Реализация конституции российской федерации понятие формы. Формы реализации конституционных норм

Основная форма реализации Конституции РФ - ее соблюдение. Это важнейшее требование, предъявляемое к осуществлению Конституции, как бы присутствует в любой форме реализации . Речь идет о соблюдении, понимаемом в широком смысле. Такое понимание было раскрыто, в частности, Л.С. Явичем, который считал, что когда «речь идет о конституционных принципах, то на первый план выступает их соблюдение, которое в данном случае предполагает не только воздержание от нарушения этих принципов, но и активное претворение их в жизнь, неукоснительное руководство ими во всех сферах деятельности государства и общественных организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан» .

Вместе с тем соблюдение как особая форма реализации, понимаемая традиционно в узком смысле, означает такое правомерное поведение субъекта правоотношения, которое предполагает пассивное воздержание от запрещенных нежелательных действий. Правовые нормы, акцентируя необходимость такого воздержания, устанавливают конкретные запреты. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Основного закона РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия быть также подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Часть 3 ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Исполнение конституционных норм - близкая к соблюдению, но не тождественная ей форма реализации Конституции, означающая обязательное (императивное) осуществление субъектами правоотношений активных действий по воплощению в жизнь требований, установленных в Основном законе государства и общества. Круг лиц и характер деятельности по исполнению конституционных норм весьма разнообразен. Это могут быть действия политической, социальной, экономической, организационно-правовой и иной направленности. Исполнение зачастую требует действий, сопровождаемых их юридическим (документальным) подкреплением.

В форме исполнения реализуются нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан и иных лиц (ст. 57-59 Конституции РФ); обязательства государства перед обществом и гражданами (ст. 2,7, 8,12 и др. Конституции РФ); обязанности государственных органов (ч. 4 ст. 78; ч. 2 ст. 80; ч. 2 ст. 87; ст. 88 Конституции РФ). При этом исполнение осуществляется как в общих, так и в конкретных правоотношениях. К примеру, в соответствии со ст. 57-58 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В ст. 2 Конституции РФ установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Осуществление этого обязательства требует целого комплекса активных и пассивных действий органов государственной власти. Государство берет на себя обязательства по социальной защите людей, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Российская Федерация гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности; не только признает, но и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ).

В качестве примера обязанностей органов государственной власти, реализуемых в форме исполнения, можно привести также некоторые конституционные полномочия Президента РФ как общего, так и конкретного характера. В соответствии с п. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти

(ст. 80). Эти обязанности Президента РФ имеют общий характер. Примером конкретных обязанностей являются положения ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, согласно которым в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Использование конституционных норм представляет собой такую форму реализации конституционных положений, когда субъекты правоотношений совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им конституционные права. В форме использования реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы. Данная форма реализации может быть как активной, так и пассивной, но чаще всего это активная форма реализации конституционных норм.

В отличие от исполнения использование подразумевает возможность действия правореализующих субъектов по их усмотрению. Однако усмотрение не является абсолютным. Так, использование гражданами их прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае же невозможности достижения согласованного решения он может передать разрешение спора только на рассмотрение соответствующего суда, а не в какой-либо другой орган.

Использование права для государственных органов означает в большинстве случаев одновременно обязанность. Такова сущность реализации государственно-властных полномочий. Вместе с тем имеются и права, реализуемые по усмотрению органов государственной власти в форме использования. Так, ст. 104 Конституции РФ устанавливает круг субъектов права законодательной инициативы, воспользоваться которым может каждый из них по своему усмотрению в любое время. Однако использование такого права предполагает соблюдение целого ряда формальных и процедурных требований, установленных в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Использование конституционных прав является индикатором активности граждан в политической, социальной, духовной и иных сферах. В частности, пассивность граждан в использовании их политических прав (например, уклонение от участия в выборах и референдуме) является их своеобразной негативной оценкой деятельности органов власти, сигнализирует о потере доверия со стороны населения к представителям власти и ставит перед последними задачу устранения причин массового неиспользования конституционных прав в политической сфере. Слабое использование людьми их социальных и культурных прав может быть обусловлено отсутствием либо недостатком необходимых условий. Поэтому именно использование прав как никакая другая форма нуждается в создании надежной системы гарантий.

Применение конституционных норм - особая форма реализации. Речь идет о тех случаях реализации конституционных норм, когда для их осуществления необходимо вынесение компетентными органами соответствующих правовых актов.

С.С. Алексеев определяет применение права как властную индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань системы права включаются индивидуальные предписания, выражающие поднормативное регулирование 1 . В.В. Лазарев подчеркивает, что применение права - это «властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль заданным процессом» .

По своей сущности применение конституционных норм может быть одновременно выражено в форме исполнения, соблюдения или использования, однако по своему содержанию оно шире и охватывает, как правило, не одну, а разные стороны реализации конституционно-правовых отношений.

По форме применение конституционных норм представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права, которая сопряжена с организацией их осуществления в определенных правоотношениях, конкретных организационно-правовых формах. Применение конституционных норм сопровождается возникновением (изменением, прекращением) конституционных правоотношений, переводом их из общего состояния в конкретные юридические связи.

Применение выполняет две основные функции: позитивное регулирование посредством издания нормативных или индивидуальных актов, обеспечивающих включение конституционных предписаний в общественную практику; охрана и защита Конституции.

Применение как способ организации осуществления конституционных норм должно иметь публичный характер, так как оно затрагивает непосредственные права и обязанности людей и других субъектов правоотношений.

Акты правоприменения могут издавать как государственные, так и общественные органы (например, органы общественного самоуправления). В России практика издания правоприменительных актов общественными органами не получила широкого распространения.

Результатом применения конституционных норм является принятие нормативного правового либо индивидуального правового акта: закона, акта органа исполнительной власти, судебного решения. Примерами правоприменительных актов являются федеральный закон об утверждении федерального бюджета; издание Президентом РФ указа о назначении федерального министра или руководителя федерального ведомства; принятие Государственной Думой постановления об амнистии; вынесение Конституционным Судом РФ постановления о соответствии Конституции РФ отдельных положений закона или иного нормативного правового акта, являющегося предметом конституционного контроля; вынесение органами юстиции решений о регистрации общественного объединения и т.п. Цель правоприменительного акта - создание правовых условий для реализации конституционных норм.

В свете рассматриваемого особого внимания заслуживают вопросы применения Конституции РФ судами общей юрисдикции. После вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Верховный Суд РФ принял ряд постановлений, направленных на применение судами общей юрисдикции российской Конституции как акта прямого действия. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Пленум определил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности когда а) закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Среди судей и ученых-юристов нет единства в решении вопроса о том, как следует поступить в случае, если при рассмотрении дела суд придет к выводу о несоответствии того или иного закона Конституции РФ. Одни считают, что в этом случае суд не вправе рассматривать дело по существу, а должен обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом. Существует и противоположная точка зрения: если суд пришел к убеждению, что примененный или подлежащий применению закон противоречит Конституции РФ, то он не применяет этот закон, но и не обращается в Конституционный Суд РФ, а решает дело сам, руководствуясь Конституцией РФ. Дополнительным аргументом в пользу такого решения вопроса, по мнению В.М. Лебедева, служит то, что обязательное предварительное обращение судей в Конституционный Суд РФ будет нарушать принцип прямого действия. Очевидно, что Конституционный Суд не может превратиться в единственный орган, который вправе применять Конституцию напрямую 1 .

По мнению В.О. Лучина, Конституционный Суд РФ не обладает монополией на прямое (непосредственное) применение конституционных норм. Лишение судов общей юрисдикции возможности самостоятельно применять Конституцию РФ на практике может привести к нарушению прав и свобод человека. В таком случае суды будут вынуждены приостанавливать производство и ждать, пока из КС не придет ответ на запрос. Это, правда, не означает, что во всех случаях без исключения суд вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии того или иного закона Конституции РФ. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что если есть неопределенность, то необходимо обращаться в КС РФ. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела .

Большинство судей Конституционного Суда РФ твердо придерживаются точки зрения о прерогативе КС РФ в применении норм Конституции РФ с точки зрения определения конституционности принимаемых нормативных правовых актов. Эта точка зрения была обозначена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 по делу о толковании отдельных положений ст. 125-127 Конституции Российской Федерации. В своем Постановлении Конституционный Суд РФ определил, что по смыслу ст. 125-127 суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ст. 125 акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. При этом обязанность обратиться в КС РФ с запросом существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

В Постановлении от 16.06.1998 Конституционный Суд уточнил также, что ст. 125-127 Конституции РФ не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ. Такие полномочия могут быть установлены федеральным конституционным законом. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу акты ниже уровня федерального закона, перечисленные в ст. 125.

Данное решение КС РФ получило широкий резонанс. Не все судьи Конституционного Суда согласились с этим Постановлением. К решению были приложены два особых мнения - Н.В. Витрука и Г.А. Гаджиева. Как отметил Витрук, в Постановлении КС РФ от 16.06.1998 нет четкого ответа на вопрос, какие суды в настоящее время могут проверять на соответствие Конституции РФ и, следовательно, признавать недействующими и теряющими свою юридическую силу следующие нормативные акты:

  • 0 федеральные нормативные акты ниже уровня постановлений Правительства РФ (нормативные акты федеральных министерств и ведомств и др.);
  • 0 нормативные акты субъектов РФ по предмету их ведения, строго определенного федеральными законами в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • 0 нормативные акты субъектов РФ по предмету их ведения в порядке нормоконтроля.

Нельзя не согласиться с Витруком и в том, что в данном Постановлении КС РФ не снята неопределенность относительно того, могут ли признавать нормативные акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям (уставам) и, следовательно, теряющими юридическую силу лишь органы конституционного судопроизводства, подразумевая под ними только конституционные (уставные) суды или суды общей юрисдикции, которые могут быть наделены конституциями (уставами) субъектов РФ таким полномочием и осуществлять его в форме особого, конституционного судопроизводства.

Как полагает Витрук, исходным при решении вопросов о полномочиях судов общей юрисдикции и арбитражных судов по проверке нормативных актов на соответствие Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, а также на соответствие подзаконных актов актам большей юридической силы в порядке нормоконтроля должны быть конституционные положения о праве граждан на судебную защиту.

Весьма резонны и замечания Г.А. Гаджиева, который в определенных аспектах занимает близкую позицию. Он, в частности, отмечает, что результатом толкования ст. 125 Конституции РФ не может быть ограничение полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов по проверке в порядке административного судопроизводства конституционности таких подзаконных актов, как нормативные акты федеральных министерств, ведомств, нормативные акты министерств и ведомств субъектов РФ. Признавать неконституционными и недействующими такие подзаконные акты, - отмечает Гаджиев, - суды не только вправе, но и обязаны по жалобам частных лиц в порядке прямого применения конституционного положения о праве на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). В отличие от формулировки этого права в других конституциях, в которых, как правило, устанавливается право на судебную защиту в порядке, определяемом законом, в ст. 46 Конституции РФ оговорка «в порядке, определяемом законом», отсутствует, что и дает право (и обязанность) судам проверять конституционность подзаконных актов в порядке абстрактного нормоконтроля на основании действующего гражданского процессуального законодательства.

Степень реализации конституционных норм свидетельствует о масштабах расхождения между юридической и фактической Конституцией. Невысокая степень расхождения свидетельствует об эффективности Конституции и ее норм. Особым состоянием реализации Конституции является конституционный кризис. Как отмечает Лучин, «конституционный кризис - это системный кризис всех основных сфер общественной жизни, проявляющийся в девальвации Конституции, резком расхождении ее с общественной практикой; функционировании социально-экономических, политических, государственно-правовых институтов с существенным отступлением от требований Конституции; разрушении единого конституционно-правового пространства; длительном бездействии или ненадлежащем действии конституционных и иных правовых норм, массовом безнаказанном их нарушении, достигающем критических величин» .

Наличие конституционного кризиса - свидетельство того, что действующая Конституция не способна выполнять возложенные на нее задачи. Требуются радикальные меры либо по ее обновлению, либо по совершенствованию механизма ее защиты. Конституционный кризис в России весной-летом 1993 г. вынудил к принятию новой Конституции РФ, в то время как проблемы соблюдения действующего Основного закона в период с 1993 по 1999 г. на уровне субъектов РФ заставили Президента РФ укрепить институты защиты Конституции РФ введением дополнительных мер конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ и муниципальных образований, расширением прав полномочных представителей Президента РФ по контролю за конституционностью.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Раскройте понятие и виды реализации Конституции Российской Федерации.
  • 2. Охарактеризуйте основные формы реализации Конституции Российской Федерации.
  • См.: Лебедев В.М. Интервью // Ваше право. 1996. № 6.
  • См.: Лучин В О. Указ. соч. С. 70.
  • Лучин В. О. Указ. соч. С. 407-408.

Действие конституции, т.е. реальное воздействие норм основного закона на общественную и государственную жизнь, их воплощение в конкретные правоотношения и достижение в итоге конкретного результата, представляет собой ее реализацию .

Для обеспечения реализации Конституции России важную роль играет создание механизма ее воплощения в общественную и государственную жизнь. Какими бы идеальными ни были конституционные нормы, их реальная жизнь зависит от тех условий, которые сложились в российском обществе и государстве. В своей совокупности эти условия и формируют определенный механизм реализации основного закона.

Существует два основных вида реализации конституционных норм: прямое (непосредственное) и опосредованное действие норм Конституции.

Прямое действие норм Конституции не предполагает дополнительного принятия каких-либо правовых актов или осуществления специальных мер. Конституционные нормы непосредственно воздействуют на общественные отношения. Субъект правоотношений в данном случае напрямую применяет, соблюдает, исполняет, использует конституционные нормы, осуществление которых зависит от его волеизъявления.

в соотношении с тремя обозначенными в ст. 10 Конституции ветвями - законодательной, исполнительной и судебной властями - президентская власть рассматривается как первая и стоящая над ними, поскольку обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (ст. 80 Конституции).

Ст. 80 по 93. Президент

Ст. 83 л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

Ст. 102. 1. К ведению Совета Федерации относятся:

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Ст 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

ст. 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Так, в соответствие с ч. 1 ст. 29 Конституции РФ каждому в России гарантируется свобода мысли и слова. Это право реализуется индивидом непосредственно, независимо от волеизъявления либо действий иных субъектов правоотношений.

Так, использование гражданами их прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Опосредованное действие норм Конституции происходит лишь при условии дополнения, конкретизации или детализации конституционных положений законами и иными нормативными правовыми актами. В данном случае речь идет о положениях статей Конституции, которые содержат прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов, определяющих условия и порядок реализации конституционных норм.

Ст 43. 1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст. 15. п.1 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Ст 55. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Ст. 41 (Про мед помощь.)

Право обратиться в конституционный суд.

Реализация конституционных норм осуществляется п различных формах.

Основная форма реализации Конституции РФ – это ее соблюдение , означающее такое правомерное поведение субъекта правоотношения, которое предполагает пассивное воздержание от запрещенных нежелательных действий. Правовые нормы, акцентируя необходимость такого воздержания, устанавливают конкретные запреты.

Особой формой реализации является применение конституционных норм . Речь идет о тех случаях реализации конституционных норм, когда для их осуществления необходимо вынесение компетентными органами соответствующих правовых актов.

Механизм реализации конституционных норм различен в зависимости от степени возможности их применения субъектом правоотношений без использования других нормативных правовых актов. Вместе с тем большинство конституционных норм, действуя напрямую, в то же время конкретизируется в текущем законодательстве и реализуется в совокупности с иными актами. Так, в ст. 18 Конституции РФ говорится о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Вместе с тем реализация многих прав и свобод предполагает издание соответствующих законов. Это дает основание говорить не просто о наличии, а о преобладании третьего, так называемого, смешанного вида реализации конституционных норм, сочетающего прямое (непосредственное) и опосредованное действие Конституции.

Результатом применения конституционных норм является принятие нормативного правового либо индивидуального правового акта: закона, акта органа исполнительной власти, судебного решения. Примерами правоприменительных актов являются: федеральный закон об утверждении федерального бюджета; указ Президента РФ о назначении федерального министра или руководителя федерального ведомства; постановление Государственной Думы об амнистии; постановления Конституционного Суда РФ о соответствии Конституции РФ отдельных положений закона или иного нормативного правового акта, являющегося предметом конституционного контроля; вынесение органами юстиции решений о регистрации общественного объединения и т.п. Цель правоприменительного акта – создание правовых условий для реализации конституционных норм.

Реализацию Конституции можно определить как:

1) в широком смысле - все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции";

2) в узком смысле - правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции.

В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах:

а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий;

б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту;

в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Рассмотрим формы реализации конституции.

Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. Соблюдение предполагает правомерное поведение субъектов права. И только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний.

Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных императивных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права.

Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. Выступает как особый способ осуществления субъективных прав и отражает функциональную специфику правоприменителя. В этой форме реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Реализация Конституции РФ непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Отдельные из них, по мнению ряда авторов, несмотря на большое значение, не могут быть признаны нормами права. Это прежде всего положении Конституции, закрепляющие принципы права, определяющие основные правовые понятия, временные, пространственные и субъективные пределы действия юридических норм, содержащие указания на цели и т.д. Утверждается также, что некоторые конституционные положения по существу являются правоположениями, «которые лишь через посредство других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений...» Иными словами это квазинормы, так как они лишены самостоятельного регулятивного характера.

Обязательность и властность характеризуют волю народа, выраженную на референдуме и закрепленную в Конституции РФ, в качестве государственной воли. Это один из важнейших признаков Конституции как закона. В Конституции, как и в праве в целом, мера поведения в силу социальной обоснованности и социальной необходимости, а также возможности государственного принуждения становится обязательной для соответствующих лиц и организаций. При этом нормативность права, следовательно, и Конституции проявляется в единстве таких свойств правил поведения, как обобщенность и обязательность.

Нормативность Конституции связана также с тем, что она способствует созданию единой, непрерывно действующей, общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование всего социального организма. Признание нормативности Конституции - необходимое условии установления и поддержания режима законности.

  • 2. Юридические свойства конституции, ее место в системе нормативных актов.
  • 3. Виды конституций.
  • 4. Структура и содержание Конституции рф 1993 г. Значение новой конституции и реформирования российской государственности.
  • 5. Реализация Конституции (понятие, формы). Правовой механизм действий Конституций.
  • 6. Прямое действие конституционных норм.
  • 7. Правовая охрана конституции: понятие, виды.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф.
  • 1. Понятие и основы конституционного строя.
  • 2. Власть народа и механизм ее осуществления в России.
  • 4. Конституционный механизм осуществления государственной власти в рф. Конституционные формы осуществления власти народа в рф.
  • 1. Понятие, признаки и юридическая природа основных (конституционных) прав, свобод человека и гражданина.
  • 2. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина. Классификация основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина в рф. Классификация основных прав и свобод граждан
  • 3. Личные конституционные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 5. Политические права и свободы гражданина: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 6. Социально-экономические, культурные права и свободы: понятие, виды, нормативное содержание и гарантии.
  • 7. Конституционные обязанности граждан рф.
  • 8. Реализация защиты конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в рф.
  • 2.Избирательный процесс
  • 3. Ответственность за нарушение избирательных прав
  • 2. Избирательный процесс.
  • 3. Правотворческая деятельность Президента рф.
  • 1.Федеральное Собрание – парламент рф.
  • 2. Структура Федерального Собрания. Порядок формирования его палат.
  • 3. Законодательный процесс. Акты Федерального Собрания и его палат.
  • 1. Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти России. Правовое положение Правительства рф.
  • 2. Полномочия Правительства рф, организация его деятельности.
  • 3. Акты Правительства рф.
  • 1. Место и роль судебной власти в конституционной системе власти рф.
  • 2. Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в рф.
  • 3. Судебная система рф: а) Федеральная судебная система; б) Судебные органы субъектов рф.
  • 4. Конституционные правосудие в рф. Полномочия, порядок образования деятельности Конституционного Суда рф. Решение Конституционного Суда рф и их юридическая сила.
  • 5.Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в рф.
  • 5. Реализация Конституции (понятие, формы). Правовой механизм действий Конституций.

    Под реализацией Конституции понимается деятельность субъектов конституционного права по внедрению, воплощению положений Конституции в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и Российской Федерации как единого целого для достижения целей, провозглашенных Конституцией.

    Реализация Конституции носит универсальный характер в смысле охвата различных сфер общественных отношений. Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества, в этом процессе участвуют все субъекты права. Активными участниками реализации Конституции являются народ, государство, субъекты Российской Федерации.

    Осуществление конституционных норм протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

    Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивное поведение субъекта: он не совершает действий, запрещенных Конституцией).

    Исполнение конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею задач и целей. В Конституции РФ установлены три способа исполнения:

    Все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ;

    Государство обязано исполнять международные договоры Российской Федерации;

    Граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности.

    Использование связано с процессом осуществления конституционных прав и свобод (здесь субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права).

    Применение конституционных норм предполагает властное вмешательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельности в реализацию предписаний Конституции. Названные субъекты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима персонификация данной нормы применительно к конкретному лицу.

    Способы применения конституционных норм:

    Обособленное от других, самостоятельное применение субъектами норм Конституции;

    Применение норм Конституции совместно с иными нормами права;

    Использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и для толкования других правовых норм.

    6. Прямое действие конституционных норм.

    Согласно ст. 15 Конституции она имеет прямое действие. Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять.

    Существует несколько аспектов прямого действия Конституции РФ:

    1. своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в РФ. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции.

    2. прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. Например, путем трактовки ряда норм Конституции РФ сделан вывод о наличии в стране особого вида государственной власти - президентской власти. Причем в соотношении с тремя обозначенными в ст. 10 Конституции ветвями - законодательной, исполнительной и судебной властями - президентская власть рассматривается как первая и стоящая над ними, поскольку обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (ст. 80 Конституции).

    Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции.

    В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию.

    В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

    Под реализацией Конституции понимается деятельность субъектов конституционного права по внедрению положений Основного Закона в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и РФ как единого целого для достижения целей, провозглашенных Конституцией. Реализация Конституции носит универсальный характер в смысле охвата различных сфер общественных отношений. Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества, в этом процессе участвуют все субъекты права. Особенность этого процесса заключается в том, что его активными участниками являются народ, государство, субъекты Федерации. Осуществление конституционных норм протекает в следующих формах: соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивность поведения субъекта: он не совершает действий, запрещенных конституционными нормами). Исполнение конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею целей. В Конституции РФ установлены три способа исполнения: все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ; государство обязано исполнять международные договоры РФ; граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности. Использование как форма реализации связано с процессом осуществления конституционных прав и свобод (здесь субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права). Применение конституционных норм предполагает властное вмешательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельности в реализацию предписаний Основного Закона. Названные субъекты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима конкретизация данной нормы применительно к определенному лицу. Выделяют три способа применения конституционных норм: обособленное от других, самостоятельное применение субъектами норм Основного Закона; применение норм Конституции совместно с иными нормами права; использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и для толкования других правовых норм.

    Прямое действие российской Конституции. Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять. Принцип непосредственного действия конституционных норм не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятственной эффективной реализации нуждаются в развитии текущим законодательством, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их осуществление. Непосредственное действие конституционных норм требует всестороннего развития российского законодательства. Суд и иные органы при разрешении тех или иных?ов могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда: а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего данные отношения; б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г)закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.



     

    Возможно, будет полезно почитать: