Как по новому понимались интересы безопасности страны. Национальные интересы

Внешнеполитическая стратегия государств в различные эпохи в значительной степени определялась тем, что мы теперь называем национальным интересом и национальной безопасностью. Однако эти категории стали приобретать более или менее зримые очертания с возникновением Вестфальской системы и связаны с формированием идеи национального государства как главного носителя власти в отношениях с остальным миром.

Понятие "национальный интерес"

Понятие "национальный интерес" вошло в научный оборот сравнительно недавно. Лишь в 1935 г. оно было включено в Оксфордскую энциклопедию социальных наук и тем самым получило права гражданства. Приоритет в его разработке, как правило, признается за известным американским протестантским теологом Р. Нибуром и историком Ч. Вирдом. Одним из его родоначальников считается также английский историк Э. X. Kapp, опубликовавший в 1939 г. книгу "Двадцатилетний кризис, 1919-1939 гг.".

Особенно возросло внимание к проблематике национального интереса после Второй мировой войны с формированием школы политического реализма, о которой более подробно речь пойдет ниже. Весомый вклад в разработку концепции национального интереса внесли такие представители этого направления, как Р. Нибур, Дж. Кеннан, У. Липпман, Г. Моргентау, Дж. Розенау, К. Уолтц, Э. Фернисс и др. В Европе интерес к этой проблеме проявили такие исследователи, как Р. Арон, П. Ренувен, Ж.-Б. Дюрозель, Ф. Брайар, Р. Дебре и др.

Представители политического реализма рассматривают национальный интерес в качестве краеугольного камня внешней политики любого государства. По их мнению, главный пункт, помогающий отыскать верный путь в дебрях международной политики, - это концепция интереса, сформулированного в понятиях силы. По мнению реалистов, внешняя политика, основанная на национальном интересе, морально превосходит внешнюю политику, воодушевляемую некими универсальными моральными принципами.

Что же такое национальный интерес? Каковы его сущность и системообразующие параметры? Как он соотносится с понятием "государственный интерес"? Какова взаимосвязь национального интереса с национальной безопасностью? Но этим и некоторым связанным с ними другим вопросам в последние годы развернулись довольно оживленные дискуссии.

Национальный интерес - категория абстрактная и субъективная, поскольку се параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Поэтому весьма трудно дать сколько-нибудь точное его определение. Но фактом является то, что каждое государство пытается оправдать свою деятельность на международной арене, в том числе и войны, стремлением защищать свои национальные интересы. Национальный интерес - выражение и осознание потребностей государства, мотивация его существования и деятельности.

Реальность национального интереса выявляется в процессе и по мере его осуществления. А это, в свою очередь, предполагает наличие волевого и деятельностного начал, а также средств для реализации поставленных государством целей. С данной точки зрения внешнюю политику можно рассматривать как важнейшее средство осуществления национальных интересов.

Понятие "национальный интерес" в целом имеет смысл лишь в контексте взаимоотношений той или иной нации или государства с другими нациями и государствами. Ведь на международной арене нацию представляет государство. Поэтому в лексиконе международной политики, говоря о национальном интересе, как правило, имеют в виду государственный интерес и, наоборот, под государственным интересом подразумевают национальный интерес.

Следует отметить также то, что правовое государство - это форма политической самоорганизации гражданского общества на определенной, строго очерченной территории. В этом качестве всеобщий интерес самосохранения и самовоспроизводства гражданского общества, экстраполированный на внешний мир, в основополагающих своих аспектах совпадает с правильно понятым национально-государственным интересом. Разумеется, здесь речь идет лишь о нормальной ситуации, когда государство выступает па международной арене в качестве действительного носителя и защитника национальных интересов.

Национальные интересы - альфа и омега внешнеполитической стратегии любого государства. Верно говорят, что государство не имеет друзей и врагов, оно имеет интересы, в соответствии с которыми и выбираются друзья и враги. Можно согласиться с представителями политического реализма, которые рассматривают национальный интерес в качестве краеугольного камня внешней политики любого государства. Действительно, главный пункт, позволяющий отыскать верный путь в дебрях международной политики, - это концепция национального интереса, сформулированного в понятиях силы.

На международной арене любое уважающее себя государство нередко отбрасывало в сторону идеологические, моральные или иные соображения, если они не соответствовали его национальным интересам. История предоставляет нам множество примеров, когда вчерашние заклятые политические противники становились близкими союзниками, а сегодняшние близкие союзники и друзья завтра оказывались во враждебных друг другу лагерях.

Например, в период Второй мировой войны СССР и США составляли костяк антигитлеровской коалиции, нанесшей сокрушительное поражение общему врагу в лице гитлеровской Германии. Но с окончанием войны ситуация кардинальным образом изменилась, изменилось понимание каждой из сторон своих национальных интересов, условий и принципов их реализации. В результате вчерашние союзники стали непримиримыми врагами, каждый из которых заняли места на противоположных сторонах военно-политических баррикад.

Но бывают и такие ситуации, когда две противостоящие друг другу державы, руководствуясь своими национальными интересами в духе реалполитики, могут занять по тому или иному международно-политическому вопросу почти одинаковую позицию. Так произошло, например, во время тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта в октябре 1956 г. Тогда США и СССР (хотя и не в тандеме и по разным причинам) осудили агрессию и настояли на немедленном ее прекращении. В этом контексте можно трактовать политику США, которые в 1970-х гг. активно использовали так называемую "китайскую карту" для оказания давления на Советский Союз. СССР, в свою очередь, использовал улучшение отношений с Западом, прежде всего с Вашингтоном, для уравновешивания все более набиравшего вес китайского фактора.

В этом смысле государство отличается от отдельно взятого индивида, для которого более подходит известное выражение "один старый друг лучше новых двух". Как показывает исторический опыт, для государства такой принцип абсолютно неприемлем. Отличается государство также от разного рода общественных организаций, политических партий, церкви, которые ради соблюдения общепринятых морально-этических норм и принципов могут жертвовать теми или иными своими интересами. Государству же это просто непозволительно.

Главным результатом достижения баланса сил в современных межгосударственных отношениях является установление и поддержание баланса национальных интересов. В самом общем смысле, национальный интерес - это концептуальное выражение совокупных потребностей общества на конкретном этапе его развития. Национальный интерес есть интерес нации как двуединства суверенного государства и гражданского общества. Национальный интерес - это краеугольный камень внешней политики любого государства.

Параметры национального интереса определяются общей геополитической картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Оригинальную трактовку категории «национальный интерес» предложил один из отцов-основателей теории политического реализма, американский политолог-международник Ганс Моргентау. C его точки зрения, «национальный интерес» содержит два основных элемента: центральный (постоянный) и второстепенный (изменчивый). Центральный интерес состоит из трех факторов : природы интереса, который должен быть защищен, политического окружения, в котором действует интерес, и рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств. Второстепенный элемент представляет собой не что иное, как конкретную форму, которую коренной «национальный интерес» принимает в пространстве и времени.

Международная политика должна основываться, прежде всего, на следующих принципах: защищая собственные интересы, любой субъект международных отношений должен уважительно относиться к интересам других государств. Это значит, что «разум» государства, выраженный в его национальном интересе, состоит в осознании как собственной сущности и природы, так и природы окружения. В этой связи, в Концепции национальной безопасности РФ существует разделение национальных интересов во внутриполитической и международной сферах.

Национальные интересы государств обусловлены экономическими и геополитическими отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, вспышек национализма и террористических актов.

Важнейшим приоритетом национального интереса Российской Федерации становится ее включение в мировое экономическое пространство . Ни одна страна не способна добиться серьезного экономического роста и увеличения благосостояния населения без вовлечения в мировую экономику. К сожалению, нужно констатировать, что наша страна задержалась пока что на индустриальной стадии развития, сделав лишь первые шаги на пути перехода к информационно-технологическому этапу развития. Если развитые страны завершают информационно-технологическую стадию развития, то современная Россия по всем показателям еще только приближается к ней. Отставание, по оценкам специалистов, составляет не менее 10 лет.

Тесным образом с понятием «национальный интерес» связана категория «национальная безопасность» . В политологической литературе, национальная безопасность рассматривается как один из элементов национального интереса государства, обеспечивающего ему наряду с другими элементами (внутренняя стабильность, экономическое процветание, благоприятное внешнее окружение, позитивный международный имидж) оптимальное существование.

Национальная безопасность России

Обеспечение национальной безопасности России - это не просто гарантия выживания нации и организация оптимальных условий для саморазвития. Национальная безопасность - это внутреннее состояние и международное положение страны, которые надежно обеспечивают ее свободу, независимость, целостность, интересы и исключают реальную угрозу внутренней дестабилизации и внешнего нападения.

В 2000 г. Российской Федерацией были приняты стратегически важные документы: Концепция национальной безопасности (уточняет риски внутренней безопасности и основные пути их локализации), Концепция внешней политики (разъясняет политические взаимоотношения России с главными участниками мировой политики), Доктрина информационной безопасности (определяет степень открытости и доступности информационных потоков).

Национально-государственные интересы современной России тесно связаны с сохранением ее безопасности, решением внутренних социально-политических и экономических проблем.

Итак, национальная безопасность России должна рассматриваться как многоплановое явление, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Кроме того, необходимо говорить о политической, экономической и духовно-идеологической безопасности.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются следующие:

  • поддержание общей стабильности в мире, исключающей региональные и локальные конфликты, предотвращение любых очагов напряженности вблизи территории России;
  • обеспечение территориальной целостности и независимости страны;
  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
  • создание условий для постоянного экономического роста и стабильного политического развития;
  • расширение доступа России к мировым экономическим рынкам;
  • совершенствование системы государственной власти в стране, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против России;
  • активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений.

Необходимо отметить, что серьезную угрозу безопасности страны создают международный терроризм, разгул преступности, социальные, межэтнические и религиозные конфликты, политический экстремизм и т. д.

Одним из главных условий и принципов национальной безопасности является включенность России в систему международной и региональной безопасности.

Международная и региональная безопасность

Международная безопасность - такое состояние отношений между государствами, при котором страны мира соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе и Устав ООН, исключающие решение споров между ними с помощью силы или угрозы силой, нарушение всеобщего мира и возникновение угрозы ему. Международная безопасность стала одним из важных факторов мировой политики после массированной атаки террористов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., когда погибли тысячи ни в чем не повинных людей.

Международная безопасность сегодня предстает как многоплановое явление, охватывающее все сферы и уровни общественной жизни. Так, международная безопасность, несомненно, связана с положением дел в различных регионах мира. Региональная безопасность - это такое состояние международных отношений в той или иной части мира, при котором в результате комплекса совместно принятых мер и заключения международного договора или соглашения обеспечивается поддержание мира и сотрудничество стран и народов, решение спорных проблем, отказ от применения силы или угрозы силой.

Региональная безопасность является важным условием и серьезным фактором международной безопасности в том случае, когда договоры и соглашения и безопасности совместимы с целями и принципами ООН. Вопросами обеспечения региональной безопасности занимается Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.

Итак, проблема безопасности - одна из центральных в теории и практике международных отношений, поэтому она всегда была и остается в поле зрения ученых-международников и государственных деятелей.

Центростремительные тенденции и процессы регионализации и глобализации взаимосвязанны на роли и функциях как отдельно взятых государств, так и международной политической системы в целом. Еще недавно политика (внутренняя и внешняя) рассматривалась исключительно как функция национального государства. В сфере международных отношений отдельно взятые государства для реализации своих национальных интересов вступали в отношения друг с другом. Именно совокупность индивидуальных государств и составляла мировое сообщество. Каждое государство (независимо от того, действовало оно в одиночку или в коалиции с другими государствами) самостоятельно решало проблемы своей обороны и безопасности.

Иное положение складывается сейчас, когда мир становится комплексом, части которого тесно связаны друг с другом. Так возникают новые концепции кооперативной безопасности (М. Уайт, Д. Коляр, Д. Дьюитт, Р. Коэн и др.), когда процессы взаимозависимости стирают грань между внутренними и внешними, государственными и общественными интересами. Внутренняя и внешняя политика становятся тесно связанными. Учитывать национальные интересы становится все труднее.

В заключении отметим, что Россия как государство, находящееся на стадии демократической трансформации и имеющее опыт отражения и профилактики крайнего экстремизма на своей территории, выступила за построение стабильного мира, предполагая делать упор на коллективные международные силы, а не военную мощь лишь одной супердержавы - США.

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому определению - национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Формирование национального интереса в любом обществе представляет собой чрезвычайно сложный и динамичный процесс, та" как любое общество являет собой картину многослойного переплетения многообразных " противоречивых интересов. В нем сталкиваются, взаимодействуют, противоборствуют частные специфические интересы различных общественных, в том числе и национально-этнических групп. Через это взаимодействие частных интересов различных уровней происходит весьма трудная интеграция потребностей, устремлений и запросов социальных, этнических, культурных, религиозных меньшинств данного общества в систему общих национальных интересов. При этом неизбежны противоречия и конфликты, временами довольно напряженные.

Национальные интересы - исходное ключевое понятие для определения содержания национальной безопасности, смысл которой собственно в том и заключается, чтобы обеспечить защиту национальных интересов.

Национальная безопасность в узком смысле слова предусматривает защиту общества от внешних угроз его суверенитету и независимости, территориальной целостности, жизни и правам граждан от посягательств на основы конституционного строя, на законность и правопорядок, на собственность государства и граждан, на другие экономические, политические, гражданские права и свободы членов общества. Однако успешное решение этих задач зависит от более широкого круга вопросов жизнедеятельности государства и общества. Наилучшие гарантии национальной безопасности - это создание таких условий экономического, социально-политического, нравственно-культурного развития общества, которые обеспечивают его стабильность и процветание, высокий моральный дух и благополучие граждан, максимум возможностей для творческой деятельности и самовыражения каждой личности.

Поэтому в широком смысле слова национальная безопасность, наряду с оборонным, внешнеполитическим и охранно-правовым аспектами, включает аспекты экономический, социальный, экологический, нравственный, культурный.

53 Место и роль международных организаций в системе международных отношений.

Во второй половине ХХ в. все более активное участие в системе международных отношений стали принимать новые акторы - международные организации, форумы многосторонней дипломатии, многонациональные корпорации, крупные города, трансграничные регионы, индивиды. Повышение их роли и значения в международной жизни особенно проявилось в последние десятилетия ХХ в. Сегодня можно говорить о том, что на смену моноцентристской международной системе одного актора постепенно приходит полицентристская международная система множества акторов 1 . Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития.

Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств11.

Понятно, что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства. Вместе с тем международных неправительственных организаций больше, чем межгосударственных, причем на протяжении многих лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения их числа.

Содержание мировой политики невозможно раскрыть без анализа национального интереса. В самом деле, что движет деятельностью государства на международной арене, во имя чего оно вступает во взаимоотношения с другими странами? В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике - преимущественно национальные интересы. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества. Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие интереса с помощью категорий власти. В его концепции понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на физическую, политическую и культурную реальность, помогающую осознать природу и сущность национального интереса. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению первоочередной потребности физического выживания. В разделенном на блоки, союзы и т.д. мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной идентичности перед лицом вторжения извне.

Вероятно, это утверждение было актуальным для времен «холодной войны», когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический. В современном мире, где с холодной войной вроде бы покончено, а страны в силу различных причин становятся все более

взаимозависимыми и взаимосвязанными, их выживание и развитие может быть обеспечено лишь при условии всестороннего сотрудничества и взаимодействия. Любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств, лишь тогда оно может не только обеспечить собственную безопасность, но и не нарушить безопасность других государств. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права. Понятие безопасности для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.

В современных условиях, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основывалась на принципах «сдерживания путем устрашения», конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.

5.1. Национальная безопасность и национальные интересы России

Россия - одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно-технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и ее влияния на международную политику.
Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах (табл. 6). Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует отнести:
. развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
. территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
. вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
. наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
. вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
. дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.
К внутренним угрозам специалисты относят:
. попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
. планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
. создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
. незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
. широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
. деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Трансграничные угрозы проявляются в следующем:
. создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
. деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
. трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
. ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
. деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
. деятельность международных террористических организаций.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно-политических отношений, которые характеризуются сегодня сочетанием двух основных тенденций. С одной стороны, наблюдается стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширяется практика применения вооруженной силы на основании национальных решений вне мандата ООН.
В этих условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики для обеспечения национальной безопасности России, которая последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано, а ее функции будут сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США, Шанхайскую организацию по сотрудничеству (ШОС).
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно-политическое сотрудничество в рамках содружества.
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран - членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия “холодной войны”. Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.
Шанхайская организация по сотрудничеству играет важную роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Сотрудничество с этой организацией направлено на формирование зоны мира и стабильности на юго-восточном и дальневосточном направлениях, что исключало бы возникновение крупномасштабной военной угрозы.
Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным. Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.

Вопросы и задания

1. Что вы понимаете под национальной безопасностью России?
2. Что включают в себя национальные интересы России?
3. Какие типы угроз национальной безопасности России существуют сегодня?
4. Отношения с какими организациями и странами наиболее важны для обеспечения национальных интересов и безопасности нашей страны?
5. Подготовьте и обоснуйте сообщение о возрастании роли военной организации государства для обеспечения национальных интересов и безопасности нашей страны в настоящее время.



 

Возможно, будет полезно почитать: