Реализация права подозреваемых на свободу вероисповедания. Проблемы реализации права осужденных на свободу вероисповедания

1. Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

4. К осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности - в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений.

Дело № 33- 781/2015 Докладчик Емельянова О.И.

Судья Мочалова Е.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Судаковой Р.Е.

судей Семёнова А.В., Емельяновой О.И.

при секретаре Киселевой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 09 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе Ботирова Ш. О. на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 19 декабря 2014 года, которым постановлено:

В удовлетворении требований Ботирова Ш. О. к ФСИН РФ, УФСИН РФ по Владимирской области, ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Владимирской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Владимирской области о признании ответа заместителя начальника УФСИН РФ по Владимирской области необоснованным, признании действий в виде запрета и ограничений при осуществлении прав и свобод незаконными, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., выслушав объяснения представителя УФСИН России по Владимирской области Круглышева И.Н., представителя Министерства финансов РФ Борисова С.А., действующих на основании доверенностей, просивших оставить решение без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ботиров Ш.О., отбывающий наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области, обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Владимирской области о признании необоснованными ответа заместителя начальника УФСИН России по Владимирской области Матвеева А.В. от 14.04.2014 г., возложении обязанности на ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области обеспечить вывод из камеры ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и строгих условий содержания в мусульманскую молельную комнат для совершения религиозных обрядов, устранить нарушение его прав путем дачи распоряжения администрации ФКУ ИК-6 УФСИН РФ по Владимирской области обеспечить условия для реализации права на вероисповедование в ЕПКТ, ШИЗО,ПКТ, возложить на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области обязанности устранить ограничения, нарушающие его права и свободы путем обеспечения надлежащих условий совершения религиозных обрядов в том числе при нахождении в ЕПКТ: выводить его в молельную комнату либо предоставить возможность пользоваться в камере молельным ковриком, а также обязать не тревожить его во время совершения религиозных обрядов. Действия в виде запрета и ограничений при осуществлении прав и свобод осужденных при совершении религиозных обрядов признать незаконными, взыскать компенсацию морального вреда за оскорбление его религиозных чувств в размере **** руб.

В обоснование заявленных требований указал, что ответ УФСИН России по Владимирской области от 14.04.2014 г. № 34/ТО/8-Б-236ОС, запрещающий пользоваться в камере ЕПКТ предметами религиозного культа для индивидуального использования, к которым относится молельный коврик, необходимый для совершения должным образом религиозных обрядов, противоречит ст. , ч.3 ст. РФ, ст.14 УИК РФ, ущемляет право на свободу совести и свободу вероисповедания. Компенсацию морального вреда, причиненного нарушением конституционных прав и за нанесённое оскорбление религиозных чувств истец оценивает в размере **** руб.

Истец Ботиров Ш.О., участвующий в судебном заседании путём использования системы видеоконференцсвязи, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области Круглышев И.Н., действующий на основании доверенностей, в возражениях относительно исковых требований указал, что ответ заместителя начальника УФСИН РФ по Владимирской области Матвеева А.В. от 14.04.2014 г., данный осужденному на его обращение, мотивированный ссылкой п. 154 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, в соответствии с которым молельный коврик в ЕПКТ не разрешен, так как он не относится к предметам для нательного и карманного ношения, является законным и обоснованным.

Представитель ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Владимирской области по доверенности Карпунина А.О. исковые требования не признала. Пояснила, что учреждением обеспечены условия для реализации права осужденных на свободу совести и вероисповедования, в учреждении создана молельная комната для мусульман, посещение которой осуществляется осужденными в свободное от массовых мероприятий время. Согласно п. 154 ПВР ИУ осужденным, переведенным в помещения камерного типа, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, за исключением, в числе прочего, религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения, к которым молельный коврик не относится.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства РФ по Владимирской области, в судебное заседание не явился, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие и отзыв, согласно которому полагает заявленные Ботировым Ш.О. требования не подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено указанное выше решение, которое Ботиров Ш.О. просит отменить как незаконное и необоснованное.

Судебное заседание проведено в отсутствие Ботирова Ш.О., отбывающего наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Омской области, в котором, как следует из ответа начальника учреждения от 27.03.2015 г. № 56/ТО/3/8049 на запрос Владимирского областного суда, не имеется технической возможности проведения судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи (л.д.162).

Учитывая, что предусмотренное нормой ст. право осужденного на участие в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи не является безусловным, а поставлено федеральным законодателем в зависимость от наличия в учреждении технической возможности, судебная коллегия находит ходатайство истца об участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи не подлежащим удовлетворению.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в рамках доводов апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. , обсудив доводы апелляционной жалобы в отсутствие Ботирова Ш.О., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ

Право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено статьей 28 Конституции России. Предусмотрено оно и пунктом 1 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В соответствии с этим нормативно-правовыми актами гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе такие права есть и у осужденных.

Законодательство, касающееся осужденных, всячески поощряет реализацию права осужденного на свободу вероисповеданий.

Уголовно-исполнительным кодексом России закреплены все основные права и обязанности осужденных к лишению свободы, в частности статьей 14 установлено право осужденных к аресту или лишению свободы по их просьбе и по их выбору пригласить священнослужителя. Обратите внимание, что осужденный имеет право выбора священнослужителя, а праву осужденного корреспондирует обязанность администрации предоставить священнослужителя. Однако есть единственное ограничение этого права: священнослужители должны принадлежать к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. Применительно к современной действительности это не должно стать препятствием, так как практически все религиозные организации в России имеют государственную регистрацию.

Следующее важное право, закрепленное этой статьей УИК России: в учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

Но здесь так же есть важное ограничение - при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Важное толкование этой нормы дал Верховный Суд России в своем решении от 17 января 2008 г. Заявитель обжаловал абзац 12 пункта 15 Правил внутреннего распорядка учреждения, который устанавливает запрет осужденным вывешивать предметы культа на стенах, тумбочках и кроватях без разрешения администрации:

Во-первых, данная норма Правил не содержит безусловного запрета, а лишь с разрешения администрации.

Во-вторых, вывешивание без разрешения администрации предметов культа в общежитиях, столовых и других помещениях по усмотрению каждого осужденного может привести к ущемлению прав осужденных, исповедующих иные религии или атеистов, привести к конфликтам на межконфессиональной почве.

Согласно канонам той или иной религии обряды должны проводиться проводиться в рабочее время, либо работать в определенные дни или часы может запрещаться, либо в то время, когда согласно внутреннего распорядка учреждения осужденные должны отдыхать.

В этом случае конституционное право на свободу религиозных вероисповеданий перевешивает, так как согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, согласно правил внутреннего распорядка в «каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств».

То есть администрация учреждения должна учитывать такое обстоятельство, как императивные требования религии в тех или иных вопросах, так как ограничения чтения молитвы, например, когда по внутреннему распорядку учреждения положено отдыхать, не преследует правомерную цель ограничения прав, предусмотренную частью 3 статьи 55 Конституции России и не предусмотрено законом. Ограничение этого права может быть обжаловано в установленном законом порядке - н апример в суд, прокуратуру.

Везде возможен компромисс. Так, пропуск рабочего дня может компенсироваться за счет отработки в другое время, а выполнение молитвы в ночное время вообще не нарушает ничьих прав.

Законодатель настолько серьезно уделяет внимание свободе религиозных вероисповеданий в условиях лишения свободы, что согласно той же статье 14 УИК России осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров. Но, увы, здесь уже мы видим усмотрение администрации, а не обязанность.

И еще. Согласно статье 118 УИК России право на приглашение священнослужителей не может быть ограничено, даже если осужденный содержится в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах. Даже здесь администрация исправительного учреждения по их просьбе обязана пригласить священнослужителя по выбору осужденных.

Гарантией соблюдения права на свободу совести и вероисповедания является установление уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению этих свобод. Согласно статье 148 Уголовного Кодекса России незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является преступлением.

Рустем Валиуллин, адвокат

вероисповедание свобода право сужденный

Согласно статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ // «Российская газета», 14.01.13., № 6. Ст. 14..

В 1990 году принимается закон РСФСР о свободе вероисповеданий, обеспечивающий возможность реализации права граждан на свободу вероисповедания на уровне международных стандартов. С принятием этого закона разрешился целый ряд вопросов в данной сфере. Вместе с тем его появление поставило немало новых проблем. К наиболее сложным из них относится проблема реализации права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы.

С одной стороны, в соответствии с рассматриваемым законом начала складываться определенная практика реализации указанного права в местах лишения свободы. В основном практика обеспечения отправления религиозных обрядов. Однако в отдельных местах практика пошла дальше касающихся осужденных положений закона. Она стала охватывать обеспечение религиозного образования и другие аспекты религиозной деятельности. «В этой связи возник целый комплекс организационных и правовых вопросов относительно объема права осужденных на свободу вероисповедания, создания системы правового регулирования его реализации и т.д.».

Вместе с тем проблемы теории свободы вероисповедания не получили должного развития в пределах права на свободу совести, где преобладали интересы атеизма. Не получили они научной разработки и применительно к осужденным, содержащимся в местах лишения свободы. «Среди пенитенциаристов доминировала точка зрения, высказанная в 70 - 80-х годах А.А. Беляевым, А.А. Рябининым, А.Н. Игнатовым, А.Н. Фистиным, Б.Ф. Малаховым, суть которой сводилась к тому, что, поскольку церковь отделена от государства, администрация мест лишения свободы не обязана создавать осужденным условия для отправления религиозных культов и иной религиозной деятельности». Хотелось бы выделить основные стадии реализации прав осужденных на свободу вероисповедания. Выделение стадий процесса реализации права осужденных на свободу вероисповедания позволяет: во-первых, обеспечить необходимую урегулированность процесса реализации этого права; во-вторых, в рамках той или иной стадии предметно определить место и направленность каждого средства, используемого в целях его реализация; в-третьих, конкретизировать решение вопроса о создании каждому верующему осужденному условий для осуществления этого права.

По нашему мнению, процесс реализации рассматриваемого права состоит из трех основных стадий:

1. Стадии обращения осужденного за осуществлением его права исповедовать религию (внешним образом проявлять свою веру);

2. Стадии создания необходимых условий для практическогоосуществления права осужденных на свободу вероисповедания;

3. Стадии защиты права в случае его нарушения.

Рассмотрим механизм реализацииуказанного права на каждой ее стадии. Стадия обращения осужденного за осуществлением права действия управомоченной стороны, то есть осужденных, заключается в подаче заявления, свидетельствующего о намерении исповедовать религию и создании соответствующих условий. Обязанная сторона - администрация исправительных учреждений: а) принимает заявления у осужденных; б) разъясняет осужденным их права и обязанности, вытекающие из их специального правового статуса; в) выясняет особенности той религии, которую исповедуют подавшие заявления; г) проводитконсультации с экспертами; д) определяет те условия, которые необходимо создать для представителей данной религии; е) выносит решение, оформленное в виде приказа или распоряжения.

На второй стадии администрация решает вопросы, связанные с созданием материально-технических, организационно-правовых и финансовых условий для совершения верующими осужденными религиозных обрядов и занятий иной религиозной деятельности.

Третья стадия - стадия охраны (защиты) изучаемого права. Потребность в защите права осужденных на свободу вероисповедания возникает всякий раз, когда оно нарушено либо когда при его реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д.

Необходимость устранения каких-либо ограничений в вопросах направления жалоб, предложений и заявлений имеет место.

«Существуют так же проблемы с созданием условий для совершения религиозных обрядов». В нашем исследовании мы не поддерживаем мнение тех ученых, которые считают, что верующим осужденным, лишенным свободы, следует разрешать только совершение индивидуальных культовых обрядов. Изучение практики показывает, что трудности в создании материально-технических условий связаны с предоставлением помещения для религиозных нужд. В некоторых регионах (Саратов, Санкт-Петербург) на территории колоний воздвигаются дорогостоящие церковные сооружения. Мы считаем, что, во-первых, это противоречит закону (ч. IV ст. 22 Закона РСФСР о свободе вероисповеданий), во-вторых, нарушает принцип равноправия верующих осужденных различных религий, что сопряжено с конфликтными ситуациями на религиозной почве. «Представьте себе ситуацию, когда на территории колонии в соответствии с принципом равноправия пытаются построить одновременно мечеть, церковь, костел и другие религиозные заведения» Мельникова Е.Н. Реализация конституционного принципа свободы совести в России (на материалах Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ). М.: «Эксмо». 2013. С. 81.. Предлагается в законодательном порядке предусмотреть в архитектуре колоний специальные помещения для религиозных нужд верующих осужденных.

Проведенное исследование показывает, что создание организационно-правовых условий предполагает решение следующих основных вопросов: организация пропускного режима священнослужителей в ИТУ и обеспечение их безопасности, содействие верующим осужденным в их приглашении; решение некоторых вопросов управленческого характера на уровне ИТУ; предоставление времени верующим осужденным для совершения религиозных обрядов и других религиозных мероприятий; организационно-правовое оформление религиозных общин верующих осужденных и некоторые иные. Так же священнослужителю должно быть предоставлено право посещать осужденных и по собственной инициативе.

«Для качественного решения вопросов, связанных с осуществлением права на свободу вероисповедания, возможно возложить на одного из сотрудников воспитательного аппарата ИТУ обязанности по взаимодействию с религиозными организациями. Наиболее сложным в создании организационных условий обеспечения совершения религиозных обрядов является выделение времени для этих целей представителям тех конфессий, религиозные обряды которых проводятся не в воскресные дни (для мусульман - пятница, адвентистов седьмого дня - суббота)» Ковлер А. Антропология права. М.: «Инфра-М». 2012. С. 154..

Мы предлагаем юридически закрепить возможность создания религиозных групп в местах лишения свободы. Возможно, внести Примерное положение о самодеятельных организациях и общественном фонде материальной помощи осужденным в исправительно-трудовых колониях.

Задание 1

Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных имеет важное значение в выполнении международно-правовых обязательств России, взятых ею на себя в качестве государства - участника Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено в ст. 28 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". В соответствии с нормами этих законов гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В преамбуле Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" признается особая роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, подчеркивается уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России, т.е. признаются особые заслуги титульных, исторически традиционных для России религий, что в определенной мере может служить гарантией от экспансии различного рода религиозных сект, вероучений, проповедующих мракобесие, насилие, неповиновение требованиям властей и общепринятых норм общения и морали.

В п. 3 ст. 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" указывается, что в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, допускается по просьбам находящихся там граждан проводить религиозные обряды (в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей). Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей возможно с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, и прежде всего норм, содержащихся в Федеральном законе от 21 июня 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также положений статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).В учреждениях УИС накоплен значительный опыт организации работы по реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания. Если 15 - 18 лет назад администрация ИУ лишь изредка пыталась привлекать священнослужителей к работе с осужденными и возникали большие сомнения в целесообразности таких мероприятий, особенно в условиях соперничества различных конфессий и вероучений за влияние на осужденных в местах лишения свободы, то теперь все эти сомнения остались в прошлом. Уже давно создана организационно-правовая база такой деятельности в виде регулярно заключаемых соглашений о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и УИС. В этих соглашениях предусматриваются различные формы взаимодействия в сфере просветительной и воспитательной работы среди осужденных, в создании благоприятных условий для проведения священнослужителями в ИУ духовно-нравственных бесед, совершения различных обрядов и богослужений.

Закон требует при этом не нарушать Правила внутреннего распорядка ИУ и не ущемлять права других осужденных. Поэтому в распорядке дня ИУ не следует специально отводить время для богослужения. Целесообразно церковные службы и обряды по времени совмещать с мероприятиями культурно-воспитательного характера или проводить их в свободное (личное) время осужденных.

Осужденные имеют право открыто признавать свою принадлежность к той или иной религии и следовать ее предписаниям во время отбывания наказания. Они могут самостоятельно или совместно со священнослужителями отправлять свои религиозные обряды, получать, приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной литературой, распространять среди других лиц в устной и письменной формах постулаты своих вероучений. Религиозные убеждения могут распространяться ими во время демонстрации фильмов на религиозные темы, проведения радиобесед, культовых праздников и т.д.

Добровольность является непременным условием реализации права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. При этом всегда следует учитывать специфику вида режима учреждений, исполняющих наказания (прежде всего тюрем и ИК особого режима, предназначенных для отбывания пожизненного лишения свободы). Лиц, которые исповедуют религиозные учения, запрещающие работать в определенные дни недели, целесообразно при наличии возможности освобождать в такие дни от трудовой деятельности с последующей отработкой (например, иудеи не могут работать по субботам).

Согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" все религии и религиозные течения равны между собой и подлежат регистрации в органах юстиции. Поэтому администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет право приглашать представителей лишь тех вероучений, которые зарегистрированы в установленном порядке. Это требование распространяется и на получение, приобретение, хранение, пользование и распространение представителями данных вероучений и осужденными предметов культа и религиозной литературы.

Администрация ИУ и арестных домов не только создает необходимые условия для отправления осужденными своих религиозных потребностей (выделяет необходимые помещения, оборудует их, содержит в надлежащем состоянии), но и обеспечивает безопасность священнослужителей. В настоящее время в каждом ИУ имеются церковь, мечеть, данцан, часовня, молельная комната и другие культовые сооружения. Проведение специальных обрядов (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из средств, находящихся на лицевых счетах осужденных.

Им разрешено получать в посылках предметы культа (нательные крестики, ладанки и т.п.), приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозными книгами, журналами и газетами. Не разрешается иметь при себе культовые предметы, выполненные в виде колюще-режущих средств, представляющие собой изделия из драгоценных металлов, камней либо имеющие культурно-историческую ценность.

Следует также упомянуть о тяжелобольных осужденных и лицах, осужденных к смертной казни. В ч. 6 статьи 14 УИК РФ регламентирован порядок отправления религиозных потребностей указанным категориями осужденных. Священнослужителю обеспечиваются необходимые условия для проведения соответствующего обряда (в том числе и безопасность); его услуги оплачиваются в установленном порядке.

стража религиозный обряд осужденный

Задание 2

Колония - поселение

облегченные

Передач или посылок

Не ограничено

Бандеролей

Не ограничено

Краткосрочные свидания

Не ограничено

Длительные свидания

Не ограничено

Не ограничено, разрешено иметь наличные деньги

Без ограничений

Прогулки

облегченные

облегченные

Передач или посылок

Бандеролей

Краткосрочные свидания

Длительные свидания

Средства, разрешенные расходовать

Прогулки

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

ПКТ, ЕПКТ, одиночн. камера

обычные (после 10 лет на строгих)

облегченные (после не менее 10 лет на обычных)

строгие (все, в течение первых 10 лет)

Передач или посылок

Бандеролей

Краткосрочные свидания

2 (с разрешения администрации)

Длительные свидания

Средства, разрешенные расходовать

50 % МРОТ (только указ. ср-ва

Прогулки

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа

1 прогулка в день, продолжит. 1 час

1 прогулка в день, продолжит. 1,5 часа



 

Возможно, будет полезно почитать: