Статус беженца на территории рф. Получение статуса беженца

В результате происходящих на пространстве бывшего СССР событий десятки тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Чтобы получить статус беженца в России не только де-факто, но и де-юре, и при этом соблюсти все требования российских законов, иммигрантам необходимо обратиться к властям РФ с соответствующим ходатайством.

Ситуация с беженцами в РФ

В последние годы проблема беженцев актуальна не только для России, но и для большинства стран Старого Света. Тысячи просителей убежища из стран Северной Африки и Ближнего Востока буквально наводнили европейские города, внеся неразбериху в упорядоченный быт их жителей. Если толерантные европейцы в большинстве своём терпимо относятся к переселенцам, то россияне настроены к ним не столь благодушно.

За прошедшие 25 лет страна пережила несколько волн внутренней миграции, помимо этого, она приютила сотни тысяч соотечественников из стран СНГ. Происходящее привело к тому, что Россия выработала довольно специфическую миграционную политику, истинная суть которой сводится к ограничению миграционных потоков и ужесточению правил получения российского гражданства.

Между тем в сопредельных с РФ государствах идут непростые политические процессы, результатом которых становится массовый исход местных жителей. Более 75% беженцев прибывают в Россию из стран СНГ.

За 2014–2016 годы только с территории Украины в РФ прибыло около миллиона беженцев. Часть из них через какое-то время вернулась домой, но многие приняли решение остаться в России. Весной 2016 года количество беженцев в стране, по разным оценкам, составляло 500–700 тыс. человек. При этом официальный статус получили около 600 человек. Около 180 тыс. переселенцев с Восточной Украины оформили российское гражданство по программе переселения соотечественников.

…я сам с семьёй приехал из Донбасса, но как ты к людям относишься, так и к тебе будут. Да, тяжело было работу найти, но помогли тоже бывшие приезжие - уже россияне - один человек, который нам, беженцам, помогал: детям соки, сладости привозили, порошок, мыло, сигареты. Со своим другом когда мы жили 140 чел в пункте временного размещения, взял меня на работу к себе, как говорится, на стройку, поработал, деньги заработал, сняли квартиру, я пошёл работать на завод. Так как сезон по строительству закончился, жена в магазин на вещи зарабатывает 600 руб. за день, работает с 8.30 до 20.00, один выходной в неделю, я на заводе зарабатываю 20 тыс. руб., она работает на квартиру, я на пропитание. С регистрацией помогли тоже россияне: одна семья сделала нам прописку на год бесплатно, и эта же семья оплатила нам квартиру за два месяца, чтоб мы хоть немножко стали на ноги…

Аноним

http://www.liveinternet.ru/users/2425981/post329923950/page2.html

Основной «миграционный удар» приняли на себя жители Ростовской области, Краснодарского края и Ставрополья. Они практически сразу ощутили на себе все последствия массового приезда беженцев: выросли цены на продукты первой необходимости, ухудшилась ситуация на рынке труда, произошёл всплеск преступности.

Беженцам было не легче. Из-за отсутствия финансирования они столкнулись с нехваткой бесплатного жилья, а также со всевозможными препонами в оформлении необходимых документов. В связи с этим часть беженцев жила под постоянной угрозой выдворения из страны, испытывала трудности с получением социальной и медицинской помощи, трудоустройством. Возможно, поэтому в 2018 году стал заметен процесс возвращения украинских беженцев на родину.

В МВД России сообщили, что по состоянию на 21 марта 2017 года в России проживают 234 301 гражданин Украины со статусом временного убежища. С заявлением о продлении срока временного убежища обратилось 15 314 человек, 149 получили отказ, 1 244 заявления рассматриваются.

В 2017 году в территориальные органы МВД по вопросу признания беженцем обратилось 33 гражданина Украины, один из которых получил статус. Заявления на временное убежище написал 1 801 человек, свидетельства выдали 1 529.

Мария Литвинова

http://migrant.ru/ukraincy-bolshe-ne-begut-v-rossiyu/

Основные страны-доноры беженцев для РФ:

  • Украина;
  • Казахстан;
  • Грузия;
  • Узбекистан;
  • Таджикистан.

Помимо этого, за статусом беженца в последние годы обращаются жители Афганистана, Ирака и Сирии.

Как в 2018 году оформить статус беженца или добиться предоставления временного убежища в РФ

С юридической точки зрения, беженцем можно считать человека, покинувшего страну своего обычного проживания в силу весомых опасений в преследовании по политическим или социальным мотивам, а также из-за реальной опасности для жизни и здоровья (своего и близких). Неудивительно, что в такой ситуации говорить о наличии каких-либо преимуществ статуса очень сложно. Однако они всё же имеются.

Преимущества и недостатки получения статуса беженца

Лица, получившие желанное свидетельство и официально ставшие беженцами, обладают рядом преференций, среди них:

  • бесплатное информирование о своих правах;
  • возможность воспользоваться услугами бесплатного переводчика;
  • безусловное содействие в переезде к месту пребывания и перевозе багажа;
  • безвозмездное размещение в пункте временного пребывания;
  • выдача единовременного пособия;
  • получение материальной помощи в неденежной форме;
  • содействие в трудоустройстве.

К недостаткам статуса можно отнести несвободу в действиях. Любой беженец обязан, например, отправиться к месту проживания, которое ему выберут (если не может самостоятельно решить проблему с жильём), выйти на работу, предложенную службой занятости и прочее.

Если есть на что жить, где проживать и работать - ок. А если нет, нелегальное проживание в другой стране ещё хуже минусов статуса беженца, разве нет? Когда один, проблем мало, а если целой семьёй… выбора почти нет.

roman_yerokhin

http://olga-fink.livejournal.com/1113633.html

Таблица: различие между статусами беженца и вынужденного переселенца

Беженцы Вынужденные переселенцы
Определение Лица, не имеющие гражданства страны, в которую они прибыли Граждане страны и постоянно проживающие в ней на законных основаниях иностранцы
Права Право на убежище, физическую защиту, обеспечение минимальными социальными льготами, при этом гражданские права отсутствуют Полноценные гражданские права
Обязанности Соблюдение Конституции РФ, законов и иных правовых актов, обязательные контрольные мероприятия (прохождение переучёта по месту временной регистрации, регулярные медосмотры и прочее) Полный перечень обязанностей в соответствии с Конституцией страны
Длительность статуса В течение 3 лет с последующим ежегодным продлением В течение 5 лет с возможностью однократного продления

Необходимо принять во внимание, что процедуры получения статуса беженца и вынужденного переселенца практически идентичны. Основное различие заключается в перечне необходимых для приобретения статуса документов, стандартном сроке принятия решения и порядке продления статусов.

Видео: учимся отличать статус беженца от получения временного убежища

Пошаговая процедура получения удостоверения беженца

В РФ процесс оформления статуса довольно трудоёмкий. Он может растянуться на срок от нескольких дней (для беженцев) до полугода (для вынужденных переселенцев).

Полный перечень оснований для получения

Лица, подвергающиеся гонениям или преследованиям в стране своей национальной принадлежности, могут обоснованно претендовать на получение статуса беженца в РФ. Основания для оформления статуса - преследование по причине:

  • расовой или национальной принадлежности;
  • вероисповедания;
  • принадлежности к определённой социальной группе;
  • гражданства;
  • наличия политических убеждений, расходящихся с официальной точкой зрения собственной страны.

Необходимые документы и основные требования для предоставления статуса

В России лицо, желающее получить статус беженца, должно представить документы по следующему перечню:

  • ходатайство о признании беженцем;
  • национальный паспорт;
  • документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьёй).

Для получения временного убежища заявителям следует предъявить:

  • заявление о предоставлении убежища;
  • национальный паспорт либо документ, подтверждающий наличие гражданства РФ;
  • документ, подтверждающий родственные связи (при въезде в РФ с семьёй);
  • бумаги, свидетельствующие о преследовании гражданина по указанным выше мотивам.

Пакет документов подаётся лично, рассматриваются только оригиналы. Предъявление копий допустимо лишь в тех случаях, когда претендующее на соответствующий статус лицо ещё не покинуло территорию своего государства.

Кто не сможет подать запрос о статусе

Беженцем (вынужденным переселенцем) не сможет стать человек:

  • прибывший из страны, с которой имеется соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом «О беженцах»;
  • привлечённый в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ;
  • имеющий гражданство третьей страны, где он не преследуется;
  • не желающий вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Куда необходимо направлять прошение

Лицо, активно стремящееся получить статус беженца, обязано обратиться с соответствующим письменным ходатайством на имя Президента РФ.

Таблица: способы подачи ходатайства

Оформление статуса проходит в несколько этапов.

  1. Подача предварительного ходатайства о признании беженцем.
  2. Рассмотрение имеющихся подтверждающих документов.
  3. Принятие властями решения о дальнейшем рассмотрении ходатайства либо отказ в силу отсутствия оснований для присвоения статуса беженца.
  4. Рассмотрение заявления по существу.
  5. Вынесение обоснованного решения о признании беженцем либо отказ в связи с отсутствием повода для предоставления статуса.
  6. Выдача подтверждающих документов (свидетельства о признании беженцем либо отказного письма).

После подачи ходатайства сотрудник УМВД РФ проведёт беседу с заявителем. В процессе диалога он предложит иммигранту заполнить анкету и опросный лист. Если заявитель плохо владеет русским языком, для этой цели будет приглашён переводчик.

Следует принять во внимание, что к заполнению анкеты и опросного листа нужно подходить ответственно. Прежде всего, на вопросы рекомендовано отвечать чётко, кратко, а, главное, искренне. Любой обман со временем может быть разоблачён. Помимо этого, необходимо соблюдать стандартные правила оформления деловых бумаг: писать разборчиво, не допускать помарок, использовать только чёрные или синие чернила.

Затем в обязательном порядке проводится процедура идентификации личности. В ходе неё осуществляется дактилоскопирование и фотографирование. Полученные фотографии в количестве 2 штук потом прикладываются к ходатайству о предоставлении убежища.

Таблица: где иммигрант пребывает во время рассмотрения ходатайства

На период рассмотрения ходатайства заявителям выдаётся справка, подтверждающая законность их пребывания на российской территории. Она же в течение этого срока станет временным удостоверением личности для иммигранта.

Таблица: сроки рассмотрения заявления

Кто принимает решение по запросу

Присваивать или нет статус беженца, определяет Президент РФ. Следует иметь в виду, что решение о признании перемещённого лица беженцем принимается индивидуально в отношении каждого совершеннолетнего члена семьи . Дети, ещё не достигшие 18 лет, всегда получают статус одновременно с родителями или опекунами.

Стоимость

Оформление статуса беженца и предоставление временного убежища в РФ осуществляются бесплатно.

Видео: актуальные сведения о получении временного убежища в России для украинцев

Что делать после одобрения ходатайства

Мигранту, получившему разрешение на временное убежище, выдаётся соответствующее свидетельство. Срок действия временного убежища - 3 года, в дальнейшем он может ежегодно продлеваться до тех пор, пока в стране проживания беженца действуют факторы, мешающие его возвращению. Например, если основанием для предоставления убежища послужила гражданская война, то статус будет предоставляться до момента окончания конфликта.

Заметьте, что после оформления временного убежища национальный паспорт иностранца будет передан на хранение в территориальный (муниципальный) орган исполнительной власти . Для некоторых соискателей это является неприемлемым, поскольку без паспорта нельзя покинуть территорию РФ. Однако в этом случае ни для кого никаких исключений не предусмотрено.

Продление статуса беженца

По истечении года со дня получения соответствующего статуса беженец может принять решение вернуться на родину, начать процедуру вхождения в гражданство приютившей его страны или обратиться за продлением статуса при наличии к тому оснований.

Заявителю придётся предоставить:

  • заявление о продлении срока;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • удостоверение вынужденного переселенца (беженца);
  • копию паспорта;
  • справку об отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на правах собственности по месту его регистрации;
  • договор найма (аренды) или поднайма (субаренды) жилья (для вынужденных переселенцев, имеющих регистрацию в жилом помещении);
  • другие документы, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства.

Заявление рассматривается в течение 3 недель с даты его подачи. О принятом решении иммигранта извещают в письменном виде.

Отказ в присвоении статуса

Имеются факторы, препятствующие признанию лица беженцем или наделения его временным убежищем. В каждом случае решение принимается индивидуально. Иногда рассматриваемый статус не может быть предоставлен априори. Среди оснований для такого решения:

  • подача фальшивых или подложных документов;
  • опровержение оснований, указанных в заявлении;
  • совершение на территории России уголовно наказуемого деяния;
  • пропуск срока обращения за статусом беженца (12 месяцев с даты прибытия в РФ) или его продления (1 месяц со дня утраты статуса);
  • прочие основания.

В случае не присвоения искомого статуса заявитель может обжаловать вынесенное решение. Для этого следует подать соответствующее прошение в течение 30 дней после получения отказного уведомления.

Интересно, что большая часть «отказных» случаев приходится на ситуации, когда заявитель предоставил недостоверные сведения о своём статусе либо совершил на территории принявшей его страны противоправное деяние. На такие случаи приходится примерно 3/4 отказов. Сроки подачи прошения иммигранты практически никогда не пропускают, и документы у них, по большей части, оформлены правильно. Поэтому периодически встречающиеся в интернете отзывы о том, что российские чиновники необоснованно отказывают в удовлетворении ходатайств беженцев не имеют под собой никаких оснований.

Видео: как действовать, если вам отказали в убежище

Утрата статуса беженца (вынужденного переселенца)

Существуют обстоятельства, при которых лицо перестаёт считаться беженцем. В частности:

  • в случае возврата в страну своей гражданской принадлежности или обычного места жительства, которую оно покинуло;
  • выезда на жительство в третью страну;
  • добровольного отказа от рассматриваемого статуса;
  • приобретения гражданства РФ или другой страны.

Помимо этого, лицо лишится уже предоставленного ему убежища, если его нахождение на территории РФ идёт вразрез с соображениями национальной безопасности. Утратит право на убежище и тот, кто решит заняться противоправной деятельностью. Ещё одним поводом для утраты права на убежище становится открытие факта совершения преступления при условии, что в отношении данного лица имеется вступивший в законную силу судебный приговор.

Решение об утрате статуса принимается органами УМФД РФ в случае обнаружения одного из указанных выше оснований. Лицо, лишённое статуса беженца (вынужденного переселенца), обязано в течение 30 дней покинуть российскую территорию.

Беженцы - такие же люди, как и мы, большинство из них покинуло страну своего постоянного проживания совсем не от хорошей жизни. Главной целью этих людей сегодня является получение возможности снова жить в человеческих условиях, а сокровенной мечтой - возвращение на родину. Необходимо помнить об этом, проявлять терпимость к приезжим и всячески помогать им в минимальные сроки интегрироваться в российское общество.

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года , касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 . Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются МВД России по согласованию с ФСБ России в соответствии с приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 311 «Об утверждении формы справки о законном пребывании иностранного гражданина и лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также форм свидетельства и ходатайства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища» .

Признание беженцем

Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах». В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации. Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.

Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 7 ноября 2017 г. № 838 .

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России. Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик. Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу - до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу , которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем. Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России. Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца . Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.

Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ . Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано. Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора. На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление временного убежища

В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище - это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы МВД России.

При приеме заявления лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которая дает заявителю право на пребывание на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления. Срок рассмотрения заявления - до трех месяцев. Решение по заявлению принимает территориальные органы МВД России. При положительном решении выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Отрицательное решение может быть обжаловано в общем порядке. Временное убежище предоставляется на один год и может продлеваться ежегодно на 12 месяцев. При определенных условиях, лицо может утратить или лишиться временного убежища.

Лица, получившие статус беженца, политическое или временное убежище в Российской Федерации имеют доступ на внутренний рынок труда - они могут работать без получения специального разрешения.

Ознакомиться со статистическими данными в части касающейся предоставления иностранными гражданами и лицами без гражданства убежища на территории Российской Федерации можно в разделе "Предоставление убежища в Российской Федерации.

Беженцем в России признается лицо, которое в силу определенных обстоятельств, не может проживать на территории своей страны, и желающее получить убежище на территории РФ.

В качестве беженца или временного переселенца может выступать иностранный гражданин или лицо без какого-либо гражданства.

Права беженцев

Российское законодательство наделяет беженцев рядом прав и обязанностей. Но только в том случае, если гражданин уже получил соответствующее свидетельство о заявлении на получение статуса беженца на территории РФ.

К основным правам относятся:

  • получение единовременного пособия на каждого члена семьи;
  • направление уполномоченными органами в центр временного пребывания;
  • использование коммунальных услуг в центре;
  • получение продуктов питания в центре;
  • охрана со стороны РФ при нахождении в центре;
  • медицинская помощь;
  • обучение или переобучение для трудоустройства;
  • помощь в трудоустройстве;
  • услуги переводчика;
  • содействие при переезде.
Статус беженца предоставляется на срок до трех лет с момента получения соответствующего свидетельства. При необходимости и наличии достаточных оснований этот срок может быть продлен.

К основным правам беженцам предписываются еще и обязанности, несоблюдение которых влияет на решение уполномоченных органов об удовлетворении заявления иностранного гражданина.

Уполномоченными органами в вопросах временных переселенцев и граждан, нуждающихся в защите и убежище, являются органы Федеральной миграционной службы.

Беженцы с Украины

Беженцы с Украины не пользуются какими-то особыми льготами в сравнении с беженцами другой страны. Поэтому они наделяются такими же правами и обязанностями, как и остальные иностранные граждане.

Особенно большой поток жителей Украины в Россию начался в 2014 году в связи с военными и боевыми действиями в стране. Многие граждане переезжали в РФ с учетом обратного переселения после окончания войны, поэтому и статус беженцев продлевать не собирались. В 2016 году приток украинских жителей существенно сократился.

Примечательно, что согласно Федеральному закону о беженцах получить статус можно только по двум основаниям :

  • опасение в преследовании по расовой принадлежности, национальным или политическим убеждениям;
  • отсутствие какого-либо желания или возможности для возвращения домой в страну (лица без гражданства).

Граждане, бегущие от военных действий на Украине, не попадают под эти категории. Однако статус беженца в РФ они получить все-таки могут.

Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Скачать и распечатать бесплатно

Что делать после переезда

После того как иностранный гражданин, желающий получить убежище, пересек границу России, ему необходимо придерживаться определенного плана действий .

В частности, нужно:

  1. Направить ходатайство о получении статуса.
  2. Получить свидетельство о рассмотрении ходатайства.
  3. Встать на учет по месту пребывания.
  4. Пройти медицинское освидетельствование.
  5. Получить удостоверение или мотивированный отказ в удовлетворении ходатайства.
  6. Получить проездной документ (для тех, кто получил удостоверение).

Как правило, граждане ходатайствуют о получении статуса беженца тогда, когда уже пересекли границу с РФ. Однако законодательством России предусматривается и получение заявления от лиц, которые еще находятся на территории своей страны.

Граждане другой страны могут получить статус беженца тогда, когда направят соответствующее ходатайство в территориальный орган ФМС, МВД или ФСБ.

Куда направляется ходатайство до переезда

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства планирует временный переезд в РФ, то подать ходатайство он может в любое из установленных ведомств.

К ним относятся:

  • Консульство РФ на территории страны гражданина;
  • Дипломатическое представительство РФ на территории страны гражданина;
  • орган пограничного контроля Федеральной службы безопасности (ФСБ) при пересечении границы РФ.

Предусматриваются ситуации, когда иностранные граждане пересекают границу между странами незаконно. А, значит, направить ходатайство о получении статуса беженца в РФ на границе не могут. Законодательством допускается, что такие лица могут подать соответствующее заявление в следующие ведомства на выбор:

  • орган пограничного контроля ФСБ;
  • территориальный орган МВД;
  • территориальный орган ФМС.

Поскольку Федеральная миграционная служба перешла в ведомство МВД, заявление можно подать в любое отделение по месту пребывания.

Те, кто пересекли границу незаконно, направить ходатайство на присвоение статуса беженца могут только в течение 24 часов. По истечении этого срока граждане могут быть высланы из Российской Федерации.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Подача ходатайства

Ходатайство подается в один из видов ведомства. Согласно установленным правилам, с 2016 года составляется оно на русском языке .

Если человек не обладает достаточными знаниями для заполнения формы, то ему предоставляется переводчик, работающий на безвозмездной основе.

В случае если человек переезжает вместе с несовершеннолетними детьми, то сведения о них вносятся в ходатайство родителя. Если на момент пересечения границы РФ детям более 18 лет, то они подают заявление от своего имени.

Помимо заполнения самого ходатайства гражданам требуется заполнить опросную форму , которая позволяет рассмотреть причины покидания страны наиболее полно.

В случае если у человека есть на руках документы, которые подтверждают необходимость временного переезда в РФ, то они существенно ускоряют процесс получения статуса беженца. Подача заявления в электронном виде не предусмотрена , форма заполняется лично заявителем в письменном виде.

Рассмотрение ходатайства

В случае если заявление подается за пределами РФ, то срок на предварительное рассмотрение установлен в один календарный месяц. В течение этого времени ходатайство направляется в компетентные органы, изучается, составляется ответ. При этом срок отсчитывается с момента получения дипломатическим консульством или представительством, а не с момента составления документа.

Если ходатайство направляется после составления при пересечении границы РФ, то срок рассмотрения составляет 5 рабочих дней. В этот же период гражданин и члены его семьи получают свидетельство, которое приравнивает их к беженцам на территории России.

Свидетельство беженца

Данный документ приравнивается к внутреннему паспорту граждан РФ, является основанием для получения причитающихся льгот и помощи.

Выдается свидетельство в том отделении Федеральной миграционной службы, в котором гражданин встал на учет, оформил временную регистрацию по месту пребывания. На время действия свидетельства у беженца забирается его паспорт на хранение. Пересекать границу в течение одного года гражданам запрещено в целях их собственной безопасности и исполнения установленных законодательных норм РФ.

Свидетельство имеет установленную форму, поэтому все документы, выходящие за рамки этой формы, считаются недействительными. Максимальный срок действия — 3 года. По истечении времени его можно продлить еще на один год.

Упрощенный режим для жителей Украины

Граждане Украины могут переселиться в Россию по программе переселенцев-соотечественников . Данная программа подразумевает, что граждане, которые проживают в странах бывшего СНГ, могут в упрощенной форме подать документы на переезд.

В этом случае граждане Украины подают заявление в электронном виде, ответ на которое подготавливается Федеральном миграционной службой (Министерством внутренних дел сегодня) в течение 15 календарных дней.

Переселенцами могут выступать только граждане, достигшие 18 лет, владеющие русским языком (устно и письменно) на среднем уровне, а также имеющие трудовой стаж по какой-либо специальности.

Регистрация и гражданство

Гражданин Украины, получивший свидетельство, оформляет временную регистрацию на территории РФ по месту своего пребывания.

После центра размещения беженца и его семью определяют на временное место жительства . Например, в общежитие. В этом случае человек обращается в ФМС по месту нахождения общежития, где подает заявление на временную регистрацию. Форма заявления установлена для всех граждан одинаковая.

После получения временной регистрации по месту пребывания некоторые категории беженцев имеют право на подачу заявления на получение гражданства РФ, полностью отказавшись от гражданства своей страны.

Получение гражданства

Официально процедура имеет название “Выход из гражданства Украины” .

Для получения гражданства РФ необходимо представить следующие документы :

  • заявление (2 экземпляра);
  • фото 3Х4 (4 штуки);
  • свидетельство о рождении или браке (нотариальная копия);
  • вид на жительство (нотариальная копия);
  • письменный отказ от прошлого гражданства (2 экземпляра);
  • аттестат об образовании;
  • медицинская справка;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • сертификат о прохождении теста на знание русского языка.

Примечательно, что получить гражданство РФ может только тот, кто хорошо владеет русским письменным и устным языком.

Право на жилье, трудоустройство и пособия

Граждане, признанные беженцами, имеют право на получение денежного довольствия, размер которого устанавливается для каждого региона отдельно.

Например, для Москвы ежемесячные выплаты составляют 2000 рублей.

Законодательством определено, что беженцы имеют право на получение жилого помещения для проживания на весь период действия статуса. При этом граждане не имеют права самостоятельно выбирать, куда им поселиться. Фонд миграционного жилья состоит из общежитий, квартир и домов.

В дальнейшем беженцы имеют право самостоятельно снимать жилое помещение, оплачивая его из собственных средств.

Центры занятости населения ставят на учет граждан , которые временно переселились в РФ, предоставляют им список актуальных вакансий, помогают с трудоустройством.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

20 декабря 2016, 20:41 Мар 3, 2019 13:50

Кто бы мог подумать, что придет время, когда самой актуальной станет информация о том, как получить в России статус беженца? Однако оказалось, что влиять на ситуацию простые люди не в состоянии. У них один путь: брать пожитки и отправляться в сторону границы единственной страны, которая согласна помочь им сохранить жизнь. Оставим в стороне моральную сторону вопроса. Рассмотрим весь официоз процесса, который создает множество трудностей тем, кому просто не остается иного выхода, как соблюдать все «правила», чтобы не подвергнуться насильственному выселению на неласковую родину (слово написано с маленькой буквы ввиду происходящих событий).

Кто такой беженец

Начнем с самого важного - определения. Чтобы понять, как получить в России статус беженца, нужно для начала уразуметь, а что это, собственно, такое. Понимаете, ведь суть пребывания на территории иного государства может характеризоваться по-разному. От этого зависит срок свободного нахождения, время обязательного пересечения границы, предоставляемые льготы и так далее. То есть гостям России позволительно исследовать достопримечательности и наслаждаться обществом родственников до девяноста дней (безвизовый режим). Другое дело - беженцы. Им ехать-то некуда. Поэтому срок их пребывания не так строго ограничен. Согласно законодательству, беженец - это человек, не имеющий гражданства РФ, который находится на ее территории ввиду явной угрозы его жизни. При этом виды опасностей конкретизированы. К ним относятся: преследование по расовым, национальным, политическим, социальным признакам, вероисповеданию. Если гражданские права в стране проживания не соблюдаются, то человек имеет право обратиться за защитой к РФ. Только доказав основательность своих ходатайств, человек сможет получить статус беженца в России. Но как это сделать? Процедура предусматривает определенный алгоритм. Рассмотрим его пошаговое исполнение.

Шаг 1. Признание

Если вам нужен ответ на вопрос о том, как получить в России статус беженца, то знайте: все начинается с обращения в специальный орган. Надо сказать, что принять подобное заявление могут несколько служб. Если вы находитесь в своей (или иной) стране, то придется найти дипломатический орган (консульство или представительство). Когда дело не терпит отлагательств, то можно просто проследовать к границе. Там вам придется пройти контроль. Вот именно этим служащим (орган погранконтроля ФСБ) нужно подать заявление. Сделать это просто. В любом случае при официальном пересечении границы вам придется заполнять документ, в котором указывается цель въезда. Там есть графа для беженцев. Смело указывайте то, что реально с вами происходит. Получение статуса беженца - не такая простая процедура. Поэтому поступать нужно обдуманно. Если на границе вы заявляете, что просто путешествуете, то как будете оправдываться потом, когда вам скажут, что пора бы и домой отправляться?

Шаг 1-А. Если прозевали

Бывает, что люди спохватываются постфактум. То есть уже некоторое время прожили в РФ, только потом опомнились, что нужно как-то формально зафиксировать свое положение. Куда бежать, как получить в России статус беженца, не столкнувшись с проблемами? Здесь законодательство достаточно лояльно. Обратитесь в МВД или ФМС там, где находитесь в настоящий момент. Важно подать письменное заявление. Особенно для тех, кто по определенным причинам пересекал границу нелегально. Да, это запрещено законом. Но случаи бывают разные. Возможно, у вас были причины непреодолимой силы для такого поступка. Имейте в виду: их придется перечислить.

Шаг 1-Б. Кто может обращаться

В официальные органы писать заявление может только совершеннолетний человек. То есть тому, кто ходатайствует о признании его беженцем, должно быть больше восемнадцати лет. Дети вносятся в анкету родителей (иных взрослых, их сопровождающих). Каждый человек ходатайствует отдельно. Это значит, что глава семейства не может расписаться в заявлении за всех. Нет. Каждый обращается к государству лично! Только детвора может «присоседиться» к своим родителям. Еще к официальному ходатайству нужно приложить все имеющиеся документы, которые, по мнению заявителя, подтверждают обоснованность его подачи. Если данные бумаги изначально составлены на иностранном языке, то требуется сопроводить их официальным переводом на русский. Желательно еще на Родине собрать как можно больше таких доказательств. Это существенно влияет на ход дела. Правовой статус беженцев дает реальные преимущества иностранцам перед обыкновенными туристами. Государство берет на себя определенные обязательства по отношению к ним. Поэтому, чтобы его получить, необходимы доказательства угроз, невозможности проживания в том государстве, из которого вы сбежали.

Шаг 1-В. К чему быть готовым

Надо понимать, что государство просто так официальные статусы не раздает. У него есть о ком заботиться. Поэтому подготовьтесь к проверкам и иным процедурам. Первое, с чем сталкиваются заявители, - опрос. Работник ФМС обязан задать множество вопросов, ответы на которые записываются в форму установленного образца. Кроме того, чтобы получить статус беженца, придется подвергнуться «процедуре идентификации личности». Она включает снятие отпечатков пальцев и фотографирование (прямо как при аресте). Придется потерпеть. Когда официальная часть закончена, не уходите, пока вам на руки не выдадут специальную справку. В ней будет указано, что вы получили временный статус беженца приблизительно на пять рабочих дней (говорят, лучше обращаться в пятницу, тогда срок действия справки больше). Вот теперь можно спокойно ждать.

Шаг 2. Результат

Далеко не все получают желанный статус. Работники ФМС рассматривают ваши документы, определяют обоснованность ходатайства, а затем принимают решение. Если оно отрицательно, то заявитель получает письменное уведомление не только об отказе, но и о причинах такового. Кроме того, человеку должен быть разъяснен нынешний статус. Это необходимо знать и требовать от официальных лиц. Порой судьба и жизнь человека зависит от решения ФМС! Отказ должен быть доведен до заявителя в определенные сроки. На все про все три дня. Когда же ходатайство получило удовлетворительный ответ, беженец получает на руки специальный документ - свидетельство (пока временное). Так, сейчас рассматривается множество обращений людей, которые хотят получить статус беженца из Украины. В связи с событиями весны-лета нынешнего года, скорее всего, все заявления будут удовлетворены.

Шаг 3. Временное пребывание

Когда желанный документ оказался в ваших руках, следует попросить о помощи. Беженцам государство предоставляет единовременное пособие. Пусть оно не слишком велико, но для тех, кому не на кого опереться в чужой стране, это уже помощь. Кроме того, беженец может потребовать, чтобы его поселили в центре временного размещения. Это не навсегда. Ваше ходатайство еще будут рассматривать по существу. Пока будет медленно крутиться бюрократическая машина, у вас появится пристанище (не на улице же ночевать, верно?).

Шаг 4. Учет и медицина

В органах власти вас зарегистрируют (учтут) и направят в медицинское учреждение для освидетельствования. Не забудьте взять с собой детвору. Им врач также не помешает.

Шаг 5. Окончательное решение

ФМС рассматривает документы целых три месяца. Если нужно, то орган может и продлить данный срок. Поэтому торопиться не стоит. Когда решение будет принято, его доведут до вашего сведения в письменной форме. Тем, кого разочаровал отказ в признании беженцем, можно посоветовать обратиться в суд РФ. Остальные получают удостоверения в обмен на паспорт. То есть документ, удостоверяющий гражданство страны, из которой человек сбежал, на время его пребывания в РФ изымается и хранится в ФМС. Тем же, кто обращался в посольство, кроме удостоверения предоставляется еще и билет для следования в страну, которая дала убежище. То есть, беженец имеет право не просто на въезд в РФ, но и на обеспечение такого путешествия.

Отступление. Статус беженца для украинцев

В связи с громадным потоком людей, которые не могут смириться с нынешней властью, боятся за свои жизни, обостряется вопрос о предоставлении им официального статуса. Дело в том, что приграничные территории России вскоре наполнятся людьми, не имеющими средств, жилья и элементарных продуктов. Законодатели предрекают гуманитарную катастрофу и уже стали задумываться об упрощении процедуры официальной регистрации их как беженцев. В конце мая проект документа предложил Думе депутат Е. Федоров. В прессе говорится о том, что в середине июня вопрос будет разрешен положительно. Украинцы смогут получать помощь от РФ по упрощенной процедуре.

1. Признание лица беженцем по российскому праву.

Беженец -- это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

РФ не предоставляет статус беженцам лицам:

в отношении, которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

которые совершили тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ и до того, как они были допущены на территорию РФ в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженца;

которые виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

за которыми компетентные власти государства, в котором они проживали, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого

государства;

которые в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений ООН, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;

которые покинули государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам, либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Признание лица беженцем предусматривает:

обращение с ходатайством о признании беженца;

предварительное рассмотрение ходатайства;

принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

рассмотрение ходатайства по существу;

принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженца.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию РФ;

в пост иммиграционного контроля ФМС России, а при его отсутствии в орган пограничного контроля ФПС России в пункте пропуска через Госграницу РФ при пересечении границы данным лицом;

в орган пограничного контроля, или в территориальный орган внутренних дел, или в территориальный орган ФМС России при вынужденном незаконном пересечении Госграницы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу;

законном основании на территории РФ Чиркин В.Е. «Конституционное право России»-Учебник; 2-ое издание; Москва; Юристь; 2003 г. стр. 127..

Ходатайство, поданное в орган пограничного контроля, передается в пост иммиграционного контроля, а ходатайство, поданное в орган пограничного контроля или территориальный орган внутренних дел при вынужденном незаконном пересечении границы, передается в пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС России.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в следующем порядке:

ходатайство лица, находящегося вне пределов территории РФ, предварительно рассматривается дипломатическим представительством или консульским учреждением в течение одного месяца со дня поступления ходатайства;

ходатайство лица, находящегося в пункте пропуска через Госграницу РФ или на территории РФ, предварительно рассматривается постом иммиграционного контроля или территориальным органом Федеральной миграционной службы в течение пяти рабочих дней со дня поступления ходатайства.

Решение о выдаче свидетельства принимается дипломатическим представительством или консульским учреждением по месту подачи ходатайства либо постом иммиграционного контроля или территориальным органом ФСМ России.

Решение дипломатического представительства или консульского учреждения о выдаче свидетельства и материалы предварительного рассмотрения ходатайства в течение пяти рабочих дней направляются в Федеральную миграционную службу для выдачи свидетельства и рассмотрение ходатайства по существу

При принятии решения о выдаче свидетельства пост иммиграционного контроля или территориальный орган ФМС России оформляет на лицо и членов его семьи личное дело и в течение суток со дня принятия решения вручает или направляет данному лицу свидетельство установленной формы. Свидетельство является документом, удостоверяющим личность лица, ходатайствующего о признании его беженцем. Сведения о членах семьи лица, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в свидетельство одного из родителей, а при отсутствии родителей в свидетельство опекуна либо в свидетельство одного из членов семьи, добровольно взявшего на себя ответственность за поведение, воспитание и содержание членов семьи, не достигших возраста восемнадцати лет. Лицу, ходатайствующему о признании беженцем, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, также вручается свидетельство. Свидетельство является основанием для регистрации в установленном порядке лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел, а также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения и предоставления им предусмотренных законом прав и льгот.

Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных законодательством. Беженцу, достигшему возраста восемнадцати лет, а также беженцу, не достигшему возраста восемнадцати лет и прибывшему на территорию РФ без сопровождения родителей или опекунов, выдается удостоверение установленной формы, которое является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Удостоверение является основанием для регистрации беженца и членов его семьи в территориальном органе внутренних дел.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет с правом дальнейшего продления на каждый последующий год. В случае отказа в признании беженцем решение об отказе вручается или направляется лицу уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения. Лицо, получившее уведомление об отказе в признании беженцем, и не использующее право на обжалование решения об отказе в признании беженцем обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об отказе.

2.Права и обязанности беженцев в РФ.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации. Кроме того, лица, получившие статус беженца, имеют право на содействие в оформлении документов для въезда на территорию России в случае их нахождения вне ее пределов. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливается, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае необходимости сотрудники представительства Федеральной миграционной службы России при посольствах Российской Федерации за рубежом оказывают лицам, признанным в официальном порядке беженцами, необходимую помощь в оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию.

Лицам, получившим статус беженца, оказывается содействие в обеспечении проезда и провоза багажа от центра временного размещения (места временного проживания) до нового места пребывания. Это право реализуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 485 «О порядке оказания содействия лицу, получившему свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, и беженцу в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания». Беженцы имеют право на медицинскую и лекарственную помощь. Более широкое регулирование эта проблема получила в нормативных актах субъектов Федерации. Так, в региональной миграционной программе Краснодарского края на 1996 - 1997 гг., утвер-жденной Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 апреля 1996 г. № 295-П «Кубанские новости» 1996 г. № 129 16 июля 1996 г. существует специальный раздел, озаглавленный «Обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных мигрантов». В связи с тем, что проблемы миграции оказывают существенное влияние на санитарно - эпидемиологическую обстановку в крае и сопровождаются повышением нагрузки на существующую лечебно - профилактическую сеть, а также в целях эффективного решения вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия вынужденных мигрантов, Программа предусматривает проведение целого комплекса мероприятий, в числе которых: организация и устройство при пунктах первичного приема и размещения мигрантов санитарных пропускников для проведения обязательные медицинских осмотров мигрантов; оказание медицинской помощи, обеспечение вынужденных мигрантов медицинским страховым полисом; определение порядка обеспечения нуждающихся мигрантов лекарственными препаратами.

Кроме того, в рамках Программы предусматривается проведение оценки, анализа и прогнозирования санитарно - эпидемиологической обстановки и состояния здоровья вынужденных мигрантов, а также местного населения, в том числе: оценка уровня загрязненности на территориях временного и постоянного размещения вынужденных мигрантов; оценка влияния заболеваемости прибывших вынужденных мигрантов на состояние здоровья жителей края.

Предупреждение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний среди вынужденных мигрантов и населения края предполагает совершенствование контроля за выполнением мероприятий санитарно - эпидемиологической безопасности; выделение средств для обеспечения вынужденных мигрантов достаточным количеством вакцин, моющих и дезинфицирующих средств; организацию прививочной работы среди мигрантов.

Так, в соответствии с распоряжением главы администрации Ставропольского края от 24 марта 1993 г. N 145-Р «Об обеспечении иммунизации прибывших в край беженцев и вынужденных переселенцев» в целях разработки системы мер по санитарной охране территории края от заноса и распространения конвенционных и других особо опасных инфекций предусматривается своевременное выявление больных и обеспечение иммунизации прибывающих в край беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим управлению здравоохранения администрации края поручено организовать принятие на учет прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в медицинских учреждениях по месту жительства, оказание медицинской помощи и проведение иммунизации, в первую очередь детей, согласно действующим директивным документам.

Для обеспечения решения этих задач главам администраций районов и городов края разрешено проводить регистрацию и выдачу удостоверений беженцам и вынужденным переселенцам только после принятия их на учет в территориальных медицинских учреждениях по месту предполагаемого проживания. Им также поручено представлять ежемесячно для сверки списки зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев территориальным медицинским учреждениям по месту предполагаемого проживания.

Лица, признанные в официальном порядке беженцами, имеют также право на получение содействия в направлении их на профессиональное обучение или трудоустройство и работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ) Собрание законодательства РФ 1996 г. № 17 ст. 1915 подчеркивается, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. К данной категории лиц этим Законом помимо прочих отнесены также беженцы, для которых предусматриваются дополнительные гарантии в сфере занятости.

В отношении трудоустройства беженцев российским законодательством предусматриваются отдельные изъятия, касающиеся их права заниматься определенными видами деятельности и занимать определенные должности. Так, например, в соответствии с российским законодательством беженцы, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не могут занимать выборные и другие должности в государственной и муниципальной службе, работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных или морских судов и т.д.

Лица, получившие статус беженца, имеют право на получение социальной помощи со стороны государства. По сравнению с вынужденными переселенцами объем их прав несколько ограничен в связи с тем, что они не являются гражданами Российской Федерации. Тем не менее в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов для них предусмотрены определенные меры социальной помощи и поддержки. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1996 г. N 162-ФЗ) Собрание законодательства РФ. 1995 г. №21 Ст.1929, 1997№ 1 ст. 3. беженцам так же, как и гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, предоставляются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

В случае признания иммигранта беженцем в Российской Федерации ФМС России и ее территориальные органы совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывают ему содействие в расселении и адаптации.

При расселении и адаптации учитываются особенности беженца (этнические, социально - психологические и другие), а также экономические возможности принимающих субъектов Российской Федерации.

Беженцу при расселении определяется место жительства и предоставляется жилое помещение из специального жилищного фонда, которым он может пользоваться только в период действия статуса беженца в Российской Федерации. При этом на семью выделяется лишь одно жилое помещение.

Помимо прав за беженцами закрепляется целый ряд обязанностей. Некоторые из этих обязанностей распространяются на них в силу их пребывания на территории России, пользования ее зашитой и покровительством. Так, обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство распространяется на всех граждан Российской Федерации, в том числе и вынужденных переселенцев, а также беженцев. Вместе с тем существуют и специфические обязанности, предусмотренные только для данной категории лиц.

Так, при перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в ФМС России или в соответствующем территориальном органе, к которому он был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новому месту жительства.

Постановка на учет ФМС России или ее территориальным органом является основанием для регистрации беженца в органах внутренних дел по месту его пребывания.

В случае необходимости для поездок беженца за пределы Российской Федерации ФМС России оформляет ему проездной документ беженца установленного образца. За выдачу проездного документа с беженца взимаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственная пошлина и оплата стоимости бланков в размерах, равных оплате при получении заграничного паспорта.

3. Лишение статуса беженца.

Статья 9 Закона перечисляет основания, по которым лица утрачивают или лишаются статуса «беженца». Понятия «утрата» и «лишение» имеют разное значение. Лишение статуса беженца следует рассматривать как санкцию со стороны государства за неправомерное поведение. Что касается утраты статуса беженца, то она происходит в силу обстоятельств, связанных с волеизъявлением самого лица. К их числу относится получение лицом разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации, приобретение российского гражданства либо гражданства иного государства, добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности и иные, предусмотренные законом обстоятельства.

Лицо лишается статуса беженца по следующим основаниям:

если оно совершило преступление на территории России и осуждено за него по вступившему в силу приговору суда;

умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем в Российской Федерации.

Лицу, утратившему статус беженца либо лишенному данного статуса, вручается соответствующее уведомление с указанием причин принятого решения и порядка его обжалования. Данный документ вручается ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом беженец обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус беженца в Российской Федерации утрачен или лишенному его в силу причин, изложенных в настоящей статье, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его семьи. В случае отказа от добровольного выезда иммигрант депортируется из Российской Федерации. Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использующее право обжалования решения и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Лицо, обжаловавшее решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и получившее отказ на жалобу, а также не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и отказывающееся от добровольного выезда, выдворяется (депортируется) совместно с членами семьи за пределы территории РФ. Лицо, лишенное статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории Российской Федерации, подлежит выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации после отбытия наказания, если иные правила не предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, можно выделить следующие причины лишения статуса беженца: после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ; если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело; если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности; если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований; если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть, в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для оставления государства, более не существуют; если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, в данном государстве более не существуют.

Таким образом, лицо, утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца и не использующее право на обжалование такого решения, а так же не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории РФ, обязано покинуть территорию РФ совместно с членами семьи в месячный срок со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца Баглай М.В. «Конституционное право РФ» ;Учебник для вузов; 3-е издание; Москва; Издательство НОРМА; 2001 г. Стр. 292..

4. Гарантии лица, получившего статус беженца.

В соответствии со ст. 33 Конвенции о статусе беженцев запрещается высылка беженцев или их принудительное возвращение в страны, из которых они прибыли, где их жизни или свободе угрожает опасность из-за их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Однако это правило может не применяться к беженцам, которые представляют реальную угрозу безопасности страны их пребывания либо осужденным вступившим в силу приговором суда за совершение особо тяжких преступлений. Этот же принцип невысылки в страну

своего прежнего местожительства (получивший в международном праве на-звание «non - refoulement») подтвержден и в Протоколе 1967 года. В той или иной мере это провозглашено и в Конвенции ООН против пыток 1984 года, а также в некоторых региональных документах. Так, п. 3 ст. II Конвенции ОАЕ по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке 1969 года объявляет, что «ни одно лицо не должно подвергаться.... таким мерам, как отказ в приеме на границе, возвращение или высылка, которые вынудили бы его вернуться на территорию, где его жизнь, личная неприкосновенность или свобода могут оказаться под угрозой...».

Лицо, ходатайствующее о признании беженцем или признанное беженцем либо утратившее статус беженца или лишенное статуса беженца, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) при сохранении в данном государстве обстоятельств.

Решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.

Срок подачи жалобы не должен превышать:

один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме;

три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.

До принятия решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, и члены его семьи имеют права и выполняют обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в части, не противоречащей настоящему правовому положению данных лиц.

Лицо, получившее уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо лицо, получившее уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца по обстоятельствам, предусмотренным настоящим законом, и использовавшее право на обжалование решения об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем либо решение об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца в соответствии с настоящей статьей, обязано покинуть территорию Российской Федерации совместно с членами семьи в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу при отсутствии у данных лиц иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.



 

Возможно, будет полезно почитать: