Классификация компьютерных сетей. Современные сети можно классифицировать по различным признакам

Тема 19

Права и обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики – субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.

Исходя из данного определения можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.

Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица , статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.

Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.

Налогоплательщики - это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.

В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).

Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям.

Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.

Налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц – семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.

Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.

При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.

Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.

Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.

Классификация компьютерных сетей. Современные сети можно классифицировать по различным признакам:

Современные сети можно классифицировать по различным признакам:

По удаленности компьютеров :

· Локальные LAN (Local Area Network) - сеть в пределах предприятия, учреждения, одной организации. Компьютеры расположены на расстоянии до нескольких километров и обычно соединены при помощи скоростных линий связи.

· Региональные MAN (Metropolitan Area Network) - объединяют пользователей области, города, небольших стран. В качестве каналов связи используются телефонные линии. Расстояние между узлами сети составляет от 10 до 1000 км.

· Глобальные WAN (Wide Area Network) - включают другие глобальные сети, локальные сети, а также отдельно подключаемые к ней компьютеры.

По назначению и перечню предоставляемых услуг:

· Общее использование файлов и принтеров - с помощью специальной ЭВМ (файл-сервер, принтер-сервер) организуется доступ пользователей к файлам и принтерам.

· Общее использование баз данных - с помощью специальной ЭВМ (сервер баз данных) организуется доступ пользователей к базе данных.

· Применение технологий Интернет - электронная почта, Всемирная паутина, телеконференции, видеоконференции, передача файлов через Интернет.

По способу организации взаимодействия:

· Одноранговые сети - все компьютеры одноранговой сети равноправны, при этом любой пользователь сети может получить доступ к данным, хранящимся на любом компьютере. Главное достоинство одноранговых сетей – это простота установки и эксплуатации. Главный недостаток состоит в том, что в условиях одноранговых сетей затруднено решение вопросов защиты информации. Поэтому такой способ организации сети используется для сетей с небольшим количеством компьютеров и там, где вопрос защиты данных не является принципиальным.

· Сети с выделенным сервером (иерархические сети ) - при установке сети заранее выделяются один или несколько серверов - компьютеров, управляющих обменом данных по сети и распределением ресурсов. Любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера называют клиентом сети или рабочей станцией . Сам сервер может быть клиентом только сервера более высокого уровня иерархии. Иерархическая модель сети является наиболее предпочтительной, так как позволяет создать наиболее устойчивую структуру сети и более рационально распределить ресурсы. Также достоинством иерархической сети является более высокий уровень защиты данных. К недостаткам иерархической сети, по сравнению с одноранговыми сетями, относятся:

· Необходимость дополнительной ОС для сервера.

· Более высокая сложность установки и модернизации сети.

· Необходимость выделения отдельного компьютера в качестве сервера

По технологии использования сервера:

· Сети с архитектуройфайл-сервер - используется файловый сервер, на котором хранится большинство программ и данных. По требованию пользователя ему пересылаются необходимая программа и данные. Обработка информации выполняется на рабочей станции.

· Сети с архитектуройклиент-сервер - между приложением-клиентом и приложением-сервером осуществляется обмен данными. Хранение данных и их обработка производится на мощном сервере, который выполняет также контроль за доступом к ресурсам и данным. Рабочая станция получает только результаты запроса.

По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низко-, средне- и высокоскоростные.

1. По происхождению различают :

национальные коллизионные нормы. Они создаются самостоятельно государством в пре­делах своей юрисдикции и входят в состав внутригосударственного права. (содержатся в ГК, СК, ГПК, КТМ РФ).

унифицированные коллизионные нормы. Они являются результатом процесса унификации, который связан с созданием одинаковых коллизионных норм в праве разных государств по их согласованной воле. Унификация осуществляется в форме международных договоров , по которым государства обязуются применять единообразные коллизионные нормы, сформулированные в нем. Например, Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семей­ным и уголовным делам 1993 г.

2. По форме коллизионной привязки :

односторонние – норма, привязка которой точно называет право страны, подлежащее применению. Примером служит ч. 3 ст. 399 ГПК РФ:

В случае если иностранный гражданин имеет место жительство в РФ, его личным законом считается российское право.

двусторонние – норма, привязка которой не указывает на право конкретного государства, а формулирует общее правило. Например, п. 2 ст. 1205 ГК РФ:

Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится.

3. По характеру содержащегося в норме правила поведения :

императивные – нормы, которые содержат категорическое предписание по выбору
компетентного правопорядка и которые не могут быть изменены по усмотрению
участников правоотношения. Например, ст. 1208 ГК РФ:

Исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.

диспозитивные – нормы, которые устанавливают общее правило о выборе права, но
предоставляют участникам правоотношения возможность изменить его или отказаться от него. Так, п. 1 ст. 1223 ГК РФ гласит:



К обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, приме­няется право страны, где обогащение имело место.

Стороны могут договориться о применении к таким обязательствам права страны суда.

альтернативные – нормы, которые устанавливают несколько правил о выборе компетентного правопорядка. п. 2 ст. 1224 ГК РФ:

Способность лица к составлению и отмене завещания… определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания. Однако завещание и его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права.

Из этой нормы видно, что к одному объему установлены 3 привязки: право стра­ны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания; право места составления завещания и российское право.

Альтернативные нормы, в свою очередь, подразделяются на:

простые альтернативные – нормы, где все альтернативные привязки равнозначны

сложные альтернативные – нормы, где привязки подчинены основной привязке, ко­торая формулируется как общее правило о выборе компетентного правопорядка.
Субсидиарные привязки применяются только в том случае, если не была приме­нена основная..

По территории действия коллизионные нормы делятся на межгосударственные и межобластные. Межгосударственные нормы содержатся в правовых системах различных государств и выступают в качестве регулятора правоотношений, выходящих за рамки одного государства. Межобластные нормы содержатся в правовой системе одного государства, имеющего несколько административно-территориальных единиц в своем составе, правовые комплексы которых имеют отличительные особенности.

19. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ - Предоставление на терри­тории соответствующего государства иностранным лицам (иностранным гражданам, ли­цам без гражданства, иностранным организациям) прав и возложение на них обязанностей. В России действует национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

По общему правилу, в России применяется национальный режим в отношении иностранных лиц, что и закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ:

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ права и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным догово­ром РФ.

Например, в соответствии со ст. II Всемирной конвенции об ав­торском праве 1952 г. произведения, выпущенные в свет гражданами любого Договаривающегося Государства, и произведения, впервые выпущенные в свет в таком Государстве, пользуются в любом другом До­говаривающемся Государстве такой же охраной, как и охрана, предос­тавляемая этим Государством произведениям его граждан, впервые вы­пущенным в свет на его территории, а также охраной, специально пре­доставляемой настоящей Конвенцией.

Принцип национального режима применяется и к публичным пра­воотношениям. Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих из иностранных государств применяется национальный режим. В соот­ветствии с законодательством о налогах и сборах не допускается уста­навливать дифференцированные ставки налогов и сборов (за исключе­нием ввозных таможенных пошлин) в зависимости от страны происхож­дения товаров. Технические, фармакологические, санитарные, ветери­нарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требова­ния обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что иностранным лицам предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставлен лицам третьего государства. Он устанавливается на основании международных договоров

В соответствии с п. 3 ст. ст. 29 Федерального закона от 8 декаб­ря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» товарам, происходящим из иностран­ного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый анало­гичным товарам российского происхождения или непосредственно кон­курирующим товарам российского происхождения в отношении прода­жи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или ис­пользования на внутреннем рынке Российской Федерации.

Специальный режим - это режим, предусматривающий изъятия из национального режима для иностранных лиц, лиц без гражданства.

В качестве положений специального режима можно отметить отсутствие у иностранных граждан права избирать в органы государст­венной власти РФ, занимать определенные должно­сти и т.д.

Согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные гражда­не, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут об­ладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Прези­дентом РФ.

20 . КОЛЛИЗИЯ КОЛЛИЗИЙ состоит в том, что коллизионные нормы внутреннего законодательства не всегда совпадают. Так, например, лич­ный закон физического лица в РФ и странах конти­нентальной системы права определяется гражданством, а в странах об­щего права - местом жительства гражданина. Личным законом юриди­ческого лица в РФ и странах общего права является место учреждения юридического лица, а в странах континентального права - место нахождения органов правления.

Обратная отсылка или отсылка к праву третьего государства имеет место в тех случаях, когда коллизионная норма одного государст­ва содержит отсылку к закону другого государства, а коллизионная нор­ма последнего отсылает обратно или к праву третьего государства. От­сылка к праву третьего государства определяется термином трансмис­сия .

С целью избежания такой проблемы в международных договорах и законодательстве ряда стран закреплено правило об ограничении об­ратной отсылки , а именно к коллизионному законодательству иностран­ного государства. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 1190 Граждан­ского кодекса РФ любая отсылка к иностранному праву должна рассматриваться как отсылка к материальному, а не к коллизионному праву соответствующей страны.

Обратная отсылка иностранного права может приниматься в слу­чаях отсылки к российскому праву, определяющему правовое положе­ние физического лица (статьи 1195-1200 ГК РФ), а именно при определении:

Личного закона физического лица;

Правоспособности и дееспособности граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Имени гражданина РФ, иностранного граж­данина и лица без гражданства;

Опеки и попечительства;

Признания физического лица безвестно отсутствующим и объяв­ления умершим.

При отсутствии в законодательстве нормы, ограничивающей об­ратную отсылку или отсылку к коллизионному праву третьего государ­ства, суд, рассматривающий дело, может применить в зависимости от ситуации либо собственное право, либо закон третьего государства.

«Хромающие отношения» - это отношения, которые признаются в одной стране и не признаются в другой. Так, например, брак, заклю­ченный российским и иностранным гражданами за рубежом признаются недействительными в РФ, если брак заключен, не­смотря на обстоятельства, предусмотренные ст. 14 Семейного кодекса РФ и препятствующие заключению брака, а именно заключение брака, если предыдущий не был расторгнут, заключение брака с недееспособ­ным гражданином и др.

21 .КОНФЛИКТОМ КВАЛИФИКАЦИЙ - различный смысл юридических терминов в разных правовых.

Выделяют две ситуации: первичную и вторичную квалификации.

Первичная квалификация юридических понятий происходит до применения коллизионной нормы. При этом используются разные способы:

1. юридические понятия квалифицируются по праву страны суда (lex fori), (по национальному праву того государства, правоприменительный орган которого рассматривает дело).

Недостатки: Поскольку первона­чальное толкование понятий осуществляется на основе другой правовой системы, то в силу несоответствия смысла одних и тех же понятий в отечественном и иностранном праве происхо­дит искажение содержания иностранного права.

Второй недостаток состоит в невозможности применить коллизион­ную норму, если в отечественном праве вообще отсутствует соответствующий институт.

2. юридические понятия квалифицируются по праву страны, с которой связано правоотношение в целом (lex causae). Здесь юридический термин интерпретируется так, как это предписывает правовая система иностранного государства, к которой отсылает отечест­венная коллизионная норма либо которой известно данное юридическое понятие.

Этот способ квалификации позволяет преодолеть недостатки первого, но тоже облада­ет ими: использовать его затруднительно, поскольку при первоначальной квалификации по­нятий еще не известно, право какого государства будет применено к правоотношению.

3. юридические понятия квалифицируются на основе общих для разных государств понятий, которые формулируются путем сравнительного правоведения (способ «автономной квалификации»).

Этот способ используется в международных договорах, которые содержат специальные статьи, посвященные раскрытию смысла юридических понятий. Но применяется только в праве государств-участниц соответствующего международного договора.

Таким образом, в России при квалификации юридических понятий применяются все способы. Первый – в качестве общего правила, второй – субсидиарно, а третий – только в рамках международных договоров РФ.

Вторичная квалификация юридических понятий происходит уже после применения коллизионной нормы. Раскрытие смысла юридических терминов осуществляется в рамках той правовой системы, к которой коллизионная норма сделала отсылку.

Другая проблема, возникающая при применении коллизионных норм, связана с таким правовым явлением как коллизия коллизий , т.е. столкновением коллизионных норм разных государств.

Положительная коллизия означает, что несколько государств рассматривают конкретное правоотношение как предмет регулирования своего собственного права. Например, по обще­му правилу, закрепленному в ГК РФ, при отсутствии соглашения сторон о применимом к до­говору праве их права и обязанности определяются по закону страны-продавца. В то же время, если договор подлежит исполнению в Швейцарии, швейцарская сторона-покупатель может настаивать на применении коллизионной нормы швейцарского права – закона места испол­нения обязательства.

Отрицательная коллизия означает , что ни одно из государств, с которыми связано конкретное правоотношение, не рассматривает его как предмет регулирования своего собственного права. Результатом такой коллизии являются обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства.

22. ОГОВОРКА О ПУБЛИЧНОМ ПОРЯДКЕ

Выделяют два вида оговорки о публичном порядке :

1. позитивная – совокупность правовых норм, которые в силу их принципиального значения для защиты общественных основ данного государства применяются всегда, даже если коллизионная норма отсылает к иностранному праву;

2. негативная иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку последствия такого применения противоречат публич­ному порядку страны.

В российском праве действует и позитивная, и негативная оговорки о публичном порядке.

Позитивная оговорка отражена в ст. 1192 ГК РФ:

Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соот­ветствующие отношения независимо от подлежащего применению права. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 1209 ГК РФ:

1.Форма сделки подчиняется праву места ее совершения…

2.Форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.

Применение негативной оговорки о публичном праве ограничено рядом положений :

1. применение оговорки возможно только в исключительных случаях , т.е. суд должен обосновать необходимость применения оговорки в каждом конкретном случае.

2. применение оговорки возможно только в случаях, когда последствия ее примене­ния противоречили бы публичному порядку России. Противоре­чие должно существовать не между нормой иностранного права и основами правопорядка РФ, а между последствием (результатом) применения иностранной нормы и основами правопорядка РФ.

3. Суд должен доказать, что существует оче­видная несовместимость между последствиями применения иностранной право­вой нормы и основами отечественного правопорядка.

4. отказ в применении нормы иностранного права не может быть основан только на от­личии правовой, политической или экономической системы соответствующего ино­странного государства от правовой, политической или экономической системы РФ.

23.СВЕРХИМПЕРАТИВНЫЕ НОРМЫ или императивные нормы в МЧП - такие императивные нормы в национальном законодательстве, которые в силу своей особой значимости должны применяться всегда, независимо от применимого права, определенного сторонами гражданского правоотношения, или судом (в результате применения коллизионных норм).

Статья 1192. Применение императивных норм

1. Правила настоящего раздела не затрагивают действие тех императивных норм законодательства РФ, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права.

2. При применении права какой-либо страны согласно правилам настоящего раздела суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы должны регулировать соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения".

Примером такой нормы в российском праве может служить ст. 162 ГК "Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки", в п. 3 которой установлено, что несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки. Эта императивная норма российского законодательства, как свидетельствует обширная практика, не может быть изменена никаким соглашением сторон, включая соглашение о применимом праве. Это означает, что независимо от выбранного сторонами или установленного судом применимого права положение о форме внешнеэкономической сделки применяется всегда.

24.ПРОБЛЕМА ОБХОДА ЗАКОНА . Ее суть состоит в том, что субъекты сознательно передают правоотношение из-под действия правопорядка од­ной страны, которому оно должно быть подчинено при обычных условиях, под действие правопорядка другой страны, более выгодного для них (например, желая избежать высокого налогообложения на доходы либо использовать льготный порядок учреждения юри­дического лица и т.д.).

В российском праве для решения данной проблемы действует п. 5 ст. 1210 ГК РФ:

Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора подлежащего применению права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан.

Пример :… российский предприниматель, проведя переговоры на территории Объединен­ных Арабских Эмиратов с предпринимателем из Эмиратов (ОАЭ не являются участником Венской конвенции 1980 г.), заключил с ним там же договор купли-продажи, по которому поставил товары со склада готовой продукции, находящегося в Эмира­тах, и получил платеж в местном банке. Договор реально связан с одним государст­вом – ОАЭ, а стороны при заключении договора выбрали английское право 2 .

В этой ситуации суд должен применить императивные нормы ОАЭ.

Реальная (преимущественная) связь договора с правом одной страны автоматиче­ски не отменяет возможность сторон выбрать в качестве применимого права право друго­го государства. Но это означает, что вместе с избранным правом будут применяться императивные нормы государства, с которым договор реально связан.

25. ПРИНЦИП УСТАНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ НОРМ ИНОСТРАННОГО ПРАВА В РАМКАХ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА .

Он означает, что иностранное право должно применяться и толковаться так, как оно применяется и толкуется в стране своего происхождения. П. 1 ст. 1191 ГК РФ предписывает:

При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктри­ной в соответствующем иностранном государстве.

Принцип применения иностранного права независимо от взаимности . Со­гласно п. 1 ст. 1189 ГК РФ:

Иностранное право подлежит применению в РФ независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение ино­странного права на началах взаимности предусмотрено законом.

Взаимность в МЧП означает, что иностранное право признается и применяется в России, только если в этом иностранном государстве признается и применяется россий­ское право.

принцип наиболее тесной связи означает следующее: если из обстоятельств
дела следует, что отношение тесным образом связано с правом только одного го­сударства, то право именно этого государства применяется. В некоторых странах (например, в Австрии) этот принцип является общим правилом, но в России он носит субсидиарный характер. Это видно из нормы п. 2 ст. 1186 ГК РФ:

Если… невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностран­ным элементом, наиболее тесно связано.

оговорка о публичном порядке . Она означает, что иностранное право, выбранное на основе коллизионной нормы, не применяется, поскольку послед­ствия его применения противоречат публичному порядку страны.

реторсия означает правомерные ответные ограничения прав иностранных лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав рос­сийских граждан и организаций.

принцип автономии воли сторон означает: субъекты правоотношения могут выбрать применимое к их отношению право, что в свою очередь исключает применение коллизионных норм

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

По принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);

В зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.

Среди распорядительно-исполнительных органов:

а) органы социальнокультурной сферы,

б) органы экономики,

в) правоохранительные органы.

В зависимости от способов формирования выделяют:

а) первичные органы,

б) производные органы.

Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных – либо путем назначения (Государственная Дума (ГД) – первичный, правительство – производный).

В зависимости от сферы деятельности:

а) высшие органы,

б) центральные органы,

в) местные органы.

В соответствии с федеральным устройством государства:

а) федеральные (центральные),

б) органы субъектов федерации.

Кроме названных классификаций, органы государства можно разделить в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений) на:

Единоначальные (решения принимаются властью одного человека - руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

Коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, ГД).

Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:

Представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ – Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Законодательное Собрание Приморского края);

Исполнительно-распорядительные – занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ – Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);

Судебные органы – осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенцииВерховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);


Органы надзора. Занимаются специфической деятельностью – надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура (Следует различать понятие надзора и контроля. Надзор – более общее понятие, предполагает надзор за соблюдением законодательства всеми субъектами правоотношений. Контроль - ведомственное понятие, предполагает проверку соблюдения законодательства в какой-то отдельной области. Например, Рострудинспекция – орган ведомственного контроля, осуществляет проверку законодательства о труде РФ. То же самое – Госторгинспекция, Госгортехнадзор и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность. Прокуратура же осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства на территории РФ.);

Органы местного самоуправления. Представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Согласно законам "О местном самоуправлении в РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к органам местного самоуправления относятся органы уровня ниже субъекта федерации (ниже краевого, областного уровня). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава администрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д.

Вышеприведенная классификация является полной и охватывает все государственные органы РФ. Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти).

Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками:

Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные);

Органы местного самоуправления;

Органы надзора.

Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, ГД, Правительство РФ – федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Законодательное Собрание Приморского края – органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей.

Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.

Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими надзорными полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это орган надзора со специфическими полномочиями.

Предприятия можно классифицировать по различным признакам, к наиболее значимым следует отнести классификацию по характеру деятельности, размерам, формам собственности, организационно-правовым формам, принадлежности капитала.

1. По характеру деятельности прежде всего выделяются предприятия производственной и непроизводственной сферы. Более дробными подразделениями являются группы отраслей (в статистике в настоящее время производится классификация предприятий по видам деятельности, что не отменяет отраслевого деления, принятого в экономической литературе ): промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, торговля, финансово-кредитная сфера и др. В свою очередь каждая группа подразделяется на отрасли. Так, промышленность по признакам характера сырья или назначения готового продукта подразделяется на угольную отрасль, электроэнергетику, металлургию, машиностроение, химическую, легкую, пищевую и др. В машиностроении в свою очередь выделяются станкостроение, автомобилестроение, приборостроение и т.д.

2. По размерам . Классифицирующим признаком может быть количество работников, объем продаж, активы, прибыль и т.п. В России законодательно определены признаки, по которым выделяются малые и средние предприятия.

В то же время необходимо учитывать, что юридическая и экономическая трактовка размеров предприятия не всегда совпадает. При классификации предприятий по размерам с экономической точки зрения следует учитывать целый ряд характеристик внешней среды, в том числе – национальную принадлежность; регион, в котором функционирует предприятие, отрасль и др. В этом случае оценивается позиция предприятия в некоторой однородной группе. Например, расположенное в Воронежской области предприятие пищевой промышленности с годовым объемом реализации 3 млрд рублей или валютой баланса 3 млрд. рублей следует признать крупным . Те же параметры для машиностроительного предприятия в этой же области характеризуют его как небольшое, а для российских предприятий, осуществляющих добычу или переработку нефти, такие параметры характеризуют его как крайне малое.

3. По формам собственности различают:

– частные предприятия, которые могут существовать в виде самостоятельных независимых юридических лиц, в виде объединений на основе системы участия, на договорной основе. В их составе в качестве отдельной подгруппы можно выделить предприятия, находящиеся в собственности общественных и религиозных организаций;

государственные предприятия. Под ними понимаются в РФ как чисто государственные, так и с долей государства свыше 50 %;

– муниципальные, в том числе – чисто муниципальные и с долей муниципалитета свыше 50 %.



4. По организационно-правовым формам выделяются: юридические лица, физические лица, договоры между физическими и юридическими лицами.

Юридические лица подразделяются на коммерческие организации и некоммерческие организации.

Коммерческие организации подразделяются на товарищества, общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Товарищества подразделяются на полные и коммандитные. Общества подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества. Акционерные общества, в свою очередь, подразделяются на открытые, закрытые и акционерные общества – народные предприятия.

Некоммерческие организации подразделяются на общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, социальные, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Могут существовать и другие формы, предусмотренные федеральными законами.

В системе договоров выделяется договор о совместной деятельности (простое товарищество) как особая организационно-правовая форма, объединяющая двух и более участников без образования юридического лица.

5. По принадлежности капитала различают национальные и смешанные предприятия.

При этом под национальными понимаются предприятия, капитал которых принадлежит физическим и юридическим лицам одной страны. В ряде случаев национальная принадлежность определяется местоположением и регистрацией предприятия. В числе национальных – не только предприятия, сформированные физическими или юридическими лицами своей страны, но любой другой. В последнем случае предприятие будет считаться иностранным. Иностранное предприятие имеет сто процентов уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам другого государства. Зарубежным принято считать предприятие, представленное национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране.

Предприятия с участием капитала различного происхождения могут формироваться различным способом. Принято выделять многонациональные предприятия, капитал которых принадлежит физическим и юридическим лицам нескольких стран. Как правило, многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданного предприятия. Другими способами образования многонациональных предприятий являются:

– обмен акциями между предприятиями, сохраняющими юридическую самостоятельность;

– создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации;

– приобретение иностранной компанией пакета акций национальной фирмы, не дающего ей права контроля.

К числу смешанных относятся предприятия, капитал которых принадлежит физическим или юридическим лицам двух и более стран. Регистрация смешанных предприятий осуществляется, как правило, в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.



 

Возможно, будет полезно почитать: