Оклад специалиста эксперта в госслужбе. Повысят ли зарплаты госслужащим? Будет ли сокращение госслужащих

Граждане любой страны интересуются доходами госчиновников в их государстве. Их в первую очередь интересуют, куда тратятся их налоги и каким образом чиновники отрабатывают выдаваемую им каждый месяц денежное содержание. Спрашивают об этом во всем мире, и данный интерес закономерен.

В большинстве развитых странах данные о доходах чиновников — каков ее размер, чего она складывается — прозрачна и доступна каждому. Однако доходы чиновников в некоторых государствах остаются непостижимой тайной, и простым гражданам о них остается только догадываться. Так сколько зарабатывает сегодня чиновник?

Зарплата госслужащих

Сегодня российский госслужащий едва ли может считать себя обиженными государством в области собственных доходов. С каждым годом идет повышение, причем значительное. К примеру, по итогам прошлого года зарплата госчиновников федеральных органов власти оказались в среднем три-четыре раза выше, чем действующие ежемесячные оклады по экономике.

Однако, главная проблема в том, что такие высокие премии и должностные оклады не всегда отвечают производительности бюрократического труда, в том числе и не очень спасают от коррупции. Но пока мировые цены на природные ресурсы, в основном нефть и газ, находятся в тренде, казна не будет уменьшать чиновничьи доходы.

В России на 10 тыс. человек примерно 102 чиновника. Несмотря на уменьшение числа госчиновников по сравнению с 2009 годом почти на 100 тысяч человек совокупные расходы на оплату их труда выросли существенно и продолжают расти. Самые большие аппетиты предъявляют высшие чиновники, численность которых равняется примерно 40 тысячам человек.

Оплата труда госчиновников по годам

Среднемесячная оплата труда госчиновников всех уровней с каждым годом повышается.

Согласно данным Федерального казначейства и Росстата рост происходил следующим образом:

Год: Тысяч рублей:
2003 8,2
2004 9,6
2005 12,7
2006 16,1
2007 21,5
2008 26,2
2009 27,9
2010 28,7
2011 30,9
2012 34,3
2013 39,1
2014 45,3

Подсчет велся по следующему принципу : оценка совокупных годовых расходов оплаты труда госслужащих проводилась суммой умножений среднесписочной численности, которые занятые в муниципальных, региональных и федеральных, органах законодательной, судебной и исполнительной властей на 12 среднемесячных номинальных окладов по всем имеющимся регионам и категориям России.

Однако в других источниках могут встречаться другие цифры, ведь зачастую чиновник кроме окладов получает премии и поощрения (в зависимости от качества работы). Поэтому некоторые чиновники могут иметь доход, который на порядок выше, чем указанные показатели.

Сколько получают в среднем по стране

В первом квартале 2014 года средняя оплата труда по категориям чиновников составила:

  • 1. в администрации президента России — 224,1 тысячи рублей, то есть выросла на 35 % по сравнению с таким же периодом прошлого года.
  • 2. служащих в федеральных государственных органах — 75,1 тысячи рублей, что на 17,8 % выше, чем в аналогичный период 2013 года.
  • 3. в Совете Федерации — 114,6 тысячи рублей, увеличившись на 48,4 %, в Госдуме — 85,6 тысячи рублей, увеличившись на 66,8 %.
  • 4. сотрудников региональных органов власти в России — 47 700 рублей, увеличившись на 9,8 %.
  • 5. работников территориальных федеральных органов исполнительной власти — 26 600 рублей, увеличившись на 9,8 %.
  • 6. работников органов местного самоуправления — 33 100 рублей, увеличившись на 9,6 %.
  • 7. учителей — 37 тысяч рублей, увеличившись на 20 %.
  • 8. медиков — 43 тысячи рублей, увеличившись на 27 %.
  • 9. столичных врачей — 67 тысяч 141 рубля.

Доходы чиновников на высших государственных должностях

А теперь попробуйте сравнить цифры которые вы увидели тут, и, например, Разительные отличия, не правда ли?

  • 1. Президент — 715 тысяч рублей.
  • 2. Премьер-министр — 570 тысяч рублей.
  • 3. Первый вице-премьер — 476 383 + поощрение в сумме 97221 рублей.
  • 4. Вице-премьер — 451 986 + поощрение в сумме 92 242 рублей.
  • 5. Министры обороны, внутренних дел, МЧС, руководители ФСБ, СВР, ФСО, ФСКН, ФМС — 786 тысяч рублей.
  • 6. Председатель Совета Федерации, Госдумы – 570 тысяч рублей.
  • 7. Сенатор, Депутат – 420 тысяч + поощрение в сумме 81513 рублей.
  • 8. Генеральный прокурор – 506190 рублей.

Доходы чиновников в регионах

Средняя оплата труда региональных чиновников в России составила 36,6 тысяч рублей, увеличившись за год на 13,2%.

Наибольший рост за год отмечен у сотрудников прокуратуры и судебной власти – 29,7 тысяч рублей, увеличившись на 21,6%.

Наименьший рост у сотрудников законодательной власти – увеличение только на 8,3%, однако у них высочайший размер доходов — 60,8 тысяч рублей.

У работников исполнительной власти — 37,1 тысяч рублей, прирост составил 12,6%.

Где в регионах чиновникам платят больше всего

Самая высокая средняя оплата труда отмечена в Чукотском автономном округе — 76 тысяч рублей. Хорошие показатели также в Магаданской области и Камчатском крае – где платят по 63,1 и 63 тысячи рублей соответственно.

Где в регионах чиновникам платят меньше всего

Самые низкая средняя оплата труда отмечена в республике Дагестан — 22,7 тысячи рублей, а также республике Мордовия — 23,6 тысячи рублей.

Средняя оплата труда в Москве — 34,8 тысяч рублей, а в Санкт-Петербурге — 33,8 тысячи рублей.

Ожидаемое повышение оплаты труда чиновников в будущем

Сравнение зарплат по регионам — обычных и государственных служащих

На мотивацию федеральных госчиновников планируется потратить 462 миллиарда рублей. К 2018 году планируется удвоить среднюю оплату труда каждого госслужащего. К тому же предусмотрены средства на доплаты – в среднем примерно по 58 тысяч рублей ежемесячно.

Для высших должностных лиц доплата должна составить 152 тысячи рублей ежемесячно. Сегодня доплата для них составляет 132 — 715 тысяч рублей без квартальных премий.

Согласно утвержденному проекту бюджет на 2014-16 год предусматривает увеличение окладов федеральных чиновников в 2,6 раз.

Однако в связи с тяжелым положением в стране принято решение заморозить индексацию зарплат некоторых чиновников на 2015 год. Это коснется сотрудников аппаратов правительства и Счетной палаты, администрации президента, центрального аппарата МИД, а также его территориальных органов в РФ.

В то же время оплата труда на 2015 год для служащих и чиновников всех уровней будет осуществляться в основном за счет индексации выплат относительно уровня инфляции. То же самое будет касаться и бюджетников. По словам Силуанова, главы Минфина РФ, такое решение будет адекватным нынешней ситуации.

Кстати, получилось очень удобно для читателей, ведь мы подготовили ранее для Вас, статью о самых богатых чиновниках России по размеру состояния. Если интересно, и редакция сайт не зря старалась, посмотрите подробности

Видео:Каков, на самом деле, уровень достатка работающих на государство людей?

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

В зависимости от ведомства доходы серьёзно разнятся (см. таблицу). Безусловно, в сравнении со средней зарплатой по стране (36,7 тыс. руб. - за 2016 г.) зарплаты чиновников впечатляют. С другой стороны, не стоит забывать, что речь идёт о работниках федеральных госорганов, большинство из них находятся в Москве, а в столице размер средней зарплаты - 87,1 тыс. руб. В 46 федеральных министерствах, службах и агентствах (68,7% от общего числа) заработки ниже, чем в среднем по столице.

Всего в федеральных гос-органах 38 тыс. гражданских служащих. Самое представительное ведомство - МИД, 3233 человека. На втором месте - Минобороны, 2865 человек. На третьем месте - Минэкономразвития, 1790 человек. Меньше всего гражданских служащих в Следственном комитете - 10 человек. Самая большая недоукомплектованность в Спецстрое, Верховном и Конституционном судах. Практически не требуются кадры в Росгидромете и ЦИК.

Чиновников на региональном уровне работает намного больше: 682 тыс. человек в федеральных госорганах и госорганах субъектов РФ и 307 тыс. чел. - на должностях муниципальной службы. А вот зарплаты у них гораздо ниже. По итогам 9 месяцев 2016 г. у гражданских служащих средний заработок составил 41,7 тыс. руб., у муниципальных служащих - 36,9 тыс. руб. «У меня зарплата 30 тыс. руб. и не поднималась уже лет 5. А вот обязанностей только прибавляется, - рассказала «АиФ» Ирина, госслужащая из Архангельской области. - Очень обидно слышать, когда люди говорят, что чиновники деньги лопатой гребут и по 100 тыс. получают».

«На мой взгляд, три самых сложных вида труда - труд педагога, научного работника и труд в сфере управления, - считает Вячеслав Бобков, гендиректор Всероссийского центра уровня жизни. - Люди, занимающие эти должности, должны зарабатывать достойно. Их зар-плата должна быть не меньше бюджета среднего достатка, 7-11 прожиточных минимумов. То есть минимально 80 тыс. руб., а лучше в полтора раза больше, потому что надо учитывать ещё хотя бы одного иждивенца - ребёнка. Получается, госслужащие ближе всего к этой планке. И это хорошо. Плохо то, что разрыв между зарплатами чиновников и средней зарплатой по стране настолько велик. Проблема не в том, что госслужащие много зарабатывают, а в том, что остальные - мало. Средняя величина социально приемлемого бюджета по стране (в расчёте на одного работающего) - 55 тыс. руб. (это 5 прожиточных минимумов), а средняя зарплата в полтора раза меньше этого показателя. Поэтому до тех пор, пока государство не доведёт средний заработок до этой цифры, чиновники тоже могли бы ужаться: сократить свои доходы в эти самые полтора раза. Тогда бы у населения не возникало вопросов к их заработной плате».

Ведомство

Размер средней зарплаты (руб.)

На сколько зарплата
выросла (уменьшилась) за год (%)

Аппарат Правительства

Администрация Президента

Счётная палата

Совет Федерации (без учёта сенаторов)

Госдума (без учёта депутатов)

Министерство иностранных дел

Министерство финансов

Конституционный суд

Верховный суд

Управделами Президента

Федеральная налоговая служба

Спецстрой

Минвостокразвития

Минэкономразвития

Центральная избирательная комиссия

Росреестр

Министерство по делам Северного Кавказа

Министерство юстиции

Министерство здравоохранения

Россельхознадзор

Министерство обороны

Министерство образования и науки

Министерство спорта

Министерство труда и соцзащиты

Министерство сельского хозяйства

Министерство природных ресурсов

Федеральная антимонопольная служба

Генпрокуратура

Министерство связи

Росздравнадзор

Минпромторг

Росалкогольрегулирование

Министерство энергетики

Росфинмониторинг

Рослесхоз

Федеральная таможенная служба

Министерство строительства и ЖКХ

Министерство культуры

Министерство транспорта

Росрыболовство

Аппарат уполномоченного по правам человека

Служба судебных приставов

Роскомнадзор

Росгидромет

Рособрнадзор

Росимущество

Росавиация

Росавтодор

Росрезерв

Ростуризм

Росмолодёжь

Следственный комитет

Федеральное агентство по недропользованию

Федеральное агентство по делам
национальностей

Чиновники готовятся к новым изменениям в системе оплаты своего труда. Так, правительство обещает повысить зарплату госслужащих в 2018 году .

Однако, помимо увеличения оклада, а, если быть точнее, то лишь гарантированной его части, для работников государственного аппарата приготовили целую систему, направленную на выявление зависимости зарплаты от эффективности работы отдельно взятого госслужащего.

Давайте разберемся, как «аукнется» очередное нововведение рядовым чиновникам и что им нужно будет выполнять, чтобы не лишиться доброй доли оклада или вовсе не потерять своего места.

Повышение окладов госслужащих

В аппарате правительства отмечают, что повышение гарантированной части оклада идеально вписывается в план мероприятий по развитию российской гражданской службы, рассчитанный на период 2016-2018 гг. Также был назван и процент повышения зарплаты чиновников – 38%.

По мнению экспертов, подобная мера была вынужденной, так как зарплата этого сегмента не индексировалась с 2014 года.

А теперь давайте посчитаем. По данным Росстата, в 2016 году среднемесячная заработная плата федеральных госслужащих составила 99 тыс. 900 рублей. То есть, при увеличении на пресловутых 38%, оклады могут вырасти практически до 140 тыс. рублей. И лишь немногим позже в правительстве заявили, что речь идет о повышении гарантированной части окладов, не затрагивая иные выплаты.

Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов выдвинул свои соображения на этот счет. По его мнению, рост зарплат госслужащих – необходимая мера, призванная хоть как-то компенсировать чиновникам отрицательный эффект инфляции.

В свою очередь, высказался бывший заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. В целом, он придерживается такой же позиции, что и Орлов, с одним лишь замечанием – нельзя всех чиновников грести под одну гребенку, ведь кто-то зарабатывает жалкие гроши, а кто-то – ворочает «бешеными» тысячами.

«У министров и сотрудников администрации президента зарплаты высокие. Так, средняя зарплата в администрации президента, по данным Росстата, - 208 тыс. рублей, в то время как специалисты первой категории в Москве получают зарплату в 26 тыс. рублей. Сегодня молодым специалистам, которые вступили в брак и рожают детей, тяжело содержать семью на подобную зарплату. В результате этого создаются условия для того, чтобы такие люди стремились получать различные неофициальные доходы. Зарплатам специалистов низших категорий необходимо уделить особое внимание, где их трудовой доход не будет в десятки раз меньше зарплат первых руководителей», — поделился своим видением ситуации Митволь.

Ко всему прочему, политик добавил, что наивысшую зарплату чиновники получали в 2014 году, а затем, в виду сложившейся в стране ситуации, зарплаты госслужащих очень сократились. За последнее время снижение зарплат занятых на государственной службе составило около 20%.

Результативность работы и зарплата чиновников

В 2018 году, чтобы получить оклад в полном объеме, а также дополнительные выплаты, должностному лицу нужно будет месяц от месяца выполнять ряд выдвинутых к нему требований. Иными словами, совсем скоро заработные платы государственных служащих будут прямо зависеть от того, сколько они, грубо говоря, «наработали».

В правительственном аппарате обещают внести соответствующие поправки в закон «О государственной гражданской службе РФ» уже к декабрю 2017 года.

Подобные нововведения подразумевают активное вживление системы контракта эффективности работы госслужащего. Сам контракт представляет собой обыкновенный трудовой договор, в котором в обязательном порядке прописаны кое какие показатели, коих чиновнику следует достичь за определенное время, действуя в рамках своих полномочий, а также критерии оценки продуктивности его работы.

Отталкиваясь от того, выполнил ли служащий эти показатели, и будет решаться, получит он полный оклад или же урезанную зарплату, разумеется, без каких бы то ни было надбавок и бонусов.

Помимо лежащей на поверхности сути эффективного контракта, он также подразумевает увеличение оклада, о котором уже говорилось выше, по отношению к премиальной части зарплаты. Подобный ход многие политики находят единственно верным решением в нынешних условиях относительной нестабильности и в стране.

В настоящее время оклад государственного служащего состоит из следующих частей:

  • должностной оклад;
  • оклад за классный чин;
  • дополнительные выплаты.

При этом два первых оклада создают основную зарплату денежного содержания. А вот к дополнительным выплатам относятся: надбавка за выслугу лет (выплачивается ежемесячно), надбавка за особые условия гражданской службы, иногда выплачивается ежемесячная надбавка за работу над секретными материалами и премии за выполнение особенно сложных и важных заданий.

Сюда же относят и выплату при предоставлении оплачиваемого отпуска (раз в год). Порой фиксированная часть может составлять одну восьмую всей заработной платы. То есть повышение основной части оклада будет происходить за счет уменьшения дополнительных выплат.

Также схема перехода на новую систему контрактов в повлечет за собой сокращение количества госслужащих. В правительстве предполагают пересмотреть полномочия и функции государственных органов, в результате чего дублирующиеся функции будут изничтожены и, по сути, произойдет сокращение штатов.



 

Возможно, будет полезно почитать: