Росреестр отказал в регистрации права собственности. Основания и порядок обжалования отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество

1. Установление особенностей правового регулирования трудовых отношений лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обусловлено суровостью и экстремальным характером природно-климатических условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Дополнительные правила для работников Севера вводятся с целью снижения негативного воздействия неблагоприятных климатических факторов на здоровье работника и членов его семьи, а также возмещения лицам, работающим и проживающим в данном регионе, повышенных затрат труда и удорожания стоимости жизни по сравнению со средними показателями, сложившимися в Российской Федерации. Кроме того, совершенствование системы гарантий и компенсаций северянам способствует решению комплексных задач экономического развития северных территорий, обладающих необходимым природно-ресурсным потенциалом.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных местностях, устанавливаются Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами федерального уровня.

Наиболее важное значение имеет Закон о Крайнем Севере, действующий сегодня в части, не противоречащей ТК.

Вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам организаций, расположенных на Севере, посвящены соответствующие постановления Правительства РФ, постановления Минздравсоцразвития России и некоторые иные нормативные правовые акты.

В части, не противоречащей ТК, сохраняют свое действие некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, касающиеся правового регулирования трудовых отношений указанной категории работников и, в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (ВВС СССР. 1960. N 7. Ст. 45), Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (ВВС СССР. 1967. N 39. Ст. 519), Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" (СП РСФСР. 1990. N 24. Ст. 254), Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

2. Помимо определенного комплекса государственных гарантий, предусмотренных федеральным трудовым законодательством для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и работодателям предоставлена возможность устанавливать дополнительные гарантии и компенсации указанным категориям работников за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств работодателей. Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться не только соответствующими нормативными правовыми актами и коллективно-договорными актами, указанными в комментируемой статье, но также и трудовыми договорами.

3. Согласно ст. 2 Закона о Крайнем Севере перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций должен устанавливаться Правительством РФ, однако в настоящее время указанный перечень отсутствует. До его принятия следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, который был утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203) и действует в редакции Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 (СП СССР. 1983. N 5. Ст. 21) с последующими изменениями и дополнениями.

4. Гарантии и компенсации совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются, согласно ст. 287 ТК, только по основному месту работы.

5. О гарантиях и компенсациях работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, см. коммент. к ст. 302 ТК.

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Статья 314. Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций

Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Статья 315. Оплата труда

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Статья 316. Районный коэффициент к заработной плате

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Статья 317. Процентная надбавка к заработной плате

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Статья 318. Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Статья 319. Дополнительный выходной день

Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы.

Статья 320. Сокращенная рабочая неделя

Для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Статья 321. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

Общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях.

Статья 322. Порядок предоставления и соединения ежегодных оплачиваемых отпусков

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, установленный статьей 321 настоящего Кодекса, предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы у данного работодателя.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шести месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.

По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка.

Статья 323. Гарантии медицинского обеспечения

Для работников федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если соответствующие консультации или лечение не могут быть предоставлены по месту проживания.

Гарантии медицинского обеспечения для работников государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Гарантии медицинского обеспечения для работников других работодателей устанавливаются коллективными договорами.

Статья 324. Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей

Заключение трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей, допускается при наличии у них медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях.

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Статья 326. Компенсации расходов, связанных с переездом

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;

оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения только по основному месту работы.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, фондов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, фондов, учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Глава 50. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.




Комментарии к ст. 313 ТК РФ


1. Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 198 (разделы I, V не приводятся).

См. также Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564.

Концепция Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" утв. распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 1661-р.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 утв. Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 одобрено Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

2. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 утв. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (не приводится).

3. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установил гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

Распоряжением Совета Министров - Правительства РФ от 1 июня 1993 г. N 967-р утв. организационный план мероприятий по реализации названного Закона.

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

4. Дополнительные гарантии и компенсации установлены правовыми актами субъектов РФ: Законом Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 260-33-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; Законом Мурманской области от 29 декабря 2004 г. N 579-01-ЗМО "О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера"; Законом Республики Бурятия от 9 октября 2007 г. N 2526-III "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в приравненных к районам Крайнего Севера местностях Республики Бурятия"; Законом Забайкальского края от 26 сентября 2008 г. N 42-ЗЗК "О гарантии медицинского обслуживания для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и являющихся работниками организаций, расположенных в указанных местностях и финансируемых из бюджета Забайкальского края"; Законом Сахалинской области от 13 октября 2003 г. N 428 "Об установлении ежеквартальной социальной выплаты гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 40 и более календарных лет"; Законом Республики Алтай от 15 апреля 2005 г. N 26-РЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета Республики Алтай и расположенных на территории Республики Алтай в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"; Законом Пермского края от 18 декабря 2007 г. N 159-ПК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"; Законом Республики Карелия от 27 декабря 2004 г. N 846-ЗРК "О гарантиях и компенсациях для отдельных категорий лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Республики Карелия"; Законом Читинской области от 14 февраля 2007 г. N 895-ЗЧО "О гарантии медицинского обслуживания для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и являющихся работниками организаций, расположенных в указанных местностях и финансируемых из бюджета Читинской области"; решением Совета депутатов г. Кандалакши Мурманской области от 29 мая 2007 г. N 53 "О гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Кандалакша, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера"; Законом Камчатского края от 6 марта 2008 г. N 15 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета"; Законом Красноярского края от 3 декабря 2004 г. N 12-2668 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями"; Законом Иркутской области от 4 декабря 2008 г. N 102-ОЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета".

Законно владеть недвижимостью можно только после ее государственной регистрации.

Регистрация в Росреестре позволяет собственнику совершать любые сделки с жильем - продавать, дарить, завещать наследникам, делить на доли и т.д.

Однако не всегда процедура проходит гладко - могут попросту отказать в регистрации. Почему сотрудники Росреестра выносят такой отказ, расскажем далее.

Основания для отказа в государственной регистрации прав

В законе приведено порядка 60 причин. Укажем самые распространенные:

  1. Заявитель не имеет прав на имущество

Еще одна популярная причина - отсутствие у заявителя полномочий на подачу бумаг. Если вы являетесь представителем, оформите доверенность и заверьте у нотариуса.

  1. На квартиру или дом наложен арест

Если на недвижимость наложен арест судебными приставами, то решать проблему придется в ФССП.

  1. Представлен неполный комплект документов

Это также легко исправить. Просто соберите недостающие бумаги и обратитесь за регистрацией прав.

  1. Документы содержат ошибки, являются поддельными или включают в себя ложные данные

Зачастую процедуру прерывают из-за неверно указанной фамилии собственника или ошибки в описании объекта недвижимости. В этом случае вы самостоятельно сможете устранить нарушения в обозначенные сроки.

Также вам могут отказать, если госрегистратор не получил необходимые бумаги по межведомственному запросу или присутствуют расхождения в предоставленных документах со сведениями Росреестра.

Внимательно проверяйте все бумаги перед подачей в Росреестр.

Порядок процедуры отказа в регистрации права собственности

Закон устанавливает следующий порядок выдачи отказа:

  • сотрудник Росреестра проверяет документы и сведения о сделке;
  • при наличии нарушений, он ;
  • вам дают время на устранение выявленных нарушений;
  • если вы не успеете их устранить в указанный срок, следует отказ.

В любом случае вас уведомят о приостановке в регистрации прав. В документе укажут информацию о причинах и сроках приостановления.

Максимальный период, на который может быть приостановлена процедура, - 3 месяца. Иногда определяются меньшие сроки. Например, если регистратору не пришли бумаги по межведомственному запросу, срок не превышает месяца.

Нередко период и вовсе может быть не определен. Например, если регистрация недопустима из-за длящегося судебного процесса по сделке. Она может возобновиться только после вынесения вердикта суда.

У вас есть 3 месяца, чтобы исправить нарушения.

Если в указанный период основания так и не были устранены, орган Росреестра выносит отказ. При отказе в регистрации прав собственности государственная пошлина не возвращается.

Если причины невозможно устранить своими силами в обозначенный период, вы можете сами подать заявление в Росреестр о приостановке процедуры. В этом случае вы выиграете полгода.

Не устранили причины нарушения - откажут в регистрации.

Учтите, что уведомление о приостановке регистрации и извещение об отказе должны быть мотивированными. Если причины не указаны, вы можете оспорить действия должностных лиц.

Обжалование отказа в государственной регистрации права собственности

Если вы считаете решение госоргана незаконным, подайте жалобу в вышестоящее ведомство или суд. Граждане подают иск в суд общей юрисдикции, юридические лица - в арбитраж.

Есть и второй вариант - повторное обращение в Росреестр. Устраните все нарушения, выявленные при первоначальной подаче документов, и избежите нового отказа.

Если суд признает отказ необоснованным, процедура регистрации возобновится.

9 сентября ИД «Казанская недвижимость» был проведен круглый стол на тему «Надежность сделок с недвижимостью в сезон 2015-2016 гг.». В мероприятии приняли участие представители Прокуратуры Республики Татарстан, Гильдии риэлторов РФ и РТ, представители банков и агентств недвижимости, а также иные профессиональные участники рынка недвижимости. От Управления Росреестра по Республике Татарстан приняла участие начальник отдела регистрации сделок и перехода прав физических лиц Галина Гончарова. Представитель Росреестра в своем докладе, в основном, говорила об отказах в государственной регистрации недвижимого имущества. «Прежде чем вынести отказ в регистрации вначале, как правило, принимается решение о приостановлении регистрации и заявителям направляется соответствующее уведомление о приостановлении с указанием причин приостановления регистрации в соответствии со ст.19 Закона о регистрации» - уточнила Галина Юрьевна.

Справка: Уведомление о приостановке регистрации может быть направлено заявителю либо на адрес электронной почты (при условии, что заявитель оставил адрес своей электронной почты при подаче документов), либо смс-сообщением. «Как правило, основаниями для приостановления являются следующие причины,- продолжила Гончарова Галина:

Отсутствие предусмотренного законом согласия какого-либо лица или органа на совершение сделки, например отсутствие соглаc ия супруга на сделку с совместно нажитым супругами имуществом, или согласие залогодержателя на сделку с заложенным имуществом, или согласие органа опеки на сделку с имуществом опекаемого лица или лица, находящегося под попечительством;

Представление документа (заявления) не уполномоченным лицом,

Совершение сделки лицом, у которого отсутствует права на распоряжение объектом недвижимости, например, в случае отсутствия у него зарегистрированного права, либо при отсутствии необходимых полномочий в доверенности, или при наличии не снятого ареста или запрещения на объект недвижимости;

Совершение сделки с объектом, который не является учтенным в соответствии с требованиями Закона о кадастре;

Отсутствие документа, необходимого в соответствии с Законом при совершении сделки, например отсутствие кадастрового паспорта на сдаваемую в аренду часть объекта недвижимости;

Отсутствие в представленном договоре существенного условия или необходимых сведений, предусмотренных законом, например, отсутствие информации в договоре купли-продажи жилой недвижимости о лицах;

Сохраняющих право проживания в данной квартире после ее отчуждения (ст.558 ГК РФ), или отсутствие информации о цене сделки (ст.555 ГК) или отсутствие сведений о сроке аренды (п.1 ст.610 ГК РФ) недвижимости или о предмете аренды (ст.607 п.3 ГК РФ), отсутствие в договоре ипотеки сведений, необходимых в соответствии с Законом об ипотеке, (ст.9 закона об ипотеке);

Отчуждение здания, строения, сооружения без одновременного отчуждения принадлежащего продавцу на праве собственности земельного участка, на котором расположено такое здание, строение или сооружение (ст.552 ГК, п.4 ст.35 ЗК РФ, п.5 ст.1 ЗК РФ),

И другие основания».

Надо сказать, что в случае не устранения причин приостановления в установленный срок, регистратор выносит решение об отказе в государственной регистрации права по основаниям, установленным ст.20 Закона о регистрации.

Так, за 8 месяцев 2015 года в отделе по регистрации сделок и перехода прав физических лиц Управления было принято 91 решение об отказе в регистрации по следующим основаниям:

1.Наличие актуального ареста на объект недвижимости — 17 отказов,

2.Нет согласия залогодержателя на передачу в аренду заложенного имущества— 11 отказов,

3.Не представлен кадастровый паспорт на предмет аренды — 9 отказов,

4.У лица, распорядившегося недвижимостью, отсутствует зарегистрированное право на данный объект —10 отказов,

5.Не представлены отказы от права преимущественной покупки доли в праве общей долевой собственности — 7 отказов,

6.Заявление на возврат документов без рассмотрения поступило только от одной стороны сделки — 4 отказа,

7.Не зарегистрировано право за муниципальным образованием на объект приватизации — 4 отказа;

8.Не выполнено условие органа опеки — 3 отказа;

9.Не зарегистрировано постановление об изъятии — 3 отказа;

10.Доверенность не содержит полномочий на заключение и расторжение договора аренды - 2 отказа;

11.В договоре аренды невозможно однозначно идентифицировать предмет аренды — 2 отказа;

12.В договоре купли-продажи не указано на наличие права требования— 2 отказа;

13.Отчуждение земельного участка осуществляется без одновременного отчуждения расположенного на нем дома — 2 отказа;

14. В ЕГРП уже имеется актуальная запись об аренде в отношении передаваемого в аренду объекта недвижимости — 2 отказа;

15. Не представлено 2 экз. подлинника правоустанавливающих документов(договоров) для проведения государственной регистрации — 2 отказа;

16. В доверенности нет полномочий на регистрацию перехода права — 3 отказа;

17. В договоре купли-продажи жилой недвижимости отсутствует существенное условие, предусмотренное ст.558 ГК — о лицах сохраняющих право проживания после отчуждения жилого помещения - 1 отказ;

18. Имеются сомнения в подлинности представленного государственного акта о праве собственности — 1 отказ.

Отказы в связи с отсутствием оплаты или не достаточной оплатой государственной пошлины также ранее присутствовали, но в настоящее время такие документы к рассмотрению не принимаются.

В ходе своего выступления Галина Юрьевна осветила еще один немаловажный вопрос, связанный с регистрацией недвижимого имущества: можно ли с помощью Росреестра проверить «чистоту сделки»?

«Можно. - отвечает Галина Гончарова - Для этого необходимо запросить выписку из ЕГРП и удостовериться в том, что права на объект действительно принадлежат его правоотчуждателю, а также в том, что отсутствуют аресты, запрещения, а также другие ограничения и обременения на объекте, и то, что права не оспариваются, что отсутствуют правопритязания на объект, т. е. не рассматривается какая-либо сделка в настоящий момент». Не стоит при этом доверять предоставляемым продавцом выписке или свидетельству о регистрации, даже при наличии на нем степеней защиты и прочих атрибутов документа, т. к. сведения в Реестре прав изменяются ежедневно, и в любой момент после получения свидетельства или выписки сведения могут измениться. «Может быть наложен арест, сведения о котором ранее отсутствовали, либо право продавца может быть признано судом недействительным и Ваша сделка также будет недействительной. Всегда целесообразно владеть белее свежей актуальной информацией об объекте» - завершила Галина Юрьевна. Справка: Сведения из ЕГРП можно получать в настоящее время как в электронном виде, так и в бумажном. Кроме того, можно получить ключ доступа к базе ЕГРП и самостоятельно отслеживать изменения, касающиеся конкретного объекта. Запросить сведения в электронном виде, а также заказать ключ доступа к ЕГРП можно через портал Росрестра Выписка о правах отдельного лица — для граждан по РТ — бумажный вид— 500р.,по РФ — гражданам -1500р. (бум), в эл.виде — 600 руб.;юрлицам на субъект по РФ в бумажном виде — 2500р., в эл.виде — 900 руб; На объект гр-нам в бумаж.виде — 200р., экстерриториально — 300р.,в эл.виде — 150 руб.гр-нам, юрдицам в бум.виде на объект -300 р., органу госвласти — 150 р., в эл.виде юрлицу на объект — 300р. Все платные выписки из ЕГРП и ключи доступа в настоящее время в РТ предоставляются Кадастровой палатой, в которую с 01.09.2015г. были переданы данные полномочия Росреестра.





 

Возможно, будет полезно почитать: