ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем. Егэ по обществознанию

Правовые задачи по обществознанию с выбором правильного решения, с ответами и пояснением для школьников 7-9 классов

Описание материала:
Задачи могут быть использованы на любой стадии учебного процесса по курсу "Обществознание" (раздел "Право") или "Право" (если право изучается как отдельный учебный предмет) в рамках как базового, так и профильного уровня обучения. Они помогут сделать изучение основ права интересным и творческим, позволят учащимся глубже осмыслить и освоить изученное.
Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания, МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
Цели: воспитывать законопослушных граждан; расширять правовой кругозор учащихся; учить адаптироваться во взрослой жизни.
"Незнание закона не освобождает от ответственности.
А вот знание нередко освобождает", - Е. Лец


Правовые задачи:
Задача 1
Водитель сбил пешехода, который перебегал дорогу в неположенном месте. Пешеход убежал с места ДТП. Участник ДТП полицию не вызвал, сел в машину и уехал. За оставление места ДТП предусмотрено:
a) наказание в виде лишения прав на срок от одного года до полутора лет;
b) наказание в виде лишения прав на срок от шести месяцев до года;
c) наказание в виде лишения прав на шесть месяцев;
d) административный арест на срок до тридцати суток.

Задача 2
В Швейцарии мужчина (боснийского происхождения) не пускал свою 14-летнюю дочь в школьный на обязательные занятия по плаванию даже в буркини – специальном купальнике для мусульманских женщин. Это он объяснял тем, что когда буркини намокает, то под ним угадываются формы. Такое допустить он не мог. Но ни администрация школы, ни местные чиновники не сочли данный аргумент убедительным. На основании их жалобы прокуратура приняла решение: отправить отца на четыре месяца в тюрьму за:
a) нарушение родительских обязанностей в сфере образования;
b) рукоприкладство;
c) домашнее насилие;
d) создание ситуации, опасной для жизни ребенка.

Задача 3
Административный арест может применяться к:
a) лицам, не достигшим возраста 18 лет;
b) инвалидам I и II групп;
c) военнослужащим;
d) должностным и юридическим лицам.

Задача 4
Пожизненный приговор без права на условно-досрочное освобождение может применяться в качестве обязательной меры наказания в отношении несовершеннолетних преступников в стране:
a) Германия;
b) Франция;
c) США;
d) Китай.

Задача 5
Две школьницы 14 и 15 лет, увидев спящего на скамейке мужчину, приняли решение похитить принадлежащее ему имущество. Но у мужчины не казалось никаких ценных вещей. Тогда девочки нанесли ему множественные удары штопором в область шеи и лица. После чего покинули место происшествия. Против подростков возбуждено уголовное дело по статье:
a) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
b) причинение вреда здоровью по неосторожности;
c) разбой;
d) хулиганство.

Задача 6
Хулиганы ворвались на выставку «Народное творчество и скульптуры» и устроили погром. Были повреждены несколько экспонатов. По данным полиции, ущерб, причиненный экспонатам выставки, составил около 196 тысяч рублей. По факту погрома было возбуждено уголовное дело по статье:
a) уничтожение или повреждение культурных ценностей;
b) погром культурных ценностей;
c) повреждение культурных ценностей;
d) истребление или повреждение культурных ценностей.

Задача 7
Мужчина сообщил, что в его авто разбито переднее окно, а из салона похищено 60 тысяч рублей. Полицейским удалось задержать местного жителя города Ч. Оказалось, что подозреваемый ранее уже был, судим за аналогичные преступления. Было возбуждено уголовное дело по статье:
a) разбой;
b) кража;
c) хищение;
d) хулиганство.

Задача 8
Во дворе дома неизвестные ночью прокололи колеса всем припаркованным автомобилям. От их действий пострадали более 10 автомобилей. Их поступок – это:
a) pазбой;
b) xищение;
c) xулиганство;
d) мелкое хулиганство.

Задача 9
Новую входную дверь должны были установить в течение 2-х дней, но предприятие со сроком выполнения не справилась. Нарушены нормы:
a) гражданского права;
b) исполнительного права;
c) трудового права;
d) семейного права.

Задача 10
В городе Т. по действующему графику отключают уличное освещение с период с 01.20 до 05.20 часов. Таким образом, нарушаются права горожан:
a) на безопасность нахождения на улицах города;
b) на безопасность в вечернее и ночное время;
c) нарушение спокойствия в вечернее и ночное время суток.

Задача 11
В Ирландии экономические, социальные и культурные права считаются правами:
a) первого поколения;
b) второго поколения;
c) третьего поколения;
d) четвертого поколения.

Задача 12
Мужчина в городе С. взял в аренду автомобиль, принадлежащей гражданке Т. и отправился в другой город, где продал автомобиль третьему лицу. Сумма ущерба составила порядка 900 тысяч рублей. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления:

b) кража;
c) мошенничество;
d) вымогательство.

Задача 13
Злоумышленник через одну из популярных социальных сетей под вымышленным предлогом попросил ребенка зайти в аккаунт, контролируемый мошенниками, со своего телефона. Мальчик зашел в указанный аккаунт, и его телефон сразу был дистанционно заблокирован. Злоумышленники вступили в переписку с ребенком и потребовали от него перечислить через платежный терминал 4 тысячи рублей, чтобы разблокировать телефон. По данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления:
a) покушение на мошенничество;
b) мошенничество;
c) вымогательство;
d) грабёж.

Задача 14
За незаконное приобретение наркотических средств без цели сбыта был впервые привлечен 16-летний молодой человек. Подсудимый в совершении указанного преступления раскаялся. Максимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи, предусматривающей ответственность за это преступление:
a) составляет лишение свободы до пяти лет;
b) составляет лишение свободы до трех лет;
c) условное наказание;
d) штраф.

Задача 15
Играя на перемене с мячиком, ученики разбили оконное стекло в школе. Выберите верный вид юридической ответственности за это нарушение:
1) дисциплинарная;
2) уголовная;
3) гражданско-правовая;
4) административная.

Задача 16
На железнодорожном вокзале города Н. молодой человек отказался выкладывать содержимое карманов, после того, как «рамка» запищала. Мужчина отошёл куда-то, а потом снова прошел контроль, уже без препятствий. Полицейские заподозрили неладное. Они исследовали вокзал и нашли в мусорном баке предмет, похожий на гранату. Здание сразу же оцепили, всех пассажиров эвакуировали. Взрывотехники, прибывшие на место происшествия, быстро установили, что это был муляж гранаты. Тогда полицейские сели в поезд, в котором нашли того самого молодого человека. Им оказался житель Москвы. Его сняли с поезда и отвезли в город N. Суд признал выходку москвича:
a) мелким хулиганством;
b) хулиганством;
c) разбоем;
d) мошенничеством.

Задача 17
Обвиняемый В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте, беспричинно выражался грубой нецензурной бранью, чем нарушил общественный порядок и выражал явное неуважение к обществу, тем самым совершил:
a) мелкое хулиганство;
b) хулиганство;
c) разбой.

Задача 18
Полицейские по горячим следам задержали подозреваемого в серии повреждений дорогостоящих автомобилей. Хулиган повредил пять иномарок. Общая сумма ущерба составила более 124 тысяч рублей. Владельцы автомобилей написали заявления в полицию. Хулигана поймали. Как выяснилось, он ранее привлекался к уголовной ответственности за имущественные преступления. В отношении молодого человека возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления:
a) умышленные уничтожение или повреждение имущества;
b) разбой;
c) уничтожение имущества.

Задача 19
В дежурную часть полиции города М. обратился местный житель. Мужчина сообщил, что в его авто разбито переднее окно, а из салона похищено 70 тысяч рублей. По горячим следам полицейским удалось задержать 31-летнего жителя города М. Подозреваемый признался в содеянном. Возбуждено уголовное дело по статье:
a) кража;
b) разбой;
c) хищение;
d) хулиганство.

Задача 20
Предпринимателю Н. было предоставлено собственником помещения место в торговом центре «А» для размещения рекламы водки. Согласно федеральному закону «О рекламе», запрещено размещать рекламу продукции с содержанием этилового спирта.........................................., который осуществляет продажу алкоголя, а также вне дегустационного зала этого объекта. Вместо точек укажите верный ответ из четырёх предложенных:
a) пяти и более процентов;
b) пяти и более процентов вне торгового объекта;
c) вне торгового объекта;
d) сорока процентов вне торгового объекта.

Задача 21
Трое тринадцатилетних учащихся школы во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали их в сквере. Сидя на скамейке, они стали привлекать внимание прохожих, отпуская в их адрес грубые шутки. Поведение школьников попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как:
a) гражданская ответственность;
b) административная ответственность;
c) уголовная ответственность;
d) гражданско-правовая ответственность.

Задача 22
Оперуполномоченный задержал местного жителя с наркотиками. Оперативник предложил родственникам задержанного заплатить 500 тысяч рублей, чтобы переквалифицировать преступление на менее тяжкое. Но коллеги пресекли попытку взятки. В отношении наркополицейского было возбуждено уголовное дело:
a) покушение на получение взятки в крупном размере, сопряженное с вымогательством;
b) вымогательство;
c) получение взятки в крупном размере.

Задача 23
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за ряд преступлений. Кто из этих ребят не будет привлечен к уголовной ответственности, если на момент совершения преступления им всем было по 14-и лет?
a) Николай, приведший в негодность железнодорожные пути сообщения.
b) Максим, за причинение легкого вреда здоровью по неосторожности.
c) Юрий, который совершил акт вандализма.
d) Олег, который сообщил о ложном акте терроризма.

Задача 24
На одном из сайтов в Интернете было размещено объявление о продаже телевизора за 18000 рублей. Покупатель перевел деньги, но телевизор ему не доставили. Деньги мужчине не вернули, поэтому он и обратился в полицию. Личность мошенника установили. Им оказался 20-летний молодой человек. В отношении задержанного возбуждено уголовное дело по признакам предусмотренного статьей УК РФ "Мошенничество". Ему избрана мера пресечения в виде:
a) подписки о невыезде;
b) заключения под стражу;
c) домашнего ареста;
d) присмотра.

Задача 25
Девочка сообщила об угрозе взрыва в школе № города М. Школу эвакуировали, взрывное устройство не нашли но "лжетеррористку" вычислили. Оказалось, что это ученица 10-го класса данной же школы. Поступок школьницы рассматривается законом как заведомо ложное сообщение об акте терроризма и за это ей грозит:
a) мера пресечения в виде домашнего ареста;
b) иск с требованием о взыскании ущерба, причиненного её шуткой;
c) мера пресечения в виде подписки о невыезде.

Ответы к задачам с пояснением
1-а
Оставление места ДТП (ст.12.27 ч.2 КоАП РФ)
За оставление места дорожно-транспортного происшествия, водителю, который являлся его участником, грозит лишение водительских прав на срок от года до полутора лет, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
2-а
Для составления задачи использовала материал из интернета по данной ссылке: http://nashagazeta.ch/news/politique/basseyn-tyurma-ili-vysylka
3-d
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016) Глава 3 ст 3.9 ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ: "Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо". Вопрос об определении субъекта решает должностное лицо, уполномоченное на составление протокола.
4-с
(Для задачи использовала материал из интернета
http://www.americaru.com/news/13585)
5- а
УК РФ, Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
6- а
ч. 1 ст. 243 УК РФ Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры
1. Уничтожение или повреждение памятников истории культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.
7-b
Статья 158 УК РФ. Кража
Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
8-с
Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 213 глава 24 УК РФ
Статья 213. Хулиганство
1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, -
наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
9-а
Нормы гражданского права т.к.:
1) нарушение вытекает из условий договора;
2) сами по себе отношения являются имущественными;
3) это все урегулировано в гражданском кодексе (и про выполнение работ и услуг, и про ответственность за нарушение обязательств).
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 11. Судебная защита гражданских прав
Статья 11. Судебная защита гражданских прав
1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
2. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
10-b
Включение и отключение освещения в городе происходит согласно графику, свет отсутствует с 01:20 – 05:20 часов. Это нарушает соответствующий ГОСТ, а также создает угрозу безопасности дорожного движения, приводит к ДТП, в также может повлечь за собой причинение вреда или гибель людей, а также повреждение имущества. Это способствует и совершению правонарушений и преступлений в ночное время, а также нарушает права граждан на личную безопасность.
Отметим, что судя по пункту 4.6 «Наружное освещение» (ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения).
В документах указано:
4.6.1. Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
4.6.2 Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной
освещенности 100 лк.
4.6.3 Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.
4.6.4 Допускается частичное (до 50 %) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч.
4.6.5. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять
немедленно после обнаружения.
11-b
Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.), а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и Второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР. В Конституции СССР 1936г. был закреплен широкий набор прав второго поколения (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь). Даже, несмотря на то, что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и хотя бы этим оказывала и оказала воздействие на мировое общественное сознание. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем они носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не устанавливает какие-либо жесткие критерии осуществления этих прав. Например, в ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указано, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер"11 Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17 (1831).
12-c
ст. 159 УК РФ Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
13-a
Покушение на мошенничество квалифицирует статья 30-я УК РФ, характерными признаками наличия преступных намерений являются: умышленность действий лица, целевая направленность на совершение злодеяния и незавершённость его по независящим от виновного причинам.
14-c
За незаконный сбыт наркотических средств в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Данное преступление квалифицируется по статье 228.1 УК РФ.
Своими действиями подсудимый совершил незаконное приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта, т.е. преступление, предусмотренное ст. 228 ч. 1 УК РФ. Подсудимый в совершении указанного преступления, относящегося к преступлению средней тяжести, раскаялся, впервые привлекается к ответственности, ранее не судим, - эти обстоятельства смягчают его наказание. Подсудимый будет признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 228 УК РФ и получит на первый раз - условное наказание.
15-c
Гражданско – правовая ответственность, т. к она регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
16-a
Мужчину признали виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
(Для задачи взяла материал из интернета, опираясь на ссылку:
http://progorodnn.ru/news/view/111294)
17-a
(Мужчину признали виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Ст. 20.1. Мелкое хулиганство
Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административный арест на срок до пятнадцати суток.
18-a
Статья 167 УК РФ. Умышленное уничтожение или повреждение имущества.

Тестовые задания

1. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

А) росте культурного многообразия

Б) формировании сети международных террористических организаций

В) истощении природных ресурсов

В) разрыве в уровне экономического развития регионов планеты

2. Человек воздействует на природу:

А) его влияние не имеет последствий

Б) благоприятно

В) неблагоприятно

Г) и благоприятно, и неблагоприятно

3. Характерной чертой индустриального общества является

А) слабость и неразвитость демократических институтов

Б) преобладание коллективного сознания над индивидуальным

В) преобладание частной формы собственности

Г) широкое использование внеэкономического принуждения к труду

4. А. Тойнби сформулировал закон:

А) единства и борьбы противоположностей

Б) «вызов - ответ»

В) смены общественно-экономических формаций

Г) классовой борьбы

5. Верны ли следующие суждения о самопознании?

1 - Идеальное «Я» - это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

2 - Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

А) оба суждения неверны

Б) верно только второе

В) оба суждения верны

Г) верно только первое

6. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

А) субъектом выступает отдельная личность

Б) средства должны соответствовать целям

В) цель состоит в получении достоверного знания

Г) результатом является новый продукт

7. Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре

А) элитарной

Б) массовой

В) национальной

Г) обыденной

8. Верны ли следующие суждения о самообразовании? Самообразованием можно заниматься для

1 - заочного приобретения образования.

2 - повышения индивидуального уровня культуры.

А) верны оба суждения

Б) оба суждения неверны

В) верно только второе

Г) верно только первое

9. Целью правового государства является

А) создание вертикали власти

Б) формирование правовой культуры общества

В) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию

Г) создание законодательной системы

10. Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

А) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

Б) монарх является верховным главнокомандующим

В) власть монарха не имеет законодательных ограничений.

Г) монарх утверждает главу кабинета

Открытые вопросы

Вопрос 1

Назовите общее понятие для приведенных ниже:

Инвестор, брокер, андеррайтер, дилер.

Государственные органы, территория, исключительное право издавать законы, сбор налогов.

Вопрос 2

Валютная спекуляция, тариф на экспорт, экспортная субсидия, импортная квота, эмбарго.

Верховенство закона, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, выборность органов государства.

Насилие, убеждение, наследство, богатство, знания.

Вопрос 3

Сотрудники Следственного комитета при расследовании убийства получили оперативную информацию, согласно которой одним из подозреваемых является гражданин М., и что указанный гражданин на следующий день после убийства был на исповеди у священника К. Для проверки версии о причастности гражданина М. к убийству К. был вызван на допрос в качестве свидетеля. Обязан ли К. давать показания? Ответ обоснуйте.

Вопрос 4

Вставьте понятие:

Это часть общих издержек фирмы, величина которых зависит от объема выпуска. Большая часть этих издержек приходится на труд и сырье.

Накопленная сумма дефицитов государственного бюджета, то есть общий объем непогашенных государственных обязательств (внешних и внутренних).

Вопрос 5

Проанализируйте следующую информацию и ответьте на поставленные вопросы.

Участник научного симпозиума гражданин Н. заявил, что государство должно исключить «агрессивное насилие», то есть применение силы или угрозы применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. При том, запрет на агрессивное насилие должен быть правовым, а не этическим, то есть нарушения данного запрета должны преследоваться в судебном порядке.

Каких идеологических взглядов придерживается гражданин Н? Кто из современных российских экономистов или политиков разделяет эти взгляды?

Ответы на тесты

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:

1 - профессиональные участники рынка ценных бумаг.

2 - характерные признаки государства

Ответ на вопрос 2:

Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

1 - Валютная спекуляция. В ряду приведены примеры внешнеторговой политики, а валютная спекуляция является примером получения доходов физическими или юридическими лицами на валютном рынке от спекуляций с валютой.

2 - Лишним является выборность органов государства, поскольку она не является существенным признаком правового государства.

3 - убеждение – метод властвования, остальные – источники власти.

Ответ на вопрос 3:

К. не обязан давать показания, т.к. в соответствии со ст. 56 УПК РФ священнослужитель не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди.

Ответ на вопрос 4:

1 - Переменные издержки

2 - Государственный долг

Ответ на вопрос 5:

Либертарианской идеологии. Например, Андрей Илларионов

I. Установите верность или ложность утверждений («Да» или «Нет») и занесите ответы в таблицу:

1. Социальное развитие современной России не характеризуется стабильностью социальных статусов людей.

2. Проведение ежегодных ярмарок вакансий для молодежи является примером функционирования рынка информации.

3. Уголовное право относится к отраслям публичного права.

4. Для традиционного общества характерно рациональное восприятие мира.

5. Регулирование экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов является основой фискальной политики государства.

6. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в сепаратизме.

7. Для философов эпохи Просвещения характерно представление об истории человечества как о непрерывном прогрессе всех сторон жизни общества.

Ответ:

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

II. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Д. Кейнс, Д. Риккардо, А. Смит, М. Фридман

2. Выражение изысканных вкусов определенной части общества, сложность и противоречивость, расчет на узкий круг.

Ответ: 1. Ученые экономисты. 2. Черты элитарной культуры.

III. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

1. Унитарное государство, светское государство, федеративное государство, конфедерация.

2. Искусство, наука, здравоохранение, образование.

Ответ: 1. Светское государство, остальное формы государственного устройства.

1. Здравоохранение, так как остальное – элементы духовной сферы.

IV. Заполните пропуски в ряду.

1. Партия, победившая в выборах и сформировавшая правительство – правящая партия; партия, выступающая за коренное и насильственное изменение существующего строя - ________________; партия, предлагающая альтернативную правительственную программу общественного развития - __________________.

2. Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой - __________________; право на жилище – социальное право; право на проведение собраний, митингов, демонстраций - ______________.

Ответ: 1. Революционная. 2. Личное право.

Оппозиционная. Политическое право.

V. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, которые его характеризуют.

Типы общества

Характеристика общества

  1. Аграрное общество

А . Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

  1. Индустриальное общество

Б . По высказываю Всероссийского старосты М. И. Калинина – Морозовская стачка «…это первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

  1. Постиндустриальное общество

В . «Выборы через Интернет могут стать реальностью» - сообщает информационное агентство «Инерфакс».

Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам.

Е . Рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре того Артур награждает каким-либо подарком.

Ж . Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни: наука становиться массовым видом деятельности.

З . «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или радами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм». (А. де Токвиль)

Ответ:

Б, Д, З

А, Г, Ж

VI. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

  1. В детскую поликлинику одного из районов Самары, подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить не удалось.
  2. Гражданином какого государства будет являться мальчик?
  3. Обоснуйте свой ответ.
  4. 17-летний Василий Петров устроился на предприятие «Старт». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончанию этого срока Петрова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.

Правомерно ли увольнение Петрова?

Свое мнение обоснуйте.

Ответ: 1. Мальчик является гражданином РФ (1 балл.). По закону о гражданстве РФ «ребенок, родившийся на территории РФ, если оба родителя его неизвестны, является гражданином РФ. Т. Н. «принцип почвы».

2. Нет (1 балл). По трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается

VII. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из приведенного списка. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание – в списке слов больше, чем пропусков!

Большое распространение в ______________ получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения ________ членство ___________ и ____________ партии. Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________, а основой их строения является комитет активистов. Они формируются обычно ___________ на базе различных ____________ фракций, объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только вовремя ___________. Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается ___________ единству членов партии. Такие партии чаще всего формируются ___________, на основе профсоюзных и иных _________ движений, отражающих интересы различных социальных ___________.

Ответ: 9, 13, 21, 7, 18, 19, 14, 11, 16, 1, 2, 10

VIII. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них в образной форме отразились известные из курса обществознания социальные явления и научные понятия. Определите их и подпишите под каждым стихотворным отрывкам.

О, сколько нам открытый чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений парадоксов друг,

И случай, бог-изобретатель.

(А. С. Пушкин)

А)______________________
Б) ______________________

В) _____________________

2. Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно

(Н. А. Заболоцкий)

Г) _______________________

Ответ: 1. А) Чувственное познание, Б) Рациональное сознание, В) Интуитивное познание

2. Г) Художественный образ

IX. Прочитайте текст и выполните задание к нему.

1. Дайте определение всем пронумерованным терминам.

2. О каких сферах (подсистемах) общественной жизни идет речь в тексте? Какой из них отводится определяющая роль?

3. Что входит в состав производительных сил общества кроме их материально-технической части?

Развитие экономической системы (1) является основой экономического прогресса (2). Его основу составляет развитие материальных производительных сил, которые ведут к росту, производительности труда (3). Обновление материально-технической базы порождает новые знания (4) и навыки работников, меняет существующее общественное разделение труда. Параллельно прогрессу техники и, опережая его, идет развитие науки (5), прикладные отрасли которой непосредственно ориентированы на применение результатов научного знания для решения производственных и социально-практических проблем. Одновременно увеличивается объем и структура потребностей (6), меняются способы их удовлетворения, существенно изменяется сам образ жизни.

Ответ: 1.1). Совокупность экономических процессов производства. Обмена, распределения, потребления, организационных форм и механизма хозяйственной деятельности.

2). Направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

3). Количество продукции, выпушенной в единицу времени.

4). Результат познания, процесса постижения действительности в ходе активного отражения сознанием человека объективных отношений и закономерностей реального мира.

5). Система знаний; форма духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.

6). Нужда, необходимость чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности человека и общества в целом.

2. Экономической, социальной и духовной жизнедеятельности общества, направленная на производство объективно-истинных знаний о природе, обществе, человеке.

2. Рабочая сила.

X. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Недавно состоявшаяся конференция была посвящена проблеме международной безопасности. (Б) Вызывает сожаление недооценка рядом стран значения этих проблем. (В) Тем не менее, нынешняя конференция собрала больше участников, чем прошлогодняя.

(Г) Это, скорее всего, результат успешного использования возможностей СМИ для освещения целей форума.

Определите, какие положения текста носят

1. Фактический характер

2. Характер оценочных суждений

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

Ответ:

XI. Ученые должны грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву (буквы) вместо пропусков.

1. Экз…стенц…лизм – философия существования.

2. С…т…ит – исполнитель чужой воли.

3. М…нт…л…тет – образ мышления личность или общественной группы.

4. М…н…д…мент – управление производством.

5. КС…н…ф…бия – нетерпимое отношение ко всему непривычному, чужому.

6. И…п…ч…ент – особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц.

7. Пр…ц…дент – случай, имевший ранее место и служащий примером для последующих случаев подобного рода.

8. С…гр…гация – вид расовой дискриминации

9. Д…в…львация – официальное понижение стоимости денежной единицы

10. С…п…ратизм – стремление к отделению, обособлению.

Ответ: 1. Экзистенциализм. 2. Сателлит. 3. Менталитет. 4. Менеджмент. 5. Ксенофобия. 6. Импичмент. 7. Прецедент. 8. Сегрегация. 9. Девальвация. 10. Сепаратизм.

XII. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.

Высказывания

Имена

А. «В соответствии с общественным договором человек теряет собственную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает»

Б. «Рыночная экономика, основывается на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни».

Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»

Д. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Е. Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

1. Г. Гегель

2. О. Конт

3. М Вебер

4. А. Смит

5. К. Маркс, Ф. Энгельс

6. Ж.Ж. Руссо

7. О. Шпенглер

8. Ж.П. Сартр

9. Вольтер

Ответ:

XIII. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10. Субъект. 11. Философское. 12. Теоретическое.

Ответ:

XIV. Прочитайте текст и назовите социальный процесс, который иллюстрирует приведенные в условии факты. Укажите две стороны социального статуса, упомянутые в условии задания. Как изменилась связь между этими показателями за два поколения?

Рожденный в низкой касте индиец Ганасет стал программистом и сейчас возглавляет фирму по производству компьютерных процессоров. Его дед был поденным рабочим и по своей кастовой принадлежности не мог стоять рядом с людьми из высших каст.

Ответ: 1. Социальный процесс: вертикальная социальная мобильность.
1. Два показателя социального статуса: а) кастовая принадлежность; б) профессия.
2. 3. Пояснение изменения связи: если раньше человек низкой касты мог выполнять только тяжелую и малооплачиваемую работу, то спустя десятилетия такая связь между кастовой принадлежностью и профессией, которой может владеть человек, была разрушена.

XV. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

1. Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

2. Предусмотренная законом возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от другого участника этого правоотношения.

3. Совокупность социально-экономических и правовых мер, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших прав и свобод.

4. Официальное провозглашение государством, партиями, международными, межгосударственными организациями основных принципов.

5. Максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций; действенная и активная форма участия общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны.

6. Денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, одна из форм материального обеспечения в старости при болезни и потери трудоспособности.

7. Лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства.

8. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

9. Решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей.

10. Возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, различных политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами.

11. Контроль официальных властей за содержанием произведений, предназначенных к печати, прокату, выпуску, постановке и т.д.

12. Общественное признание населением страны законности действующих институтов государственной власти.

Ответ: 1. Конституция. 2. Правомочие. 3. Гарантия. 4. Декларация. 5. Гласность. 6. Пособие. 7. Апатрид. 8. Образование. 9. Референдум. 10. Плюрализм. 11. Цензура. 12. Легитимность.

Слово по вертикали: тоталитаризм - политическая (государственная) система, осуществляющая или стремящаяся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества.

XVI. Установите соответствие между типами политических партий и их функциями; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

Типы политических партий

А) формирование кабинета министров

1) правящие

Б) реализация в деятельности органов власти своей политической программы

2) оппозиционные

В) выработка альтернативного политического курса

Г) критика деятельности правительства

Ответ:

XVII. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свою точку зрения по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опят.

1. Философия- « Наука- сила: она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия» (А.И Герцен);

2. Социальная психология-« С позиций гуманизма успех-это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества». (А. Радугин)

3. Экономика-«Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора»

(Ф. Хайек)

4. Социология - «Свобода –есть право на неравенство». (Н.Н. Бердяев)

5. Политология - «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого». (Б.Чичерин)

6. Правоведение –«Наказание не может быть вечным, но вина пребывает вовек» (изречение из римского права).

Критерии оценивания ответа на эссе. 1) Раскрытие смысла высказывания.

а) Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа даёт представление о его понимании.

б) Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не говорит о его понимании.

2) Представление и пояснение собственной позиции

а) Представлена и пояснена собственная позиция.

б) Собственная позиция не представлена.

3) Характер и уровень приводимых суждений и аргументов.

а) Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

б) Раскрытие аспектов приведены без использования фактического материала.

в) Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

г) Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. -

Тестовые задания

1. Сходство человека и животного проявляется в том, что они обладают

А) биологическими потребностями

Б) членораздельной речью

В) рациональным мышлением

Г) возможностями саморазвития

2. Семья Н. откладывает деньги на покупку автомобиля. Это характеризует такие человеческие потребности, как

А) материальные

Б) физиологические

В) духовные

Г) социальные

3. Верны ли следующие суждения о личности?

Личность обладает качествами, которые формируются в обществе.

Человек становится личностью с момента рождения.

А) верно только 1-е суждение

Б) верно только 2-е суждение

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

4. Потепление климата нашей планеты за последние десятилетия является примером

А) экономических проблем

Б) увеличения промышленного производства

В) экологических проблем

Г) интенсивного развития науки

5. Что способствует установлению межличностных отношений

А) Грубость

Б) Замкнутость

В) Сопереживание

Г) лицемерие

6. Саша М. в автобусе предложил сесть на свое место пожилому человеку. Это пример

А) антипатии

Б) культуры общения

В) конфликтной ситуации

Г) знакомства

7. Верны ли суждения о конфликте:

Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин конфликта.

Конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

А) верно только 1-е суждение

Б) верно только 2-е суждение

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

8. Беседа директора школы с родителями ученика относится к

А) дружеской беседе сверстников

Б) формальным межличностным отношениям

В) не формальным межличностным отношениям

Г) светской беседе

9.Завод по производству оружия – это объект собственности:

А) государственной

Б) муниципальной

В) частной

Г) общественных организаций

10. Что означает термин «экономика» в переводе с греческого

А) рациональное распределение ресурсов

Б) искусство ведения домашнего хозяйства

В) ценообразование

Г) взаимодействие природы и техники

Открытые вопросы

Вопрос 1

Восстановите высказывание философа Демокрита о сути безнравственного образа жизни. Согласны ли Вы с данным мнением?

Дурно, жить, значит, и медленно, не, невоздержанно, неразумно, но, плохо, нечестиво, умирать.

Вопрос 2

Вычеркните «лишнее» и объясните мотивы вашего решения:

Владение, пользование, потребление

Капиталисты, рабовладельцы, зависимые крестьяне

Партия, государство, общество

Вопрос 3

К администрации муниципальной общеобразовательной школы № 11 города N. обратилась группа учащихся 11 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащихся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям и традициям, распространение христианской литературы среди учащихся школы, ее изучение.

Каковы должны быть, с точки зрения закона, действия директора школы? Ответ обоснуйте.

Вопрос 4

Евгений Р., когда ему исполнилось шестнадцать лет, вступил в брак с Надеждой Д. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве своей тети Марины Михайловны.

Остается ли Евгений на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? Ответ обоснуйте.

Вопрос 5

Прочитайте приведенные ниже высказывания. В них пропущено одно и то же слово, являющееся обществоведческим понятием. Назовите это понятие и дайте ему определение.

«… - целеустремленность, соединенная с правильным рассуждением» (Платон)

«… - есть стремление к счастью» (Л. Фейербах)

«Там, где нет …, нет и пути» (Б. Шоу)

«Если … цепляется только за мелочи, то она превращается в упрямство» (Г. Гегель)

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:

Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво – значит не плохо жить, но медленно умирать.

Ответ на вопрос 2:

1. потребление (принцип объединения – элементы права собственности)

2. зависимые крестьяне (принцип объединения – экономически господствующие классы)

3. общество(принцип объединения – элементы политической жизни)

Ответ на вопрос 3:

В соответствии с Конституцией РФ (ст.17) Россия – светское государство. Религиозные объединения отделены от государства. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Т.о. директор школы не может разрешить создание в муниципальной школе религиозного объединения. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

Ответ на вопрос 4:

Нет. По российскому законодательству лицо, не достигшее 18 лет, вступая в брак, приобретает полную гражданскую дееспособность. В этом случае попечители перестают нести ответственность по обязательствам своего подопечного. 2 балла за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

Ответ на вопрос 5:

Воля. Воля - это способность делать выбор и совершать какие-либо действия.


Дмитрий — преподаватель истории и обществоведения, исследователь политических наук, магистр исторических наук. Окончил исторический факультет БГУ. Подготовкой к ЦТ занимается с 2011 года, за это время обучил более 200 абитуриентов

Не каждый преподаватель по подготовке к ЦТ ходит на сам экзамен. Что подтолкнуло Вас записаться и пройти ЦТ по обществоведению в этом году?

У меня накопилось сразу несколько причин. В этом году накануне ЦТ я вёл итоговые 4-часовые занятия по обществоведению и истории Беларуси, на которых мы повторяли основные моменты со всего курса, разбирали задания, приближенные к ЦТ. Мне было важно убедиться в правильности отбора материала к этому мероприятию и ко всему курсу в целом, а лучше всего это можно сделать, сходив на ЦТ.


Централизованное тестирование развивается и вместе с ним должны совершенствоваться курсы подготовки к ЦТ.

Дмитрий Зайцев, преподаватель истории и обществоведения образовательного центра Адукар

До этого последний раз я посещал ЦТ в 2016 году, а преподавателям, которые специализируются на подготовке к ЦТ, советую ходить на централизованное тестирование раз в 2−3 года для подтверждения квалификации и мониторинга организационных изменений.


Самый волнительный вопрос от абитуриентов: ЦТ по обществоведению в 2018 году было легче? Или всё же сложнее?

В целом уровень сложности ЦТ 2018 выше, чем в прошлом году. Об этом говорит и : в 2017 году было 16 стобалльников, т. е. всего один из чуть более тысячи абитуриентов. В этом же году высших результатов 11 (а не учитывая мой результат 10) — один стобалльник на полторы тысячи. Но средние результаты не упали, а даже подросли на пару баллов (41,76 — в 2017 году и 43,73 — в 2018 году), что указывает на схожесть заданий ЦТ последних лет. А колебание связано с количеством сдающих обществоведение четвёртым тестом.


Это заметно при сравнении со статистикой 2016 года, когда нельзя было сдавать четвёртый тест. В 2016 году тест по обществоведению сдали всего лишь 10 940 абитуриентов, но 62 из них смогли набрать 100 баллов (1 из 176). Создалось впечатление, будто можно набрать высокие баллы «на халяву». Поэтому, когда разрешили сдавать четыре теста, количество сдающих обществоведение выросло в полтора раза. Только в 2017 году тест стал сложнее — «халявы» не оказалось. И уже в 2018 году желающих испытать удачу без подготовки стало на тысячу меньше. Соответственно, очень низких результатов стало чуть меньше — средний балл вырос на 2 пункта, хоть сами задания стали сложнее.

Как быстро Вы справились с тестом? В каком порядке решали задания?

За 20−25 минут, потом столько же потратил на проверку и 10 минут на заполнение бланка. Я немного спешил, так как в этот день у меня были запланированы занятия. Обычно я начинаю с части В: там бывают задания, над которыми стоит задуматься и отложить на потом. Затем перехожу к части А и решаю её по порядку, а в конце возвращаюсь к отложенным заданиям.


Итоговое 4-часовое занятие перед ЦТ по обществоведению 2018 года. На слайде — задания, приближенные к ЦТ

Встретились ли Вам вопросы, которые вызвали сложность?

Было пару заданий, которые сразу отложил на потом. Когда я к ним вернулся, то поставил себя на место составителя, после чего понял спрятанные ловушки и что требуется для верного ответа.

Одно задание части В я «отзеркалил». Этот приём подходит для заданий на выбор характерных свойств. Суть в том, что неверные варианты ответов будут верными для другого подобного задания, которое даже может быть в другом варианте этого же теста. У меня было задание на выбор 3-х верных ответов из 6-ти предложенных. Я определил 2 верных и 2 неверных, а между 2-мя оставшимися были сомнения. Вот я и решил сформулировать задание, для которого 2 неверных ответа, что есть у меня в задании, окажутся верными и к ним можно будет добавить один из тех, между которыми в моём задании есть сомнения. Получилось зеркальное задание о свойствах массовой культуры.

Чтобы пользоваться этим приёмом, нужно самому попробовать составлять тесты. Такой опыт я получил на старших курсах и во время преподавания в вузе. Порой я обучаю этому приёму своих учеников, чей результат на последнем этапе РТ достигает 90 баллов. Если меньше, то лучше сосредоточиться на более серьёзных проблемах. Вспомогательные методы эффективны лишь при уже усвоенном курсе, они не заменят обязательный материал.

Какие вопросы, на Ваш взгляд, могли запутать абитуриентов? Много ли вообще таких заданий в ЦТ этого года?

Во-первых, затруднения вызвало задание с портретами деятелей. Во-вторых, многих абитуриентов врасплох застало задание нового типа, где по изображению нужно определить принадлежность храма к определённой конфессии. В-третьих, все задания части В открытого типа. Ещё в этом году было много заданий части А, где нужно было выбрать один хорошо замаскированный верный ответ. Поэтому можно сказать, что заданий, которые могли сбить абитуриентов с толку, было много.

Отдельно стоит упомянуть вопрос, который возник в этом году по поводу формы ответа в части В. По инструкции ответы в части В . Многие абитуриенты на это не обратили внимания и записали слово, согласовав падеж с формулировкой конкретных предложений. А потом запаниковали, когда после теста узнали от других абитуриентов о требовании инструкции. Ведь РИКЗ мог не засчитать очень много ответов. Однако в этом году РИКЗ пошёл навстречу таким абитуриентам и засчитал ответы, которые по существу были верными, хоть и с отступлением от требования инструкции. Я считаю это решение справедливым, однако могут быть и недовольные среди тех, кто изначально записал ответ правильно. Они могли бы рассчитывать на большие баллы за этот ответ, если бы остальным формулировку не засчитали, отчего задание стоило больше баллов. На ЦТ нужно сконцентрироваться, именно ошибки по невнимательности самые обидные.

Насколько ЦТ 2018 по обществоведению отличается от 3-го этапа РТ?

Обычно не очень сильно. Лучше сравнивать ЦТ не только с третьим этапом РТ, но и со вторым, а также демонстрационным тестом и новинкой этого года — дистанционным РТ. Тогда заранее можно будет получить максимально приближенное представление о том, что ожидать в ЦТ.


По словам заместителя премьер-министра Василия Жарко, задания ЦТ 2018 полностью соответствуют школьной программе. Оправдалось ли это утверждение в отношении тестов по обществоведению? Встречались ли в ЦТ прошлых лет задания, выходящие за рамки школьной программы?

Всё, что абитуриенты считают вопросами не из школьной программы, есть в действующих учебниках. Но не в самих параграфах, а в практикумах, дополнительном материале к разделу курса, куда просто не все заглядывают. Бывает, что формулировка задания в тесте настолько отличается от фразы в тексте учебника, что вопрос может показаться незнакомым. В таких случаях нужно просто подбирать синонимичные конструкции к тексту задания, пока оно не примет знакомый вид. Предположим, есть задание про парламентаризм и выбор стран, для которых он характерен. Составители для усложнения задания могут не использовать ключевое слово — парламент, а обыграть его в зависимости от стиля автора задания. Первый автор может заменить парламент на словосочетание высший представительный орган власти, второй — на высший законодательный , а третий поиграется с самими вариантами ответов, используя то, что парламентаризм может быть как в ограниченных монархиях, так и парламентских республиках. Таким образом, одно и тоже задание может иметь множество формулировок в зависимости от стиля автора.

Иногда нужно сделать лишь пару рассуждений и незнакомый факт станет логически единственно возможным, а все нужные для этих рассуждений основания в учебнике есть, но они могут находиться в разных параграфах, даже разных классах учебника. Всё это порождает домыслы, будто ЦТ выходит за рамки программы. Но всё дело во внимательности и сообразительности. Таким способом и выявляются самые подготовленные абитуриенты.

Какие ошибки в основном допустили Ваши ученики?

У моих учеников ошибок мало, большинство промахов вышло по невнимательности. Банально не полностью вчитались в условие задания и варианты ответов. Очень внимательными нужно быть в заданиях о полномочиях высших органов власти: малейшее изменение формулировки и ответ уже другой. Ученикам сложно оперировать всем материалом курса. Например, тема о подходах к изучению общества разбросана сразу по трём классам. Вспомнив информацию из одного учебника, ученики забывают остальную и ошибаются с выбором. По этой причине я немного перестроил курс подготовки к ЦТ, чтобы все логически связанные кусочки одной темы изучались вместе и ученикам было проще. На РТ в этом году были сложности с материалом именно 9 класса, но затем мы его углубленно прошли и проблемы исчезли.


Что Вы можете сказать об уровне подготовки к ЦТ по обществоведению у абитуриентов за последние пять лет? А сами задания ЦТ за это время стали легче или сложнее?

C этого года в сильнейшей группе я внедрю некоторые элементы из подготовки олимпиадников по обществоведению. Я готовлю не только к ЦТ, но и к предметным олимпиадам, поэтому знаю, какие приёмы решения тестов на олимпиадах подходят и для нового стандарта сложности ЦТ. Объясню почему.

Если сравнить тесты за 2012−2016 год и последних двух лет, то видно, что сложность растёт. Раньше проверялся стандартный набор тем, теперь в одном задании могут пересекаться разные тематические блоки. Нужно чаще пользоваться логикой, методом исключения стало сложнее находить неверные ответы. Раньше это было на уровне очевидного, а теперь приходится призадуматься, выбирая между двумя сразу не исключёнными альтернативами. Опять же в ЦТ из олимпиад переехали задания со схемами и портретами.

Что касается абитуриентов, то в группе, которая начинала подготовку к ЦТ в начале учебного года, средний балл как был выше 80, так и остался. Однако стало меньше результатов выше 90. Раньше высокими назывались результаты 97−98, теперь высокими считаются 93 балла.

У моих учеников, пришедших зимой, средний балл остался выше 70. А вот среди абитуриентов, начинающих подготовку весной, по словам коллег-репетиторов, результаты ниже. Преподаватели видят причину этого не только в повышении уровня сложности теста, но и в низкой мотивации абитуриентов, которые сдают обществоведение четвёртым тестом. Они как раз массово начинали подготовку только с весны.


Дмитрий — один из тренеров сборной Минска по подготовке к заключительному этапу Республиканской олимпиады по обществоведению в 2016, 2018 годах

Какой совет по подготовке к ЦТ 2019 года Вы бы дали будущим абитуриентам?

Советую абитуриентам как можно раньше определиться с тем, и что сдавать на ЦТ. Для этого можно посетить . Желательно не перепрыгивать с предмета на предмет в течение учебного года и не возлагать больших надежд на четвёртый тест. Нужно понимать, что теперь подготовиться к ЦТ за 2−3 месяца могут только абитуриенты мотивированные, с хорошей памятью и отличной логикой. Г отовиться к ЦТ с весны и рассчитывать на высокий балл теперь могут не все.

Также стоит подобрать хорошего наставника — репетитора или преподавателя курсов . К слову, ведущие опытные репетиторы обычно уже к середине учебного года загружены полностью или почти полностью. Начиная с февраля они, скорее всего, неохотно будут брать новых учеников. Или за более высокую плату, чтобы отсеять слабо мотивированных абитуриентов. Постоянно готовы взяться за подготовку только начинающие репетиторы. Если выбирать между курсами и начинающими репетиторами, то обычно более высокое качество . Потому что там работают опытные преподаватели, которые умеют грамотно организовать подготовку к ЦТ.

Напоследок скажу очевидное, но все же обязательное условие успешной сдачи тестирования при самостоятельной подготовке: внимательно изучите целиком учебники за 9−11 классы и прорешайте все сборники ЦТ, что издаёт «Аверсэв»!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Практическая работа: Человек и общество

1-й вариант – четные задания, 2-й вариант – нечетные. 21 – е задание для обоих вариантов.

Уровень А

1. Определение: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения» относится к понятию:

А). Культура. Б). Общество. В) Цивилизация. Г) Формация.

2 Преобладание крестьянской общины, неразвитость частной собственности – характерные черты общества

А) Постиндустриального. Б) Индустриального. В) Эпохи промышленной революции. Г) Традиционного

3 Элементами социальной структуры общества являются

А) Культура, искусство. Б) Кредит налоги. В) классы, социальные слои. Г) Парламент, республика.

4. Верны ли следующие суждения?

А. Общество - это население Земли, совокупность всех народов.

Б. Общество - это определенная группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

1. Верно только А. 2. Верно только Б. 3. Верно А и Б. 4. Оба суждения неверны.

5. Социальной потребностью человека является потребность в

1 Пище и воде. 2. В общении. 3. Воздухе. 4. Физическом движении

6. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.

1) знания; 2) мировоззрение; 3) ценности; 4) установки; 5) убеждения

7. Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета

2) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент

3) установление взаимосвязи различных понятий

4) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков

5) получение новых суждений на основе уже имеющихся

6) сохранение в памяти целостного образа предмета

8.Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Отрасль культуры

1) образность

2) логическая доказательность

Б) искусство

3) эстетическое освоение мира

4) воздействие на эмоции человека

5) комплексное описание объекта

9. Найдите в приведённом списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над личностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества

10. Установите соответствие между социальными фактами и историческими типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные факты

Исторические типы обществ

А) появление массовой культуры

1) традиционное

Б) аграрно-сырьевой тип хозяйства

2) индустриальное

В) развитие глобальных компьютерных сетей

3) информационное

Г) создание конвейера

Д) ведущая роль науки в производстве

11. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

12. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

13. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности.

1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.

4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.

5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

14. Закончите фразы.

Отдельно взятого человека в его природной характеристике называют______________________________

Человек как носитель социальных качеств и свойств является______________________________________

Сочетание биологических и социальных черт позволяет определить человека как_____________________

15. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Главные социальные институты

Сферы жизни общества

А) государство

1) экономика

Б) религия

2) политика

В) образование

3) духовная культура

Г) производство

4) социальные отношения

16. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Элементы структуры деятельности

А) театральные декорации

1) субъекты деятельности

Б) оркестр

2) средства деятельности

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

Уровень Б

В заданиях 17 – 20 запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво

Прочитайте текст и выполните задания 17 - 20.

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция - это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий - уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, резвившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)

18. Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения.

19. Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру.

20. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

21. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Уровень А

14 – индивид, индивидуальность, личность

2 – А, Г, Д

Задание 17.

1) формы социальных изменений: эволюция и революция;

2) краткие характеристики каждой формы, например:

а) формы социальных изменений: эволюция и революция;

б) краткие характеристики каждой формы, например:

Эволюция: «постепенный процесс появления более сложных форм»;

Революция: «неравновесная модель социальных изменений», сопровождающихся дестабилизацией социальной системы. Могут быть приведены другие характеристики.

Задание 18. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) надежды на безграничный прогресс не оправдались;

2) социальные изменения сложны и противоречивы;

3) типы и темпы социальных изменений различены;

4) возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу;

5) критерии прогресса неоднозначны.

Задание 19. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать свойства социального прогресса и соответствующие примеры, допустим:

1) переход к более высокому уровню развития (например, от аграрного к индустриальному обществу);

2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России ХУШ в.);

3) противоречивость результатов (одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание атомной бомбы);

4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).

Задание 20. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены, например, такие подтверждения:

1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал;

2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека;

3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического прогресса.

Задание 21. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

При анализе ответа учитывается:

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного

− наличие пунктов плана, указывающих на понимание

экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она

не может быть раскрыта по существу;

− корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) трудовая;

б) познавательная;

в) эстетическая и др.

4. Мышление как процесс познавательной деятельности.

5. Мышление – основа рационального познания.

6. Виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Отсутствие 3, 4/5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Структура предложенного плана. Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу. Корректность формулировок пунктов плана.

Важной составляющей эффективного процесса обучения является наличие оперативной п адекватной обратной связи во взаимодействии «учитель - ученик», а именно - систематического контроля результатов учебной деятельности учащихся. Качественным измерителем учебных достижений учащихся являются тестовые и разноуровневые задания.

Примеры.
На должность председателя областного исполнительного комитета:
1) назначаются президеyтом;
2) утверждаются Советом депутатов;
3) избираются на выборах;
4) избираются путем различных форм непосредственной демократии.

Классифицируйте понятия и термины по предложенным вами критериям:
1) Государственный флаг.
2) Унитарные государства.
3) Федеративные государства.
4) Государственная власть.
5) Теократические государства.
6) Территория.
7) Светские государства.
8) Население.
9) Государственный герб.
10) Гимн.

Содержание
Методические рекомендации для использования тестовых и разноуровневых заданий по обществоведению
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ТЕМА 1. Конституция Республики Беларусь
§1. Основной Закон государства
§2. Основы конституционного строя Республики Беларусь
§3. Выборы и референдумы
§4. Органы государственной власти Республики Беларусь
§5. Конституционные права и обязанности граждан
ТЕМА 2. Основные отрасли права
§6. Гражданское право
§7. Основы трудового права
§8. Основы семейного права
§9. Основы административного права
§10. Уголовное право
§11. Правоохранительные органы в Республике Беларусь
ТЕМА 3. Политика белорусского государства
§12. Социальный портрет Беларуси
§13. Белорусская социально-экономическая модель
§14. Инновационное развитие страны
§15. Региональная и аграрная политика
§16. Национальная и конфессиональная политика
§17. Развитие культуры и укрепление здоровья нации
§18. Молодежная политика
ТЕМА 4. Беларусь в современном мире
§19. Облик современного мира
§20. Система международных отношений
§21. Глобальные проблемы современности
§22. Горизонты информационного общества
§23. Проблемы сосуществования и взаимодействия стран и народов
§24. Будущее человечества
Тестовые задания для урока-заключения
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тема 1. Конституция Республики Беларусь
Тема 2. Основные отрасли права
Тема 3. Политика белорусского государства
Тема 4. Беларусь в современном мире
Разноуровневые задания урока-заключения
ОТВЕТЫ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществоведение, 11 класс, Тестовые и разноуровневые задания, Смирнова Е.Ю., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.



 

Возможно, будет полезно почитать: