Ввод в эксплуатацию автомобиля. Автомобиль на предприятии: спорные вопросы налогового учета

Е. Л. Ермошина, эксперт журнала

Мало найдется на сегодняшний день предприятий, которых бы не касались вопросы, связанные с приобретением, содержанием, эксплуатацией и, наконец, с выбытием транспортных средств. Надо ли дожидаться регистрации в ГИБДД автомобиля, уже введенного в эксплуатацию, чтобы начать начисление по нему амортизации? Как определить автомобиля для целей начисления налоговой амортизации, если этот автомобиль нельзя однозначно отнести к конкретной амортизационной группе? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из данной статьи.

Регистрация и начало амортизации

Одним из спорных на сегодняшний день остается вопрос о том, имеет ли значение для начисления амортизации по транспортным средствам момент их регистрации в ГИБДД или органах Гостехнадзора. Напомним суть проблемы. Всем известно, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов. Об этом говорится в п. 3 ст. 15 Федерального закона № 196-ФЗ 1 .

Как следует из п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 2 , собственники (владельцы) автомобилей обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в ГИБДД в течение пяти суток после приобретения. Пунктом 25 Административного регламента МВД 3 определено, что максимальный срок совершения регистрационного действия с выдачей документов и регистрационных знаков устанавливается территориальным органом управления Госавтоинспекции субъекта РФ и не может превышать трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины. Исключение составляют случаи, когда принимается решение об отказе в регистрации автотранспортного средства или возникают форс-мажорные обстоятельства, не позволяющие совершать процедуры, предусмотренные данным регламентом.

В случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления рассматриваются в срок до 30 суток со дня их поступления. На практике нередко между вводом транспортного средства в эксплуатацию и регистрацией его в органах ГИБДД проходит значительное время. Это могут быть ситуации, когда документы на регистрацию поданы вовремя, однако регистрационные действия ГИБДД, связанные с выдачей документов и регистрационных знаков, длятся более месяца, или ситуации, возникающие по вине самого собственника автомобиля, например когда пропуск пятидневного срока подачи документов обусловлен выбором страховой компании для заключения договора ОСАГО 4 . То есть автомобиль может быть введен в эксплуатацию в одном отчетном (налоговом) периоде, а документы на его регистрацию могут быть поданы в другом.

Поэтому очень важно определиться, с какого месяца должна начисляться амортизация. Напомним, что в соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. При этом в силу п. 11 ст. 258 НК РФ , права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в соответствующую амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Исходя из положений ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Согласно п. 2 ст. 164 ГК РФ государственной регистрации сделок с движимым имуществом не требуется, кроме предусмотренных законом случаев. Необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами, а также право собственности на них законодательством не установлена. Постановление Правительства РФ № 938 регулирует порядок регистрации самого автотранспортного средства в государственных органах 5 .

Учитывая изложенное, Минфин, к примеру, считает (см. Письмо от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303), что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, на основании п. 4 ст. 259 НК РФ. При этом расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ (так называемая «амортизационная премия»), признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации.

Дополнительно см. статью М. В. Подкопаева «Амортизационная премия: применяем и проверяем», № 20, 2012.

В большинстве арбитражных споров на эту тему судьи придерживаются того же подхода, что и Минфин. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 указал, что положения Федерального закона № 196-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 938 не регулируют порядок ввода объекта в эксплуатацию, возникновения права собственности на транспортное средство и начисления амортизации.

Судьи пришли к выводу, что начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в соответствующих органах, транспортное средство в налоговом учете должно включаться в состав амортизируемого имущества в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от момента регистрации его в органах Гостехнадзора. Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 07.09.2010 № КА-А40/10331-10, отметив, что регистрация транспортных средств в ГИБДД (Гостехнадзоре) является специальной и носит исключительно информационный (учетный) характер.

Однако имеется и иной подход к данной проблеме: срок полезного использования в целях начисления амортизации не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе эксплуатировать принадлежащий ему автомобиль, то есть даты регистрации транспортного средства в органах ГИБДД или Гостехнадзора. Такого мнения придерживаются некоторые судьи (см. постановления ФАС ЗСО от 18.06.2010 № А27-19317/2009, от 03.05.2005 № Ф04-2522/2005(10706-А27-40)), и, по мнению автора, небезосновательно.

В связи с этим, полагаем, во избежание возникновения споров с налоговыми органами и для уменьшения налоговых рисков необходимо, чтобы дата ввода в эксплуатацию транспортного средства и дата регистрации в органах ГИБДД (Гостехнадзора) приходились на один отчетный (налоговый) период.

К св едению

Что касается прекращения начисления амортизации, здесь Минфин проводит четкую зависимость от момента снятия с учета. Например, в Письме от 21.07.2010 № 03-03-06/1/468 говорится, что амортизация может учитываться при формировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль при условии использования ТС в деятельности, направленной на извлечение дохода. Таким образом, начисление амортизации по транспортным средствам, находящимся на балансе организации, но снятым с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора, прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия этих транспортных средств с учета.

Несколько слов о госпошлинах за регистрацию транспортных средств

Если организация приобретает транспортное средство, то за его государственную регистрацию она должна уплатить госпошлину. Согласно пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ пошлина взимается в следующих размерах: за регистрацию с выдачей госзнаков на автомобили – 1 500 руб. (на мототранспортные средства, прицепы, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины – 1 000 руб.); паспорта транспортного средства (ПТС) – 500 руб.; свидетельства о регистрации ТС – 300 руб. Как видим, суммы невелики, однако и они вызывают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами на тему, куда относить расходы на уплату госпошлины. Здесь возможны два варианта:

– учесть в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ;

– включить в первоначальную стоимость транспортного средства.

На втором варианте настаивал Минфин аж в 2007 году (Письмо от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101), и с тех пор на эту тему он не высказывался 6 . А вот судьи, наоборот, считают, что затраты на регистрацию автотранспорта не увеличивают его первоначальную стоимость, а учитываются в прочих расходах, так как регистрация в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности (постановления ФАС УО от 25.11.2008 № Ф098694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3). По мнению автора, сумма госпошлин не столь значительна, чтобы спорить на эту тему с налоговиками. Если, к примеру, они настаивают на включении госпошлины в первоначальную стоимость автотранспортного средства, то лучше так и сделать. Однако отметим, что это возможно в случае, когда уплата госпошлины и регистрация в ГИБДД происходят в том же месяце, когда транспортное средство вводится в эксплуатацию.

Определение срока полезного использования

Нередко на практике у бухгалтера возникают сложности с определением срока полезного использования (СПИ) в силу того, что не ясно, к какой амортизационной группе относится то или иное транспортное средство. В каких ситуациях это бывает? Например, при покупке дорогих иномарок представительского или бизнес-класса. Или в случаях, когда транспортное средство не подходит по описанию ни к одной из десяти амортизационных групп, указанных в Классификации ОС 7 . Рассмотрим эти ситуации подробнее.

…для дорогой иномарки

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех до пяти лет включительно. Исключение составляют легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса. Они относятся к пятой амортизационной группе с СПИ свыше семи до десяти лет включительно. Таким образом, легковые автомобили высшего класса независимо от объема двигателя должны попасть в пятую амортизационную группу (например, машина представительского класса Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2 496 см3, то есть менее 3,5 л). Вот здесь-то и начинается самое интересное.

Нередко на практике налоговые органы готовы отнести к нему любую «чрезмерно дорогую», на их взгляд, иномарку. Их стремления понятны. Минимальный СПИ для пятой группы составляет 85 месяцев, тогда как для третьей – всего 37 месяцев. Это значит, что месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому транспортному средству, будет более чем в два раза превышать сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку. Как следствие – появление в акте по результатам налоговой проверки записи о доначислении налога на прибыль. Итак, каким же образом бухгалтер может разобраться, к какой амортизационной группе относится «дорогой» автомобиль? Что говорят по данному поводу «официальные лица»?

К сожалению, разъяснений Минфина на этот счет нам обнаружить не удалось. Есть Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123396@, где говорится следующее. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 8 установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса. При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя.

Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками автомобиля высшего класса следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, считают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

Нередко налоговые органы при проверке правильности отнесения дорогого авто к «нужной» амортизационной группе (о чем свидетельствует арбитражная практика) ссылаются на Методическое руководство РД 37.009.015-98 9 . Как следует из приложения «И» к данному документу, класс автомобиля определяется по его длине. Однако и этот документ особой ясности в проблему не вносит: отнесение к классу F «люкс» (равно как и к классу E «большой») обусловлено размерами автомобиля – свыше 4,6 м. Однако машина может иметь длину более 4,6 м, но при этом «не тянуть» даже на бизнес-класс. Если в споре с организацией налоговая инспекция, предъявляя претензии, будет приводить этот документ, в качестве возражения можно сослаться на то, что Методическое руководство РД 37.009.015-98 не зарегистрировано в Минюсте и предназначено для использования в оценочной деятельности и при проведении независимой технической экспертизы. Что касается арбитражной практики, примерами по данному вопросу она не богата. Так, в Постановлении ФАС ПО от 02.06.2011 № А72-6500/2010 рассматривалась спорная ситуация относительно определения СПИ для автомобиля представительского класса Volkswagen Phaeton.

По мнению организации, спорный автомобиль относится к третьей амортизационной группе, поскольку объем его двигателя менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, поэтому в налоговом учете СПИ в целях начисления амортизации определен как четыре года. Судьи, исходя из анализа Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 и Письма ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к пятой амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков. Приведем еще один пример – Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 № 17АП8900/2008-АК.

В данном постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (третьей или пятой) относить следующие автотранспортные средства: Volvo S80, Mitsubishi Grandis 2.4, Volkswagen Multivan, объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в третью амортизационную группу). Однако длина этих транспортных средств превышает 4,6 м, что позволило налоговым инспекторам «приписать» их к большому классу, отнести к пятой амортизационной группе, пересчитать амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислить налог на прибыль.

Однако судьи с таким подходом не согласились. Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение. Указанные показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД. Такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если организация сомневается, к какой группе отнести «дорогущую» иномарку с объемом двигателя менее 3,5 л, то можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам, например в дилерский центр, где приобретался автомобиль, и в запросе поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если будет получен ответ, что машина – представительского класса, она будет относиться к пятой амортизационной группе.

…для транспортного средства, не поименованного в Классификации ОС

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для достижения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества на основании положений настоящей статьи и с учетом Классификации ОС.

Для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Об этом говорится в п. 6 ст. 258 НК РФ.

В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономразвития. На наш взгляд, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ времен СССР – знаменитое Постановление № 1072 10 , действовавшее до вступления в силу гл. 25 НК РФ.

В арбитражной практике есть масса примеров, где судьи поддержали налогоплательщиков, воспользовавшихся для определения СПИ данным документом. Так, в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 ФАС ЗСО рассматривал спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к четвертой амортизационной группе, налоговая инспекция – к пятой.

Судом было установлено, что в Классификации ОС такой вид основных средств, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением № 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн» с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует четвертой амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ. Суд пришел к выводу, что карьерный самосвал БелАЗ правомерно отнесен организацией к четвертой амортизационной группе и правильно определен СПИ для расчета амортизации. При этом судьи указали: доводы налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не являются основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к пятой амортизационной группе.

Аналогичное мнение о возможности использования Постановления № 1072 для определения СПИ высказано в постановлениях ФАС ДВО от 29.12.2009 № Ф03-5980/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 № 09АП-10737/2011-АК 11 .

1 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2 Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
3 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001).
4 Заключение договора ОСАГО является обязательным условием регистрации транспортных средств (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
5 Отметим, что некоторые транспортные средства (тракторы, самоходные дорожностроительные и иные машины и прицепы) должны пройти регистрацию в органах Гостехнадзора.
6 Если не считать разъяснений относительно налогового учета госпошлины, уплачиваемой в других случаях, например за регистрацию права собственности на объект недвижимости (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03‑03‑06‑1/295, от 04.03.2010 № 03‑03‑06/1/113 и др.).
7 Классификация основных средств, включаемых в , утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
8 Утверждено Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.
9 Утверждено Минэкономики России 04.06.1998.
10 Постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
11 Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 № А40-130812/10-127-755.

На основании какого документа принимать к учету на счет 01 транспортное средство, после оплаты выкупной стоимости: датой подписания Акта приема-передачи или датой регистрации в ГИБДД?

Чтобы вести транспортное средство в эксплуатацию нужно создать комиссию и определить дату ввода, внутренним документом, например актом или отдельным приказом .

Дата регистрации в ГИБДД и дата подписания акта приема-передачи не влияет на дату ввода в эксплуатацию.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как ввести в эксплуатацию основное средство

Чтобы своевременно начать платить налог на имущество, начислять амортизацию, а НДС с расходов на его приобретение принять к вычету, сначала объект нужно ввести в эксплуатацию и отразить в составе основных средств. Обычно это делают тогда, когда все необходимые работы по доведению имущества до состояния, пригодного к использованию, выполнены.

Ввод основного средства в эксплуатацию – это документально оформленные действия, которые подтверждают готовность имущества к использованию по назначению*. Такое определение дано в ГОСТ 25866-83 , который утвержден постановлением Госстандарта СССР от 13 июля 1983 г. № 3105 .

Важно помнить, что в составе основных средств нужно отражать все имущество, которое отвечает определенным критериям . В эксплуатацию вводят те объекты, которые в принципе готовы к использованию. А используется на самом деле основное средство или еще нет, значения не имеет – его все равно необходимо ввести в эксплуатацию. Правда, когда объект простаивает, его можно законсервировать .

При вводе в эксплуатацию проводят оценку самой возможности использования объекта в качестве основного средства, определение его первоначальной стоимости , срока полезного использования, а для налогового учета еще и амортизационной группы .

Документальное оформление

В этих формах предусмотрены специальные графы для внесения необходимых сведений. Однако вы вправе создать и утвердить собственную форму акта ввода в эксплуатацию. Главное предусмотреть в нем все необходимые реквизиты . Иначе документ не признают первичным. Например, можно составить акт ввода в эксплуатацию .*

В любом случае форму документа, которым вы оформите ввод в эксплуатацию и оприходование имущества в качестве основного средства, утверждает руководитель приказом к учетной политике*.

О готовности объекта к эксплуатации будет также свидетельствовать заключение специальной комиссии. Его достаточно указать прямо в акте ввода в эксплуатацию. Для этого можно привлечь комиссию, которая занята приемкой приобретенных основных средств *.

Кроме того, на основное средство заводят инвентарную карточку или книгу в зависимости от того, как вы учитываете основные средства. При этом можно воспользоваться следующими типовыми формами: № ОС-6 , ОС-6а , ОС-6б .

Ситуация : как определить дату, когда объект основных средств ввели в эксплуатацию*

Дату ввода в эксплуатацию установите в момент готовности основного средства к использованию. Сделать это можно внутренним документом, например актом или отдельным приказом .*

Момент, когда вы фактически начнете использовать имущество, значения не имеет. Ведь готовое к использованию имущество начинает изнашиваться и морально устаревать сразу. Его нужно амортизировать. При этом если объект не введен в эксплуатацию, его не амортизируют. Это следует из пункта 4 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Исключение предусмотрено только для законсервированного имущества. Но даже его все равно сначала вводят в эксплуатацию, а потом консервируют .

Внимание : если документов, подтверждающих дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, не будет, при проверке налоговые инспекторы могут исключить начисленную амортизацию из затрат, учтенных при расчете налога на прибыль. Связано это с тем, что в отличие от бухучета в налоговом учете амортизация начисляется со следующего месяца после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ ). Как следствие, на сумму недоимки организации начислят пени и штрафы.*

Чтобы зафиксировать дату ввода в эксплуатацию, используйте типовые документы – формы № ОС-1 , ОС-1а или ОС-1б . Для этого в них добавьте графу «Дата ввода основного средства в эксплуатацию». Так позволяет поступить Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации , утвержденный постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20 . Внесение дополнительного реквизита в форму № ОС-1 пропишите в учетной политике .*

В качестве альтернативы можно использовать акт ввода в эксплуатацию, разработанный самостоятельно , или просто зафиксировать дату приказом руководителя.*

Для бухучета факт ввода в эксплуатацию не столь важен. Ведь в составе основных средств на счете 01 нужно отражать любое имущество, соответствующее установленным критериям . И начинать амортизировать основное средство в бухучете нужно именно после его принятия к бухучету.

Сергей Разгулин ,

2. Ситуация: Можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)

Да, можно.

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию* (п. 4 ст. 259 НК РФ ).

Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию* (п. 4 ст. 259 НК РФ ).

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

С уважением,

Светлана Баркова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Светланой Чуприковой,

начальником Горячей линии БСС «Система Главбух».

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Жанны (г. Великий Новгород)

Приобрели автомобиль у физлица. В ПТС указана дата купли-продажи 14.01.10г. Дата постановки на учет 22.01.10г. Все госпошлины оплатили 19.01.10г. На какую дату мы должны в БУ и НУ поставить а/м на сч.01? И будут ли включаться в первоначальную стоимость госпошлины?

Вопрос о моменте ввода объекта в эксплуатацию основных средств, в рассматриваемом случае - автомобиль, нормативно-правовыми актами не регулируется. Это решает руководство организации в зависимости от того, готов ли данный объект к использованию в производственной деятельности.

При вводе автотранспортных средств в эксплуатацию необходимо учитывать следующее. Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства допускаются к дорожному движению на территории Российской Федерации путем их регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения" утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В п. 12 этого документа говорится: "Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства... не зарегистрированные в установленном порядке". Порядок государственной регистрации транспортных средств установлен Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59.

Таким образом, организация вправе эксплуатировать автомобиль только после его государственной регистрации в органах ГИБДД. Если организация введет в эксплуатацию автомобиль, не прошедший госрегистрацию, и в течение длительного времени не будет его регистрировать в органах ГИБДД, это может привести к негативным последствиям по налогу на прибыль. Сумму амортизации по незарегистрированному автомобилю нельзя считать экономически обоснованным расходом. Значит, она не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Учитывая изложенное, ваша организация может вводить автомобиль в эксплуатацию, начиная с 22.01.10г., т.е. с даты государственной регистрации автомобиля в органах ГИБДД.
Что касается уплаченной госпошлины, то вопрос неоднозначный. Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Как отмечалось выше, транспортные средства допускаются к участию в дорожном движении на территории РФ только после их регистрации в ГИБДД и выдачи соответствующих документов. Поэтому, по мнению контролирующих органов, госпошлина, уплачиваемая в связи с такой регистрацией ОС, относится к фактическим затратам на его приобретение и, соответственно, включается в его первоначальную стоимость и списывается в установленном порядке при начислении амортизации (Письма Минфина России от 01.06.2007 N 03-03-06/2/101, от 05.07.2006 N 03-06-01-04/138, от 26.06.2006 N 07-05-06/161).

Но такая точка зрения не бесспорна. Во-первых, госпошлина за постановку автомобиля на учет является федеральным сбором (п. 10 ст. 13 НК РФ), а значит, относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п.п. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во-вторых, регистрация транспортного средства в ГИБДД не считается доведением его до состояния, пригодного для использования, так как осуществляется только в целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и оценки его технического состояния для эксплуатации (п. 1.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").

В то же время, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ). Выбранный порядок учета следует закрепить в учетной политике организации (абз. 5 ст. 313 НК РФ). Таким образом, организация должна самостоятельно принять решение о том, включать госпошлину в первоначальную стоимость автомобиля или учитывать ее в составе прочих расходов. При этом необходимо помнить, что при выборе второго варианта вероятно возникновение споров с налоговыми органами.

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

К атегория:

Погрузочно-разгрузочные работы

Порядок ввода машин в эксплуатацию


Все погрузочно-разгрузочные машины (за исключением арендованных) должны находиться на балансе механизированных дистанций (хозрасчетных участков) и иметь инвентарный номер. Автомобильные краны и другие машины, подлежащие учету в Госавтоинспекции (ГАИ), необходимо там зарегистрировать и получить на них государственный номерной знак. Краны всех типов и экскаваторы, предназначенные для работ с крюком, грейфером или магнитом, до пуска в эксплуатацию подлежат регистрации в дорожной инспекции котлонадзора МПС.

Кроме дорожных инспекций, на дистанции организуется местный технический надзор, деятельность которого контролируется администрацией. Этот надзор распространяется и на те погрузочно-разгрузочные машины и установки, которые не поднадзорны дорожной инспекции. Как правило, ответственность за соблюдение технического надзора возлагается на главного инженера или заместителя начальника механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ. Ответственное лицо за технический надзор на дистанции подготавливает и предъявляет дорожной инспекции поднадзорные погрузочно-разгрузочные машины и установки для проведения первичного, очередного, внеочередного или контрольного освидетельствований., При монтаже новых машин ответственное лицо контролирует качество работ, а также ведет надзор за соблюдением планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин. Помимо лица, ответственного за технический надзор, назначается ответственный за исправное состояние машин. Им обычно является инженер по механизации. Дата и номер приказа о назначении этого ответственного лица, а также его фамилия, имя, отчество и личная подпись должны быть указаны в паспорте машины. При поступлении новых машин в дистанцию (хозрасчетный участок) необходимо проверить наличие пломб, исправность упаковки, комплектность машины, инструмента, запасных частей в соответствии с накладной и упаковочным листом, установить наличие технической документации. При некомплектности машины, прилагаемого набора инструмента и запасных частей, наличии повреждений составляется акт, который предъявляется поставщику. На каждую погрузочно-разгрузочную машину ведется технический паспорт установленной формы. Заполнение паспорта ведется ответственным лицом. Паспорт хранится как документ строгой отчетности. В случае преждевременного износа или выхода из строя машины (при условии соблюдения предписанных правил эксплуатации), в течение срока действия заводской гарантии, оформляется акт-рекламация, который предъявляется заводу-изготовителю.



Погрузочно-разгрузочные машины регистрируются в дорожной инспекции котлонадзора МГ1С по заявлению руководства дистанции (хозрасчетного участка) по предъявлении паспорта машины. При регистрации машины, перемещающейся по рельсовому пути, необходимо также представить документы о соответствии подкранового пути типу машины. Разрешение на пуск в эксплуатацию машин, подлежащих регистрации в инспекциях котлонадзора МПС, должно быть получено от этих органов в следующих случаях: перед пуском в работу вновь зарегистрированной машины; после монтажа, вызванного перестановкой машин на новое место; после реконструкции машины или капитального ремонта ее металлоконструкций.

Разрешение на пуск машин выдается на основании результатов технического освидетельствования, проведенного руководством дистанции (хозрасчетного участка), и контрольной проверки состояния машины при участии представителя дорожной инспекции котлонадзора. Разрешение на работу крана записывается в паспорт крана лицом, выдавшим разрешение, а других машин и съемных грузозахватных приспособлений- в журнале учета и осмотра лицом, отвечающим за их исправное состояние. Новые и капитально отремонтированные машины до пуска в эксплуатацию подвергаются обкатке в режиме, соответствующем заводским инструкциям. Запрещается вводить в эксплуатацию машины, не прошедшие обкатку. Работать разрешается только на машине, находящейся в технически исправном состоянии. Технически исправной считается машина, полностью укомплектованная отрегулированными и нормально работающими агрегатами, узлами и контрольными приборами. Машины подлежат снятию с регистрации в дорожной инспекции котлонадзора в случае: списания машины, пришедшей в негодное состояние, а также при передаче машины на другую дорогу.

После покупки автомобиля компания получила транзитные номера и несколько дней эксплуатировала транспортное средство. Зарегистрировать его в ГИБДД удалось только в следующем квартале. Разберемся, в какой момент принять к учету этот автомобиль и инужно ли включать в первоначальную стоимость регистрационную пошлину

15.10.2012
Журнал «Бухгалтерия. Просто, понятно, практично»

Чем руководствоваться

1 Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001.

2 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001.

3 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

4 Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

5 Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

6 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные акти-вы», утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н.

Регистрация в ГИБДД

Транспортные средства регистрируются в органах ГИБДД по месту нахождения покупателя. Причем компания должна позаботиться о регистрации в ограниченные сроки (п. 4 Правил 1):

В течение 5 суток после приобретения или таможенного оформления - если автомобиль куплен на территории подразделения ГИБДД, где он должен быть зарегистрирован;

В течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» - если автомобиль перегоняется с территории другого подразделения ГИБДД.

Если все документы в порядке, то процесс регистрации занимает не более трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты госпошлины. В случаях, когда требуется дополнительная проверка документов подразделением ГИБДД, регистрация может затянуться до 30 суток (п. 25 Административного регламента 2).

ПРОСТОИМЕЙТЕ В ВИДУ

Знак «ТРАНЗИТ» новый владелец автомобиля должен получить в течение 5 суток после покупки, а действует он в течение 20 суток (пп. 33, 33.1 Правил1)

Так или иначе, получается, что период между покупкой автомобиля и постановкой его на учет в ГИБДД может составить почти два месяца. Разумеется, в этот период компания уже использует автомобиль: сначала со знаком «ТРАНЗИТ», а потом, например, на территории своего предприятия.

Когда принимать к учету

Автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как основное средство, если одновременно выполняются условия п. 4 ПБУ 6/01 3:

Автомобиль будет использоваться в производстве, для управленческих нужд либо сдаваться в аренду;

Срок использования превышает 12 месяцев или обычный операционный цикл (если он больше 12 месяцев);

Организация не намерена продавать авто;

Автомобиль способен приносить доход в будущем.

Если при поступлении автомобиля от продавца все эти условия выполняются, компания обязана принять его на учет сразу, не дожидаясь регистрации в ГИБДД. При этом непосредственно в момент приобретения заполняется акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений) по форме № ОС-1. По этому акту автомобиль принимается к учету и вводится в эксплуатацию (<Указания>, утв. Постановлением 4). При этом делаются проводки:

Дт 08 Кт 60 - оприходован автомобиль (на основании товарной накладной);

Дт 01 Кт 08 - автомобиль принят к учету в составе основных средств (на основании акта по форме № ОС-1).

На новый объект основных средств бухгалтер открывает инвентарную карточку (п. 12 Методических указаний 5). Например, по форме № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (утв. Постановлением 4).

Налог на имущество

Средняя стоимость имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ), признаваемого объектом налогообложения за отчетный период (п. 1 ст. 374 НК РФ), определяется так. Берутся величины остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Эти величины складываются, полученная сумма делится на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).

Таким образом, имущество включается в налоговую базу по налогу на имущество с того месяца, в котором оно принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Можно предположить, что в зависимости от конкретной ситуации налоговая инспекция будет по-разному оценивать правильность исчисления налога на имущество.

ПРОСТО НЕ УПУСТИТЕ

Если автомобиль поступил в собранном виде и не требует монтажа (например, установки кузова), то акт о приеме-передаче основных средств нужно оформ-лять сразу в момент поступления.

Регистрация в месяце покупки. Налоговики вполне могут опираться на автори-тет Минфина. В письмах ведомства от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61 и от 05.07.2006 № 03-06-01-04/138 чиновники разъясняют, что в фактические затраты на приобретение автомобиля, которые формируют его первоначальную стоимость, включаются в том числе государственная пошлина и плата за государственный технический осмотр.

Однако Минфин ушел от ответа на вопрос, в какой же момент компания должна учесть авто как основное сред-ство для целей налога на имущество.

В этом случае логично предположить, что принятие автомобиля к бухгалтерскому учету подождет несколько дней - до завершения госрегистрации. Ведь для бюджета выгоднее, чтобы сумма госпошлины за регистрацию транспортного средства и другие возможные платежи включались в первоначальную стоимость объекта.

Регистрация позже месяца покупки. Компании не следует особенно затягивать с постановкой имущества на учет. Лучше сделать это в месяце покупки, не дожида-ясь регистрации. Иначе налоговики сочтут, что компания тянет с увеличением налоговой базы по налогу на имущество. Отсюда риск навлечь налоговые санкции.

Поэтому если компания не хочет рисковать, то бухгалтер может создать оценочное обязательство на сумму будущей госпошлины, увеличив на его величину первоначальную стоимость. По правилам бухучета компания, в принципе, и так обязана это сделать (пп. 4, 5, 8 ПБУ 8/2010 6).

Приведем схему проводок ниже.

В месяце покупки автомобиля:

Дт 08 Кт 60 - оприходовано авто;

Дт 08 Кт 96 - создано оценочное обязательство на сумму будущей госпошлины (бухгалтерская справка);

Дт 01 Кт 08 - автомобиль принят к учету в составе основных средств.

В месяце уплаты госпошлины:

Дт 68 Кт 51 - уплачена госпошлина;

Дт 96 Кт 68 - на дату регистрации начислена госпошлина.

Налоговый учет

Можно ли не включать госпошлину в налоговом учете в первоначальную стоимость и амортизировать автомо-биль, не дожидаясь регистрации? В законодательстве прямого ответа нет, а из норм НК РФ проглядывают разные подходы.

Подход 1. Госпошлина включается в первоначальную стоимость. Первоначальная стоимость купленного основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (кроме возмещаемых НДС и акцизов) (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если регистрацию в ГИБДД считать действием по доведению автомобиля до эксплуатационного состояния, то госпош-лину за регистрацию нужно включать в первоначальную стоимость. При таком подходе до регистрации в ГИБДД амортизировать автомобиль в налоговом учете нельзя.

Подход 2. Госпошлина учитывается как прочий расход. Государственная пошлина за регистрацию в ГИБДД является федеральным сбором (ст. 13, гл. 25.3 НК РФ). Поэтому в налоговом учете она должна включаться в состав прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). При таком подходе первоначальная стоимость формируется задолго до регистрации автомобиля в ГИБДД.

В пользу плательщиков. Отметим, что совсем недавно Минфин России и налоговые органы придерживались подхода 1(письмо Минфина России от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101). Однако налогоплательщикам удавалось доказать несостоятельность этого подхода и правомерность подхода 2 (постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2008 № Ф09-8694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3).

Успехи налогоплательщиков в судах, вероятно, и повлияли на позицию Минфина России. Так, в письме от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 финансовое ведомство прямо не подтвердило правомерность налоговой амортизации автомобиля до регистрации в ГИБДД, но косвенно допустило такую возможность.

Интересно, что в письме была проведена грань между регистрацией прав на недвижимость и регистрацией транспортных средств. Основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию (п. 11 ст. 258 НК РФ). Между тем, госрегистрации подлежат права собственности на объекты недвижимости (ст. 164, 223 ГК РФ). Исходя из ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство является движимой вещью. Его регистрация в ГИБДД не является регистрацией сделки по передаче права собственности.

Ввод в эксплуатацию до регистрации

В том же письме от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303 финансисты сделали такой вывод.

Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества - транспортному средству - начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

В результате остается неясность: насколько правомерен ввод транспортного средства в эксплуатацию до регистрации в ГИБДД. Чтобы найти решение, можно прибегнуть к аналогии.

В частности, суды разбирали похожую проблему: можно ли начислять в налоговом учете амортизацию по объектам связи, на которые не получено разрешение Минсвязи на ввод в эксплуатацию.

Точку поставил Президиум ВАС РФ в постановлении от 18.09.2007 № 5600/07. Судьи заключили, что для целей налогообложения необходимым подтверждением ввода объектов в эксплуатацию является их принятие к бухучету на основании акта приемки-передачи основных средств по унифицированной форме № ОС-1. И что дополнительные условия, налагае-мые нормативными правовыми актами в сфере государственного надзора, не влекут изменения порядка принятия данных объектов к бухгалтерскому учету. И не влияют на налоговые последствия.

ПРАКТИЧНО ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ

Если госпошлину с равными основаниями можно отнести как к первоначальной стоимости, так и к прочим расходам, компания вправе самостоятельно определить, куда именно она отнесет эти затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).



 

Возможно, будет полезно почитать: