Преступность в ссср: статистика и виды преступлений. Характеристика преступности в ссср и современной россии

Разоблачение грубейших нарушений законности в условиях культа личности Сталина (1956) стимулировало реформу уголовного законо­дательства. В 1958 г. принимаются Основы уголовного законодатель­ства Союза ССР и союзных республик, в 1959-61 гг. - уголовные ко­дексы союзных республик. Основанием ответственности признается исключительно совершение преступления, запрещенного во время его совершения законом. Тем самым исключалась правовая база для безза­коний в виде наказаний «социально опасных элементов», не совер­шивших преступлений. Запрещалось применение уголовного закона по аналогии.

В целом десятилетие с середины 50-х до середины 60-х гг., называе­мое «оттепелью», было отмечено заметным упорядочением состояния преступности, вызванным ослаблением детерминант, связанных с по­следствиями войны. В 1965 г. было зарегистрировано наименьшее за прошедшие три десятилетия количество преступлений - 751 801. Удельный вес преступности несовершеннолетних колебался в преде­лах 5%, а ее уровень снизился с 1945 по 1965 г. в 4 раза. Общий коэф­фициент судимости к середине 50-х гг. снизился в 2 раза; в 1967 г. уро­вень зарегистрированной преступности в СССР по сравнению с 1946 г. был в 2 раза меньше 1 .

С 1967 г. в результате криминализации мелкого хулиганства, до того признававшегося административным правонарушением, произошел суще­ственный рост регистрации преступлений именно за счет этого деяния, которое составляло каждое пятое преступление. Зато последовало сниже­ние на 20% тяжкой насильственной преступности - убийств, тяжких и менее тяжких телесных повреждений, которые на 70% совершались по

1 См.: Остроумов С.С. Уголовная статистика и предупреждение преступности. М., 1970. С. 15. Сказанное не противоречит констатации усложнения ситуации во второй половине 50-х г.: приведенные данные характеризуют положение дел в сравнении с последним годом войны и первым предвоенным годом.

бытовым мотивам в состоянии алкогольного опьянения (в том числе и по­терпевших).

Со второй половины 60-х гг., в 70-е гг. и в начале 80-х гг., определя­емых социологами и политологами как «застойные», неуклонно рас­тут (исключение составлял 1983 год, когда Ю.В. Андропов предпринял попытку административно-командными методами навесуи порядок и дисциплину, которые могли дать лишь краткий эффект) организо­ванные формы преступности, распространяются взяточничество и каз­нокрадство. Оживляется и профессиональная преступность.

В 1984 г. коэффициент зарегистрированной преступности равнял­ся 739, а судимости - 503. Все более увеличивались «ножницы» между регистрацией преступлений и судимостью виновных лиц, что статис­тически достоверно демонстрировало серьезные просчеты в правоо­хранительной деятельности, вселявшие социально неустойчивым ли­цам уверенность в безнаказанности преступной деятельности.

С апреля 1985 г. начался период преобразований в направлении гу­манизма, демократизма, гласности функционирования всех институ­тов власти и управления. Провозглашается переход к смешанной эко­номике рыночного характера, демонополизация и приватизация в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговли и услуг на­селению, ставится цель строительства правового государства с верхо­венством закона и неукоснительностью его соблюдения всеми без ис­ключения должностными лицами и гражданами. Гласность же позволила после полувекового перерыва снять секретность с публи­каций уголовной статистики, сначала по семи видам преступлений, а с 1989 г. - по всем видам преступлений.

В 1985-91 гг. уровень преступности менялся, отражая характер и ост­роту противоречий в обществе, кризисные явления объективного и субъек­тивного характера. Так, усиление борьбы против пьянства и алкоголизма, начатое в мае 1985 г., при всех своих экономических и организационных издержках имело положительный эффект-снижение уровня «алкоголь­ной» насильственно-хулиганской преступности. Впервые, начиная с 60-х гг., общая зарегистрированная преступность снизилась в 1986 г. на четверть, а тяжкая - даже на одну треть. Преступность снизилась на 4,6% в 1986 г. и на 9,5% - в 1987 г. Количество убийств сократилось на 22%, тяжких те­лесных повреждений - на 24, разбойных нападений и грабежей - на 25, краж личного имущества - на 13%. Эти тенденции сохранялись и в 1987 г. Однако административно-командный характер принятых мер, волюнта­ризм, неподкрепленность борьбы с преступностью мероприятиями эко­номического и культурного характера не позволили сохранить эту тенден­цию. Отведенный маятник пошел в обратную сторону.

Уже в 1988 г. возобновился рост преступности (за год на 4%) и воз­росла ее общественная опасность.

В 1989 г. прирост зарегистрированной преступности достиг рекорд­ной отметки - 31,8%. При этом умышленные убийства и покушения возросли на 28%, а общее количество тяжких преступлений - на 42%. Самые высокие темпы прироста дали преступления против личной собственности, главным образом кражи (+55%).

В 1990 г. темпы роста преступности хотя и снизились до 13%, однако оставались плюсовыми. Было зарегистрировано в 1991 г.

Более 3 млн пре­ступлений. Коэффициент преступности на 100 тыс. населения в возрасте с 14 лет (начало уголовной ответственности) 1 составил в 1988 г. - 865, в 1989 г. - 1183, в 1990 г. - 1927; таким образом, за три года этот показа­тель возрос более чем в 2 раза.

За 30 лет динамика зарегистрированной преступности в СССР была такова: 1961 г. - 0,9 млн; 1970 г. -1,0 млн; в 1980 г. - 1,5 млн; 1990 г. - 2,8 млн; 1991г. -3,1 млн.

Динамика зарегистрированной преступности в СССР за 10 лет - с 1980 по 1990 г. - выглядит так: 1980 г. - 1 527 425; 1981 г. - 1 609 470; 1982 г. - 1 655 932; 1983 г. - 2 016 514; 1984 г. - 2 029 144; 1985 г. - 2083 801; 1986 г. - 1 987 293; 1987 г. - 1 798 549; 1988 г. - 1 867 233; 1989 г. - 2 461 692; 1990 г. - 2 786 605.

Уровень преступности несовершеннолетних за 1988 г. возрос на 21% (а по сравнению с 1961 г. в 5,7 раза); в 1990 г. прирост преступлений несо­вершеннолетних за год составил 4%, а их удельный вес во всех раскрытых преступлениях достиг 16,2% 2 .

Структура зарегистрированной преступности в 1990-91 гг. в СССР была следующей:

а) соотношение удельного веса (доли) тяжких, менее тяжких и преступлений, не

представляющих большой общественной опасности: 15, 73, 12%;

б) классификация по главам Особенной части УК 1960 г.:

1)преступления против государственной и общественной собственности - 18%;

2) преступления против личности - 8%;

3) преступления против политических и трудовых прав граждан - 0,1%;

4) преступления против личной собственности граждан - 41%;

5) хозяйственные преступления - 5%;

6) должностные преступления - 1%;

1 Использование этого коэффициента позволяет устранить «разбавление» показате­ля за счет лиц, не достигших возраста уголовной ответственности. Создается возмож­ность для более реальной оценки действительных тенденций преступности и сравнения ее в разных регионах, так как устраняются искажения, связанные с разной долей и чис­ленностью населения моложе 14 лет.

2 См. подробнее: Преступность и правонарушения в СССР. 1990. М., 1991.

7) преступления против правосудия - 1%;

8) преступления против порядка управления - 2%;

9) преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения - 22%;

10) преступления, составляющие пережитки местных обычаев, - 0,02%;

11) государственные и воинские - 0,1%;

в) преступность несовершеннолетних по удельному весу во всей преступности

составила 16%;

г) доля рецидива - 24%;

д) групповая преступность: удельный вес во всей зарегистрированной преступ­ности - 19%, организованных групп было выявлено 7029;

е) доля наиболее распространенных преступлений во всей зарегистрированной

преступности в Союзе ССР за 1991 г.:

Кражи личного имущества - 37%;

Кражи государственного имущества - 16%;

Грабежи и разбои - 5%;

Хулиганство - 5%;

Насилие против личности - 3%;

Иные - 33%.

Крайне неблагоприятными чертами преступности за 1988-92 гг., по­чти неизвестными в прежние годы и даже десятилетия, явились рост массовых беспорядков на почве межнациональных конфликтов и уве­личение вооруженности насильственных преступлений. Резко возрос­ла преступность с применением огнестрельного оружия, главным об­разом похищенного.

Цена преступности исчислялась официальной уголовной статистикой лишь в ограниченных рамках: материального ущерба от хищений, под­жогов и транспортных преступлений и физического вреда в виде смертей и телесных повреждений. Сумма материального ущерба, причиненного только государственным и общественным организациям и только в ука­занных ограниченных пределах расчетов, составила в 1989 г. в ценах того времени более 2 млрд руб. Погибли в результате различных преступле­ний 66 626 человек.

Совсем не определялись косвенные потери общества в виде упущенной выгоды (в том числе экономических потерь общества от гибели и увечий людей), бюджетных отчислений на содержание правоохранительных, кон­трольно-ревизионных органов, технических средств и персонала охраны имущества и т.п.

Между тем хотя бы относительно полные оценки прямой и косвенной цены преступности не только демонстрируют обществу опасность пре­ступности, но и позволяют не на глазок, а обоснованно формировать ре­сурсную базу борьбы с преступностью. В начале 90-х гг. объем подготов­ки дипломированных юристов в СССРбыл как минимум в 3 разаменьше реальной потребности общества; кадровый дефицит милиции приобрел хронический характер; численность милиции на 100 тыс. населения была гораздо меньше, чем в большинстве зарубежных стран.

Определение подлинной цены преступности и реальной потреб­ности в ресурсах на борьбу с ней и возмещение ущерба, причиненного личности, обществу и государству, в условиях рыночной экономики, поднимающей значение материальных стимулов экономических отно­шений, приобретает, как уже отмечалось, повышенную актуальность для современной ситуации в России.

Еще по теме § 3. Преступность в СССР (1958-1991 гг.):

  1. Глава 12. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 194 5-1991 ГГ. 12.1. Советская экономика после Великой Отечественной войны
  2. Переходный период в России в 1991-1998 гг.: предварительная оценка
  3. Генеральная Ассамблея ООН. ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ЛИЦ И УЛУЧШЕНИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, 1991
  4. 10.Послевоенное развитие органов прокуратуры СССР (до 1992 года).

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Криминальная ситуация в России никогда не была благополучной или хотя бы стабильно умеренной. Данное обстоятельство следует подчеркнуть особо, поскольку в последнее время идеализируются, приукрашиваются различные стороны давнего прошлого страны, того, что имело место до 1917 г.

Как правило, в России довольно значительным было число регистрируемых преступлений, наблюдался их устойчивый рост. Так, только серьезные преступления, исчисляемые количеством уголовных дел, рассматриваемых лишь так называемыми общими судебными учреждениями, с 1890 г. по 1913 г. увеличились на 72,1%. Темпы роста таких преступлений превышали темпы роста населения в 3 раза. По неполным данным, всеми судами России ежегодно возбуждалось от 3,5 до 4 млн. уголовных дел, по которым осуждалось не менее 2 млн. человек. В структуре преступности до 2/3 составляли имущественные преступления, имелась профессиональная преступность.

В период с октября 1917 г. по 1961 г., т.е. с победы Октябрьской революции до коренной реформы уголовного законодательства (1958-1961 гг.) преступность в стране претерпевала существенные изменения. На преступность первого десятилетия наибольшее влияние оказывали причины и условия, связанные с обстановкой и последствиями первой мировой войны, революции и гражданской войны. В один миг рухнули многовековые общественные, государственные, правовые, религиозные устои российского общества. Практически все жители страны были втянуты в криминальный водоворот либо в качестве преступников (соучастников), либо жертв преступлений. Прямыми и косвенными его жертвами (потерпевшими) стали от трети до половины населения. В годы гражданской войны большое распространение получили бандитизм, массовые беспорядки, значительно возросло число тяжких преступлений против личности, разбоев, грабежей, краж. Широкие масштабы приняла экономическая преступность - спекуляция, контрабанда, мошенничество.

С окончанием гражданской войны и переходом к новой экономической политике в динамике преступности обнаруживается прекращение темпов ее роста, намечаются тенденции к снижению. Сократилась имущественная преступность. Основной предпосылкой снижения преступности была начавшаяся нормализация экономической жизни, равно как и всей обстановки в стране.

В период нэпа значительно возросло число экономических преступлений владельцев и служащих частных контор, магазинов, ресторанов и т.д. Среди других преступлений наибольшее распространение получили хулиганства, кражи, самогоноварение.



Доля преступности несовершеннолетних значительно снизилась и, по данным уголовной статистики, была относительно небольшой (3-5%).

В 1926-1929 гг. продолжает проявляться тенденция к снижению уровня преступности, хотя и неравномерно.

С начала 30-х годов в жизни общества стали все больше проявляться закономерности и тенденции, свойственные тоталитарным режимам с их всеобъемлющим контролем за поведением людей, полной экономической зависимостью граждан от государства, идеологическим единомыслием, приматом государства над личностью. К тому же многочисленные преступления правящей верхушки оставались невыявленными и безнаказанными. Этими и некоторыми другими причинами объяснялся сравнительно невысокий уровень преступности в 30-х годах.

В годы войны с гитлеровской Германией (1941-1945 гг.) преступность приобретает выраженный характер "военизации". Растут дезертирство, другие типичные воинские преступления в условиях боевой обстановки и тыла. Экономические бедствия оживили корыстно-насильственную преступность (разбои, грабежи), а также кражи, спекуляцию.

Послевоенная разруха, бездомность, беспризорность привели к росту как имущественных и хозяйственных, так и насильственных преступлений. Социальнаядезадаптация части демобилизованных, осевшее в руках населения огнестрельное оружие способствовали всплеску корыстно-насильственной преступности, в том числе бандитизма.

В последующие годы тенденция экономической и социальной стабилизации обусловила определенное снижение преступности. Однако со второй половины 50-х годов снова начинают преобладать негативные характеристики динамики преступности.

С середины 60-х годов и до первой половины 80-х годов (1965- 1985 гг.) шло нарастание преступности, причем каждые пять лет прирост средних коэффициентов преступности почти удваивался.



На резкий всплеск числа зарегистрированных преступлений в 1983 г. оказало влияние повышение требований к регистрационной дисциплине. В целом же цифры преступности свидетельствовали о том, что кризис общества нарастал, преступность увеличивалась и становилась все более общественно опасной.

Период перестройки характеризовался противоречивыми процессами: в 1986-1987 гг. - снижением ситуативной, зависимой от пьянства преступности с одновременным ростом корыстной ее части, а с 1988 г. - интенсивным нарастанием всей преступности.

В 1991 г. в стране происходит резкий переход к рынку, который повлек за собой столь же стремительное увеличение преступности, пиковые значения которой приходятся на 1993 г. За 5 лет преступность возросла в 1,73 раза. Ситуация приобрела характер криминального кризиса, основными чертами которого являются: резкое снижение активности правоохранительных органов в выявлении и раскрытии преступлений (раскрываемость в 1992 г. составляла 46,9%); снижение удельного веса арестов в качестве меры пресечения за совершение опасных преступлений; сокращение доли наказания в виде лишения свободы как в общей структуре наказаний, так и по многим тяжким преступлениям на фоне негативных тенденций в преступности. Одновременно это время отмечено структурной перестройкой преступности, усилением в ней организованности, изменением форм крайне общественно опасного поведения.

В 1995-1997 гг. отмечены положительные результаты активизации наступления на отдельные виды преступности, в частности, уличную, бытовую. Но при этом продолжало усугубляться положение в отношении организованной преступности, в том числе в экономической сфере, коррупции, терроризма.

"В целом, - как отмечает А. И. Долгова, - коэффициенты преступности за годы реформ возросли вдвое. В преступную деятельность стали активно втягиваться представители практически всех слоев населения. Преступное поведение для многих стало способом решения жизненно важных проблем в условиях падения производства, жизненного уровня населения, роста безработицы и бездомности, задержек в выплате зарплаты, пенсий и пособий".

В последние годы рост преступности продолжался. В 1998 г. в России зарегистрировано 2 581 940 преступлений (рост по сравнению с 1997 г. - 7,7%), выявлено 1 481 503 лица, совершивших преступления (рост по сравнению с 1997 г. - 8%). Раскрыто 1 837 910 преступлений.

В 1999 г. зарегистрированная преступность впервые перешагнула трехмиллионный рубеж. По сравнению с предыдущим годом в 1999 г. она возросла на 16,3%. В том же году выявлено 1 716 679 лиц, совершивших преступления. Большинство преступлений зарегистрировано в городах - 2 125 453 (в сельской местности - 876 295). С участием несовершеннолетних зарегистрировано 208 313 преступлений. Совершенных лицами, не имеющими постоянного источника дохода, - 1 204 327; иностранцами и лицами без гражданства - 31 105. Коэффициент преступности в России в 1999 г. составил 2053/100 000. Самый высокий коэффициент преступности отмечен в Курганской области (3855/100 000), Пермской области (3350/100 000), Хабаровском крае (3125/100 000). Самый низкий - в Дагестане (695/100 000), Москве (815/100 000).

По мнению экспертов, значительное число преступлений остается за пределами регистрации.

Что касается тенденции преступности в России, то она аналогична общемировой: повсеместно наблюдается ее интенсивный рост. По данным последнего обзора ООН (1985-1990 гг.), преступность в мире прирастает на 5% в год, а численность населения - около 1%.

За 1956-1991 гг. абсолютные показатели преступности в СССР увеличились в 5,6 раза. За это же время численность населения возросла в 1,5 раза. Уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения увеличился в 3,8 раза, и он прирастал, таким образом, в 4 раза интенсивнее, чем численность населения. Эта тенденция была замечена еще К. Марксом более ста лет тому назад. Он связывал ее с разложением капитализма, но она оказалась свойственна и социализму. Коэффициент преступности позволяет проследить ее в сопоставимом виде в последующие годы в России. Основная тенденция не изменилась, и преступность росла. Увеличились лишь темпы ее прироста. Если в 1956 г. в СССР регистрировалось 292,6 преступления на 100 тыс. всего населения, то в 1999 г. в России (при огромной латентной преступности) - 2030. Произошел рост в 7 раз, а с учетом латентной преступности - в 20-25 раз.

Таким образом, современное состояние и динамика преступности в России показывают, что она развивается (как и во всем мире) по закону социальной закономерности . Особенности ее тенденций связаны с серьезными проблемами, с которыми Россия столкнулась на пороге XXI в. Не понимая их, вряд ли можно верно истолковать эти тенденции, а значит, и разработать адекватную стратегию борьбы с преступностью. В этой связи вряд ли правомерно рассматривать деятельность правоохранительных органов, и, прежде всего, органов внутренних дел, как основное средство сдерживания преступности.

"Чтобы обеспечить контролируемый рост преступности на социально терпимом уровне, необходима эффективная система предупреждения преступности, включающая, наряду с сильной социально-экономической политикой государства, также и профессионально подготовленные и оснащенные правоохранительные органы, действенные общественные формирования и активных граждан страны".

Рис. 1. Динамика преступности в СССР, СНГ и РФ, 1920-2000 гг.

Автор Сергей Викторович Богданов - доктор историч. наук (), проф. кафедры философии Губкинского института (филиала) Московского государственного открытого университета (г. Губкин Белгородской обл.), специалист по социальной истории России XX века.

Развитие ситуации с экономической преступностью в современной России вновь и вновь вынуждает исследователей искать истоки этого явления в прошлом нашей страны.

Перестройка, начатая М.С.Горбачевым, оказала революционное воздействие на все сферы жизни советского общества. Но наряду с позитивными преобразованиями она объективно способствовала дальнейшей криминализации советской экономической системы и общественных отношений. У криминализации экономики в первой половине 1980-х годов были исторические предпосылки. С середины 1960-х годов правоохранительные органы СССР все чаще стали фиксировать постоянное увеличение корыстных преступлений в экономической сфере. В 1970-е годов «теневая» экономика продолжала развиваться и вширь, и вглубь.

Оценивая масштабы неформального сектора экономики в СССР, известный западный специалист по этой проблеме Г.Гроссман высказал предположение, что доля «теневой» экономики в конце 1970-х годов составляла по отношению к валовому внутреннему продукту 7–8% .

«Теневая» экономика ежечасно воспроизводила коррупцию, эти явления взаимно питали друг друга. Коррумпированная часть советского чиновничества и дельцы «теневой» экономики обеспечивали ту социально-экономическую среду, в которой происходило воспроизводство экономической преступности несмотря ни на какие репрессивные меры властей.

Кончина Л.И.Брежнева нарушила сложившийся за многие годы стабильного существования партийной номенклатуры баланс сил и интересов в высшем эшелоне власти. Первые же заявления нового Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова о необходимости «переходить от слов к делу» и «наведения порядка» всколыхнули советское общество. Однако в арсенале нового руководства не было действительно эффективных мер, способных остановить отчетливо обозначившиеся кризисные тенденции, за исключением репрессивных.

Это проявилось в развернувшейся с конца 1983 г. борьбе с тунеядством и хозяйственной преступностью. Согласно сведениям бывшего начальника аналитического управления КГБ СССР Н.С.Леонова, в начале 1980-х годов Министерство внутренних дел СССР впервые зафиксировало появление в стране массового бродяжничества. В 1983 г. были выявлены 390 тыс. взрослых, «не занятых общественно полезным трудом». Это явление выступало ярким диссонансом официальной установке на всеобщую обязанность трудиться, и те, кто не следовал государственной политике всеобщей занятости, подлежал принудительному «трудоисправлению». В том же году были осуждены таким образом 73 тыс. человек. Остальным задержанным посчастливилось «отвертеться» от уголовного наказания, сославшись на то, что они живут временно на содержании родителей, на доходы от приусадебного хозяйства, на личные сбережения и т.д. .

Сам Андропов был убежденным сторонником «чистоты» социалистической идеи, всесилия хорошо спланированных и осуществленных административных мер. Это и предопределило особенности инициированной им борьбы с хищениями государственной собственности, взяточничеством, спекуляцией и другими видами преступлений в сфере экономики. Длительное время возглавляя КГБ СССР, Андропов был прекрасно осведомлен о реальном положении вещей в правящей номенклатуре и в стране в целом. Агентурные сводки сотрудников госбезопасности не оставляли сомнения в том, что коррупция как среди низового партийного, государственного аппарата, так и самых верхних эшелонов власти достигла невиданных масштабов. Следующим логическим шагом, как правило, являлась капитализация предполагаемых будущих взяток и, следовательно, продажа прибыльных должностей. Яркий пример - продажа высших партийных и государственных постов в 1970-е годы в Азербайджане: до 250 тыс. руб. за пост министра торговли . Снова после хрущевского наступления на взяточников и расхитителей 1961-1962 гг. кривая смертных приговоров поползла вверх. Статистика приговоренных к смертной казни в СССР свидетельствовала об ужесточении репрессий в отношении крупных расхитителей государственной собственности, валютчиков, взяточников, «теневиков».

Именно на 1983 г. выпала «рекордная» цифра приговоренных к высшей мере наказания - 488 человек. Однако уже в следующем году началось постепенное снижение этого показателя: до 448 человек. В 1985 г. - до 407 человек . В целом в годы перестройки произошло масштабное снижение количества вынесенных смертных приговоров, прежде всего за счет вывода из состава «расстрельных» статей Уголовного кодекса составов по экономическим преступлениям.

Приход к власти М. С. Горбачева в 1985 г. ознаменовался громкими заявлениями о неизменности линии партии и советского государства в борьбе с нарушениями социалистической законности. Его популярности среди широких слоев населения способствовало провозглашение того, что вне зоны критики отныне не будет находиться ни один из руководителей, а правосудие будет для всех беспристрастным и справедливым.

Действительно, в 1985-1988 гг. начались громкие судебные процессы и политические кампании против нарушителей социалистической законности. Так, в Узбекистане после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС были сняты со своих должностей 10 из 13 первых секретарей обкомов. Из состава партийных комитетов было выведено около 300 человек, отозвано более 200 депутатов Советов. За хищения и взяточничество к уголовной ответственности были привлечены председатель Совета министров республики, секретари республиканского ЦК партии, заместитель председателя Президиума Верховного совета, пять первых секретарей обкомов КПСС, некоторые министры. Всего в Узбекистане по статьям уголовного законодательства за взятки и хищения было осуждено более 4,5 тыс. должностных лиц .

Газеты и журналы начали публиковать статьи, сообщения о громких судебных процессах по делам крупных взяточников и коррупционеров. Так, в газете «Труд» 31 декабря 1988 г. сообщалось о приговоре бывшим ответственным сотрудникам МВД СССР. «Около четырех месяцев военная коллегия Верховного суда СССР рассматривала уголовное дело в отношении девяти бывших ответственных сотрудников Министерства внутренних дел, которые обвиняются во взяточничестве в особо крупных размерах, а бывший первый заместитель министра внутренних дел СССР Ю. М. Чурбанов также и в использовании служебного положения в корыстных целях… Суд весьма скрупулезно, с глубиной проанализировал все обстоятельства дела. И вот оглашается приговор… По совокупности совершенных преступлений с учетом тяжести содеянного и данных о личности осужденных суд приговорил: Чурбанова - к 12 годам лишения свободы, Норбутаева - к 10 годам, Норова и Бегельмана - к 9 годам лишения свободы, Джамалова, Махамаджанова и Сабирова - к 8 годам лишения свободы. Всех - к отбыванию наказания в исправительно-трудовой колонии усиленного режима, всех - с конфискацией имущества и взысканием с них в доход государства незаконно полученных в качестве взяток денежных сумм».

Правовая статистика, рассекреченная во второй половине 1980-х годов, языком цифр свидетельствовала, что Горбачев решительно продолжил курс Андропова на искоренение преступлений в экономике. Только в 1985 г. за хищения государственного и общественного имущества было осуждено 192 тыс. человек, за спекуляцию - 20,5 тыс., за обман покупателей и заказчиков - 13,6 тыс., за самогоноварение с целью сбыта - 2 тыс. . Но это была скорее инерция андроповского «похода» против коррупционеров и расхитителей, нежели четкая линия Горбачева.

Последующие события показали, что союзное руководство начало прогрессирующе утрачивать контроль не только за союзными республиками, но и за процессами, происходящими в РСФСР. Наглядно это проявилось в масштабной криминализации страны. Одновременно начался быстрый рост корыстной преступности. Ежегодно росло число хищений государственного и общественного имущества. Исключение составил лишь 1987 г., когда произошло незначительное снижение количества зарегистрированных корыстных преступлений в отношении социалистической собственности (на 8,1%). В целом к 1990 г. число этого вида преступлений в сравнении с началом перестройки увеличилось до 231158 фактов (в 2,4 раза). Уже в середине 1980-х годов следственными бригадами Генеральной прокуратуры СССР при расследовании хищений в особо крупных размерах, других хозяйственных и должностных преступлений были выявлены организованные группы расхитителей, представлявшие собой качественно новое социальное явление - организованную преступность как вполне самостоятельную управленческую систему .

Своеобразная ситуация сложилась с таким видом преступлений, как растраты государственного и общественного имущества. Официальная статистика как в целом по СССР, так и по отдельным республикам отмечала снижение зарегистрированных фактов хищений данным способом: с 97638 преступлений в 1986 г. до 76443 к концу 1990 г. Повсеместно, по всем республикам СССР наблюдалось неуклонное снижение официально зарегистрированных фактов хищений государственного или общественного имущества, совершенных путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления служебным положением.

Однако многочисленные «сигналы с мест», которые потоком шли в секретариат Генерального секретаря ЦК КПСС, указывали на масштабную легализацию «теневого» сектора экономики в результате разрешения частнопредпринимательской и кооперативной деятельности. Именно в этот период на базе государственной собственности стали создаваться частные производственные структуры, то есть началась ранняя приватизация. Собственно хищение государственной или общественной собственности - не что иное, как тайное завладение имуществом. А переход части государственной собственности в пользование кооперативов стал совершенно узаконенным способом «увода» собственности из рук государства в частные.

Пока официальная статистика рисовала довольно радужную картину (дескать, советский чиновник стал меньше расхищать государственного имущества, стал патриотичнее и честнее, начал «перестраиваться» и работать «по-ленински»), обострялся дефицит продовольственных и промышленных товаров, росли социальная апатия и недовольство, которые стали охватывать самые различные слои населения: от простого труженика, получавшего стремительно обесценивающиеся рубли, до высшего чиновничества, лишавшегося своих номенклатурных привилегий. Государственная и партийная бюрократия устремила свои усилия на поиск путей и способов приспособления к стремительно коммерциализирующейся советской действительности. Особенно широкие перспективы имела работа в ВЛКСМ, дававшая возможность проявить такие предпринимательские задатки, как деловитость, инициатива, готовность к риску. Прежде именно из активистов комсомола вырастали функционеры КПСС, номенклатурные работники. Позднее эти люди успешно внедрились в коммерческие структуры первых лет перестройки. Путем учредительства акционерных компаний они установили к 1992 г. контроль над более чем 600 промышленными предприятиями и 12 коммерческими банками .

Яркими чертами горбачевской перестройки стали дефицит и спекуляция.

24 января 1986 г. министр торговли СССР Г.И.Ващенко представил в Совет министров СССР докладную записку «О выполнении плана развития торговли за одиннадцатую пятилетку». Из его сообщения вырисовывалась следующая картина: «Продажа продуктов животноводства… в большинстве регионов страны в истекшем году по-прежнему осуществлялась с использованием различных форм рационирования. Не удовлетворялся спрос населения и на многие виды непродовольственных товаров… Обеспеченность розничной и оптовой торговли запасами товаров на 01.01.86 по сравнению с этой же датой прошлого года сократилась на 3 дня торговли… Ниже нормативов запасы почти всех основных продовольственных товаров, одежды, трикотажных, чулочно-носочных изделий и всех видов обуви».

Дефицит в свою очередь, как и в предшествующие годы, провоцировал развитие спекуляции. К концу 1980-х годов, как показывали исследования, в Москве обувь и одежду у спекулянтов покупали до 63% опрошенных .

Развернувшаяся с мая 1985 г. антиалкогольная кампания разбалансировала потребительский рынок страны. Был дан новый мощный толчок возникновению товарного дефицита и дополнительный стимул для развития спекуляции. В декабре 1987 г. новый министр торговли К.З.Терех направил в Совет министров СССР «Информацию о состоянии торговли отдельными товарами». Министр обращал внимание на то, что в 1986 г. продажа одеколона в Москве выросла в 1,5 раза, что во всех областях РСФСР установлена норма отпуска спиртосодержащих товаров и зубной пасты, реализация клея выросла более чем на 30%, жидкости для очистки стекол - на 15% .

Антиалкогольная кампания дала дополнительный стимул для роста нелегальной экономики и усиления организованных преступных групп. Несмотря на то что правоохранительные органы страны рапортовали о больших успехах в борьбе с самогоноварением (в 1986 г. было выявлено 175965 правонарушений, в то время как в 1984 г. - 29733), это была всего лишь видимая часть огромной социально-экономической проблемы под названием «нелегальное производство спиртных суррогатов».

В 1990 г. органами внутренних дел было зарегистрировано 51726 случаев спекуляции - на 14,6% больше, чем в 1989 г. С. 1961 г. их число возросло на 178,9%, а с 1986 г. - на 26,1%. Причем латентность этих преступлений была чрезвычайно высокой .

По социальному происхождению задержанные органами внутренних дел в 1986 г. за спекуляцию распределились следующим образом: рабочие - 48,4%, служащие - 12,9%, колхозники - 3,3%, учащиеся школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений - 2,6% . В занятие спекуляцией все активнее вовлекались молодые люди. Для части молодежи спекуляция стала более привлекательным, а главное - более доходным занятием, нежели работа на государство. На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС констатировалось: «Возросла прослойка, в том числе среди молодежи, для которых цель жизни свелась к материальному благополучию, к наживе любыми способами. Их циничная позиция приобрела все более воинствующие формы, отравляла сознание окружающих, породила волну потребительства».

Как сообщил на II Съезде народных депутатов СССР министр внутренних дел В.В.Бакатин, за 1980-1987 гг. число руководителей, участвовавших в экономических преступлениях, увеличилось почти в 3 раза, счетно-бухгалтерских работников - в 2 раза, членов КПСС, изобличенных во взяточничестве, - на 75%, комсомольцев, задержанных за спекуляцию, - в 4 раза .

Явился ли всплеск спекуляции при Горбачеве закономерным следствием его реформаторских начинаний, или это было случайным явлением? Возрождение кооперативного движения и разрешение индивидуально-трудовой деятельности замышлялись партийной элитой как приводные механизмы, которые способны насытить рынок потребительскими товарами, необходимыми услугами. Дополнительный приток товаров должен был решительно сократить дефицит, стабилизировать ситуацию с потребительским спросом. Эти мысли пронизывали многочисленные статьи по проблемам кооперации, появившиеся в те годы . Однако эти пожелания так и остались в планах. Ситуация развивалась в диаметрально противоположном направлении: развитие кооперации привело к обострению серьезных противоречий в самом народном хозяйстве, расшатыванию сложившихся систем ценообразования, безналичного оборота денег, централизованного материально-технического снабжения.

Многие кооператоры использовали свободные цены, посредничество, особенности формирования, расходования и учета государственных фондов для получения максимально высоких незарегистрированных доходов посредством различных хозяйственных махинаций, в том числе «перекачиванием» денег из безналичного в наличный оборот . Так государство постепенно утрачивало контроль за движением денежных масс.

В годы перестройки на общей волне гласности с многих тем был снят запрет. Одной из таких ранее табуированных тем стало взяточничество, с которым Советская власть так и не смогла покончить за годы своего существования. Так, согласно данным социологического исследования, проведенного в 1988 г., наиболее распространенным источником получения нетрудовых доходов в Туркменской ССР являлась взятка (на это указали 75,4% опрошенных), затем следовал «калым» (63,6%), обман покупателей и заказчиков (61,6%), получение переплаты за дефицитные товары и услуги (60,4%), хищения социалистической собственности (51,5%), реализация наркотиков (48,2%).

Согласно официальной статистике, в 1990 г. в СССР было зарегистрировано 4664 факта взяточничества, что на 8,7% больше, чем в 1989 г. С 1966 г., когда был восстановлен учет взяточничества, этот показатель к началу 1980-х годов возрос на 99,4%, а с 1986 по 1990 г. сократился на 59,1% . Однако от официальной регистрации в силу различных причин оказывалось скрыто около 73% различных форм хищений, от 92 до 95% фактов обмана покупателей, 98% фактов взяточничества .

«В 1988 году в среднем по стране совершались: каждые 32 мин. - убийство, 14 мин. - тяжкое телесное повреждение, 30 мин. - изнасилование, 41 мин. - разбой, 12 мин. - спекуляция, 6 мин. - хищение государственного и общественного имущества путем злоупотребления служебным положением. На кражу государственного имущества пришлось 3 мин., а на кражу личного - 57 секунд. Счет, как видим, пошел уже на секунды» . Итак, мощное наступление на экономическую преступность в СССР, предпринятое в 1983-1984 гг. Андроповым, сменилось попытками Горбачева частично либерализовать государственную экономическую систему, допустить элементы частного предпринимательства в форме кооперативов и индивидуально-трудовой деятельности. В законах, принятых в 1986 г., акцент делался на усилении уголовной или административной ответственности за хищение государственной и общественной собственности, взяточничество, спекуляцию, самовольное использование в корыстных целях принадлежащих государству транспортных средств и т.д. Однако год от года, по мере углубления коррупционного разложения партийно-советской бюрократии, власти демонстрировали свою неспособность противостоять как общеуголовной, так и экономической преступности.

В итоге возрождение кооперативного движения привело к легализации «теневой» экономики в стране. Постепенное снятие запретов на частнопредпринимательскую деятельность обернулось тем, что государство утрачивало контроль над экономикой. После начала антиалкогольной кампании на фоне стремительного сокращения легального производства алкогольных напитков в 1985-1987 гг. в стране происходило нечто, напоминающее бутлегерство 1920-х годов в США: недостаток государственного алкоголя был компенсирован самогоноварением, подпольное цеховое производство кустарного алкоголя получило мощный импульс.

К началу 1990-х годов члены организованных преступных групп получили огромные доходы за счет стихийно-неконтролируемого перераспределения государственной собственности. Держатели крупного «теневого» капитала форсировали процесс изменения форм собственности, оказывали влияние на формирование партийных аппаратов и законодательных органов в республиках, президентских структур. В целом криминальным капиталам нужно было прикрытие теперь уже официальных структур, благо многие из них уже сами искали возможности интеграции в высокодоходные сферы бизнеса.

ПРИМЕЧАНИЯ

Grossman G. The «Second economy» of the USSR // Problems of Communism. 1977. Sept.-Oct. P. 25–40.

Леонов Н. С. Лихолетье. М., 1999. С. 214.

Земцов И. Партия или мафия: разворованная республика. Paris, 1976. С. 35.

Михлин А. С. Смертная казнь: вчера, сегодня, завтра. М., 1997. С. 60.

Народное хозяйство СССР в 1990 году. М., 1991. С. 279.

Волобуев А. Криминология теряет проблему организованной преступности: Выгода обоюдна // Изучение организованной преступности: российско-американский диалог. М., 1997. С. 107.

Цветков С.А., Шкруднев Ф.Д., Юзуфович Г. К. Психология бизнеса. СПб., 1992. С. 29–32.

ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 147. Д. 958. Л. 85.

Теневая экономика. М., 1991. С. 18.

ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 148. Д. 950. Л. 7, 8.

См.: Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд. М., 2005. С. 509.

Преступность и правонарушения в СССР: Статистический сборник. М., 1991. С. 78.

Там же. С. 81.

См.: Никифоров Л., Кузнецова Т. Судьба кооперации в современной России // Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 86–96; Глушецкий А. Кооперативная политика: итоги, противоречия, направления оптимизации // Экономические науки. 1990. No 4. С. 52–68; Тенденции развития кооперации и преграда на ее пути // Экономические науки. 1990. № 11. С. 34–40.

Пешко Д.А., Дадалко В. А. Механизм формирования коррупционных структур. Минск, 1994. С. 46–47.

Ильясов Ф.З., Мухамметбердиев О. Б. Общественное мнение о нетрудовых доходах // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 52–57.

Преступность и правонарушения в СССР. С. 83.

Бышевский Ю., Конев А. Латентная преступность и прaвосознание. Омск, 1986. С. 11.

Гуров А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 1990. С. 4.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

От лиц старшего поколения, чья молодость пришлась на советскую эпоху, часто можно услышать, что в СССР преступности не было. Это утверждение не вполне корректно. По сравнению с хаосом 90-х годов времена Советского Союза действительно вспоминаются с ностальгией. Тогда существовала стабильность, криминальные элементы не проявляли себя так открыто. Но это совсем не означает, что преступлений до 1991 года не совершалось.

Гражданская война

Как раз можно сравнить с временами революции и гражданской войны. В силу того что законы Российской империи многими уже не воспринимались обязательными к исполнению, Временное правительство не имело достаточного авторитета, а люди за годы Первой мировой озлобились и утратили способность ставить себя на место других, преступлений в этот период совершалось очень много. Особенно много правонарушений совершалось в экономической сфере. Это было одним из следствий лозунгов большевиков о переделе собственности. Люди, чей уровень жизни значительно упал в годы войны, не желали ждать, когда этот передел произведут сверху.

Еще одна особенность преступности времен установления советской власти состоит в том, что большевистское правительство зачастую ее поддерживало. Так, бывшие помещики и дворяне никак не защищались новой властью. В этой ситуации каждый стремился урвать побольше из имущества бывших угнетателей. Зато со спекуляциями власть Советов боролась решительно. Несмотря на это, полностью побороть черный рынок удалось лишь во время новой экономической политики.

Период стабилизации

Прекращение гражданской войны и становление новых правовых норм способствовало снижению преступности. В 1921 году к рассмотрению суда было представлено около 2,5 млн. уголовных дел, а в 1925 году это число снизилось до 1,4 млн. На это повлияли не только стабилизация экономического положения и улучшение качества работы следственных органов, но и вывод из Уголовного кодекса некоторых правонарушений.

Разрешение рыночных отношений и частной кооперации стало одной из причин преступности в СССР в эти годы. Нэпманы часто не выполняли договорных обязательств, обманывали потребителей, не платили налоги. Некоторые люди стремились заняться не совсем законным бизнесом, например самогоноварением. В качестве еще одной проблемы можно назвать то, что многие лица, привыкшие к безнаказанности предыдущего периода, попросту не желали мириться с новым положением дел. Уличные хулиганы доставляли так много проблем добропорядочным гражданам, что в 1925 году государство объявило целую кампанию по борьбе с такими нарушителями.

Изменение уголовной политики

Процессы индустриализации и коллективизации, а также явное стремление И.В.Сталина к неограниченной власти привели к пересмотру существующего законодательства. Различить реальное преступление и надуманное в период сталинизма очень сложно. Свертывание НЭПа, принявшее формы борьбы с кулачеством, сопровождалось принятием репрессивных законов, исполнение которых на местах принимало экстремальные формы. С целью ужесточения борьбы с "врагами народа" до 25 лет был поднят предельный срок тюремного заключения, а к уголовной ответственности стали привлекать лиц возрастом с 12 лет. По обвинениям в контрреволюционной деятельности (реальным и надуманным) за годы тоталитарной диктатуры было осуждено почти 4 млн. человек.

Борьба с вредительством и кулачеством поднялась на новый уровень с созданием 16 марта 1937 года Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности. Как следует из названия, новый орган должен был бороться с мародерством, спекуляцией и кулачеством. Немаловажный элемент его деятельности составляли поиск и преследование фальшивомонетчиков.

Воспоминания живших в тот период людей позволяют говорить о том, что борьба с преступностью в СССР в годы репрессий велась преступными методами. Выполняя пожелания начальства, следователи шли на совершение должностных преступлений и применяли пытки (не позволяли спать, избивали заключенных и так далее). Особенно прославились применением таких методов работники "Сухановской" тюрьмы. Частыми явлениями также стали доносительство и клевета.

Существует легенда, что с целью избежания расстрела многие арестанты делали на груди татуировки с изображениями Ленина и Сталина. Исполнители приговора, якобы, опасаясь, что за стрельбу по таким мишеням они могут оказаться следующими, отказывались приводить казнь в исполнение. Однако это вряд ли соответствует действительности, так как в 30-х годах палачи стреляли не в грудь, как в годы Гражданской войны, а в затылок.

Преступность в период Второй мировой войны

История показывает, что порой военные действия мобилизуют нравственные идеалы людей, и уровень криминала падает. К сожалению, о войнах XX века этого сказать нельзя. Сам их характер, ожесточенность, охватывавшая людей, необходимость выживать в тяжелых ситуациях способствовали росту числа преступлений.

Кроме того, в военное время резко возрастает количество смертных приговоров, поскольку большую роль играют военно-полевые суды с упрощенным порядком судопроизводства. Приводится в соответствие с действительностью и законодательство. В годы войны военные трибуналы осудили в два раза больше людей, чем ординарные суды. Рост количества преступников неминуемо вытекал из ужесточения законодательства, из-за чего человек мог быть осужден за малейшее нарушение трудовой дисциплины. По минимальным оценкам в этот период обвинительные приговоры получили 5,8 млн. человек.

Последние годы сталинского режима и начало правления Хрущева тоже можно считать достаточно мрачным периодом. На количество преступлений влияли такие причины, как голод и рост числа беспризорных. В те времена чаще всего правонарушения совершались в экономической сфере и были связаны с посягательством на чужое имущество. Поскольку многие люди недавно вернулись с фронта, рядовые кражи могли отягощаться убийствами, ведь огнестрельным оружием умели пользоваться практически все. Определенный вклад в увеличение числа преступлений внесла объявленная после XX съезда амнистия, в ходе которой многие реальные преступники вышли на свободу.

Общие черты преступности 1917-1958 гг

Несмотря на неоднородность рассмотренного периода и изменение системы судопроизводства, преступность в СССР в эти годы имеет ряд общих признаков.

Во-первых, это сохранение криминогенной обстановки на высоком уровне, а порой и с тенденцией к ее росту. Но, высказывая такое утверждение, необходимо оговориться, что имеющаяся статистика преступлений не вполне корректна, поскольку к числу правонарушителей порой причислялись ни в чем не повинные люди. Из этого следует второй общий момент: структура, уровень и динамика преступности определялись неблагоприятной экономической обстановкой и ломкой устоявшихся порядков, что имеет особое значение для советской деревни в годы коллективизации.

В-третьих, исключив из статистики обвинительные приговоры по уголовным преступлениям, вынесенные явно по политическим мотивам, можно заметить, что с середины 20-х реальный уровень преступности неуклонно снижался. Особенно это заметно в отношении несовершеннолетних. Сталинские стройки позволили обеспечить молодежь рабочими местами и практически покончили с безработицей, поэтому вопрос выживания не стоял так остро, как в годы Гражданской или Второй мировой войн. Кроме того, коррупция в СССР еще не приняла таких острых форм, как в последующие годы, а многие следователи выполняли свою работу честно.

Изменение структуры преступности в 60-е годы

Одним из следствий критики Хрущевым культа личности Сталина на XX съезде КПСС стало разоблачение перекосов в ведении следствия. Это наглядно продемонстрировало необходимость принятия нового Уголовного кодекса, что и было сделано в 1958 году. Основополагающим принципом нового законодательства стало признание основанием для ответственности совершение действия, запрещенного законом. Таким образом исключалась возможность наказания "врагов народа", не совершивших реального правонарушения. Благодаря такой трактовке законодательства в 1965 году было совершено наименьшее количество преступлений в сравнении со всем предшествующим тридцатилетием советской власти - немногим более 750 тысяч. В целом статистика конца 60-х - 70-х годов выглядит следующим образом:

Устойчивый рост преступности в СССР в эти годы объясняется принятием 23 июля 1966 г. постановления «О мерах по усилению борьбы с преступностью». Оно вводило в сферу уголовного права мелкое хулиганство. Фактически каждое пятое совершенное правонарушение носило именно такой характер.

Период брежневского застоя

Официальная статистика в эти годы преуменьшала реальные цифры. Ее расхождение с реальностью было весьма сильным, что не могло не повлиять на восприятие обществом органов правопорядка. бывший прежде уважаемой и наводившей страх фигурой, все меньше походил на стража правопорядка. Немаловажное значение играло и усиливающееся разложение общественных отношений. Номенклатурными деятелями совершалось все больше должностных преступлений, повсеместно бытовало взяточничество. Наблюдая, как советское руководство нарушает свои же законы, население тоже не особенно заботилось об их исполнении.

В структуре уголовных правонарушений постепенно возрастает количество бытовых преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. В целом число представленных к рассмотрению судом дел с 1973 по 1983 гг. выросло почти в два раза. Классификация совершаемых в те годы преступлений по их характеру выглядит следующим образом:

  1. Хулиганство (25-28% от общего числа).
  2. Хищение социалистической собственности (15-18%).
  3. Посягательство на имущество физических лиц (14-16%).
  4. Преступления против личности - убийства, нанесение тяжкого вреда здоровью, изнасилования (6-7%).

Попытки реформирования системы

О том, что советская система сохранения общественного порядка не справляется со своими обязанностями, наглядно свидетельствовало соотношение между коэффициентами судимости и зарегистрированной преступности. Отношение между ними составляло, соответственно, 503:739. В короткий период нахождения у власти Ю.А.Андропова была предпринята попытка навести порядок в работе правоохранительных органов. Специальное постановление, принятое генсеком 12 января 1983 года, прямо касалось Генеральной прокуратуры СССР. В статистическом отношении это привело к возрастанию числа преступлений, поскольку этот нормативный акт "выявлял" правонарушения, происходившие внутри этой структуры и ужесточал принятые за них меры пресечения. Однако полицейские методы Андропова, живо напоминающие сталинскую диктатуру, не пришлись по вкусу номенклатуре. Полностью реализовать свои намерения генеральному секретарю помешала смерть.

Организованная преступность в СССР

Застойные годы стали временем разгула Одной из первых стала казанская группа "Тяп-ляп", названная так по просторечному варианту названия завода "Теплоконтроль". Лидеры этой группировки пропагандировали среди рядовых членов культ силы, благодаря чему многие посещали тренажерные залы. Банда часто громила дискотеки и клубы, вела борьбу со своими конкурентами методами физического воздействия и устранения. Пострадавшие не обращались в милицию, не веря в то, что та способна остановить преступников. Положить конец деятельности казанской ОПГ удалось лишь 31 августа 1978 года, когда ее лидеры были приговорены к расстрелу, а остальные получили высокие сроки тюремного заключения.

Близость местных лидеров к высшим эшелонам власти вызвала разгул преступности в Днепропетровске. С 1970 года в городе не проводилось инспекторских проверок. Воспользовавшись этим, преступную группировку создал Александр Мильченко. Его банда промышляла рэкетом. Местные органы милиции сотрудничали с бандитами, получая за это определенную долю добычи. По этой причине ни одному заявлению на Мильченко и его подельников не было дано хода. Лишь смерть Брежнева и утрата Днепропетровском привилегированного положения сделали возможным появление в городе следственной бригады.

Перестроечные времена

Завершая обзор истории преступности в СССР, следует отметить что пребывание М.С.Горбачева у власти характеризуется либерализацией не только в экономической и политической сферах, но и в области борьбы с правонарушениями. Гласность сделала возможной публикацию реальной статистики по уголовным преступлениям, что вновь продемонстрировало порочность советской системы. Предпринятая Горбачевым борьба с пьянством и самогоноварением позволила снизить количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

В целом в годы перестройки существовала тенденция к уменьшению преступности. Однако сохранение командно-административных мер, слабость экономической базы в борьбе с криминальным миром, а также охватившая правоохранительные органы СССР коррупция не позволили закрепить эффект. Нарастание кризисных явлений в политической жизни, разрушение советских идеалов и даже появление свободного рынка способствовали тому, что к началу 90-х количество совершаемых преступлений резко выросло. Крах советского государства, прекращение действия его законов и отсутствие новых привели к тому, что криминальные происшествия в получивших независимость республиках стали визитной карточкой лихих 90-х.

Характерные черты преступности 20-х гг: высокий общий уровень преступности; преобладание в ее структуре тяжких преступлений; политический, контрреволюционный характер многих из них. В 1936 г. отмечалось снижение преступности по сравнению с 1929 г. по республике вдвое-втрое.

Менялась и структура преступности. В 1925-1927 гг. на первом месте стояли преступления против порядка управления, второе место занимали имущественные преступления. К1927 г. они оказались на третьем месте (после преступлений против личности)

В 40-50-е гг. изменилась структура преступности, ее состояние, но в целом, несмотря на трудности военного, послевоенного времени, сохранилась тенденция сокращения преступности.

После 1966 г. в связи с усилением борьбы с некᴏᴛᴏᴩыми видами преступлений, совершенствованием уголовно-статистического учета наблюдался некᴏᴛᴏᴩый рост числа зарегистрированных преступлений, особенно хулиганства.

В последующие десятилетия отмечалось дальнейшее изменение структуры преступности в сторону уменьшения удельного веса тяжких преступлений и опасных форм преступности. Государственные преступления не составляли и1%.

Удельный вес наиболее распространенных преступлений в 70-е гг. распределялся следующим образом: хулиганство - 25-28%, хищения социалистической собственности (кроме мелких) - 15-18%, преступления против личной собственности (кражи, грабежи, разбой) - 14-16%, преступления против личности (убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования) -6-7%.

В годы застоя отмечается значительный рост преступности, в частности ее тяжких видов. За десятилетие с 1973 по 1983 г. общее число ежегодно совершаемых преступлений увеличилось почти в два раза. В середине 80-х гг. динамика преступности несколько снизилась.

В период перестройки и распада СССР происходил устойчивый рост преступности, кᴏᴛᴏᴩый достиг впечатляющих показателей к середине 90-х гг. Факторы: массовое обнищание в результате проводимых властью реформ, потеря нравственных ориентиров, алкоголизация и т. д. Обостряются межнациональные конфликты. Наблюдается рост профессиональной преступности, коррупции, увеличение незаконного оборота наркотиков, растет экономическая преступность и другие виды преступлений. Период реформ в России был связан с коренными изменениями общественных отношений, что нашло естественное отражение в изменении уголовного законодательства. В наибольшей степени значительные из них были в 1993 г. и 1994 гг., а также в 1997 г. (с введением в действие нового УК РФ)

Характеристика преступности в России и в зарубежных странах в современный период

Уровень зарегистрированной преступности и судимости в России: в 1990 г. она составляла 1,8 млн. и 537 тыс.; в 1991 г. -2,1 млн. и 593 тыс.; в 1992г. - 2,8млн. и 661 тыс.; в 1993 г. - 2,79 млн. и 650 тыс.; в 1994 г. - 2,6 млн. и 926 тыс.; в 1995 г. - 2,7 млн. и 875 тыс. в 1996 г. - 2,6 млн.; в 1997 г. - 2,4 млн.; в 1998 г. - 2,6 млн.; в 1999 г. - 3,00 - 2,95 млн., в 2001 г. - 2,96. (поданным МВД РФ)

1. Первое место по тяжести в структуре преступности занимают насильственные преступления. В 2001 г. зарегистрировано около 33 тыс. умышленных убийств и покушений на убийство, свыше 55 тыс. умышленных тяжких телесных повреждений, более 8 тыс. изнасилований и покушений на них.

2. Широкое распространение получила экономическая преступность (кредитно-банковские злоупотребления и фальшивомонетничество, в сфере внешнеэкономической деятельности; в сфере потребительского рынка; в сфере приватизации и др.) 1992 г. - бум финансовой преступности в России (банковские злоупотребления путем взяточничества, подлогов, мошенничества, хищений; фальсификация денег и ценных бумаг)

3. Организованная преступность. В 1996 г. раскрыто 26,4 тыс. преступлений, совершенных организованными группами. Как правило, ϶ᴛᴏ хищения, вымогательства, незаконные сделки с валютными ценностями, контрабанда и т. д.

4. Пробудет интернационализация преступности - взаимодействие с зарубежными преступными группировками, в основном в таких преступлениях, как подделка денег, мошенничество в сфере бизнеса и иммиграции, грабежи, разбои, кражи автомобилей, контрабанда.

4. Преступность несовершеннолетних в 2001 г. по отношению к общему уровню преступности составила 6%.

5. Рецидивная преступность по удельному весу ко всем судимым в 1996 г. составила 33%.

6. На фоне обострения межнациональных конфликтов возросла статистика преступлений террористического характера, захват заложников. Число совершаемых преступлений ϶ᴛᴏго характера позволяет говорить о том, что ведется особая война без массовой мобилизации, война, не имеющая границ. Необходимо принятие радикальных мер по укреплению правоохранительной системы страны с целью недопущения данных преступлений.

В зарубежных странах структура преступности имеет много общих черт. Преобладают преступления против собственности (70% - ФРГ, 90% - Япония), остальные - насильственные преступления.

В структуре корыстных преступлений преобладают кражи, например кражи автомобилей - в США.

Насильственные преступления: Япония - 2%, США -11%, Англия - 5%, 72% из них - насильственные действия в отношении личности, 17% - ограбления, 11% -половые преступления.



 

Возможно, будет полезно почитать: