Признание незаконным отказа в предоставлении земельных участков. Дмитриевского района курской области

На сегодняшний день земельные участки, которые находятся в собственности у государства или муниципалитета, могут быть переданы физическим и юридическим лицам на праве бесплатного или же возмездного пользования. В частности, законодательством предусмотрено несколько вариантов наделения субъектов правоотношений земельными наделами.

Одним из таких механизмов считается выдел определенной территории без проведения торгов. Это закреплено в Земельном кодексе РФ, а именно, в ст. 39.14.

Однако, несмотря на то, что граждане наделяются возможностью получения в безвозмездное пользование земли, предусмотрен земельным законодательством и определенный перечень оснований, которые становятся причиной отказа в осуществлении подобного права.

Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве. При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.

Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.

Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:

  • Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
  • Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
  • Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.

При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.

Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Полный перечень оснований, которые могут обусловить собой отказ в предоставлении участка без проведения торгов, зафиксирован в ст. 39.16 действующего Земельного кодекса РФ. Всего предусмотрено 25 различных детерминант подобного решения со стороны государственных органов, остановимся на самых важных из них:

  • С заявлением в уполномоченный на то орган обратилось лицо, которое не может претендовать на предоставление земельного участка без проведения торгов.
  • Обращение гражданина на предоставление земельного участка подразумевает выдел территории, которая принадлежит иному субъекту правоотношений на праве бессрочного или возмездного пользования, договора найма или аренды.
  • Территория, которая указана в заявлении, принадлежит на различных основаниях некоммерческой организации, которая подразумевает использование данной земли для огородничества, садоводства, облагораживания участка и пр. Исключением из данной ситуации считаются участки земли, которые причисляются к категории имущества общего пользования.
  • На площади земельного участка находится строение, недостроенное здание, которое принадлежит физическому или юридическому лицу на праве собственности. При этом во внимание могут быть приняты сведения о том, что сооружение расположено на территории в соответствии с сервитутом. Это является основанием для удовлетворения заявления о предоставлении земли со стороны заинтересованного лица.
  • Если интересуемый участок находится на территории, которая стала предметом заключения договора о благоустройстве или застройке участка. Исключением из общего правила будет считаться ситуация, когда с заявлением обратилось лицо, с которым был заключен контракт на комплексное освоение территорий, подразумевающее использование земли для строительства федеральных или региональных объектов.
  • Не может быть предоставлен земельный участок из муниципальной или государственной собственности без осуществления торгов и в том случае, если надел выступает в качестве предмета аукциона, причем постановление о проведении торгов было опубликовано в свободном доступе в Интернете.
  • Основанием для отказа в выделе интересуемой территории последует и в том случае, если заявитель намерен использовать участок не по его целевому назначению.
  • Кроме того, со стороны уполномоченного органа будет отказано в удовлетворении заявления и по причине того, что территория земельного надела будет превышать максимальный размер, который закреплен федеральным законодательством РФ.
  • Детерминантой для отказа в удовлетворении иска является и тот факт, что предоставить заявленный участок гражданину невозможно на том виде прав, которое его интересует.
  • Кроме того, выделение территории невозможно, если земельный надел не был причислен к какой-либо конкретной категории земель.

Перечисленные основания для отказа в предоставлении земельного участка не являются исчерпывающими. Полный перечень детерминант зафиксирован в ЗК РФ и иных нормативно-правовых актах, которые принимаются во внимание со стороны уполномоченных на то органов государственной или же региональной власти.

Обжалование отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

В юридической практике стали распространены процессы, в рамках которых отказ в предоставлении земельного участка подлежит обжалованию со стороны участников сделки. При этом обжаловать решение уполномоченного органа, который отказал в предоставлении участка земли, можно независимо от целей, которые преследовал субъект правоотношений при подаче заявки на выдел участка. Это является его законным правом, другое дело, будет ли удовлетворен подобный иск или же нет.

Следует отметить, что обжалование решения госорганов и органов местного самоуправления может быть осуществлено гражданином только посредством направления искового заявления в суд.

При этом для решения данной конфликтной ситуации привлекается не только сам заявитель, но и уполномоченный орган, который вынес постановление об отказе в предоставлении земельного участка из государственной или же муниципальной собственности.

Судья при обжаловании решения принимает во внимание следующие обстоятельства:

  • имеет ли орган правомочия в предоставлении или, наоборот, в отказе на выдел земельного участка;
  • были ли соблюдены основные условия принятия решения, в том числе сроки, законодательный порядок, форма и пр.;
  • соответствует ли решение, которое оспаривается в суде, требованиям, установленным законам и др.

Если органом юстиции будет выявлено хоть один факт нарушения законодательного порядка, то исковое заявление гражданина об обжаловании постановления может быть удовлетворено. Это накладывает на госорган обязательства предоставить заявителю интересуемые его земельные участки.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Аренда земли под ИЖС.

Здравствуйте. Купил 6% фундамента незавершенного строительства ИЖС. Подал заявление на аренду земли для завершения строительства. Получил отказ. Ссылаются на то. Что прежний владелец уже брал в аренду этот участок для завершения строительства этого объекта ИЖС и не построил за три года. А мне согласно ст.ЗК.РФ. 39.16 пункт 1., нет прав на приобретения участка без торгов. Земля имеет кадастровый номер. Незавершенка в собственности. Разрешение на строительство есть. Я же прошу аренду а не приобретения участка. Почему отказ.? Мне что теперь, незавершенку в карман положить и идти в лес. Они говорят что только через торги. Подскажите пожалуйста что делать. Спасибо.

Сергей 29.09.2018 01:06

Добрый день! Можно попробовать оспорить данное решение через суд, но для этого надо знать все нюансы. Наши юристы имеют большой опыт ведения подобных дел. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП-Консультация".

Дело №а-3185/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ года

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.

при секретаре ФИО6,

с участием адвоката Севрюковой Д.О., представившей удостоверение № № и ордер №,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района о признании незаконным решения, содержащегося в письме от №/ОЗО об отказе в предоставлении ей в собственность за плату земельного участка, площадью 1400 кв.м., по адресу: , участок 1 с кадастровым номером №:1218 для ведения личного подсобного хозяйства и обязании в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ей в собственность указанного земельного участка, заключив с ней договор купли-продажи участка, направив в адрес заявителя соответствующий проект.

Заявленные требования мотивирует тем, что рабочей комиссией по вопросам землепользования на территории муниципального района принято содержащееся в протоколе № от решение о предоставлении ей в аренду земельного участка, площадью 1400 кв.м., по адресу: , участок 1. постановлением МУ «Администрация муниципального района» № утверждена схема расположения земельного участка по указанному адресу на кадастровом плане территории, кадастровый квартал №, участок был поставлен на кадастровый учет. Постановлением МУ «Администрация муниципального района » от № указанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №:1218 был предоставлен ей в аренду сроком на 10 лет, был заключен договор аренды указанного земельного участка №, зарегистрированный. На земельном участке расположена одноэтажная нежилая хозяйственная постройка (хозблок), на которую зарегистрировано право собственности. В года она обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей указанного участка в собственность за плату, но оспариваемым ответом ей было отказано в предоставлении земельного участка по основаниям ст. ЗК РФ и поскольку хозблок является строением, объектом, сопутствующим основному объекту. Считает отказ незаконным, противоречащим ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение" target="_blank">39.20 Земельного кодекса РФ.

Определением городского суда от производство по делу в части административных исковых требований ФИО3 к Администрации муниципального района об обязании в течение 1 месяца после вступления решения в законную силу заключить с ним договор купли-продажи участка, направив в адрес заявителя соответствующий проект прекращено.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, и дело, с учетом участия в судебном заседании ее представителя, рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца адвокат ФИО8, действующая на основании ордера и доверенности, иск поддержала, подтвердив доводы и требования административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального района ФИО9, действующая на основании доверенности от, имеющая диплом о высшем юридическом образовании, представила поддержанные ею в судебном заседании возражения на административное исковое заявление ФИО3, в которых указывает, что анализ положений ст. ч.1 Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что предоставление прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, гражданину, имеющему в собственность расположенное на участке строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов по назначению. Предоставленный ФИО3 в аренду земельный участок имеет вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства и категорию земель-земли населенных пунктов. Жилой дом на участке не возведен, и цель предоставления земельного участка в аренду на землях населенного пункта не достигнута, возведение заявителем на земельном участке хозблока общей площадью 6 кв.м. не может являться основанием к передаче земельного участка в арендатору в собственность по основаниям п.1 ст. ЗК РФ. Считает, что права и законные интересы ФИО3 действиями Администрации муниципального района не нарушены. Считает, что наличие у административного истца права собственности на строение, площадью 6 кв.м. не может автоматически повлечь передачу в собственность земельного участка, площадью 1312 кв.м., то есть существенно превышающего площадь объекта.Считает, что возведение на земельном участке строений, не обусловленных целями их предоставления, либо только вспомогательного характера, не дает права на приобретение таких земельных участков в собственность в соответствии с пю.1 ст. Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности > Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение" target="_blank">39.20 Земельного кодекса РФ.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего:

Судом установлено, что на основании постановления МУ «Администрация муниципального района » от № (л.д.15) между МУ «Администрация муниципального района » и ФИО3 был заключен договор аренды №, по которому ФИО3 в аренду сроком на 10 лет был предоставлен земельный участок, площадью 1400 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером №:1218 по адресу: , участок 1 (л.д.16-18). Границы земельного участка, согласно копии кадастрового паспорта на земельный участок (л.д.13-14), установлены в соответствии с требованиями закона. Копией свидетельства о государственной регистрации права от (л.д.22) подтверждается, что на спорном земельном участке расположен принадлежащий административному истцу ФИО3 на праве собственности одноэтажный нежилой хозблок, общей площадью 6 кв.м.

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Администрации муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату удовлетворить.

Признать отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 1400 кв.м., по адресу: , участок 1 с кадастровым номером №:1218 для ведения личного подсобного хозяйства, содержащийся в сообщении заместителя начальника управления земельно-имущественных отношений-начальника отдела земельных отношений администрации муниципального района ФИО10 от №/ОЗО на имя ФИО3 не соответствующим Земельному кодексу РФ, нарушающим право ФИО3 на приобретение в собственность за плату указанного земельного участка.

Обязать Администрацию муниципального района в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда принять решение о предоставлении в собственность ФИО3 за плату земельного участка площадью 1400 кв.м., по адресу: , участок 1 с кадастровым номером №:1218 для ведения личного подсобного хозяйства, о чем сообщить в Воскресенский городской суд и ФИО3 в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через городской суд в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья: подпись Е.В.Севастьянова

Копия верна.

Судья: Секретарь:

Решение не вступило в законную силу:

Судья: Секретарь:

Подлинник решения находится в гражданском деле №а-3185/15 на л.д.__________

Суд:

Воскресенский городской суд (Московская область)


В соответствии с п.4 ст.28 Земельного Кодекса запрещается отказывать в предоставлении земельного участка в собственность за исключением 3 случаев:1. если участок изъят из оборота. До 2007 основанием отказа являлось также отнесение участка к землям, ограниченным в обороте. Но в 2007 произошли изменения, и в п 4 ст 27 ЗК указано, что отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, не допускается.

ЗК РФ, Статья

Главная Документы 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2018)

До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления или в предоставлении без проведения торгов, предусмотренными статьей 39.16 кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Конституция РФ закрепляет за каждым гражданином право на получение в частную собственность земли (ст. 36). В соответствии со ст. ст. 15, 29 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные, приобретенные гражданами и юридическими лицами. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению в собственность, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Основания отказа, не предусмотренные земельным законодательством

Среди наиболее частых необоснованных оснований отказов в выкупе. не предусмотренных земельным законодательством. возможно выделить следующие:

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее – ГСК РФ) красными линиями являются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Следует отметить, что при нахождении части в существующих границах указанных территорий имело бы место наложение границ соответствующих участков, что явилось бы основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта участка, на котором находятся принадлежащие заявителю объекты недвижимости.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность

Р.Т.Л. и К.С.Г. отказано в признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации от 31 мая 2007 г. об отказе в предоставлении в собственность.

Судебная коллегия по гражданским делам С участием адвоката Сидоркиной С.И.

В этой статье мы дадим советы, которые помогут распознать не только основные причины отказа, но и избежать этих проблем.

Однако, прежде чем изучать теоретическую часть обязательно нужно ознакомиться с законодательством . Ведь именно там как нельзя лучше изложены все пункты и основания, которые могут так или иначе повлиять на понимание проблемы.

Все вопросы, связанные с земельными правоотношениями находятся в ведении земельного Кодекса. раскрывает основания для того, чтобы отказать в предоставлении надела для использования. При этом, речь здесь идет о наделе, который находится в федеральной или муниципальной собственности.

Поэтому, если вы хотите как можно более тщательно ознакомиться со всеми нюансами процедуры, то рекомендуем вам начать с этой статьи. Но рассмотрим возможные причины и варианты, которые могут повлечь .

Куда обращаться?

Как мы уже упоминали выше, обратиться вы можете в один из двух предложенных органов: в администрацию с жалобой или в судебную инстанцию с исковым заявлением. Однако обратиться в последний орган вы не можете, если не подали жалобу в администрацию .

Как составить заявление?

Заявление об обжаловании составляется на основании образца , который должен иметься в администрации. Поэтому не поленитесь прийти в секретариат и попросить образец бланка подобного документа.

Кроме того, вы можете самостоятельно рассмотреть, как составляется такой документ в интернете, и попытаться сделать это самостоятельно дома. Порой стоит прибегнуть к помощи профессионального юриста.

Основными правилами оформления является соблюдение грамотности, пунктуации, четкое изложение мысли, а также правильное заполнение.

Стоимость и сроки

За обращение в судебную инстанцию и в администрацию придется оплатить государственную пошлину в размере 300 руб . Это совсем небольшие расходы.

Если говорить о сроках, то рассмотрение жалобы и заявления на обжалование должно быть произведено в срок 14 рабочих дней, а значит, уже спустя две-три недели вы получите конкретный результат.

Суд может рассматривать ваше исковое заявление в течение одного календарного месяца, а затем, по факту принять дело к производству или же отказать вам.

Заключение

Не всегда бывает обоснованным. Несправедливость со стороны органов местного самоуправления можно пресечь самостоятельно, если вы знаете о том, как защищать свои права. Однако мы надеемся, что подобные ситуации никогда вас не коснутся, или же вы выйдете из них победителем.



 

Возможно, будет полезно почитать: