Введение в психолого-педагогическую деятельность. Смотреть страницы где упоминается термин принцип конфиденциальности

Взаимоотношения между людьми строятся на различных принципах. Среди них существует принцип конфиденциальности информации, которого часто придерживаются государственные работники и деловые люди, однако и в личных отношениях он действует..

В обыденной жизни под конфиденциальностью понимается сохранение тайны или секрета. Люди вынуждены скрывать некоторую информацию о себе. Это сделано для того, чтобы ею не воспользовались в корыстных или злых целях. Человеку приходится скрываться, недоговаривать, не раскрываться полностью, что является нормальным явлением, как и то, что у него есть тайное желание найти такое лицо, которому можно доверить тайну и быть уверенным, что секрет останется при нем.

В личных отношениях сохранение тайны и является конфиденциальностью. Здесь речь в первую очередь идет о доверии, когда человек рассказывает ранимое и сокровенное другому в надежде, что все сказанное останется между ними. Человек волен сам выбирать, кому раскрывать свои секреты. Но если секреты раскрывают перед конкретным лицом, значит, они предназначены лишь для его ушей и ни для чьих более. Не теряйте доверия к себе, поскольку в следующий раз вам могут ничего не рассказать, если будут знать, что потом эти тайны станут известными всем.

Во-вторых, это вопрос открытости. Есть такие моменты в жизни каждого человека, которые он бы не хотел разглашать. Поэтому они и называются тайнами, поскольку не предназначены для широкого круга лиц. Хотели бы вы, чтобы самое сокровенное, что у вас есть, знали все люди? Хотели бы вы, чтобы ваши тайны стали известны всему миру? Если вы хотели бы свои секреты оставить втайне, тогда не удивляйтесь, что другие люди хотят того же самого. Если вам рассказывают некий секрет, то он предназначен именно для вас, а не для оповещения всему миру.

Сохраняйте тайны, которые вам доверяются. Таким образом, вы будете знать больше, нежели бы вы сплетничали за спинами людей, которые не захотели бы вам больше ничего рассказывать.

Что такое конфиденциальность?

Обычно в профессиональных кругах используется такой термин, как конфиденциальность. Что это такое? Это доверие, сохранение тайны или важной информации, откровенность. Простыми словами, конфиденциальность – это сохранение той информации, которая была высказана другим человеком, втайне от других ушей, глаз. Данного принципа придерживаются люди многих профессий:

  • Психологи, которым рассказывают пациенты свои сокровенные тайны и глубинные мотивы.
  • Юристы, которые получают приватную информацию о своих клиентах и обязуются ее не разглашать.
  • Врачи, которые присягаются о неразглашении диагнозов и методов лечения конкретных лиц, которые обращаются к ним за помощью.
  • Деловые люди, которые вынуждены хранить втайне всю информацию, полученную на деловых переговорах с целью сохранения доверия к себе.

Конфиденциальность очень важна в мире, где сеть Интернет уже не способствует сохранению тайн и секретов. Жизнь многих людей выставлена напоказ. О каких секретах здесь можно говорить? Если раньше распространением конфиденциальной информации занимались сплетники, соседи, враги, то сегодня достаточно сети Интернет, где можно найти практически все, что в нее запускается.

Человек вынужден молчать, если он желает, чтобы некую информацию о нем никто не знал. Однако молчать очень сложно, а порой и невозможно, особенно если речь идет о необходимости лечиться или предоставлять личные данные в государственные органы. Здесь очень важно, чтобы предоставленная информация в любом виде была сохранена в том формате, на который согласился человек.

Почему человек нуждается в сохранении важной информации втайне?

  1. Потому что ее можно использовать в злых умыслах. Чтобы у других лиц не было достаточно инструментов для причинения вреда человеку, необходимо, чтобы информация оставалась втайне и выдавалась лишь по необходимости.
  2. Потому что она причиняет боль. Здесь речь скорее идет о душевных секретах. Если человек раскроет некую информацию о себе, то ею можно его «уколоть», душевно ранить. Данная информация часто выдается близким родственникам, друзьям или психологам. Здесь важно соблюдать определенные принципы сохранения чужой тайны.

Во-первых, человек, раскрывая свою тайну, желает, чтобы любая ее фиксация оставалась у того индивида, которому она выдается. Если это друзья, тогда им выдается информация в виде слов – человек хочет, чтобы эти слова дальше не передавались другим лицам. Если это психолог, тогда он может письменно что-то фиксировать, делать аудио- или видеозаписи. Данный материал должен быть в руках только у психолога и не попадаться на глаза других людей.

Важно перед тем, как душевно общаться или проводить консультацию, обговорить вопрос, как именно можно фиксировать любую информацию, которая будет оглашена в течение беседы. Также здесь важно обговорить другой вопрос: кому данную информацию можно передавать еще? Пусть человек, который раскрывает свои данные и тайны, сам скажет, кому еще можно рассказать их. Если его просьба будет нарушена, тогда речь идет о разглашении конфиденциальной информации.

Конфиденциальность – это сохранение тайны другого человека, который ее раскрывает. В профессиональных кругах конфиденциальность является одним из главных принципов, на которых устанавливается доверие между обычным человеком и тем лицом, органом, организацией, в которую он обращается.

Можно использовать тайную информацию лишь в научных целях. Она при этом не должна содержать никаких данных, по которым можно определить лицо, о котором идет речь. Здесь не выдается имени, контактной информации и прочих данных, которые указывают на конкретное лицо. Также конфиденциальная информация может быть использована правоохранительными органами в крайнем и законном случае. В остальных ситуациях каждый профессионал, который обязуется сохранять конфиденциальные данные, должен придерживаться обещанного слова.

К сожалению, сохранение конфиденциальности даже при всех нынешних мерах остается под вопросом. Существует множество способов того, из-за которых происходит «утечка» информации и попадание ее в чужие руки.

  • Друзья могут рассказать чужие секреты, не удержав своих языков за зубами.
  • Записи могут попасть в руки третьих лиц, которые знают пароли или имеют ключи от тех систем, где хранится информация.
  • Данные попадают в руки недобросовестных работников, которые в своих корыстных целях ее используют, нарушая трудовые обязанности.

Конфиденциальность очень легко нарушается, поскольку информация в любом виде имеет контакт с человеком, который является неидеальным и может совершать ошибки.

Принцип конфиденциальности

Главный принцип конфиденциальности заключается в том, чтобы информация, которая раскрывается одним человеком другому, далее не разглашалась и не распространялась по инициативе того лица, который ее получил. Разглашать собственные тайны имеет право только ее владелец. Другие лица могут ее лишь воспринимать или получать, но не распространять далее.

Анонимность является одним из принципов конфиденциальности, когда происходит автоматическое неполучение важной информации. Когда человек не выдает о себе личных данных, а просто занимается решением своих вопросов, тогда автоматически тайное остается с ним и не передается в чужие уши.

Однако не всегда решение вопроса может сопровождаться анонимностью. Здесь важным становится принцип, когда информация, выдаваемая человеком, обязательно остается в руках или голове того, кому она предоставлялась.

Помимо соблюдения принципов конфиденциальности, важно обеспечение и предотвращение распространения информации. Это зависит от того человека, который получил конфиденциальную информацию. Это он должен сделать все, чтобы информация дальше не распространялась.

В профессиональных кругах подписывается специальный договор о неразглашении информации, что обязуются исполнять работники. В противном случае назначается штраф. В обыденной жизни все строится на доверии и даче обещания ничего не говорить другим людям. Как карается нарушение обещанного? Чаще всего разрывом отношений человека, который раскрыл свою тайну, с тем, кто ее разгласил после доверительного получения.

Принцип конфиденциальности очень важен в настоящее время, когда люди понимают, что личные данные выдавать о себе лучше не следует. Сплошь и рядом находятся уши, которые готовы потом злословить или выдавать чужую информацию в корыстных целях. Конфиденциальность зачастую сохраняется по двум причинам:

  1. Сам человек, который хранит тайну, ее никому не выдает.
  2. Сделан правильный выбор того лица, которому выдалась тайна и который сумел ее сохранить.

Государство не озабочено тем, чтобы личные данные об отдельных гражданах хранились втайне. Это следует учитывать, поскольку существует множество поощрительных мер, когда выдавать чужие тайны считается нормальным и желанным, нежели их сохранение.

Правило конфиденциальности

Правилами конфиденциальности являются:

  1. Кодирование. Информацию следует шифровать, другими знаками обозначать и хранить ее отдельно от всех записей, где кодировка используется.
  2. Контролируемое сохранение. Обговорить срок и формы хранения информации, а также дату ликвидации всей документации.
  3. Корректное использование. Тайная информация никому не будет разглашена, а также не будет использована с целью причинения вреда человеку, который ее выдал.

Зачем следует придерживаться правил конфиденциальности? Здесь дается 6 объяснений:

  • Сохранение неприкосновенности личной жизни, в которую и так многие желают влезть.
  • Сохранение контроля над собственной жизнью. Если важная информация не разглашена, тогда человеку ничто не может навредить.
  • Сохранение того статуса, который человек занимал и ранее.
  • Сохранение тех отношений и рабочих связей, которые уже установлены у человека с другими людьми, не знающими об его тайнах и секретах.
  • Установление доверительных отношений с тем, кому тайны раскрываются.
  • Развитие высоких моральных принципов у того человека, который сохраняет чужую тайну.

Итог

Личная жизнь становится достоянием общественности, когда человек все о себе рассказывает или доверяет свои тайны людям, которые не могут их сохранить. Вот почему важна конфиденциальность, которая направлена в первую очередь на установление доверительных отношений между людьми. Умение человека сохранять чужую информацию втайне приводит его к хорошему итогу – другие люди обращаются к нему еще.

Это очень важно в профессиональной деятельности, особенно той, где люди вынуждены раскрывать о себе личные данные и не желают, чтобы она передавалась обществу.

означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

4.1. Правило кодирования сведений психологического характера . Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчётом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передаётся заказчику по акту , если это необходимо по условиям работы.

4.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получивших доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

4.3. Правило корректного использования сведений психологического характера .

Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать , и создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

5. Принцип осведомлённого согласия требует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добровольное участие.

1.4. Права и обязанности психологов

Психолог должен принимать активное участие в решении вопросов научной, социальной, производственной жизни. В его обязанности входит следующее.

1. Повышать средствами психологии производительность труда и качество продукции, снижать материальные, энергетические, временные затраты и затраты рабочей силы.

2. Содействовать психологическими средствами внедрению социальных, технических и других нововведений.

3. Улучшать качество подготовки специалистов путём применения психологической профориентации, профконсультации, профотбора, профобучения и психопрофилактики.

4. Добиваться снижения текучести кадров, формирования стабильных коллективов, опираясь на психологические закономерности этих явлений.

5. Добиваться возвращения к активной трудовой и социальной жизни людей, нуждающихся в психологической реабилитации, психологической консультации по профессиональным вопросам и по проблемам личной и общественной жизни.

6. Стремиться к... психологической оптимизации параметров окружающей среды, оборудования, технологических процессов.

7. Прогнозировать социально-психологические последствия социальных, научных и технических инноваций.

8. Развивать теоретическое и методическое обеспечение [своей деятельности].

9. Руководствоваться в своей работе этическими принципами и правилами и законом «не навреди».

Психолог имеет следующие права.

1. Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.

3. Участвовать в работе комиссии по обсуждению и согласованию проектов, уставов, законов и др.

4. Проводить исследование причин происшествий, аварий, различного рода событий и докладывать результаты на заседаниях комиссий по их расследованию.

5. Принимать участие в работе по совершенствованию методов воспитания, обучения и внедрять их в практику.

6. Участвовать в работе приёмных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.

7. Изучать и добиваться в случае необходимости изменения эксплуатационных характеристик оборудования, параметров технологических процессов, окружающей рабочей среды.

8. Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования на предприятиях, в школах, в консультациях, в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати.

9. Разрабатывать новые методы психологической работы и получать на них авторские права со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г.А. Введение в практическую психологию. М., 1990

2. Вопросы психологии, 1989, №3 и 1986 № 3.

4. Вопросы психологии,1990. N 5, 6. С.148-153.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:Изд-во МГУ,1988,с.7-19.

6. Климов Е.А. Сообщество психологов России: сущее и должное // Вопросы психологии, 1995, № 2, с. 118-124.

7. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А.Маничева. Изд. 2-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. С. 545-552.

Контрольные вопросы

1. Назовите внешние функции профессионального сообщества психологов.

2. Назовите внутренние функции профессионального сообщества психологов.

3. Каковы основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога?

4. Назовите основные принципы работы психолога.

5. Что относится к правам практического психолога?

6. Каковы обязанности практического психолога?

Лекция 2. Личность психолога и её связь с особенностями выполняемой деятельности.

Вопросы:

Личность психолога-теоретика и психолога-практика.

Идея самоктуализирующейся личности в психологии.

2.1. Личность психолога-теоретика и психолога-практика

Психология относится к профессиям типа «человек – человек» . Это одна из таких профессий, в которых тесно связаны профессиональные и личностные качества. Выделяют два типа профессиональных психологов – психолог-практик и психолог-теоретик.

Долгое время психология была теоретической и экспериментально-прикладной наукой. Сейчас в самосознании психологов происходят процессы, которые свидетельствуют о внутрипрофессиональном разделении труда (Е.А.Климов). Наряду с психологами традиционного типа, производящими научную психологическую информацию появился тип психолога-практика. Этот процесс нашел свое отражение и в том, что на факультете психологии МГУ существуют два варианта учебного плана: «Психолог. Преподаватель» и «Психолог. Практическая психология».

Таким образом, психология есть область производства информации и одновременно - область производства полезных действий определенного рода. Эти области взаимосвязаны.

Однако эта взаимосвязь не является полной по ряду причин. Теоретики далеко не всегда учитывают запросы практики, а психологи-практики часто не располагают необходимыми сведениями, или по причине их недоступности, разбросанности по специальным изданиям, или по причине нехватки времени на их изучение у практического психолога. Существует и такая причина, как игнорирование практиками теоретических законов и научно-экспериментальных данных. Эта тенденция зарождается уже в стенах вуза, хотя общеизвестно, что теория без практики мертва, а практика без теории слепа. Иногда возникает такая ситуация, когда психология в индивидуальном исполнении отдельных специалистов вообще ни жива, ни мертва. В таких случаях исследования проводятся ради них самих или на потребу дня, для удовлетворения спонтанно возникающих запросов практики без глубокого осмысления причин вскрытых фактов.

Знание теории и практики, владение навыками экспериментально-исследовательской работы необходимо всем психологам - и теоретикам, и практикам. При этом важно исключить внутрипрофессиональные распри типа «Кто самый нужный?» (Е.А.Климов).

Поиск фундаментальных закономерностей с одной стороны и работа психолога-практика с другой требуют разных складов личности профессионала. Это связано с различием продукта работы психолога. Для теоретика продукт это новые факты, раскрытие содержания новых феноменов, систематизация понятий, разработка концепций. Человек при этом рассматривается как объект экспериментального исследования, характеристики которого следует подвергнуть анализу. Психологом–практиком человек рассматривается как целостный предмет внимания и заботы , ради которого мобилизуются различные ресурсы науки.

Различны и личностные качества психологов - практиков и теоретиков (Е.А.Климов). Психолог-практик должен быть контактным, инициативным в общении, эмпатичным, терпимым, наблюдательным, хорошим организатором ситуации общения. Он должен держать в памяти много фактов поведения человека и множество теоретических знаний, обладать хорошим распределением и переключением внимания. Психолог, занятый фундаментальными исследованиями , должен обладать способностью сосредоточиться на узких и, возможно, бесполезных в настоящее время для практики вопросах. Он должен обладать способностью видеть скрытые связи, отличаться аналитичностью и глубиной мышления, уметь обобщать разрозненные факты.

Часто говорят о том, что основным рабочим инструментом психолога является его личность. В.Ф.Петренко проведено исследование, выявляющее профессиональные представления студентов-психологов о людях своей профессии (по предлагаемому списку качеств). Выявлено несколько факторов, которые представлены ниже в обобщенном виде.

1 фактор «настоящий парень»;

2 фактор отражает образ сдержанного корректного «правильного» человека;

3 фактор - фактор деловитости;

4 фактор - фактор социальной зрелости, опыта;

5 фактор – фактор норматива.

Таковы представления студентов о людях своей профессии. В психологии существует некий эталон, «идеальный» человек - это представления о самоактуализирующейся личности, выработанные в гуманистической психологии.

2.2. Идея самоактуализирующейся личности в психологии.

Идея самоактуализирующейся личности разрабатывалась американскими психологами Карлом Роджерсом (1902-1987) и Абрахамом Маслоу (1908-1970).

С точки зрения А.Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации. Самоактуализация – наиболее полное раскрытие способностей и реализация скрытого в человеке потенциала. Потребность в самоактуализации А.Маслоу считает наивысшей человеческой потребностью. По его мнению, для того, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Что же такое самоактуализирующаяся личность? А.Маслоу изучал людей, достигших жизненного успеха (каждый понимал его по своему), людей, которые могут считаться здоровыми в психологическом отношении. Обобщив полученные данные, он выделил следующие черты, присущие этим людям: - объективное восприятие реальности;

Полное самопринятие (принятие себя таким какой есть);

Увлеченность каким-либо делом, преданность чему-либо или кому-либо;

Спонтанность – простота и естественность в поведении;

Потребность в уединении, самостоятельности, независимости;

Интенсивный мистический и религиозный опыт, опыт высших переживаний. Под высшими переживаниями понимается сильное и необычное чувство любви, наслаждения от общения с природой и с произведениями искусства;

Принятие другими таких какие они есть, доброжелательное и сочувственное отношение к людям;

Нонконформизм (сопротивление внешнему давлению);

Демократический тип характера;

Потребность в творчестве, творческое отношение к жизни;

Высокий уровень социального интереса.

По мнению А.Маслоу, люди, имеющие такие черты, составляют не более 1% населения в американской популяции. Обычно это люди среднего и старшего возраста. Они, как правило, не подвержены неврозам.

Таков один из эталонов личности, выработанный в психологии. Познакомимся еще с одним эталоном. Согласно К. Роджерсу, психологическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

Открытость по отношению к новому опыту любого типа;

Намерение жить полной жизнью в любой ее момент;

Способность прислушиваться больше к собственным инстинктам, к интуиции, чем к рассудку и мнению окружающих;

Чувство свободы в мыслях и поступках;

Высокий уровень творчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вопросы психологии, 1986, № 3.

2. Вопросы психологии, 1989, №3.

3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.

4. Овсянникова В.В. Динамика "Образа своей профессии" в зависимости от степени приобщения к ней // Вопросы психологии.1981. № 5.С. 133-137.

5. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. Изд. 2-е, СПб., Москва, Харьков, Минск, 2000. С. 545-552.

6. Петренко В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии, 1986,№ 3, с. 133.

7. Человек и профессия. Л.: Лениздат, 1984. Вып. 8.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные особенности психолога- теоретика?

2. Назовите характерные черты психолога-практика?

3. Чем обусловлены различия в личности психолога- теоретика и психолога-практика?

4. Назовите 7-8 черт самоактуализирующейся личности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

ВВЕДЕНИЕ

В регуляции деятельности практического психолога важную роль играют профессиональные этические принципы.

Профессионально-этические нормы это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с клиентами, испытуемыми, так и с коллегами, научным сообществом.

Эти принципы обязан знать каждый психолог и ориентироваться на них в своей работе. Этический кодекс практикующего психолога принимается профессиональным сообществом психологов и добровольно ими выполняется. Этические нормы практического психолога приняты в разных странах, причем они могут различаться для разных видов психологической практики (диагностика, консультирование, терапия). В странах с давними и устоявшимися традициями психологической практики (США, Западная Европа) этот кодекс существует достаточно длительное время. В нашей стране эти нормы были приняты в общем и в основном соответствуют существующим в других странах.

Психологическая практика непрофессионалов, а также игнорирование этических норм отдельными психологами во многом дискредитируют социальную репутацию практического психолога. В России пока нет достаточно авторитетного сообщества, которое выполняло бы функции эффективного этического контроля за деятельностью в области практической психологии.

Особенностью этической регуляции отношений психолога и клиента является то, что специальные права последнего законодательно не защищены. Все еще отсутствует судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав участников консультативного, психотерапевтического процесса. В этой ситуации значение этических норм возрастает, хотя они при этом сохраняют свой механизм.

1 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ



Всероссийский съезд практических психологов образования

Проект

Этический кодекс педагога - психолога службы практической психологии образования России

Общие положения.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее - психолог). Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством. Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования. Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога.

Этические принципы призваны обеспечить:

Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

Защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

Сохранение доверия между психологом и клиентом;

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Принцип конфиденциальности.

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицами (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

(Важным принципом практической психологии является умение хранить в тайне все, что происходит во время сеанса. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна – следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов. Этого требуют интересы клиента, а также интересы самого психолога, вызывает доверие к специалисту и способствует установлению продуктивных отношений.

Первым пользователем психологической информации является клиент, он имеет право решать, кому она может быть доступна. Относительно ребенка такое решение принимают родители. Однако, и в отношении родителей следует соблюдать этот принцип, даже если они явились инициаторами обращения за помощью ребенку. В некоторых случаях родителей необходимо подготовить к принятию такой информации во избежание нанесения вреда ребенку.

В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дому.

О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, прежде всего с супервизором, также сообщается на начальной стадии работы. Особого рассмотрения требует проблема конфиденциальности при работе в группе. Психолог отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки).

Принцип компетентности.

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

Принцип ответственности.

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

(Психолог принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат оказания психологической помощи. В разных видах психологической практики мера ответственности разная, но всегда существует. Любое прикосновение к душе другого человека, особенно профессиональное, основанное на знании особенностей и закономерностей психической жизни, несет в себе серьезные последствия. Их мера должна быть отрефлексирована психологом.

Исходным пунктом деятельности психолога являются интересы клиента. Важно правильно понимать эти интересы. Если психолог не понимает истинной природы чувств и потребностей клиента, трудно ожидать продвижения в их взаимодействии.

Однако ответственность психолога за решение проблемы клиента нельзя преувеличивать – она имеет свои границы. Клиента следует убедить в том, что прогресс в его состоянии будет зависеть, прежде всего, от него, и этот сложный путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психолога.

Важным является когнитивный аспект ответственности психолога. Это значит, что психолог отвечает за свои теоретические и методические знания и понимает границы профессиональной компетентности. Например, он не может брать на себя функции точного психиатрического диагноза и коррекционной работы на его основе. Будучи специалистом в определенной области, психолог должен осуществлять квалифицированные действия на основе полученной профессиональной подготовки. В связи с этим психолог должен быть готовым переадресовать клиента другому специалисту, при этом недопустимо только предложить клиенту искать другую помощь, необходимо посоветовать, куда и к кому ему можно обратиться.

Это не исключает творческого поиска. Необходимо только, чтобы поиск был продуктивным, основанным на глубоком осмыслении ситуации и опирался на специальную подготовку.

Психолог должен уметь решать собственные проблемы, ибо они провоцируют ошибки в работе. психологу важно развивать умение понимать и удовлетворять свои глубинные потребности. Если психолог компенсирует свои проблемы, он оказывается закрытым для понимания клиента. психолог является моделью для клиента, и поэтому его состояние во многом определяет существо происходящих изменений. Например, консультант, не имеющий раннего опыта принятия, все время ждет признания и с удовольствием будет участвовать в игре «замечательный доктор», навязываемый ему клиентом.

Принцип ответственности побуждает психолога завершить непосредственную работу с клиентом, когда целесообразность ее прекращения превышает целесообразность ее продолжения. Это положение имеет и экономическое, и логическое, и нравственное обоснование. Конкретная ситуация может быть такова, что полная коррекция личности представляется нереальной и затягивание сеансов будет означать дополнительные и нерациональные расходы времени и средств. Работа психолога должна быть прекращена и в том случае, если клиента следует направить к другому специалисту, например, психиатру.

Ответственность психолога проявляется и в том, что он не должен вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента).

Так же, как и медицинское обследование, любое психодиагностическое обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического общества и лишен права лицензии на психологическую практику. Воссозданное в 1994 г. Российское психологическое общество подготавливает совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами (прежде всего с Министерствами образования и здравоохранения РФ) серьезные законопроекты, регламентирующие доступ к психодиагностической информации и порядок использования психологических тестов в стране.

Ведомственные организационные нормативы и правила проведения психодиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практической психологии образования в Российской Федерации» (Вестник образования. 1995. № 7). Здесь будут освещены лишь основные принципы, имеющие прежде всего этическое значение.

В настоящем разделе кратко излагаются основные профессионально-этические принципы в том виде, в каком они распространяются на всех пользователей сертифицированных психодиагностических методик.

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики

Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их неправильного использования. Конечно, необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Так, для правильного применения индивидуальных тестов интеллекта и большинства личностных тестов и опросников и особенно проективных техник требуется относительно длинный период интенсивного обучения, в то время как для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна минимальная специальная подготовка.

Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека, которого он обследует. Например, психолог, занимающийся диагностикой нарушений развития, должен не только владеть методиками, но и знать особенности детей, относящихся к разным категориям нарушенного развития, а также уметь общаться с ними таким образом, чтобы, не выходя за рамки инструкций и правил применения методик, полностью раскрыть возможности ребенка в выполнении предъявляемых заданий.

Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность. Известно, что результаты диагностики чувствительны ко множеству условий ее проведения. Психодиагност в подписываемом им заключении должен зафиксировать, что все необходимые методические условия были соблюдены. Психодиагност делает выводы или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете другой касающейся индивида информации. В тех случаях, когда результаты стандартизированных методик явно противоречат другим источникам информации о человеке, психолог должен взять на себя ответственность за то, чтобы признать результаты проведенного обследования недостоверными, но обосновать это свое заключение указанием на объективные факты, свидетельствующие о недостоверности этих результатов.

Психолог должен знать границы своей компетентности и ограниченность используемых методов и не предлагать своих услуг, а также не использовать методик, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам , установленным в отдельных областях практики и для определенных категорий методик.

Как правило, в большинстве развитых стран получения диплома о высшем психологическом образовании еще недостаточно для получения права на психологическую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат проходит процедуру аттестации , включающую специальные экзамены и анализ опыта работы по использованию психодиагностических методик.

Такого рода процедуры аттестации с использованием стандартной системы требований к любым исполнителям (пользователям) независимо от их уровня и направленности образования предусматриваются в работе соответствующих комиссий Российского психологического общества. Профильное образование в данном случае служит инструментом более адекватной подготовки к подобным профессиональным испытаниям, служащим своего рода вступительным экзаменом для новых членов психологического общества.

2. Принцип личной ответственности

Если психолог привлекает к определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее результатов целиком лежит именно на психологе. При проведении группового тестирования по разветвленной психодиагностической программе (независимыми исполнителями в разных помещениях в разное время) психолог должен лично завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет, содержащий проинтерпретированные им результаты обследования.

3. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик (принцип профессиональной тайны)

В кратком изложении этот принцип гласит, что сертифицированные психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение содержания методик и предупреждение их неправильного применения.

Доступ к таким методикам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование, т. е. они должны быть доступны только тем специалистам, которые будут проводить психологическую диагностику и отвечать за достоверность ее результатов.

Специально подчеркнем здесь, что сохранение профессиональной тайны имеет значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса психологов, сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики. Профессиональные психодиагностические методики не должны поступать в открытую продажу. Свободный доступ к методикам может привести, например, к тому, что родители будут натаскивать своих детей на выполнение заданий, входящих в эти методики, в результате чего их диагностическое применение станет абсолютно бессмысленным, они утратят диагностическую ценность, что приведет к серьезным ошибкам и при переводе в специальные школы детей с недостатками развития (профиль школы будет не соответствовать характеру дефекта развития) и при определении направления дальнейшего профессионального обучения и т. п.

Проиллюстрируем это одним уже историческим примером. В середине 1950-х гг. в России начали создаваться первые детские сады для умственно отсталых. Началась разработка содержания занятий в этих садах, при этом, естественно, в такие занятия стали вводиться различные действия, которыми овладевает нормально развивающийся ребенок в преддошкольном и дошкольном возрасте, например складывание пирамидки из цветных колец, построение домиков из кубиков, складывание разрезных картинок, вкладывание предметов в коробку форм и др. Эти же действия традиционно использовались при диагностике детей на медико-педагогических комиссиях, осуществляющих отбор в специальные школы, с целью выявления отставания в умственном развитии. Они действительно представляют определенные трудности для умственно отсталых детей, не прошедших дошкольной подготовки. Неудивительно поэтому, что первое появление выпускников специальных детских садов для умственно отсталых на медико-педагогических комиссиях вызвало некоторое замешательство у работавших там специалистов: заведомо умственно отсталые дети довольно успешно справлялись со многими заданиями, имевшими для специалистов критическое диагностическое значение.

Вскоре после создания новой методики ее распространяют только для исследовательских целей. Это условие должно быть ясно указано в руководстве, и, соответственно, применение этой методики должно быть ограничено только кругом лиц, участвующих в накоплении банка данных по этой методике и не использующих ее для вынесения отдельных выводов без параллельного использования других надежных методик.

Обязанностью автора и издателя диагностических методов является их проверка и повторная стандартизация, проводимые так часто, как это требуется, чтобы предотвратить их старение. Быстрота, с которой методика устаревает, очень различна и зависит от ее содержания. Сертифицированные психодиагностические методики и их основные части нельзя печатать в газете, журнале или популярной брошюре ни в целях описания, ни для использования их при самооценке. Исключение составляют устаревшие тесты достижений, задания этих тестов можно публиковать в специальных брошюрах для тренировки учащихся в выполнении подобных тестов.

Исключения , касающиеся тестов достижений и методов экспертной оценки, формулируются следующим образом.

1. Сертифицированные тесты достижений, разработанные в центрах, аккредитованных органами народного образования, могут использоваться педагогами как для оперативного, так и для аттестационного контроля уровня знаний. Любой педагог может самостоятельно разработать тест достижений, но использовать его он может только для оперативного контроля за уровнем знаний своих учеников.

2. Методы экспертной оценки личностных качеств учащихся могут использоваться любым педагогом, но их результаты могут иметь применение только в оперативной педагогической работе с данными учащимися и не могут иметь аттестационного значения, т. е. передаваться другим лицам и организациям.

4. Принцип обеспечения суверенных прав личности

Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов, касается посягательства на тайну личности. Это сложный вопрос, поскольку о сущности некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также установки личности, человеку не сообщается и он может проявить такие черты в ходе тестирования, которые для него самого нежелательны, не осознавая, что он это делает.

Основной этический принцип в данном случае гласит, что человек не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человек перед обследованием должен быть предупрежден о том, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть им приняты. В том случае, если обследованию подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны совершенно официально получить родители.

Поясним здесь, что проинформированный о целях и общем смысле обследования (но, конечно, не о содержании тестовых заданий) испытуемый получает следующие возможности :

1) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения;

2) отказаться от обследования, осознавая при этом, от каких возможностей он отказывается в случае положительных результатов обследования;

3) не формулировать своего отказа в явной форме, но применить собственную тактику выполнения методики, которая, с его точки зрения, позволяет ему скрыть истинную информацию о себе.

Данный этический принцип, который охраняет право индивида отказываться от участия в обследовании и, следовательно, защищает тайну его личности, осложняет работу психолога и повышает требования к его квалификации. При правильных взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от участия в диагностировании может быть сведено к незначительному числу.

5. Принцип объективности

Обследование должно быть абсолютно беспристрастным. На его исполнителя не должны оказывать влияние общие впечатления о личности обследуемого: симпатии или, наоборот, антипатии, равно как и собственное состояние или настроение.

К сожалению, этот принцип слишком часто нарушается лицами, не имеющими специальной подготовки для проведения психодиагностических обследований и не обладающими необходимыми элементами самоуважения в своем профессиональном самосознании и практическими навыками корректного, доброжелательно-нейтрального общения с испытуемым. Например, доброжелательное отношение к испытуемому ни в коем случае не может выразиться в появлении подсказок и других форм прямой помощи, искажающей результаты. Кроме того, любые ошибки испытуемого, которые говорят о том, что испытуемый просто не понял инструкции к тесту, должны быть тут же скорректированы.

6. Принцип конфиденциальности

Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть строго конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

В отличие от предыдущей проблемы в данном случае вопрос состоит о том, кому и в какой форме психолог может сообщать информацию по результатам обследования. Один из ответов на этот вопрос вытекает из принципа 5: можно сообщать информацию тем лицам, о которых был предупрежден испытуемый. Ну, а что же это все-таки за люди? Имеет ли право сам испытуемый получать эти сведения? Или это должны делать родители обследованного ребенка? Если сообщать родителям ученика результаты тестирования, то как это делать?

Психолог должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка по тестам, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это можно и нужно наказывать. Но если ребенок не был предупрежден о том, что результаты по тесту узнают учителя и родители, то психолог вообще не имеет права сообщать их ни тем ни другим.

Особые ситуации возникают, когда диагностические результаты запрашиваются новыми людьми, как, например, в тех случаях, когда будущий наниматель или колледж просят представить им данные тестового обследования индивида, проведенного в школе. В таких случаях требуется получить согласие индивида на передачу данных. Это же относится и к обследованию в клинике или консультации, а также к тестированию, осуществленному с исследовательскими целями.

Другая проблема относится к сохранению диагностических данных в учреждениях. В случаях, когда данные получены либо для длительного использования в интересах индивида, либо для научных целей, для предотвращения неправильного их применения от психолога категорически требуется обеспечить строгий контроль за доступом любых лиц к этим данным, в том числе учителей и школьной администрации. Психолог обязан сообщать информацию по этим тестам по специальному запросу, отвечая на те вопросы, которые ему задает при этом педагог или директор школы. Требование конфиденциальности психологической информации может нарушаться только в тех случаях, когда нераскрытие диагностических данных представляет опасность для обследуемого индивида или для общества.

Применительно к обследованию детей на психолого-педагогических консультациях (комиссиях) в целях выявления недостатков развития следует отметить, что школа получает общее заключение об итогах исследования, но официальные данные о результатах выполнения примененных тестов могут быть переданы только с согласия самого обследованного, его родителей или представляющих его лиц (например, опекунов). Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в проект Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

7. Принцип психопрофилактического изложения результатов

В последнее время все шире во многих странах распространяется следующий этический норматив: испытуемый также должен иметь возможность комментировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию. Очевидно, что в этом случае мы получаем как минимум, два серьезных производных требования :

1) при сообщении результатов самому испытуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, направленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций или обострения депрессивного состояния (т. е. результат должен быть преподнесен по возможности в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку контексте);

2) если испытуемый настаивает на том, чтобы переделать тестовое задание, психолог должен иметь наготове запасной вариант практически эквивалентной методики (ряд профессиональных методик специально имеют так называемые параллельные формы), чтобы убедить самого испытуемого, что ему предоставлен дополнительный шанс, с одной стороны, и что результаты первого тестирования были достаточно достоверны, с другой стороны.

В тех случаях, когда школьному психологу заведомо известно, что данные тестирования могут быть использованы родителями или учителями школьника как дополнительный инструмент в конфронтации с ним, которая носит психотравмирующий характер для ребенка, он должен преподносить свою информацию в форме, снижающей риск обострения подобной конфронтации.

Если учитель не запрашивает какой-то информации о ребенке, а психолог владеет этой информацией, но опасается, что эта информация приведет к ухудшению положения ребенка в классе, то психолог имеет право вообще не сообщать эту информацию учителю. Во всех своих профессиональных действиях психолог следует главному императиву своего этического кодекса «Не повреди!». И знание об этом должно сделать понятным для всех, почему психолог ограничивает распространение психодиагностической информации: он делает так не ради сохранения этой информации в тайне, а ради благополучия, психического и физического здоровья всех людей, а в школе – прежде всего ради детей. Но поскольку вся деятельность педагога также должна быть подчинена этому высшему этическому приоритету, то для продуктивного сотрудничества психолога и педагога в школе существуют все необходимые объективные предпосылки.

Обратимся к словарю: Конфиденциальность касается хранения секретов. Секрет – знание, которое человек имеет право или обязанность скрывать.

Положение о конфиденциальности диагностической информации введено, в частности, в Законе Российской Федерации Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Вся информация, получаемая в процессе обучения и обследования, должна быть конфиденциальной: она должна быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

Личное дело учащегося, письменные документы, видео- и магнитофонные записи, связанные с работой, хранятся так, чтобы исключить доступ к ним лиц, не имеющих отношения к работе с этим человеком и не обладающих специальными полномочиями. Если учащиеся не достигли совершеннолетия или считаются не способными позаботиться о себе, педагоги и психологи должны получить разрешение родителей или опекунов.

Преподаватель должен обеспечить такое преподнесение информации, чтобы родители осознавали свою личную ответственность за возможные невысокие результаты их ребенка, а не видели в этом лишь вину ребенка, которого за это можно и нужно наказывать.
Все, что касается условий жизнедеятельности учащегося и его родителей, их личностных качеств и проблем является конфиденциальной информацией.
При работе с детьми имеющими ограниченные возможности очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.

Принцип конфиденциальности – это один из ведущих принципов в педагогической работе, который определяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.

Осознанные педагогические позиции

1. Устанавливать позитивные контакты с семьей.

2. Организовать консультации для родителей с целью повышения педагогической компетентности.

3. Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.

4. Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.

5. Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.

Принципы деятельности

1. Тщательное осмысление и обсуждение участия родителей в работе ОУ с целью исключения давления, некорректного обращения, наносящего вред непрофессионализма.

2. Предоставлять право родителям на выбор ОУ и участие в его деятельности.

3. Сообщать родителям о возможных травмирующих ситуациях, проблемах в развитии ребенка.

4. Всегда сообщать родителям о любого вида диагностике, проводить которую следует только с их согласия.

5. Получив полную информацию о членах семьи, ограждать ребенка от лиц, которые могут нанести ущерб личности.

6. Не использовать взаимодействие с семьей, с целью улучшения положения (материального) педагога.

7. Не вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи.

8. Знакомиться с объективным положением ребенка в семье, знать социальный статус семьи и материальное положение.

Из личного опыта могу сказать, что с детьми установить контакт гораздо проще, чем с их родителями. Потому что детская психика более «пластична», легче поддается коррекции, чего нельзя сказать о возможностях взрослой психики. Так как у них чаще всего уже сформировано ограниченное восприятие окружающей действительности. Поэтому общение с родителями строю следующим образом: обязательная встреча - консультация с мамой, где знакомлю её с достижениями и успехами ребенка, где мы обговариваем специфические, социальные и медицинские проблемы и потребности данной семьи с её особыми психологическими и иными обстоятельствами и трудностями. (обговариваем проведение, контрольных работ, чтобы это не навредило самочувствию ребенка, не совпало с посещением врача; обговариваем мат. возможности, использование эл учебников и т.д.)

Завершить свое выступление хочу следующими словами «…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.



 

Возможно, будет полезно почитать: