Положение о регистрации по месту. Правила и порядок регистрации граждан по месту жительства

Регистрация подразумевает под собой внесение данных гражданина на учет. Таким образом, он реализует свои права и свободы с одной стороны, и обязательства, с другой. Правила регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства являются обязательными для исполнения всеми. Рассмотрим подробности, как проводится одна и другая процедура.

Регистрационный учет

По действующему закону каждый гражданин должен стоять на учете по месту жительства. Иными словами, быть зарегистрированным. Это положение регулируется статьей 3 закона России от 25 июня 1993 года под номером 5242-1 в современной редакции «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» Регистрация, или прописка (сегодня этот термин утратил актуальность и вместо него применяется «регистрация») бывает:

  • постоянной;
  • временной.

Под первой понимается постоянное проживание гражданина на одном месте. Как правило, ее оформляют собственники помещений и члены их семей. Редко когда соглашаются прописать на жилой площади стороннего человека на постоянной основе. Ведь количество жильцов, в том числе, влияет и на размер оплаты за квартиру.

Временная регистрация оформляется на срок до 90 дней. Часто она необходима для студентов, сотрудников фирмы, приехавших работать в иногородний филиал, при командировке, лицам, отбывающим наказание за совершенное правонарушение и в других случаях.

Ни один, ни другой вид регистрации не влияет на право собственности недвижимостью. Но каждый гражданин обязан обозначать свое место жительства. Обычно, регистрационный учет осуществляется в территориальных органах ФМС. Вся процедура реализуется согласно порядку, который регламентируется в ПП №713 от 17 июля 1995 года в современной редакции «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с учета» (далее Правила).

Порядок регистрации является единым для всех граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства. Тем не менее, в зависимости от принадлежности жилья и характера регистрации (первичной или вторичной), он имеет некоторые особенности.

Регистрация по месту жительства

Чтобы понимать все нюансы, нужно сначала разобраться с понятием. Что подразумевается под местом жительства гражданина? Это квартира, комната или иное жилое помещение, относящееся к жилому фонду, где физическое лицо проживает постоянно или находится там большую часть времени.

При этом необязательно, чтобы человек имел его в собственности. Он может проживать, например, по договору найма или на других основаниях, которые предусматривает в законодательстве Российская Федерация.

Гражданин, относящийся к одному из малочисленных народов, может вести кочевнический образ жизни в соответствии со своими традициями. Это означает, что постоянное проживание у него отсутствует. Тогда, по действующим законам, таким место считается поселение, находящееся в том районе города, где он кочует.

Если место жительства меняется, то в течение 7 дней гражданин обязан уведомить об этом тех, кто принимает и доставляет документы в соответствующие органы. При этом, при себе гражданин должен иметь:

  • паспорт;
  • заявление, которое заполняется по специальной форме;
  • документ, являющийся основанием для законного вселения на жилую площадь (это договор найма или иной документ, где имеется соглашение о жилье в помещении).

Особенности процесса

Заселение может произойти и без ЖЭО. Тогда гражданин обязан предоставить вышеперечисленные документы собственнику или организации, которая осуществляет контроль за эксплуатацией. Но в отдельных случаях он вправе не предоставлять указанные документы. Это возможно, когда вся необходимая о нем информация содержится в гос. органах или ОМС.

Так, если гражданин отказывает предоставить свои данные сотрудникам регистрационного учета, в учреждение направляется запрос о том, чтобы получить их оттуда. На этом или одном из других оснований, предусмотренных действующим законодательством, проводится процедура регистрации. Для этого отводится определенный срок, в который необходимо уложиться. Сотрудники регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина в течение восьми рабочих дней. Отсчет начинается с момента направления заявления вместе с другими документами.

Бумаги могут быть предоставлены лично или через электронную службу «Единый портал государственных и муниципальных услуг» в интернете. В этом случае заявление оформляют на том же ресурсе, и к нему прикладывают отсканированные копии всех нужных бумаг.

Через три дня документы передаются в органы учета. К этому времени должен быть собран полный пакет, которые предусматривают Правила регистрации граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Помимо этого, предоставляются адресные листки прибытия с формами учета.

В конце проводится непосредственно регистрация. Для процедуры также отводится три последующих дня после подачи документов. В результате совершеннолетнему гражданину делают соответствующую отметку в паспорте, а несовершеннолетнему выдают свидетельство о регистрации. Это делается в тот же день, когда в орган регистрационного учета предоставят свои документы лица, которых вселяют и тех, благодаря которым они вселяются.

Регистрация по месту пребывания

Как и в предыдущем случае, выясним сначала, что означает место пребывания. Под ним подразумевается место, где планируется жить определенное время. Им может быть:

  • гостиница;
  • кемпинг;
  • санаторий;
  • база для туристов;
  • медучреждение;
  • учреждение, где гражданин отбывает наказание за совершенное правонарушение;
  • иное жилое помещение, кроме места его постоянной регистрации.

Читайте также Процедура регистрации по месту жительства для иностранных граждан с видом на жительство (ВНЖ) в России

В соответствии с Правилами, гражданин обязан обратиться в органы регистрационного учета. При этом он предоставляет:

  • паспорт;
  • заявление, заполненное в специальной форме;
  • документ, на основании которого временное проживание разрешается (речь в данном случае идет о тех же бумагах, как и для регистрации по месту жительства).

Если основанием является договор социального найма, то заявитель вправе не предоставлять вышеперечисленных документов. Тогда он лишь указывает свои реквизиты в заявлении. Он может поступить тем же образом в случае, если регистрация реализуется на основе свидетельства о гос. регистрации права на помещение.

В этом случае сотрудники органа направляют запрос с целью получить необходимую информацию. После того как данные поступят, осуществляют регистрацию. Как и в предыдущем случае, на весь процесс отводится восемь дней. При этом отсчет начинается со дня подачи заявления.

Особенности процесса

В случае, когда заселение проводится без участия ЖЭО, соответствующие документы сдает гражданин, который регистрируется, собственник жилого помещения или законный представитель юр. лица, который несет ответственность за его эксплуатацию. Гражданин извещает соответствующий орган о сроке, в течение которого он будет пребывать, и месте лично или посредством электронной связи на упоминавшемся выше портале.

Срок регистрации граждан по месту пребывания является тем же, что и по месту жительства, то есть на это отводится восемь дней. Следует учитывать, что имеются ввиду только рабочие дни. Вопрос о регистрации по месту пребывания согласуется:

  • с собственником жилья;
  • с нанимателем и всеми проживающими с ним лицами - членами семьи; при этом свое согласие должны дать и те, кто отсутствует;
  • с управлением жилищных кооперативов, но лишь в случае, когда они - не собственники недвижимости.

После предоставления жилья, физические или юридические лица обязаны передать перечень документов в соответствующие органы (смотрите Правила регистрации и снятия граждан, пункт 10). Срок для этих действий - три дня. Еще столько же дней дается государственной инстанции, чтобы зарегистрировать заявителя и выдать ему свидетельство. При этом срок может быть увеличен. Основания регулируются абзацем 5, 6, 9 девятого пункта Правил.

Заявитель не обязан являться лично для получения свидетельства. Он вправе запросить его направление через почтовую связь. В таком случае документ отправляется по адресу регистрации. В то же время в течение трех дней владелец жилья получает уведомление о регистрации по месту пребывания.

Отдельно стоит сказать о детях, не достигших совершеннолетнего возраста. Их регистрируют вместе с родителями, опекунами или усыновителями. Для этого необязательно иметь согласие тех лиц, согласие которых необходимо при осуществлении процедуры в общем порядке.

Вопрос о регистрации по месту пребывания необходимо решать сразу после того, как гражданин прибыл. Это осуществляется администрацией учреждения, где он останавливается. Основанием является паспорт гражданина.

Администрация всех учреждений, список которых представлен выше, на безвозмездной основе предоставляют в органы миграционной службы данные о гражданина. Это реализуется как личным посещением органов, так и посредством электронной связи, а также телекоммуникационных сетей.

Исключением из этого правила регистрации являются учреждения, где граждане отбывают наказание. Администрация в таком случае представляет в миграционную службу данные о регистрации по месту пребывания физического лица в течение семи дней. Порядок процедуры отдельно регулируется Правилами.

Регистрация для пребывания и проживания

В каком бы порядке ни проходила постановка на учет, при регистрации по месту пребывания, основная регистрация - по месту жительства продолжает иметь законную силу и не аннулируется.

Рассмотрев, как происходит порядок о и пребывания, можно сделать вывод о том, что обе процедуры схожи. И в одном, и в другом случае нужны одинаковые документы, а также наличие времени. В то же время регистрация осуществляется просто. Поэтому особого внимания к ней не потребуется. Нужно лишь соблюсти порядок, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Таким образом, все что нужно от гражданина, это (при личном присутствии) отстоять очередь, а также предоставить необходимые документы. Все остальное делают сотрудники государственного органа. Гражданин получает на руки документ, свидетельствующий о регистрации по месту пребывания.

Снятие с учета: основания

При регистрации по месту пребывания граждане автоматически считаются снятыми с учета, когда истечет срок, указанный в заявлении о регистрации. А если речь идет о санаториях, отелях, базах отдыха, медицинских и иных учреждениях, то выписка происходит с момента их убытия. В этом случае нет необходимости писать какое-то заявление ни со стороны гражданина, который был зарегистрирован по месту пребывания, ни со стороны владельца помещения или администрации учреждения.

  • 1. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, признаки, принципы
  • 2. Государственное управление агропромышленным комплексом
  • 1. Понятие и виды административно-правовых норм
  • 2. Государственное управление в сфере физической культуры и спорта
  • 2. Государственная защита прав потребителей и благополучия человека
  • 2.Государственная защита прав потребителей и благополучия человека
  • 1 Административно-правовые отношения (апо): понятие и особенности
  • 2. Управление государственным имуществом
  • 1.Административная юрисдикция
  • 2. Государственное управление в сфере образования и науки
  • 2. Государственное управление энергетическим комплексом
  • 1 Административно-правовой статус граждан.
  • 1. Административное правонарушение.Ю Состав.
  • 2. Государственное управление таможенным делом
  • 1. Доказывание и доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях
  • 2. Управление в области финансов
  • 2. . Государственное управление в сфере экологии и природопользования
  • 2) Проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых;
  • 3) Проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами;
  • 4) Проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
  • 1.Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • 2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
  • 1. Административно-процедурное производство
  • 2. Управление в области обороны
  • 1.Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 1. Полномочия президента рф в сфере ив
  • 2. Полиция.
  • 1. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. Власти
  • 2. Регистрационный учет граждан
  • 1 Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 2.Управление в области безопасности. Защита и охрана государственной границы
  • 1. Государственная служба. Понятие принципы функционирования
  • 2. Государственное управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий
  • 2. Обеспечение безопасности дорожного движения
  • 1. Виды гос. Служащих. Общее прохождение
  • 2. Государственное управление в области культуры и массовых коммуникаций
  • 1. Права и обязанности государственных служащих. Ответственнорсть
  • 2. Управление в области юстиции
  • 1. Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы
  • 2. Государственное управление в области иностранных дел
  • 1.Формы реализации исполнительной власти.Понятие и виды.
  • 2. Управление в области связи и массовых коммуникаций
  • 1. Понятие и значение правовых актов управления.
  • 2. Государственное управление в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства
  • 2. Государственное управление в области налогов и сборов
  • 2) Меры административного пресечения
  • 2) Государственное управление транспортным комплексом
  • 1. Понятие и признаки административной ответственности
  • 2. Управление в области социального развития и здравоохранения
  • 1. Административное правонарушение
  • 2. Управление в области экономического развития
  • 2. Управление в сфере защиты и охраны государственной границы рф
  • 1. Административный процесс: понятие и виды
  • 2. Естественные монополии,
  • 1. Судебный контроль в сфере исполнительной власти
  • 1. Государственный контроль в сфере исполнительной власти
  • 2. Государственное регулирование деятельности судебных приставов
  • 1. Прокурорский (общий) надзор
  • 2. Управление государственным имуществом
  • 1. Административный надзор: понятие, особенности
  • 2. Оборонно-промышленный комплекс.
  • 2. Государственное управление в сфере миграционной политики
  • 2. Регистрационный учет граждан

    Регистрационный учет граждан (правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ утверждены Постановлением Правительства РФ).

    В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства отменена прописка и выписка граждан и заменена регистрационным учетом (осуществляется по месту жительства в органах внутренних дел или в местной администрации).

    Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

    Место пребывания – место, где гражданин временно проживает.

    Место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

    Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета (контроль за соблюдением возлагается на органы внутренних дел).

    Документы, удостоверяющие личность граждан РФ , необходимые для осуществления регистрационного учета (паспорт гражданина РФ; паспорт гражданина СССР (до замены его на паспорт гражданина РФ); свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста); паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ)).

    Регистрация граждан в пограничной зоне , закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых ФЗ.

    Регистрация граждан по месту пребывания.

    Граждане, прибывшие для временного проживания на срок свыше 90 дней , обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить (документ, удостоверяющий личность; заявление; документ, являющийся основанием для временного проживания) (регистрация осуществляется на срок, определенный по соглашению с нанимателями; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов).

    , которые в 3-дневный срок регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания (регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства).

    Регистрация граждан по месту жительства.

    Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить (документ, удостоверяющий личность; заявление; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение).

    Документы в 3-дневный срок передаются в органы регистрационного учета , которые в 3-дневный срок регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства (за регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина).

    Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства.

    Регистрация военнослужащих осуществляется (по месту их жительства – на общих основаниях (за исключением проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания – при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения).

    Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.

    Регистрация по месту пребывания вынужденных переселенцев производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.

    Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность законных представителей, или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении (регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства).

    Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

    Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания , по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания.

    Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае (изменения места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления решением суда умершим; выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением; обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации).

    Органы регистрационного учета снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства на в 3-дневный срок основании полученных документов (в паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства).

    Билет 20

    Что такое "место жительства"?

    В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " (далее – Закон № 5242-I) к понятию "место жительства " относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

    Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с , который определяет понятие "место жительства "как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает , не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

    Что такое "жилое помещение"?

    Жилым помещением, в соответствии с , признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

    Требования к признанию помещения жилым установлены в Постановлении Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " ".

    В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

    При этом необходимо предъявить :

    • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
    • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

    В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с . Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

    Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

    Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

    Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

    Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

    Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

    Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 " " предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

    Аналогичный смысл имеет , который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения и , правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства .

    Стоит отметить и выраженную в позицию: "Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора , заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

    Кроме того, нормы законодательства , которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства ."

    Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

    По аналогичному спору было вынесено , которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

    Регистрация граждан, в том числе и временная, то есть по месту пребывания, была введена в РФ в 1993 году вместо прописки. Сейчас юридического термина «прописка» не существует вовсе, его заменил «регистрационный учет».

    Для того, чтобы в нем разобраться, нужно вкратце знать, что он из себя представляет и кто этим занимается.

    Регистрация граждан охватывает два вида учета: регистрацию по месту жительства и по месту пребывания. Оба вида подотчетны отделам местных миграционных служб. В сельской местности регистрацию осуществляет местная администрация.

    По Конституции все граждане РФ и иностранные граждане имеют право на свободу передвижения и выбор места жительства. Регистрироваться они могут либо по месту пребывания, либо по месту жительства.

    Местом пребывания называются такие учреждения как: базы отдыха, санатории, гостиницы, больницы и другие медицинские учреждения, места лишения свободы. Это могут быть любые жилые помещения, в которых гражданин временно проживает (например снимает квартиру или дом).

    Местом жительства называется любое жилое помещение, такое как квартира, комната, дом, где собственником является гражданин. Это помещение может юридически считаться местом жительства, даже если гражданин его снимает. Для кочевых и полукочевых народов, проживающих на территории РФ, местом регистрации считается одно из кочевий, где он проживает большую часть года.

    Регистрация ставит перед собой следующие цели:

    1. Правонаделительную - эта цель реализует права гражданина. Все права, которые определяет Конституция РФ, осуществляются через законодательную базу, в том числе через законы и постановления Правительства о регистрации граждан.
    2. Правоохранительная - эта цель обеспечивает сохранение общества, через соблюдение всеми гражданами законов.

    Факт регистрации сам по себе не обеспечивает свободу граждан на право передвижения, но и не ограничивает их в этих правах. Регистрация лишь извещает о случившемся факте проживания человека на определенном месте.

    Законодательная база

    В наше время на смену паспортному столу, в обязанности которого когда-то входило наблюдение за пропиской граждан и ее оформление, пришла Федеральная миграционная служба (ФМС). Она поначалу объединяла отделения паспортной службы, а совсем недавно, в начале 2016 года, стала единственным исполнительным государственным органом, который контролирует передвижение граждан по стране и их постоянную и временную регистрацию.

    Законодательная база постоянной и временной регистрации граждан основана на следующих правовых актах:

    1. В июне 1993 года был принят Закон РФ о праве граждан на свободу передвижения. Именно с этого момента дан отсчет новому понятию - регистрация по месту пребывания. С этого времени рядом других законов и приказов положено начало реализации права свободы жить там, где человек захочет, а не быть привязанным к месту прописки. Отсутствие постоянной регистрации не должно повлиять на права и свободы граждан.
    2. В 1998 году было принято Постановление Конституционного Суда РФ была отменена норма жилой площади и 6-месячный лимит времени регистрации по месту пребывания.
    3. С 2002 года в перечне документов, которые подаются на постоянную регистрацию, отсутствует военный билет. Раньше военнообязанный мог прописаться только после постановки на воинский учет. Сейчас, по решению Правительства РФ, этого нет, что означает продолжающийся с 1993 года процесс либерализации.
    4. Усилением борьбы против проживания без регистрации (любой)свыше узаконенного срока можно считать повышение штрафов. За это административное правонарушение наказание ужесточилось с предупреждения и ста рублей штрафа до 1500-2500 руб .
    5. С начала 2005 года сделан серьезный шаг с сторону расширения прав и свобод граждан (в рамках законодательства) - срок подачи документов для временной регистрации изменился с трех дней до трех месяцев. Это существенное сокращение государственного контроля за местопребыванием граждан.
    6. С середины 2010 года упростилась процедура временной регистрации. Уже почти семь лет это можно сделать самостоятельно через портал Госуслуги. Главным преимуществом в этом случае являлась значительная экономия времени. Вместо посещения местного отделения службы миграции, необходимо было зарегистрироваться на сайте и послать запрос в электронном виде.
    7. К сожалению, просуществовало такое нововведение в чистом виде не так долго. После поправок в 2011 году, которые опубликовало Управление ФМС, регистрация через сеть де-факто была упразднена. Было введено условие личной явки после подачи документов в электронном виде. Несмотря на это, занесение данных через портал Госуслуг все-таки несколько облегчает режим регистрации для заявителей.
    8. В этом же году была введена ответственность для должностных лиц за несоблюдение прав граждан. За нарушение правил регистрации им грозит штраф от 3000 до 30 000 рублей .
      Должностными лицами в этом случае будут являться: ответственные лица за регистрацию в муниципальном и государственном жилье, в частном фонде, в жилищном кооперативе, гостиницах, кемпингах, турбазах, домах отдыха и санаториях, домах-интернатах, а также собственники жилья, которые сдают помещения внаем. Последние должны вместе с нанимателем обратиться в органы госучета.

    Временная регистрация по месту пребывания для граждан РФ

    Временная регистрация - это один из видов регистрации гражданина по месту пребывания. Она обязательна, и рекомендована тем, кто более 90 дней находится не по месту постоянной регистрации.

    Даже в том случае, когда у вас есть постоянная прописка в одном месте, а живете вы на съемной квартире или в гостинице чуть ли не по соседству, регистрация все равно будет нужна. В противном случае, при обнаружении факта незарегистрированного проживания, грозит штраф.

    Эта мера воздействия предназначена для следующих категорий граждан:

    • совершеннолетние граждане, чей возраст превышает 18 лет ;
    • несовершеннолетние граждане, хотя в этом случае штраф платят родители;
    • иностранные граждане.

    Для иностранных граждан соблюдаются те же условия регистрации по месту проживания, что и для граждан РФ, то есть - 3 месяца . Разница состоит лишь в том, что те, кто приехал в Россию по приглашению на работу, встать на миграционный учет придется в течение недели.

    Право устанавливать размер штрафа принадлежит региональным законодательным властям.

    Суммы штрафов зависят от того, где вы проживаете, и колеблются от 2 000 до 5 000 рублей.

    После того, как вы примете решение о временной регистрации, придется ждать от трех до восьми дней. Такие сроки оформления нужны для принятия решения и оформления всех необходимых документов органами Управления Миграционной Службы.

    Для того, чтобы оформить временную регистрацию по месту пребывания для граждан РФ, можно воспользоваться следующими способами:

    • лично подать документы в местные органы миграционной службы;
    • подать документы через своего представителя, оформив на него доверенность;
    • отправить все необходимые документы почтой;
    • внести свои данные через сайт Госуслуги.

    Если вы захотите воспользоваться последним вариантом, то нанести визит с ФМС все-таки придется, о чем вам сообщат в электронном виде. Если вы являетесь нанимателем жилья, то прийти необходимо с собственником жилья. Его присутствие, а также подпись в данном случае необходимы.

    Преимущество здесь состоит в том, что посетить миграционную службу придется только один раз. А второе - в официальном приглашении будет точно указано время и место окончательного этапа регистрации.

    Какие документы нужны при оформлении

    Для того, чтобы оформить временную регистрацию, необходимо подать пакет документов следующего содержания:

    • удостоверение личности гражданина;
    • заявление;
    • основание для временного проживания - документ, который подтвердит договор найма или заявление того, кто предоставил жилое посещение.

    Регистрация по месту пребывания является абсолютно бесплатной процедурой. Не взимается даже госпошлина. Эта процедура осуществляется без снятия гражданина с учета по месту жительства. То есть в паспорте сохраняется штамп о постоянной регистрации.

    Бланк заявления можно найти в отделении миграционной службы, образцы для их заполнения находятся рядом. Также можно скачать бланки заявления из интернета в любом формате.

    К размеру бланка никаких претензий предъявляться не должно. Во всех регионах он разный. А вот содержанию заявления и его форме придается значение. Для того, чтобы распечатать бланк, можно воспользоваться официальным сайтом УФМС.

    С 2016 года при регистрации стали использоваться формы для заполнения №№ 1,2,3. Данное заявление должно содержать:

    • полное, юридически грамотное название организации, которая будет регистрировать гражданина по месту пребывания;
    • Ф.И.О. гражданина, который желает зарегистрироваться;
    • паспортные данные заявителя;
    • число, месяц, год рождения;
    • адрес гражданина по прописке, указанный в паспорте;
    • число, месяц, год начала и окончания регистрации по месту пребывания;
    • Ф.И.О. собственника жилого помещения, в котором будет проживать гражданин;
    • паспортные данные собственника;
    • точный адрес помещения, в котором будет временно жить гражданин.

    Если это аренда жилья, то в конце заявления должны расписаться как арендатор, так и арендодатель-собственник жилья. Заявление должно быть заверено подписью сотрудника ФМС и печатью отделения УФМС.

    И для оформления временной регистрации в арендованном жилье понадобятся не только заявление, паспорт и свидетельство о праве собственности. Но также письменное согласие собственника и всех прописанных жильцов. Присутствие родственников или других прописанных жильцов не является обязательным.

    Прописать гражданина в свою квартиру можно на срок, не превышающий шести месяцев. В Жилищном Кодексе на одного человека должно приходиться 12 кв. метров жилья. Эта норма различается по регионам, но не сильно.

    При превышении этой нормы, при оформлении временной регистрации в муниципальном жилье, возможен отказ. При регистрации на квартире, где собственником является гражданин, подобных ограничений нет.

    Отказ возможен и в том случае, когда жилье находится в залоге при оформлении договора ипотечного кредитования.

    Для тех, у кого по каким-либо причинам отсутствует паспорт, существует заявление по форме №8. Оно такое же, как и обычное, с той лишь разницей, что вместо данных паспорта указываются данные того документа, который заменяет паспорт.

    Отказ сотрудников ФМС обязательно мотивируется. Если даже причины несогласия органов миграции законны, это решение возможно опротестовать. Жалоба подается в прокуратуру или в суд при наличии отказа в письменном виде. Отказ должен быть заверен печатью и подписью руководителя отделения.



     

    Возможно, будет полезно почитать: