Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор).

Прокурор имеет право при осуществлении надзора за соблюдением законов принести протест, внести представление или вынести постановление, а также направить предостережение о недопустимости нарушения закона, а при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - принести протест или внести представление.
Кроме того, прокурор имеет право в случае установления факта нарушения закона освободить своим постановлением лиц, подвергнутых административному задержанию по решению несудебных органов, обратиться в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства - Российской Федерации, субъектов РФ - и муниципальных образований. При этом заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (п. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Меры прокурорского реагирования

Протест
Прокурор или его заместитель в случае издания правового акта, противоречащего закону (ст. 23 Закона) или нарушающего права человека и гражданина (ст. 28 Закона), приносит протест на правовой акт.
Протест приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Например, протест может быть принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных ТК РФ. В случае принесения протеста при осуществлении надзора за соблюдением законов протест может быть принесен также вышестоящему должностному лицу либо в вышестоящий орган. В обоих случаях - при осуществлении надзора за соблюдением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - прокурор может обратиться в суд в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Протест должен быть обязательно рассмотрен в течение 10 календарных дней с момента его поступления (представительным органом на ближайшем заседании). Прокурор может установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Прокурор также вправе отозвать свой протест, но только до момента рассмотрения его по существу.
О результатах рассмотрения протеста прокурору должно быть сообщено в письменной форме, а в случае рассмотрения протеста на заседании коллегиального органа прокурор должен быть извещен о времени рассмотрения.

Представление
При обнаружении нарушений закона (ст. 24 Закона) или прав и свобод человека и гражданина (ст. 28 Закона) прокурор или его заместитель вносит представление о устранении выявленных нарушений в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения.



В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих: об этих мерах сообщается прокурору в письменной форме.
Например, в ходе проверки подтвердилась информация о нарушении в организации правил охраны труда. Прокурор обязан внести руководителю организации представление об устранении имеющихся нарушений, причин и условий, им способствующих.

Постановление
В случае, если в деяниях должностных лиц, допустивших нарушения законов, содержится состав преступления или административного правонарушения, в зависимости о г характера нарушения закона прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25 Закона, ст. 37 УПК РФ, ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ).
Например, на основании жалобы профсоюза на лицо, представляющее работодателя, уклоняющееся от ведения переговоров по заключению коллективного договора, прокурор, помимо внесения представления об устранении этого нарушения, выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.28 КоАП РФ. Указанное постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 28.8 КоАП РФ) (подробнее об административной ответственности в сфере трудовых правоотношений см. соот­ветствующий раздел сборника).
Если в нарушении закона усматриваются признаки преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Привлечение к уголовной ответственности за преступления, связанные с социально-трудовыми отношениями, предусмотрено законодательством в следующих случаях:



1. Если нарушение правил охраны труда лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, привело по неосторожности к причинению вреда здоровью или смерти человека (ст. 143 УК РФ).

2. Если имели место необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины но мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. по этим мотивам (ст. 145 УК РФ).

3. Если руководитель предприятия, учреждения или организа­ции независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности совершил невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (ст. 145_1 УК РФ).

4. Если должностное лицо незаконно воспрепятствует проведе­нию собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждает к участию в них, если эти деяния совершены с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения (ст. 149 УК).

5. Если было допущено нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, которое причинило вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ).

Предостережение
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25-1 Закона).
В случае неисполнения требований, содержащихся в предостережении прокурора, и при условии, что должностное лицо одновременно допустило правонарушение (административное, уголовное или иное), оно может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Задачи, содержание, объект и предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Пределы прокурорского надзора.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных лиц - прокуроров по обеспечению точного исполнения, единообразия применения закона путем своевременного выявления и принятия мер по устранению нарушений, привлечению виновных к ответственности за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Особенности:

Это отрасль практически идентична отрасли надзора за исполнением законов;

Эти отрасли практически во всем сходны;

Практически всякое обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина связана с исполнением законов;

Каждому праву и свободе практически соответствует закон, регулирующий эти отношения. Везде есть нормы, обеспечивающие реализацию этого права. Поэтому всякое нарушение прав и свобод связано с нарушением законов. Однако не всякое нарушение закона влечет нарушением прав и свобод;

Надзор за соблюдением прав и свобод – это составная часть надзора за соблюдением законов;

Не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- не вмешиваются в оперативно - хозяйственную деятельность организаций.

Предмет надзора:

соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В отдельном состоянии надзор за соблюдением прав и свобод появился в 1995 г. Почему? дело в том, что надзор за исполнением законов этими же органами был. Но в объект надзора не входили руководители коммерческие и некоммерческие организаций. Этими предприятиями чаще всего нарушались права и свободы.

Цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина - достижение такого положения, когда эти права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и, что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе органов прокуратуры.

Объект надзора – круг органов и учреждений, которые реализуют или обеспечивают права и свободы человека и гражданина

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод практически совпадают с задачи прокурорского надзора за исполнением законов:

обязательное вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

наиболее полное использование возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

активизация и совершенствование деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленная на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок;

более активное проведение в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения;

доведение до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

выявление пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные

(законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы

повышение правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов. В наибольшей мере этому способствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.

Но одна из главнейших задач прокуратуры как федерального правозащитного органа- это защита общественных и личных интересов.

Предмет прокурорского надзора позволяет установить в каждом конкретном случае пределы надзора.
Пределы прокурорского надзора - это категория, которая позволяет определить компетенцию прокуроров (объем прав и обязанностей) для установления круга нормативных актов, подлежащих точному и единообразному исполнению, что составляет предмет прокурорского надзора, а также круга органов, законность деятельности которых поднадзорна прокуратуре, исходя из полномочий прокуроров.

Вопрос № 37. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ». Полномочия прокурора

1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

Изложенный в данной статье перечень полномочий не является исчерпывающим, поскольку предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся надзорная деятельность прокурора, а также проводимая им профилактическая работа. Большую роль в предупреждении нарушений играет объявление должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона, если прокурор обладал достоверными сведениями о готовящихся нарушениях.

В случае если нарушение носит характер административного правонарушения, прокурор возбуждает дело об административном правонарушении, в случае если нарушенные права защищаются в порядке гражданского судопроизводства, прокурор поддерживает исковые требования, выступает в интересах пострадавшего лица, в случае если нарушение носит характер преступления, прокурор принимает предусмотренные законом меры, чтобы лица его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

Вопрос № 38. Меры прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Статья 28. Протест и представление прокурора

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.

Закон также обязывает прокурора рассматривать и разрешать заявления, жалобы и обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Работа с обращениями занимает значительное место в обще объеме работы органов прокуратуры. Обрабатывая заявления и жалобы граждан, прокуроры получают ценную информацию: о преступлениях, совершенных либо на стадиях подготовки; о нарушениях прав и свобод граждан; об органах и должностных лицах нарушивших права граждан; об органах и должностных лицах не выполняющих требования законодательства; а также о нарушениях и несоблюдении законодательства органами прокуратуры.

Вопрос № 39. Задачи, содержание, объект и предмет надзора за исполнением законов судебными приставами.

Предметом данного направления деятельности прокуратуры можно считать исполнение законов судебными приставами и в первую очередь законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности их деятельности, а также защита прав и законных интересов лиц в отношении которых были приняты судебные решения. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, и, следовательно, надлежащему исполнению решений суда.

Вопрос № 40.Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами.

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов в РФ. Деятельность судебных приставов обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (оупдс) находится в ведении территориальных прокуроров. Прокуроры вправе проводить проверки деятельности приставов по оупдс и судебных приставов – исполнителей. В случае поступления жалобы на действия пристава, прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений. Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру либо ознакомиться на месте с материалами исполнительного производства, а непредоставление или воспрепятствование законным требованиям прокурора может служить основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Прокурор вправе объявить в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае выявления нарушения закона судебными приставами, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу. В случае выявления нарушений, носящих уголовно наказуемый характер, прокурор вправе внести представление о направлении материалов в орган дознания и предварительного следствия.

Вопрос № 41. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Полномочия:

Право при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов в деятельности которых он осуществляет надзор;

Право на доступ к документам и материалам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Право требовать от руководителей органов осуществляющих орд выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

Право требовать от руководителей органов осуществляющих орд проведения проверок или ревизий деятельности соответствующих органов;

Право на рассмотрение и проверку заявлений и обращений граждан, жалоб на нарушение прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении орд;

Право разъяснять пострадавшим в связи с осуществлением орд порядок защиты их прав и свобод;

Право требовать привлечения лиц осуществляющих орд, к установленной законом ответственности;

Право возбуждать производство об административном правонарушении;

Право давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Вопрос № 42 Задачи, содержание объект и предмет надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Главная задача-наблюдение за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия требований закона по защите прав и законных интересов граждан, потерпевших от преступлений.

Вопрос № 43 полномочия прокурора при осуществлении надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами .

2. Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности.

Пол­номочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целе­направленности с определенной долей условности подраз­деляются на две группы:

    1. направленные на своевременное выявле­ние нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств (причин и условий) и установление виновных лиц. Эти полномочия закреплены (ч. 1 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ");
    2. направленные на устранение выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств, а также на привлечение к ответственности лиц, ви­новных в нарушении закона.

Полномочия прокурора, направленные на своевременное выявле­ние нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств (причин и условий) и установление виновных лиц

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Для доступа на особо режим­ные (секретные) объекты прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий работы с докумен­тами и иными материалами, содержащими сведения, отне­сенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны;
    2. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    3. вызывать должностных лиц и для объяснений по поводу нарушений законов.

Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений доступа прокурора к документам в зависимости от их содержания и степени открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведе­ния, составляющие коммерческую тайну, информацию ме­дицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их.

При разглашении сведений, со­держащих служебную, военную или государственную тай­ну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

Хотя в ст. 22 ФЗ и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам, их замещающим. Предъявление подобного требования к другим должност­ным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нару­шением правил субординации. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть:

    • пра­вовые акты, изданные органом;
    • материалы и акты проверок, ревизий, обследований;
    • разного рода разрешения и лицензии;
    • приходно-расходные документы;
    • справки;
    • статистические и другие отчеты и многие другие документы и материалы.

В соответствии со ст. 6 ФЗ статисти­ческая и иная информация, справки, их копии и иные доку­менты, необходимые при осуществлении возлрженных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требова­нию прокурора и следователя безвозмездно.

Полномочие о выделении специалистов прокуроры чаще реализуют путем направления в адрес руководителя соответствующего орга­на письменного требования с просьбой направления в рас­поряжение прокурора того или иного специалиста. Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыми не­государственными органами (структурами), подлежат мате­риальному вознаграждению в виде выплаты гонораров. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного про­цесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для учас­тия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначе­ние специалиста как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором. В качестве специалистов привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, чаще занимающие должности го­сударственных инспекторов (контролеров).

Полномочие требования от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган про­куратуры материалами и обращениями ре­ализуется путем направления в адрес руководителей орга­нов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более 10 суток со дня его поступле­ния. Чаще проведение проверок поручается органам конт­роля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

Требование от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и органи­заций реализуется чаще путем направления письменного требования и реже - путем вынесения моти­вированного постановления. Прокуроры вправе также тре­бовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (це­хах, участках, отделах, лабораториях, службах). Требование о проведении экспертиз реализуется путем вынесения соот­ветствующих постановлений.

При вызове должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона обычно прокуро­рами истребуются письменные объяснения. Объяс­нения приобщаются к материалам проверки.

Полномочия прокуроров, направленные на устранение выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств, а также на привлечение к ответственности лиц, ви­новных в нарушении закона

Данные полномочия закреплены в ст. 22-25 ФЗ "О прокуратуре РФ". К ним отно­сятся следующие права прокуроров:

    1. возбуждать производство об административном правонарушении;
    2. требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
    3. предостерегать о недопустимости нарушения закона;
    4. освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    5. опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    6. вносить представление об устранении нарушений закона.

В ст. 6 ФЗ "О прокуратуре РФ" закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытека­ющие из его полномочий, подлежат безусловному исполне­нию в установленный срок. Закреплено также, что неиспол­нение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову вле­чет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную.

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности, то есть обладают соответствующими полномочиями . Полномочия прокуроров при осуществлении общего надзора по их содержанию и целенаправленности подразделяются (с определенной долей условности) на две группы.

Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законодательства направлена на своевременное выявление нарушений законов, иных нормативных правовых актов, а также способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц . Эти полномочия закреплены в п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

  • 1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством. Право беспрепятственного входа заключает в себе возможность появления прокурора в нужное время в нужном месте у нужного лица. Лица, осуществляющие прокурорский надзор по своей должности должны иметь свободный доступ во все помещения поднадзорных им учреждений, право прокурора на беспрепятственный вход на поднадзорные ему объекты не может быть ограничено ведомственными и иными нормативными актами. К прокурорам не применимы правила пропускного режима, требующие предварительного согласования или выписывания пропуска. Использование данного права не обусловлено наличием сигналов о нарушении (может реализовываться в отсутствие повода);
  • 2) требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору.

Хотя в ст. 27 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам их замещающим. Предъявление подобного требования к другим должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением субординации. Прокурора могут интересовать сведения о состоянии законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их устранению и предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы; справки; статистические и другие отчеты, многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует документы непосредственно в прокуратуру, в другом - знакомится с ними по месту их хранения во время проведения соответствующих проверок.

В процессе осуществления надзора за исполнением законодательства в связи с содержанием этого законодательства и регулируемых им сфер общественных отношении (собственность, производство, транспорт, образование, медицина, социальное обеспечение и т.д., и т.п.) у прокурора зачастую возникают вопросы, которые он не может решить сам достаточно компетентно. В таких случаях он, используя названное полномочие, может требовать выделения специалистов, то есть лиц, обладающих необходимыми познаниями в экономике, технологии, экологии, финансах, здравоохранении и т.д., для решения возникших вопросов. Их необходимая высокая квалификация подтверждается обычно опытом работы по той или иной специальности, наличием ученых степеней и званий. Требование о выделении таких специалистов направляется прокурором руководителям или иным должностным лицам органов и организаций, имеющим право поручить выполнение требований прокурора подчиненным им работникам. Срок, на который выделяются такие специалисты, законом не определяется. Его продолжительность каждый раз зависит от продолжительности времени, необходимого для разрешения поставленных прокурором вопросов. Разрешая поставленные вопросы, специалисты, изучают, анализируют и дают оценку фактической стороне обстоятельств, в связи с которыми возникли вопросы. Правовую оценку этим заключениям специалистов дает сам прокурор. Использование помощи специалистов играет существенную роль в обеспечении высокого профессионального уровня работы прокурора, в преодолении дефицита знаний, находящихся за пределами профессиональной подготовки прокуроров. Специалисты помогают прокурорам учитывать особенности различных видов социальной, экономической, культурной, технической, управленческой деятельности при решении задач, стоящих перед органами прокуратуры, способствуют достижению профессионально безупречных результатов работы прокуроров.

Рассматривая право требовать проведения проверок и ревизий, следует учитывать, что проверка отличается от ревизии по смыслу и объему выполняемой работы. Проверка проводится по частному поводу, когда не возникает необходимости в исследовании довольно значительного числа документов или производственно-хозяйственных операций с использованием специальных познаний в области бухгалтерского учета. С требованием о проведении ревизии на предприятиях, основанных на негосударственной собственности, прокурор вправе обращаться только в случаях причинения ущерба общества или государству.

Требование прокурора о проведении ревизий может быть предъявлено руководителям, имеющим право назначать проведение ревизий в подведомственных или подконтрольных органах, организациях или учреждениях. В первом случае это означает, что проведение ревизии производится соответствующими специалистами, подчиненными руководителю органа или организации, находящимися в одном с руководителем министерстве, комитете, организации, чьи должностные лица и иные работники находятся в подчиненном по отношению к руководителю положении. К числу же подконтрольных организаций относятся не только организации одного ведомства, но и организации других ведомств, на которых распространяются функции контрольных органов. Требование прокурора о проведении проверок или ревизий обычно выражается в письменной форме. В требовании указываются основание и повод для проведения такой проверки, ставятся конкретные вопросы, которые должны быть выяснены при проведении проверки или ревизии. Правовую оценку результатов проверки или ревизии дает сам прокурор;

3) вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства. Объяснение может быть дано в устной и письменной форме. Получение таких объяснений имеет определенное сходство с допросом свидетеля или обвиняемого, но принципиально отличается по процессуальной форме и юридическому значению. Объяснение может быть дано в произвольной форме. Лицо, дающее объяснение, не предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Объяснение может быть дано по месту работы или жительства указанных лиц. Это часто бывает в тех случаях, когда прокурор проводит проверку исполнения законов на конкретном объекте (месте). В тех случаях, когда такая проверка не проводится или при ее проведении отсутствует возможность получения объяснений ввиду отсутствия необходимых должностных лиц или граждан или по другим причинам, они могут быть вызваны в прокуратуру. Вызов должностных лиц или граждан для дачи объяснений состоит в предложении указанным лицам явиться в указанный день и час в прокуратуру вызов может быть осуществлен в письменной или устной форме (по телефону).

При реализации рассматриваемого полномочия могут применяться различные тактические приемы, например, выбор очередности лиц для дачи объяснения, места дачи объяснения, формы объяснения (в виде свободного рассказа, ответа на поставленные вопросы и т.д.). Совокупность всех этих приемов составляет тактику вызова должностных лиц и граждан и получения от них объяснений по поводу нарушений закона.

Должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.

Лицам, вызываемым в рабочее время в органы прокуратуры, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Факт вызова лица в орган прокуратуры в рабочее время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором;

Проверки являются основным правовым средством выявления правонарушения, а также установления причин, их порождающих, и условий, им способствующих.

Поводы к прокурорской проверке могут быть различны: обращение граждан, должностных лиц, депутатов, материалы уголовных и гражданских дел, публикации в СМИ, сообщения правоохранительных и контрольно-надзорных органов, непосредственное обнаружение нарушения закона самим прокурорскими работниками.

В литературе принято выделять следующие виды проверок:

  • 1. В зависимости от исходных материалов проверки делятся: на текущие - осуществляемые в целях исследования поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения закона; и плановые - проводимые на основе анализа статистических данных, обобщения имеющихся в прокуратуре сведений и т.п.
  • 2. По предмету проверочной деятельности проверки делятся на: целевые - направленные на проверку исполнения конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные отношения; комплексные - когда предметом проверки является проверка исполнения нескольких законов, регулирующих разнородные отношения в определенной социально-экономической сфере (например, банковской); сквозные - когда проверяется исполнение конкретного закона во всех или многих органах определенной хозяйственной отрасли, министерства или службы.
  • 3. В зависимости от наличия повода: проверки бывают: инициативные (как правило, все они плановые) - проводимые прокуратурой по собственному усмотрению вне зависимости от наличия информации о нарушении закона; и проверки, проводимые в общем порядке, т.е. только при наличии сведений о нарушениях закона.
  • 4. В зависимости от числа проверяемых объектов и проверяющих субъектов также выделяют проверки: совместные (несколько проверяющих органов проверяют один объект) и одновременные - когда параллельно проверяется исполнение законов на нескольких объектах одним или несколькими проверочными органами.
  • 5. В зависимости от времени проведения проверки делятся на первичные и повторные (контрольные).

Контрольные проверки направлены на получение достоверных сведений о фактическом устранении ранее выявленных нарушений.

Проверки должны быть полными. Полнота прокурорской проверки определяется объемом и глубиной проверки. Объем проверки - границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Глубина проверки - степень изучения тех вопросов, которые подлежат выяснению (доказыванию).

Полнота проверки достигается с помощью применения прокурором различных проверочных действий: ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическим отчетами и многим другим документами; осмотр документов и предметов; назначение ревизий и экспертиз; получение заключений специалистов; беседы с должностными лицами и сотрудниками (работниками); получение устных и письменных объяснений; направление запросов и отдельных поручений; снятие копий с документов; составление разног рода справок.

Результаты проверок оформляются справками и докладными записками. В них отражаются объем и глубина проверки и выявленные нарушения законов.

Как правило, прокурорская проверка осуществляется в три этапа :

  • 1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    • - предметное изучение законодательства; определение задач проверки;
    • - ознакомление с материалами ранее проведенных в этом органе проверок;
    • - анализ типичных нарушений в данной отрасли надзора;
    • - определение тактики и методики проведения проверки;
    • - подбор специалистов и формулирование вопросов, на которые необходимо дать ответы преимущественно в виде заключений;
    • - составление плана или программы проверки.
  • 2. Собственно проверка на конкретном объекте - получение массива информации, позволяющей обеспечить выявление фактов нарушения закона и создания условий для их последующего устранения.

Как правило, прокурор заблаговременно извещает руководителя о предстоящей проверке, согласует с ним время проведения, а по окончании знакомит с результатами проверки.

3. Завершающий этап - составление справки и документов прокурорского реагирования по окончании проверки.

Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законодательства направлена на устранение выявленных нарушений законов, иных нормативных правовых актов, способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушении. Эти полномочия закреплены в п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре.

При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:

  • - опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;
  • - освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
  • - дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;
  • - в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
  • - вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;
  • - обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;
  • - составляет протоколы об административных правонарушениях;
  • - выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
  • - выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;
  • - выносит постановления о возбуждении уголовного дела.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполне нием законов - это совокупность правовых средств, которые законом предоставлены прокурору и с помощью которых прокурор обязан выявлять, устранять, а также предупреждать нарушения законов.

Согласно ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, т.е. на территорию и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов:

а) представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Под документами в данном случае следует понимать правовые акты как в письменном виде, так и в виде электронных носителей, изданные и имеющиеся на данном объекте. К материалам относятся образцы продукции, сырья и т.п. Тактика проведения проверок исполнения законов отличается от законов, исполнение которых подлежит проверке, от вида объектов, на которых проводится проверка исполнения законов;

б) выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Прокурор может требовать привлечения специалистов, т.е. лиц, обладающих необходимыми познаниями в какой-либо отрасли, для решения возникших вопросов. Правовую оценку заключениям специалистов дает прокурор;

в) проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Требование прокурора о проведении проверок или ревизий должно выражаться в письменной форме с указаниями на основания для проведения проверки. Прокурор определяет конкретные вопросы, которые должны быть выяснены при проведении проверки или ревизии. Правовую оценку результатов проверки или ревизии делает сам прокурор;

г) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор может потребовать от должностных лиц и граждан явиться в указанный день и час в прокуратуру. Вызов может быть в письменной или устной форме.

Полномочия прокурора по устранению и предупреждении выявленных правонарушений:

1) возбуждение уголовного дела;

2) возбуждение производства об административном право нарушении;

3) требование прокурора о привлечении лиц, нарушивши закон, к иной установленной законом ответственности;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона;

5) освобождение лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

6) опротестование противоречащих закону правовых актов;

7) внесение представлений об устранении нарушений закона.

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов во многом зависит от того, как организована работа. Важнейшими элементами организации работы являются сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы. Емкими источниками информации являются письменные и устные обращения граждан, поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации; обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей и других юридических и иных лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах.

Полученная прокурором информация о нарушениях закона подлежит тщательному анализу, который позволит прокурору определить содержание первоочередных мероприятий, в том числе наметить органы, где проверки исполнения законов надлежит провести в первую очередь. Анализ позволяет также определить те проверки, проведение которых следует поручить другим органам.

1. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право:

1. беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей. Вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством;

2. требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору;

3. вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;

4. использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;

5. проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий;

6. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

2. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан, за исключением случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов.

40. Полномочия прокурора, направленные на устранение нарушений закона при осуществлении надзора за исполнением законодательства.

Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представ­ляют собой систему правовых средств, используемых прокурорами для пресечения правонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушением закона негативных последствий.

Названные пол­номочия закреплены в Законе «О прокуратуре» (ч.4 с.27):

1. опротестовывает правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;

2. освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;

3. дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущим административный процесс;

4. в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и иными организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;

5. вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;

6. обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;

7. составляет протоколы об административных правонарушениях;

8. выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;

9. выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;

10. выносит постановления о возбуждении уголовного дела.
41. Прокурорские проверки исполнения законов: понятие, виды и предъявляемые требования.

Прокурорские проверки исполнения законов - это основное правовое средство выявления, пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих.

Виды проверок:

v Первичные

v Вторичные

Первичные проверки:

1) Целевая проверка – это проверка исполнения конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения;

2) Комплексные проверки – это когда проверяется исполнение нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения;

3) Сквозные проверки – исполнение закона или законов во всех или во многих органах данной отрасли;

4) Могут проводиться совместные с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами проверки исполнения закона. Проводятся также одновременные с другими органами проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, например, налоговая инспекция - в другом.

Вторичные проверки:

1. Контрольная проверка – проверка полноты и качества проверки, которую ранее проводил соответствующий орган;

2. Повторная проверка - в ходе ее проведения устанавливается, какое влияние оказали предпринятые прокурором меры на состояние исполнения законов, т.е. уменьшилось, осталось на прежнем уровне или увеличилось количество правонарушений.

3. Проверка результативности актов ПН - основная цель проведения таких проверок - определение эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора (реагирования). Их цель - установление достаточности принятых прокурором мер реагирования;

4. В целях повышения профессионального мастерства прокуроров, распространения положительного опыта работы практикуется проведение показательных проверок исполнения закона, которые проводятся наиболее опытными прокурорами.

Требования, предъявляемые к проверкам:

Ø Своевременность;

Проверку можно считать проведенной своевременно , если выявленные в ходе ее проведения нарушения законов можно устранить. Эффективность проверок тем выше, чем ближе время их проведения ко времени нарушения закона. Поэтому желательно всячески добиваться приближения времени проведения проверок ко времени совершения правонарушений.

Ø Полнота

Объем - это собственно границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Если границы проверки определены слишком узкими, это может привести к тому, что отдельные нарушения закона останутся не выявленными. Если же они определены неоправданно широкими, то в силу большого объема работы ее трудно или невозможно будет провести качественно.

Глубина проверки характеризуется полнотой или степенью проникновения в те вопросы, которые подлежат выяснению (доказыванию). Она выражается в полноте выявления нарушений законов, причин и условий, способствующих нарушениям, в полноте установления вредных последствий совершенных правонарушений, а также в полноте установления лиц, допустивших нарушения закона и способствующих им. Залогом проведения высококачественных проверок исполнения законов служит тщательная подготовка к ним прокуроров. Содержание подготовки к проверкам зависит от профиля органа, где ее предстоит проводить, от характера сведений о нарушении закона, в определенной мере от объема и специфики предстоящей проверки, ее сложности, от опыта работы и квалификации прокурора и от времени, которым он располагает. Особенно тщательно следует готовиться к проведению проверок начинающим или проводящим такие проверки впервые прокурорским работникам.


42. Организация и порядок проведения прокурорских проверок исполнения законов.

Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

13. О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному органу прокуратуры месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении трех дней со дня его направления.

14. Уведомление о проведении проверки (далее - уведомление) должно содержать:

· наименование органа прокуратуры, который будет проводить проверку;

· наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его местонахождения);

· дату начала проверки;

· проверяемый период;

· указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);

· исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

15. Проверка проводится на основании предписания руководителя органа прокуратуры или его заместителя, заверенного печатью органа прокуратуры или оформленного на общем бланке.

В предписании указываются:

Ø номер и дата выдачи предписания;

Ø основание проведения проверки (пункт координационного плана для плановых проверок);

Ø наименование органа прокуратуры, проводящего проверку;

Ø наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

Ø фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность);

Ø исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке;

Ø проверяемый период;

Ø срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки).

16. Органы прокуратуры ведут отдельный учет выданных предписаний на проведение проверок в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В случае необходимости проведения проверок нескольких проверяемых субъектов выдается одно предписание на проведение проверок данных проверяемых субъектов с указанием в нем темы проверки и вопросов, подлежащих проверке в отношении каждого проверяемого субъекта, сроков проведения проверки каждого проверяемого субъекта и проверяемых периодов.

17. Срок проведения плановой проверки, контрольной и дополнительной проверок не может превышать при проведении проверок:

индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, - пятнадцати рабочих дней ;

иных проверяемых субъектов - тридцати рабочих дней.

Срок проведения контрольной проверки не должен превышать пяти рабочих дней.

Срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней.

21. Проверяемый субъект обязан обеспечить возможность проведения плановой проверки в срок, указанный в уведомлении. По заявлению проверяемого субъекта, поданному не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, органом прокуратуры может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается руководителем органа прокуратуры (его уполномоченным заместителем) не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

22. Если за проверяемый период вопросы, указанные в уведомлении, уже были проверены иным контролирующим (надзорным) органом и по ним составлен акт (справка) проверки, проверяемый субъект обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об этом орган прокуратуры, названный в уведомлении, и направить ему копию акта (справки) проверки. В таком случае вопросы, проверенные в ходе предыдущей проверки, не проверяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 Указа № 510.

23. Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления). При непредставлении (отсутствии) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

24. В книгу учета проверок запись о начале и завершении совместной проверки, сведения о ее результатах вносятся под одним порядковым номером каждым контролирующим (надзорным) органом, участвующим в совместной проверке.

25. После осуществления мероприятий, предусмотренных пунктами 23 и 24 настоящей Инструкции, проверяющие знакомят проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность лицо, назначившее проверку (выдавшее предписание на проведение проверки), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 12 Указа № 510.

Этапы проведения проверки:

1. Подготовка проверки;

2. Проведение проверки;

3. Принятие мер реагирования;

4. Разбор проверки с руководителями, проверяемой организации;

5. Составление итогового документа.


43. Предмет и пределы надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «О прокуратуре Республики Беларусь»



 

Возможно, будет полезно почитать: