Правопреемства в случае прекращения юридических. Права и обязанности присоединенной организации переходят к правопреемнику, независимо от их отражения в передаточном акте

22.05.2018

23.04.2018

09.04.2018

15.02.2018

09.02.2018

26.01.2018

20.11.2017

Все статьи 07.04.2015

Мы читаем электронные тексты в режиме гиперчтения

Автор книги Words Onscreen: The Fate of Reading in a Digital World («Слова на экране: судьба чтения в цифровом мире») Наоми С. Барон размышляет над тем, как в наши дни под влиянием высоких технологий изменяется природа чтения. Вслед за перемещением текста из печатного в электронный мир, глубокое чтение вытесняется поверхностным просмотром. Каким образом это сказывается на нашей способности критически и творчески мыслить?

Наоми С. Барон ,
профессор лингвистики, исполнительный директор Центра исследований образования, Американский университет

Источник: Huffpost Books

Мышление и чтение идут рука об руку

«Думай быстрее!» Именно это мы говорили в детстве друг другу, когда играли в мяч на школьных переменках. Говорим ли мы сейчас то же самое себе, когда читаем?

Исторически мышление и чтение идут рука об руку. Еще много лет назад классик британской филологии Эрик Хэвлок утверждал, что развитие буквенной письменности в Греции возвело античный научный дискурс на небывалый уровень. И хотя Хэвлок мог и преувеличить значение алфавита, но те, кто читал Аристотеля или Аристофана, не сомневаются, что они дали пищу для размышлений последующим поколениям.

Что такое «критическое мышление»

Давайте задумаемся, что именно стоит за таким значительным выражением, как «критическое мышление». Обычно мы подразумеваем под ним «анализ чужих аргументов» или «способность оценивать данные». В книге Beyond the University («За пределами университета») историк Майкл Рот предполагает, что само понятие критического мышления есть наша попытка «охарактеризовать преимущества умственного расследования, которое не нацелено на конкретные выводы». Стремление к развитию критического мышления пронизывает образование на всех уровнях. По запросу «критическое мышление начальная школа» Google выдает 8 млн ответов; школы предлагают учебные планы, включающие «уроки критического и креативного мышления», и приглашают «оттачивать навыки критического мышления во 2-5 классах».

Не все тексты можно перенести в цифровой мир

Мы хотим, чтобы дети и подростки были способны вникать в то, что читают, и занимать объективную, аргументированную позицию, а не просто запоминать и перекидываться чужими мнениями. Большие, обстоятельно написанные тексты требуют погружения в чтение , и в наши дни в этом заключается основная сложность. Ведь вслед за переменами, произошедшими со страницей как физическим носителем, изменилась сама природа чтения.

Нужно быть Рипом ван Винкль (героем одноименной новеллы), который спал без просыпу 20 лет, чтобы не стать частью всеобщего переселения из мира печатных слов в мир электронных. Цифровые устройства перенесли письменный текст в электронное пространство: теперь мы читаем на планшетах, ридерах и смартфонах. Чтобы загрузить электронную книгу, требуется меньше времени, чем для того, чтобы снять ее печатную сестру с полки. Мы путешествуем налегке, и, в общем-то, экономим таким образом деньги.

Но читая длинный и серьезный текст на цифровом мониторе, действительно ли мы способны мыслить критически? Все больше преподавателей и студентов считают, что удобство и экономия средств — достаточная причина, чтобы заменить бумагу пикселями. Однако задумывались ли мы, что некоторые типы текстов не слишком подходят для перемещения в электронный мир?

Технологии создают ментальные привычки

Как и все виды технологий, печатные книги и цифровые мониторы предоставляют свой круг возможностей, т. е. то, для чего они лучше всего приспособлены. Печатную книгу легко комментировать, она дает читателю физическое ощущение места в книге, имеет эстетические свойства, которые даже подростки продолжают ценить. Цифровая книга — великолепный инструмент для того, чтобы быстро пробежаться по тексту или найти конкретный отрывок, который необходим.

То, каким образом мы используем технологии, создает и определенные привычки нашего разума. Читая бумажную книгу, мы можем иногда пробегать текст глазами, однако чаще всего настроены на продолжительное чтение, даже если время от времени наши мысли где-то блуждают. Цифровые технологии создают иные привычки и паттерны. Тут мы по умолчанию настроены на своего рода чтение «набегами». Подумайте, сколько времени вы тратите на каждый переход по ссылке после запроса в Google? Минуту? Десять секунд? И какова вероятность, что во время чтения онлайн вы многозадачны?

Исследования, которые я провела среди студентов вузов в нескольких странах, подтверждают, в общем-то, очевидную вещь: читают ли они что-то по работе (учебе) или для удовольствия, большинству легче сосредотачиваться, держа в руках печатную книгу. Кроме того, многие отмечают, что во время чтения цифрового текста в три раза вырастает многозадачность.

Две системы ментальной деятельности

Что же лежит в основе «быстрого» и критического мышления? Психолог Даниель Канеман различает две системы ментальной деятельности. Система 1 — быстрая, она отвечает за непроизвольные суждения, принимаемые по большей части бессознательно. Именно она порождает поспешные выводы. Система 2 — медленная, она ответственна за логическое, аналитическое, осознанное мышление. Хотя книга Д. Канемана Thinking, Fast and Slow («Быстрое и медленное мышление») вряд ли о том, как мы используем Интернет и читаем цифровые тексты, ясно, что большую часть нашей деятельности у монитора характеризуют быстрые, интуитивные перемещения от одного веб-сайта к другому. А поскольку длительное чтение требует размышлений, можно предположить, что оно задействует Систему 2. И я более чем уверена, что большая часть размышлений происходит, когда мы читаем именно печатную книгу.

Глубокое чтение и гиперчтение

Названные различия существуют между тем, что называют глубоким чтением (долговременный процесс, который требует аналитических навыков и рефлексии) и гиперчтением (термин, предложенный в конце 1990-х годов). В своей книге How We Think («Как мы думаем») профессор Кэйтрин Хэйлз определила гиперчтение как «стратегическую ответную реакцию на информационно-насыщенную среду, целью которой является сохранение внимания благодаря быстрому поиску необходимой информации, во время которого прочитываются только некоторые части текста». Именно гиперчтением большинство из нас заняты у монитора. Полагаясь на интуицию, мы принимаем быстрые решения о том, что стоит или не стоит читать, вместо того, чтобы приходить к этому пониманию в процессе чтения.

Глубокое чтение требует времени, терпения и усилий. Устанавливая различия между быстрой (1) и медленной (2) мыслительными системами, Д. Канеман напоминает, что даже в те моменты, когда Система 2 может быть задействована, мы зачастую ленимся и уступаем быстрым, инстинктивным выводам Системы 1. А во время чтения онлайн буквально все настроено против Системы 2: глубокого чтения и критического мышления.

Сосредоточенность и цифровые мониторы несовместимы

Конечно, те, кто обладает железной волей, могут читать, думать и анализировать независимо от того, что является носителем текста. Для остальных (а это более 90% опрошенных студентов) сосредоточенность и цифровые мониторы несовместимы. И если, будучи родителями и учителями, мы заинтересованы в развитии критического мышления у наших детей и студентов, мы обязаны задаться вопросом, помогают или мешают все эти карманные цифровые устройства?

Человек, прежде всего, получает новую информацию – не важно, какую именно книгу при этом он изучает. Новая информация развивает память и мышление, благодаря ей человек лучше размышляет, сначала о том, была ли эта информация полезна, правдива или ложна, а затем и о более высоких материях – как она вписывается в мышление человека, что изменяет в его сознании. Процесс чтения книг задействует и развивает человеческую способность к мышлению и именно это, а не само умение книги и наслаждаться этим процессом, здесь самое ценное.

Развитие фантазии и образности

Чтение книг способствуют развитию мозга человека на уровне фантазии и воображения. Тот, кто редко читает книги, проживает только свою жизнь, но постоянные читатели в сотнях реальностей, проживают множество жизней вместе с героями книг, путешествуют по тысячам разных мест. Это обогащает сознание человека, наполняет его разнообразными образами, которые он сам не смог бы воспроизвести в силу ограниченности мышления каждого конкретного человека. Поэтому чтение помогает расширить границы индивидуального знания, позволяя перенимать опыт и фантазию авторов.

Это же является причиной развития образного мышления человека. Прочитав какого-то предмета, читатель воспроизводит его в голове, словно сделав самостоятельную картинку происходящего. Такая постоянная тренировка воображения способствует развитию мышления ничуть не хуже, чем собственные попытки воссоздать какой-то образ.

Развивает интеллект и язык

У постоянных читателей лучше развит язык и общий уровень интеллекта по сравнению с теми, кто почти не читает книг. Любители чтения имеют лучшую память, у них крепче нейронные связи в мозгу, а им реже грозят болезни мозга, слабоумие и прочие заболевания, связанные с потерей памяти. Кроме того, книги способны вылечить от депрессии и потери интереса к жизни лучше, чем любые врачи и антидепрессанты.

Читая книгу, человек получает от нее такие же эмоции, какие он получил бы в действительности. Мозг практически не делает разницы в уровне получаемых впечатлений между реальным и воображаемым. Поэтому читая, вы будто в самом деле проживаете эти события, наполняясь новым опытом и впечатлениями. Жизненный опыт, полученный, благодаря книгам – это отличная возможность избежать многих жизненных ошибок.

Повышает уровень осознанности и интуиции

Чтение учит последовательности и логичности. Каждая история развивается по логической : сначала идет завязка истории, затем развитие сюжета, а потом конец. Читатели лучше отслеживают причинно-следственные связи в своей жизни благодаря привычке видеть это . А благодаря опыту множества историй, они на интуитивном уровне лучше разбираются в отношениях между людьми и предсказывают развитие сюжета в реальной ситуации.

Если на иностранных , кора вашего головного мозга растет гораздо активнее, чем у прочих читателей. Это большая практика для мозга, который вынужден задействовать дополнительные усилия, чтобы понимать не только смысл текста в целом, но и каждого отдельного предложения.

Чтение - вид умственной деятельности человека. В процессе чтения человеческим мозгом производится работа по переложению кодов, использованных автором для реализации своего замысла, на более привычную для читателя систему знаков. Происходит выяснение значений языковых единиц.

Слова, составляющие текст, прежде всего, организуются согласно правилам языка, а затем значение этих организованных единиц выясняется в ходе процесса мышления. Большие группы слов в результате деятельности мозга замещаются одним словом - понятием, вбирающим в себя смысл определенной части текста.

В результате строится система понятий, в основании которой лежат ключевые слова, а вершина представляет собой смысловое ядро, которому нужно определить место в среде представлений, сложившейся на основе ранее изученного опыта.

Мыслительный процесс направлен на то, чтобы преобразовать полученную информацию в авторском изложении в свою привычную систему выделения значений слов. Работа над осмыслением значений слов происходит в быстром темпе и на подсознательном уровне. Процесс осмысления и понимания текста происходит в медленном темпе и требует вдумчивой работы.

Чтение представляет собой сложный психолингвистический процесс восприятия текста, результатом которого является понимание. Воспроизведение звуковой стороны текста без опоры на смысл можно охарактеризовать как его вербализацию. Это чтение без мышления. Таким образом, когда мы читаем, мы мыслим, размышляем, осмысливаем, понимаем.

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании того, что он совершает. Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего - либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта. Содержание может быть полноценно усвоено только при соотнесении с тем, что уже известно. Еще такой ученый как И. М. Сеченов отмечал, что если вдуматься «в условия, так называемого понимания мыслей, то всегда в результате оказывается, что ключом к нему может быть только личный опыт в широком значении этого слова».

Чтение не имеет смысла, если не происходит усвоения информации. Приемы понимания текста сопровождаются целым комплексом умственных операций. Рассмотрим особенности понимания при чтении как одного из составляющих процесса мышления.

В процессе мышления происходит обработка поступающей информации. Понимание же обеспечивает ее эффективность и полноту, для осмысления прочитанного человек пользуется частью того огромного информационного багажа, который хранит его мозг. Он извлекает конкретные знания благодаря жизненному опыту. То есть происходит осмысление нового с помощью старого. Таким образом, мышление при чтении проявляется в первую очередь как понимание читаемого.

Процесс чтения рассматривал такой ученый как Н. И. Жинкин. Исследовав процесс чтения, он пришел к следующему: во время обработки информации, поступающей при чтении, включается специальный механизм человеческого мозга, отменяющий дальнейшую обработку словосочетаний, не несущих смысл. Можно сказать, что мозг человека - это «устройство», которое управляет всем процессом чтения.

Таким образом, процесс чтения - это, прежде всего определенный вид интеллектуальной деятельности человека.

Далее необходимо рассмотреть способы проверки уровня развития мышления. В нашей работе нас интересуют словесно - логическое и образное мышление и способы их проверки. Словесно - логическое, абстрактное или понятийное мышление можно проверить посредством устной речи, через рассказ по предложенному тексту. Если рассказ логически построен, все события описываются последовательно, мысли не прыгают с одного события на другое и ребенок может без опоры на текст рассуждать о его содержании, отвечать на вопросы по тексту, то это свидетельствует о развитии у ребенка словесно - логического мышления. Соответственно образное мышление можно проверить через рисунок, т. к. именно в рисунке ребенок может отразить образ прочитанного. При этом схемы и рисунки могут быть у всех учащихся разными. Это говорит о том, что мышление учащихся не шаблонно, т. е. у каждого ученика возникает свой образ отдельных предметов.

На рисунке события текста также должны быть отражены последовательно, детально, а не хаотично; ребенок должен уметь объяснить свой рисунок.

Образное и словесно логическое мышление у школьников развивается при оптимальных условиях. Учителю необходимо создать такую среду и придумать такие задания при работе, которые бы соприкасались с личным опытом учащихся. И если представления ученика совпадают с теми предметами и явлениями, которые отражены в тексте, то работа над текстом будет увлекательной. Тогда у учащихся будет развиваться интерес к чтению. При такой работе учащийся будет открывать новые знания на основе вдумчивого и осознанного, а значит и осмысленного изучения деталей текста. И только при вдумчивой, неспешной, но не монотонной работе над вычленением смыслов содержащейся в тексте информации можно добиться продуктивного результата, т. е. формирования образов и новых понятий, а, следовательно, и развития словесно логического и образного мышления. При беглой, неосмысленной, неинтересной работе у учащихся не остаются ни знания, ни желание продолжать работу над текстом. Подобная работа приводит к тому, что сознание учащихся обрывочно, несистематизированное. И очень часто знания у школьников поверхностные, т. к. они не вникают в сущность, не видят связей между предметами и явлениями. Результатом этого является то, что учащиеся не способны свободно рассуждать по тексту, не могут последовательно и логично построить высказывания и, как результат, говорят заученными фразами, не понимая смысла своих высказываний, действий и поступков.


текст и выполните задания С1 – С6.

Как обширная, но не приведенная в порядок библиоте­ка не может принести столько пользы, как хотя бы весьма умеренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не перера­ботаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных... Продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал. Но к чтению и к учению можно себя добровольно прину­дить; к мышлению же, собственно, нет.

Ученые - это те, кто начитался книг; но мыслители, гении, просветители мира и двигатели человечества - это те, кто читал непосредственно в книге вселенной .

В сущности, только собственные основные мысли име­ют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом. Чужие, вычи­танные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя. Чужая вычитанная мысль относит­ся к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению...

Если иногда случается, что медленно и с большим тру­дом, путем собственного размышления и соображения, при­ходишь к истине и выводу, которые можно было бы с удобствами найти готовыми в книге, то все-таки эта исти­на будет сто раз ценнее, если достигнешь ее посредством собственного мышления...

А. Шопенгауэр. Афоризмы и максимы
С1. Выделите основные смысловые части текста. Оза­главьте каждую из них (составьте план текста).

СЗ. Найдите в тексте два объяснения того, почему «толь­ко собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

С4.Какие образные сравнения использует А. Шопен­гауэр для характеристики процесса мышления? На­зовите любые три образа. Объясните любое из на­званных вами образных сравнений.

С5. С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной, идее текста? Приведите фрагмент текста, помогаю­щий ответить на этот вопрос.
С6. Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чте­нию? Согласны ли вы с отношением философа ? С опорой на текст и обществоведческие знания приве­дите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них(составьте план текста).



к оцениванию

Балл

1) познание и мышление;

2) значение собственных мыслей; Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и. выделение дополнительных смысловых блоков.


Выделены основные смысловые части текста, их названия (пунк­ты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных

частей может быть различным



2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты

плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию



1



0

Максимальный балл

2

С2. Как, по мысли автора, связаны чтение и мышление? С опорой на текст приведите два объяснения.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

С опорой на текст могут быть приведены следующие объясне­ния:

1) «огромнейшая масса познаний, если они не переработаны собственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных;

2) «продумать можно только то, что знаешь; потому-то нужно чему-нибудь учиться; но знаешь также только то, что продумал»;

3) «к чтению и к учению можно себя добровольно принудить; к мышлению же, собственно, нет». Могут быть приведены другие объяснения.



2

Приведены два объяснения

Приведено одно объяснение

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

СЗ. Найдите в тексте два объяснения того, почему «только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь».

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе могут быть даны следующие объяснения:

1) «потому что, собственно, только их понимаешь вполне и надлежащим образом;

2) «чужие, вычитанные мысли суть остатки чужой трапезы, сброшенные одежды чужого гостя»;

3) «чужая вычитанная мысль относится к самостоятельным, всплывающим изнутри думам, как оттиск на камне растения первобытного мира к цветущему весеннему растению».



Найдены два объяснения

2

Найдено одно объяснение

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С4. Какие образные сравнения использует А. Шопенгауэр для характери­стики процесса мышления? Назовите любые три образа. Объясните лю­бое из названных вами образных сравнений.



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

1) образные сравнения, например:


  • масса познаний сравнивается с библиотекой, книгохранилищем;

  • чужие мысли сравниваются с остатками чужой трапезы, сброшенными одеждами чужого гостя;

  • чужая мысль сравнивается с оттиском на камне растения первобытного мира;

  • самостоятельная мысль сравнивается с цветущим весенним растением;
2) объяснени е образного сравнения, например:

самостоятельная мысль сравнивается с весенним цветущим растением , так как она нова, находится в процессе обогаще­ния и развития, может принести определенные плоды (как появившееся весной растение, которому предстоит пройти весь жизненный цикл). Может быть дано другое объяснение.




3

Названы три образных сравнения, приведено объяснение

2

Названы два образных сравнения, приведено объяснение

1

Названо одно образное сравнение, приведено объяснение, ИЛИ названы три образных сравнения без объяснения Названы одно-два образных сравнения без объяснения, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5. С давних времен известен принцип: «Чтение - вот лучшее учение». Соответствует ли эта фраза основной идее текста? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дан ответ на вопрос, например: данный принцип не соответ­ствует основной мысли текста; Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) приведен фрагмент текста; например:

- «Как обширная, ко не приведенная в порядок библиотека не может принести столько пользы, как хотя бы весьма уме­ренное, но вполне устроенное книгохранилище; так точно и огромнейшая масса познаний, если они не переработаны соб­ственным мышлением, имеет гораздо меньше ценности, чем значительно меньшее количество сведений, но глубоко и многосторонне продуманных»;

- «В сущности, только собственные основные мысли имеют истинность и жизнь, потому что, собственно, только их по­нимаешь вполне и надлежащим образом».

Могут быть приведены другие фрагменты текста.


Дан правильный ответ на вопрос, приведен фрагмент текста

2

Дан правильный ответ, ИЛИ приведен фрагмент текста

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С6. Как вы понимаете отношение А. Шопенгауэра к чтению? Согласны ли вы с отношением философа? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл;



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) дано собственное понимание отношения Шопенгауэра:

Философ полагает, что чтение необходимо, но гораздо более важно осмысление человеком прочитанного; Может быть дано иное понимание позиции А. Шопенгауэра.

2) выражено мнение, учащегося: согласие или несогласие с позицией А.Шопенгауэра;

3) приведен аргумент (объяснение), например:

в случае согласия может быть указано, что

Знания, которые не осмыслены человеком и не реализуют­ся в познавательной, творческой или практической деятель­ности, являются, по существу, «мертвым грузом», не прино­сящим пользу ни человеку, ни обществу;

в случае несогласия может быть указано, что

– чтение и новые знания развивают интеллект и кругозор человека. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).



Дано понимание позиции философа, выражено мнение учащегося, приведен аргумент

2

Дано понимание позиции философа, выражено мнение учащегося, ИЛИ дано понимание позиции философа, мнение учащегося явно не выражено, но понятно по контексту, приведен аргумент, ИЛИ выражено мнение учащегося, приведен аргумент, свидетельст­вующий о понимании позиции философа

1

Дано понимание позиции философа, мнение учащегося и аргу­мент отсутствуют, ИЛИ выражено мнение учащегося, аргумент отсутствует, понимание позиции философа не выражено, ИЛИ приведен аргумент, понимание позиции философа и собственное отношение не выражено, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов.

Статья 41.


  1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака . Брачный договор, заключенный до
    государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

  2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
Статья 42.

1. Брачным договором супруги вправе изменить уста­новленный законом режим совместной собственности (ста­тья 34 настоящего Кодекса), установить режим совмест­ной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав ; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.


С2. Когда может быть заключен брачный договор?

С4. Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером .
С5. При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона - что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.
Сб. В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).



Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

  1. условия заключения брачного договора;
2) требования к содержанию брачного договора

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.



Выделены основные смысловые части текста, их названия (пунк­ты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержатель­но и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С2. Когда может быть заключен брачный договор?


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В правильном ответе должны быть названы следующие возмож­ные моменты заключения брачного договора:

1) до государственной регистрации брака;

2) в любое время в период брака.


Названы два момента

2

Назван один момент

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

СЗ. Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

В ответе должны быть указаны следующие условия:

1) наличие государственной регистрации брака;

2) договор заключается в письменной форме;

3) договор нотариально удостоверен. Условия могут быть приведены в иных, близких по смыслу фор­мулировках.



Указаны три условия

2

Указаны два условия

1

Указано одно условие, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2

Понятие смыслового чтения

Чтение - вот лучшее учение.

Следовать за мыслями великого человека -

есть наука самая занимательная»

А.С. Пушкин

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).

Осмысленное чтение связано с пониманием

Уровни понимания текста

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

определением основной и второстепенной информации;

формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;

собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия - это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.

Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Следует отметить, что работая над формированием функционально грамотного читателя, следует учитывать современные условия, в которых живут наши ученики. Речь идет о технологизации всех сфер жизнедеятельности. Международные исследования показывают тесную связь между качеством чтения в электронной среде и качеством чтения текста, представленного на бумажном носителе. То есть если учащиеся показывают высокий или низкий уровень грамотности, читая на бумажном носителе, то они показывают аналогичные результаты, читая в электронной среде.

Тем не менее, обучение экранному чтению требует как теоретического переосмысления понятия чтения, так и создания новых методик обучения (новых технологий).

1. При экранном чтении увеличивается значимость просмотрового, поискового видов чтения, а также роль отбора информации при повторном чтении.

2. Сама структура электронного текста может быть представлена в виде гипертекста. В гипертексте направление чтения не обязательно линейно, как в тексте печатном. Экранное чтение производит переворот в широкой сфере коммуникации, ставя образ в один ряд с письмом, а экран со страницей письменного текста.

Отсюда делаем вывод: школе необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. Все это связано с таким понятием как функциональная грамотность – способность человека использовать умения чтения и письма в условиях получения информации из текста и в целях передачи такой информации. Это отличается от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. В этом плане интересны слова Алвина Тофлера: «В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать».

Чтение является важнейшим средством социализации учеников . В настоящее время мы наблюдаем засилие поп-культуры через все каналы и средства массовой информации. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Практически исчезли радио- и телепостановки, нет такой культурной среды, в которой ребенок имел бы возможность погрузиться в мир качественной литературы. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективно ее переработать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.

Место смыслового чтения в ФГОС

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;

операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;

когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки.

Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования.

На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.

Системно-деятельностный подход определяет форму организации обучения: учебная деятельность.

Ключевыми понятиями учебной деятельности являются «мотивация» и «действие».

Первым этапом в организации учебной деятельности является создание условий для мотивации учащихся к деятельности.

Мотивы выражаются через познавательный интерес учащихся. Мотив подразумевает особую избирательную направленность личности на учебную деятельность. Критериями познавательного интереса являются: активное включение в учебную деятельность, сосредоточенность на этой деятельности, появление у учащихся вопросов, которые они задают друг другу и учителю или на основании которых формулируют информационный запрос.

Под учебными действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

Учебное действие является целостным элементом деятельности, преобразующим не только форму информации, но и переводящим ее во внутренний план, вызывающий изменение самого учащегося, его понимания процессов и явлений, смысла изучаемого материала.

Действие выполняется на основе операций, соотносимых с конкретными условиями и средствами. Действие – совокупность операций, подчиненных цели.

Задача учителя состоит в том, чтобы выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения учащимися и определить средства деятельности.

В примерных программах предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся в учебной деятельности по освоению предметного содержания.

Выделяют универсальные (УУД) и предметные учебные действия.

Инструментальной основой учебной деятельности являются универсальные учебные действия, носящие надпредметный характер.

К ним относятся действия целеполагания, поиска и выделения необходимой информации, моделирования, исследования, проектирования, взаимодействия, самоконтроля и другие.

Универсальные учебные действия – совокупность способов действий учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия выявляют внутренние существенные связи объектов и явлений, дают истину во всей конкретности и объективности, составляют основу научного мировоззрения и практической деятельности, обладают свойством широкого переноса.

Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения образовательных результатов, поскольку способствуют развитию теоретического мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка, рефлексия и другие.

Предметные действия – это особый вид практической деятельности, существующий внутри науки и обслуживающий ее.

Предметные действия – непосредственно связаны с целью учебной деятельности, имеют определенное предметное содержание. В предметных действиях проявляется отношение к действительности.

Предметные действия обеспечивают практическую деятельность - в данном случае собственно чтение.

Содержание образования рассматривается как единство знаний, деятельности и развития учащихся.

Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:

система научных знаний, пронизаннных мировоззренческими идеями. Основными элементами научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенными для обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.

универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Конкретизация, дифференциация и индивидуализация инвариантного содержания образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным учебным материалом и специальными предметными действиями.

Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.

Что такое смысл

Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п.

Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.

Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.

Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения.

Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.

Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».

Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.

Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).

На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.

Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:

выбрать в словах контекстуально актуализированные значения

выявить поверхностный смысл на базе этих значений.

Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.

Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:

эрудированность,

уровень образования,

интуиция,

чуткость к слову,

интонации,

умение эмоционально переживать,

духовная тонкость.

«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).

Способность оценивать внутренний подтекст, которая может совершенно не коррелировать со способностью к логическому мышлению.

«Эти обе системы – система логических операций при познавательной деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими системами».

Понимание текста - это сложный процесс, состоящий из трех стадий:

выбор в словах контекстуально актуализированных значений;

выявление поверхностного смысла на базе этих значений;

интерпретация – постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации.

Методика работы с текстом

1 этап. Восприятие

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)

2 этап. Структурно-функциональный анализ

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

В художественных текстах также идет анализ сюжета, композиции, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков), анализируется система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.

3 этап. Реконструкция смысловых структур

Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.

В художественных текстах: прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

4 этап. Смысловая компрессия

Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.

Построение образа, предмета или ситуации, наделенного определенным смыслом. Т1 → Т2 (перекодировка), где Т – текст

Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы. Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских текстах.



 

Возможно, будет полезно почитать: