утверждение, будто справедливость требует, чтобы собственность каждого была равна собственности другого, ложна, ибо справедливость требует лишь того, чтобы каждый человек имел собственность»2. По отношению к внешнему миру разумное состояние, писал он, в том, чтобы «я обладал собственностью. Чем я владею и как велико мое владение - это правовая случайность». «Императив собственности» - высшая форма демократического общества, основополагающий принцип политической системы и правового порядка. И все же, признавая и реализуя на деле право частной собственности, не следует бросаться в крайности, допускать ее фетишизацию. На протяжении длительного времени право собственности заменяло и подменяло собой все социально-экономические права, деспотически подавляло их ростки, создавая вокруг себя холодное пространство, безжизненную пустыню. Считалось, что «священное» право собственности делает непостижимыми и невозможными другие социально-экономические права. Время утвердило другую истину. Она заключается в том, что признание права собственности не противоречит признанию и других социально-экономических прав. Более того, они могут проявляться в единстве, составляя комплекс социальных и экономических прав. Реализация права на собственность с неизбежностью приводит к жизни принцип «свободы предпринимательства». Способы его осуществления в разных странах разные. Принципиально важно, чтобы такое право признавалось и регулировалось отечественным законодательством. В этой связи можно считать, что в Беларуси сделаны первые шаги в данном направлении. Право на труд Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, право на труд включает в себя «право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается». При этом» право на свободный выбор труда предполагает запрещение рабства и принудительного труда. Право каждого человека на труд и защиту от безработицы зафиксировано в статье 23 Всеобщей декларации прав человека. Полная занятость является необходимым условием реализации права на труд. В то же время в странах СНГ проблема безработицы постоянно обостряется. Часть государственных деятелей и активистов многочисленных партий говорят о невозможности реализации данного права на практике и даже не считают это обязанностью государства. В этой связи уместно вспомнить позицию по данной проблеме канцлера Германии О. фон Бисмарка. 9 мая 1884 г., выступая в Парламенте в дискуссии о праве на труд, он сказал: «Да, я безусловно признаю право на труд и выступаю за это, пока занимаю здесь это место. При этом не встаю на почву социализма». В ответ на реплику из зала: мол, это забота о бедных - он продолжил речь, высказав следующее соображение: «Если граждане говорят, что они здоровы, хотят работы, но не могут найти ее - государство обязано дать им работу. Когда наступают тяжелые времена, государство обязано выполнить свои обязательства - обеспечить работой безработных граждан». Как видим, у канцлера Германии оказалось достаточно опыта и государственной мудрости, чтобы понять, что обеспечить работой людей - это одна из главных забот государства. Право на труд должно дополняться правом каждого на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, включает а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую зарплату и удовлетворительное существование; б) условия труда, отвечающие требованиям гигиены и безопасности; в) одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; г)отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. На пути реализации права на труд, а также на справедливую и достаточную его оплату существуют большие препятствия. Продолжает расти армия безработных. Дискриминация в области оплаты труда в той или иной степени имеет место в подавляющем большинстве стран мира. Выход, как нам представляется, содержится в разумной экономической политике стран, обеспечивающей их постоянное развитие, а также в углублении сотрудничества государств как в этой сфере, так и в области обеспечения прав человека. Права, обеспечивающие условия и средства защиты прав трудящихся В их числе - право на создание и вступление в профсоюзы. Право каждого человека создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов признается во Всеобщей декларации прав человека и детально регламентируется в документах как ООН, так и МОТ. Оно может быть ограничено, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, только на основе закона в интересах государственной безопасности, общественного порядка и для ограждения прав и свобод других. Пакт также не препятствует введению государством законных ограничений участия в профсоюзных организациях сотрудников вооруженных сил, полиции и администрации государства.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.

Политические и гражданские свободы – один из самых важных прав человека, признанные многими государствами.

Гражданские и политические свободы

Они имеют два основных вектора: требования от государства предоставления гражданам определенных политических и юридических возможностей, и обеспечение юридической защиты человека государством. Гражданские и политические свободы закреплены во Всеобщей декларации прав человека.

Свобода собраний

Свобода собраний является правом «первого поколения», которое закрепляет возможность гражданина проводить пикеты, демонстрации и митинги, а также собираться для проведения дискуссий, касающихся политических тем. Свобода собраний предусматривает право проведения исключительно мирных собраний.

Свобода собраний во всех демократических государствах базируется на шести принципах :

Презумпция в пользу проведения собраний мирного характера. Государство не имеет право создавать препятствия для проведения гражданских собраний.

Защита государством мирных собраний.

Законность собраний.

Соразмерность.

Административное регулирование порядка проведения мирных собраний.

Недискриминационность.

Свобода ассоциаций

Свобода союзов или свобода ассоциаций – гражданское и политическое право, который закрепляет возможность гражданина вступать или не вступать в организации, союзы и ассоциации, а также возможность в любое время отказаться от членства в них.

Наиболее известным видом права на ассоциации является право на вступление в профсоюз, с целью защиты профессиональных прав и интересов.

Свобода слова

Свобода слова – это право человека свободно и беспрепятственно выражать свои мысли. Свобода слова включает в себя возможность высказать свое мнение, как в устной, так и в письменной форме (свобода СМИ, свобода печати). Свобода слова закреплена в ст. 29 Конституции Российской Федерации.

Правовые ограничения гражданских и политических свобод

Гражданские и политические свободы человека тесно сопряжены с границами и мерой этих свобод, которые определяются правом, принципами нравственности морали и гуманности.

Так в ст. 29. Всеобщей декларации прав человека указано, что реализуя свои гражданские и политические права, человек должен считаться с интересами других людей и государства.

К примеру, свобода слова, предусматривает возможность свободно выражать свое мнение только в тех случаях, если подобное высказывание не может привести к уязвлению репутации других лиц, разжиганию национальных, гражданских, либо любых других конфликтов.

Гражданские и политические свободы человека ограничиваются также в тех случаях, если их реализация может привести к раскрытию государственных тайн.

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова - это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение - право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия - право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.



 

Возможно, будет полезно почитать: